Правила шашечных поддавков — Гамблер

Правила игры в шашки-поддавки аналогичны правилам в русские шашки или международным шашкам, только цель игры — отдать или запереть все свои шашки.

Правила настольной игры русские шашки таковы: игра идет на квадратной доске 8х8 клеток. Каждая из сторон в начале игры имеет по 12 шашек, шашки занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на черных клетках. Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Первыми начинают белые. Возникающие на доске ситуации называют позициями, или положениями. Проведенная от начала и до завершения игра называется партией, а передвижения шашек — ходами.

В начале игры все шашки — простые. Простая
шашка может совершать, в зависимости от позиции, ходы двух типов: тихие и ударные.

  • Тихий ход — перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника.
  • Ударный ход — перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника. Шашка, при своем ходе, обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно. Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие шашек может совершаться не только вперед, но и назад. Если после взятия одной шашки, есть возможным побить еще одну или несколько, то взятие продолжается. По правилам игры — взятия в русских шашках обязательны. При возможности взятия в разных направлениях выбор предоставляется берущему игроку. При взятии нескольких шашек противника снимать их с доски можно только после окончания ударного хода. При взятии шашек протвника, запрещается перескакивать более одного раза бьющей шашкой через одну и ту же шашку соперника (а на свободное поле наступать несколько раз разрешается).

Если простая шашка достигает дальней горизонтали, она становится дамкой. Дамки, в отличие от обычных шашек, способны перемещаться на произвольное количество полей по выбранной диагонали, причем как
вперед, так и назад.

При своем ходе, дамка обязана побить шашку
соперника, если только эта шашка находится на одной диагонали с дамкой(независимо от количества свободных полей до нее) и если за этой шашкой имеется одно или несколько свободных полей (дамка, совершив взятие шашки противника, может остановиться на любом из них). Если же при взятии на любой из пересекающихся диагоналей также находятся шашки соперника, за которыми имеются свободные поля, то дамка обязана продолжать взятие.

www.gambler.ru

ФШР | Обратные шашки (поддавки)

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Если один из участников предлагает ничью, а другой принимает это предложение.

Если в партии, играющейся с контрольными часами, истекло время у обоих участников и невозможно установить, кто просрочил время раньше.

Если участник, имея в окончании партии три дамки против одной дамки соперника и владея при этом «большой дорогой», своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки соперника.

Если в явно ничейной позиции, участник, желающий играть на выигрыш, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции. К явно ничейным позициям относятся дамочные эндшпиля, в которых не требуется точность в защите в обход элементарных ловушек. Например, «петля» точности не требует.

Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

  • если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью
  • если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью; если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции
  • не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим
  • требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т.е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода
  • правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление; если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается
  • если у заявителя нет записи партии или она неясно записана, заявление рассматривается судьей по представлении полной и четкой записи партии
  • если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение

Участник может предложить ничью только после того, как он сделал ход. Предложив ничью, он пускает часы соперника. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме:«предлагаю ничью», «согласен», «не согласен» — и не оговариваются никакими условиями. Соперник может принять предложение, не делая ответного хода или отклонить его словесно либо ответным ходом.

Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может снова предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

shashki.ru

Поддавки: правила игры

Игра в поддавки известна в России издавна. Отличие этой игры от русских шашек заключается в том, что перед игроком стоит задача не взять все шашки противника, а, напротив, отдать ему свои шашки. Соответственно, стратегия поддавков также является своеобразной.

Поддавки упоминались в первой книге о шашках на русском языке, написанной А. Петровым еще в 1827 году. Обратные шашки (другое название этой игры) довольно популярны в России, а также в некоторых соседних странах. Центром изучения поддавков является международный шашечный клуб «Кипергань». В России обратные шашки официально признаны спортивной игрой, некоторым сильнейшим игрокам присвоены звания мастеров спорта.

Существуют обратные стоклеточные шашки, обратные бразильские шашки и т. п. Однако в настоящей статье речь идет об обратных русских шашках, как наиболее распространенном виде поддавков.

Игра в поддавки проходит на квадратной 64-клеточной доске. В распоряжении каждого игрока имеется двенадцать шашек, которые он перед началом игры выставляет на черные поля ближайших к себе трех горизонталей.

Простые шашки могут ходить на одно поле вперед по диагонали, дамки — на любое количество полей по диагонали в любом направлении. И простые шашки, и дамки бьют как вперед, так и назад. Разумеется, взятие является обязательным — в противном случае поддавки утратили бы всякий смысл.

Если возможны несколько вариантов направления взятия, то игрок выбирает любой из этих вариантов. Однако когда выбор сделан, нужно продолжать бить шашки противника, пока это возможно.

Когда простая шашка оказывается в процессе взятия на последней горизонтали, она становится дамкой и продолжает взятие на правах дамки, не прерывая хода.

В отличие от остальных разновидностей шашек, в поддавках выигрывает тот участник, который остается без шашек, либо тот, все оставшиеся шашки которого оказываются заблокированными. Поэтому в толковом словаре Даля поддавки определяются как «игра в шашки, в которой проигравший считается выигравшим». Можно также сказать, что поддавки — это шашки, в которых каждый участник играет шашками соперника.

Главный принцип выигрышной стратегии в поддавках — превосходство в мобильности. Чем больше у шашиста вариантов хода, тем выше вероятность его победы в партии. Из этого следует, что численный перевес, как ни странно, ведет в обратных шашках к успеху. Так, доказано, что белые могут выиграть партию, начиная ее полным комплектом шашек против единственной шашки противника. Кроме того, в поддавках выгодно располагать свои шашки через одно свободное поле по диагонали, потому что таким образом увеличиваются шансы отдать сопернику несколько шашек за один ход.

www.azartru.net

Поддавки — это шашки наизнанку

Из истории шашек и поддавков

В знаменитом словаре В.И. Даля сказано о поддавках, что это «игра в шашки, в которой проигравший считается выигравшим». Определение афористичное и точное: выигрывает тот, кто в обычных шашках считался бы проигравшим, остальные правила игры остаются без изменений.

Наиболее ранние сведения о поддавках содержатся в первой российской книге о шашках, изданной в Петербурге в 1827 году. Она написана прославленным шашистом и шахматистом А.Д. Петровым и называется «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в простые шашки».

«Игра в поддавки, — пишет Петров, — требует гораздо более расчета, нежели обыкновенная». Далее автор рассказывает о стратегических основах игры, из чего можно сделать вывод, что возникли поддавки, скорее всего, одновременно с обычными шашками.

В течение следующих за выходом книги Петрова полутора веков игра не прекращалась, но, как ни странно, и не совершенствовалась: практически не велось записи партий, необходимой для аналитической работы.

Переломным моментом в истории поддавков стал 1978 год, когда в Москве молодой востоковед М.Ю. Рощин организовал клуб любителей этой игры. Ныне клуб «Кипергань» превратился в международный. За 20 лет работы клуба было проведено более 200 турниров за доской и по переписке. Партии этих соревнований систематизируются и исследуются. Можно сказать, что аналитики клуба за двадцать лет продвинули теорию этой игры в несколько раз дальше, чем их предшественники за полтораста.

В последние годы поддавки уравнены в правах с простыми шашками. В прошлом году, впервые в истории шашек, четырем «поддавочникам» Российский спорткомитет присвоил звание мастеров спорта.

Что же такое поддавки?

Можно сказать, что поддавки отличаются от обычных шашек тем, что здесь игрок, сделавший последний ход, проигрывает.

Сказанного более чем достаточно для ответа на вопрос, задаваемый иногда даже квалифицированными шашистами: как быть, если очередь хода за игроком, у которого все оставшиеся шашки заперты? Разумеется, зафиксировать его победу.

Обычные шашки имеют несколько названий: простые шашки, крепкие шашки, крепки. Поддавки называют часто обратными шашками, имея в виду, что они получаются из крепок в результате перестановки в правилах игры слов «выигрыш» и «проигрыш». В свою очередь крепки есть обратные поддавки.

Шашки — редкий пример игры, где обращение возможно, нетривиально и эффективно; это относится ко всем их разновидностям.

От многих других игр шашки отличает присущая им обязательность взятия. В самом деле, без него игра в крепки изрядно поблекла бы, но не пропала совсем, игра же в поддавки стала бы бессмысленной, практически все партии кончались бы ничьей: взять шашку «против ее желания» можно, а заставить взять нельзя практически никогда.

Существует еще одно парадоксальное определение поддавков: это игра в крепки, в которой каждый играет шашками противника! Действительно, в такой, на первый взгляд странной, игре играющий белыми ходит черными шашками, но стремится к своему (белых) выигрышу. Разумеется, это то же самое, что играть черными, делая ходы своими шашками, и стремиться к своему проигрышу, то есть к выигрышу в поддавки.

Единство противоположностей

Поддавки и крепки не только противоположны, но и «единосущны» (хотя поддавочную ипостась мы ценим выше). Совсем нет различия между ними в задачах на кооперативную игру (аналогичных кооперативному мату в шахматах).

Приведем пример, шуточный лишь по форме. Барон Мюнхгаузен попал к злодеям, которые вынудили его играть в шашки на злодейских условиях: выиграешь — отрубим голову, проиграешь — повесим. Барон Мюнхгаузен сумел привести партию к позиции, в которой его противник не смог ни выиграть, ни проиграть. Вот окончание этой партии:

 

Ход белых (Мюнхгаузен): 1.db6 hg5 2.cd2 gf4 3.bе3 fg3 4.gf2 gh3

5.ef4 hg1 6.de3 gh3 7. f2-g3 hg1 8.ef2 gh3 9.ed4 hg1 10.f4-e3 gh3 11. ef4. Злодеи остались с носом, а барон отправился на новые подвиги.

Возникает вопрос: в крепки или в поддавки играл барон Мюнхгаузен? Да просто в шашки!

Единство двух шашечных игр подчас не осознается даже квалифицированными шашистами. Один шашечный гроссмейстер, искусный игрок в поддавки, любил предлагать своим коллегам: «Спорим, я сыграю с тобой десять партий, из них пять выиграю и пять проиграю!» Гроссмейстер уверенно выигрывал пари даже у мастеров, легкомысленно принимавших вызов в надежде, что хоть одну партию из предназначенных гроссмейстером к выигрышу, свести вничью они сумеют. Хитрость гроссмейстера состояла в том, что, если партию было невозможно выиграть, он в одностороннем порядке переключался на игру в поддавки.

Нет различия между простой и обратной игрой и в шашечных задачах — так называются композиции с заданием запереть одну или несколько шашек (чаще чужих). Цель игры белых в задачах вроде бы крепочная (запертый проигрывает), но черные могут играть как на победу, так и на отдачу всех своих шашек, то есть в поддавки.

Сравнение шашек и поддавков

Какая игра интереснее? Большинство шашистов-крепочников, конечно же, считают, что поддавки уступают крепкам. Зададим, однако, вопрос: в какой из двух разновидностей шашек объективно труднее делать правильный выбор хода? Многие отдают здесь первенство поддавкам. Мы, со своей стороны, постараемся подтвердить этот вывод конкретными доводами.

Во-первых, трудность выбора прямо зависит от доли неошибочных ходов: чем она меньше, тем выбор труднее. Рассмотрим позицию на диаграмме:

 

Если ее играть в шашки, то любой ход белых ведет к ничьей, кроме проигрывающего 1.de3, то есть доля неошибочных ходов — 3/4. Если эту же позицию играть в поддавки, то белые выиграют, причем только ходом 1.de5 — доля неошибочных ходов равна уже 1/4.

Малая доля правильных ходов в поддавках хорошо иллюстрируется следующим примером. Польский математик Г. Штейнгауз, говоря в известной книге «Математический калейдоскоп» о математичности шахмат, поставил задачу найти позицию с игрой, где каждый ход каждой из сторон был бы единственным непроигрывающим. Видимо, ни в шахматах, ни в крепких шашках таких позиций (хоть сколько-нибудь нетривиальных) не существует. В поддавках их много. Рекордная по длительности игры (на сегодня) позиция дана на диаграмме:

 

1.с:а5 de3 2.d:f4 g:e3 3.ab2 ed2 4.e:c3 hg5 5.ab6 a:c5 6.gf2 cb4 7.c:a5 gh5 8.ba3 de5 9.ab6 ef4 10.fg3 h:f2 11.bc7 fg1 12.cd8 gd4 13.db6 d:a7 14.ab4 ac5 15.b:d6 fe3 16.dc7 ef2 17.cb8 fg1 18.bh3 ga7. Ничья.

Другое соображение относится к оценке позиций, возникающих при анализе вариантов. Оценка ведется по статическим характеристикам — численности и расположению шашек, и лишь потом учитывается очередь хода — а часто и вовсе не учитывается. Чем чаще встречаются позиции, в которых результат зависит от того, чей ход, тем труднее анализ, предваряющий выбор хода. В той же позиции диаграммы 2, но уже при ходе черных, игра в крепки по-прежнему ничейна, а игра в поддавки заканчивается уже не победой белых, а ничьей: 1…gf4 2.dc3 ef6 3.dc5 fe5 4.cd6 e:c7 5.cd4 fg3 6.de5 cd6 7.e:c7 gf2 8.cb8 fg1 9.bh3 ga7= .

Конечно, один пример ничего не доказывает. Указанные количественные оценки трудности выбора хода должны быть применены не к отдельно взятой позиции, но только ко многим сразу. Это и было проделано для случайных выборок позиций с малым числом шашек. Всего было проанализировано более тысячи позиций. Оценка по разным выборкам показала, что по первому, а еще больше по второму «критерию трудности» поддавки устойчиво и сильно превосходят крепкие шашки.

Материальный фактор в обратной игре значит сравнительно мало, что также затрудняет перебор вариантов, предшествующий выбору хода. В простых шашках расчет вариантов, связанных с нарушением материального равновесия, делается, как правило, неглубокий, так как они заслуживают внимания лишь при возможности форсированно вернуть материал или при наличии бросающейся в глаза позиционной компенсации. В обратных шашках такие варианты требуют проверки не менее тщательной, чем другие.

В крепках ошибка в выигрышной позиции обычно ведет к ничьей. В поддавках же дело, как правило, заканчивается поражением. Можно сказать, что ничейной полосы между зонами выигрыша и проигрыша здесь почти нигде нет. Поэтому нельзя избежать риска, уклоняясь от сложных и острых позиций, — в простых и спокойных риска не меньше.

Ну, а чем закончится игра, если обе стороны не сделают ни одной ошибки? Когда это известно, привлекательность игры пусть немного (для кого как, однако), но снижается. В простых шашках правильный исход — ничья; этот вывод есть убеждение, основанное на громадном практическом опыте. Отсутствие строгого доказательства ничейности ни в малейшей степени не ставит ее (ничейность) под сомнение. Можно сказать, что ничейность правильного исхода игры в русские крепкие шашки — истина твердо познанная, хотя и не доказанная. Правильный исход известен вообще для подавляющего большинства игр.

Поддавки — весьма редкий случай: решение проблемы исхода не только еще не найдено, но даже не угадывается. Приверженцев у «белой» и «черной» гипотез примерно поровну, есть сторонники и у ничейной.

Сделав ряд правдоподобных предположений, можно принять, что в поддавки за все время их существования сыграно порядка миллиарда партий. Это можно без особой натяжки истолковать и так, что тысячи человеко-лет были истрачены на решение проблемы правильного исхода игры в поддавки. Несмотря на усилия, по затратам времени сравнимые с доказыванием Великой теоремы Ферма, результата нет. Надежда на решение этой, по существу, научной проблемы в русских поддавках связана с бурным развитием дебютной теории. Варианты протягиваются все дальше и все чаще доходят до конца. Сейчас трудно сказать, сколько времени продлится этот процесс; видимо — десятки лет (доска 6×6, на которой выигрывает начинающий, потребовала десятков часов). Конечно, и знание результата не убьет спортивного интереса к игре, что мы видим на примере простых шашек. А уже начавшееся освоение стоклеточной доски (по правилам международных шашек) вообще снимает эту проблему в сколько-нибудь обозримом будущем.

Заметим, что игровым позициям поддавков присуща большая, чем в крепках, разомкнутость лагерей белых и черных; но не следует думать, что поддавки от этого беднее позициями: материально неравновесных игровых ситуаций в поддавках много более, чем необходимо для компенсации.

Шашки — игра более абстрактная, чем шахматы: однонаправленность движения, однородность материала, обязательность взятия не имеют жизненных аналогов. Поддавки, в свою очередь, абстрактнее простых шашек — в них отсутствует также важный естественный ориентир сравнительной численности. Наверное, потому среди любителей поддавков так много математиков, служителей самой абстрактной из наук (одновременно почему-то и самой практичной). Среди сильнейших игроков в поддавки математики явно преобладают.

Стратегия игры в поддавки

Статья — не учебник, поэтому мы ограничимся лишь самыми простыми соображениями.

Основная стратегия — следствие из принципа подвижности: надо стремиться увеличивать свою подвижность и ограничивать подвижность противника. Под подвижностью мы понимаем число всех возможных в данной позиции ходов, за исключением форсированно проигрывающих.

Первое следствие поначалу озадачивает: численный перевес в поддавках выгоден! В простых шашках выгода его очевидна — он приближает игрока к конечной цели. Однако в шашечных руководствах указывается иногда и другая причина: больше шашек — больше выбор ходов (то есть больше подвижность!), больше шансов, что среди них отыщется хоть один выигрывающий. Именно это рассуждение, справедливое вообще для любой игры, объясняет парадокс. Этот эффект, впрочем, в поддавках выражен не так сильно, как в крепках, где играть без одной шашки — все равно, что в шахматах остаться без фигуры.

То, что в поддавках значение материального перевеса существенно меньше, легко объяснимо. В простых шашках две приведенные выше причины выгодности превосходства в численности действуют в одном направлении, в поддавках же — в противоположных; сложение причин сменяется вычитанием, причем вторая — больший выбор ходов — оказывается сильнее. Сущность парадокса заключена именно в этом неожиданном обстоятельстве, надежно установленном игровой практикой, и напрасно многие начинающие игроки долго не могут в это поверить. В руках опытного игрока материальное преимущество — большая сила.

Любопытный пример проявления парадокса численности — игра комплектом из 12 шашек против одной. Эта задача изучалась еще Петровым, а затем — известными теоретиками русских шашек Д. Саргиным и Н. Панкратовым. В наше время ее решение было значительно упрощено двукратным чемпионом страны по переписке свердловчанином Н. Коваленко. Белые, начиная, выигрывают, если черная простая находится на любом из одиннадцати полей, отмеченных на диаграмме 4 крестиком.

 

Выигрыш достигается не позднее 18 хода.

Решение аналогичной задачи на стоклеточной доске было опубликовано в докладах Бельгийской королевской Академии наук еще в 1852 году.

Второе следствие: надо избегать бортовых шашек. В обратной игре их слабость больше, чем в простой. К общим недостаткам — вдвое меньшая подвижность, удаленность от центра — добавляется свой: бортовую шашку труднее отдать.

Третье следствие — выгодно иметь решетчатые структуры. Они много значат и в простых шашках, но значение их различно. В простых шашках их надо избегать: выгода большого выбора ходов здесь совсем незаметна, ибо многократно перекрывается предоставляющимися противнику комбинационными возможностями. В поддавках, напротив, эта выгода очень даже заметна, а часто возникающие при этом угрозы отдачи всех шашек значительно ее усиливают.

Следствие четвертое — выгода обладания дамкой. В крепких шашках ударная сила и подвижность дамки делают ее грозным оружием. В поддавках первый фактор является недостатком, но второй вновь перевешивает — наличие дамки обычно выгодно (если, конечно, противник не может сразу отдать все шашки).

Кроме общей подвижности весьма важно наличие шашек, блокированных своими или чужими шашками. При равной общей подвижности позиция с такими шашками хуже. Особенно невыгодны шашки, запертые на полях: белые на а7 или h6, черные на h3 или а3.

Конечно, в игре есть и другие общие соображения, не связанные прямо с подвижностью. Как и в крепках, выгодно владеть центральными полями. Специфика поддавков здесь проявляется в том, что белым, вообще говоря, лучше стоять на е5, чем на d4 (черным, естественно, наоборот). Причина тут простая: черным часто удается создать угрозу форсированного выигрыша, когда белая простая d4 проходит двумя прыжками в дамки, а затем берет все остальные шашки.

Как и в крепках, важно взаимодействие сил; в частности, две взаимодействующие простые шашки сильнее двух разобщенных. Анализ показывает, что в поддавках взаимодействие сохраняется на большем расстоянии — оно еще ощутимо, когда простые разделены тремя вертикалями (в крепках вряд ли кто назовет такие шашки взаимодействующими).

Важно развивать отсталую шашку h3 (у черных — а7) и как минимум не в меньшей степени — шашку a1(h8). С другой стороны, не следует торопиться с развитием других шашек первой (восьмой) горизонтали. Особенно важно не играть без нужды «золотой» шашкой. В крепках это шашка e1(d8), а в поддавках — c1(f8) — важный элемент многих комбинационных конструкций.

Указанные соображения относятся к стратегии игры. Тактические же приемы поддавков при всем их многообразии могут быть разделены на два основных класса — стеснения и угрозы.

Пример стеснения показан на диаграмме:

 

После 1.fe3, если на любом из полей, помеченных крестиками, появится черная шашка, белые сразу завершат игру в свою пользу (говорят, что белые построили конструкцию против этих полей). После 1…ef6 2.cd2 fg7 3.ef2 gh6 4.fg3 белые выигрывают. В течение трех ходов они держали противника «в партере», и сейчас черным приходится идти на отмеченное поле: 4…fg5 5.ef4 g:c1 6.gf4x.

Теперь приведем пример угрозы:

1.hg3+ (шах! — угроза отдать все шашки вполне аналогична шахматной угрозе «съесть» короля). 1…аb2 2.а:с3 gf6 3.cd4+ fg5 (3…cd6 4.dc5x) 4.ef4 g:c5 5.gf4 cb4 6.fe5 + cb6 7.ed6 + bc5 8. dc7, и превращенная в дамку белая шашка легко отдается.

Игра в позиции на диаграмме 5 напоминает засаду, а на диаграмме 6 — погоню. Так сказать, метод кошки и метод собаки (в реальной партии, впрочем, эти животные редко встречаются в столь чистом виде, как в наших примерах).

Разумеется, все изложенные рекомендации не надо принимать без оглядки на конкретную обстановку. В поддавках, как и во всякой порядочной игре, бывает так, что единственно правильным оказывается «дикий», внешне антипозиционный ход.

Поддавки и компьютер

Как и во всех играх шахматно-шашечного типа, компьютеры уже начали вмешиваться в теорию поддавков. Недавно программист Т. Пурк из Братска получил оценку всех позиций, содержащих не более пяти шашек. При этом обнаружились ошибки в «человеческих» оценках некоторых позиций, державшиеся годами.

Первая же программа для ЭВМ, играющая в поддавки, была создана несколько лет назад под руководством шашечного гроссмейстера В.П. Агафонова. Первые опыты участия в турнирах не были для программы успешными. Но после консультаций с теоретиками клуба в программу внесены важные изменения: оценка позиции стала производиться на основе подвижности, введена в машину и дебютная картотека. В прошлом году программа выступила в трех турнирах и в двух из них завоевала вторые места. Сейчас желающие могут сыграть с этой программой в системе Internet.

Авторы: М. Дебец (Москва) и мастер спорта А. Назаров (Санкт-Петербург).
Источник: Журнал «Наука и жизнь», №3, 2000 год

www.gambiter.ru

Правила шашечных поддавков — PlayElephant

Правила игры в шашки-поддавки аналогичны правилам в русские шашки или международным шашкам, только цель игры — отдать или запереть все свои шашки.

Правила настольной игры русские шашки таковы: игра идет на квадратной доске 8х8 клеток. Каждая из сторон в начале игры имеет по 12 шашек, шашки занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на черных клетках. Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Первыми начинают белые. Возникающие на доске ситуации называют позициями, или положениями. Проведенная от начала и до завершения игра называется партией, а передвижения шашек — ходами.

В начале игры все шашки — простые. Простая
шашка может совершать, в зависимости от позиции, ходы двух типов: тихие и ударные.

  • Тихий ход — перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника.
  • Ударный ход — перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника. Шашка, при своем ходе, обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно. Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие шашек может совершаться не только вперед, но и назад. Если после взятия одной шашки, есть возможным побить еще одну или несколько, то взятие продолжается. По правилам игры — взятия в русских шашках обязательны. При возможности взятия в разных направлениях выбор предоставляется берущему игроку. При взятии нескольких шашек противника снимать их с доски можно только после окончания ударного хода. При взятии шашек протвника, запрещается перескакивать более одного раза бьющей шашкой через одну и ту же шашку соперника (а на свободное поле наступать несколько раз разрешается).

Если простая шашка достигает дальней горизонтали, она становится дамкой. Дамки, в отличие от обычных шашек, способны перемещаться на произвольное количество полей по выбранной диагонали, причем как
вперед, так и назад.

При своем ходе, дамка обязана побить шашку
соперника, если только эта шашка находится на одной диагонали с дамкой(независимо от количества свободных полей до нее) и если за этой шашкой имеется одно или несколько свободных полей (дамка, совершив взятие шашки противника, может остановиться на любом из них). Если же при взятии на любой из пересекающихся диагоналей также находятся шашки соперника, за которыми имеются свободные поля, то дамка обязана продолжать взятие.

www.playelephant.com

Шахматы наоборот — Поддавки. Основные правила игры в поддавки на шахматной доске.

Шахматы наоборот — Поддавки

Создано 11.09.2012 15:42

Автор: Костров В.В.
  

Существует множество интересных игр на шахматной доске, главными действующими лицами которых являются шахматные фигуры. Собственно, в шахматы вы уже умеете играть, ну или учитесь. А как насчет того, чтобы научиться играть в шахматы-поддавки?

Попробуем сыграть в «ШАХМАТНЫЕ ПОДДАВКИ»? Чем ШАХМАТЫ хуже ШАШЕК? Давайте и в них попробуем всё отдать противнику.

Основные правила игры в шахматные поддавки

Итак, правила такие:

  1. Бить в «ШАХМАТНЫХ ПОДДАВКАХ» обязательно. Если есть выбор, то бить можно любую фигуру.
  2. Выигрывает тот, кто первым отдаст своего Короля. Но это не очень интересно.
  3. Гораздо интереснее другая игра в «ПОДДАВКИ», в которой Короля как бы не существует. Он ничем не отличается от других фигур, и поэтому его в любой момент можно отдать противнику.
    Игра не заканчивается в этот момент, а продолжается до тех пор, пока не исчезнет последняя фигура или Пешка. Договоритесь, сможет ли ПЕШКА превращаться в КОРОЛЯ!? Это на ваше с партнёром усмотрение.
  4. Победителем считают того, у кого не осталось больше никаких фигур или Пешек, а также того, у кого закончились все шахматные ходы. Бывают случаи, когда у одного из противников останется заблокированная пешка и ему больше нечем ходить. Он выиграл!

Кстати, игра в «ШАХМАТНЫЕ ПОДДАВКИ» достаточно сложная и интересная. Не так-то просто понять все её особенности.

Полезные советы по игре в шахматные поддавки

Несколько полезных советов перед игрой:

  1. Не оставайтесь в окончании с пешками — очень неповоротливы они, и любая фигура принесёт себя в жертву.
  2. Из фигуры самые опасные для тебя — это твои СЛОНЫ. Старайся их не открывать без надобности, так как противник может легко ПОДДАТЬ под них все свои фигуры, построив своеобразную ЦЕПОЧКУ. Хорошо, если ты сумеешь избавиться от них побыстрее.
  3. Опасны также КОНИ. Но под них труднее отдать все фигуры.
  4. ЛАДЕЙ и ФЕРЗЯ легче отдать, так как у них почти всегда найдётся выбор.

Посмотри, как ловко все чёрные фигуры поддались белому Слону.

  1. … b7–b5
  2. Сf1:b5 c7–c6
  3. Сb5:c6 Лh8–g8
  4. Сc6:a8 Сc8–b7
  5. Сa8:b7 Лg8–c8
  6. Сb7:c8 f7–f5
  7. Сc8:f5 Фd4–e5
  8. Сf5:h7 g7–g6
  9. Сc8:g6 Фe5–e4
  10. Сg6:e4 d6–d5
  11. Сe4:d5 Крe7–e6
  12. Сd5:e6 Кh3–g4
  13. Сe6:g4 Кc1–e2
  14. Сg4:e2 a7–a6
  15. Сe2:a6.

«Хорош» СЛОН — не правда ли!

Простые концы в «ШАХМАТНЫХ ПОДДАВКАХ» невероятно красивы. На доске остались всего две Пешки. Но самое интересное ещё впереди.

Очень важен самый первый ход белых.

1. а2–а3!! … Выжидательный ход! Почему не на «а4», будет понятно немного позднее. 1. … h6–h5 ….. 5. a6–a7 h3–h2?????

Пять вопросительных знаков показывают, что чёрные сильно задумались: в какую из 5 фигур им превратиться. Появление СЛОНА или ФЕРЗЯ проигрывает сразу, чёрным приходится просто побить любую фигуру белых на следующем ходу 6. … Ф, Сh2:a8.

Проигрывают «новые» КОНЬ и ЛАДЬЯ. Белые тогда ставят СЛОНА! Ход чёрных. Поставить свои фигуры под удар они никак не могут, им приходится освободить поле h2, куда с визгом восторга, устремляется Белый Слон. А чёрным придётся туда возвращаться.

Интересно появление КОРОЛЯ. Конечно, если вы договоритесь, что Пешка имеет право в Короля превращаться! Тогда лучше всего ставить ЛАДЬЮ! Именно Ладья легко прижмёт Короля к краю доски.

Но это уже задание вам. Попробуйте сами отдать свою Ладью Королю противника.

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора и сайт запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеет автор Костров Всеволод Викторович. С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Добавить комментарий

chessdeti.ru

Правила игры в шашки для начинающих.



Английские шашки (американские, чекерс)


Состав игры:


1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. 


2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.




Цель игры:


Выиграть партию — когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение. 


При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.




Правила:


В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.


Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена  с левой стороны игрока.


Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет черными (темными) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно. 


В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать  только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.


Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад 


Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.


Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий – отсутствие дальнейших продолжений для взятий).


Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.







Пул (Pool)


Правила игры в Pool, очень схожи русскими шашками, но, тем не менее, отличаются.




Состав игры:


1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. 


2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.




Цель игры:


Выиграть партию — когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение. 


При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.




Правила:


В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.


Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена  с левой стороны игрока.


Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белыми (светлыми) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно. 


В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать  только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.


Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.


Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.


Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой. 


Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий – отсутствие дальнейших продолжений для взятий).


Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, то шашка продолжает «бой», оставаясь при этом простой.




 




Итальянские шашки


Правила игры в итальянские шашки напоминают чекерс (Checkers), но, тем не менее, отличаются.




Состав игры:


1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. 


2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.




Цель игры:


Выиграть партию — когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение. 


При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.




Правила:


В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.


Игровое поле (доска), по сравнению с русскими шашками, повернута на 90о и располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена  с правой стороны игрока.


Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет черными (темными) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно. 


В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать  только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.


Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка имеет право ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад. 


Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.


Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Простой шашке запрещено «бить» дамку. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств. 


Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.







Поддавки


В поддавки играют по правилам русских шашек.




Состав игры:


1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, располагающихся по диагоналям. Обозначение игровых клеток буквенно-цифровое (как на шахматной доске).


2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.




Цель игры:


Партия считается выигранной, если у игрока не осталось ни одной шашки или шашки заблокированы соперником. 




Правила:


В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.


Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено  с левой стороны игрока.


Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках, как показано на рисунке. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белым (светлым) цветом. Ходы осуществляются соперниками поочередно. Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.


В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать  только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку. 


Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.


Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжение для взятия других шашек соперника, ход продолжается. Шашка (шашки) соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила.


Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой. 


Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника


В тех случаях, когда простая шашка при взятии достигает последнего горизонтального ряда и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.


В тех случаях, когда шашка достигла последней горизонтали без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить, при условии, если эта возможность сохранится лишь следующим ходом на правах дамки.


Битые шашки снимаются с доски только по окончании хода, повторное «перескакивание» через битые шашки запрещены.



www.10kor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о