СОСТАВЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ МЕНЮ-РАСКЛАДОК | Все для дошкольников и их родителей
На основании перспективного меню ежедневно медицин-
ская сестра составляет меню-рас кладку (в 2 экземплярах
под копирку), являющуюся документом для получения про-
дуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по
расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи.
1 Приказ Министерства здравоохранения СССР, Министерства просве
щения СССРн Министерства торговли СССР «Об организации правильного
питания детей в учебно-воспитательных и лечебно-профилактических
учреждениях» от 31 марта 1980 г № 1—87/2556/08—5/23—5 и от 11 апреля
1980 г. № 26-М.
Один экземпляр передается повару, другой остается у заве-
дующей, которая по истечении дня передает его в бухгалте-
рию. По этому экземпляру меню-раскладки бухгалтерия
списывает продукты и ведет накопительную ведомость по
учету израсходованных за месяц продуктов.
В меню-раскладке проставляют дату, общее количество
питающихся детей и отдельно детей, находящихся в учреж-
сотрудников. Дети, получающие индивидуальное питание,
выделяются отдельной графой. В специальной графе пере-
числяются блюда на каждый прием пищи и указывается
расход продуктов для их приготовления.
Сотрудникам выписывается только комплексный обед,
исходя из набора продуктов для детей в возрасте 3—7 лет.
Стоимость обеда персонал оплачивает ежемесячно по отдель-
ной ведомости. По каждому блюду указывается выход (мас-
са порции готового блюда) в граммах -на одного ребенка.
Массу продуктов лучшее указывать только в граммах или
только в килограммах. Например, в детском саду 100 детей.
го ребенка, на котлету для обеда — 80 г мяса говяжьего.
Здесь запись можно произвести следующим образом: мас-
ло — в граммах — 5/500 или в килограммах — 0,005/0,5;
мясо — в граммах — 80/8000 или в килограммах — 0,080/8.
Можно записать в граммах на одного ребенка, в килограм-
мах— на всех (5/0,5), но каждый раз записывать нужно
одинаково во избежание путаницы. Обычно в меню-расклад-
ке в графе «количество продуктов» фиксируют массу брутто.
В меню-раскладке точно указывается полное наименова-
ние продукта и его сорт, категория, вид технологической
обработки (мясо или птица 1-й или 2-й категории, рыба с
ности и т. д.). Расход продуктов одного и того же наименова-
ния определяется на каждое блюдо в отдельности, а не на
все приемы пищи. Например, в обед расход Картофеля или
масла проставляется на первое и второе блюдо не общей
Цифрой, а на каждое в отдельности. Расход продукта на
изготовление блюда (цифра в числителе) должен соответ-
ствовать принятой рецептуре, картотеке. Произвольная вы-
писка продуктов на блюда не допускается. Она ведет к от-
клонениям в составе питания, нередко бывает причиной
НеДовложения и занижения калорийности, а подчас завуали-
ствиям приводит и недифференцированный подход к выписке
продуктов на блюда для детей разного возраста в детском
дошкольном учреждении (ясли-сад). Например, первое блюдо
по меню для детей всех возрастов готовится в одном котле.
Выход его для детей дошкольного возраста — 250 г, для
раннего — 150 г, т. е. на 40% меньше. Значит продукты,
выписанные на всех детей одинаково, не могли быть израс-
ходованы полностью, что может рассматриваться как вы-
писка дополнительных продуктов, наносящая ущерб питанию
1етей.
Раскладка для приготовления того или иного блюда
должна быть постоянной. Если по принятой рецептуре не
указанном количестве крупы каша получается слишком гу-
стая или наоборот, тогда проводят пробную варку в при-
сутствии медработника и представителя группы народного
контроля. Результаты пробной варки оформляют актом. Акт
утверждается заведующей детским учреждением и является
обоснованным документом для расхода продукта на данное
блюдо.
Чтобы улучшить качество блюд и разнообразить меню,
квалифицированным поварам предоставляют возможность
разрабатывать свои «фирменные» блюда. Однако, прежде
чем готовить эти блюда детям, необходимо продегустировать
их в присутствии заведующей, врача, медсестры и персонала
совывается с врачом санэпидстанции.
В тех случаях, когда какой-либо продукт для составлен-
ного меню своевременно не доставлен, он должен быть за-
менен на равноценный: белковые продукты заменяются на
белковые, овощи — другими овощами. Так, продукт, содер-
жащий животные белки, например мясо, следует заменять
рыбой, творогом, яйцами. Нельзя допускать замену мяса и
рыбы мучными и крупяными изделиями. В зимне-весенний
период возможна замена свежих овощей квашеными, а све-
жих фруктов — консервированными, сухими фруктами или
соками. Не допускается замена овощей крупами, молока сме-
меняться. В отдельных случаях допускается использование
сухого или сгущенного молока.
Замену продуктов проводят с таким расчетом, чтобы
количество белка и жира в суточном рационе не изменялось.
При этом пользуются таблицей замены продуктов (приложе-
ние, табл. VI). Например, намечено было приготовить рыбное
блюдо, но рыба в учреждение не доставлена. В этом случае
по картотеке подбирают подходящее мясное блюдо, учитывая
стоимость и, главное, содержание животного белка в нем.
Принимают в расчет и время его приготовления. Если блюдо
заменяется, следует сразу же сделать запись в основном
части бланка и заверяется подписью заведующей. Например:
«В связи с отсутствием рыбы разрешаю заменить отварную
рыбу блюдом из мяса (мясо тушеное). Раскладка на мясо
тушеное прилагается».
При составлении меню-раскладки нужно учитывать су-
точный объем пищи и массу каждого блюда. Объем пищи
должен соответствовать возрасту ребенка (табл. 6).
Таблица 6. Примерный объем (в мл) илн средняя масса (в г) отдельных блюд для детей от 1 года до 14 лет *
|
* По рекомендациям: Организация питания в детских стационарах: Метод, указания /М во здравоохранения СССР.— М., 1984.— 32 с. |
Для детей с индивидуальным питанием в меню-раскладку
вносится коррекция в соответствии с их потребностью в
питательных веществах и энергии на 1 кг долженствующей
массы тела, которая соответствует возрасту. Дети раннего
возраста должны получать на 1 кг массы тела беЛка и жира
по 3,5—4 г, углеводов — 15—16 г, 95- 110 ккал, дошколь-
ного — соответственно по 3—3,5 г белка и жира, углеводов —
12—15 г, 90—100 ккал.
Ребенку с избыточной массой мучное блюдо заменяют
овощным, часть белого хлеба — черным, уменьшают порцию
каши, вместо картофельного гарнира дают содержащий
меньше углеводов капустный, вместо сладкого компота —
яблоко и т. д.
У детей с недостаточной массой тела стремятся развить
аппетит, давая перед обедом дрожжевой напиток, кусочек
сельди или соленого огурца. Важно, чтобы такие дети обяза-
тельно ели первое блюдо, в особенности овощные супы, так
как они стимулируют работу пищеварительных желез. Вна-
чале можно давать не всю порцию. Иногда вместо общего
первого блюда им предлагают 100 г мясного бульона. Это
подготовит интенсивную пищеварительную обработку вто-
рого, более калорийного блюда и лучшее его усвоение.
Родителям детей с недостаточной массой тела необходимо
разъяснить, что в питании не следует злоупотреблять жир-
ными и сладкими блюдами, снижающими аппетит. Лучше
давать белковые продукты, побольше овощей и фруктов.
Ответственным моментом при составлении меню-рас-
кладки является определение выхода блюд. Без этого нельзя
проконтролировать вложение продуктов, а также правильное
распределение пищи между детьми.
Выход каждого блюда отмечается в меню-раскладке и в
меню, которое вывешивается для родителей. Причем во вто-
рых блюдах раздельно указывают выход мясного или рыб-
ного изделия, гарнира, соуса и других продуктов, дополняю-
щих его. Отдельно записывают выход блюд для детей ран-
него и дошкольного возрастов.
Меню-раскладку с подробным указанием выхода блюд
подписывают медицинский работник, повар и утверждает
заведующий детским учреждением.
Для определения выхода блюд учитывают процент отхо-
дов при холодной обработке и изменение массы продукта при
тепловой. Некоторые Продукты (мясо, рыба, овощи) при теп-
ловой обработке уменьшаются в массе. Для них определяют
потерю массы Другие продукты (крупы, макаронные изде-
лия, мука) увеличивают массу, дают привар, припек. Эти
данные приведены в специальных таблицах (приложение,
табл. I—IV), в которых указаны отходы при холодной обра-
ботке: для овощей с учетом сезонных изменений их качества,
для мяса с учетом упитанности (говядина 1-й и 2-й катего-
рии), для рыбы в зависимости от ее вида (хек, морской
окунь и т. д.) и способа технологической обработки (рыба
с головами, без голов, филе).
Потери при тепловой обработке указаны в таблице 12.
Для ряда продуктов более точный выход определяется
только в процессе приготовления пищи. На величину его
влияет качество продукта, количество изготовляемых пор-
ций, интенсивность нагрева и т. д.
Выход мясных блюд. Поясним, как определяется выход
котлет, на примере. Согласно таблице I (приложение), отходы
при холодной обработке мяса 1-й категории составляют 26 %,
для мяса 2-й категории — 29,5 %. Это значит, что из 1 кг
мяса 1-й категории выход мякотн составит (1000 — 260) =
= 740 г, а из мяса 2-й категории — (1000 — 295) = 705 г.
Процент отходов дается в целом по туше. Однако детские
учреждения получают в большинстве случаев отдельные
части туши, поэтому практический выход мякоти будет не-
сколько иной. Как же определить выход, если, например,
из мяса по меню необходимо приготовить котлеты?
Разберем два варианта (с мясом 1-й и 2-й категории).
Получена котлетная часть говяжьего мяса 1-й катего-
рии, из которой фактический выход мякоти соответствует
расчетному. Раскладкой намечено приготовить котлеты паро-
вые для детей раннего возраста и жареные для детей до-
школьного возраста.
Меню-раскладка продуктов для приготовления котлет
|
Из раскладки, приведенной выше, видим, что на котлету
Для ребенка дошкольного возраста расходуется 80 г говяжье-
го мяса 1-й категории (масса брутто). Вычисляем, сколько
получится мякоти из 80 г мяса брутто, если отходы равны
26% (приложение, табл. I). Составляем пропорцию:
в 100 г (брутто) — 74 г мякоти.
80 г — х
х _ 8° • Ц ___________ 9 г
100 *
В фарш по раскладке входит егце 12 г булки, 17,3 г моло-
ка, 4,3 г (нетто) яйца, 4,2 г (нетто) лука. Подсчитывают
массу сырого фарша по нетто: на одну котлету она составит
97 г, с панировкой (3 г) — 100 г. Потери при тепловой об-
работке составляют 18—20 % исходной массы сырой котле-
ты, в среднем 19 %. При жарении и запекании только до
образования мягкой нежной корки процент потерь умень-
шается.
В итоге масса жареной котлеты должна быть:
100 г — 19 г = 81 г
С учетом естественных потерь выход жареной котлеты
в среднем будет равен 80 г.
Чтобы приготовить такую же котлету (массой 80 г) из
мяса 2-й категории, надо увеличить по раскладке количество
мяса. Производим расчет требуемого количества мяса 2-й
категории: если в 100 г мяса 2-й категории — 70,5 г, то
сколько необходимо взять мяса (брутто), чтобы получить
59,2 г мякоти? Составляем пропорцию:
100 г (брутто) — 70,5 г мякоти
х — 59,2 г
59,2 • 100 оо -7 _
Х= 70,5 = 83,7 г
Таким образом, для получения выхода котлеты массой
80 г необходимо 80 г мяса 1-й категории или 83,7 г 2-й кате-
гории. Если количество мяса 2-й категории увеличить не-
возможно, то выход исчисляется из фактически имеющегося
количества мякоти, полученной из 80 г мяса 2-й категории,
которая составит 56,4 г.
100 — 70,5 г
80 — х
х = 56,4.
Чтобы соблюсти раскладку при таком количестве мяса,
необходимо соответственно уменьшить количество хлеба и
молока (по расчету получится булки 11 г, молока 16). Масса
готового фарша на одну котлету в данном случае будет
равна 91,4 г (56,4 +11 + 16 + 4 + 4), а с учетом потерь
при жарке масса готовой котлеты составит 91,4 — 17,3 =
= 74,1 г.
Потери при жарке вычисляют следующим образом: от
обшей массы фарша вычитают 19 % (установленные потери
при жарке). В данном случае
91,4-,100%
х — 19 % х — *7,3
Следовательно, из 80 г мяса (брутто) 2-й категории выход
котлеты жареной будет равен 74 г. Отклонение расчетной
массы готовых изделий от фактической допускается не
более ± 3 %.
Выход паровой котлеты для детей раннего возраста вы-
числяется аналогично, но с учетом того, что потери при теп-
ловой обработке составляют 18 % исходной массы фарша.
В данном случае выход паровой котлеты из 60 г мяса 1-й
категории для детей раннего возраста будет равен 72,1 г—
— 13,0 г = 59,1 г (72,1 г — масса фарша, 13 г — потери при
тепловой обработке), а выход паровой котлеты из мяса
2 й категории составит соответственно 68 г —- 12,2 г =
= 55,8 г (68 г — масса фарша, 12,2 г — потери при тепловой
обработке). Чтобы получилась готовая котлета по установ-
ленному выходу (например, 80 г), надо в данном случае
для одной котлеты взвесить 97 г фарша. По этому «об-
разцу» весь фарш делят на доске по числу детей, которым
по раскладке выписаны жареные котлеты, затем панируют
изделия. Для большей уверенности весь фарш перед формов-
кой котлет взвешивают.
Если при разделке мяса отходы превышают нормативы,
выход устанавливают, исходя из фактически полученного
количества мякоти. Пример такого расчета приведен выше
для мяса 2 й категории. Процент отходов определяется
в присутствии представителя группы народного контроля и
медсестры. Взвешиваются отдельно отходы и мякоть, резуль-
таты записываются в журнал «Бракераж сырой продук-
ции» (бракеражный журнал). Присутствующие при этом
лица должны расписаться в соответствующей графе. Такая
запись является не только подтверждением причины не-
соответствия закладки и выхода, но и материалом для по-
становки вопроса в соответствующих организацих об
Улучшении снабжения детских учреждений.
Выход рыбных блюд устанавливается аналогичным об-
разом.
Выход каш определяют по таблице IV приложения. При
правильной закладке круп и воды, соблюдении технологи-
ческого процесса фактический выход каш всегда соответ-
ствует табличным данным. В случае несоответствия выхода
запланированной консистенции каши (рассыпчатая, вязкая)
проводят пробную варку из той же крупы, по той же рас-
кладке и направляют 50—100 г каши в лабораторию сан-
эпидемстанции (СЭС) на определение влажности, сухих ве-
ществ, жира и калорийности.
Выход овощных блюд. Отходы при холодной обработке
овощей определяются с учетом времени года. Например,
в осенний период (до 1 ноября) отходы картофеля состав-
ляют в среднем 25 %, зимой — 30—35 %, а весной (с 1 мар-
та)— 40% (приложение, табл III). Количество отходов
зависит также от условий хранения, сорта картофеля и т. д.
Если картофель, заготовленный с осени, хранится в самом
детском учреждении, то время от времени проводят проб-
ную очистку. Для этой цели очищают 5—10 кг картофеля
и взвешивают очистки. Так устанавливают процент отходов
Например, из 10 кг картофеля очистков получилось 3,3 кг.
Расчет процента отходов следующий:
10 кг — 100 % з.з • 100 оо о/
3,3 кг — х х ю — 33 /°-
Отходы составляют 33 %.
Таким же образом определяют отходы из любой партии
полученного картофеля. Результаты пробной очистки кар-
тофеля записывают в бракеражную тетрадь. Чтобы избе-
жать завышенного списания картофеля на блюда в детских
учреждениях, необходимо пробные очистки проводить с опре-
деленной периодичностью. Например, нужно подсчитать,
сколько картофеля с установленным отходом 33 % потребует-
ся, чтобы приготовить картофельное пюре >13 расчета 130 г
на одного ребенка дошкольного возраста и 100 г на одного
ребенка раннего возраста. В картофельное пюре добавляют
молоко (обычно 30 г на порцию), следовательно, картофель-
ной массы для выхода 130 г пюре потребуется 100 г. Потери
при варке очищенного картофеля составляют 3 % (прило-
жение, табл. II) Поэтому для выхода 100 г вареного карто-
феля требуется 103 г сырого очищенного.
Расчет: если из 1 СЮ г картофеля (брутто) при отходе 33 %
получается 67 г очищенного картофеля (нетто), то для полу
чения 103 г необходимо:
100 67 юз. іоо
103 *———— 67^= 153 г
Итак, для получения 103 г очищенного картофеля нужно
взять 153 г картофеля неочищенного (брутто). В пюре до-
бавляется 5 г сливочного масла, поэтому по расчету выход
пюре должен быть не 130 г, а 135 г. Однако, учитывая такие
потери, как остатки на кастрюлях, выход в итоге составит
130 г. Если вычислен расход картофеля на выходе пюре для
детей дошкольного возраста, то расход картофеля на выход
100 г для детей раннего возраста можно установить по про-
порции:
130—15
100 — х
153 ■ 100 _
130 ~
Для установления выхода более сложного блюда, напри-
мер овощного рагу, по таблице определяют потери при
холодной и тепловой обработке для каждого вида овощей
в отдельности. Если качество овощей не соответствует не-
обходимым кондициям, то потери при холодной обработке
рассчитывают и регистрируют по тем же правилам, что и для
картофеля.
Выход первых и третьих блюд. Закладка продуктов про-
изводится по рецептуре, а объем воды — по расчету. Для
этого на всех котлах, кастрюлях наносят уровни, соответст-
вующие объему готовой пищи. Устанавливают объем полов-
ников и другой мерной посуды для раздачи пищи. Жидкие
блюда выдаются по объему, вторые и гарниры — по весу.
Пища не должна готовиться в расчете на добавку, так как
это ведет к разбавлению и снижению питательной ценности
блюд.
Если все же выход определить трудно, кастрюлю с гото-
вой пищей взвешивают и вычитают массу посуды. Вес пищи
делят на количество детей. Однако главное для получения
правильного выхода — это полное вложение продуктов по
меню-раскладке.
doshkolnuk.com
Как составить раскладку меню: образец
С проблемой составления меню приходится сталкиваться каждой хозяйке. Всем известно, что покупать продукты каждый день – процедура очень затратная. Параллельно легко можно набрать в супермаркете много лишнего. Конечно, это в конечном итоге скажется на бюджете.
Но прежде, чем отправляться в магазин, важно составить исчерпывающий список продуктов. Для этого нам и потребуется раскладка меню. Освоив этот навык, вы значительно облегчите задачу распределения финансов и оптимизации питания. Потратив один раз несколько часов, вы избавитесь от мучительных рассуждений на тему, что приготовить на обед. Достаточно будет открыть готовые схемы и выбрать из них один или два рецепта.
Кем используется
Раскладка меню широко применяется во всех отраслях общественного питания. Это столовые и буфеты, закусочные и детские сады. Каждая хозяйка может составлять меню на ближайшую неделю. Для этого тоже и используется раскладка меню. Еще одна сфера практического применения – это туристические походы. Крайне важно взять с собой столько продуктов, чтобы их хватило для питания группы.
Раскладка меню дает возможность спланировать блюда, которые будут готовиться. Соответственно, можно будет рассчитать количество продуктов, необходимых для каждого из них. В результате можно будет сделать общую калькуляцию.
Режим питания
Это первое, что нужно будет учитывать, когда вы составляете раскладку меню. Правильный режим питания способствует нормальному развитию ребенка и улучшению здоровья человека. Обычно рекомендуется принимать пищу 4-5 раз в день. Для маленького ребенка и больного человека эти цифры меняются. Но это не единственное требование, которое должно соблюдаться.
- Потребность человека в пищевых веществах. В течение дня она меняется, об этом необходимо помнить в том случае, если вы составляете меню комплексных обедов или суточное меню.
- Количество питающихся.
- Вкусовые пристрастия.
- Возрастные особенности.
- Стоимость каждой трапезы.
В результате проделанной работы получится сбалансированное, оптимальное питание. Раскладка меню позволит составить список продуктов, которые вам потребуются, и расписать используемые рецепты. Хозяйки отмечают, что такая работа позволяет сильно облегчить задачу по приготовлению еды для семьи. Если это касается технолога столовой или кафе, то здесь такое планирование просто необходимо.
Составление и раскладка продуктов по упрощенному способу
Начать следует с меню. Раскладка блюд по составляющим компонентам начинается с того, что вы должны придумать, что будете готовить. Рекомендуется составлять цикл на 5-7 дней, делать больше вариантов, чтобы еще сильней разнообразить меню, нет никакого смысла. Можно сразу заложить праздничные и особенно значимые дни, меню в которые будет особенно ярким.
Теперь потребуется взять нормы продуктов на человека и умножить на количество людей. Остается посчитать, сколько раз будет повторяться один и тот же вариант меню за определенный промежуток времени. Так вы определите количество необходимых продуктов.
В результате проделанной работы у вас есть все для приготовления выбранных блюд и готовая рецептура. Значит, остается только разобрать выбранные рецепты по категориям: завтрак, обед, ужин.
Образец раскладки для завтраков
Допустим, нам предстоит готовить для небольшой группы из четырех человек. При этом меню мы будем планировать на 6 дней. Для этого необходимо запланировать на три дня раскладку блюд. Меню будет повторяться за это время дважды.
Гречка – 200 г | Рис – 200 г | Овсяные хлопья – 200 г |
Мясо – 60 г | Мясо – 60 г | Сливки сгущенные – 40 г |
Соль – 10 г | Соль – 10 г | Колбаса – 80 г |
Подсолнечное масло – 10 г | Специи – 4 г | Сыр – 50 г |
Овощи сушеные – 20 г | Масло – 60 г | Хлеб – 100 г |
Масло сливочное – 60 г | Свежие овощи – 100 г | Чай – 80 г |
Сухари или хлеб – 100 г | Колбаса – 80 г | Сахар – 40 г |
Какао – 20 г | Хлеб – 100 г | |
Сливки сгущенные – 40 г | Чай – 8 г | |
Специи – 10 г | Сахар – 40 г |
По этому принципу вы можете распланировать обед или ужин. Образец раскладки меню позволит несколько упростить этот процесс.
Проведем закупки
Теперь нужно определить, сколько продуктов нужно приготовить для питания четырех человек на протяжении шести дней. Для этого потребуется:
- Гречка – 800 г.
- Рис – 800 г.
- Овсяные хлопья – 800 г.
- Мясо – 480 г.
- Овощи – 160 г.
- Колбаса – 640 г.
- Сливочное масло – 120 г.
- Сыр – 100 г.
- Хлеб – 1 кг.
- Чай – 40 г.
- Какао – 80 г.
- Сахар – 240 г.
- Сливки сгущенные – 320 г.
- Соль – 80 г.
- Специи – 16 г.
Из этого уже можно вывести калькуляцию расходов, необходимых для приобретения всех компонентов меню. Теперь исключены ошибки, когда закупается избыточное количество круп или масла в ущерб действительно нужным продуктам.
Раскладка по всем правилам
Пока мы рассмотрели упрощенный вариант. Им может пользоваться каждая хозяйка у себя на кухне. Составление раскладки меню для общепита требует более детальной разборки компонентов блюд. Основное отличие в том, что в данном случае придется не только учитывать нормы продуктов, но и строго выдерживать калорийность, массу и соотношение жиров, белков и углеводов. Чаще всего для этого используются специальные программы, которые самостоятельно подгонят меню на каждый день.
Что для этого потребуется
Без специальных таблиц не обойтись, ведь вам нужны исходные данные о том, какие вещества содержатся в том или ином продукте. Поэтому вам потребуется:
- таблица калорийности продуктов;
- калькулятор;
- кухонные весы;
- блокнот.
Следовательно, для составления правильного меню требуется использовать только самые полезные продукты. Они должны заправлять организм необходимыми веществами. При этом блюда должны быть вкусными и аппетитно выглядеть. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4. Это именно то соотношение, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности человека.
Обязательно оформите созданную вами раскладку в виде таблицы. Для этого подойдет Exel. Потребуется создать несколько колонок: блюдо, набор продуктов, калорийность и содержащиеся полезные вещества из расчета на порцию. Поскольку ею можно будет пользоваться длительное время, то лучше всего взять плотную бумагу, либо заламинировать ее.
Меню для завтрака
Он должен быть обязательно легким. Откажитесь от избыточного употребления жиров и углеводов. Они приводят к резкому повышению сахара в крови. В результате этого всплеск активности сменяется усталостью и сонливостью. Утреннею трапезу нельзя пропускать. Но не стоит есть и слишком много. В этом случае ближе к обеду проснется сильное чувство голода.
Составляя раскладку меню, нужно учитывать, что на утренний прием пищи должно приходиться около 25 % от суточного рациона. При подсчете нужно ориентироваться на свой рост и вес, а также образ жизни. Лучше всего остановить выбор на каше с фруктами и орехами. Обязательно приучите себя ко второму завтраку, в который лучше всего включать фрукты.
Меню для ужина
Диетологи предостерегают от избыточного употребления пищи вечером. Хорошо, если ужин будет состоять из низкокалорийных и легкоусвояемых блюд. Включайте в вечерний рацион птицу и рыбу, овощи и фрукты, молочные продукты невысокой жирности. Исключением является ресторан. Раскладка меню здесь строится с учетом того, что чаще всего люди приходят сюда для того, чтобы вкусно поужинать.
Как разнообразить меню
Основным инструментом будет подготовленная раскладка меню. Нужно приготовить 3-7 вариантов на сутки, чтобы можно было выбирать тот, который будет хорошо подходить на сегодняшний день. Кроме того, можно заменить рис на ячневую крупу, курицу на рыбу. Аналогичным образом можно заменять овощи и фрукты, напитки. Так вы увеличите вариативность, не переделывая полностью всю работу. Добавляя разные десерты, можно скрасить даже часто повторяющееся меню.
Вместо заключения
Сегодня есть множество программ, которые способны облегчить поставленную задачу. В специальные калькуляторы уже заложено содержание полезных веществ в том или ином продукте из расчета на 100 г. Вам остается только выбрать подходящие блюда и скомпоновать их по дням недели, а также по разным трапезам. Если программа не выполняет итоговую калькуляцию, то сделать это нужно вручную.
fb.ru
Организация питания МКДОУ №2 «Аленушка» 10-дневное меню- раскладка
Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей из средств родительской платы и бюджетного финансирования. Питание осуществляется в соответствии с примерным меню на 10 дней , утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение 10 СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
В примерном меню содержание белков обеспечивает 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий.
Фактический рацион питания в детском саду соответствует утвержденному примерному меню.
На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-раскладка, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.
Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы: в ДОУ установлено 4-х разовое питание (завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник).
Организация питания воспитанников в детском саду осуществляется детским садом. Для питания воспитанников, а также хранения и приготовления пищи в детском саду имеются специально приспособленные помещения: пищеблок для приготовления пищи, кладовые для хранения продуктов.
Контроль качества питания (разнообразия), витаминизации блюд, закладки продуктов, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, санитарного состояния пищеблока, правильности хранения, соблюдения сроков реализации продуктов осуществляется ответственными лицами, утвержденными приказом заведующего по детскому саду.
10 — дневное Меню
ds2apan.ru
Меню для ребенка 2-3 лет как в садике (ясли 10 часов)
Не все дети в возрасте от 1, 5 до 3,5 лет попадают в ясли, а ведь это целые 2 ступени (первая ясельная и вторая ясельная группы). В детских садах меню строится по раскладкам на граммы и таблицам калорий, формируется оптимальный вариант для той или иной возрастной группы.
Мамы малышей, которым не хватило мест в детских садах, могут ориентироваться на меню детских дошкольных учреждений, привнося в него свои, неповторимые кулинарные находки. Ниже приведен пример режима питания второй ясельной группы (10-ти часового пребывания, дети 2-3 лет). Ужин в него, по понятным причинам, не входит, плюс пятидневка. Содержимое меню можно варьировать, менять блюда, воспользовавшись «Перечнем блюд для детей 1-3 лет», опубликованному на сайте.
Примерное меню для ребенка 2-3 лет
(нажимайте на вкладки-дни, чтобы просмотреть)
1 день2 день3 день4 день5 день
Завтрак: печенье, каша гречневая рассыпчатая сладкая, чай с сахаром (269 ккал)
2й завтрак: банан свежий (108 ккал)
Обед: суп картофельный с мясом, макароны отварные, тефтели из говядины паровые, напиток из кураги, хлеб ржаной (585 ккал)
Полдник: овощи тушеные, биточек из рыбы, чай сладкий, батон (302 ккал)
Итого: 1264 ккал
Завтрак: сыр порциями, батон, каша пшеничная молочная, чай с сахаром (331 ккал)
2й завтрак: яблоко свежее (69 ккал)
Обед: сельдь с луком, щи из свежей капусты с картофелем, пюре картофельное, суфле из говядины, сок яблочный, хлеб ржаной (648 ккал)
Полдник: запеканка из творога с джемом, пряники, какао с молоком (544 ккал)
Итого: 1592
Завтрак: масло и сыр порциями, батон, каша кукурузная молочная, чай с сахаром (373 ккал)
2й завтрак: банан свежий (95 ккал)
Обед: помидор свежий, борщ с фасолью с мясом, запеканка картофельная, рулет из говядины с луком и яйцом, напиток из сливы, хлеб ржаной (652 ккал)
Полдник: пинегрет овощной, компот из свежих яблок с витамином С, булочка «Веснушка» (369 ккал)
Итого: 1489
Завтрак: масло порциями, батон, каша молочная ячневая вязкая, чай с молоком (370 мл)
2й завтрак: груша свежая (62 ккал)
Обед: огурец соленый, суп картофельный с рыбой отварной, овощи тушеные, печень тушеная в соусе, напиток лимонный, хлеб ржаной (466 ккал)
Полдник: оладьи из творога с повидлом, печенье, напиток из кураги (400 ккал)
Итого: 1298 ккал
Завтрак: бутерброд горячий с сыром, каша манная молочная жидкая, кофейный напиток (353 ккал)
2й затрак: сок яблочный (43 ккал)
Обед: салат витаминный, суп из зеленого горошка с колбасой, голубцы ленивые, птица, тушенная в соусе, напиток из варенья, хлеб ржаной (867 ккал)
Полдник: запеканка пшенная со сгущенным молоком, напиток апельсиновый (363 ккал)
Итого: 1626 ккал
Похожие рецепты:
Метки здоровье, меню. Закладка постоянная ссылка.Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
detkuhnya.ru
МБДОУ детский сад «Алёнушка»Плато-Иванов — Питание
Организация питания
9-ти часовое пребывание ребят в нашем детском саду предусматривает 4-х разовое питание: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник.
Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста согласно СанПин , утвержденного заведующим ДОУ.При составлении меню и расчётов калорийности мы соблюдаем оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое составляет 1:1:4. В меню не допускается повторение одних и тех же блюд в один и тот же день или в смежные дни. К 10-дневному меню разработаны технологически карты. На основе примерного 10-дневного меню ежедневно составляется меню-требование на день и утверждается заведующим ДОУ.
Ежедневно осуществляется контроль качества доставляемых продуктов в ДОУ, правильность хранения, соблюдение сроков реализации, а также контроль соблюдения натуральных норм при составлении меню-раскладок, качества приготовления пищи.
Для осуществления преемственности питания мы ежедневно информируем родителей об ассортименте питания детей.
___________________________________________
Меню на осенне-зимний период
Скачать /menju_osenne-zimnij_period_aljonushka_13.doc
_______________________________________________________
Меню на весенне-летний период
/Скачать menju_vesenne-letnij_period_aljonushka_16.doc
_______________________________________________________
Положение о питании МБДОУ детского сада «Алёнушка»
Скачать /polozhenie_o_pitanii-1.docx
________________________________________________________
detsadalenka.ucoz.ru
10-дневные меню для питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет,
10-дневные меню для питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет,ПРИМЕРНЫЕ
10-дневные меню для питания детей в возрасте от 1,5
до 3 лет и от 3 до 7 лет,
посещающих дошкольные образовательные
учреждения г. Москвы
Примерные 10-дневные меню для питания
детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, посещающих
дошкольные образовательные учреждения г. Москвы,
разработаны в Отделе детского питания РАМН
(руководитель Отдела — профессор Конь И.Я.;
научные сотрудники — Басова Л.И., Копытько М.В.,
Дмитриева С.А.).
В разработке меню принимал участие городской
Совет по организации питания детей в дошкольных
образовательных учреждениях в составе:
Центральный округ — Ссорина В.Г.
Северо-Западный округ — Калугина Г.С., Самсоненко
Т.В.
Восточный округ — Кузьмина A.M.
Южный округ — Асланьян Р.В.
Северный округ — Жаврид Н.А.
Юго-Западный округ — Белых М.С.
г. Зеленоград — Шибаева В.Т.
Московский комитет образования
доводит до сведения и использования в работе
«Примерные 10-дневные меню для питания детей в
возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, посещающих
дошкольные образовательные учреждения г.
Москвы».
«Примерные 10-дневные меню для питания детей в
возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет,
посещающих дошкольные образовательные
учреждения г. Москвы», утверждены Московским
комитетом образования, согласованы с Комитетом
здравоохранения г. Москвы и имеют
санитарно-эпидемиологическое заключение Центра
Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в г. Москве от 26.07.01 № 77.01.05.920.Т.22979. 07.1.
В перечень документов входят:
— наборы продуктов для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения с 12-часовым пребыванием;
— примерные 10-дневные меню для питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения с
12-часовым пребыванием;
— приложение № 1 — таблица отходов пищевых продуктов при холодной кулинарной обработке;
— приложение № 2 — нормы потерь массы продуктов и блюд при тепловой обработке;
— приложение № 3 — таблицы замены некоторых продуктов;
— приложение № 4 — ассортимент основных продуктов и блюд;
— приложение № 5 — сезонные отходы овощей;
— приложение № 6 — пример расчета выхода готового блюда из курицы.
Выбор продуктов и их замена на
эквивалентные по пищевой ценности могут быть
проведены в рамках «Ассортимента основных
продуктов питания, рекомендуемых для
использования в питании детей и подростков в
организованных коллективах (детские сады,
образовательные учреждения общего и
коррекционного типа, детские дома и
школы-интернаты, учреждения начального и
среднего профессионального образования)»,
утвержденного Департаментом Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
Министерства здравоохранения РФ (№ 1100/904-99-115).
С целью обеспечения полноценного
сбалансированного питания детей, посещающих
дошкольные образовательные учреждения,
администрации дошкольного образовательного
учреждения разрешается производить замену и
перестановку блюд. Перестановка блюд, как в
течение дня, так и в течение 10 дней, может быть
проведена по усмотрению администрации
дошкольного образовательного учреждения. Замена
блюд производится в соответствии с таблицей
замены (Приложение № 3) и с учетом
эквивалентности пищевой ценности заменяемых
блюд.
Суточные нормы хлеба пшеничного и хлеба ржаного
могут быть распределены по приемам пищи
администрацией дошкольного учреждения
самостоятельно.
При организации питания детей рекомендуется
использовать йодированную соль.
Приложение: «Примерные 10-дневные меню для питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Москвы», — на 69 листах.
Первый заместитель председателя Л.Е. КУРНЕШОВА
Примерное 10-дневное меню для детей,посещающих дошкольные образовательные
учреждения (с 12-часовым пребыванием)
Рекомендуемый набор продуктов для
питания детей в ДОУ
с 12-часовым пребыванием (на одного ребенка в
возрасте от 1,5 до 3 лет)
Примерные 10-дневные меню для
организации питания детей
в возрасте от 1,5 до 3 лет, посещающих дошкольные
образовательные учреждения с 12-часовым
пребыванием
Таблица среднего набора продуктов
по дням для детей 1.5—3 лет, посещающих
детский сад общего типа (с 12-часовым пребыванием)
Продолжение следует
dob.1september.ru
Меню для детского сада на 10 дней с рецептами полезных блюд
Рецепты детсадовских блюд
С раннего возраста у вас должны были остаться воспоминания о блюдах, предлагаемых в детском саду. Над этим меню трудятся диетологи, так как детки должны получать нужную дозу витаминов и полезных микроминералов, а само питание должно быть сбалансированным. Вы можете вспомнить детство и повторить полюбившиеся блюда на своей кухне, чтобы угостить своих малышей.
Рецепт вкусного горохового супчика
Детсадовское меню ассоциируется у нас с гороховым супом. Для того чтобы приготовить именно такой суп вам понадобится полтора стакана гороха. Залейте его жидкостью до полного погружения и поставьте на средний огонь до закипания. Для того чтобы избежать комочков, добавьте третью часть ложки соды. При полном закипании подлейте немного воды и варите до тех пор, пока горох не станет мягким.
Обратите внимание, что лучше всего варить суп из желтого или зеленого гороха, чтобы добиться необходимого оттенка. В сваренную пюреподобную массу добавьте два литра куриного бульона и доведите до кипения. После этого добавьте предварительно отваренное куриное мясо, мелко нарезанную картошку и специи по вкусу. Через несколько минут добавляется пассированный лук с морковью. Подают к столу готовое блюдо после того, как оно хорошо настоится.
Соус из сметаны — возвращаемся в детство
Помните, к оладьям или сырникам в саду подавали вкусный соус из сметаны? Попробуем воссоздать его в домашних условиях. Для этого нам понадобится молоко (300 мл), три столовых ложки муки и три чайные ложки сахара, немного соли. Составляющие смешиваются и варятся до момента загустения. После того, как смесь остынет, добавляем три столовые ложки сметаны и тщательно взбиваем до появления пены.
Овощное суфле родом из детства
Как правило, детки не любят овощи. Однако, есть способ привить им любовь к полезным овощам — приготовить вкусное суфле. Для этого подготовьте 300 г овощей, по вкусу. Протушите их вместе с 15 г сливочного масла. Пропустите через сито и добавьте манную крупу и 15 г сахара. Смесь варится на медленном огне и постепенно перемешивается. Для того чтобы суфле было вкуснее, добавьте 150 г перетертых яблок, и взбейте содержимое. Добавьте два яйца, перемешайте и отправьте блюдо в духовку.
Если маленькие привереды наотрез отказываются есть овощи, можно заменить их мясом или рыбой (150 г). Для этого порцию сливочного масла надо уменьшить до 10 г. Такое блюдо можно предложить малышам в для разнообразия и чередовать с овощным суфле.
Вместе с этим ищут и читают:
Видео: Едим, как в садике
Приблизительное меню для маленьких гурманов
Стоит отметить, что все блюда в детском саду контролируются надлежащими органами. Поэтому в них можно найти все необходимые питательные и полезные элементы для здоровья малютки. Для этого разрабатываются специальные технологические карты блюд, в которых указывается, когда и какие блюда стоит подавать деткам.
Если вы хотите повторить детсадовские блюда в домашних условиях, изучите пример приблизительного меню.
Оценить:
babybrainy.ru