Содержание

Особенности речевого развития детей старшего возраста

Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Формирование речи происходит на каждом этапе развития по-разному. Хотелось бы подробнее рассмотреть старший возраст (5-6 лет).

Что касается лексической стороны, то в старшем возрасте в речи у ребенка возникают собирательные существительные. К собирательным существительным относятся такие существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, детвора…).

Также ребенок постепенно пополняет свой словарный запас прилагательными которые обозначают состав, состояние предмета (деревянный, ледяной…), также абстрактными понятиями (добрый, душевный, злой…).

Ближе к шести годам ребенок начинает обобщать. К примеру грузовые и легковые машины он может свести к одному понятию – транспорт.

В возрасте 5-6 лет у ребенка формируются понятия о временах года, изменениях в природе по сезонам, о процессе выращивания растений, о животных (диких и домашних), а также о насекомых, птицах.

Дети старшего возраста легко распознают направления движения (право, лево, назад, вперед). Также появляются временные понятия (вчера, сегодня, завтра…).

В этом возрасте дети с легкость могут рассказать о временах года, частей суток, днях недели. Многие дети знают название своего города, страны, столицы. Дети 5-6 лет могут рассказать о правилах дорожного движения, оперируют такими понятиями как река, море, океан, пустыня…

Что касается грамматической стороны, то тут ребенок 5-6 лет начинает правильно употреблять в речи предлоги как простые так и сложные. Ребенок старшего возраста уже может склонять по падежам и числам разнообразные существительные. Дети 5-6 лет практически без ошибок согласовывают существительные и числительные (две ложки), а также прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (море синее).

В старшем возрасте должны уметь образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи, собачьи…). Ребенок должен правильно употреблять с грамматической точки зрения все части речи.

Не мало важно в развитии речи и ее связность. Связная речь ребенка 5-6 лет характеризуется умением пересказывать маленькие по содержанию произведения. Минимумом считается объем в 50 предложений. Стоит оговориться что пересказывать ребёнок должен без дополнительных и наводящих вопросов. То есть в этом возрасте происходит овладение таким видом речи как монолог. Надо отметить что монолог считается одной из самых сложных форм речи.

Также стоит обратить внимание и диалогической речи. Во время диалога ребенок пытается дать ответы как развернутого так и сжатого характера. Но только к концу подготовительной группы ребенок овладевает грамотной и развёрнутой фразовой речью, которая оформлена грамматически, лексически, фонетически правильно.

Говоря об особенностях развития речи также стоит отметить и звукопроизношение. Дети возраста пяти лет наполняют свою речь разнообразными по слоговой структуре и звуконаполняемости словами. Да конечно могут возникнуть и ошибки, но скорей всего это будет касаться трудных, мало произносимых, а также малоизвестных для детей слов.

Такие ошибки исправляются очень просто, нужно только показать ребенку правильное произношение, немного потренироваться и вы не заметите как ребенок введет это слово в свой лексикон.

Возраст 5-6 лет считается самым бурным и стремительным этапом в развитии речи. Это объясняется тем что артикуляционный аппарат к которому мы относим губы, язык, щеки…, полностью готов к полноценному произношению звуков. К концу пятого года жизни дети способны произносить все звуки речи. Но стоит оговориться что не у всех детей это овладение происходит именно в эти возрастные рамки. У многих детей в силу их индивидуальных особенностей овладение звуками может происходить неравномерно или неверно.

Но качество речи напрямую зависит и от родителей ребенка. А именно то насколько красочна, эмоционально окрашена, выразительна эмоциональна речь родителей во время общения. Не бойтесь исправлять речь ребенка, таким образом вы обращаете внимание на его интеллектуальное развитие. Потому что именно правильная, качественная речь, это не только красиво, не только правильное общение, но и мощнейшее орудие мышления.

infourok.ru

Особенности речевого развития детей 5

В чем заключаются особенности речевого развития детей 5 6 лет

В возрасте пяти лет как правило заканчивается формирование звукопроизношения. В идеале ваш ребенок уже должен четко произносит все звуки, входящие в состав слова и предложений. Если в более раннем возрасте были допустимы замены более сложных по артикуляционному укладу звуки на более легкие, то в возрасте 5-6 лет этого не должно остаться.

С чем могут быть связаны нарушения в правильности произношения?

  • Причиной может быть недоразвитый фонематический слух.

  • Либо нарушение в строение и подвижности артикуляционного аппарата.

К сожалению родителям сложно определить причину, поэтому лучше обратиться к специалисту для установления причины. Они так же помогут вам составить программу для устранения нарушений в произношении.

Чаще всего родители замечают горловое произношение Р, но обычно  ждут когда звук сам встанет как надо, упуская драгоценное время.

Такую проблему нужно решать как можно раньше.

Итак, если вы замечаете за ребенком, что он не правильно произносит тот или иной звук, или у вас есть сомнения, то обязательно нужно обратиться за консультацией к логопеду.

Дело в том, что в старшем школьном возрасте искаженный звук будет закрепляться все сильней и потом его будет трудно уже исправить.

Не забывайте 

На шестом году жизни происходит смена зубов, это так же сказывается на звукопроизношении.

Интонация, высота, сила голоса

Детки еще в раннем возрасте улавливают интонацию в голосе родителей: строгость, ласку, одобрение.

А в пятилетнем возрасте они уже могут сами контролировать свою интонацию, усиливая высоту голоса, его силу. Т.е. дети уже начинают осознанно пользоваться просодемами в зависимости от целей высказывания. Конечно же не все дети могут продемонстрировать свободное владение силой голоса, меняя его по словесной просьбе.

Темп речи уже должен нормализоваться.

Ребенок не должен говорить быстро, смазывая слова, но и замедленная речь не желательна.

Торопливость в высказывании приводит к невыговариванию, пропуску, проглатыванию звуков и слов.

Поэтому чтобы ускоренный темп речи не стал для вашего малыша нормой, не торопите его, давайте возможность спокойно высказать свою мысль.

Когда вы разговариваете с ребенком, обращайте внимание, насколько эмоционально выразительна ваша речь.

Когда вы задаете вопрос, то слово на которое падает логическое ударение,  произносим на более высокой ноте. Если вы так делаете, то скорее всего и ваш ребенок сможет интонационно верно задать вопрос.

Но часто дети не могут голосом выделить смысловое слово. Дети с четкой речью могут иметь проблемы смыслового характера.

Фонематический слух

Обязательно обращайте внимание на уровень фонематического развития слуха вашего ребенка. Он влияет на способность овладеть звуковым анализом и синтезом. А это просто необходимо для успешного усвоения грамоты в школе.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознанно ориентироваться в звуковом составе слова. Сначала выделение отдельных звуков, потом дети  учатся  точно устанавливать  нахождение того или иного звука в слове.

Как правило дети сначала сами, спонтанно начинают выделять звуки в словах.

А вот более сложному звуковому анализу нужно учить. К шести годам ребенок может не только установить позицию звука (начало, середина, конец слова), но и назвать все  звуки в слове по порядку. Но для этого конечно же нужно с ребенком заниматься.

Словарный запас

Словарный запас продолжает набирать обороты. У старших дошкольников сложно сосчитать сколько слов сходит в их активный словарь. И это не удивительно. Ведь в этом возрасте дети с легкостью запоминают слова.

Причем новые слова тут же начинают активно использовать.

Развивайте способность пятилеток схватывать все на лету.

Читайте книги, смотрите вместе познавательные телепередачи, играйте в семье  в развивающие игры. Развивайте доминирующую непроизвольную память, расширяйте интересы ребенка. В этом возрасте активные словарь напрямую зависит от осведомленности ребенка: больше знает – богаче его речь.

 

 

Обогащение словарного запаса происходит не только за счет увеличения количества употребляемых слов, но и понимания нескольких значений одного и того же слова. 

Грамматический строй речи

5-6 летние дети все реже допускают ошибки  при употреблении в речи форм, в которых чередуются звуки (например, хочу-хочут), так же у них меньше сложностей возникает при употреблении существительных множественного числа в именительном и родительном падежах (карандаши- нет карандашов).

Пятилетние дети правильно

— употребляют как простые, так и сложные предлоги

— согласовывают существительное и прилагательное в роде, числе, падеже (желтое платье, нового мяча)

— согласовывают числительное с существительным (десять книг)

— подбирать синонимы и антонимы

— дифференцируют обобщающие понятия (домашние и дикие животные)

— подбирают однокоренные слова

Ребенок уже может контролировать свою речь, начинает критично относится в грамматическим ошибкам.

 

Связанная речь

Старшие дошкольники с успехом осваивают одну из самых сложных речевых форм. Это монологическая форма речи. Используют ее при описании, рассуждении. Дети могут без дополнительных вопросов пересказать небольшой рассказ или сказку (примерно 40 предложений).

Ребенок уже понимает особенности построения развернутого высказывания.

В общении дети могут дать как краткие ответы, так и подробные, развернутые. Поэтому детям легко вступить в контакт.

intolimp.org

Возрастные особенности развития речи детей 5-6 лет — Звездочка KIDS

Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет»

Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет»

Вашему вниманию предлагается презентация

«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общеВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет, составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. е, что позволяет охарактеризовать

детей, — это возрастные особенности.

Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру.

• Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.

• Постепенно переходит от сюжетно- ролевых игр к играм по правилам.

В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре.

• Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности.

Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых.

Поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия.

По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

• Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.

способность сосредоточенно работать 10-15 минут; • способность оценить качество своей работы в общем;

• умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

• Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

www.maam.ru

Возрастные особенности детей 5-6 лет (старшая группа)

Анатомо-физиологические особенности

Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяже­ния», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все­-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см.

Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шесто­го года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Напри­мер, окружность грудной клетки у девочек увеличивается ин­тенсивнее, чем у мальчиков.

Развитие опорно-двигательной системы

Развитие опорно-двигательnой системы (скелет, суставно-свя­зочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по раз­меру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лоб­ной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост го­ловного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивает­ся и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспи­татель должен учитывать при проведении подвижных игр и физ­культурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам.

Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувстви­телен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных усло­виях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нару­шается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, разви­вается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во вре­мя выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выно­су пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.

В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов.

Один из них – это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэто­му дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требую­щих работы мелких мышц.

Основой двигательной деятельности является развитие ус­тойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (пропри – оцептивные рефлексы – рефлексы, получаемые с мышц и сухо­жилий; вестибулярные рефлексы – реакции вестибулярного ап­парата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в про­странстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучша­ются. При выполнении упражнений на равновесие девочки име­ют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в стар­шей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».

Размеры и строение дыхательных путей ре­бенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболева­ниям органов дыхания. Важна и правильная организация двига­тельной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в сред­нем 1100-1200 см ‘, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту – в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 лц’ воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увели­чивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные воз­можности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия про­водятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для де­тей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6- 0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности на­столько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В зада­чи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивиду­альности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Сердечно-сосудистая система

К пяти годам у ребенка по срав­нению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются В 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная дея­тельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда рит­мичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92- 95 ударов в минуту.

Развитие высшей нервной деятельности

Развитие высшей нервной деятельности характеризуется уско­ренным формированием ряда морфо-физиологических призна­ков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются про­цессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причин­но-следственных отношений, формирования сложных межана­лизаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» под­разумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединя­ющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками чело­века. У детей расширяются представления об основных видах вза­имосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний.

В учебно-воспитательном процессе необходимо широко ис­пользовать способность центральной нервной системы к образо­ванию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствую- щей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество оч­ков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой)

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основ­ные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды ус­ловного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, ус­ловное и др.). Совершенствование дифференцировочного тор­можения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» И воздерживаются от недозво­ленного.

Однако задания, основанные на торможении, следует ра­зумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопро­вождается изменением частоты сердечных сокращений, дыха­ния, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения)­сила, уравновешенность и подвижность – также совершенству­ются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, дви­жения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, ско­рость, выносливость.

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвиж­ность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагиру­ет на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быс­тро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составля­ющие биологическую основу навыков и привычек, формируют­ся достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процес­сов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену при­вычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижно­сти нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, ког­да в психике ребенка появляются принципиально новые образо­вания. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлени­ях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Появление произвольности – решающее изменение в дея­тельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собствен­ным поведением.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его об­раз Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеют­ся. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имею­щихся качеств, начинают появляться представления о желатель­ных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, филь­ма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть его роль, а имен­но воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изу­чаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание пало- чек и букв может представлять для детей особый интерес. Суще­ственным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепен­но приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совмес­тная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по­-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее по­рождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо свер­стник не способен ни понять личные проблемы и интересы дру­гого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое со­чувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают пере ходить к совместной игре и к эпизоди­ческому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достига­ет, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимо­пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет по­делиться с окружающими. Развитие произвольности, а также об­щее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществ­лять совместную игру.

Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изме­нениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимо­отношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жиз­ни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происхо­дит разделение детей на более заметных и популярных, пользу­ющихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозамет­ных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодей­ствие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать под­чиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская. – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весь­ма разнообразными.

К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив дея­тельности. Это обеспечивает интерес и положительное отноше­ние ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее чис- ло новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40-70 минут) дли­тельность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача ста­новится для ребенка собственно познавательной (нужно овла­деть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание пока­зать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, вос­приятие.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит сис­тематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежу­точные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, тре­угольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраива­ют в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюда­ется переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произ­вольная память. Ребенок способен при помощи образ­но-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только ре­шить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобра­зование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается осво­ением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности из­менений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают форми­роваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести за­дание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты разли­чаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребен­ка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедить­ся: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях оте­чественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их нагляд­ного опыта.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обус­ловливает возможность сочинения детьми достаточно оригиналь­ных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипя­щие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенству­ется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антони­мы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказы­вать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

apsych.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

www.baby.ru

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1.Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:

1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

1.Ребенок может звонить по телефону.

2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

www.b17.ru

Возрастные особенности детей 3-4 лет

СКОРО В ШКОЛУ Родительское собрание Соколова . педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 69» г. Новочебоксарска, Чувашской Республики.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Вследствие того что дети 8—5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.

Статья на тему: психологические особенности детей

Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

Возрастные особенности детей возраста

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Различают возрастные периоды: период новорожденности (первые две-три недели жизни) грудной возраст (до года) или ясельный, возраст (от 6 до 8 лет) возраст (от 8 до 7 лет) возраст: младший (от 7 до 65 лет), средний (от 66 до 69 лет), старший — (от 69 до 68 лет). Такое деление на возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.

Д/с 675 Любавина Оксана Сергеевна. Ребенок в возрасте от 9 до 5 лет должен уметь: 6. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками.

9. Знакомим с понятием «Родной город» — учим называть некоторые городские объекты, транспорт, учим стихи о городе, изготавливаем аппликации и поделки на тему «Город»

Возрастные особенности детей 5-6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается.

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

– это сообщество, где обмениваются знаниями с помощью презентаций онлайн. Сервис позволяет пользователям легко загружать и скачивать презентации, видео, PDF-файлы и веб-семинары.

phonochrestomatia.su

zvezdochka-kids.ru

Консультация (старшая группа) по теме: «Характеристика речевого развития детей 5–6 лет» | скачать бесплатно

Консультация для родителей по развитии речи в старшей группе

«Характеристика речевого развития детей

 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.  К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики ( словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного( синонимы) или противоположного( антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи у детей- усвоение грамматической системой языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.  В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.  Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы

( начало, середину, конец), и  соединять различными способами ценной и параллельной связи части высказывания.

nsportal.ru

Презентация к занятию (старшая группа) по теме: «Особенности речевого развития детей 5 -6 лет» | скачать бесплатно

Слайд 1

Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни Подготовила: Лычкина Н.В. Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Полянка» комбинированного вида №47»

Слайд 2

словарный запас , грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связная речь, интонационная выразительность. На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи:

Слайд 3

Должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: Существительные Прилагательные Глаголы Числительные Местоимения Наречия Предлоги Союзы Словарный запас

Слайд 4

В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова Одежда Обувь Посуда Животные Птицы Овощи Фрукты и т.д. Попросите ребенка назвать предметы, например: Каких ты знаешь животных? Какую ты знаешь мебель? Или, задайте вопрос: каким одним словом можно назвать медведя, зайца, лису, волка, белку?

Слайд 5

Прилагательные «Назови как можно больше признаков» Например: ЯБЛОКО (какое?) – большое, красное, спелое, круглое, ароматное, тяжелое, сладкое… «Назови как можно больше предметов» Например: Что бывает ДЛИННЫМ? – Лента, нитка, веревка, дорога, пояс, хвост, проволока, волосы, юбка, река….

Слайд 6

Подбор синонимов и антонимов Синонимы – слова, близкие по звучанию Например: Погода – хорошая, теплая, солнечная… Антонимы, слова с противоположным значением Например: Игра «Скажи наоборот» Большой – маленький, Длинный – короткий, Высокий — ….

Слайд 7

В словаре у ребенка должно быть достаточно глаголов. Предложите ему ответить на такие вопросы: Кто как передвигается? Человек ходит, рыба… Кто как ест? Кошка молоко …, курица зерно … Кто чем занимается? Врач…, учитель…, писатель… Что может делать это животное? Собака…, лягушка… Глаголы

Слайд 8

Сформированность грамматических систем важна, потому что, даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности Грамматический строй

Слайд 9

Образование множественного числа имен существительных Игра «Один – много» например: Первый вариант : Лампа –лампы, бочка – бочки, дом – дома…и т .д. Второй вариант: Дерево – много деревьев, перо – много перьев и т.д.

Слайд 10

Согласование существительных с числительными Предложите ребенку игру «Посчитай от 1 до 5 (10) со словом» Или предложите закончить словосочетания, например: Один шар, а пять …. Одна пуговица, а десять… Одно ухо, а шесть…

Слайд 11

Образование уменьшительно-ласкательных форм: Игры «Назови ласково», «Большой – маленький» Образование глаголов при помощи приставок: Игра «Закончи предложение», например: В дом входят, из дома… На дерево залезают, с дерева…Весной птицы прилетают, осенью… Образование относительных прилагательных: Стол из дерева – деревянный, шуба из меха -… Образование притяжательных прилагательных: У зайца хвост заячий, а у медведя…. У утки перья…., а у курицы… Формирование системы словообразования

Слайд 12

В пять лет ребенок должен произносить абсолютно правильно не только свистящие звуки [ с ] , [ сь ] , [ з ] , [ зь ] , [ ц ] , но и шипящие [ ш ] , [ ж ] , [ ч ] , [ щ ] . Ребенок различает эти звуки между собой. Он говорит совершенно чисто: Шапка, кошка, камыш. У кошки пушистый хвост. В этом возрасте может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [ л ] , [ ль ] , [ р ] , [ рь ] . Ребенок может пропускать или заменять звук, например, « йыба » или « лыба » вместо «рыба», « йук » вместо «лук». Такое произношение считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойства. Но если ребенок произносит звук [ р ] грассируя, а звук [ л ] заменяет звуком, похожим на [ в ] , уже есть повод для обращения к логопеду. Звукопроизношение

Слайд 13

Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие. Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Фонематическое восприятие

Слайд 14

Связная речь К 5 с половиной годам ребенок легко, без помощи взрослого может: составить рассказ по серии картинок или сюжетной картине, пересказать рассказ или сказку, которые услышали впервые, придумать окончание рассказа, начатого взрослым.

Слайд 15

Овладение фразеологизмами Ч етырехлетний ребенок, услышав, что «кот спит без задних ног», приходит в ужас и проверяет, все ли ноги у кота на месте. Пятилетний ребенок может вполне объяснить, что спать без задних ног – это значит спать крепко.

nsportal.ru

Особенности речи детей 5-6 лет

Особенности речи детей 5-6 лет

Продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. В 5 лет у большинства детей произношение звуков становится правильным. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков и Л, Р.

Неправильное произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в слове. Хотя уже к 5 годам ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, это ему дается природой. Можно поиграть с ребенком в игру «Узнай звук». Ребенок может подобрать слово на определенный звук. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.

Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок, суффиксов. Если словарь ребенка 5 лет составлял 3000 слов, то к 6 годам он увеличивается на 1000-1200 слов. Ребенок более тонко различает обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое или домашнее. Больше использует прилагательных, наречий. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.

Несмотря на увеличение словаря, ребенок еще не всегда правильно ими пользуется. Хорошей проверкой развития словаря является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы): существительные (вход-выход), прилагательные (хороший — плохой, широкий –узкий), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит).Они могут подбирать наибольшее кол-во прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий). Дети могут подбирать близкие по смыслу слова, например, к слову  ходить – идти, шагать, топать, вышагивать.

Если постоянно играть с ребенком в подобные игры, то результат, конечно, будет.

К 6 годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более распространенными, возрастает количество сложных предложений. Всё же ребенок допускает ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях существительных во множественном числе (ножов, карандашов).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые дома обращают внимание на ошибки своих детей, исправляя их, давая правильный образец. Необходимо так же учить ребенка отвечать на вопрос полным ответом, а не одним словом.

Ребенок 5-6 лет может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, описать те события, которые он видел. Способен самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке. Но при составлении рассказа по картинке он часто видит только основные детали, менее важные опускает.

В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при  рассказах речь часто замедленна за счет пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма. Они говорят быстрее и громче обычного.

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук: лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

 

Учитель – логопед МБДОУ детский сад № 13 «Сказка»

Сиротина Т. Н. 

sckazcka13.ru

Консультация для родителей «Особенности речи детей 5-6 лет»

Особенности речи детей 5-6 лет

Пять лет это тот возраст, в котором начинается переход в старший дошкольный возраст. В этом возрасте многие функции организма сформированы, но перестройка организма еще не началась (кризис 7 лет). Это самая лучшая пора детства. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в знакомой обстановке, они уверены в себе, уже научились общаться с детьми своего возраста. Дети в пять лет очень трудолюбивы, они охотно накрывают на стол, поливают растения, подметают, вытирают со стола. И они становятся очень разговорчивыми. Они расскажут про все: и мультики, и о поездке к бабушке и дедушке, и том, как были в зоопарке или в парке.

Рассмотрим речевое развитие ребенка с разных сторон речи.

Звуковая сторона речи

В 5 лет у ребенка заканчивается формирование правильного произношения звуков родного языка. Говоря о звуковой стороне развития речи, нужно также учитывать элементы интонации (сила, тембр голоса, высота тона, темп речи). Интонация также является «строительным материалом» устной речи.

С раннего возраста дети по интонации взрослых могут определять ласку, строгость и т.д., а в 5 лет они уже сами могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от поставленной цели. Также к 5 годам следует нормализовать темп речи. Он зависит от проговаривания ударных слогов. Нежелателен быстрый темп речи, так как он приводит к неотчетливому проговариванию; и также медленный, что вызывает чувство затрудненности речи.

Старшие дошкольники должны уметь выражать незаконченные интонации, таких интонаций 6:

  • Интонация перечисления

  • Интонация противопоставления

  • Интонация звательности

  • Интонация предупреждения (двоеточия)

  • Интонация вводности

  • Интонация обособления

Для формирования умения выражать интонации хорошо подойдут стихи и сказки классиков русской литературы.

Связная речь

А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн выделяют 2 формы речи: ситуативную и контекстную. Ситуативная речь- то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. А контекстная речь — то есть речь, понятная в отрыве от ситуации. К концу дошкольного возраста у ребенка присутствует обе эти формы речи.

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Грамматический строй речи

  • В возрасте 5-6 лет ребенок уже начинает правильно употреблять простые и сложные предлоги, такие как из, из-под и т.д..

  • Ребенок этого возраста правильно изменяют имена существительные по падежам и числам.

  • Правильно употребляет числительные с существительными.

  • Образовывает притяжательные прилагательные (медвежья)

  • Согласовывает прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже (море синее)

Лексика

В этом возрасте в речи ребенка появляются собирательные существительные. Например: родня, листва.

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший…), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный…).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт».

Имеют представление :

— о сезонных изменениях в природе;

— о выращивании овощей и фруктов;

— о лесных ягодах и грибах;

— о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

— о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня, ночью…).

Знают

— названия месяцев, дней недели, части суток;

— название своей страны и столицы государства;

— географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

— правила дорожного движения для пешеходов.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!

1. У ребенка должен быть стимул для разговора. Можно о чём-то спросить у ребенка, но при этом нужно заинтересованно слушать его ответ иначе у него пропадет интерес что-либо рассказывать, увидев, что его рассказ никому не интересен.

2. Вместе со своим ребенком больше рассматривайте картин, слушайте или читайте сказки, обращайте внимание на новые слова, их значение, или образное выражение – это формирует в ребенке внимательность и усидчивость, что позволяет ему «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Данным методом можно пользоваться в любой ситуации : на прогулке, в поездке, в магазине и т.д.

3. Для развития речи очень хорошо подойдет детская литература. Прочитайте с ребенком любую сказку, рассказ разберите его, и попросит ребенка пересказать понравившийся момент, или весь рассказ, если он не большой, описать какого-либо героя, чем он понравился, затем можно предложить ребенку изобразить на листе бумаги понравившийся эпизод. Поскольку ребенок получает речь не по наследству, а перенимает опыт речевого общения от окружающих, родителям следует создавать речевую среду для постоянного общения с ребенком.

4. В развитии речи ребенка родителям не стоит сразу все объяснять и рассказывать, хотя они это очень любят. Нужно дать ребенку возможность самому попытаться объяснить и рассказать, и в этом деле не стоит его торопить. Родитель может только подсказать, поправить произношение, но ребенку нужно дать возможность выговориться и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

5. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то кроме чтения, рассматривания, в рамках развития речи, можно поиграть в игры данной направленности.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный 

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода — …

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор

  2. роль водящего выполняет ребенок

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о