Содержание

Методика развития Марии Монтессори: главные приавила и особенности

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительност

ь занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности

. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-матер

иалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

www.mapapama.ru

Методика раннего развития Марии Монтессори: особенности, принципы методики

В современном мире раннее развитие детей стало очень популярным, родители осознали, что развивая малыша с рождения, можно избежать многих проблем в будущем. Сегодня есть огромное количество методик по раннему развитию, которые направлены на разные цели и разных детей. Выбирая методику для занятий со своим чадом, ориентируйтесь на физические, возрастные и психологические характеристики своего ребёнка.

Одной из самых популярных и действенных методик по развитию маленьких детей есть методика Марии Монтессори. Методика раннего развития сегодня очень популярна, давайте разберёмся, в чём же её особенность, действительно ли она работает?

Мария Монтессори

Это педагог и врач из Италии, которая стала известной благодаря разработанной методике по развитию детей младшего возраста. Родилась Мария 31 августа 1870 года, до 12 лет училась в школе для девочек, далее решила продолжить обучение в технической школе, однако, в те времена, в такие школы принимали только мальчиков. Упорство девочки дало свои плоды, при поддержке родителей, она поступила в техническую школу, став первой девочкой в ней, и с отличием окончила обучение.

Далее, Монтессори стала первой женщиной-врачом, получила место ассистента в известной клинике в Италии, параллельно печатала свои статьи в лучших научных и медицинских журналах.

В 1898 году Мария Монтессори стала мамой мальчика — Марио. В то время Мария активно работала с запущенными детьми, её воспитанниками были ребята с умственной отсталостью, уже тогда Монтессори начала испробовать свою методику на своих же подопечных. Впоследствии ребятишки должны были сдавать экзамены вместе со здоровыми детьми из муниципальной школы в Риме, оказалось, что подопечные Монтессори сдали экзамены лучше обычных.

В 1901 году женщина открывает первый «Дом ребёнка» в котором занимались здоровые, но умственно «запущенные» малыши.

1909 год — Мария издаёт первую книгу «Метод научной педагогики, применённый к воспитанию маленьких детей в детском доме», которая стала очень популярной, её перевели на несколько языков.

В 1929 году женщина вместе с сыном Марио организовывает Международную Монтессори Ассоциацию, которая до сих пор существует. Популярность методики раннего развития постоянно растёт, при жизни Марию номинировали на получение Нобелевской премии. Первые последователи Монтессори возникли в США, Голландии, Швейцарии, Англии, Аргентине, Индии. Сейчас Ассоциации Монтессори есть практически во всех развитых странах, её имя внесено в список четырёх главных педагогов, чьи разработки определили способ педагогического мышления в XX веке.

Особенности методики Марии Монтессори

Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст ребёнка», то есть это такой возраст, когда малыш готов к освоению определённых навыков. У каждого определённого малыша этот возраст свой, некоторые дети могут проскочить этот период совсем, потом они всё-таки освоят этот навык, но для этого нужно будет приложить гораздо больше усилий и времени. Нельзя заставлять детей читать уже в два года, вместо того, чтобы играть с ним в песочнице и лепить куличи. Потому что, играть с песком, кидать мячик или гонять голубей в два года, несомненно, полезней чем сидеть с книгой и читать.

Метод Марии Монтессори изначально был направлен на детей, достигших трёхлетнего летнего возраста, так как в этом возрасте малыш уже сам проявляет интерес к обучению, числам, буквам и понятиям. Сегодня же по всему миру создаются студии по этой методике для малышей от 8 месяцев.

Монтессори разработала большое количество разнообразных специальных материалов, которые использовала в своей работе, все они имеют вид игрушек, однако, женщина настаивала на том, чтобы называть их именно «материалы» вместо «игрушки», и с детьми нужно «заниматься» вместо «играть».

Главное правило методики — свобода действий, игровая форма обучения, малыш учится сам, родители только предлагают те или иные материалы, не препятствуя выбору своего чада.

Принципы методики

  • Малыш выступает в роли учителя для самого себя, он неограничен в действиях и в выборе.
  • Дети учат друг друга. В группах Марии Монтессори занимались малыши разных возрастов, старшие — обучают младших, при этом сами учатся уважать меньших и заботится о них.
  • Ребёнка важно заинтересовать и создать обучающую среду.
  • Занятия проходят в специально подготовленных комнатах, каждая из которых разделена на несколько зон, оборудованных пособиями и материалами. Все материалы должны быть изготовлены из природных компонентов, а дизайн их остаётся неизменным вот уже более 100 лет.
  • Комнаты для занятий не предполагают, чтобы дети сидели за столами, они должны свободно передвигаться и выбирать, что им интересно.
  • В классах Монтессори каждый занят своей работой, никто не мешает друг другу, запрещено отбирать материалы друг у друга, педагоги должны строго следить за этим. Ребёнок может работать с определённым материалом до тех пор, пока он не почувствует, что наигрался.

Основные зоны развивающего класса по методике Монтессори

Каждый класс для занятий разделен на определённые зоны, основными из которых есть:

  1. Зона реальной жизни. Тут ребёнок должен учится самостоятельно одеваться, чистить, мыть, раскрашивать, вырезать, складывать. Развивает внимание, концентрацию, крупную моторику.
  2. Зона сенсорного развития. Дети познают окружающий мир (учатся определять вес, длину, высоту, цвет и другие характеристики окружающих предметов). Развивает понимание и умение отличать формы, цвета, научает следить глазами за предметами в пространстве, что впоследствии помогает быстро освоить чтение.
  3. Зона географическая. Развивает понимание себя в окружающей среде.
  4. Зона языковая. Развивает умение общаться, просить, объяснять, рассказывать.
  5. Зона естественно-научная, математическая. Развивает общее умственное развитие.
  6. Зона упражнений на движения. Развивает координацию движений, внимание, равновесие.
  7. Дополнительно могут быть организованы зоны для игр с водой, крупами.

В каждой зоне должен быть маленький совок и щётка, если малыш просыпет крупу или прольёт жидкость, он должен самостоятельно убрать за собой.

Монтессори студия для детей от 0 до 3 лет

Занятия в студии для детей проводятся в группах до 10 человек, лучше если с такими маленькими детьми будет рядом мама или папа. Длятся такие занятия от часа до полутора часов, начинается занятие с приветствия, дети и родители собираются в круг, знакомятся, делают пальчиковую гимнастику, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает до 15 минут, далее дети расходятся по зонам и работают с теми материалами, которые их интересуют, родители не препятствуют, могут только направлять. Считается, что если дети самостоятельно выбирают себе занятие — это формирует в них решительность и независимость в принятии решений.

В таких центрах нет шаблонных требований для программы обучения, каждый занимается с материалами в том темпе, в котором ему комфортно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик, все снова собираются в круг, делают зарядку, смотрят сказки и задувают свечку.

Монтессори студия для детей от 3 до 6 лет

Главное кредо развития детей до 6 лет в среде Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, потребность малыша на данный момент и создать оптимальные условия для выполнения запроса. В таких студиях также сохраняется разделение на зоны, занятие длится до полутора часов.

Создание Монтессори среды на дому

Понятно, что эта методика развития приносит пользу, однако, не все родители имеют возможность водить ребёнка в оборудованные детские центры. Можно создать Монтессори среду самостоятельно, для этого пригодятся следующие материалы:

  1. Баночки и крышки разных размеров, крышки должны быть разноцветными. Малыш будет их открывать, перемешивать, складывать одну в другую.
  2. Мытье посуды, такое обыденное действие поможет организовать в ребёнке самостоятельность, внимательность. Сначала родитель показывает как мыть посуду, потом малыш повторяет его действия.
  3. Уборка, можно рассыпать на полу макароны или крупу и дать ребёнку веник и совок, он должен сам убрать. Влажная уборка — разлить воду и предложить ребёнку чистую тряпку, чтобы он убрал воду.
  4. Создание сенсорных мешочков, нужно взять различные лоскутки ткани (хлопок, шерсть, шёлк, бархат, джинс), сшить из них мячики и наполнить их различными крупами, бобовыми, шелестящей бумагой, пуговицами.
  5. Сортировка пуговиц, понадобятся разноцветные пуговицы разных размеров, которые можно сортировать по цветам, размерам, текстуре.
  6. Создание бус из макарон, колечек от пирамиды, деревянных фигурок с отверстиями, пуговиц.
  7. Плотник. Тут понадобится деревянная доска или мягкое тесто, в которое маленьким молоточком нужно забивать гвозди.
  8. Рыбалка. Небольшие перемёты нужно поместить в миску с водой, выдать чаду ложку и попросить его выловить все предметы из воды.
  9. Транспортировка жидкости. Нужна будет лейка, 2 тарелки и губка, налейте из лейки воду в одну тарелку, а потом при помощи губки перенесите её из одной тарелки в другую.
  10. Что утонет? Налейте воду в миску, дайте ребёнку предметы из разных материалов: гайку, фольгу, орехи, жёлуди, пробки, бумажные шарики, пусть он наблюдает за предметами.
  11. Художник. Высыпать на стол муку или очищенный песок и усадить малыша за рисование, он может рисовать щёткой, палочкой или пальцем.
  12. Шнуровки, застёжки и замочки. Сейчас большую популярность набирают бизиборды, созданные на основе методики Монтессори, на деревянную доску прикрепляются разнообразные замки, щеколды, крючки, гвоздики со шнуровками. Ребятам обычно очень интересно играть с такими развивающими досками.
  13. Лепка. Ребёнку обязательно нужно контактировать с такими материалами, как пластилин, мягкое тесто, нужно дать материал и предложить помять его, втыкать в тесто бусинки, фасоль и другие мелкие предметы.
  14. Игры с песком можно проводить и на улице, нужно запрятать предметы в песок и предложить отыскать их.
  15. Старые журналы, покажите ребёнку как рвать страницы, так малыш научится лучше контролировать свои пальцы, силу захвата.

Недостатки системы развития Монтессори

  • Эта методика базируется только на развитии интеллекта, для гармоничного развития ребёнку необходимы занятия спортом, творчеством, танцами.
  • В методике нет места ролевым играм, а ведь малыш изучает мир через ролевые игры.
  • В оригинальной методике Монтессори не было места для творчества, все материалы направлены на развитие логических, математических способностей. В современных студиях для развития есть зоны для рисования, лепки, аппликации.
  • После демократической системы в таких студиях, детям очень трудно адаптироваться к более строгому распорядку в обычных детских садах или школах.

Самые преданные приверженцы учения Монтессори критикуют современный подход к созданию групп для развития малышей, не достигших трёхлетнего возраста, ведь это противоречит принципу методики — развитию самостоятельности. В оригинальной методике Монтессори нет места для родителей, попытки создавать такие группы типа «Мама и Я» связано с низкой квалификацией педагогов.

Как показывает практика, методика развития Марии Монтессори действительно работает и помогает детишкам лучше адаптироваться в мире. Дети, занимающиеся по этой методике, быстрее осваивают счёт, научаются читать, приобретают многие навыки, которые способствуют быстрой социализации в любом новом обществе. Дети, привыкшие к общению, умеющие делать осознанный самостоятельный выбор, в обычной жизни легко могут принять решение. Однако роль родителей в раннем развитии малыша незаменима, какую бы вы ни выбрали методику, ориентируйтесь только на собственную интуицию, только вы можете понять нравятся ли такие занятия вашему ребёнку и приносят ли они ему пользу.

mama.guru

Монтессори методика раннего развития

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

  • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
  • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
  • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
  • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью; 
  • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
  • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

pups.su

Методика раннего развития Марии Монтессори

Популярная методика обучения и развития детей – методика Марии Мотессори появилась сто с лишним лет назад. Но до сих она жива и с успехом практикуется многими воспитателями. В чём её секрет и особенности, расскажет эта статья.

Кем была Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, педагог, философ и учёные. Биография Монтессори охватывает 82 года – именно столько она прожила.

Мария Монтессори родилась в маленьком итальянском городе. Славу и известность ей принесла так называемая система Монтессори. Кстати, она была первой женщиной из Италии, получившая медицинское образование и степень доктора наук. Впоследствии она стала первой женщиной-врачом Италии, изучая болезни нервной системы и проблему умственной отсталости, которая в то время почти не изучалась. Позднее, после успешного выступления на конференции в Турине, Монтессори пригласили возглавить первый в Риме Ортофенический институт для людей с задержкой в умственном развитии. Мария, конечно же, согласилась.

Затем учёный открыла свою школу для обучения здоровых детей – «школу Монтессори». Именно в этой школе учёный создавала и развивала собственные методы обучения детей, которые впоследствии были распространены во всём мире. Мария прочитала огромное количество лекций по теме обучения и воспитания детей.

Знаменитый метод Монтессори широко применяется до сих пор. О нем пойдёт речь далее.

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики  – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость. Память и внимание здесь тоже задействованы.

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Пункты и правила методики Монтессори

Программа включает следующие пункты, на которых строится вся идеология её метода:

  1. Ребёнок- сам себе учитель. Он обладает полной свобода действий и выбора.
  2. Дети всегда учат друг друга. Старшие дети могут научить младших, а те, в свою очередь, будут к ним прислушиваться и ориентироваться на них.
  3. В каждой комнате должны находиться материалы для обучения – Монтессори-материалы.
  4. Чтобы ребёнок хорошо учился и развивался, нужно вызвать у него интерес к учёбе, только и всего.

Правила методики:

  1. Всё, что ребёнок сможет сделать сам, он должен делать сам. Не нужно ему помогать в этом. Так формируются навыки самостоятельности и уверенности в себе.
  2. Дети должны вести себя спокойно и тихо, чтобы не мешать заниматься другим детям. Для игр и веселья есть отдельная комната – так называемая «комната для расслабления».
  3. Все материалы и игрушки, к которым прикасался ребёнок, он должен помыть и сложить туда, откуда он их взял. Такой подход развивает в детях способность уважать других.
  4. Тот, кто взял материал первым, должен заниматься с ним. Другие дети обязаны уважать чужое мнение и знать границы дозволенного.

Соблюдение всех перечисленных пунктов и правил развивают в детях такие качества, как:

  • самостоятельность;
  • усидчивость;
  • уважение к людям;
  • уверенность в себе;
  • навыки коммуникации и поведения в обществе;
  • практические навыки, которые затем пригодятся в быту;
  • толерантность к своим сверстникам;
  • умение концентрироваться на работе;
  • умение принимать решения.

Метод Марии активно применяют во многих детских развивающих заведениях, как зарубежных, так отечественных. На ней выросло не одно поколение детей, и результаты эффективности этого метода подтверждены многими исследованиями. В чём её главные достоинства?

Достоинства методики Монтессори

Система, о которой идёт речь в этой статье, весьма интересна и своеобразна. Она помогает развивать в детях множество полезных навыков. Дети учатся самостоятельно решать задачи и бытовые проблемы. Они учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать её, а также слушать и уважать других.

Разделение комнаты на зоны помогает педагогам грамотно организовать рабочее пространство, а самим детям – выбрать то, что им действительно по душе. Кроме того, зонирование улучшает самоорганизацию детей.

Недостатки методики Монтессори

Несмотря на множество очевидных достоинств, мнения специалистов по поводу её эффективности расходятся.

Среди существенных недостатков, которые они в ней выделяют, относятся:

  • Программа направлена на развитие исключительно логического и аналитического мышление, интеллекта, а творческие способности, а также эмоциональная сфера практически не затрагиваются. Иными словами, ребёнок не может раскрыть свой творческий потенциал в условиях методики, а это для раннего возраста считается крайне важным.
  • Нет подвижных и сюжетных игр, а ведь игры играют важную роль в жизни ребёнка дошкольного возраста. Через игры ребёнок познаёт мир, взаимодействуя со сверстниками.
  • Методика в меньшей степени ориентирована на замкнутых, тихих и робких детей, ведь ключевой её момент – это полная самостоятельность. Тем самым, когда малышу понадобится помощь педагога, он просто из-за присущей ему робости не сможет её попросить.
  • Как только ребёнок закончит занятия в Монтессори-студиях, где довольно свободная среда, ему будет довольно тяжело привыкнуть к заведениям, где немного другая атмосфера.

Имея ввиду эти пункты, многие педагоги не использую данную систему для своих занятий. Они лишь черпают из неё самые значимые моменты, добавляя что-то от себя.

В целом, система имеет много очевидных плюсов, но на перечисленные аспекты стоит обратить внимание.

В заключение отметим, что методика Монтессори существует уже довольно долгое время и создана она легендарной женщиной всех времён и народов. Кто-то считает эту систему эффективной, кто-то – сомневается в некоторых её пунктах. Однако всё, что делала Мария, принесло достойные плоды.

Главное в этой методике – позволить ребёнку быть самостоятельным, не делать за него работу, а лишь при необходимости подсказывать и помогать.

С помощью этой программы в ребёнке формируются многие практические навыки; у него развивается мышление, моторика и сенсорика, воображение становится шире. Кроме того, она помогает детям быть организованными и правильно вести себя в обществе сверстников. Словом, система Монтессори учит детей быть учителями самим себе, самостоятельно развиваться и познавать этот мир. Дети учатся быть ответственными и приспособленными к жизни. Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку успехов в развитии и надеемся, что эта статья оказалась полезной для вас.

friendlymama.ru

Методика раннего развития Марии Монтессори

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, Вы согласитесь, что в наше время часто можно услышать о раннем развитии ребенка.  Существует большое количество различных методик раннего развития. Конечно, у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы выбрать лучшее для своего ребенка, нужно стараться разобраться в том потоке информации, который мы получаем ежедневно, и выбрать ту информацию, которая будет нужной и полезной для нашего ребенка.

Кто такая Мария Монтессори? На каких принципах основана данная система развития? В чем заключаются особенности занятий с детками в Монтессори-садах и Монтессори-школах? Какие есть достоинства и недостатки данной методики раннего развития? На все эти вопросы вы получите ответы в статье «Методика раннего развития Марии Монтессори».

Прежде, чем говорить о самой методике раннего развития Марии Монтессори, давайте окунемся в историю и узнаем некоторые фрагменты создания данной методики.

Содержание статьи

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Мария Монтессори начала заниматься с  “особыми” детками. Она хотела помочь таким детям, для этого была создана в 1900 году первая в Европе школа для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническая школа.  Для занятия с детьми были созданы специальные условия, упражнения и игры.

Интересно, что до ХХ века людей с отклонениями не лечили, а просто изолировали от внешнего мира. Мария Монтессори, однако, полагала (и была права), что внешняя обстановка оказывает большое влияние на развитие ребенка. Многие детки плохо говорили и Мария Монтессори разработала специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальчиков.

Ведь именно на пальцах имеются нервные окончания, которые стимулируют нервные центры в коре головного мозга. Так как многие дети плохо понимали то, как учителя пытались объяснить те или иные свойства, явления или действия, были придуманы специальные дидактические материалы, с помощью которых ученики самостоятельно изучали окружающий мир, познавали многие вещи с помощью собственного опыта.

Спустя некоторое время ученики такой школы научились считать, писать и читать раньше своих сверстников! Исследовав поразительные результаты методики, Мария Монтессори в 1907 году открывает первую такую школу для обычных детей, знаменитую как Дом Ребенка. Монтессори-школа была открыта в одном из беднейших районов Рима.

На чем основана система раннего развития Марии Монтессори?

  • Каждый ребенок – это неповторимая, уникальная и свободная личность.  У каждого ребенка свои интересы и увлечения, которые нужно развивать. Ребенку дана полная свобода действий и выбор того, чем он будет заниматься. Однако, детей учат, что нужно уважать свободу друг друга.
  • Учитель —  наблюдатель. Учитель предоставляет выбор ребенку, помогает в освоении того предмета, который заинтересовал ребенка. “Помоги мне сделать это самому” – эта фраза как нельзя лучше характеризует отношения между детьми и учителем.
  • Создание активной развивающей среды. Ребенок не умеет анализировать, он впитывает всю информацию, которая приходит к нему из окружающего мира. Мы можем организовать данную среду так, чтобы в ней содержалось максимальное количество нужных и полезных материалов для развития ребенка.
  • Занятия с разновозрастными детьми. На занятии могут одновременно  присутствовать как трехлетки так и дети 5-6 лет. Младшие смотрят на старших, учатся от них, стараются перенять опыт. Старшие детки учатся заботиться о младших, подают им хороший пример.
  • Нет соревнований. Каждый ребенок занимается с определенным материалом столько времени, сколько необходимо для его изучения.

Особенности садика и школы Монтессори

Около 90% всего времени нахождения ребенка на занятии занимает его самостоятельное развитие, то есть его работа со специальными учебными материалами. Данные материалы лежат в свободном доступе, чтобы ребенок мог в любой момент ими воспользоваться. Ребенок сам решает, чем и в какое время ему заниматься. Он может играть самостоятельно или же в группе с другими детьми.

Все материалы помогают детям понять не только в теории, но и на практике свойства предметов, их форму и размер. Для более удобного использования всего разнообразия данных дидактических материалов, помещение разделено на пять тематических зон или секторов.

Тематические зоны:

  • практической жизни. В данной зоне ребенок учится самообслуживанию, учится выполнять те действия, которые необходимы для жизни. Например, здесь можно постирать или поутюжить вещи, приготовить еду и почистить ботинки. Важно, что здесь все предметы настоящие: если нож —  то острый, если утюг – то горячий, если вода – то мокрая. Дети учатся пользоваться иголкой с ниткой, завязывать шнурки, пришивать пуговицы. Данные действия развивают мелкую моторику, что в свою очередь способствует скорейшему овладению навыками чтения и письма.
  • сенсорного развития. У человека есть 5 органов чувств для познания окружающего его мира. Это зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Сенсорное развитие – это развитие функций данных органов чувств. Здесь ребенок учится различать предметы по основным признакам (размер, форма, цвет, текстура, звук).
  • математическая. Нужна для знакомства ребенка с такими понятиями как количество, математические операции.
  • языковая. Способствует обучению письму и чтению.
  • космическая. Для изучения ребенком окружающего мира, причин и последствий того или иного явления в окружающей среде.

 Преимущества и недостатки системы Марии Монтессори

Как и любая методика развития ребенка, методика Марии Монтессори имеет свои достоинства и недостатки.

Подведем итоги. С помощью данной статьи мы узнали, кто такая Мария Монтессори и когда была основана ее педагогическая система, а также рассмотрели основные принципы методики раннего развития Марии Монтессори, ее преимущества, недостатки и особенности распространения.

А вы используете какие-нибудь методики развития ребенка? Сталкивались ли вы лично с данной методикой? Нравится ли она вам и вашему ребенку? Пожалуйста, поделитесь своим опытом.

Советую Вам также ознакомится с взглядами других выдающихся людей на раннее развитие деток, а затем решать, какой подход ближе всего Вашему ребёнку и Вам:

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, информацией, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо!

P.S. Чуть не забыла, если Вас заинтересовала данная методика, советую к прочтению книгу «Как стать Монтессори-мамой». А также обратите внимание на набор Монтессори.

Видео по теме:

 

my-happybaby.ru

Раннее развитие детей. Методика Марии Монтессори

[one_half][frame][/frame][/one_half]В моей прошлой статье я описала методику раннего обучения Глена Домана. Сегодня же познакомимся с Марией Монтессори – итальянским педагогом-практиком, с легкой руки создавшей уникальную, супер эффективную и признанную во всем мире методику обучения, направленную на развитие ребенка во всех областях.

Углубившись ненадолго в историю, стоит отметить, что в начале своей карьеры Мария Монтессори получила блестящее педагогические образование. А когда стала работать с детьми, то столкнулась с чудовищным фактом телесных наказаний детей (было начало 20 века), а также с неадаптированной для детей системой обучения, когда ученикам нужно было просиживать часами за партами и заучивать материал.

С тех пор она стала разрабатывать свою собственную систему обучения, постоянно совершенствуя ее. Ею были созданы обучающие пособия и целые классы, полностью адаптированные под детей. Мария Монтессори была тем человеком, который впервые заметил, что детям неудобно пользоваться большими предметами – стульями, столами, умывальниками. И под ее руководством был создан целый маленький мир, состоящий из предметов обихода, находящихся на уровне глаз маленького малыша. Таким образом ребенок мог дотянуться до любого нужного ему предмета без помощи взрослых, развивая самостоятельность и инициативу.

Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным. Ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.), можно причинить вред подрастающему крохе. Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, становится тяжелым и неповоротливым. Излишняя помощь препятствует развитию природных сил ребенка. Мария Монтессори

Свои разработки и учебные методы Мария Монтессори применяла на детях с умственной отсталостью. И вскоре молодую ученую заметили после того, как ее воспитанники на одном из интеллектуальных соревнований выиграли у «нормальных» детей. Это потрясло все педагогическое сообщество. С тех пор Мария Монтессори постоянно дополняла и усовершенствовала свои методы.

Суть системы обучения по методике Монтессори

Смысл метода, разработанного итальянским педагогом, заключается в том, чтобы стимулировать в ребенке самобытность, самостоятельность, самовоспитание, саморазвитие и самообучение – т.е. те вещи, которые в ребенке заложены природой. А поскольку все эти способности проявляются уже в раннем детстве, то именно этот период и считается благодатной почвой для воспитания талантов и способностей.

Комнаты для обучения, созданные по методике Монтессори, разделены на зоны: практическая, учебная, сенсорная и двигательная. В первой малыши учатся самостоятельно обуваться, одеваться, пересыпать крупы, чистить тряпкой грязь. Во второй малыши развивают мышление и логику с помощью различных материй – географии, математики, естественно-научных предметов. В третьей, сенсорной зоне, дети изучают меры, формы, размеры и свойства предметов. А в четвертой малыши развивают ловкость, внимание и концентрацию.

Очень важным моментом в обучении по Монтессори является то, что ребенок вправе выбирать самостоятельно, в какой зоне он хочет обучаться. Он может свободно передвигаться из одной зоны в другую и менять деятельность с одной на другую.

Кроха не расположен сейчас играть с водой или рассматривать картинки? Имеет право! Пусть занимается тем, что ему интересно

Сама Мария Монтессори назвала свою систему «системой саморазвития ребенка в подготовительной среде». Она считала, что для полноценного роста достаточно создать такую развивающую среду, где обучающий материал выбирал бы не взрослый, а сам малыш. Ведь работа крохи, выбранная им самим, никогда не утомляет, а только прибавляет энергии. Впрочем, как и у нас, взрослых. Как было бы здорово, если бы мы могли заниматься только тем, что мы любим))

Уже прошло более 100 лет с тех пор, как весь мир признал систему обучения Марии Монтессори. Но ее методы и учебные пособия по-прежнему интересны и актуальны. Во всех городах мира открыты центры Монтессори, где преподают обученные по этой методике педагоги.

Обучение по Монтессори на дому

Что можно организовать дома по методике Марии Монтессори? Во-первых можно обзавестись различными обучающими материалами – так называемыми рамками и вкладышами Монтессори, развивающими координацию и моторику.

Это могут быть рамки с геометрическими фигурами, где ребенку нужно выбрать не только правильный цвет, но и верную форму и найти нужную фигурку. А также эти формы можно обводить карандашом, тем самым развивая и письменные навыки.

Также рамки бывают звуковые – когда, например, ребенку нужно подобрать правильного животного в правильное отверстие, и к тому же найти тот звук, который издает это животное.

Очень интересна деревянная игра, где нужно одеть львенка, подвязав шнурочками (а по сути, соединив) его одежду к нему самому. Здесь еще важно правильно выбрать верх одежды и низ и подобрать к джемперу подходящие по цвету брючки.

Рамок и вкладышей по методике Монтессори великое множество. Как правило, они выполнены из натуральных приятных на ощупь материалов и направлены на развитие зрительных и сенсорных стимулов.

Также для домашних игр и обучения можно приобрести различные обучающие игрушки, направление на развитие концентрации, точности и координации. Все эти игры относятся к серии настольных игр и послужат прекрасной возможностью для совместного времяпрепровождения.

Рамки и вкладыши помогут подготовить ребенка к рисованию и письму, развить общее представление о геометрических фигурах и цветах.

Мария Монтессори считала, что гармоничное развитие ребенка зависит от его представлений о свободе. Поэтому важно воспитывать в ребенке умение мыслить и понимать, чем отличается его свобода от свободы других людей. А также важно с самого начала объяснить ребенку, что значит «ответсвенность» и побуждать его к тому, чтобы он умел и стремился к тому, чтобы отвечать за каждый свой выбор и каждый свой поступок.

Личный опыт

В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори. Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери. Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны. Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.

Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.

Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия. И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена. В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.

Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два. Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует. Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))

В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ. А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы. После Монэ их познакомили с Кандинским,  выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.

Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.

Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.

Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.

Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.

А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.

[divider]
Книги Марии Монтессори:

  • Дом ребенка
  • Мой метод
  • Монтессори-материал
  • Помоги мне сделать это самому
  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе

[divider]
Похожие статьи:

www.marialedda.com

Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика великого итальянского педагога, врача и философа Марии Монтессори сформировалась в начале XX века и изначально предназначалась для воспитания и образования детей с отклонениями. Позднее стало понятно, что система эффективна и в работе со здоровыми детьми. Сегодня по методике Монтессори работает огромное количество школ по всему миру. Рассказываем, в чем уникальность методики и какие ее основные характеристики.

Этапы развития

В системе Монтессори образования существует несколько этапов развития, которые разделены на шестилетние периоды:

  • от 0 до 6 лет
  • от 6 до 12 лет
  • от 12 до 18 лет
  • от 18 до 24 лет

Эти периоды Мария Монтессори называла периодами перерождения (сензитивные периоды), когда личность человека претерпевает серьезные перемены и его потребности меняются кардинальным образом. Это время особой «чувствительности» для развития того или иного навыка, и если этот период пропустить, навык может так и не развиться. При этом периоды от 0-6 и от 12-18 она выделяла как самые трансформационные и разделила на подгруппы — под каждый возраст описала свою образовательную среду.  

Образовательная среда Монтессори 

В основе педагогики — индивидуальный подход к каждому, где главная задача — помочь раскрыть природу и потенциал ребенка. В концепции Монтессори образования считается, что главная задача ребенка — адаптироваться в окружающем мире, и задача методики — создать максимально подходящие для этого условия, где ребенок учится, не замечая, что он учится.

Основополагающий принцип системы Монтессори, вызывающий резонанс в традиционной педагогической системе — принцип ничем не ограниченной свободы, где ребенок сам решает, чем он хочет заниматься и исследует этот мир через собственные открытия.

«Педагог в системе Монтессори только на первый взгляд не принимает активного участия в образовании и не занимает привычную роль лидера. На самом же деле он выступает как авторитет и проводник между ребенком и окружающей средой, где его ключевой задачей является наблюдение за ребенком, а также проведение презентаций — демонстрация способа использования материала, предмета или игры, — рассказывает Ирина Исаева, эксперт Международной Монтессори Ассоциации. — Роль педагогов поддерживать, мягко направлять, пробуждать желание и интерес, а не предлагать готовые модели решений. 

Доктор Монтессори утверждала, что человек хорош по природе и « уже рождается с умом, характером и чувствами». Она называет этот принцип «не мешать естественному развитию», «Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности».

Основные характеристики Монтессори педагогики:

  • отсутствие классно-урочной системы: свободное перемещение по классу, нет учителя-лидера, который ведет урок в привычном понимании;
  • обучение через самостоятельные занятия;
  • более 100 видов деятельности в классе;
  • наличие специальных зон, в том числе зона кулинарии, где дети сами готовят;
  • отсутствие системы наказаний и поощрений;
  • разновозрастная группа детей в классе;
  • специально разработанные дидактические материалы;
  • подготовленный Монтессори-педагог

«Мы намеренно создаем для ребенка условия, при которых он может получить реальную информацию об окружающей среде, ничего не искажая. Например, в Монтессори не приветствуются соски, чашки непроливайки, ходунки, прыгунки — всё, что дает неправильное представление об окружающем мире. В классе есть настоящие ножи, утюги, иголки, бьющаяся посуда. Это возможность для ребенка получить опыт работы с тем или иным материалом. И когда он знает, что с этим делать по назначению и видит, что ему доверили настоящее, то с большим уважением и трепетом относится к этому», —добавляет Ирина Исаева.

Подходит ли система вашему ребенку 

Безусловно, этот метод может вызвать отторжение в первую очередь у тех родителей, в ком сильно проявлены чувство тревоги и гиперконтроля. Однако это прекрасная возможность развивать в себе такое важное качество как доверие миру и природе. Внутри такого сценария воспитания лежит идея об уважении маленького существа, а не безвольной куклы, которую необходимо постоянно дергать и бить по рукам. Обратите внимание на родителей с детьми вокруг вас. Какие слова вы услышите от них в большинстве случаев? «Не трогай», «не мешай», «не балуйся». В системе Монтессори ребенок волен делать то, что хочет при условии, что он не причиняет вред другим.

Возможно ли создать подобную поддерживающую среду для гармоничного развития ребенка в домашних условиях? Этот вопрос часто задают родители. Если у малыша будет свой уголок, мебель, подходящая под его возраст и комплекцию, предметы, которые ему будут нравиться — это уже ценный вклад в его развитие. 

Концепция Монтессори подхода — сделать мир удобным для ребенка, чтобы он не просил лишний раз помощи. Но главное — это атмосфера безопасности и отношения внутри семьи, построенные на уважении. Это то, в чем так нуждаются дети, и то, о чем так часто забывают взрослые. Идея о том, что дети приходят не для того, чтобы оправдывать наши ожидания и выполнять указания, позволяет родителям изменить свой взгляд на жизнь ребенка и его воспитание. Марией Монтессори был введен термин «впитывающий разум» который означал, что все, что происходит с ребенком в  период от 0 до 6 лет, становится базисом его личности, поэтому стоит быть особенно внимательным к тому, с чем он взаимодействует и что его окружает.

Отдавать ли ребенка в школу Монтессори, каждый родитель решает для себя сам, однако эта вдохновляющая философия определенно стоит того, чтобы с ней познакомиться.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема — взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир».  Как изменился бы мир, если бы стали больше доверять своим детям и поддерживать их?

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

Все материалы спецпроекта


— поделитесь с друзьями!


Эксперты: Ирина Исаева

dailybaby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *