Организация лагеря — Летний лагерь

«Детские лагеря не должны делать ребят счастливыми, а призваны учить их быть счастливыми.»

  1. Учебно-тематический план работы семинара вожатых
  2. Формы физического воспитания
  3. Антропологический подход в образовании лагерной смены
  4. Фирменный стиль детского лагеря
  5. Должностные обязанности вожатого
  6. Детский лагерь
  7. Лидер высокого класса
  8. Привлечение птиц в детских лагерях
  9. Моделирование деятельности ДОЛ
  10. Программа мастер-классов
  11. «Три кита» нашей надежды
  12. Принципы безопасности лагеря
  13. Старший вожатый лагеря
  14. Песенные сигналы
  15. Качество жизни
  16. Как организовывать работу
  17. Критерии оценки работы на отряде
  18. Программа летнего отдыха
  19. Семь слагаемых детского отдыха
  20. Система работы «Информационного центра» в детском оздоровительном лагере
  21. Подключение мнений различных людей для улучшения тренинга сотрудников Лагеря
  22. Логика педагогического процесса в реализации программ детского лагеря
  23. Размышления о детских программах
  24. Командный механизм в вожатском отряде
  25. Алгоритм разработки стратегии летнего отдыха
  26. Советы по организации выездного лагеря
  27. Тезаурус педагогики детского лагеря
  28. Факторы программы смены
  29. Моделирование профильной смены
  30. Мотивация программы детского лагеря
  31. Принципы формирования лагерной смены
  32. Набор и организация персонала
  33. Советы по организации детского лагеря
  34. Корпоративные культура и этика в детском лагере
  35. Организация и оценка работы детского лагеря
  36. Каким навыкам может научить детский лагерь
  37. Планерка

Дополнительно

  1. Инструкции по безопасности в ДОЛ
  2. Отбор детей. Список необходимых документов
  3. Особенности маркетинговой деятельности ДОЛ
  4. Анкеты для воспитанников и сотрудников ДОЛ
  5. Анкеты для детей
  6. Анкета для родителей
  7. Правила поведения в лагере
  8. Летние оздоровительные лагеря (Модели сборки и функционирования, методики программирования)
  9. Методическое пособие «Настольная книга директора детского оздоровительного лагеря»
  10. Тесты для вожатых
  11. Организация профильного лагеря
  12. Рекомендации по организации выездного лагеря
  13. Нормативно-правовое обеспечение педагогических служб в ДОЛ
  14. Программа Шаг за шагом — Методические рекомендации по созданию авторской программы детского лагеря
  15. Алгоритм разработки стратегии летнего отдыха


Ссылки

  • Методические пособия организаторам

summercamp.ru

Как открыть детский лагерь

Открытие своего детского лагеря хоть и весьма хлопотное, но при этом достаточно прибыльное дело. Обычно предприниматели организовывают целые программы детского отдыха, в которых необходимо продумать большое количество тонкостей и нюансов.

Детский лагерь как бизнес носит сезонный характер, ведь дети, которые должны жить в вашем лагере, учатся в школе и имеют возможность хорошего отдыха только в летнее время. Правда, есть еще и такое направление развития, как детские лагеря на зимние каникулы Лучше всего площадку для лагеря подыскивать где-то за пределами города, в живописной местности. Для этого подойдет как бывшая база отдыха, где на территории уже имеются большее количество необходимых домиков и построек, или же можно организовать палаточный городок – в этом случае необходимо будет продумать концепцию туристического лагеря.

Конечно, можно не искать площадки за городом, а организовать подобие летней школы на базе любого учебного заведения. Здесь проживание детей ограничено временными рамками – с утра до обеда или до вечера, и за это время вы должны организовать им интересный досуг – многочисленные кружки и секции, экскурсии и интересные лекции.

Организация детского лагеря

Первое, что необходимо сделать, это составить бизнес план детского лагеря.

Если вы хотите организовать детский лагерь, вашими настольными книгами должны стать «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 года» (в случае организации стационарного лагеря) и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10».

Вот основные требования, которые указаны в первом документе: отряд ваших подопечных должен состоять максимум из 25 детей, если же у вас организованы старшие группы, то можете добавить к ним еще человек пять. Смена должна длиться не менее трех недель, и кормить вы их должны не менее трех раз в сутки. В этих документах прописано все – от запрещенных продуктов, до требований к весу порции фруктов.

Во втором документе можно узнать детали снаряжения, которой должен иметь при себе каждый ребенок, а также температурные и погодные условия на территории вашего палаточного городка.

Лучше всего организовать детский лагерь, который даст отдыхающему ребенку не только отдых и новые впечатления, но и новые знания или умения – наиболее прибыльным будет спортивный детский лагерь, или языковой детский лагерь. Ведь все родители хотят, чтобы их ребенок постоянно получал новые знания. Поэтому оформляйте «игровую» концепцию получения знаний и набирайте квалифицированные персонал! Такая программа отдыха способствует решению родителей купить путевку в детский лагерь.

Кстати, в вопросе набора персонала очень много подводных камней. Конечно, для вас, как для собственника, гораздо выгоднее будет набрать студентов-вожатых. Но и без квалифицированных педагогов, медиков, диетологов не обойтись!

Каждый детский лагерь может разрабатывать свою систему обучения. У вас есть несколько путей выбора основной программы отдыха.

Консервативный

Он не меняется с советских времен – убрали идеологию, добавили творчества – и можно воспитывать детей! Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Да и многие родители будут доверять системе, воспитавшей не одно поколение школьников.

Традиционный

Поработали одно лето с детьми по консервативной программе, обсудили все минусы и плюсы? Можно на следующее лето внести небольшие коррективы. Поменять День Леса на День Нептуна. Или убрать какие-то конкурсы, в которых дети не принимали активного участия.

Инновационный

В этом случае вам понадобятся опытные психологи и вожатые. Каждый год (а то и каждый сезон) можно менять программу. Это одно из главных конкурентных преимуществ перед государственными лагерями. Например, один из сезонов можно посвятить научно-исследовательским забавам, где дети смогут почувствовать себя спецагентами, играя в пейнтбол, стреляя из луков и арбалетов, и работая в лаборатории, где будут изучать физику и химию в опытах, адаптированных для детей.

При расчете окупаемости детского лагеря учитывайте, чтобы как минимум 40 процентов стоимости путевки уходило в прибыль. Выше 40 % окупаемость бывает редко, поскольку это скажется либо на низком качестве отдыха детей, либо на слишком низкой доступности путевки в детские лагеря для родителей.

startbusinessidea.ru

Бизнес-план детского лагеря, как открыть детский лагерь?

Экономические показатели работы детского лагеря, при условии самостоятельного строительства корпусов и работы в летние смены.

Начальные вложения, тыс. рублей20000
Прибыль в год, тыс. рублей4000
Срок окупаемости, в месяцах60

На сегодняшний день открытие детского лагеря стало привлекательной идеей для многих предпринимателей. Но в связи со спецификой такой деятельности и высоким стартовым капиталом, многие отказываются от нее, еще даже не рассмотрев все организационные тонкости и нюансы. А ведь при грамотном подходе бизнес в этом сегменте рынка может стать довольно прибыльным и перспективным.

Особенности бизнеса

Основная особенность бизнеса по организации детского лагеря заключается в том, что работа заведения будет ориентирована на детей. Поэтому в процессе деятельности учреждений они могут оказывать следующий перечень услуг:

  • услуги по обеспечению здорового отдыха и досуга детей;
  • медицинские услуги по обеспечению охраны детского здоровья и профилактики заболеваний;
  • педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, их навыков и умений;
  • психологические услуги, способствующие адаптации ребенка в обществе и изменению его психологического состояния;
  • правовые услуги, касающиеся юридической поддержки детей и их родителей;
  • информационные услуги по обеспечению целевой аудитории достоверной информацией.

Кроме того, стоит представлять, что на современном рынке подобных услуг существует несколько видов детских учреждений, которые имеют различную направленность. Среди пользующихся стабильным спросом можно выделить следующие лагеря:

  • санатории;
  • спортивные;
  • летние;
  • общеразвивающие;
  • трудовые;
  • школьные.

Особое внимание в подобной деятельности необходимо обратить на то, что если ранее для ее процветания и развития было достаточно ориентироваться на финансовую сторону вопроса, то сегодня это основа состоит из трех составляющих:

  1. Кадров.
  2. Программы.
  3. Репутации.

Причем в первом случае остов составляет команда единомышленников, во втором – новация и уникальность, а при создании репутации – качество удовлетворения потребностей родителей и детей.

Регистрация и организация бизнеса

Как и любой бизнес, содержание частного детского лагеря необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Для развития подобной деятельности выбранная форма собственности не играет важной роли, но если планируется сотрудничество с корпоративными клиентами, то лучше организовать ООО. Для этого потребуется:

  • оформить учредительные документы;
  • создать уставный капитал.

Если же регистрировать ИП, то необходимо приготовить копии паспорта и свидетельства ИНН.

Необходимая документация

Для открытия и ведения деятельности по содержанию детского лагеря потребуется наличие следующей документации:

  • лицензии на право ведения воспитательной деятельности;
  • документа, подтверждающего право владения земельным участком и постройками;
  • свидетельства о постановке на учет в качестве юридического лица или ИП;
  • заключения СЭС о соответствии условий лагеря санитарным нормам;
  • протоколов о результатах проведения анализа воды на соответствие ее показателей всем бактериологическим и химическим нормам;
  • плана (экспликации) всех помещений с отражением их размера и предназначения, а также размещения технологического и санитарного оборудования;
  • бланков подписанных договоров на вывоз ТБО, водоотведение, проведение плановых дезинсекций, дератизаций и мероприятий по обеспечению защиты от клещей, а также медосмотров и санитарно-гигиенического обучения.

Поиск места и строительство

При решении задачи поиска подходящего места для организации детского лагеря важно учитывать следующие аспекты:

  1. Расстояние до города. В этом случае необходимо уточнить удобно ли будет добираться до лагеря, и сколько времени будет занимать дорога.
  2. Наличие вблизи населенных пунктов. Очень важно, чтобы недалеко от лагеря находился развивающийся населенный пункт, что позволит на протяжении смены делать необходимые закупки.
  3. Наличие большой свободной территории для оборудования различных игровых и спортивных детских площадок.

Если же говорить о территориальном расположении заведения, то выбор места будет зависеть от вида детского лагеря. Так, если рассматривать организацию оздоровительной базы отдыха, то для ее работы необходима громадная площадь. На ней будет располагаться большое количество различных зданий:

  • корпуса с номерами;
  • столовая;
  • медицинский корпус;
  • досуговый корпус и т. д.

Но чтобы их построить, потребуется вложить огромные средства, которые способны окупиться не ранее, чем через десять лет. Поэтому большинство организаторов прибегают к альтернативному варианту в виде аренды ранее использованных лагерей, а также подходящих для этих целей строений (общежитий, гостиниц, пансионаты, базы отдыха и т. п.).

При оформлении любого вида лагеря не стоит забывать о соблюдении целого ряда обязательных требований:

  • максимальная высота зданий должна составлять не более двух этажей;
  • в каждом здании должен находиться действующий медпункт;
  • если лагерь будет предусматривать организацию пляжа, то важно, чтобы берега в местах купания были пологими, без ям и обрывов, а максимальная глубина водоемов не может быть более 1,3 метра.

Чтобы построить новый лагерь или довести до ума уже готовые постройки, которые будут безопасными и соответствовать законным требованиям, важно еще перед организацией заведения ознакомиться с нормами СанПин 2.4.4.1204-03. Этот документ регламентирует все вопросы, касающиеся стационарных лагерей.

Оборудование и оснащение

Список необходимого оборудования, прежде всего, будет зависеть вида и направленности учреждения:

 

  1. Для палаточного лагеря потребуется запастись палатками, тентами, посудой, репшнурами, специальным инструментом и прочим походным снаряжением.
  2. Для спортивного лагеря придется закупать большое количество спортивного инвентаря, тренажеров и принадлежностей для настольных и уличных игр.
  3. Для санаторного лагеря помимо обстановки номеров для отдыха, важно иметь в наличии различные медицинские и профилактические приспособления и устройства.

Кроме того, за исключением организаций палаточного типа и групп продленного дня, остальным лагерям необходимы:

  • кровати;
  • стулья;
  • столы;
  • шкафы для одежды;
  • сантехника;
  • матрацы;
  • постельное белье;
  • полотенца и некоторые другие гигиенические принадлежности.

Параллельно нужно позаботиться и об оснащении столовой, для чего придется приобрести обеденные столы и стулья, а также кухонную технику и утварь.

Персонал

Продуктивная и успешная деятельность по организации лагеря для детского отдыха невозможна без грамотно подобранного персонала. Минимальный кадровый состав должен включать следующих специалистов:

  1. Вожатых. Ими могут быть студенты педагогических ВУЗов, которым работа может быть засчитана за практику или волонтеры.
  2. Работников узких профессий, перечень которых будет зависеть от направленности лагеря: педагогов, психологов, спортивных тренеров и т. п.
  3. Медиков и воспитателей с высшим профильным образованием и желательно с опытом работы в подобных учреждениях.

При наборе сотрудников не стоит забывать и о техническом, а также ином обязательном персонале. В штате лагеря необходимо иметь:

  • уборщицу;
  • завхоза;
  • водителя;
  • подсобного рабочего;
  • бухгалтера;
  • повара и работников кухни.

Организация работы и питания

Оптимальным вариантом для стандартного детского лагеря любого типа является организация посменной работы, когда одна из них будет длиться не более трех недель. При создании и оборудовании частного заведения для отдыха детей важно также предусмотреть наличие в нем столовой, в которой они смогут питаться не менее двух раз в день.

Конечно совсем необязательно иметь собственную столовую. Так, можно подписать договор о регулярном обслуживании с расположенными неподалеку заведениями общепита.

Выбор и подготовка программы

Создание любого вида лагеря для досуга и развития детей предусматривает выбор и разработку специальной программы. В настоящее время различают три вида методических направлений:

  1. Консервативное. Оно предусматривает использование классических программ, которые разрабатывались давно и на несколько лет вперед. Согласно им, все развлекательные мероприятия проходят в традиционном порядке, организованном около 20 лет назад.
  2. Стандартное. В этом случае используются те же консервативные программы, но они предусматривают возможность преобразования и коррективов со стороны вожатых.
  3. Инновационное. Это индивидуальные программы, которые постоянно разрабатываются в зависимости от потребностей современного общества. Кроме того, они регулярно обновляются и корректируются, из них вычеркиваются мероприятия, которые были неинтересны и добавляются новые игры и развлечения.

Для частного детского лагеря подходит именно инновационное направление, ведь именно оно сможет выделить его на фоне государственных учреждений и схожих конкурентов. Поэтому еще на этапе бизнес-планирования важно разработать свою уникальную программу, которая будет подходящей для работы конкретного вида лагеря и интересна непосредственным потребителям услуг — детям.

Реклама

Стабильная работа детского лагеря любого типа невозможна без качественной рекламы. Эффективность конкретных методов продвижения зависит от условий определенного региона, но наиболее приемлемыми для подобного бизнеса являются следующие мероприятия:

  • презентация лагеря в различных детских учреждениях (в зависимости от возраста детей на которые рассчитана программа), например, на родительских собраниях в детских садах и школах;
  • расклеивание плакатов и объявлений в заведениях, которые посещают родители с детьми;
  • размещение листовок и буклетов для целевой аудитории;
  • создание собственного сайта;
  • размещение красочных информационных объявлений в местной прессе и СМИ, а также на страницах специализированных интернет-форумах.

Обратите внимание, что репутация лагеря будет зависеть от устных рекомендаций клиентов, поэтому всегда должен быть первостепенным вопрос качества оказываемых услуг.

В процессе рекламной кампании очень важно обращать внимание потенциальных клиентов на общий характер лагеря. Для этого стоит всегда упоминать о преимуществах конкретного учреждения, которые будут выделять его среди других участников рынка подобных услуг.

Финансовая составляющая бизнеса

При открытии частного детского лагеря в качестве бизнеса, важно не только предусмотреть все организационные тонкости и нюансы, но и просчитать экономическую эффективность. Особое внимание при проектировании предпринимательской деятельности необходимо уделить размеру инвестиций и их окупаемости.

Стоимость открытия и поддержания

Чтобы открыть небольшой лагерь для детей с учетом его строительства на арендованном у государства участке земли, потребуется не менее 20 млн рублей. Фактическая сумма первоначальных затрат будет зависеть от вида и масштабов лагеря, а также потенциального количества детей за одну смену.

В дальнейшем также придется нести немалые расходы, связанные с:

  • выплатой заработной платы;
  • продвижением бизнеса;
  • транспортными расходами;
  • закупками продуктов питания;
  • оплатой коммунальных платежей и услуг сторонних организаций;
  • регулярным обновлением основного фонда (капитальный и косметический ремонт).

Такие расходы могут начинаться от 700 тыс. рублей в месяц.

Размер будущих доходов

Размер будущих доходов от лагеря зависит от его масштабов и умения правильно завлечь свою целевую аудиторию. Так, при хорошей раскрутке небольшой лагерь способен принести до 3 млн рублей за одну смену. Если предположить, что основной пик детского отдыха приходится на четыре летних смены, то сумма годовых доходов заведения будет достигать 12 млн рублей.

Срок окупаемости

Для подобных заведений предварительно возможно просчитать только годовую сумму чистой прибыли, которая для небольшого лагеря не превысит 4 млн рублей. Следовательно, вложенный в бизнес первоначальный капитал может окупиться не ранее, чем 5 лет стабильной работы и высокой заполняемости.

Содержание лагеря для отдыха детей не относится к категории быстроокупаемых видов бизнеса, зато при грамотной организации существует возможность получать немалые суммы прибыли. Главное еще на начальном этапе реализации идеи сделать грамотный анализ регионального рынка подобных услуг, познакомиться с работой конкурентов и составить свой уникальный проект.

 

rusentrepreneur.ru

основная информация о детских оздоровительных лагерях

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) – место отдыха и оздоровления детей и подростков. В большинстве случаев детский лагерь организует отдых летом, во время школьных каникул. Свою деятельность учреждение ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цель функционирования ДОЛ: организация качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, их воспитание и обучение новым навыкам и умениям.
Стационарный детский лагерь включает в себя огороженную территорию со следующими зданиями: корпуса для проживания детей, столовая, спортивные площадки, беседки или отрядные места, актовый зал, медицинский блок, хозяйственные постройки и другие, необходимые для работы помещения.

Пример схемы территории детского лагеря изображен на рисунке 1.

Некоторые данные о ДОЛ:

  • Возраст детей, приезжающих на отдых: от 7 до 16 лет.
  • Стандартная лагерная смена длится 21 день.

Непосредственно с детьми в период смены работают вожатые. Вожатые детского оздоровительного лагеря проходят обучение в школе вожатского мастерства, получают допуск к работе по итогам медосмотра, проходят проверку в МВД на отсутствие судимости. Работают вожатые, как правило, в составе педагогического отряда.

В ДОЛ для детей реализуется педагогическая программа, в процессе реализации которой дети получают новые знания, навыки и умения. Так же возможно проведения профильных смен по различным направлениям, например, журналистика, кино, робототехника, языковые (напр, английский) и др.

Примерная структура управления детским лагерем представлена на рисунке 2.


  • Руководитель организации – директор (управляющий), несет ответственность за все, происходящее в лагере.
  • Заместитель руководителя по АХЧ – сотрудник отвечающий за административно-хозяйственные потребности детского учреждения. В подчинении находятся: инженер, сантехники, плотники и другие специалисты хозяйственного обеспечения.
  • Главный врач – сотрудник, курирующий медицинское обеспечение и оздоровление детей и подростков. В подчинении главврача находятся врачи, медсестры и другой медицинский персонал. Медицинский персонал так же отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как и вожатые.
  • Начальник лагеря (зам. директора по воспитательной работе, руководитель смены) – сотрудник, курирующий педагогическую работу. В подчинении находятся: старший вожатый, методист, педагог организатор, вожатые, инструкторы по спорту и другие педагогические сотрудники.
  • Старший вожатый – сотрудник, курирующий деятельность вожатых. В обязанности входит контроль качества работы вожатых и помощь им, при необходимости.
  • Методист – сотрудник, курирующий методическую работу педагогического отряда.
  • Культорганизатор – сотрудник, курирующий культурно-досуговую составляющую отдыха детей и подростков.

xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai

Особенности организации детского оздоровительного лагеря

Особенности организации детского оздоровительного лагеря

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» [3]. Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» [3].

Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

а) социально-педагогическая защита детей;

б) предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

в) формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для

позитивной жизнедеятельности;

г) увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

д) создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

е) адаптация или реадаптация детей в обществе;

ж) компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

з) дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами [2].

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.

В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? Чем наполнить это время, чтобы оно было потрачено с пользой для духовного и интеллектуального развития детей? Как организовать различные формы отдыха? Какие использовать идеи и методики?

Сфера детского отдыха и оздоровления является оптимальной для реализации многих приоритетных задач.

Главной задачей деятельности лагеря является организация досуга и отдыха детей. В детском оздоровительном лагере отдыхают дети из школ от 14 до 16 лет. Целью работы детского оздоровительного лагеря является активизация работы педагогического коллектива по организации летнего отдыха, культурной и досуговой деятельности детей, их оздоровление и воспитание, развитие разнообразных навыков и творческих способностей, развитие коммуникативных компетентностей и компетентностей социального взаимодействия. В работе лагеря можно выделить несколько основных задач:

1) отработка механизма и средств работы, направленных на быструю адаптацию и включение подростков в деятельность смены;

2) развитие системы дополнительного образования, направленной на формирование индивидуальной позиции подростков и освоение опыта общения;

3) отработка административных механизмов организации деятельности педагогического коллектива по проектированию и реализации содержания деятельности смен;

4) совместная коллективная деятельность подростков и педагогов;

5) превращение каждого подростка в субъект собственного развития;

6) поддержание и совершенствование психологически благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективах [4].

Следовательно, главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. А. Шмакова, предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [5].

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом. Детский оздоровительный лагерь является учреждением, содействующим естественному продолжению дополнительного образования

детей, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентируется на запросы и потребности ребенка и социума в целом [1].

Таким образом, организация туристских лагерей позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода. Лагерь – школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребёнок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Список использованной литературы:

1. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.

2. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков /авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года //Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.

4. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. – 2003. – №3. – С.33 ‐ 41.

5. Шаповал Г.Ф. История туризма / Г.Ф. Шаповал. – Минск.: Советский спорт 1999. – 150 с.

infourok.ru

2.1 ТЕМА. Организация летнего отдыха в ДОЛ

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации лагерной смены: организационный период. основной период; итоговый период лагерной смены.

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ.

 

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения

Современный детский оздоровительный лагерь  это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 года),  оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

Основные задачи  идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере:

  • создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире;
  • формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;
  • формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;
  • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;
  • создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  • обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;
  • формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.

 

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ

В процессе воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности. При планировании и организации воспитательной работы в оздоровительных учреждениях (лагерях, центрах, оздоровительных и санаторно-курортных организациях, предоставляющих базу для оздоровления детей в летний период) следует учитывать следующие особенности:

− развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива;

− специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей;

− воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью;

− широкое использование возможностей социально-территориального окружения  способствует  приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную творческую  деятельность.

Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ и методов их реализации.

Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является  лагерная обстановка, которая существен­но отличается от домашней, прежде всего, отсутствием ро­дителей, и необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности и большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря подразделяют на три периода: организационный, основной, заключительный.

 

3. Система организации лагерной смены

Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

Лагерная смена (Л.В. Воронкова) – это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

Специфика лагерной смены:

  • неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
  • функционирование временных детских объединений – отрядов;
  • общение;
  • событийность.

В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климата во временном детском коллективе, познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря.

Основными характеристиками организационного периода являются:

  • это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям;
  • это первая стадия формирования детского коллектива – отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
  • это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;
  • как правило, длится 2-3 дня от заезда детей и завершается открытием лагерной смены;
  • чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Этот период очень насыщен в плане вожатской деятельности, поэтому ему мы посвятим отдельную лекцию (тема 4).

В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. В этот период очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной период характеризуется:

  • реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого;
  • организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере;
  • включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря;
  • развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;
  • активным общением и конфликтами воспитанников;
  • формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде;
  • этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены;
  • на данном этапе важно не замыкаться на деятельности внутри отряда, необходимо выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере.

Задачи основного периода:

  • Развивать творческий потенциал воспитанников.
  • Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
  • Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
  • Создать условия для самореализации воспитанников.

Содержание деятельности вожатого:

  • реализация программы воспитательной деятельности вожатого;
  • организация и включение детей в различные виды деятельности;
  • проведение коллективных творческих дел;
  • деятельность профильных детских объединений по интересам;
  • корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • функционирование органов самоуправления в отряде.

Примерными формами работы в основной период являются: конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п.

В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития.

Заключительный (итоговый) период является:

  • периодом эмоциональной напряженности от предстоящей разлуки;
  • временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и вожатыми.

Вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем!

Задачи заключительного периода:

  • Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
  • Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
  • Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
  • Подготовить детей к отъезду из лагеря.

Содержание деятельности вожатого включает: анализ работы на совете отряда и сборе, церемония награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной  смены.

К примерным организационным формам работы можно отнести КВН «Было, братцы, было!», отрядный (общелагерный) костер, выпуск газеты «По секрету всему свету», игру-эстафету «Вместе весело и интересно», закрытие лагерной смены (итоговый концерт).

 

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ

Кодекс Республики Баларусь об образовании от 13 января 2011 
№  243-З.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 марта2011 г. № 8 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта2007 г. № 27».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 № 125 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 декабря2002 г. № 55 «Об утверждении положения об оздоровительном лагере».

Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 1 апреля2011 г. № 13.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам организации летнего оздоровления детей.

Министерство образования ежегодно направляет для использования в работе методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха, разработанные в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь.

ebooks.grsu.by

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Гребенюк А.А. Эффективность организации детского оздоровительного лагеря // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №9. — С. 38-41.

Согласно решению Правительства Новосибирской области, с 2014 по 2019 гг. реализуется государственная программа по социальной поддержке населения и улучшения социального положения семей с детьми. В частности, финансируются мероприятия по организации отдыха и оздоровления, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реконструкция и модифицирование лагерей с дневным пребыванием детей и проведение профессиональных смен. Согласно программе в 2015 году из областного бюджета было выделено на эти цели 439 млн руб., включая 191 млн руб. на оздоровление детей [1].

Статистика в Новосибирской области показывает, что в настоящее время в области работает 80 оздоровительных лагерей, в том числе 57 оздоровительных лагеря, 8 – санаторного типа, 3 – на базе санаторно-курортных учреждений, 3 – на базе учреждений социального обслуживания населения, 9 палаточных лагерей. В каникулярный период, в частности летом 2015 года, в данных учреждениях отдохнуло более 64 тыс. школьников. Необходимо отметить, что общая сумма затрат на организацию оздоровительной кампании в Новосибирской области в 2015 г. сохранилась на уровне прошлого года – более 1 млрд руб. С 72% до 98% возросло количество оздоровленных детей, находящихся в трудной ситуации. Также оздоровлены 100%, или около 1 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и школах-интернатах.

Несмотря на немалое количество детских лагерей необходимо отметить, что Министерство здравоохранения Новосибирской области заинтересованно в возведении новых объектов направленных на оздоровление подрастающего поколения и подчеркивает, что будет содействовать инвесторам [2].

Исходя из сложившейся ситуации, автором был разработан бизнес-проект «Детского оздоровительного лагеря» (ДОЛ). В качестве источников финансирования в нашем распоряжении находятся денежные средства учредителей, которые в дальнейшем будут являться собственниками.

Для детей необходимо экологически чистое и безопасное место, общей площадью не менее 7 гектар. Данный земельный участок не составит труда найти около п. Кирза Ордынского района Новосибирской области. Помимо соснового бора, рядом так же распложено Обское море, что является неотъемлемым плюсом для дальнейшего развития ДОЛ. Рекомендуемая вместимость оздоровительного учреждения составляет 250 детей.

Подчеркнем, что будущий объект будет состоять из нескольких корпусов и сооружений, а именно:

1. Основной корпус.

2. Развлекательный корпус.

3. Хозяйственный двор.

4. Игровая площадка.

5. Контактный зоопарк.

Основной корпус представляет собой трех этажное здание площадью около 3200 м2, стоимостью 120 млн руб. Отметим, что в данную сумму входит не только возведение здания, но и электропроводка, водоснабжение, ремонт, окна, входные и межкомнатные двери и лестницы. На первом этаже находится медицинское отделение и административное помещение, комплектация медицинского корпуса составит около 12 млн руб., в которое входят: массажные аппараты и комплектация массажных кабинетов, кабинеты водных процедур, кабинет теплолечения и грязевых процедур, лечебные души, ингалятории, кабинет психологический разгрузки и зал ЛФК. Также, к особенной части процедур относится – иппотерапия (лечение с помощью верховой езды). На втором и третьем этаже будут располагаться жилые помещения.

Следующим объектом сооружения является «Развлекательный корпус», стоимостью в 50 млн руб. Необходимо отметить, что площадь данного сооружения меньше и составляет 2000 м2, и включает в себя 2 этажа. На первом располагается трапезная и кухня для приготовления, а на втором – развлекательный комплекс, состоящий из актового зала для проведения мероприятий, кинопросмотров и проведения дискотек, общая стоимость оборудования и комплектации – 1,5 млн руб.

Представляемый бизнес проект уникален, так как на территории ДОЛ будет находиться боулинг и сухой каток (5х10 м2), что дает преимущество перед инвесторами. Комплектация боулинга и сухого катка обойдется примерно в 2 млн руб. На 2-м этаже будет расположен игровой зал и творческие классы, в частности, технический класс, где будет находиться кружок моделирования авиастроения, машиностроения и малой техники, и творческий кружок, в котором развернутся занятия по рисованию, шитью, и вязанию. Общая стоимость игрового зала и творческих помещений – 1,5 млн руб.

Необходимо отметить, что стоимость зала для приема пищи, в том числе и оборудование для кухни, по нормам СанПиНа 2.4.4.3155-13, составит 1,2 и 5 млн руб. соответственно [3].

На территории ДОЛ будет располагаться также хозяйственный двор, который, в свою очередь, состоит из угольной, прачечной, гаража и технической строительной конструкции. В котельной будут расположены 4 котла: 2 горячей воды и 2 для отопления. Холодная вода будет поступать из 2-х скважин, глубиной около 85 м, стоимостью по 150 тыс. руб. каждая. Почеркнем, что горячая вода подается с помощью бойлерной системы, а по все территории расположены системы трубопровода (в том числе и канализационные). Предполагается возведение своей электроподстанции с резервным дизель-генератором на 120 кВт, что позволит осуществлять бесперебойное функционирование в случае непредвиденного отключения электричества. Возведение одноэтажного здания и установка оборудования обойдется в 25 и 5 млн руб., соответственно. Комплектация электрокомплекса составит около 1,2 млн руб.

Напомним, что на хозяйственном дворе так же будет находиться прачечная, состоящая из 4 комнат. Стоимость возведения здания составит 2,4 млн руб. Кроме того, необходимы профессиональные стиральные машины и гладильная, стоимостью 0,18 и 0,15 млн руб., соответственно. Стоимость возведения одноэтажного гаража площадью на 150 м2 составит 5 млн руб.

В другой части территории будет располагаться контактный мини-зоопарк и конюшня. Затраты на возведение одноэтажного здания, которое представляет собой помещение на 10 голов (таких как лошадь, верблюд, ослик, як и марал), составит 2 млн руб., и приобретение животных – 3,5 млн руб.

Также для школьников ДОЛ предлагает сауну и закрытый бассейн, площадью 200 м2, возведение и комплектация которых составит 3 млн руб. В теплое время года для детей будет работать летнее кафе, отрытый бассейн, спортивно-игровая площадка с всесезонным покрытием (1 млн руб.), детская площадка (0,7 млн руб.) и летняя сцена для культурно-массовых мероприятий (0,4 млн руб.). Затраты на летнее кафе, площадь которого будет около 100 м2, и бассейн составят 2,3 млн руб. Площадка для стрельбы из лука и лазерного пейнтбола обойдется инвесторам в 0,6 млн руб.

Необходимо отметить так же затраты на обустройство, огораживание территории и видеонаблюдение – 3,4 млн руб. и 0,3 млн руб., соответственно.

Говоря о расчете потребности в тепле, отметим, что расход угля зимой в среднем (при полной загрузке) – 3 т/день. Лето и межсезонное время – 1 т. Стоимость 1 т угля – 2200 руб.

Ни для кого не секрет, что главное по работе с детьми – это качественный подбор персонала. В масштабах нашего проекта необходимый персонал представлен в таблице.

Таким образом, к затратам за год относится не только заработная плата штата из 78 человек, а так же:

— канцелярия общей стоимостью 0,18 млн руб.;

— костюмы около 1 млн руб.;

— закупка угля и электроэнергия – 0,6 млн руб.;

— закупка продуктов питания – 21,6 млн руб.;

— содержание животных – 0,45 млн руб.;

— затраты на ГСМ – 0,28 млн руб.;

— реклама в метро, реклама на Рен ТВ, банер и реклама на автобусе – 0,54 млн руб.;

— прочие расходы – 1,2 млн руб.

Необходимо отметить, что общие затраты за год составят – 44,32 млн руб.

Рассмотрим экономическую эффективность данного инвестиционного проекта. При правоведении мониторинга цен конкурентов было выявлено, что средняя цена за путевку (в сутки) составит 1621 руб. Для привлечения клиентов и повышения нашего конкурентного преимущества первоначальная предлагаемая цена составит 1500 руб. Выручка при 80% загрузке, что является средним показателем, составит 108 млн руб. Тогда уровень рентабельности составит 143,7%, что показывает эффективность использования финансовых ресурсов и целесообразность развития данного вида бизнеса. При этом срок окупаемости инвестиций составил 49 месяцев.

В качестве каналов реализации предлагается заключение контрактов с туристическими компаниями Сибирского федерального округа, с бюджетными организациями, такими как школы, лицеи, гимназии, со спортивными клубами и, разумеется, с Министерством социального развития и Министерством здравоохранения.

Несмотря на масштабы проекта, и объема необходимых инвестиций, ДОЛ довольно быстро себя окупит, что так же является неотъемлемым плюсом при выборе инвестором данного направления вложения капитала.

economyandbusiness.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *