Содержание

Профориентационная игра для подростков с элементами тренинга «Турнир знатоков профессий».

Профориентационная игра для подростков с элементами тренинга

«Турнир знатоков профессий».

Цель: Представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста, помощь подросткам в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий.

Ход занятия:

  1. Психологический настрой.

— Я рада приветствовать вас на нашем занятии, рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание, и надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет весьма успешным. И чтобы немного снять напряжение, предлагаю выполнить одно несложное упражнение. Назовите, пожалуйста, по кругу, своё имя и качество, которое характеризует вас.

Например: Я- Татьяна, целеустремленная.

— Спасибо большое, очень приятно, что у вас такое хорошее настроение, не смотря на то, что за окном холодный зимний день. Прежде чем мы приступим к теме нашего занятия, которую я пока ещё не назвала, я хотела бы, чтобы вы

Распределились на две группы. Я предлагаю выбрать каждому карточку с тем цветом, который вам нравится. (учащиеся выбирают карточку определенного цвета, на обратной стороне, которой стоит цифра, определяющая группу).

— И так, группы сформированы. Прошу участников занять свои места.

II. Вступительное слово.

— Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть

Своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда. С этой целью мы поведем «Турнир знатоков профессий».

III. Разминка Игра «Цепочка».

— Я сейчас произнесу название профессии, а вам необходимо на последнюю букву данной профессии назвать следующую профессию.

Например: врач-часовщик и т.д.

Педагог-

IV. Проведение турнирных состязаний.

Первый тур «Назови профессию».

  1. Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн. (Витражист)

  2. Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).

  3. Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным вопросам, помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договора (Юрист).

  4. Человек данной профессии наиболее рационально составляет бюджет предприятия, планирует расходы предприятия (Экономист).

  5. Основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск клиентов (Маркетолог).

  6. Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).

  7. К его профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус-негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание – гипертония, то есть пониженное артериальное давление. Ему сложно планировать личную жизнь, так как люди этой профессии часто отсутствуют дома (Бортпроводник).

  8. Он работает с пропановой грелкой. Работает на ногах, стоя у печи при температуре 60º-90º. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии (Стеклодув).

  9. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор машинного доения).

  10. Мы на закате с поля возвращались.

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).

Второй тур «Черный яищик».

— Догадайтесь, что лежит в «черном ящике». Моя подсказка: это орудие туда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.(Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях поверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой).

Третий тур «Креативное мышление».

— Кем могли работать в наши дни Волк из сказки «Семеро козлят» (Пародистом)

Красная шапочка (Социальным работником),

Баба-Яга (Летчик),

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет (Ювелир),

Попугай Кеша (Артист).

Четвертый тур «Мир профессий».

Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике: самая зеленая…, самая сладкая…, самая денежная…, самая общительная …., самая серьезная…, самая экстремальная…, самая короткая …, самая редкая…, самая творческая…., самая волосатая…, самая мобильная…

Пятый тур «Вторая пофессия знаменитостей».

1.А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения? (химик).

2.Мальчик розу увидал

Аромат ее впивал

Любовался вволю.

Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области деятельности известно его имя? (Ботаника).

3.Кто был профессионалом в дипломатии и литературе? (А.С. Грибоедов).

4. Этот писатель занимался одновременно литературной деятельностью и врачебной. Одно из его произведений «Белолобый» (А. П. Чехов).

Шестой тур «Кто есть кто?».

— Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.

* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

1. кузнецы;

2. алхимики;

3. цирюльники;

4. портные.

* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

1. хранитель;

2. реставратор;

3. экскурсовод;

4. ресторатор.

(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

1. тамада;

2. конферансье;

3. диктор;

4. спикер.

* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

1. провизор;

2. прозектор;

3. проректор;

4. продюсер.

* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

1. полотёр;

2. учитель;

3. посудомойка;

4. сторож.

(сокращение от словосочетания «школьный работник»)

Седьмой тур «Диагностический».

— Эта игровая методика предложена психологом В. Петелиной.

1.Вам необходимо выбрать любую из этих сверхъестественных способностей.

Если вы выбрали способность летать, то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без лишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами.

2. Если вы выбрали способность путешествовать во времени, то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.

3. Если вы выбрали сверхъестественную способность быть невидимым, то, наверное вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.

4. Если вы выбрали невероятную способность принимать облик других людей, животных, вещей, то, возможно, вы человек, который вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Вам подойдут профессии, связанные с общением. Способность к перевоплощению – качество необходимое людям искусства –писателям, актерам.

5. Способность читать чужие мысли может в реальной жизни трактоваться, как способность чувствовать то, что на самом деле стоит за словами. Понимать человека «с полуслова», предвидеть действия другого человека, анализируя его поведение, поступки. Этим людям важно понимать, что думают и чувствуют другие люди. Им можно рекомендовать следующие профессии: юрист, психолог, педагог, социолог.

V. Подведение итогов занятия.

kopilkaurokov.ru

Профориентационные игры и тесты для школьников и взрослых

 

 

| Компьютерные профориентационные игры. Игры, обучающие конкретным навыкам или знаниям (например, изучение трудового законодательства) или погружающие в мир конкретных профессий. Модули с тестированием игрока на основании его поведенческих стратегий в игре.

 

«Работа на каникулах» (о трудовом законодательстве для подростков) | «Моя профессия» (знакомство с профессиями и скрытое тестирование)

 

| Иллюстрированные профориентационные тесты для школьников и взрослых. Тесты на определение склонности к типу профессии, определение личных качеств и компетенций, определение соответствия личных качеств и профессионально важных качеств выбранной профессии.

 

«Профитип» (тест для школьников по выбору типа профессии) | «ВСЕУМЕЛ» (опросник-навигатор для людей предпенсионного и пенсионного возраста)

 


 

 

Игра «РАБОТА НА КАНИКУЛАХ»

Обучение школьников особенностям трудового законодательства для несовершеннолетних.

 

Самое главное в этой игре — это соблюдение аспектов трудового законодательства, с которым сталкивается Игрок: он не может приступить к работе, не заключив надлежащий договор (в противном случае он останется без заработка) или работать, нарушая режим (в ночную смену, в праздничные дни) – тогда Игрок потеряет здоровье. Игрок сталкивается с тем, что ряд профессий (например, охранник или бармен) запрещены для несовершеннолетних. Конкретно поставленная цель игры (миссия) стимулирует Игрока пройти все возможные варианты игры.

 

Время прохождения игры: ~ 25 минут.

 

СТАТУС ПРОДУКЦИИ: Выходит обновление с новыми требованиями законодательства.

 

Цена и заказ


  

 

Игра «МИР ПРОФЕССИЙ»

В компьютерной игре «МИР ПРОФЕССИЙ» мы решаем множество различных задач. Во-первых, это знакомство с профессией и понимание её функционала через выполнение конкретных работ в рамках этой профессии (конечно, не все профессии можно раскрыть через игру, но общее представления Игрок получает вместе с развлекательно-игровым процессом). Во-вторых, это доскональное тестирование различных личных характеристик Игрока. В процессе прохождения игры, программное обеспечение анализирует поведенческие реакции Игрока (выбранные стратегии, предпочтения и т.п.)  и производит более детальное скрытое тестирование, какими навыками обладает игрок и к какому типу он относится. В конце игры мы даём рекомендации, какие профессии были бы наиболее интересны данном типу Игрока, выдаём развёрнутую характеристику на основе его игры.

  • Знакомство с конкретными профессиями через выполнение типовых работ в рамках этой профессии;
  • Скрытое тестирование игрока на основе его поведенческих реакций и стратегий

 

СТАТУС ПРОДУКЦИИ: В стадии тестирования и доработки. Дата отгрузок пока не обозначена. 


 

 

ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЙ ТЕСТ «ПРОФИТИП»

на определение склонности к профессии

 

Цели:

  • Выявить приоритетный тип профессии тестируемого;

Описание:

Пятьдесят различных «кейсов» — типичных ситуаций из жизни российского тинэйджера. К каждому кейсу предоставлены 3 варианта моделей поведения. Есть выбор между полным отрицанием (игнорированием) через нейтральное поведение к глубокой заинтересованности и сопереживания представленной ситуации.

 

Ответы, как и вопросы, представлены  хаотичным образом, чтобы исключить возможность машинальной последовательности ответов или вариантов ответов «с оглядкой на соседа» (у соседа в это же время на экране будет показываться совсем другой кейс).

 

Кейсов имеют гендерное различие: при запуске теста выбирается пол тестируемого.

 

Результатом теста является мотивирующее обращение к школьнику с описанием его предрасположенности к типу профессии, представляется соответствующая визуализация. Психолог может получить развернутый вариант анализа теста. 

 

Готовится отдельный тест для сельских школьников, с кейсами наиболее приближенными к их настоящей жизни. Принимаются заявки на данную адаптацию теста.

Время прохождения теста ~ 20 минут. 

Подробнее о тесте «ПРОФИТИП» >>>


СТАТУС ПРОДУКЦИИ: Выпущен. 

Цена и заказ


 

 

ПРОФИТИП ПЛЮС

на определение и сравнение личных качеств с востребованными  

для старшеклассников, абитуриентов, студентов, соискателей и сотрудников

 

Тест «Профитип Плюс» представляет собой настраиваемый модуль для проведения тестирования абитуриентов, студентов, соискателей или сотрудников на соответствие предъявляемым профессионально важным качествам и требованиям. В основе теста — большой «движок» готовых кейсов на определение личных качеств и их соотношения с профессионально важными качествами. В качестве подключаемых модулей — сравнение психологических особенностей; карты мотиваций и другие.

 

Тест «Профитип Плюс» адаптируется под задачи конкретного учебного учреждения (колледжа или ВУЗа) или предприятия-работодателя. С помощью теста производится сравнение личных качеств тестируемого с востребованными профессионально важными качествами предлагаемых специальностей или вакансий. 

 

По результатам теста определяются наиболее подходящие специальности (для учебных учреждений) или степень соответствия требованиям вакансии.

 

Тест «Профитип Плюс» может использоваться в системе «управляемой профориентации» для поиска потенциальных сотрудников среди школьников и студентов, оптимальных для конкретного вида деятельности.

 

Тест настраивается под заказ конкретного учреждения. Цена и заказ


 

 

ОПРОСНИК-НАВИГАТОР «ВСЕУМЕЛ» (модуль для предпенсионеров)

Существует много видов деятельности, которой могут заняться люди в возрасте 50+. Одни типы работы подходят им больше, другие меньше. Мы исследовали все варианты и подготовили электронный опросник-навигатор. Он учитывает биографические данные (образование, опыт, склад ума – гуманитарный/технический), а также цели (полная занятость, частичная и т. д.) помогает быстро сориентироваться в возможностях рынка труда.

Электронный опросник анализирует конкретную ситуацию и предпочтения человека.
Результат выводится на экран, его можно сохранить, распечатать.

 

СТАТУС ПРОДУКЦИИ: Принимаются предзаказы.

 

Цена и заказ


 

 

СТОИМОСТЬ И ЗАКАЗ

 

При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:

  • Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 1 компьютере с операционной системой Windows (1 стационарное рабочее место). Срок действия лицензии: 3 года с момента активации.
  • Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.

Подробно о типах лицензий, возможностях и ограничениях >>>.

 

Профориентационный тест «ПРОФИТИП ПЛЮС» (настраивается индивидуально под ваши задачи)

150000₽

Специально разрабатываемый под ваше учебное заведение или организацию тест, позволяющий определить, какие из ваших специальностей наиболее подходят для тестируемого. Тест сравнивает личные качества, склонности, психологические особенности тестируемого с профессионально важными качествами ваших специальностей.

Возрастная категория Абитуриенты и молодые специалисты Технические характеристики
Время прохождения теста ~20 минут.
Во время прохождения теста доступ в Интернет не требуется. Описание Это тест, настраиваемый и создаваемый специально под задачи вашей организации.

Используя готовый «движок» и методику выявления определяющих профессионально важных качеств и особенностей, мы разрабатываем тест из 50 вопросов, позволяющий определить наилучшее соответствие с 5 различными специальностями вашей организации.

Тест гарантировано отвечает на вопрос, какая специальность точно не подходит, а какие специальности — наиболее подходящи.

Тест рекомендуется для отбора абитуриентов в колледжах и ВУЗах; в отделах кадров работодателей при работе с молодыми специалистами.

Общие характеристики
• Высокая валидность (достоверность) теста, которая обеспечивается 50 вопросами;
• Каждый вопрос – это кейс, в котором нет правильных или неправильных ответов, что устраняет проблему выдачи «социально-ориентированных ответов»;
• Тест иллюстрированный. Визуальная составляющая дополняет кейс и позволяет сохранить интерес к тесту;
• Тест учитывает отличия полов.

• Тест учитывает особенности именно вашей организации.

navigatum.ru

План-конспект урока (9 класс) по теме: Игра по профориентации «Я и мир профессий»

ГОУ «Вологодский детский дом имени В.А.Гаврилина»

Игра по профориентации

 «Я и мир профессий»

Воспитатель С.С.Самарова

Вологда

2011 г

Игра по профориентации «Я и мир профессий»

 

                                                                                        Если вы удачно выберете труд и                                                                                                

                                                                                           вложите в него всю свою душу, то

                                                                                              счастье само вас отыщет.

  Константин Дмитриевич Ушинский

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях  своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия:

  1. Воспитывать  интерес и чувство ответственности к выбору профессии.  
  2. Определить мотив выбора профессии.
  3. Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
  4. Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  5. Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия:

  1. Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
  2. Провести игру: “Самая – самая”.
  3. Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»
  4. Изучить житейский способ выбора профессии.
  5. Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними .
  6. Провести игру: “Угадай профессию”.
  7. Провести игру «Пантомима»
  8. Провести игру «Закончи пословицу»
  9. Подвести итоги мероприятия.

Оборудование:   карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)

Ход мероприятия:

1. Слово воспитателя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают  вам  в этом выборе  воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов — житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.

Игра первая: К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? — дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожных

путей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник

Кровельщик

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ «. А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют  данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. (Воспитатель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди   предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор …)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)

Самая волосатая (парикмахер…)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель…)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист…)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Гос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

3. Слово учителя. 

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать   разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников  выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

4. Упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии ( распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз:

Воспитатель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание —  зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Вуаля!

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается воспитателем исходя из ответов детей.  

5. Слово воспитателю

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы  учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы  на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

5. Игра третья «Угадай профессию»

Воспитатель перечисляет профессиональные качества, а команды  угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

 Дисциплина

Решительность

Ответственность

Находчивость

Коммуникабельность

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Собранность

Ответственность

Способность убеждать людей

Отвага

Память на образные предметы

Патриотизм

Переключаемость внимания

Знание техники и оружия

Знание оборудования

ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 ПРОДАВЕЦ (бармен, официант)

 

5. Профессиональные качества”.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора   качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые   выбираете вы — выпускники нашего детского дома. ( Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность 

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Любовь к детям Гуманность                       Образованность  

Терпение  

Находчивость     Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие…

Самосовершенствование Образованность Ответственность    Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Хорошая координация движений;

Оперативность; …

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность                     Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией…                                                                                                

 

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

7. Игра пятая «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) — показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель,  кружевница,  врач, повар.

Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

8. Игра шестая  «Закончи пословицу».

Существует более 100  пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).  
  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  3. Дело мастера (боится).
  4. За всякое дело берись (умело).
  5. Умение везде найдет (примененье)
  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
  10. Больше дела – меньше (слов).
  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
  12. Кончил дело — гуляй (смело).

9. Подведение итогов

  1. Подведение итогов игры

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

  1. Отзывы детей о мероприятии

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Игра мне понравилась…

Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

  1. Заключительное слово воспитателя

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский  педагог  Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

 И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Литература.

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, 2005.
  2. CHUDOPREDKI.RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы
  3. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, — М.- :Худож. лит., 1988

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает  знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

      К

Р

             О

П

Приложение3

Плотник            

Пилот

Учитель  

Кружевница

Врач                

Повар

Приложение 4

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность 

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям Гуманность                       Образованность  

Терпение  

Находчивость     Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие

Самосовершенствование Образованность Ответственность    Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность                     Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.                                                                                                  

Приложение 5

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

 

 

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

ГОУ «Вологодский детский дом имени В.А.Гаврилина»

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность 

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям Гуманность                       Образованность  

Терпение  

Находчивость     Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие

Самосовершенствование Образованность Ответственность    Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность                     Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.                                                                                                  

 

 

nsportal.ru

Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?!»

Основная задача старшей ступени обучения состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь старшеклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути.

С 2008 года в Мыскаменской школе-интернате в рамках профориентационной работы со старшеклассниками проводиться элективный предмет “Как стать успешным?!”. Результатом занятий по данному курсу является проведение открытого мероприятия (профориентационной тренинг – игры).

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Задачи тренинг-игры:

  1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.
  2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.
  3. Повышение практической готовности.

Сценарий проведения игры

Ведущий: Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ”

Зачастую будущие студенты, не владея информацией, выбирают будущую специальность ошибочно. Кто-то из вас будет делать свой выбор, мотивируя его:

– традициями в семье
– финансовой стороной
– популярностью данной профессии
– друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже.

Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку (юноше, девушке) необходимо знать мир профессий, хорошо в  нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.

Итак, начнем. Наша игра называется “Сотворение мира”. Но перед тем как начать игру хочу представить жюри. (Желательно, чтобы это были приглашенные люди.)

Задание 1.

Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г) человек – знаковая система; д) человек – художественный образ. Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.

Задание 2.

Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира, который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.

Запишите задания:

  • Опишите доставшуюся часть созданного мира:
  • дать всему нарисованному необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • указать какой государственный строй, если он есть;
  • предметы импорта и экспорта;
  • наиболее востребованные профессии;
  • культурные традиции (гимн, флаг, мифы, легенды, правила, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство).

– Итак, вы представили свой созданный мир, и мы переходим к следующему заданию.

Задание 3. “Крокодил”.

Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т.е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.

– Процесс профессионального самоопределения связан с расширением и углублением творческой, общественно – и личностно — значимой деятельности человека.

Задание 4.

Каждая команды сейчас получит одинаковые варианты словосочетаний, которые должны быть продолжены. Цель данного упражнения: найти оптимальное определение данных понятий.

Продолжите:

  1. Профессиональное просвещение – это… !!!!!!!!!!!!!!!!!
  2. Профессиональная диагностика – это…
  3. Профессиональная консультация – это…(пример)
  4. Профессиональный отбор (подбор) – это…!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  5. Профессиональное воспитание – это…
  6. Профессиональная адаптация – это…!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответы:

  1. …профинформация, профагитация;
  2. …направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  3. …нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов;
  4. …проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию;
  5. …формирование у учащихся чувства долга, профессиональной чести и достоинства;
  6. … степень адаптации к данной профессии.)

Задание 5. “Жизненные ценности” (“Конверт откровений”).

Вам предлагается, как на экзамене, вытянуть билет, и, прочитав вслух, высказать свое мнение относительно написанного. (Необходимо заранее заготовить вопросы по данной теме. Например: “Что для тебя является смыслом жизни?”; “Почему многим людям так и не удается сделать карьеру?” Назови несколько причин и т.п.)

– Выбор профессии, – каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям.

– Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Задание 6. “ Цепочка профессий” (по принципу игры в города.)

– Мы уже узнали, что существует 5 основных областей (сфер) профессий. Начнем с области человек – человек (по очереди каждая команда называет профессию. Кто остановится, тот и удаляется из конкурса.)

Задание 7. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. Разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей.
  2. Приготавливает различные виды теста, кремов, торты, кексы, заготавливает сырье по рецептам.
  3. Сервирует стол, встречает посетителей, принимает заказы, собирает использованную посуду.
  4. Осуществляет документальную и художественную фотосъемку людей и объектов.
  5. Должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления.
  6. Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, устанавливает связь между событиями.
  7. Формирует у детей умение учиться, закладывает основы (научные, мировоззрения) бедующего самоопределения учащихся.
  8. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих условиях, разрешению личностных проблем.
  9. рассматривает уголовные дела (гражданские) обеспечивает законность всех действий суда.

– Итоги всей игры подводит приглашенное жюри.

Использованная литература:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.
  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.
  4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.

urok.1sept.ru

Профориентационная игра для старшеклассников «Перспектива»

Возможности игры.

Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам предлагается «увидеть» свою жизнь по окончании школы, «простроить» свое ближайшее и отдаленное будущее.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемыми выборами, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, мотивирует участников на ответственное отношение к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость простраивания долгосрочной жизненной перспективы.

Игра «Перспектива» может быть включена в программу профориентационной работы. В этом случае она помогает учащимся увидеть актуальную задачу выбора профессии в контексте жизненных целей. Наш опыт также показывает, что и самостоятельное, т.е. вне профориентационное проведение этой игры, может быть эффективным. В этом случае игра проблематизирует участников, погружает их в размышления о жизненных достижениях и приоритетных целях.

Сценарий игры разработан для групп учащихся, планирующих обучение в высших образовательных учреждениях. Но нам кажется, что при незначительных изменениях, она может быть предложена и тем, кто не связывает свое будущее с обучением в вузе.

Содержание игры и игровая цель.

Игровой сюжет связан с проживанием участниками своей будущей жизни, различных ее этапов. Вначале старшеклассникам предлагается почувствовать себя выпускником школы, затем студентом, потом зрелым человеком, четко понимающим, для чего он живет. При этом у участников есть возможность попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего и откорректировать его «неприглянувшиеся» стороны.
Игровая цель: спланировать свое будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры.

Материалы и оборудование:

  • Карточки со словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
  • Бланки «Зачетный лист» – для каждого участника.
  • Ручки для каждого участника.
  • Бланки теста – для каждого участника.
  • Таблички с названиями целей студенчества – 1 набор.
  • Таблички с названиями целей жизни – 1 набор.
  • Бланки «Жизнь студента» – 5 экземпляров (формат А3).
  • Карточка «Дела студента»
  • Листы цветной бумаги 5 цветов (желтый, красный, зеленый, синий, коричневый)- 1 набор.
  • Клей – 5 шт.
  • Чистые карточки – 3-4 шт.
  • Музыкальное оборудование.
  • Музыка «Школьные годы чудесные».
  • Колокольчик.
  • Доска, или флип–чат.
  • Маркеры – 5 шт.
  • Стикеры (листочек с клеевым краем) – по 1 для каждого участника.
  • Маленький мячик.

Требования к организации помещения.

Игра проводится в большом свободном помещении. В начале игры участники сидят в общем кругу. По ходу действия образуется несколько групп. Помещение должно быть таким, чтобы у участников была возможность работать в мини – группах, не мешая остальным.

Участники.

Игра разработана для учащихся 9 -10 классов. Количество – до 35 человек, однако, оптимальное число – 20 – 25 человек.

По ходу игры участники несколько раз осуществляют индивидуальные выборы, в результате которых могут образовываться мини – группы. Если группа не образуется, участник имеет право проживать этот этап в одиночку.
Для проведения игры необходим один ведущий – психолог. Желательно иметь помощника, который по ходу действия будет помогать с раздаточными и наглядными материалами.

Сценарий игры.

Начало игры – введение в игровую ситуацию.

В начале игры участники садятся в круг.
Ведущий: «Предлагаю вам погрузиться в игру, которая называется «Перспектива». Игра относится к проектно–аналитическим играм. Это значит, что у вас будет возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь. В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами. «Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. Возможно, в процессе игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы. Если ясности не возникнет, обязательно скажите об этом, и мы договоримся о другой встрече».

Для того чтобы настроиться на игру, ведущий предлагает участникам тематическую разминку

Разминка.

1. Ведущий к одной стене прикрепляет карточку, на которой написано «ДА», к второй – карточку, на которой написано «НЕТ», к третьей – «НЕ ЗНАЮ». Ведущий: «Сейчас я буду зачитывать фразы. Если вы полностью согласны с этим утверждением, вы должны встать и подойти к карточке, на которой написано «ДА». Если вы не согласны – карточке «НЕТ». Если сейчас вам трудно дать однозначный ответ – подойдите к той, на которой написано «НЕ ЗНАЮ».

Фразы ведущего:

    • Я точно знаю, чем я буду заниматься после школы;
    • Мои родители поддерживают мой профессиональный выбор;
    • Уже сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз;
    • Профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно;
    • В последнее время я много думаю о своей жизни.

Психолог последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники подходят к карточкам–ответам. Ведущий просит двух – трех человек коротко прокомментировать свой выбор. Затем читает следующую фразу. После обсуждения последней строчки, участники садятся в общий круг, так, чтобы видеть доску.

2. Ведущий на доске рисует «Линию времени», отмечает на ней точку «Настоящее» и задает участникам вопрос: «Когда вы слышите слово «Будущее», на сколько лет вперед вы заглядываете?» Участники отвечают (не все, а по желанию; если все молчат, ведущий обращается к конкретным детям по имени, и просит ответь их). Участники называют количество лет, ведущий ставит точки на «Линии времени».

Ведущий: «Для каждого из вас слово «Будущее» задает свой временной интервал (коротко комментирует картинку, получившуюся на доске). А кем вы видите себя в этом будущем, какова ваша основная социальная роль?» Участники получают по одному стикеру, на котором пишут свою основную социальную роль и прикрепляют к линии времени. Ведущий просит желающих прокомментировать свои ответы или сам комментирует написанное.
Ведущий: «Мы с вами отправляемся в будущее. В ходе игры вы проживете несколько этапов жизни: выпускник школы, студент, зрелый человек. А затем мы вернемся в настоящее и посмотрим, как то, что мы прожили в игре связано с нашей сегодняшней жизнью».

На этом разминка заканчивается. Ведущий раздает участникам «Зачетные листы», просит их подписать. Звучит музыка «Школьные годы чудесные».

Окончание школы.

Музыка смолкает и звучит колокольчик.

Ведущий: «Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: прозвенел последний звонок, отгремел выпускной бал. Одиннадцать школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста».

Ведущий передает мяч по кругу и просит каждого назвать чувство и коротко прокомментировать его. После того, как каждый участник рассказал о своем чувстве, ведущий просит записать его в зачетном листе.
Ведущий: «А теперь пришло время выбрать профессию. На этот выбор могут влиять разные факторы: престиж профессии, подходящий для вас режим работы, есть связи в этой профессиональной области, традиции семьи, личные интересы, высокий уровень заработной платы, ваши личные способности, желание приносить пользу обществу (ведущий называет принципы и прикрепляет карточки на стену). Может быть еще какие – то принципы выбора очень важны, но сейчас не прозвучали?» (Ответы детей записываются на чистую карточку и также крепятся на стену). Конечно, выбирая профессию важно анализировать разные принципы. Но, все же, какой из вышеназванных принципов будет для вас решающим? Подойдите и встаньте рядом с самым важным для вас принципом».

Ребята объединяются в группы.

Ведущий: «Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора. Почему именно ваш принцип должен быть основополагающим или почему для вас он так важен».

Группы представляют свои аргументы. У участников есть возможность задать друг другу вопросы. Если аргументы другой группы показались кому-то более убедительными, этот участник может поменять группу. Затем ведущий просит каждого записать свой основной принцип выбора профессии в «Зачетный лист».
Участники возвращаются в общий круг.

Обучение в институте.

Ведущий раздает каждому участнику «Тест».

Ведущий:«Я буду читать вслух текст теста. Пожалуйста, выберите подходящий для вас вариант ответа и отметьте его в «Зачетном листе». В каждом вопросе можно выбрать только один ответ».

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает в разных концах кабинета цветные листы бумаги.
Ведущий: «Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к листочку этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет».

Один ведущий называет цели студенчества и другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей:
желтый – превращение в профессионала;
красный – получить возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
зеленый – активная студенческая жизнь;
синий – устройство личной жизни;
коричневый – карьерные устремления.

Важным моментом данного этапа является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей — превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и.т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе наработки профессионального опыта. Но это, как правило, предполагает работу в течение какого-то времени после окончания института в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий: «Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут еще раз «примерить» к себе выбранную цель студенчества. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или перейдет в другую, ту, чья цель кажется вам более подходящей. Затем запишите цель студенчества в свой «Зачетный лист».

Ведущий: «Сейчас вы будете работать по группам, объединенным одной целью студенчества. Каждая группа получит бланк «Жизнь студентов» и карточки «Дела студентов». Пожалуйста, напишите на бланке цель обучения в вузе. Затем отберите не больше 7 карточек из общего перечня дела студента. Выбранные вами карточки должны соответствовать цели студенчества. Карточки вклейте в бланк «Жизнь студентов».
По окончанию времени, каждая групп зачитывает список дел.

Ведущий: «Представьте, что на протяжении 5 лет вы в основном занимаетесь теми делами, которые только что перечислили. Каков ваш личный и профессиональный «багаж» по окончанию вуза? Обсудите в своей мини -группе, запишите на бланк «Жизнь студентов» и затем расскажите всем».

После общего обсуждения каждый участник записывает в «Зачетных листах» с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами он выйдете из вуза.

Если на этом этапе появляются участники, желающие сменить цель студенчества и перейти в другую группу, ведущий разрешает это сделать. В «Зачетном листе» они фиксирует «багаж», который «собрала» новая группа.

Смысл жизни.

Ведущий: «Время летит очень быстро. А в нашей игре особенно. Вот уже и вуз далеко позади. И пришло время подумать о том, для чего живет человек. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Жизненные цели у разных людей разные: для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера, для кого-то – жизнь, наполненная сильными впечатлениями… (Ведущий называет и прикрепляет карточки «Цели жизни» в разных концах кабинета).
Какие-то из этих целей легко сочетаются с другими, какие-то очень трудно. Например, тяжело сочетать серьезное карьерное становление с созданием счастливой семьи. Часто чем – то приходится жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу каждого подумать, какая из перечисленных целей жизни является для него самой значимой. Назовите эту цель и подойдите к карточке, где она обозначена».
Если кто–то из участников называет цель, не представленную на карточках, ведущий пишет ее на чистом бланке и прикрепляет к доске.

Ведущий: «Обсудите в группе, почему эта цель является для вас такой важной».

Участники обсуждают, а затем предъявляют всем результаты своих размышлений. Часто мы сталкиваемся с тем, что участники говорят о том, что выбранная ими цель позволяет достичь и все остальные цели тоже. Задача ведущего показать участникам эту «ловушку», помочь им сформулировать для себя главный аргумент. На этом этапе представители групп могут задавать друг другу вопросы на прояснение аргументов. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не принижали цели других, пытаясь отстоять приоритетность своей. Важно донести до участников мысль о том, что мы не спорим друг с другом, а помогаем понять. Каждый имеет право на свою точку зрения.

Выбранная участниками цель жизни записывается в «Зачетный лист».

Подведение итогов.

Ведущий: «А теперь посмотрите в ваши «Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Цели студенчества и багаж вуза способствуют достижению жизненных целей? Поделитесь, пожалуйста».

Ребята озвучивают полученные результаты.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь» и вышел с «багажом» информации о лучших развлекательных клубах. Обсуждая получившиеся итоги, ведущий говорит участникам о том, как важно четко осознавать свои цели и строить жизнь в соответствии с ними.

Ведущий: «Прошла игра. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-нибудь хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!»

Личные впечатления

Игра очень четкая, структурированная и «живая». В зависимости от личностной готовности участников в игре могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих свои принципиальные позиции. Игра насыщена эмоционально и интеллектуально. Радуют возможности данной игры для осознания участниками своих ценностей.

Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего им дается возможность его изменения на каждом этапе игрового действия.

Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принципиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятельность и демонстрировать уважительное отношение к самым различным — и иногда совершенно неожиданным — взглядам подрастающего поколения.

«Приложения к игре»

5psy.ru

Профориентационная игра для подростков «Профессия юрист» | Внеурочная деятельность

Профориентационная игра для подростков «Профессия юрист»

Автор: Пронькина Татьяна Артуровна

Организация: МБОУ гимназия № 1

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

Цель — создание условий для исследования обучающимися своих личных и индивидуально-психологических особенностей в свете профессионально важных качеств профессии юрист.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся представления об условиях успешного профессионального выбора.

  2. Расширить представления обучающихся о профессии юрист и ПВК.

  3. Создать условия, позволяющие ученикам оценить свои интересы и возможности, через моделирование элементов профессиональной деятельности юриста.

  4. Развивать рефлексивные навыки как условие формирования профессиональной направленности (способности к осознанному выбору).

Ход занятия

Сколько часов в течение жизни человек проводит на работе? Подсчитано, что в среднем профессиональная деятельность занимает у человека 87600 часов. Много или мало? Очень много, поэтому важно не ошибиться с выбором профессии.

А что для этого нужно учитывать? (Ответы учащихся: понять, что тебе интересно, узнать, как можно больше о профессии, о требованиях к знаниям, личностным качествам, оценить свои возможности, требования рынка труда пр.).

Ваши ответы укладываются в одну из формул профессионального успеха: «Хочу – Могу — Надо».

«Хочу» – это  желания, цели, интересы человека

«Могу» – это способности, таланты

«Надо» — это востребованность специалистов данной профессии на рынке труда. Учёт и сочетание этих трёх компонентов и ведёт к профессиональному успеху.

О какой же профессии сегодня пойдет речь? Внимание на экран.

(Видеофрагмент из мультфильма «Бременские музыканты» «Я гениальный сыщик»).

Кто сформулирует тему нашего занятия? (Профессия юрист)

Юрист — это специалист в отрасли права. Профессия юрист включает в себя целую группу профессий. Какие из профессий вы можете назвать? (Ответы учащихся)

Чем, например, профессия адвокат отличается от профессии следователь?

В чем состоят профессиональные обязанности юрисконсульта?

А чем занимается криминалист?

Упражнение «Мотивация». У вас есть определенные представления о юридических профессиях, а есть ли желание стать юристом?

Я предлагаю закончить фразу: » Я мог бы (не мог бы) выбрать профессию юриста, потому что…»

www.pedt.ru

Профориентационная игра TALENTgame для подростков | » КвАРТира»

 

 Профессию  приходится выбирать в молодости. Может, не на всю жизнь, может, потом найдется другая, получше, та на которую будешь торопиться утром в удовольствие. Но первую профессию выбрать нужно. Окончил школу, получил аттестат — иди работать. Или учись в институте. Или в армию иди. Хочешь не хочешь, а дорогу выбирай. А если я не готов? Все равно надо. Этот выбор ждет каждого подростка. И каждому придется сделать ему самому.

Так сложилось, что школьная программа сегодня  очень мало внимания уделяет вопросам профориентации, объясняя и рассказывая ребятам в чем состоят различные профессии, специализации, как сделать выбор, на что стоит опираться при выборе будущей сферы деятельности.

 Путь выбора  будущей профессии стоит начать с познания себя: своих сильных и слабых сторон, особенностей восприятия, характера, коммуникативных возможностей, интересов и устремлений.

И именно в этом нам помогает такой психологический инструмент, как профориентационная игра  TALENTgame! 

 Не спрашивайте себя, какая профессия вам подходит! Спросите себя, какой профессии подходите вы!

 

НАСТАЛО ВРЕМЯ ИГРЫ!

 Почему мы играем? Именно игровой формат позволяет снять ограничения ума, окружения и задействовать подсознательные резервы и устремления. Игровой формат позволяет увидеть истинные желания самого подростка без давления социума и семьи. Важно понять, что действительно важно для участника и каковы его внутренние резервы. Настало время их АКТИВИРОВАТЬ!

 Что же такое игра? Это настольное поле и набор игровых инструментов, позволяющих с помощью психологических техник заглянуть в глубь себя. Игра создана на основе 7-летней тренинговой работы по профориентации и использует все основные критерии выбора деятельности человека в любом возрасте.

 Игровая платформа TALENTgame — построена на основе спиральной динамики НЛП и авторской модели «Многокритериальный выбор: профессиональная осознанность»

Игра показывает:

  • — по каким критериям мы совершаем выбор;
  • — что нам важно в процессе принятия решения;

Если вы задаетесь похожими вопросами, то стоит войти в игру:

  • Что же для меня на самом деле важно в моей будущей работе/профессии/карьере/бизнесе?
  • Как и что я выбираю?
  • • Как мне найти профессию, в которой я раскрою свой потенциал и которая будет востребованной?
  • •Как можно сочетать в профессии успешность, востребованность и высокую оплату?
  • • Как мне отойти от мистических формулировок своего предназначения к реальным действиям?
  • • Дело жизни — это что?
  • • Кто я и как я могу реализовать себя?
  • • Как сделать возможным для меня получать деньги за то, что мне нравится делать?
  • •  Как выбрать профессию/проект/деятельность?

и другие запросы, связанные с будущей профессией, карьерой, самореализацией.

СФОРМУЛИРУЙ СВОЙ ВОПРОС К ИГРЕ И ОНА ПОМОЖЕТ НАЙТИ РЕШЕНИЕ В СЕБЕ САМОМ!

Важно! В подростковом формате игры мы используем колоды профессий, которые раскрывают связи между специальностями и направлениями учебы и требуемые варианты сдачи ЕГЭ. Порой в игре мы можем расширить рамки восприятия участника и увидеть, как и где мы можем найти вариант будущего учебного заведения или профессии в рамках уже выбранных экзаменов.

Организационная информация:

ближайшие игры:

15 октября в 16:00 (время может быть скорректировано под запрос участников с учетом их учебного расписания через звонок администратору 254-5959)

 время игровой сессии

1.5-2 часа (при индивидуальном формате игры)

2,5-3 часа (в зависимости от количества игроков, их может быть от 2 до 4)

Стоимость для подростков:

групповая игра (до 4 человек) — 3000 р.

при индивидуальной игре стоимость — 4000 р.

Ведущая:

практический психолог, сертифицированный мастер IGRA Светлана Шпильберг

 


Если вы хотите организовать в нашем пространстве мероприятие, провести тренинг, мастер- класс, отметить праздник или просто посидеть компанией — уточняйте детали у нашего руководителя проектов по т.254-5959 или приезжайте по адресу: Дубровинского,56.

 

 

intellectkvartira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *