Статья (старшая группа): Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Особенности развития речи детей 5- 6 лет.

        Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

        В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

        Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).

        В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.

        К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

        На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.

        Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.

        Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

        На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки ( свистящие, шипящие, сонорные).

        Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями ( например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

        В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).

Консультация (старшая группа) на тему: «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

— контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

— усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

— выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;

— овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать

сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

— всестороння работа со звуком;

— знакомство с образом буквы и закрепление его;

— формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Консультация (старшая группа) по теме: «Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»

Консультация для родителей по развитии речи в старшей группе

«Характеристика речевого развития детей

 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.  К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики ( словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного( синонимы) или противоположного( антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи у детей- усвоение грамматической системой языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.  В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.  Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы

( начало, середину, конец), и  соединять различными способами ценной и параллельной связи части высказывания.

Особенности речевого развития детей старшего возраста

Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Формирование речи происходит на каждом этапе развития по-разному. Хотелось бы подробнее рассмотреть старший возраст (5-6 лет).

Что касается лексической стороны, то в старшем возрасте в речи у ребенка возникают собирательные существительные. К собирательным существительным относятся такие существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, детвора…).

Также ребенок постепенно пополняет свой словарный запас прилагательными которые обозначают состав, состояние предмета (деревянный, ледяной…), также абстрактными понятиями (добрый, душевный, злой…).

Ближе к шести годам ребенок начинает обобщать. К примеру грузовые и легковые машины он может свести к одному понятию – транспорт.

В возрасте 5-6 лет у ребенка формируются понятия о временах года, изменениях в природе по сезонам, о процессе выращивания растений, о животных (диких и домашних), а также о насекомых, птицах.

Дети старшего возраста легко распознают направления движения (право, лево, назад, вперед). Также появляются временные понятия (вчера, сегодня, завтра…).

В этом возрасте дети с легкость могут рассказать о временах года, частей суток, днях недели. Многие дети знают название своего города, страны, столицы. Дети 5-6 лет могут рассказать о правилах дорожного движения, оперируют такими понятиями как река, море, океан, пустыня…

Что касается грамматической стороны, то тут ребенок 5-6 лет начинает правильно употреблять в речи предлоги как простые так и сложные. Ребенок старшего возраста уже может склонять по падежам и числам разнообразные существительные. Дети 5-6 лет практически без ошибок согласовывают существительные и числительные (две ложки), а также прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (море синее).

В старшем возрасте должны уметь образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи, собачьи…). Ребенок должен правильно употреблять с грамматической точки зрения все части речи.

Не мало важно в развитии речи и ее связность. Связная речь ребенка 5-6 лет характеризуется умением пересказывать маленькие по содержанию произведения. Минимумом считается объем в 50 предложений. Стоит оговориться что пересказывать ребёнок должен без дополнительных и наводящих вопросов. То есть в этом возрасте происходит овладение таким видом речи как монолог. Надо отметить что монолог считается одной из самых сложных форм речи.

Также стоит обратить внимание и диалогической речи. Во время диалога ребенок пытается дать ответы как развернутого так и сжатого характера. Но только к концу подготовительной группы ребенок овладевает грамотной и развёрнутой фразовой речью, которая оформлена грамматически, лексически, фонетически правильно.

Говоря об особенностях развития речи также стоит отметить и звукопроизношение. Дети возраста пяти лет наполняют свою речь разнообразными по слоговой структуре и звуконаполняемости словами. Да конечно могут возникнуть и ошибки, но скорей всего это будет касаться трудных, мало произносимых, а также малоизвестных для детей слов.

Такие ошибки исправляются очень просто, нужно только показать ребенку правильное произношение, немного потренироваться и вы не заметите как ребенок введет это слово в свой лексикон.

Возраст 5-6 лет считается самым бурным и стремительным этапом в развитии речи. Это объясняется тем что артикуляционный аппарат к которому мы относим губы, язык, щеки…, полностью готов к полноценному произношению звуков. К концу пятого года жизни дети способны произносить все звуки речи. Но стоит оговориться что не у всех детей это овладение происходит именно в эти возрастные рамки. У многих детей в силу их индивидуальных особенностей овладение звуками может происходить неравномерно или неверно.

Но качество речи напрямую зависит и от родителей ребенка. А именно то насколько красочна, эмоционально окрашена, выразительна эмоциональна речь родителей во время общения. Не бойтесь исправлять речь ребенка, таким образом вы обращаете внимание на его интеллектуальное развитие. Потому что именно правильная, качественная речь, это не только красиво, не только правильное общение, но и мощнейшее орудие мышления.

Содержание

«Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особенности речевого развития детей 5 — 6 лет»

О бщение и речь

На шестом году жизни ребенок становится более внимательным и работоспособным. С ним уже можно проводить каждый день по 2-3 занятия длительностью 25-30 минут. Он, не отвлекаясь, слушает задание взрослого, задает вопросы, выполняет многие задания самостоятельно, возникает интерес к выполнению сложных заданий. Из всех сторон жизни ребенка больше всего интересуют отношения между людьми. Мир людей заполняет собой все остальное.

В общении с другими людьми (взрослыми, сверстниками) ребенок активен в любой интересной для него совместной деятельности. В отношениях со взрослыми он стремится к взаимопониманию, к получению одобрения себя, своих достижений и возможностей. Отношения с детьми строятся на основе личных симпатий, которые становятся более глубокими и устойчивыми. Чаще всего дети относятся к ровесникам более критично, чем к себе. Оценить другого легче, чем себя. Это возраст неоценим для развития эмпатии (внимание и сопереживание к чувствам другого человека), потому что ребенок уже самостоятельно может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, посочувствовать ему и даже оказать помощь.

К 6 годам ребенок должен овладеть следующими коммуникативными умениями:

• стараться контролировать свои чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения: интонацией голоса, взглядом, движением;

• стараться выполнять правила культуры поведения в общественных местах;

• при общении с детьми вести себя доброжелательно;

• уметь вежливо обратиться к взрослым, четко и ясно выразить свою просьбу;

• не перебивать другого человека при разговоре;

• пользоваться в бытовых ситуациях словами: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания.

Особенности речи

На шестом году жизни происходит совершенствование всех компонентов речи. Многие дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка. Наиболее распространены нарушения в произношении звуков [р], [л], [ш], [ж]. Обратите внимание на темп речи и произношение ребенком длинных фраз, т.к. если ребенок говорит быстро, то часто плохо проговаривает слова, «проглатывает» их окончания, допускает много грамматических ошибок и его речь теряет четкость и выразительность.

Словарный запас и умение пользоваться разными способами словообразования:

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: голова – головка -головушка;

  • умение образовывать относительные прилагательные (снег — снежный) и притяжательные прилагательные (лиса — лисий) от существительных;

  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ехать – уехать – переехать – объехать…

  • умение образовывать сложные слова, например: лес рубит – лесоруб, снег падает — снегопад;

  • уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

Сформированность грамматического строя речи:

▪ уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер-коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса — ананасовый).

уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо — уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис).
▪ согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
▪ правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).
▪ уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Сформированность связной речи:

  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

  • умение составлять рассказ по сюжетной картине;

  • умение составлять рассказ-описание предмета.

Консультация (старшая, подготовительная группа) на тему: Возрастные особенности развития речи детей 6-го года жизни

                                                                            

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ                                                                                                                                                                                   

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития. 

Современный ребѐнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагая свои мысли, легко строить развѐрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет от до четырѐх тысяч слов.

Показатели речевого развития детей 5-6 лет.

1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], шипящие звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]

2. Фонетическая сторона речи. Ребенок способен произносить все звуки, речь отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении

3. Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задает много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложно-подчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.

4. Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторон; речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).

5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию, развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза

Звуковой анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. Т.е. ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, начальное обучение грамоте начинается не в школе, а в дошкольном детстве. Таким образом, если ваш ребенок неправильно произносит те или иные звуки к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками. Если ребенок не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему важно правильно произносить звуки?

                          НАЧАЛО НАЧАЛ — ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ!

Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у ребенка достаточно развит фонематический слух, т.е. способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. То есть, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно. 

Вторая ступень – фонематическое восприятие. На основе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие. Это специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Умение различать слова отличающимися только одним звуком:

КОЗА – КОСА МИСКА – МИШКА

Проговорить слоговые дорожки за взрослым или слов с оппозиционными звуками:

та – да, ка – га, са – ша, ла – ра, ча – ща, том – дом, лук – люк, Лука – рука, сутки – шутки.

Выделить заданный звук из ряда звуков, слогов или слов.

Третья ступень – фонематический анализ, нужный навык для успешного обучения в школе.

Фонематический анализ — это разложение слова на составляющие его фонемы (т. е. звуки). Выделение звука на фоне слова. ребенок определяет есть ли звук «С» в слове «суп», «У» в слове «утка» и т.д. Определение позиции звука в слове (начало – середина – конец слова). Определение последовательности звуков в слоге, а концу года и в односложных словах типа «дом», «мак». Первоначально допустимо выполнение ребенком задания с некоторой долей помощи со стороны взрослого в виде утрированного произнесения звуков. Определение количества слогов в слове. ДЫ – НЯ МО – ЛО – КО Какое слово длиннее, какое короче и т.д.

Четвертая ступень – фонематический синтез. Без него не обойтись при обучении грамоте.

Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в слово.

«Послушай, какие звуки разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово:

«С» «О» «К». Или: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами.

Поставь их правильно и получится знакомое тебе слово: «О» «Д» «М» — дом».

В случае если все предыдущие ступени развития фонематического слуха развиваются в норме, ребенку легко будет выполнение фонематического синтеза, к которому приступают уже в начале подготовительной группы.

Таким образом очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки.

Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте!

Особенности речевого развития детей 5-7 лет.. ГУО «Ясли-сад №22 г.Лиды»

Особенности речевого развития детей 5-7 лет.

Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л’. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Пропуски, перестановки слогов и звуков, как правило, не встречаются. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Если у ребенка наблюдаются стойкие нарушения речи, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Только тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста.

Игры с детьми 5-7 лет.

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т.д.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т.е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т.е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т.е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Игра «Цепочка».

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т.д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т.д.

Игры на развитие слоговой структуры слова.

Игра «Хлопушки».

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т.е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

Игра «Назови слоги».

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т.д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т.д.

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

Игра «Один или много».

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.

При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова…», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например: у собаки голова — собачья; у кошки голова — кошачья; у лошади голова — лошадиная и т.д.

Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»

Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.

Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т.д.

Игра «Попробуй, сосчитай».

Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т.д.

Игры на развитие связной речи.

Игра «Сломанное предложение».

Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

Игра «Составь рассказ».

Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.

На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Игры, помогающие в обучении чтению.

Игра «Буква из палочек».

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

Игра «Нужные слова найди».

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т.д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т.д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т.д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т.д.

Игры, помогающие подготовить руку к письму.

Игра «Спасатель».

Цель: развить мелкую моторику пальцев и всей руки.

Оборудование: цветной карандаш (фломастер лучше не брать), лист бумаги с нарисованным сюжетом, например, лес и 2—3 героя (например, мышка и лиса).

Ход игры. Игра проводиться за столом. Покажите малышу рисунок и спросите, что на нем нарисовано, что может случиться с мышкой, почему. Затем предложите ребенку помочь мышке спрятаться. Для этого надо аккуратно закрасить мышку.

Сюжет игры нужно постоянно менять, и тогда игра всегда будет интересна малышу.

Игра «Нарисуй узор под диктовку».

Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, графические умения, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш для каждого ребенка, образец диктанта для взрослого.

Ход игры. Игра подходит как для одного человека, так и для группы детей. Ребята сидят за столами, перед каждым тетрадь и карандаш. В тетради поставлена точка, откуда можно начинать писать. Взрослый диктует, дети пишут под диктовку. Например: две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз, одна клеточка направо и т.д. Узоры для диктанта могут быть самыми разными. Для начала следует брать легкие повторяющиеся узоры, затем задание можно усложнять. Под диктовку можно рисовать даже картины, если дети уже хорошо ориентируются на листе бумаги.

Вехи развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки развиваются лучше всего в мире, который богат звуками, взглядами и постоянным знакомством с речью и языком других.

Кажется, что критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего может усвоить язык.Если эти критические периоды будут проходить без воздействия языка, учиться будет сложнее.

Каковы основные этапы развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда ребенок узнает, что крик принесет еду, комфорт и дружеское общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос своей матери или основного воспитателя. Когда они растут, дети начинают сортировать звуки речи, которые составляют слова их языка.К 6 месяцам большинство детей распознают основные звуки своего родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику для освоения языковых навыков. Ниже приведен контрольный перечень основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти этапы помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на пути или ему или ей может понадобиться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, в то время как в других случаях это может быть связано с нарушением речи или языка.

Какая разница между речевым расстройством и языковым расстройством?

Дети, у которых возникают проблемы с пониманием того, что говорят другие (восприимчивый язык) или которые не могут поделиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) — это языковые расстройства, которые задерживают овладение языковыми навыками. Некоторые дети, страдающие СЛИ, могут начинать говорить только в третьем или четвертом классе.

У детей, у которых возникают проблемы с правильным произношением речи, или кто колеблется или заикается во время разговора, могут быть проблемы с речью. Апраксия речи — это нарушение речи, из-за которого трудно соединить звуки и слоги в правильном порядке, чтобы образовать слова.

Что мне делать, если речь или язык моего ребенка задерживаются?

Поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо проблемы. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка.Лечебно-речевой патолог расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные разговорные тесты для оценки вашего ребенка. Тест на слух часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов оценки, логопед может предложить действия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшую оценку аудиологом (медицинским работником, обученным определять и измерять потерю слуха) или психологом развития (медицинским работником, обладающим специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). ,

Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?

Национальный институт глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и настроить более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск более эффективных способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие около 4000 детей, собирает данные о том, как дети растут, чтобы установить достоверные признаки и симптомы для конкретных нарушений речи, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут соответствия между различными генетическими вариациями и специфическими речевыми нарушениями.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, который связан с определенными нарушениями языка (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение их школьных лет. Открытие является первым, чтобы связать присутствие определенной генетической мутации с любым видом наследственных нарушений языка.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.

Долгосрочное исследование, посвященное тому, как глухота влияет на мозг, исследует, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. До сих пор исследование показало, что взрослые, которые являются глухими, реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают объекты в движении. Это продолжающееся исследование продолжает исследовать концепцию «пластичности мозга» — то, как мозг влияет на состояние здоровья или жизненный опыт, — и как его можно использовать для разработки стратегий обучения, способствующих развитию здорового языка и речи в раннем детстве.

Недавний семинар, созванный NIDCD, собрал группу экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам нет функционального речевого языка. Поскольку эти дети так сильно отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднительной. Семинар состоял из серии презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, стоящими перед этими детьми, и помог им выявить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы использовать в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать.

Речь — это разговор, который является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и голосового тракта для создания узнаваемых звуков, составляющих язык.

Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может быть выражен в устной или письменной форме, подписывая или делая другие жесты, такие как моргание глаз или движения рта.

Контрольный список для развития слуха и коммуникативности вашего ребенка

рождение до 3 месяцев

от 4 до 6 месяцев

7 месяцев до 1 года

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

3-4 года

от 4 до 5 лет

Этот контрольный список составлен на основе документа «Как ваш ребенок слышит и говорит ?», Предоставленного Американской ассоциацией по языку и слуху.

Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?

NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:

Информационный информационный центр NIDCD
1 Коммуникационный проспект
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телефонный номер TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov

NIH Публикация № 13-4781
Обновлено сентябрь 2010 г.

.

Развитие речи у детей | HealthDirect

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие языка значительно различается между детьми, даже в пределах одной семьи. Тем не менее, дети, как правило, следуют естественному прогрессу в освоении языковых навыков, и существуют определенные вехи, которые можно определить как грубое руководство к нормальному развитию.

Как со временем развивается речь?

Дети должны выучить, как звучит язык, прежде чем научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть некоторые общие закономерности:

  • От 1 до 3 месяцев дети плачут и кричат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев дети вздыхают, ворчат, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • Между 6 и 9 месяцами дети лепечут в слоги и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам обычно появляются первые слова ребенка, а к 18 месяцам и 2 годам дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет предложения доходят до 4 и 5 слов. Дети могут распознавать и идентифицировать почти все общие объекты и картинки, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые множественные числа. Незнакомцы могут понять большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся более длинными, абстрактными и сложными.
  • К тому времени, когда ребенку исполняется 5 лет, у него, как правило, есть словарный запас в 2500 слов, и он говорит полными, грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь с развитием речи?

Вы можете побудить своего ребенка начать говорить по:

  • Создание лиц и шумов и говорить о вашей деятельности со дня их рождения.
  • Играем в интерактивные игры, такие как пикабу и поющие детские стишки.
  • Глядя на книги с раннего возраста — вам не нужно читать слова, просто говорите о том, что вы видите.
  • Говорите медленно и четко, используя короткие, простые предложения — если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые являются словом или более длинным, чем предложения, которые они используют сами.
  • Избегайте тестирования, например, спрашивайте «Что это?», Так как дети учатся лучше без давления.
  • Не критиковать неправильные слова и вместо этого произносить слово правильно — например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ca!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте вашему ребенку вести беседу и помогите им расширить свои мысли.
  • Предоставление вашему ребенку много возможностей для общения, и у вас будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, такого как телевизор, и ограничение просмотра телепередач для детей старшего возраста.

Обратитесь к врачу или медсестре, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то нужно
  • К 2 годам ваш ребенок не говорит около 50 слов или не начал сочетать слова.

Узнайте больше здесь о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее изменение: февраль 2019

,

Нарушения речи и речи у детей

Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо изучать язык или языки, которые используются их семьей и окружением. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, как быстро они овладевают вехами в развитии языка и речи. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Тем не менее, большинство детей могут легко использовать язык в возрасте около 5 лет.

Mother and baby talking and smiling

Помощь детям в изучении языка

Родители и опекуны — самые важные учителя в раннем возрасте ребенка. Дети учат язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже молодые дети замечают, когда другие повторяют и реагируют на шумы и звуки, которые они издают. Язык и умственные способности детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,

  • Отвечая на первые звуки, бульканье и жесты, которые издает ребенок.
  • Повторение слов ребенка и добавление к нему.
  • Говоря о вещах, которые видит ребенок.
  • Задавать вопросы и слушать ответы.
  • Глядя или читать книги.
  • Рассказы.
  • Петь песни и делиться рифмами.

Это может происходить как во время игры, так и во время ежедневных занятий.

Родители также могут наблюдать следующее:

Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

Начало страницы

Некоторые языки визуальные, а не разговорные. Американский язык жестов использует визуальные сигналы, в том числе жесты, выражения лица и движения тела для общения.

Что делать, если есть проблемы

Некоторые дети испытывают трудности с пониманием и речью, и им нужна помощь. Они не могут овладеть языковыми вехами одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

Развитие языка состоит из нескольких частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих действий:

  • Понимание того, что говорят другие (восприимчивый язык).Это может быть связано с
    • Не слышать слова (потеря слуха).
    • Не понимая значения слов.
  • Передача мыслей с использованием языка (выразительный язык). Это может быть связано с
    • Не зная слов, чтобы использовать.
    • Не зная, как соединить слова.
    • Знание слов для использования, но не умение их выразить.

Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с развитием языка и речи:

  • Речевые расстройства
    • Трудности с формированием определенных слов или звуков правильно.
    • Трудности с плавным движением слов или предложений, например, заиканием или заиканием.
  • Задержка языка — способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
  • Языковые расстройства
    • Афазия (трудности с пониманием или разговорной частью языка из-за травмы головного мозга или работы мозга).
    • Нарушение слуховой обработки (затруднение понимания значения звуков, которые ухо посылает в мозг)

Узнайте больше о языковых расстройствах внешней иконы.

Нарушения речи или речи могут возникать при других нарушениях обучения, которые влияют на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование по поводу того, что они не могут понять других или заставить себя понять, и они могут действовать, действовать беспомощно или уходить. Языковые или речевые расстройства могут также иметь место при эмоциональных или поведенческих расстройствах, таких как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или беспокойство.Дети с нарушениями развития, включая расстройства аутистического спектра, также могут испытывать трудности с речью и языком. Сочетание трудностей может особенно затруднить ребенку успехи в школе. Правильная диагностика расстройства у ребенка имеет решающее значение для того, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь.

Начало страницы

Обнаружение проблем с языком или речью

Doctor examining toddler

Если у ребенка проблемы с развитием речи или речи, поговорите с врачом об оценке.Важным первым шагом является выяснение, может ли у ребенка быть потеря слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только в одном ухе или частичная потеря слуха, что означает, что они могут слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении.

Специалист по развитию языка, такой как речевой языковой патологический символ, проведет тщательную оценку, чтобы определить тип проблемы с языком или речью у ребенка.

В целом, изучение более одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать в точности тем же этапам развития, что и те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько практики ребенок использует на обоих языках, и от вида практики. Если ребенок, изучающий более одного языка, испытывает трудности с развитием языка, может потребоваться тщательная оценка специалистом, который понимает развитие навыков более чем на одном языке.

Начало страницы

Лечение языковых или речевых нарушений и задержек

Дети с языковыми проблемами часто нуждаются в дополнительной помощи и специальных инструкциях. Логопеды могут работать непосредственно с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может квалифицировать ребенка для раннего вмешательства внешнего символа (для детей до 3 лет) и специальных образовательных услуг (для детей в возрасте от 3 лет и старше).Школы могут провести собственное тестирование на наличие языковых или речевых расстройств, чтобы определить, нуждается ли ребенок во вмешательстве. Оценка со стороны медицинского работника необходима, если есть другие проблемы со слухом, поведением или эмоциями ребенка. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильных направлений и лечение.

Что должен знать каждый родитель

Дети с особыми нарушениями обучения, включая языковые или речевые нарушения, имеют право на специальные образовательные услуги или условия проживания в школе в соответствии с внешней пиктограммой для лиц с ограниченными возможностями в образовании (IDEA) и внешней иконкой Раздела 504, антидискриминационным законом.

Обратитесь за помощью в Центр обучения и информации родителей вашего штата icon

Роль медицинских работников

Медицинские работники могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с нарушениями речи или языка, а также с задержкой или другими нарушениями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описываются роли, которые могут играть медицинские работники в оказании помощи детям с инвалидностью, в том числе с нарушениями речи или речи.

Начало страницы

Дополнительная информация

CDC Информация о потере слуха

Национальный институт глухоты и других расстройств связи внешняя икона

От рождения до 5: следи за мной, внешняя икона

Американская ассоциация речевого и слухового общенияexternal icon

,

Смотри, кто говорит! Все о детском развитии языка

Языковые и коммуникативные навыки имеют решающее значение для развития ребенка. Хорошее общение делает их более способными участвовать в социализации, а также учиться на официальных занятиях в классе и окружающей среде.

Коммуникация включает в себя как речи , так и языка . Речь — это словесное средство общения, а язык использует общие правила, чтобы соединить слова, чтобы выразить мысли и чувства.Поскольку родители являются первым учителем ребенка, знание развития языка у детей улучшает способность родителей взаимодействовать со своим ребенком, чтобы стимулировать и направлять их к пониманию и общению с окружающей средой.

Существует четыре основных компонента языка:

  • Фонология включает в себя правила о структуре и последовательности звуков речи.
  • Семантика состоит из словарного запаса и того, как концепции выражаются словами.
  • Грамматика состоит из двух частей. Первый, синтаксис, это правила, в которых слова организованы в предложения. Второй, морфология, — это использование грамматических маркеров (обозначение напряженного, активного или пассивного голоса и т. Д.).
  • Pragmatics включает в себя правила для надлежащего и эффективного общения. Прагматика включает в себя три навыка:
    • с использованием языка для приветствия, требовательного и т. Д.
    • изменение языка для разговора по-разному в зависимости от того, с кем вы разговариваете
    • , следуя таким правилам, как поворот и пребывание по теме

С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка.Первые пять лет наиболее важны, но развитие языка продолжается в раннем детстве и в подростковом возрасте. В течение первых пяти лет стимулирование развития языка имеет важное значение, так как мозг развивает новые нервные клетки, а также множественные связи между этими клетками, чтобы выполнять функцию экспрессивного и рецептивного языка. Недостаток стимуляции в это время может привести к тому, что ребенок будет медленнее прогрессировать или у него будут плохие навыки общения. Позже мы дадим несколько советов для родителей о том, как помочь с развитием языка, но некоторые простые советы — уделять много времени разговорам, пению и чтению вашему ребенку.

На ранних этапах развития языка мозг запрограммирован на то, чтобы воспринимать звуки речи и начинать имитировать их. С самого начала дети любят издавать звуки сами по себе. Позже они пытаются повторить звуки и слова, которым они подвергаются из своего окружения.

Дети обычно произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространенными первыми словами являются «мама» или «дада». Что интересно, независимо от того, на каком языке учат детей, первые слова обычно относятся к матери или отцу.

Примерно к 18 месяцам ребенок обычно имеет словарный запас от 50 до 150 слов. Дети в этом возрасте начинают соединять пару слов, чтобы сформировать предложение, которое иногда называют «телеграфной речью», например, «Маминый шарик» или «Мамина бросок мяча». К двум годам они обычно могут использовать более 300 слов и понимать около 1000 слов.

Около трех лет дети начинают использовать язык для самых разных вещей. Они не только пытаются получить то, что они хотят, спрашивая, но они также говорят о прошлом опыте и даже начинают использовать его, чтобы притворяться.В дошкольных учреждениях (4 ½) они начинают понимать и использовать правила языка, чтобы выразить владение чем-либо, соединить мысли и количественно оценить. Их язык становится более похожим на язык взрослых.

В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, а также учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают расширять свой словарный запас, совершенствовать свои грамматические навыки и писать более сложные слова, а также продолжают развивать навыки чтения.

В приведенных ниже таблицах описаны конкретные навыки развития для каждого этапа развития в возрасте до 8 лет. Ниже графика развития вы найдете информацию о том, как вы можете стимулировать и стимулировать развитие языка, а также информацию о том, как распознать отставание в развитии и что поделать

Вещи, которые родители могут сделать для стимулирования развития языка

Ранние годы

  • Устно реагируют на вокализации вашего ребенка.
  • Поговорите со своим ребенком.
  • Около шести месяцев, используйте общее внимание и язык жестов (жесты). Укажите и назовите вещи, которые они видят. Используйте преувеличенный голос, когда вы описываете вещи. Используйте чувствительные слова.
  • Пойте своему ребенку с детства, пока они не попросят вас остановиться.
  • Пусть дети старшего возраста сочиняют песни.
  • Используйте песни, чтобы сообщать такие вещи, как время ложиться спать, время убирать и т. Д.
  • Составлять глупые песни или сообщать утверждения, связанные с их положительными качествами.

Пожилые дети младшего возраста и дошкольники

  • Начните беседу с ребенком о последних событиях и о том, что они делают.
  • Составьте истории вместе со своим ребенком, где каждый вносит свой вклад. Это стимулирует не только язык, но и мышление, творчество и чувство юмора.
  • Постепенно увеличивайте сложность грамматики и словарного запаса, которые вы используете для общения.
  • Предоставьте детям расширенную информацию о событиях, а также о том, что они видят и как они чувствуют.
  • Читайте в интерактивном режиме, чтобы привлечь их участие. Задайте вопросы, используйте драматические изгибы, дайте им угадать, что будет дальше, укажите на картинки и опишите их, и попросите вашего ребенка сделать то же самое. Узнайте больше об интерактивном чтении.

Школьный возраст и старше

  • Продолжайте разговор.
  • Семейные встречи.
  • Обедайте вместе за столом и поощряйте разговор. = Вы можете использовать «Шипы и розы» для каждого члена семьи, рассказывая одну вещь, которая пошла не так, и одну вещь, которая хорошо в течение дня.
  • Когда вы выходите на обед, держите электронику дома или выключите.
  • После просмотра фильма или телепередачи поговорите о том, что произошло.
  • Поощряйте чтение. Когда они закончат книгу, спросите об их мыслях и чувствах.

Распознавание проблем

Проверьте сроки и посмотрите на задержки. Помните, что для достижения каждой вехи достаточно времени. Если вы чувствуете, что есть задержка, обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка.

  • Ищите плохой зрительный контакт и недостаток внимания и сосредоточенности.
  • Послушайте, как они произносят слова. Их трудно понять?
  • Могут ли они понять простые направления?
  • У них проблемы с базовыми социальными навыками?
  • Ваш ребенок не заинтересован в том, чтобы вы ему читали?
  • Они повторяют то, что вы говорите или говорите одно и то же снова и снова?
  • Им не хватает сочувствия к чувствам других?
  • Они избегают разговоров?
  • Они заинтересованы в разговоре или чтении только одного предмета?
  • Ваш дошкольник не занимается фантазией? Им не хватает чувства юмора?

Рекомендованные книги для родителей

Beyond Baby Talk: от разговора к правописанию: руководство по развитию языка и грамотности для родителей и опекунов Язык — это гораздо больше, чем просто слова, и здоровое общение является основой вашего ребенка способность преуспевать эмоционально, социально и академически.Первые восемь лет жизни являются критическим периодом развития языка и грамотности, и, как родитель, вы являетесь основным примером для подражания вашего ребенка, когда он или она начинает приобретать навыки речи, чтения и письма. И все же вы можете быть не уверены в том, что представляет собой типичный языковой прогресс и какие виды деятельности и практики больше всего улучшат процесс обучения вашего ребенка. Beyond Baby Talk, полностью переработанный и обновленный для наших современных времен, поможет вам найти самые простые и привлекательные способы привить сильные коммуникативные навыки вашему ребенку, а также позаботиться о вас.

Ваше полное руководство по оказанию помощи вашему ребенку с нарушениями речи, написанное совместно двумя экспертами в окопах. Когда у ребенка возникают проблемы со связью — диагностированы или нет — родители сначала ищут место, куда можно обратиться за помощью. Руководство для родителей по проблемам речи и языка — это универсальный ресурс, предлагающий не только самую свежую медицинскую информацию, но также советы и поддержку от мамы, которая была там.

Автор Дебби Фейт имеет двоих детей с проблемами речи и знает, что нужно, чтобы выжить и процветать в повседневной жизни семьи.Ни одна другая книга на рынке не может сравниться с ней по сочетанию клинических исследований и реальных практических решений для родителей.

Видео о развитии языка

Другие статьи о развитии языка

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими статьями из Американской ассоциации по вопросам речи и слуха :

Время разработки языка Строки:

Младенческая (рождение) до 18 месяцев) Малыш (от 18 до 3 лет) Дошкольник (от 3 до 5 лет) Школьный возраст (от 6 до 8 лет)

От рождения до 6 месяцев

  • Вокализация с интонацией
  • Ответ на его имя
  • Ответ на человеческий голос без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
  • Отвечает соответствующим образом на дружеские и злые тона

От шести до 12 месяцев

  • Использует одно или несколько слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические сигналы
  • Отражает практику
  • Осознает социальную ценность речь

от 12 до 18 месяцев

  • Имеет словарный запас примерно из 5-20 слов
  • Словарь состоит главным образом из существительных
  • Некоторая эхолалия (повторение слова или фразы снова и снова)
  • Много жаргона с эмоциональной содержание
  • Может выполнять простые команды

От 18 до 24 месяцев

  • Может называть число объектов, общих для его окружения
  • Может использовать по крайней мере две предлоги, обычно выбираемые из следующих: в, ниже
  • Объединяет слова в короткое предложение — в основном комбинации существительных и глаголов (средняя) длина предложений задаются как 1.2 слова
  • Приблизительно 2/3 того, что говорит ребенок, должно быть понятным
  • Словарь приблизительно 150-300 слов
  • Ритм и беглость часто плохие
  • Громкость и высота голоса еще не контролируются
  • Can правильно использовать два местоимения: я, я и ты — хотя я и я часто путаемся
  • «Мои» и «мои» начинают появляться
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы»). ) »

От двух до трех лет

  • Используйте местоимения I, вы и я правильно
  • Использует некоторые множественные числа и прошедшие времена
  • Знает, по крайней мере, три предлога, как правило, в пределах
  • Знает вождь части тела и должны быть в состоянии указать их, если не назвать их
  • Легко обрабатывает предложения из трех слов
  • Имеет около 900-1000 слов
  • Около 90% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
  • Глаголы начинаются с o преобладать
  • Понимает самые простые вопросы, касающиеся его окружения и деятельности.
  • Связывает его переживания с тем, чтобы им можно было следовать с разумом
  • Способен аргументировать такие вопросы, как «что делать, когда вы сонливы, голодны, спокойны или пить?
  • Должен быть в состоянии назвать свой пол, имя, возраст
  • Не следует ожидать, что он ответит на все вопросы, даже если он понимает, что ожидается

От трех до четырех лет

  • Знает имена знакомых животных
  • Может используйте по крайней мере четыре предлога или можете продемонстрировать свое понимание их значения при заданных командах
  • Названия общих объектов в книжках с картинками или журналах
  • Знает один или несколько цветов
  • Может повторять 4 цифры, когда им дают медленно
  • Обычно можно повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание более и менее
  • Имеет большинство гласных и дифтонгов и согласных p, b, m, w, n хорошо зарекомендовавших себя
  • Часто предается выдумке
  • Обширная вербализация при выполнении своих действий
  • Понимает такие понятия, как длиннее, больше, и когда представлен контраст
  • легко следует простой команде s даже если объекты-стимулы не видны
  • Много повторений слов, фраз, слогов и даже звуков

От четырех до пяти лет

  • Использует владений
  • Использует двойные негативы
  • Объединяет предложения
  • Может ответить, как, кто и когда отвечает на вопросы
  • Выполняет до 4-х шагов
  • Использует третьего человека
  • Говорит простые шутки
  • Говорит свое полное имя
  • Знает в среднем 900 слов
  • Показывает быстрое развитие языка
  • Использует предложения длиной от трех до четырех слов
  • Неверно произносит 40 процентов речевых звуков
  • Любит слушать рассказы
  • Понимает больше слов, чем умеет использовать
  • Спрашивает простые, кто и что задает
  • Говорит простые события в последовательности
  • Демонстрирует начало фонологического осознания (слышание и распознавание звуков языка)
  • Us es слова для выражения идей и чувств
  • Обычно следует запросам и может быть аргументирован с помощью

От пяти до шести лет

  • В дополнение к вышеуказанным согласным они должны быть освоены: f, v, sh, zh, th, l
  • Он должен иметь понятия 7
  • Речь должна быть полностью понятной и социально полезной
  • Должна быть в состоянии рассказать одну довольно связанную историю о картине, видя отношения между объектами и событиями

От шести до семи лет

  • Должен был овладеть согласными sz, r, безмолвными th, ch, wh и мягкими g, как в George
  • Должен легко справляться с противоположными аналогиями: девочка-мальчик, мужчина-женщина, летает-плавает, тупо-остро , коротко-долго, кисло-сладкий и др.
  • Понимает такие термины, как: одинаковые, разные, начало, конец и т. Д.
  • Должен уметь указывать время до четверти часа.
  • Должен уметь делать простое чтение и писать или печатать много слов.

От семи до Восемь лет

  • Начинает пользоваться справочниками
  • Читает вслух
  • Любит загадки, приключенческие истории и биографии
  • Регулирует язык и словарный запас, чтобы соответствовать аудитории, теме или цели
  • Развивает словарный запас из учебников и личного чтения
  • Дает точные указания и инструкции для более сложных действий и задач
  • Рассказывает и пересказывает истории в формальном формате повествования, используя описательный язык, элементы истории и голос, чтобы создать интерес и настроение.
  • Демонстрирует эффективные навыки слушания, демонстрируя соответствующий язык тела
  • .
  • Использует множество простых и сложных предложений различной длины

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.