Содержание

Вежливые «Слова вежливости»

Русская речь наполнена вежливыми (волшебными) словами, несущими добро, радость, надежду человечеству. Произношение полезных фраз делает людей отзывчивее, мягче, культурнее. Допустим отсутствие вежливых выражений русского языка. Моментально последуют значимые изменения. Достойный поступок окажется незамеченным, простая просьба станет приказом, обычная речь покажется дерзкой, вызовет недовольство, испортит настроение…

Обученные волшебным словам дети, взрослые, осознают силу разговорной речи, подкрепляя личный, деловой успех. Важно уметь своевременно, искренне говорить добрые слова.

Список вежливых слов:

Приветствие при встрече и обращении

  1. Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
  2. Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
  3. Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)

При знакомстве друг с другом

  1. Здравствуйте
  2. Представление: имя, фамилия, отчество
  3. Рад знакомству
  4. Приятно познакомиться

Слова благодарности

  1. Благодарю
  2. Спасибо
  3. Признателен
  4. Тронута вниманием
  5. Наше почтение

Слова при извинении

  1. Извините
  2. Простите
  3. Прошу прощения
  4. Сожалею

Слова с просьбой

  1. Пожалуйста
  2. Прошу
  3. Окажите любезность, великодушие

При прощании

  1. До свидания (до встречи)
  2. Всего хорошего (всего доброго)
  3. Всех благ
  4. Удачи

При разговоре по телефону

  1. Здравствуйте
  2. Доброе утро (добрый: день, вечер)
  3. Привет
  4. Имеете время поговорить?
  5. Сейчас удобно вести беседу?
  6. Благодарю
  7. Тронута вниманием
  8. До свидания (встречи)

Список для детей

  • здравствуйте;
  • с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
  • извините, пожалуйста;
  • спасибо;
  • спокойной ночи;
  • до свидания;
  • пожалуйста;
  • позвольте;
  • разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
  • приятного аппетита;
  • позвольте помочь;
  • угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
  • приятно познакомиться.

Важно ли говорить вежливые слова?

Люди живут окруженные магией, отражающейся в природных явлениях, искусстве, повседневном быту. Сила волшебства таится в словах, произносимых постоянно в бесконечном количестве. Удивительно, фразами, выражениями собеседник может ранить, обидеть либо вдохновить, обрадовать, развеселить.

Как сделать, чтобы общающийся индивид получал положительную энергию?

Людям хочется слышать приятные слова. Произношение вежливых фраз наполняет душу теплом, светом, надеждой, спокойствием.

Взрослые, малыши, подростки обладают вербальной магией

Важно умело пользоваться волшебством, научить детей добрым, полезным фразам, грамотно применять магические выражения. Достаточное количество вежливых словосочетаний используется ежедневно в моменты встречи, знакомства, просьбы, прощания, телефонной беседы. Нужно запомнить »волшебные» фразы, вовремя и правильно их произносить.

Благодаря вежливым словам люди способны творить добро, производить приятное впечатление при знакомстве, находить верного друга, подругу, спутника жизни, делового партнера.

Люди постоянно убеждаются в магической силе вежливого выражения, независимо от назначения. Утром, встречаясь с соседом, подругой, сокурсником, юноша, девочка, пенсионер здороваются, произнося »Здравствуйте», »Привет» и обязательно слышат теплое приветствие. Люди вдохновляются, заряжаются положительной энергией, теплота слов вселяет позитив, появляется улыбка.

Прощание обязательно сопровождается фразами »До встречи», »До свидания», являющимися подтверждением важности общения. Собеседники выражают дружелюбие, подают надежду на новые встречи.

Как поступить, если необходима помощь?

Следует просить, искренне произнося, »Пожалуйста, помогите», »Окажите любезность». Собеседник, к которому обращены добрые фразы, обратит внимание, обязательно проявит доброжелательность.

Какие слова употребляют во время знакомства с девушкой, парнем либо руководящим лицом?

Важно произвести впечатление, чтобы заметили, достойно оценили, захотели продолжить общение, пригласили на работу. Вежливых выражений при знакомстве немало — »Разрешите представиться», »Приятно познакомиться» и т. д. Главное, произносить душевно, максимально искренне. Собеседник обязательно проявит интерес, оценит интеллект, поймет, насколько приятно общаться.

Сложнее извиняться

Требуется правильно подобрать вежливые слова, сказать их с чувством большого сожаления. Это поможет возобновить прежние взаимоотношения с партнером, друзьями, родными. Фразы извинения облегчают душевное состояние людей. Собеседники смягчаются, проявляют доброжелательность.

Важность применения вежливых слов неоспорима

Волшебные выражения, фразы помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие полезные слова, фразы, выражения, приятны, притягательны, интересны при общении. Вежливые слова поднимают настроение, позволяют наслаждаться душевным покоем, независимо от возраста, пола, статуса, занятости.

Слова вежливости необходимо говорить постоянно, они являются ключом успешной деятельности в повседневной жизни!

Что говорят правила вежливости при разговоре?

Правила вежливости — самые основные каноны воспитанного гражданина. Вежливый человек — настоящий друг, приятный собеседник, желанный гость.

Существует немало законов вежливости во время общения большого числа людей либо двух человек. Главное, не забывать произносить, правильно и своевременно использовать волшебные слова.

Плюс к знаниям, употреблению добрых фраз, выражений: необходимость проявлять грамотную тактику поведения при разговоре с собеседником:

  1. При обращении незнакомого человека с просьбой, необходимо отложить дела, проявить максимальное уважение, принять активное участие в разговоре.
  2. Перебивать ведущего беседу человека — невоспитанность. Слушать надо внимательно, проявлять терпение, подождать до окончания разговора. Неуместны замечания, подсказки, высказывание мнений во время рассказа собеседника.
  3. Разговор ведется в окружении людей? Проявлять следует культуру, нельзя реагировать на речь, обращенную к сидящему рядом человеку.
  4. Бестактное поведение общающегося человека необходимо мягко остановить, прекратить разговор.
  5. Ведется обсуждение, либо оскорбление людей? Пробуйте перевести тему беседы.
  6. Плохим тоном считается долгий разговор.
  7. Общение предполагает проявление вежливости, внимательности, такта. Собеседнику необходимо срочно уйти? Своевременно нужно завершить беседу. Требуется поменять тему разговора, если присутствующим людям неинтересно слушать.
  8. Нестандартные фразы следует исключить. Значения выражений собеседнику могут быть неизвестны, непонятны.
  9. Общаясь с другом, знакомым, родственником, нельзя критиковать, обсуждать, оговаривать отсутствующих людей. В противном случае создастся неприятная обстановка. Об отсутствующих говорить надо хорошее, либо просто молчать.
  10. Общаться, размахивать руками — признак дурного тона, показывающий невоспитанность индивида. Нужно достаточно ясно, четко выражать собственные мысли.

Предоставленная информация поможет понять значимость вежливых выражений. Произнося волшебные фразы, люди делают окружающий мир светлым, добрым, богатым.

sunhi.ru

Вежливые слова благодарности. Список слов для детей

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»  
(Привет!)

***

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

***

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

***

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

***

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

***

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

***

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

***

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

***

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

***

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

***

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

***

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

***

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

***

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

***

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

***

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

***

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

***

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Также попробуйте читать детишкам чудесные стихи о вежливости для детей. Хороший пример — стихотворение Самуила Маршака «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с  виду  стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки — стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так —
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Мама:

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Дети:

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Мама:

Вот и день настал, ребята;
Что сказать при встрече надо?

Дети:

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Мама:

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Мама:

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Дети:

Добрый вечер.

Мама:

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы. Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите, не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости:@ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной. Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Смотрите также

Кинезиотерапия по Бубновскому — жизнеутверждающие движенияО детях и детстве в цитатах и афоризмахДля добра не нужен повод… Стихи о добротеКрасивые и трогательные стихи о школеКак правильно благодаритьПисьмо Деду Морозу – пишем вместе с детьми

irinazaytseva.ru

Вежливые слова – список для детей

В наше время воспитать вежливого ребенка не так-то легко. Со всех сторон на него обрушивается ненормативная лексика, некорректное общение между взрослыми и обращение взрослых с детьми, элементарно неграмотная речь педагогов и всяческая другая «чернуха», противостоять которой очень сложно. Вежливость проявляется в общении с сильными мира сего, а остальные могут подождать – так рассуждают слишком многие.

И все же, если не мы, родители, то кто сделает наших детей культурными и воспитанными людьми? Кто привьет им навыки нормальной коммуникации и соблюдения этикета?

Оцените, насколько культурны вы, родители

Начните с себя. Оцените беспристрастно и объективно, насколько вы вежливы в семье, в общении с воспитателями в детском саду и учителями в школе, в транспортной толкучке, в пробке за рулем в присутствии ребенка. Есть даже специальные тесты для этого.

Результаты вашей самооценки и тестирования неутешительны? Возьмитесь за себя самым серьезным образом, иначе ваше дитя будет хамить вам точно так же, как вы сейчас хамите жене, прохожим, подрезавшим вас водителям. Личный пример – великая сила. Чем это чревато? А тем, что отношения между вами и ребенком будут на уровне «табуретки» – не отмечены чувством и культурой. Не говоря уже о вашей будущей старости и пресловутом «стакане воды».

Знать, как «Отче наш», и употреблять в общении

Пусть обязательным списком вежливых слов для вашего ребенка станут:
• здравствуйте;
• до свидания;
• спасибо;
• пожалуйста;
• разрешите мне;
• можно спросить;
• доброе утро;
• спокойной ночи;
• приятного аппетита;
• можно я помогу вам;
• извините, пожалуйста;
• будьте здоровы;
• будьте добры;
• угощайтесь;
• приятно познакомиться

и им подобные. Существует множество игр, стихов, пособий, помогающих развивать вежливость у детей.

Вежливость – часть нормальной человеческой морали

Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество.

Возможно, кто-то спросит: а так ли уж это важно, ведь современный мир так жесток? Но ведь никто не хочет, чтобы его дитя выросло быдлом и хамом, которое не будет уважаемым окружающими и в жизни ничего не добьется.

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке. Поэтому, если не хватает знаний, учитесь всей семьей. Скажите ребенку: «Знаешь, я хочу измениться, отшлифовать свое поведение! Давай вместе» – и повесьте список вежливых слов на видном месте. Назначьте награды и штрафы (разумеется, не денежные). Постепенно из веселой игры это станет семейной традицией и войдет в плоть и кровь не только ребенка, но и все семьи.

(Просмотров: 242 692, сегодня: 34)

v-spisok.ru

Методическая разработка на тему: «Добрые и вежливые слова» | скачать бесплатно

КУ «СРЦН «Гармония»

«Добрые и вежливые слова»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О. А.

Цели: учить придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, отзывчивость, доброту, желание помогать.

Воспитатель: Дети, встаньте, пожалуйста, парами лицом друг к другу, поиграем в игру «Дрозд»:

Я – дрозд, и ты – дрозд. (ребенок показывает на себя рукой, а затем на товарища.)

У меня нос, у тебя нос. (показывают на свой нос и нос друга.)

У меня щечки гладкие. (показывают на свои щечки.)

У тебя щечки гладкие. (показывают на щечки друга.)

У меня губки сладкие. (облизывает свои губки.)

У тебя губки сладкие. (еще раз облизывает свои губки.)

Я твой друг, и ты мой друг. (показывает на себя и на друга.)

Я люблю тебя. (пары обнимаются, а затем меняются партнерами.)

Я вижу по вашим глазам и улыбкам, что настроение у вас хорошее. Хорошее настроение у вас потому, что вы дружите друг с другом. И от этого вам хорошо и радостно. А кто такие друзья? (дети, которые вместе играют, делятся угощениями, не обижают друг друга, помогают друг другу.)

Давайте покажем, какие мы все друзья, сделаем Цветок дружбы.

Дети соединяются в круг, поднимают руки вверх и говорят:

Всем дружить необходимо –

Анне, Вите, Насте, Диме,

Все мы – лучшие друзья,

Друг без друга нам нельзя.

Воспитатель: А сколько друзей можно иметь? (одного, двоих, троих, много.)

А что лучше, когда один друг или много друзей? (лучше, когда много.)

А можно, чтобы вся группа была друзьями? (можно.)

А взрослые могут быть друзьями детей? (могут.)

Правильно, вы все мои друзья (обнимает детей) и я ваш взрослый друг.

Ребята, почему мы так говорим: «Доброму слову – добрый ответ»?

Что значит доброе слово? (эти слова приятно слышать, нам тепло от этих слов.)

Какие добрые и вежливые слова вы знаете? (пожалуйста, будьте добры, спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте любезны, я вас люблю, я обожаю вас, разрешите помочь вам.)

На доске картинки человечков с лицами, выражающими разные эмоции.

Воспитатель: Посмотрите на человечков, у них разное настроение. Кто из человечков вам больше нравится? Почему?

Как вы думаете, с каким выражением лица нужно произносить вежливые и добрые слова?

Воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Посмотрите на друзей. Поприветствуйте друг друга.

А может вы поприветствуете друг друга без слов? (пожать друг другу руку, помахать рукой, обняться, кивнуть головой.)

А теперь поиграем пальчиками. Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая подушечками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

На последние слова дети скрещивают пальцы, будто бы здороваются.

Воспитатель: А теперь поиграем в любезные слова.

Дети инсценируют стихотворение М. Дружининой.

 

— Слоненок, ты на хвост мне сел.

— Прости, Мартышка, не хотел!

Слоненок долго извинялся,

Ну а потом с хвоста поднялся.

— Эй, привет, соседка мышь!

Может в гости пригласишь?

— Извини, голубчик Кот,

Очень узкий в норку ход.

Подарили Хрюшке

Пряники и сушки.

Рада Хрюшка:

— Хрю, хрю, хрю!

Вас, друзья, благодарю!

— Дайте капусты кочанчик – другой!

— Разве так просят? Подумай , косой.

— Дайте, пожалуйста, — вспомнил Зайчишка, —

И, если можно, с большой кочерыжкой.

— Вот молодец, — ему лапу пожал

И самых вкусных кочанчиков дал.

— Спасибо!

Ребенок читает стихотворение.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

А папа смутился, взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

Мама молчит, улыбается даже:

— Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите» — казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

Вопросы после прочтения стихотворения.

Воспитатель: — Что вы почувствовали, когда услышали стихотворение?

— Что произошло с мамой и бабушкой?

— Какое волшебное слово сказал папа?

— Что случилось дальше?

Дети делятся на три группы.

Воспитатель: Придумайте ситуации, в которых говорят так:

  1. До свидания, до скорой встречи, скорее возвращайся, счастливого пути.
  2. Всего доброго, всего хорошего, рады были познакомиться, приходите чаще, мы всегда рады тебе, до новых встреч.
  3. Спокойной ночи, желаю добрых сновидений,
  4. Спи спокойно, приятных снов.

Дети придумывают ситуации и обыгрывают ее.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба

От слова доброго  …(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит при встрече …(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы …(простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (До свидания!)

Воспитатель: Мне так приятно заниматься с вами, вы такие дружные, добрые. А доброта ваша откуда идет? (от сердца.) так давайте мы с вами вылепим добро, нежное сердечко.

Дети лепят сердечки из соленого теста.

Воспитатель: Эти сердечки мы повесим на тесьму как кулон и будем носить в группе, радуясь своему доброму сердцу.

И в заключении нашего занятия давайте исполним песню «Дружба крепкая»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг,
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой»- шутят все вокруг.
В полдень или в полночь,
Друг придет на помощь,
Вот, что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня может выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг,
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот, что значит настоящий, верный друг!

Воспитатель: Спасибо всем за занятие и я надеюсь, вы останетесь такими добрыми на всю жизнь. До новых встреч!

nsportal.ru

«Добрые и вежливые слова»

Паспорт занятия

№п\п

Разделы паспорта

Содержание раздела

1

Номинация конкурса

Разработка внеурочной деятельности

2

Возраст детей

7-8 лет

3

Тема мероприятия

Классный час «Добрые и вежливые слова»

4

Цель мероприятия

Цель: способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности друг к другу и развитию дружеских отношений.

5

Задачи мероприятия

Задачи:

  • сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

6

Форма проведения

Беседа — игра

«Добрые и вежливые слова»

Разработка внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов МБОУ «Покровская СОШ»

Досумбетова

Виктория Владимировна

Пояснительная записка

Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями -подготовка ответственного гражданина способного самостоятельно мыслит и оценивать происходящее . Решение этой проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Предлагаемый классный час «Добрые и вежливые слова» знакомит с правилами вежливого поведения, учит доброжелательному отношению к сверстникам, а также представлении о хороших и плохих поступках . От того, что педагог вложит в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть то , как он будет строить свои отношения с окружающим его миром в будущем.

Тема классного часа: «Добрые и вежливые слова»

Место мероприятия во внеурочной деятельности: проводится в рамках серии классных часов проводимых с обучающими 1 класса в I четверти. Форма: беседа-игра

Цель: способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности и развитию дружеских отношений друг к другу .

Задачи:

  • сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Данный классный час ориентирован на формирование следующих УУД

Личностные универсальные учебные действия

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных норм, развитие морального сознания .

Коммуникативные универсальные учебные действия

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные универсальные учебные действия

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

• строить речевое высказывание в устной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• выделять существенную информацию из текста;

• устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимое оборудование: ТСО(компьютер, проектор), презентация «Доскажи словечко», видеоролик «Сказки гуляют по свету», плакаты с пословицами и поговорками, цветы из цветной бумаги.

Классный час: «Добрые и вежливые слова»

Ход мероприятия

I.Введение.

Дети садятся по группам

Ребята, давайте посмотрим видеоролик и споем все вместе песню

«Улыбка» Приложение 1

(дети смотрят клип и поют песню)

-Как вы думаете, почему мы начали с песни «Улыбка»?

(Она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит, проявить свое доброе отношение, расположение друг к другу).

Конечно, от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

(да)

Как мы называем человека, который никогда об этом

не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

(Такого человека мы называем вежливым и добрым, воспитанным.)

Как вы думаете, как называется тема нашего классного часа?

(мы будем говорить о вежливости и о добрых поступках)

Верно молодцы! Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Открывается название «Вежливые и добрые слова»

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

II. Основная часть.

1.Рассказ учителя .

До ХVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем .

2.Игра «Вежливо — невежливо».

Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — молчите, не хлопайте.

Поздороваться при встрече — дети хлопают ,

Толкнуть и не извиниться- молчат

Помочь подняться — хлопают ,

Поднять упавшие вещи — хлопают ,

Не заплатить в автобусе- молчат,

Не уступить место в транспорте- молчат

Не помочь бабушке — молчат

А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

(Да, но иногда забываем)

3.Просмотр презентации.

Давайте посмотрим презентацию и поиграем в игру «Доскажи словечко», каждой группе по два вопроса

Растает даже ледяная глыба 
От слова теплого …… (Спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим …( прости, пожалуйста)

Зазеленеет старый пень
Когда услышит….( добрый день)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)

И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорим…( до свидания)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь ..(здравствуйте)

– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

4.Чтение стихотворение.

стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

4.Работа с пословицами.

Приложение 3

Есть очень хорошие пословицы, каждая группа выбирает себе задание.

(пословицы напечатанные лежат перевёрнутые на столе)

Прочитайте и объясните их значение. В группе обсуждают, затем один ученик из группы объясняет значение.

«Доброе слово, что ясный день»

(Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день).

Обидеть — что ударить, приласкать -нужно слова искать.

(Обидеть человека легко, а чтобы сделать добро нужно постараться и приложить усилия)

Осень красна плодами, а человек делами.

(Чтобы быть хорошим человеком, нужно делать хорошие и добрые дела) дела).

5.Просмотр видеоролика Приложение 4

Посмотрите внимательно клип и скажите, какие знакомые сказки вы здесь увидели, где добро побеждает зло.(Морозко, Гуси – лебеди, Снежная королева, Золушка, Конёк-горбунок и др.)

6.Игра «Комплимент»

Дети по очереди садятся на стул, остальные делают комплименты. Говорят только о хороших качествах сидящего.

( Добрый,

весёлый,

жизнерадостный,

отзывчивый,

доброжелательный,

красивый и т.д.).

III.Заключительная часть.

1.Практическая работа.

Приложение 5

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги цветы, которые вы сделали на уроках технологии. Напишите на них доброе дело, которое вы сегодня хотите сделать, создадим поляну «добрых дел».

Дети пишут свои добрые дела на вырезанных из бумаги цветах, подходят по очереди к доске, и произнося своё доброе дело прикрепляют к поляне (магнитной доске)

(Помогу маме по кухне. Помогу папе чистить снег во дворе. Всегда буду помогать бабушке, и т.д )

Ребята, вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, инженерами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила.  Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

2.Исполнение песни Приложение 6

-А в заключении исполним всем вам известную песню «Дорога добра»

IV.Рефлексия

Что вам сегодня понравилось?

Что вам запомнилось?

Что нового узнали?

-Ребята, Покажите смайлики , какое настроение у вас сейчас .

(дети показывают смайлики)

infourok.ru

стихи и советы для воспитания

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашей беседы – слова вежливости. Когда и как обучать ребенка применению таких важных слов? Как лучше познакомить детишек с понятием вежливости, и, главное, научить их использовать эти знания в практике?

Давайте для начала разберемся, что же значит быть вежливым? Если опираться на определения, то вежливость – одна из черт характера человека, отвечающая за хорошие манеры, умение учтиво общаться с другими, быть уважительным и чутким. Вежливый человек должен знать правила этикета, использовать вежливые слова.

Синонимы слова «вежливый» в русском языке – обходительный, внимательный, почтительный,, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» – резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

Какие бывают слова вежливости?

Существует так называемый «базовый» список вежливых слов. Они делятся на группы:

  • Слова приветствия и прощания: Привет; Здравствуйте; Доброе утро или С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; До свидания.
  • Слова прощения: Простите, пожалуйста; Извините; Прошу прощения.
  • Слова благодарности: Благодарю; Спасибо; Признателен.
  • Слова-просьбы: Пожалуйста; Разрешите, пожалуйста; Позвольте мне, пожалуйста; Можно спросить у Вас.
  • Слова напутствия, поддержки, приглашения, поздравления: Доброго пути; Браво; Будьте здоровы; Добро пожаловать; Милости просим; Угощайтесь; Приятно познакомиться; Приятного Вам аппетита; Только после Вас; Разрешите представиться; Будьте так добры; Поздравляю; Разрешите Вам помочь.

Эти слова можно разучивать вместе с ребенком. Для упрощения задачи придуманы специальные стишки и песенки. И чуть позже мы с ними познакомимся!

Как научиться вежливости?

Не стоит ждать, что хорошие манеры появятся у ребенка сами. Вежливость – не врожденная, а приобретенная черта. Для ее воспитания ребенок должен постоянно иметь перед глазами личный пример, и лучше всего, чтоб это было именно в семье. Кроме того, нужно еще и целенаправленное обучение вежливости. Таким образом, можно прийти к серьезным результатам.

Но нельзя сказать, что вежливости один раз научил – и это на всю жизнь. Очень важно все время поддерживать и поощрять в детишках стремление быть вежливыми. Просто чтобы они не оступались, не поддавались на соблазны со стороны. Мир огромен, и в нем хватает всего. Регулярно слышны грубые слова, некорректное обращение людей друг к другу, ненормативная лексика. А быть белой вороной среди «продвинутых» ровесников бывает весьма непросто.

Стишки и загадки для запоминания вежливых слов

Для разучивания слов вежливости с детьми существуют специальные стишки-загадки:

***
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
***
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
***
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
***
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
***
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
***
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
***
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
***
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
***
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
***
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
***
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Самуил Маршак «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Нужно обсуждать с детьми стихи, задавать вопросы, предлагать подумать и запоминать. Малышам можно подобрать красивые книжки со стихами. Их просто и легко запомнить, особенно в игровой форме. Герои стихов, сказок, мультфильмов наглядно покажут, почему и как надо быть вежливым.

Рекомендации к воспитанию вежливости у детей

Очень важно, чтобы члены семьи, в которой воспитывается ребенок, тоже вежливо общались друг с другом, употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», «простите».

Старайтесь всегда первыми здороваться, благодарить, прощаться, не ожидая, пока дитя само об этом вспомнит. В то же время, объясняйте ребенку правила вежливости, с кем нужно здороваться, а с кем нет, и т.п.

Обязательно в процессе обучения учитывайте возраст ребенка и хвалите его за успехи и достижения, даже небольшие. И не забывайте, что ребенок берет пример именно с вас! Поэтому внимательно оцените, насколько вежливо вы сами ведете себя со знакомыми и друзьями. Может, нужно что-то подкорректировать? Начните с себя!

Учитесь вместе с детьми вежливости, искренности и поиску нужных слов. Это огромный вклад в будущее! И тогда вам всегда будет приятно смотреть за поведением детей.

Песенки и мультики о вежливости можно найти здесь:

Счастья вам и вашим детишкам!

Если Вам пришлась по вкусу наша статья, поделитесь ссылкой на нее с друзьями. Возможно, кому-то она будет очень полезна именно сейчас.
И оставайтесь вместе с нами – на блоге всегда много интересного!

Автор: Анна Кутявина

vmeste-rastem.ru

Вежливые слова и любезности. Как научиться говорить комплименты

Вежливые слова и любезности

Очень близкими к комплиментам по воздействию на человека являются вежливые и любезные слова, поэтому поговорим о них. Мы отвыкли говорить друг другу приятное «просто так», каждый внутренне готов услышать грубость. Поэтому доброе слово мы всегда связываем либо с лестью, либо с желанием, что-то получить.

Доброе слово — это просто поддержка, выражение добрых чувств.

Вежливость — это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.

Любезность — это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.

«Вежливый человек должен относиться к своей жене так же, как к незнакомой женщине, только в десять раз вежливее», — сказал Бернард Шоу.

Быть вежливым еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости, культуры поведения и культуры речи невозможна.

Стали уже хрестоматийными слова Дмитрия Лихачева: «Интеллигентом нельзя притвориться».

Психологи создали «теорию ролей и масок». Надел, например, на себя маску смелого человека — то есть стал заставлять себя совершать смелые поступки, — глядишь, и действительно, стал смелым человеком, роль стала частью характера, «маска приросла». Стал говорить вежливые слова и улучшил свою воспитанность.

Воспитывая в ребенке вежливость, одновременно воспитывают и нравственное начало, формируют моральное сознание, вырабатывают привычку говорить вежливые слова.

Маленькому мальчику подарили игрушку, он так обрадовался, что обо всем забыл.

— Что надо сказать? — возвращает его на землю мама.

— Спасибо.

— Молодец, в следующий раз говори спасибо без напоминания.

Человек может быть недостаточно образованным, но достаточно вежливым. Наличие диплома и вежливость — не одно и то же.

Вот некоторые вежливые слова: «Будьте добры…». «Будьте любезны…». «Извините». «Благодарю вас». «Спасибо». «Пожалуйста». «Вы очень любезны». «Вы не могли бы…». «Мое почтение». «Не сочтите за труд…». «Простите за беспокойство». «Если вас не затруднит…». «Чем могу быть вам полезен?». «Не откажите в любезности…». «Будьте так любезны…». «Вы очень любезны». «Вы очень вежливо со мной поговорили». «Я рад за вас». «Спасибо. Вы меня очень хорошо обслужили». «Вы все для меня сделали, что могли». «Вы славно потрудились». «Не могу ли я чем-то быть вам полезным?». «Честь имею откланяться».

Как видите, эти не умирающие старомодная учтивость и вежливость не требуют затрат денег. И еще одно преимущество вежливого обращения: оно вызывает ответную вежливость. «Как аукнется, так и откликнется». Отсюда следует, что вежливым быть выгодно. Вспомните национальную черту японцев — отменная вежливость и улыбки. Мы не очень-то избалованы вежливостью. Когда мне звонят по телефону, я, сняв трубку, сразу говорю либо «Здравствуйте», либо «Доброе утро, день или вечер». Бывает, мой абонент впадает в легкий шок, долго не может прийти в себя, а потом либо вешает трубку, либо говорит, что ошибся номером.

Однако не всё так просто — вежливость должна быть искренней. Подчеркнуто вежливое поведение может быть оскорбительным. Еще Демокрит говорил: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Так, вежливость без нравственного основания может принять вид лицемерия, ханжества, манерности. Источником хороших манер и «внешнего изящного поведения» (Н. Шелгунов) служит любовь к людям, доброжелательность, которая и составляет богатство духовного мира человека и основу его нравственности. А при отсутствии хороших манер, чувства меры и умения проявить свои нравственные чувства в соответствующей форме и добродетель может обернуться оскорблением, чрезмерная учтивость может оказаться навязчивостью, добродушие — лестью, а остроумие — шутовством.

Обратное вежливости и любезности — это грубость, неотесанность, хамство. К несчастью, хваленые «крутые» — волевые, смелые и сильные люди — часто просто грубые хамы. Вы не замечали, что грубый человек элементарно некрасив и внешне.

Существуют удивительные по воздействию слова — это заговоры, наговоры (напраслина), клевета, заклинания… Эти слова обладают или колдовской, или целебной силой, если их говорит колдун или врач, и если в них, конечно, верить. Вот замечательный «Заговор на любовь», проникнутый трогательной надеждой.

«Я зажгу свечу в ночной темени, поклонюся ей трижды покорно я и скажу слова заговорные: «Ой, вы духи великие, светлые, зло-напасть от любви отводящие, вы услышьте меня, вас молящую, не гасите свечу, мной зажженную, зажигала ее с чистым помыслом: не чужого мужа приманивала, но зажгла ради мужа (жениха) любимого, мне самою судьбою сулимого.

И молю я вас, духи светлые, наделите огонь вашей силою, силой доброю, всепроникающей, от погибели любовь защищающей. Вы зажгите огонь в сердце милого, осветите в нем все излучины, посветите до самого донышка — чую там лежит льдинка стылая — ревность лютая злой разлучницы. Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею.

И еще вас молю, духи добрые, разожгите огонь в крови милого, чтоб в любви он был нежен-яростен и, как глоток воды в самый знойный зной, поцелуй ему был бы сладостен.

И в третий раз вас молю, духи светлые, защитите любовь мою чистую, сохраните мне мужа (жениха) любимого с сердцем верным, ни с кем не делимого».

Это же поэзия души! А почему, собственно, молодая красивая женщина хоть на какое-то время не может быть счастливой лакомкой? Больше получают те люди, которые много требуют и много дают. Если вести себя как королева, как «бесценная» и «желанная», то и мужчины будут считать тебя бесценной и желанной. Кто ведет себя по-королевски, с теми и поступают по-королевски.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *