Материал по теме: тренинг на сплочение коллектива | скачать бесплатно
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я хочу прочитать вам одну притчу:
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Сейчас мы проверим, как хорошо вы можете находить контакт с друг- другом.
Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Время ограниченно.
Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
Вопросы для обсуждения:
– Легко ли было справиться с этим заданием?
– Какие были трудности
А теперь поиграем в игру, которая называется. «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход игры : Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
Когда вы последний раз были в зоопарке? Я приглашаю вас в зоопарк, наверняка вы давно там не были
Упражнение «Посещение зоопарка»
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]
Метафора общения.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
- Что с вами происходило?
- Если не получилось, то почему?
- Какую стратегию вы выбрали?
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
— Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно —
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ —
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье — чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: «Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!»
nsportal.ru
Тренинг на сплочение коллектива
Разделы: Школьная психологическая служба
Цели: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, обратить внимание участников группы друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, освоить активный стиль общения в группе, сократить дистанцию в общении, развивать навыки концентрации внимания на партнере, интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.
Методические рекомендации: этот тренинг хорошо проводить для вновь собравшейся группы, обычно в 10 класс идут не все учащиеся, кто-то уходит в колледжи, кто-то остается, кто-то приходит новенький в класс, формируется новый коллектив, новая группа и чтобы сблизить, сдружить новый коллектив, мы проводим такие тренинги в самом начале учебного года.
Возраст участников: 10 класс.
1. Правила, санкции, бейджи
Бейджи:
На бейджах напишите свое имя или представьтесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе.
(Цветными карандашами учащиеся пишут свои имена на бейджах.)
Правила:
- говорить только от своего лица не “Все так считают”, а “Я так считаю”;
- слушать друг друга внимательно, не перебивая. Говорит, только тот, у кого оказывается в руках “говорящий” плюшевый мишка. “Говорящий” потому, что говорить, может только тот, кто держит его в руках, остальные слушают. Отсюда и его прозвище — “говорящий мишка”. Если кто-то хочет сказать вне очереди он может поднять руку и дождаться, когда ему передадут медведя;
- работать активно, во всех предлагаемых упражнениях;
- не обсуждать то, что происходит на занятии за пределами группы.
Санкции: обсуждаем наказания за нарушения правил и принимаем общим голосованием.
Часто учащиеся выбирают исполнение концертного номера (спеть песню, прочитать стихотворение, станцевать)
2. Упражнение “Давайте познакомимся”
Ведущий: Сейчас мы будем знакомиться, вы должны назвать свое имя, которое написали на бейдже, и рассказать что-то о себе. Это могут быть ваши любимые занятия и увлечения, вы можете рассказать о том, что не любите делать, вобщем как-то представить себя. Но прежде чем рассказать о себе, вы должны кратко рассказать о своем соседе справа, все, что вы запомнили из его рассказа. Так как мой сосед еще не представлялся, я начну с себя, а мой сосед слева уже будет говорить: “мою соседку справа зовут … (называет мое имя)” и рассказывает то, что запомнилось ему из моего представления, а затем о себе… и так далее по кругу. Всем понятно?
3. Чего ждете от сегодняшнего занятия?
Чем нам предстоит здесь заниматься?
- Играми и упражнениями, которые помогут лучше узнать себя и других.
- Изучением наших некоторых психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
- Какую пользу нам это принесет?
- Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания и желания
- Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
- Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
- Наконец, мы весело проведем время!
4. Упражнение 10 секунд
Ведущий: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому, что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Если я попрошу распределиться на группы по цвету волос, значит, пока я досчитаю до десяти. Вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черноволосых”: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос и их длина отличны от цвета волос и длины других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому мы разные, мир так разнообразен и интересен.
— Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! раз, два, три… . Десять. Стоп! Проверяем.
— Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)
— По длине волос! (…)
— По цвету глаз! (…)
— По любимому занятию в свободное время!
— По настроению, которое вы сейчас испытываете! (…) и т.д.
Обсуждение: участники делятся впечатлениями от игры.
— Что понравилось?
— Что огорчило?
— Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в “гордом одиночестве”, было ли оно “гордым” или каким-то абсолютно иным?
5. Упражнение Восточный рынок
(Для усиления эффекта ситуации хорошо это упражнение проводить под музыкальное сопровождение 4-ой части сюиты Римского-Корсакова “Шахеразада”.)
Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?
— Крики…
— Запах еды…пряностей…
— Яркость, буйство красок…
— Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…
— Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.
Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе — купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Обсуждение.
— Что вам понравилось, а что нет — в прошедшей игре?
— Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера?
Попытайтесь назвать имена, которые вам удалось запомнить…
6. Упражнение Фотоальбом.
Ведущий: Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом…
Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения…
Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там – моя фотография. Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Чем длиннее цепочка, тем сложнее запомнить имена, характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку “с накоплением” как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начинаем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.
Обсуждение: оговорить что порадовало, что огорчило в игре?
— Какова была атмосфера в группе в ходе игры?
— Почему для человека так важен звук собственного имени?
— Как выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности?
— Чьи движения вам запомнились и почему?
7. Упражнение Стаканчик
Участники садятся в круг. Ведущий дает первому участнику пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтоб способ его передачи от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается. Когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.
Обсуждение: ваше настроение в игре?
— Трудно ли было придумать новый способ?
Выступления штрафников.
8. Упражнение Альпинисты
Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 см от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить можно либо мелом, либо белой или цветной лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. Ведущий: я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности, Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежду остаться в живых. По моему сигналу вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (т.е. не сорвавшись). Я напоминаю свои слова про “скалы причудливой формы”, так, что не стойте, как “стойкий оловянный” солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки-завалы,… Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за “камни”… Главное не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливилось успешно завершить переправу, не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет переправу.
Ведущему необходимо пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели. Но не любой ценой!
Обсуждение.
— Какие впечатления вынесли участники из упражнения?
— Кто помогал, а кто мешал?
— Какие выводы сделали из этого упражнения
9. Упражнение “Путаница”
Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, ведущий соединяет руки играющих, таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного участника оказывается рука другого. При этом ведущий должен соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.
Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. В ходе игры ведущий поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу и в то же время стремится сохранить напряжение игры, напоминает о том. Что игра ограничена по времени тем самым, нагнетая напряжение и творческий запал.
Обсуждение.
— Какие впечатления вынесли участники из упражнения?
— Чем хотели бы поделиться друг с другом
— Что на их взгляд может усилить эффективность решения проблемы?
— Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?
— Как относится группа к этому явлению?
В конце тренинга обсуждаем, как прошло занятие, что понравилось, а что нет? что нового узнали друг о друге? Что хотите пожелать друг другу?
Литература
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. “Феникс +”. Дубна, 2000.
- Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.
Тренинг (Приложение)
20.12.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тренинг на сплочение коллектива
Тренинг №1
Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга: формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.
Ход тренинга:
Знакомство.
— Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, с названием «Вместе мы сила».
— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
Обращение друг к другу на «ты» Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю. »,«я думаю. »
Безоценочность суждений.
Право говорить и обязанность слушать
Активность.
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
Педагог-психолог: Пусть каждый передаст свое « тепло» по кругу, слегка сжимая и разжимая руку рядом стоящему участнику.
Упражнение 1: «Меня зовут …Я делаю так…» Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу. Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Обсуждение: Что было легко, что сложно?
Упражнение 2: Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»
Цель: релаксация.
— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.
Обсуждение: Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
Упражнение 3: «А я еду…»
Цель: создание дружеской обстановки.
Ход: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я с…….(имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Упражнение 4: «Говорящие руки »
Цель: вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
\Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Попрощаться руками.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому из было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
Упражнени 5: «Давление»
Цель: Осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Педагог-психолог:
Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего-слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Оцените свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда Ваш партнер давил на ваши ладони?
-Возможно вы не испытывали приятных минут ни в 1, ни во 2 случае.
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращённые друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.
Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к давлению на партнера по общению(родитель, коллега, ребенок) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи он просто откажется от контакта с вами.
Упражнени 6 «Черно-белый коридор»
…каким бы сплоченным не был коллектив, в нем часто находят место
недопонимание, обида, злоба, а все потому, что есть такой порок в женском
коллективе как распространение своих мыслей о коллегах своему
ближайшему окружению, от ближайшего окружения – к другому
ближайшему окружению и так пока цепочка не замкнется на том, кто
вдохновил на такие мысли.
— У каждого из вас имеются кружки с определенным цветом (педагог
выдает кружки: один — красный, остальные поровну белые и черные). Прошу
вас занять места в соответствии с обозначенным цветом на полу.
На полу параллельно друг другу размещены полосы черного и белого цвета,
по центру — маленькая полоска (на одного человека) красного цвета.
Психолог выдает карточки участникам в соответствии с цветом их
кружка (белые и черные), на которых написаны выражения:
Белые:
- Какая она хорошая! Никогда не откажет в помощи!
- Замечательный человек! Она всегда на стороне справедливости!
- В работе она очень аккуратна и своевременна.
- Какая же она умница!
- Вот ОНА – пример всем нам!
- Вы видели ее открытые занятия!?! Разве можно придумать лучше!?!
- Как она к детям хорошо относится!?! Они ее очень любят!
Черные:
- Она вечно выражает своё недовольство на окружающих её на работе
- людей.
- Посмотрите на неё: опять новую сумку купила! Деньги рисует что ли!?!
- Никогда не поделится своими наработками, зато с других хватает совести
- их спрашивать!
- Не место ей в дошкольном учреждении!
- У нее даже улыбка-то лживая.
- И чему она только, интересно, может детей научить!?!
- Это не тот педагог, на которого «нужно равняться»!
— Владелец красного кружка проходит сначала по черной дорожке.
Сравниваясь с каждым человеком, коллеги читают ему свои высказывания,
которые имеются на карточках (все они негативные), затем проходит по
белой дорожке – коллеги высказывают ему свои фразы, все они позитивные).
Затем упражнение рефлексируется по вопросу: Какие чувства испытывали
Вы на обеих дорожках?
— Вот видите, всегда лучше попадать на белую дорожку, что я желаю
каждому из вас…
Упражнение 7 «Сердце коллектива».
Цель : Сплотить коллектив.
На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говорится о том, что это сердце коллектива. Но оно пока ещё пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиения. Давайте же наполним это сердце(на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, зачитываются вслух и приклеиваются к сердцу). Теперь сердце коллектива заполнено. И может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок и два хлопка о грудь).
Упражнение 8. «Подарок группе» (с мячом)
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
— А сейчас давайте подумаем, что вы могли бы подарить нашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало ещё эффективнее, а отношения в ней-более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит команде. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый высказывается, что он хотел бы подарить группе.
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
Нужны ли в дальнейшем вам такие тренинги.
Не забывайте, что мы все единое целое, каждый из нас-важная и необходимая, уникальная часть этого целого! «Ведь лучше быть вместе, а вместе быть лучшими». Спасибо всем за участие.
infourok.ru
Тренинг на сплочение коллектива | Социальная сеть работников образования
Тренинг «Сплочение коллектива».
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы;
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
- Получение эмоционального удовлетворения от результатов тренинга;
- Осознание себя командой.
состав участников: 25 человек
режим работы 1 час.
структура тренинга:
- Орг. момент – 1 минута
- Разминка – 15 минут
- Основная часть – 40 мин
- Рефлексия – 4 минуты
Ход занятия:
Орг. момент
Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь так хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, готов услышать и помочь тебе, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Разминка
1. Упражнение «Постройтесь по росту!» (5 мин.)
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание или нет и как себя чувствовали во время выполнения задания.
Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос и т.д.
2. Упражнение «Счёт до десяти» (5 мин.)
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее . Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Примечание: Игра может иметь еще один вариант. «Сейчас вы встанете в круг, а я буду называть цифры от 1 до 10. Не разговаривая и не общаясь друг с другом, в центр круга пусть выйдет столько человек, сколько я скажу».
3. Упражнение «Квадрат» (5 мин.).
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения.
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Основная часть (40 мин.)
1. Упражнение «Рисунок на спине» (15 мин.)
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
2. Коллаж «Дружба» (25 мин)
Описание упражнения
Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.
Обсуждение
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы, которая и станет своего рода талисманом группы.
Психологический смысл упражнения
Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.
Рефлексия.
- Что с вами происходило во время упражнений?
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
- Легко ли было выполнять упражнения?
- Если не получилось, то почему? Что мешало?
- Удалось ли группе выполнить все упражнения?
- Какое упражнение понравилось больше всего?
Орг. конец:
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
nsportal.ru
Материал (подготовительная группа) на тему: Тренинг на сплочение коллектива | скачать бесплатно
Тренинг для педагогов ДОУ
«на сплочение коллектива»
Цель тренинга:
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива.
Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, развитию эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности), рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи:
- развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей
- осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех
- развитие навыков общения, снятие телесных зажимов
- развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического коллектива для решения творческих задач
Необходимые материалы:
- мягкая игрушка (цветок) для приветствия.
- мяч
- обруч
- разноцветные нитки
- листы формата А4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Правила тренинга
Искренность
Конфиденциальность. Принцип «здесь и сейчас»
Персонификация высказываний «Я думаю…, я считаю… и т.д.»
Недопустимость перехода на личности (говорим не о человеке, а о его действиях)
Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне — и я забуду
Покажи мне — и я запомню
Вовлеки меня — и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит 50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
Ход тренинга:
Здравствуйте! Меня зовут, Евгения. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.
Общение — это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.
Материалы: цветочек
Ход упражнения Участникам предлагается образовать круг «Мы начнем с того, что каждый по кругу передает цветок и называет свое имя и скажет несколько слов о себе. Педагогам предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием.
2. Упражнение «Я- подарок»
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива
Ход упражнения: Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок». Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?», «Для кого Вы подарок?»
3. Упражнение «Война и мир»
Каждому участнику предлагается чистый лист бумаги.
Представьте себе, что — это не лист бумаги, а кто-то с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете. Представили?
Теперь у Вас появится возможность в течение трёх секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним всё, что он заслуживает.
Я начинаю счёт: раз…
После того как время истекло, просим участником спокойно подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагается сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учинённую расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за героизм и мужество? Может, есть ощущение освобождения?
И так, пар выпущен, возмездие свершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили его не оставив шансов на восстановление. Но, в любом случае, всегда наступает тот день- первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, возводить мосты, вступать в переговоры.
Вот Вам новый лист бумаги. На столе вы найдёте карандаши, ножницы, краски, клей. У Вас есть ровно десять минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сам: Это может быть стих, примирительная речь, рисунок. В своей работе вы можете использовать то, что осталось от первого листа, что будет символизировать новые отношения. Через десять минут нужно будет представить свой «примирительный подарок».
Даётся время на изготовление «подарка» и его презентацию.
Когда все подарки вручены, обращаем внимание участников на те чувства, которые испытывает сейчас каждый из них. Подчёркиваем, что для «войны» нам достаточно трёх секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру- в сотни раз больше времени.
Образные техники.
4. Упражнение «Сквозь кольцо»
Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Ход упражнения: Участники стоят в кругу, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге вернулось ведущему.
5. Упражнение «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива
Ход упражнения: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Постройте, используя всех игроков команды:
квадрат;
ромб
птичий косяк.
6.Упражнение «Я учусь у тебя».
Участники выходят в круг.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
7. Упражнение «Убежище»
Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.
Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход упражнения: Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза и послушать музыку.
8. Упражнение «Волшебное ожерелье»
Цель: развитие коммуникативных навыков, построение конструктивных взаимоотношений.
Клубочек передаётся по кругу, и каждый отмеряет нить, перекидывая её через шею. Заранее приготовлены нити длиной около 10 сантиметров. Когда все отмерили длину будущего ожерелья, концы нити завязываются. Теперь все обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, привязывая при этом ниточки к ожерельям друг друга.
А теперь, когда шею каждого украшает волшебное ожерелье, прошу всех встать в круг. Как вы думаете, почему эти ожерелья волшебные? (они напитаны доброй, положительной энергией). Давайте зачерпнём из круга того доброго и хорошего опыта, который сегодня приобрели. А волшебное ожерелье будет питать вас доброй положительной энергией.
8. Упражнение «Рефлексия».
Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов тренинга.
Ход: ведущий спрашивает участников
- что больше всего понравилось
- что легко получалось
- в чем были трудности
- что не понравилось
- чему научилась сегодня…
- что буду использовать в своей работе …
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что….
- Мне понравилось…
- Я была разочарована тем, что….
- Самым важным для меня было….
Завершение.
Всем спасибо за активное участие!
nsportal.ru
Тренинг на сплочение классного коллектива «Мы команда!»
Тренинг на сплочение классного коллектива «Мы команда!»
Тренинг посвящен сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, группе, классе, его можно проводить на разных этапах учебного года.
Цель:
— Сплочение классного коллектива, построение эффективного командного взаимодействия.
— Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. В этом проявляется генетическая потребность людей к сотрудничеству, к объединению, сообществу.
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе, группе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Задача педагога, классного руководителя – найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность. Сплочение классного коллектива, группы происходит именно в совместной социально значимой деятельности. При этом важно помнить, чтобы каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле.
Задачи:
— Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.
— Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
— Осознание себя «командой».
Возраст: учащиеся старших классов.
Состав участников: 15-20 человек.
Режим работы: 45 — 1,5 часа.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. [1].
Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Психолог. Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведем тренинг на сплочение.
Цель нашего тренинга – это сплочение нашего коллектива.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Ребята скажите пожалуйста, что для вас означают такие слова как, дружба, доверие, взаимопомощь?
Обсуждение
Упражнение: «Снежный ком»
Цель упражнения: разряжение обстановки.
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. [2]
Пример:
1. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Упражнение: «Салфетка»
Каждому участнику дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
Упражнение: «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия: – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?
Упражнение — Беседа: «Модель идеального класса»
Материалы: ватман, фломастеры.
Время: 15 мин
– Все вы учитесь в одном классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу (вопросы детям)?
Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать класс, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в классе всем хорошо.
На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.
Далее психолог называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить свой класс, не изменяя себя». [4].
Упражнение «Волшебная бутылочка»
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своем классе. Так же это упражнение можно использовать для завершения занятия.
Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.
Время: 10 мин.
Психолог дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания.
Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.
Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Время: 10–15 минут
Инструкция: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный класс». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы. [3]
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если класс — это постройка, то она…
Если класс — это цвет, то он…
Если класс— это музыка, то она…
Если класс — это геометрическая фигура, то она…
Если класс — это название фильма, то это…
Если класс — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
— Что вам понравилось в этом упражнении?
— Какие ответы были для вас самыми интересными?
— Какие ответы удивили вас?
— О чем нам говорит это упражнение?
7. Коллаж «Дружба»
Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Психолог поясняет, что подразумевается под коллажом.
Обсуждение
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Психолог хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.
Психологический смысл упражнения
Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.
Упражнение: «Гусеница»
Описание игры: для игры понадобятся несколько воздушных шаров – по числу играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
Комментарий: главное, на что стоит обратить внимание, а потом помочь ребятам осознать это в ходе обсуждения: как сами ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все? [6].
9. Упражнение: «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия тренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось? – Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Ритуал прощания «Наш дружный класс»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству. [5]
Список литературы:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. — 316 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. — М: Ось-89, 1999. — 176 с.
3. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.:Питер, 2007.- 208 c.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006 — 160 с.
5. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. — 4-е изд. — М.: Генезис, 2006. — 240 с.
6. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. — СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. — 208 с.
infourok.ru
Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»
Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
— сформировать доверительные отношения в коллективе;
— развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
— формирование благоприятного психологического климата в группе;
— осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
— развитие умения работать в команде;
Психолог: здравствуйте! Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Разъяснение правил ”игры” и условий.
К ним относятся: проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу.
Упражнение «Пожалуйста»
Цель: Поднять настроение и настроится на дальнейшие упражнения.
Ход упражнения:
Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры. Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).
Игра «Сквозь кольцо»
Цель: улучшение координации совместных действий в коллективе.
Ход упражнения:
Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Д
Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)
Цели: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе. Атрибуты: маркеры; листы бумаги; Ход упражнения: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»
После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».
После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:
• Каков этот человек?
• Кто это может быть? Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника) .
Упражнение «Фигуры»
Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга «командообразования». Например, роли участников, динамику группы и т. д.
Ход упражнения:
Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?
Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы, но не комментируем их.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Подводим итоги упражнения:
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Игра «Веселый счет»
Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.
Ход упражнения:
Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Рефлексия
infourok.ru