Занятие с элементами тренинга для 6-7 классов

Практическое задание

Капраловой Ирины Анатольевны

1.Тренинг «Сплочение»

2.Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

3. Участники: обучающиеся 6-7 классов

4. Время: 50 минут

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы(упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Разминка

2 мин.

Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Упражнение «Пожалуйста»

С самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться)

Погружение

5 мин.

Подготовить к выполнению упражнений на сплочение

Игра «Атомы и молекулы»

Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа

Основная часть

30 мин.

Выработка навыков сплоченных действий.

Упражнение «Печатная машинка»

Что помогало справиться?

Что поддерживало?

Трудно ли было?

Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров

Упражнение «Поезд»

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Сплочение группы

Игра «Машина с характером»

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом

Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Упражнение «Опустить предмет»

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Разрядка

5 мин.

разрядка участников, расслабление.

Упражнение «А я еду…»

Рефлексия

5 мин.

Свободное самоописание, сосредоточение на своих ощущениях и фиксация их мысленно.

Самоанализ: развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие

каждый пишет свое мнение на ватмане

3 мин.

Групповая рефлексия

Что нового узнали о группе?

Как будете использовать эти знания?

Как это пригодиться в будущем?

Над чем вы задумались?

Что нужно развивать на будущее?

Упражнение «Пожалуйста»

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Игра «Атомы и молекулы» ( Метод построения диспозиций)

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Печатная машинка» ( Метод построения диспозиций)

Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы — ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра «Машина с характером» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Упражнение «Опустить предмет» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Упражнение «А я еду…»

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Метод пяти пальцев( Метод концетрации присутствия ): М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Групповая рефлексия (Метод групповой рефлексии)

infourok.ru

План-конспект занятия по психологии (5, 6 класс) на тему: Занятие с элементами тренинга «Когда мы вместе — мы сила!» для 5-6 класса | скачать бесплатно

Занятие с элементами тренинга

«Когда мы вместе – мы сила!»

для учащихся 5-6 классов

        — Добрый день, рада видеть вас на необычном, весёлом занятии. Сегодня вы

будете участвовать  в  тренинге.  У  вас  будет  возможность  испытать  себя,

выполнить различные задания. Важно: не кто лучше и быстрее их выполнит, а чтобы делали все. Вспомним законы тренинга.

•        Принятие правил группы        

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила. Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите: «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.

Внимательно слушать, когда говорят другие — «Да»

Драться — «Нет»

Уважать чужое мнение — «Да»

Шуметь — «Нет»

Шутить и улыбаться 4- «Да»

Дуться и быть «букой» — «Нет»

Говорить по одному – «Да»

Перебивать говорящего — «Нет»

Смотреть на того, к кому ты обращаешься -«Да»

Смеяться над говорящим — «Нет»

Разминка.

•        Упражнение «Визитная карточка»

Вы знакомы и со мной, и друг с другом, знаете всех поимённо. Давайте по очереди назовём своё имя и на первую букву имени назовём своё хорошее качество (Наташа — надёжная).

1

•        Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

•        Упражнение «Мы все такие разные»

По команде «Хлопок» меняются местами те:

-кто пришёл в школу в хорошем настроении,

-имеет много друзей,        

-рад, что он учится в 5 классе,

-любит путешествовать,

 -кто родился в зимние месяца,

-кто имеет длинные волосы,

-кто хочет вернуться в 5 класс,

-у кого карие глаза,

-кто любит танцевать,

-кто хорошо знает себя

Основная часть

        Упражнение «Карусель». (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).

Группа разбивается на два круга — внешний и внутренний — друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо — к другому партнеру.

Следующие задания::

  • побороться руками,
  • помириться руками,
  • пожалеть руками,
  • попрощаться руками.

»

        Упражнение «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро

                Упражнение «Выполни уговор строго».

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем:

-когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться;

-когда он будет простирать,  к ним руки, они будут скрещивать руки на груди;

-когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться;

-когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.

        

        Упражнение «Удержать шарик».  

 Группа встает в тесный круг, положив руки на плечи соседей. Внутрь круга бросается воздушный шарик. Задача группы — удержать его с помощью ног, головы, плеч и т.д., кроме рук. Если группа успешно справляется, можно добавить еще шарики.

                Упражнение   «Письмо   на   руке».  

Каждый   выбирает   себе   партнера  и становится напротив него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если дети одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать   на   ладони   отдельные  печатные   буквы.   «Слепой»   игрок   должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал.

 Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки

старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое

предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.

                Упражнение «Встаньте сколько назовут».

По команде ведущего встаёт определённая группа человек в соответствии названного числа.

        Упражнение «Найди и коснись»

В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

  • чего-либо красного;
  • холодного на ощупь;
  • шершавого;
  • того, что весит примерно полкилограмма;
  • круглого;
  • железного;
  • голубого;
  • того, что имеет толщину 100 мм;
  •  прозрачного;
  • вещи весом около 65 кг;
  • зеленого;
  • из золота;
  • чего-нибудь, что легче воздуха;
  • части одежды, показавшейся Вам шикарной;
  • руки, которую Вы находите интересной;
  • чего-нибудь, на Ваш взгляд, безобразного;
  • того, что двигается ритмично;
  • числа 15;
  • слова «свобода».

        Заключительная часть        

• Упражнение «Наши плоды». Плоды эти необычные — плоды-пожелания. Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.

Карточки с пожеланиями.

  • 1 . Ты всегда можешь положиться на меня.
  • 2. У тебя всё получится.
  • 3. Ты прекрасный человек.
  • 4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.
  • 5. Направь свою энергию на учёбу.
  • 6. Будь смелее.
  • 7. Всё будет хорошо.
  • 8. Ты очень добрый человек.
  • 9. Ты можешь многое.
  • 10. У тебя красивые глаза.
  • 11. У тебя острый ум.
  • 12. Ты просто «душка».
  • 13. Ты умница.
  • 14. Ты хороший друг.

•          15. Ты замечательный товарищ.

  • 16. Мы всегда придём тебе на помощь.
  • 17. Мы верим в тебя.
  • 18. Мы доверяем тебе.
  • 19. Все твои желания сбудутся.
  • 20. Помни о друге.
  • 21. Мы всегда будем рядом.
  • 22. Ты замечательный человек.
  • 23. Всегда будь таким весёлым человеком.
  • 24. Ты радуешь нас.
  • 25. Ты наша опора.,
  • 26. Ты просто «супер «.
  • 27. Ты замечательный друг.
  • 28. Ты интересный собеседник.
  • 29. Ты настоящий друг.
  • 30. Мне приятно с тобой общаться.
  • 31. Мне приятно с тобой работать.

                Рефлексия

Психолог благодарит всех за участие в тренинге:

        «Вот и подошло к концу наше занятие. Последней процедурой каждого тренингового занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему».

 Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:

— кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;

— кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, плохо;

— горизонтальная ладонь — средне, так себе.

«Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест».

Психологический комментарий:

Глаза закрываются для того, чтобы каждый отвечал только за себя и не брал пример с другого. Это также объясняется участникам.

Ведущий отслеживает для себя обратную связь от участников группы.

nsportal.ru

Методическая разработка занятия с элементами тренинга для учащихся 6 классов «Конфликт и Я»

Занятие с элементами тренинга

«конфликт и я »

Цель: способствовать усвоению учащимися сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», научить правилам предупреж­дения конфликтов, а так же помочь развить умения нравственного самопознания, само­анализа и самооценки.

Оборудование: листы чистой бумаги для учащихся, уча­ствующих в тестировании

Первый этап: Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос:

«Как вы обыч­но ведете себя в конфликтной ситуации или споре?».

Если вам свойст­венно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО — поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ — 2 балла;

РЕДКО — 1 балл.

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окон­чательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 — это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведе­ния в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» — сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» — это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до по­следнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» — это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предло­жить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе сто­роны.

«В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» доб­ротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказыва­ясь от своей.

«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы ста­раетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

Второй этап: Беседа

Педагог предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

Слова «спор» и «конфликт». В чем сход­ство и различие этих понятий?

Что такое конфликтная ситуация?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства досто­инства всех людей, задействованных в конфликте?

Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

Третий этап: Блок информации

Учитель:

дает определения понятиям «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»

объясняет правила поведения с конфликтными людьми и в конфликтных ситуациях.

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь!

 

* Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

* Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

* Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

* Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, пра­вил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

^ не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком; прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжела­тельную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела; постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, поста­райтесь «встать на его место»; не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте

одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу; умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссо­ре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта. Завершается практикум перспективным планированием. Подрост­кам предлагают поучаствовать в следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

videouroki.net

Занятие с элементами тренинга для 6-7 классов

Практическое задание
Капраловой Ирины Анатольевны
1.Тренинг «Сплочение»
2.Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
3. Участники: обучающиеся 6-7 классов
4. Время: 50 минут
Задачи:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
Осознание себя командой.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи, решаемые на каждом этапе Методы(упражнения, психотехники) Вопросы для обсуждения Комментарии
Разминка 2 мин. Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения. Упражнение «Пожалуйста» С самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться)
Погружение 5 мин. Подготовить к выполнению упражнений на сплочение Игра «Атомы и молекулы» Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания? На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа
Основная часть 30 мин. Выработка навыков сплоченных действий. Упражнение «Печатная машинка» Что помогало справиться?
Что поддерживало?
Трудно ли было? Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров Упражнение «Поезд» Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Сплочение группы Игра «Машина с характером» В какой момент вы стали деталью машины? Почему?
Как вы придумали свои действия?
Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Упражнение «Опустить предмет» Что испытывали при выполнении задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Разрядка 5 мин. разрядка участников, расслабление. Упражнение «А я еду…» Рефлексия 5 мин. Свободное самоописание, сосредоточение на своих ощущениях и фиксация их мысленно. Самоанализ: развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие каждый пишет свое мнение на ватмане
3 мин. Групповая рефлексия Что нового узнали о группе?
Как будете использовать эти знания?
Как это пригодиться в будущем?
Над чем вы задумались?
Что нужно развивать на будущее? Упражнение «Пожалуйста»
Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.
Игра «Атомы и молекулы» ( Метод построения диспозиций)
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.
Упражнение «Печатная машинка» ( Метод построения диспозиций)
Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы — ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «Поезд» ( Метод построения диспозиций)
Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра «Машина с характером» ( Метод построения диспозиций)
Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.
Упражнение «Опустить предмет» ( Метод построения диспозиций)
Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Упражнение «А я еду…»
Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Метод пяти пальцев( Метод концетрации присутствия ): М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).
Групповая рефлексия (Метод групповой рефлексии)

globuss24.ru

План-конспект занятия (6 класс) на тему: Кончпект психокоррекционного занятия с элементами тренинга | скачать бесплатно

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ритуал приветствия

Словесное приветствие.

Интерактивная игра «Имя друга называй».

Музыкотерапия

  • Приветствует детей, настраивает на активную работу:

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей садитесь в круг.

Мишку ты передавай,

Имя друга называй!

  • Предлагает прослушать фрагмент песни «Я прошу меня простить»

Организуют рабочее место.

Здороваются с психологом.

Обмениваются позитивными репликами.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Создать позитивное настроение.

1. Вступительная беседа

Диалог

Определение темы занятия

Скажите, за что можно просить прощения?

Всегда ли мы просим прощение за причиненную обиду?

Часто ли пред вами извиняются? Становится легче?

Конечно, намного легче, когда за причиненную обиду извинятся, но ведь бывает так, что обидят человека, а извинений нет.

Что тогда испытывает человек?

Испытывали ли вы эти чувства?

Можно ли побороть обиду?

Жить с обидой в душе очень тяжело, правда? И сегодня мы попытаемся найти средства, которые смогут нас от неё излечить.

Отвечают на вопросы, руководствуясь личным опытом

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в общении.

мотивация уверенного поведения

мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков

Воспитывать вежливость, формировать навыки ведения диалога

2. Моделирование обиды

Проблемная ситуация

Интерактивный приём «индуктор» (на основе ассоциаций)

Ставит перед детьми проблему: Прежде, чем искать лекарства, нам нужно выяснить симптомы. Скажите, если мы представим, что обида — это напиток, то каким он может быть на вкус? (стаканы с напитками, кому-то из детей предлагается попробовать их на вкус с закрытыми глазами и определить «Напиток обиды») – вода простая, сок, сок лимонный (кислый)

А какой обида может быть обида на ощупь? (кому-то из детей предлагается найти в чудесном мешочке наощупь предмет, похожий на обиду и описать его, не доставая)

А карандашом какого цвета можно изобразить обиду?

С помощью чего, каких органов чувств мы это сделали?

Смогли бы мы получить полную информацию о том, какая бывает обида, если бы какой-то из наших органов чувств был неисправен?

Приходилось ли вам встречать таких людей? Такие люди не имеют полной картины о мире. Как мы можем помочь им в этом?

Дают ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи

Личностные:

воспитание толерантности, умения проявлять сочувствие и сострадание

Развивать речь детей

Актуализировать знания детей о проблеме.

Дать детям возможность проверить свои предположения в практической деятельности

3. Практических действий

Техника активного релакса «Лепим обиды»

Дыхательное упражнение «Ветерок прощения»

Предлагает детям сжать в руке кусочек пластилина:

Красивая получилась обида? Вот так и в душе человека, которого обидели, сидит такой неровный комок.

Как можно исправить ситуацию?

Подуем на него ветерком как будто извиняясь за причинённую боль.

Вылепим из этого кусочка «обиды» красивые цветы и украсим ими полянку.

Вот так и в жизни: для того, чтобы обида или другое негативное настроение не заняли место в вашей душе, необходимо заполнять её позитивом и хорошим настроением.

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы, руководствуясь собственными ощущениями

Высказывают предположения, как исправить ситуацию

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию через практический опыт.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели и достигать их.

Обучить технике активного релакса для адекватного реагирования в стрессовой ситуации

Дать возможность принимать самостоятельное решение и проявлять фантазию

Развивать уверенность в собственных силах и чувство самоценности

4. Усвоение способов самоконтроля

Беседа

Демонстрационный показ «Весы»

Психологическое упражнение на снятие агрессии «Сердитые шарики»

В характере любого человека живут и хорошие качества, и не очень (накладываются бусинки на разные чаши весов, перечисляя поступки – кому-то нагрубил, кого-то обидел, кому-то сказал неправду и т.д.) Можно добавлять хороших дел и поступков. А можно избавляться от плохих (негативных) состояний, которые мешают нам жить в мире и согласии. И сегодня я научу вас этому.

Ставит перед детьми проблемный вопрос:

Как сделать так, чтобы перевесила лучшая сторона личности?

Предлагает детям научится злиться, никого при этом не обижая:

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

Давайте дружно попробуем их отпустить.

Что произошло с шариками? Возможно ли было их поймать?

Отвечают на вопросы

Высказывают предложения по решению проблемной ситуации и проверяют свои предположения

Надувают шарики, по команде психолога отпускают, затем повторяют действие (но уже плавно)

Отвечают на вопросы

Делают выводы:

 шарики метались по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя;

Гневом можно управлять.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний и проверяют их в практических действиях, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости сдерживания своих отрицательных эмоций

Развивать умение избавляться от негативных чувств приемлемыми способами

5. Рефлексия

Психологическое упражнение на развитие саморегуляции «Дерево»

Музыкальная цветотерапия (оранжевый цвет)

Диалог

Художественное слово

Иллюстрации

Предлагает встать детям в круг и представить, что они деревья:

«Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя крепкие корни, и никакие ветры тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «скребут кошки «, хочется плакать или драться, — стань сильным и крепким «деревом»

Пытается легонько поднять руку или повернуть голову у кого-то из участников (не получается) и он говорит, обращаясь к каждому:

У тебя всё получится» У тебя всё будет хорошо и т.п.

Предлагает детям отдохнуть и расслабиться.

Предлагает детям встать в круг и ответить на вопросы:

— Что было сегодня для вас трудно?

— Что было полезно?

— Что было интересно?

— Какие полезные мысли унесете с собой?

— Если вам причинят обиду, вы сможете применить техники, с которыми вы сегодня познакомились?

Подводит итог занятия, выражает детям благодарность за хорошую работу, говорит напутственные слова:

Позитивное общение называют «чистым», как родник,
а негативное — «грязным», как болото. (иллюстрации)
Мир подобен океану, строй из добрых дел ладью, и тогда его спокойно и
легко переплывёшь.

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга. Каждый ученик представляет себя крепким деревом, шевелит «листочками», сильно нажимает пятками на пол, руки сжав в кулаки, крепко сжав зубы.

Вместе дети повторяют слова:

Я сильный! 

У меня всё получится!

У меня всё будет хорошо!

Отдыхают, прослушивают музыкальную композицию с жизнеутверждающими словами

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Анализируют собственные ощущения

Метапредметные:

приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер

Личностные:

Обучить приёмам уверенного поведения

Познакомить с техниками снятия эмоционального и физического напряжения

Мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков

Психологическая готовность к смене вида деятельности

Индивидуальная работа

Упражнение «Негатив- позитив»

Раздаёт детям карточки:

1.Эй ты, иди сюда!  

2.Быстро начинай дежурить! 
3.Немедленно сходи за хлебом
4.Сейчас же наведи порядок в комнате
5.Ты, что мяч поймать не можешь?
6.Что ты бегаешь, сломя голову?

Дети получают карточки с негативными фразами, которые иногда можно услышать и перефразируют их в позитивные, не приносящие обиду

nsportal.ru

Занятие с элементами тренинга для 6-7 классов

Практическое задание

Капраловой Ирины Анатольевны

1.Тренинг «Сплочение»

2.Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

3. Участники: обучающиеся 6-7 классов

4. Время: 50 минут

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы(упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Разминка

2 мин.

Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Упражнение «Пожалуйста»

С самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться)

Погружение

5 мин.

Подготовить к выполнению упражнений на сплочение

Игра «Атомы и молекулы»

Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа

Основная часть

30 мин.

Выработка навыков сплоченных действий.

Упражнение «Печатная машинка»

Что помогало справиться?

Что поддерживало?

Трудно ли было?

Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров

Упражнение «Поезд»

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Сплочение группы

Игра «Машина с характером»

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом

Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Упражнение «Опустить предмет»

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Разрядка

5 мин.

разрядка участников, расслабление.

Упражнение «А я еду…»

Рефлексия

5 мин.

Свободное самоописание, сосредоточение на своих ощущениях и фиксация их мысленно.

Самоанализ: развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие

каждый пишет свое мнение на ватмане

3 мин.

Групповая рефлексия

Что нового узнали о группе?

Как будете использовать эти знания?

Как это пригодиться в будущем?

Над чем вы задумались?

Что нужно развивать на будущее?

Упражнение «Пожалуйста»

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Игра «Атомы и молекулы» ( Метод построения диспозиций)

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Печатная машинка» ( Метод построения диспозиций)

Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы — ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра «Машина с характером» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Упражнение «Опустить предмет» ( Метод построения диспозиций)

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Упражнение «А я еду…»

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Метод пяти пальцев( Метод концетрации присутствия ): М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Групповая рефлексия (Метод групповой рефлексии)

referat-4all.ru

Занятие с элементами тренинга «Принятия решений» (6 класс)

Тренинг принятия решений

Понятие: Принятие решения – это этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия.

Задачи:

  • рассмотреть этапы процесса принятия решения;

  • предоставить подросткам возможность потренироваться в принятии решений.

Материалы: карточки с описанием сложных ситуаций.

Ход занятия

Вступление.

Каждый день мы принимаем множество решений и даже не задумываемся об этом.

Очень часто людям кажущееся «лёгкое» решение стоило здоровья, семьи, карьеры, а порой целой жизни.

Вы взрослеете и всё чаще приходиться принимать решения самостоятельно и брать ответственность за их последствия на себя.

-Приходилось ли вам самостоятельно принимать трудные, серьезные решения или не очень трудные?

Расскажите. Поделитесь своим опытом в принятии решений.

-Было ли трудно принять самостоятельное решение?

-Нуждались ли вы в тот момент в чьей-либо помощи?

Принятие решения – это этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия.

Для правильного принятия решения важны такие условия:

  1. Концентрация, умение сосредоточиться на проблеме

  2. Скорость принятия решения.

  3. Широта ассоциаций (информированность), что позволяет придумать несколько вариантов решения проблемы.

  4. Критичность. Из имеющихся вариантов решения проблемы выбрать наиболее ценное, разумное решение, исключить решения, которые приведут к отрицательным последствиям или окажутся непродуктивны.

Для развития концентрации внимания и скорости действия подойдёт такое упражнение, как счёт вперед или назад,

задание надо выполнять правильно и как можно быстрее.

Упражнение «Счёт от 100 до 1»

Для тренировки широты ассоциаций, подойдут упражнения, где надо перечислить предметы какой-либо одной категории, например, имена мальчиков или девочек, марки автомобилей, животных и т.д.

Упражнение «Назови как можно больше имен мальчиков».

Креативность мышления можно тренировать такими упражнениями, где надо придумать несколько вариантов использования чего-либо.

Упражнение «Придумать 20 способов использования стула»

Развитие критичности мышления.

Самое необходимое и актуальное качество, которое необходимо развивать у подростков, так как большинство из них является пользователями интернета, а в нем куча информации правдивой и неправдивой, которую необходимо различать.

Чтобы отсеивать правдивую информацию от вымышленной необходимо задавать себе вопросы:

-Что это за информация

-Насколько она правдива

-Это мнение или факт?

-Этот факт можно проверить или нет?

Кто выдает информацию, каков его интерес в том, чтобы мы верили в это.

Упражнение «Вопросильные слова».

Необходимо перечислить как можно больше вопросительных слов.

(Кто? Что? Какой? Который? Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? Откуда? Сколько? Чей? Как?)

Алгоритм принятия решения:

  1. Четкое определение проблемы. О чем требуется принять решение?

  2. Собрать и рассмотреть все факты, всю информацию о ситуации.

  3. Подобрать возможные варианты решения.

  4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта решения (альтернативы).

  5. Выбрать наилучший вариант решения (альтернативу), осуществить принятое решение, быть готовым отвечать на него.

Упражнение «Щелчок».

  1. педагог раскладывает карточки текстом вниз в центре круга.

  2. предлагает учащемуся:

  • взять карточку;

  • прочитать вслух проблему;

  • в момент, когда учитель щелкнет пальцами, ученик должен сказать первое пришедшее ему в голову решение проблемы. Например, если в карточке сказано: «Хулиган пристает к тебе», ученик может сказать: «Я его ударю» или движениями показывает, как они дерутся.

  1. Затем ученик предсказывает возможные последствия этого первого решения.

  2. Педагог просит других подростков предложить свои варианты решения, а также предсказать возможные последствия с их точки зрения.

  3. Педагог предлагает первому ученику-добровольцу вернуться к первоначальному решению и посмотреть, следует ли его изменить или оставить прежним? Надо ли учесть другие возможные варианты решения?

  4. Педагог просит этого ученика выбрать следующего на ту же роль. Это может быть тот, кто больше других помог в принятии решения.

  5. Следующий ученик берет карточку и т.д.

Карточки к упражнению «Щелчок». Проблемные ситуации

  • Ты движешься верх на лифте. Внезапно он останавливается между этажами.

  • Ты с родителями пришел в магазин. Ты пошел в другой отдел, а когда вернулся, их уже нет. Ты потерялся!

  • Ты с друзьями сидишь у тебя дома вечером. Родители вышли ненадолго, неожиданно погас свет.

  • Твоя собака убежала на прогулке и ты не можешь её найти.

  • Твоя подруга забыла у тебя дома тетрадь с домашним заданием.

  • Твой брат сестра упал и говорит, что не может пошевелить рукой?

  • Ты забыл о том, что в ванной наливал воду вдруг видишь, что из-под двери ванной течет вода.

  • Твой кот забрался на дерево и ты не можешь снять его.

  • Ты потерял деньги на обед и остаешься без обеда.

  • Тебя наказали за то, что на самом деле сделал твой друг.

  • Ты забыл о том, что в ванной наливал воду, вдруг видишь, что из-под двери ванной течет вода.

  • Твой кот забрался на дерево, и ты не можешь снять его.

Рефлексия

Сегодня мы с вами учились принимать обдуманные решения. -Что вам запомнилось на этом занятии? -Что вам понравилось? -Узнали ли вы что-нибудь новое на тренинге?

чего не знали раньше?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *