О сказках Корнея Чуковского — запись пользователя Виктория (vikabel) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Литература, музыка и песни для детей

Недавно в одном из постов с удивлением прочитала, что многие мамы ругают Чуковского за его странные стихи. И я хочу встать на защиту этого замечательного писателя.

У Корнея Чуковского есть замечательная книга «От двух до пяти», она о, скажем так, лингвистическом развитии деток в возрасте от двух до пяти лет. Так вот, прочитав эту книгу, вы поймёте, что Чуковский знал и очень много общался с детьми этого возраста, поэтому знал свою целевую аудиторию, и - да! - он писал свои сказки для ДЕТЕЙ, а не для их родителей!

Когда я десять лет назад читала сыну «Муху-Цокотуху», я, смеясь, говорила мужу, что все современные триллеры сняты по мотивам этой сказки. Но мне даже в голову не приходило НЕ читать её своему ребёнку или каким-либо образом изменять текст. Почему? Да потому что на сказках Чуковского выросло не одно поколение детей (в том числе и мы с вами), и не надо думать, что наши мамы-бабушки были глупыми, одни мы, умные, догадались, что Чуковский писал не замечательные добрые сказки, а кровожадные стишки. Это МЫ своим взрослым извращённым умом видим в «Мухе-Цокотухе» сексуально озабоченного садиста и невинную жертву, а дети видят совершенно другое: бедняжка Муха, которую обидели, злой Паук и добрый отважный Комарик. И если что-то в этой сказке поменять, то лучше её вообще не читать, так как теряется весь смысл этой сказки. А какой же смысл у этой ужасной сказки? Да, собственно, такой же, как и у половины произведений всей мировой литературы: ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ! Вот что пишет сам Чуковский о своей работе над этим произведением (кстати, написал он его для своей трёхлетней правнучки): «Для ребёнка отвратительны сказки и песни с печальным концом. Живя иллюзией вечного праздника, дети упрямо заменяют печальные концовки наших сказок и песен благополучными, радостными…Ибо малые дети не терпят, чтобы в тех сведениях о жизни, какие дают им литература, театр или живопись, был хоть намёк на окончательную победу несчастья и зла». О том же и его «Краденое солнце», и «Тараканище».

Что я, взрослая придирчивая тётка, прочла в «Тараканище»? То, что трусливые мамаши-звери «плачут, надрываются, с малышами навеки прощаются» вместо того, чтобы придавить этого гадёныша поднять Таракана на рога. А что видят дети? То, что большие и рогатые тоже иногда чего-то боятся; что для того, чтобы кого-то победить, вовсе не надо быть самым-самым; что часто у страха глаза велики (а ведь многие детки боятся чего-то незначительного - пар от кастрюли, ковёр на стене, тень от вазы и т.п.).

Сказки Чуковского ещё учат доброте, взаимопомощи («Телефон», «Айболит»). А ещё его сказки учат сопереживанию, соучастию. Сам Чуковский говорил, что дети любят его сказки-перевёртыши как раз за бессмыслицу, так как дети любят исправлять эти бессмыслицы, показывая, что они знают, что такого не может быть (корова не может кукарекать, медведю нельзя пришить хвост павлина, а болезнь нельзя вылечить шоколадкой). Чем не развитие мышления у ребёнка?

Сейчас многие детские книжки написаны для родителей, они учат самостоятельно есть ложкой, ходить на горшок, правильно вести себя в детском саду, читать и считать, и всё реже современные книги учат доброте, взаимовыручке, сопереживанию… Я не хочу сказать, что не нужно прививать детям социальные навыки (кстати, чистоплотности сказки Чуковского тоже учат - «Мойдодыр», «Федорино горе»), но в погоне за воспитанием самых умных и социально адаптированных не стоит забывать и о развитии нравственных качеств наших любимых деток.

В общем, о творчестве Корнея Чуковского написана не одна книга, и в моей защите он вовсе не нуждается, в защиту Чуковского говорит то, что его сказки НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ! Его сказки занимают почётное первое место на нашей книжной полке, и я эти сказки своим детям читала, читаю и буду читать! Причём читаю их без цензуры, в лицах и с выражением, и если у Чуковского Корыто рыдает, то я рыдаю вместе с ним, а когда моя дочь кидается меня успокаивать, я могу быть уверена, что на Земле растёт ещё один добрый человечек!

от двух до пяти чуковского читать

www.babyblog.ru

Реферат – За что дети любят К.И. Чуковского и за что К.И. Чуковский любил детей?

К.И. Чуковский писал о книге «От двух до пяти»: «В книжке я восставал против наивно-утрированного подхода к детской литературе и доказывал, что даже небывальщины, даже «перевертыши», даже явные нелепицы служат для утверждения детей в реализме, что отнимать у них фантастическую волшебную сказку — значит уродовать их душевную жизнь». [3]
Писатель подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 году писал «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или бесстрашный комар, или просто «деревяшечка в зыбочке», — вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек — не человек. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких…» [5].
Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, не только внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень. Выполняя поставленную задачу, писатель ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского развивают в детях творческие способности, воображение, вкус и любовь к художественному слову. Они веселят, смешат читателей, учат их сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других [1].

2. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества К.И. Чуковского для детей. История создания сказок, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказок.

Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и «давно стала полноправным литературным жанром» [3]. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия.
В настоящий момент невозможно дать определение литературной сказки в отрыве от других фантастических жанров, имеющих общие корни: фантастическое, сказочное в литературе берет начало в фольклорной сказке. Игнорирование этого факта приводит к искажению сущности жанра литературной сказки как такового: «современная сказка оторвалась от своих фольклорных корней, и все-таки они могут быть прослежены, без них нет сказочного жанра» [2]. Приведем в качестве примера одно из предложенных определений литературной сказки: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в волшебный, «вторичный» мир» [5]. И именно этот «вторичный», или сказочный, мир «формирует основу волшебной сказки, которая, в свою очередь, передала ее более молодым фантастическим жанрам, таким, как литературная сказка, научная фантастика или фэнтези. «В волшебной сказке необычайное не выводится за рамки системы — оно эти рамки образует». [3]. Сравним: «одна из самых специфических черт современной литературной сказки — атмосфера «сказочной реальности», то есть растворенности «чуда», его нормативности при полной ирреальности, поддерживаемой художественными приемами, создающими «иллюзию достоверности»

Одним из самых выдающихся писателей, сочинившим прекрасные сказки для детей, является Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Настоящее имя этого детского писателя Николай Иванович Корнейчуков. С ранних лет Чуковского интересовала поэзия: он писал стихотворения и даже поэмы. Долгие годы Корней Ч. упорно шел к своей цели стать писателем – писал статьи на самые разные темы, работал корреспондентом. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.
Написав свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство», Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. Постепенно появлялись и другие сказки. Его стихотворения быстро запоминались детям благодаря яркости, необычным образам, четкой рифме, строгому ритму. Так Корней Иванович стал любимым детским писателем.
В 1916 Чуковский составил сборник для детей «Ёлка». В 1917 г. М.Горький предложил ему возглавить детский отдел издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь маленьких детей и записывать их. Из этих наблюдений родилась книга «От двух до пяти» (впервые вышла в 1928), которая представляет собой лингвистическое исследование детского языка и особенностей детского мышления.
Первая детская поэма «Крокодил» (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.
За этой поэмой последовали другие произведения для детей: «Тараканище» (1922), «Мойдодыр» (1922), «Муха-Цокотуха» (1923), «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926), «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденное солнце» (1945), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969)
Именно детские сказки стали причиной начатой в 30-е гг. травли Чуковского, так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Н.К. Крупской. В 1929 г. его заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора [3].
Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек», «Дженни», «Котауси и Мауси» и др.). В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Робинзона Крузо« Д.Дефо, с «Маленьким оборвышем» малоизвестного Дж. Гринвуда; для детей Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена. Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном поселке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг., часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Чуковский пришел к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей. «Библиотеку я построил, хочется до конца жизни построить детский сад», — говорил Чуковский [1].
Неизвестно, были ли прототипы у героев сказок Чуковского. Но существуют довольно правдоподобные версии возникновения ярких и харизматичных персонажей его детских сказок.


refbox.org

Сказки чуковского читать: Учат ли добру сказки чуковского, чему учат сказки чуковского

Учат ли детей добру сказки К. Чуковского? Мы читаем детям и внукам книжки на ночь. И конечно же, самым читаемым автором является К. И. Чуковский. Но в детстве мы и не подозревали, что воспаленное воображение любимого детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти. 
Возьмем, например «Краденое солнце»: 
«Только раки пучеглазые 
По земле во мраке лазают»…
Это же триллер какой-то, честное слово. Можно представить себе совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длинной с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание — не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам! 

«Да в овраге за горою 
Волки бешеные воют.» 

Да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами и белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом… 

«А в болоте Медведица рыщет, 
Медвежат под корягами ищет: 
»Куда вы, куда вы пропали? 
Или в канаву упали? 
Или шальные собаки 
Вас разорвали во мраке?» 

Шальные собаки, если кто не понял — это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры. Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит? 

«Айболит». Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза: 
«Мой зайчик, мой мальчик 
Попал под трамвай! 
Он бежал по дорожке, 
И ему перерезало ножки» 

Какой трамвай может быть на дорожке?!!! И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай — убийца и отрезать обе ноги? У меня в возрасте пяти лет чуть дорожкофобия не развилась… Но продолжение умиляет: 
«И теперь он больной и хромой, 
Маленький заинька мой!» 

Ага… Хромой… МАМАША!!! ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ!!! 

Дальше — страшнее: 
«И сказал Айболит: „Не беда! 
Подавай-ка его сюда! 
Я пришью ему новые ножки,“ 

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то потерялись, валяются на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор? 

»Он опять побежит но дорожке». 

Надо полагать, до следующего трамвайчика… 

«Что такое? Неужели 
Ваши дети заболели?» 
«Да-да-да! У них ангина, 
Скарлатина, холерина, 
Дифтерит, аппендицит, 
Малярия и бронхит!» 

Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа… Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить — перитонит и абзац! 

«Бармалей». Всего одна цитата: 

«Но злодей Айболита хватает, 
И в костёр Айболита бросает. 
И горит, и кричит Айболит: 
»Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!» 

Жанне Дарк и Джордано Бруно посвящается… Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи, шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму… 

«Тараканище»… Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма «Звездный десант». И в первых же строках мы встречаем… угадайте кого? Не угадаете. 

«А за ними раки 
На хромой собаке.» 
Интересно, это те же самые раки и собака, которые в «Краденом солнце» являлись пособниками Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат? 

«Волки от испуга 
Скушали друг друга». 

Я в детстве, помнится, мучительно пытался представить себе эту картину. Помнится, даже схематично изображал кушающих друг-друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: «Скушали». То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки?!!! Это какой-то микроколлапс пространства произошел, и они схопнулись в другую реальность? Ну ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят — это что за редкое расстройство — от страха съедать ближайшего, кто к тебе находится? 
Ведь и 
«Бедный крокодил 
Жабу проглотил.» 

(Крокодил бедный… ага. А жаба от счастья, небось, светится, живьем перевариваемая в желудочной кислоте…) 

«А слониха, вся дрожа, 
Так и села на ежа». 

Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа садиться… И только теперь я понимаю, что жалеть надо нифига не слониху… ЁЖИКУ-ТО КАПЕЦ НАСТАЛ!!! Его расплющило нафиг!!! 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку… Там хоронить нечего было… Жене и детям цветы возложить некуда… Всё, что осталось от бедного ёжика, пристало к слоновьей заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите… И какая дурацкая надпись будет на могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей ж*пой»… 

Кстати, эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные эмоции: 

«А слониха-щеголиха 
Так отплясывает лихо, 
Что румяная луна 
В небе задрожала 
И на бедного слона 
Кубарем упала». 

Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на миллионы лет… Пускай будет только слон!.. 

Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?

www.baby.ru

Чему учат сказки Корнея Чуковского

14 марта в библиотеке микрорайона Дружба прошли очередные беседы по  программе «Жизнь замечательных людей». Ребятам 3-х классов школы № 35 было рассказано о жизненном пути и творчестве Корнея Ивановича Чуковского. «Чукоша» – так любовно называли дети этого высокого, седого, доброго и всеми любимого детского писателя.

Однако не все знают, что Корней Чуковский – это псевдоним. Библиотекари рассказали ребятам, что настоящее имя писателя —  Николай Иванович Корнейчуков. Много интересного узнали юные читатели о жизни этого замечательного человека. Родился писатель в 1882 в Петербурге. Детство провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Учился в одесской гимназии, но был исключен из пятого класса по специальному указу об «освобождении» гимназий от детей «низкого» происхождения. Еще в юношестве Чуковский самостоятельно изучил английский и французский языки. Однако больше официально нигде не учился. Этот факт особенно поразил детей: ведь Чуковского ждало мировое признание. Это был редчайший случай, когда Оксфордскую мантию получил самоучка!

В настоящее время произведения Чуковского для детей незаслуженно подзабыты. А зря! Ведь его произведения очень поучительны. Библиотекари предложили ребятам поразмышлять на эту тему. Ребята вспомнили его сказку в стихах «Бармалей», в которой путешествие Тани и Вани внушают детям, что нельзя уходить далеко от дома без взрослых и не следует знакомиться с чужими людьми на улице. А если вспомнить стихотворение «Мойдодыр»? Кто из детей хочет быть похожим на мальчика «неряху» и «грязнулю»? Только двое юных читателей вспомнили сказку «Федорино горе». А жаль! Ведь эта сказка рассказывает малышам о необходимости соблюдать чистоту и быть опрятным, заботиться об окружающих и нести ответственность за порученное тебе дело.

После интересной и поучительной беседы школьники отвечали на вопросы литературной викторины «Сказки Корнея Ивановича Чуковского»

А завершилось мероприятие просмотром мультфильмов «Мойдодыр», Федорино горе» и «Тараканище».

www.kmslib.ru

Чему учат книги К. Чуковского? — запись пользователя Татьяна (dekart-2006) в сообществе Юмор в категории Из жизни

У многих из нас есть дети. Или были. Или будут. Неважно. В любом случае детям надо читать книжки на ночь. И, конечно же, самым читаемым детским автором является К.И. Чуковский. Но в детстве я сам и не подозревал, что воспаленное воображение этого детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти.

Возьмем, например «Краденое солнце»:

«Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,»

Это ж триллер какой-то, честное слово. Лично мне представляются совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длинной, с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание — не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!

«Да в овраге за горою

Волки бешеные воют»

да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом…

«А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами ищет:

«Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?»

Шальные собаки, если кто не понял — это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры. Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?

«Айболит». Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза:

«Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,»

Какой трамвай может быть на дорожке? И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай-убийца и отрезать обе ноги нах? У меня в возрасте пяти лет чуть дорожкофобия не развилась… Но продолжение умиляет:

«И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

Ага… Хромой… МАМАША!!!! ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ!!!!!!

Дальше – страшнее:

«И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки»

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то похерились, валяются на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор?

«Он опять побежит но дорожке».

Надо полагать, до следующего трамвайчика…

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!»

Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа… Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить – перитонит и абзац!

«Бармалей». Всего одна цитата:

«Но злодей Айболита хватает

И в костёр Айболита бросает.

И горит, и кричит Айболит:

«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

Жанне Дарк, и Джордано Бруно посвящается… Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи, шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму…

Айболит – любимый герой повествований Чуковского. Вот какая апокалептическая картина творится у дверей его дома:

«А там, у порога, толпятся убогие:

Слепые утята и белки безногие,

Худой лягушонок с больным животом,

Рябой кукушонок с подбитым крылом

И зайцы, волками искусанные.»

Слепых утят видимо привели безногие белки… Зайцы, волками искусанные: обломки костей, торчащих из открытых переломов, частично скальпированные тушки, волочащиеся по траве кишки, измазанные в крови и фекалиях…

Есть у этого автора стих, который можно было не писать вообще. Оставить только название. Оно само по себе гениально:

«Ёжики смеются» (Хы-хы-хы… Оставь ещё напасик…)

Ещё одно название: «Муха в бане». Наверняка опечатка. Должно быть:»Мухахахаха в бане»…

О вреде тяжелых наркотиков говорит нам стихотворение «Обжора»:

«Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр

Хитёр

И снова нырнул в костёр.»

Я конечно осетров из костра не тягал, но вот Черного Человека однажды ночью в квартире видел. Это, я вам доложу, пострашнее будет.

Теперь небольшой тест. Не знаю, чем руководствовался Корней Иванович Чуковский, когда подбирал рифмы, но когда я читаю вслух один участок из стихотворения «Телефон», жена почему-то всегда смеётся… Да и мне с трудом удается прочитать правильно. А теперь вы попробуйте подставить правильное слово в пробелы (лучше читать вслух):

«А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не __________,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!»

И что получилось? У меня то же самое…

«Тараканище»… Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма «Звездный десант». И в первых же строках мы встречаем угадайте кого? Не угадаете.

«А за ними раки

На хромой собаке.»

Интересно, это те же самые раки и собака, которые в «Краденом солнце» являлись пособниками Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат?

«Волки от испуга

Скушали друг друга.»

Я в детстве помнится мучительно пытался представить себе эту картину. Помнится даже схематично изображал кушающих друг друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: «Скушали». То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки? Это какой-то микроколлапс пространства произошел и они схопнулись в другую реальность?

Ну, ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят — это что за редкое расстройство — от страха съедать ближайшего, кто к тебе находится? Ведь и

«Бедный крокодил

Жабу проглотил.»

(крокодил бедный… ага. А жаба от счастья небось светится, живьем перевариваемая в желудочной кислоте…)

«А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.»

Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться… И только теперь я понимаю, что жалеть надо ни фига не слониху… ЁЖИКУ-ТО КАБЗДЕЦ НАСТАЛ!!! Его расплющило нахрен!!! 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку… Там хоронить нечего было… Жене и детям цветы возложить некуда… Всё, что осталось от бедного ёжика, пристало к слоновьей заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите… И какая дурацкая надпись будет на могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей жопой»…

Кстати эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные эмоции:

«А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.»

Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на миллионы лет… Пускай будет только слон…

Возвращаясь к Айболиту. Помните, у меня появилось подозрение, что Айболит содержит нелегальный банк органов. Это подозрение только крепнет после прочтения «Топтыгин и Лиса». Мы даже можем немного узнать, кто явился донором преступному доктору:

«Засмеялся добрый

Доктор Айболит.

Глупому Медведю

Доктор говорит:

«Ладно, ладно, родной, я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные,

Есть ослиные, длинные-длинные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу…»

Начал Мишка хвосты примерять,

Начал Мишка перед зеркалом гулять:

То кошачий, то собачий прикладывает

Да на Лисоньку сбоку поглядывает.»

Выводы делайте сами…

В стихах Чуковского нередко появляются злодеи. И какой самый простой способ победить отрицательного персонажа? Воспитанное на голливудских боевиках поколение хором кричит: «Мочить козла!!!» Но задолго до Голливуда этот способ победы Добра над Злом проповедовал К.И. Чуковский. Причем с уклоном в каннибализм.

Вспоминаем: Бармалей сожран крокодилом. Крокодил, в свою очередь поломан медведем. Старичок-паучок обезглавлен мародером-комаром. Таракан живьем проглочен воробьем.

Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?

стихи Чуковского с точки зрения УК

ü Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед (ст.213”Хулиганство”)

ü А за ним комарики На воздушном шарике (ст.211 “Угон воздушного судна”; ст. Нарушение правил международных полетов)

ü А за ними раки на хромой собаке (ст. 245 Жестокое обращение с животными)

ü Едут и смеются, пряники жуют (ст. 212. Массовые беспорядки; ст. 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)

ü Волки от испуга скушали друг друга (ст. 110 Доведение до самоубийства)

ü Бедный крокодил жабу проглотил (ст. 107 Убийство, совершенное в состоянии аффекта)

ü И сказал Гиппопотам крокодилам и китам: Кто злодея не боится и с чудовищем сразится Я тому богатырю двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую (ст. 291 Дача взятки; ст. 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности)

ü Не боимся мы его, великана твоего Мы зубами, мы клыками, мы копытами его! И веселою гурьбой звери кинулись в бой (ст. 279 Вооруженный мятеж; ст. 282,1 Организация экстремистского сообщества)

Источник: http://prikolisti.mirtesen.ru/blog/43953850912/Knigi-CHukovskogo-uchat-dobru-(s-prostorov-Ineta)

www.babyblog.ru

Значение творчества К.И. Чуковского в воспитании детей

Значение творчества К.И.Чуковского в воспитании детей.

«Детским писателем нельзя сделаться,

им должно родиться…

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание — великое дело:

им решается участь человека».

Белинский

Может ли такой человек, как К.И. Чуковский, наделенный литературным талантом, через свое творчество воспитывать детей, формировать их личностные качества, формировать представления о добре и зле, любви, милосердии, дружбе ? Конечно – да. К.Д.Ушинский писал: «Только личность может влиять на воспитание развития другой личности». Среди многочисленных занятий Корнея Ивановича, одним из таких фундаментальных были его занятия детской психологией. Еще в 1911 году он написал книжку «Матерям о детских журналах», которая потом называлась «Маленькие дети», а потом с какого-то момента она стала называться книга «От двух до пяти» и это название вообще вошло в обиход, оно существует даже в массовом сознании. К.И. Чуковский знал своего читателя, знал что сказать, и как сказать. Он знал, какие неисчерпаемые возможности познания таит в себе детский развивающийся мозг. Способность улавливать объяснения, накапливать знания с самых ранних лет у ребенка громадная. И Чуковский умело будил в душе ребенка добрые чувства, свойственные именно его возрасту. Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры… Ведь именно в них зарождается будущее богатство духовного мира ребенка. К.И.Чуковский подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 году писал «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Любовь и привязанность к людям, животным, природе, первое чувство дружбы и товарищества, первая благодарность за добро, ненасытная любознательность — вот что должно наполнять духовный мир ребенка». Как играют дети? Какие рисунки рисуют? Как говорят дети? Мы видим, каким солнечным, ярким, переполненным самыми невероятными чудесами видится им мир! Таким же рисует мир в своих произведениях Чуковский. Он вселяет в детей веру в этот прекрасный мир! Чуковский — самый первый поэт, он входит к нам бессознательно. Мы не читаем сами Чуковского, его нам читают взрослые, сами наслаждаясь яркими картинами прочитанного. А у нас остается вечная связь взрослые — Чуковский. Встреча с ним длится всю нашу жизнь. Чуковский — это сегодняшнее детство наших воспитанников. Это первые слова наших детей, повторяющие за нами, может и не все понимая : «Муха-цокотуха…». Это и наше собственное детство, когда сердце сжималось от страха за бесстрашного Айболита. Чуковский — это наша многолетняя привязанность, это радость встречи с русской поэзией. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, любви, внимания и уважения. Какие же качества личности формирует Чуковский у детей через свои произведения? Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего. Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, не только внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень.» Выполняя поставленную задачу, Чуковский ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других. Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Они дают понять ребенку, что героические поступки могут совершать не только «супермены», но и обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту и какие бы страшные события не происходили, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской. К.И Чуковский пишет для детей с огромной любовью. В его произведениях для детей соблюден наиважнейший принцип формирования нравственных ценностей: принцип ценностного отношения к Человеку – признание Человека наивысшей ценностью.

infourok.ru

Урок внеклассного чтения по теме «Произведения К.И. Чуковского для детей», 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • познакомить с творчеством писателя;
  • добиваться осознанного, выразительного чтения;
  • воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.

Ход урока

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

Знакомство с темой урока

Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг.

Исторический зал

Чуковский Корней Иванович (1882–1969): настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.

Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.

Загадки

Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(Коньки.)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа).

А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать.

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! –
Что это?
(Крапива.)

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало.)

Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер.)

(Слайд – загадки Чуковского. Приложение.)

О сказочнике Чуковском

– Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:

Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.

– А вот другой случай:

Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:

“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!”. Так Корней Чуковский стал сказочником. (Слайд – сказочник – Чуковский.)

– Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр.)

Слушание сказки в исполнении автора и просмотр (Слайдшоу)

– Кто выучил отрывок из этого произведения?

– Чему учит нас эта сказка?

– А для чего нужно соблюдать чистоту?

Муха Цокотуха

– Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – ее именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. Кто выучил отрывок из этой сказки?

– Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Друзья познаются в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.

Выставка книг, игра “Узнай сказку”

– Героями многих книг Чуковского является Крокодил. Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.

– А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
“Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше”.
(Телефон.)

– Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил.
(Бармалей.)

– Кто учил отрывки из этих произведений?

(Дети отвечают.)

– Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием “Бармалеева” и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный. – Кто учил отрывок из этой сказки?

– А каким становится Бармалей в конце сказки? (Добрым, добро побеждает зло.)

– А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное.
(Краденое солнце.)

– Кто приготовил отрывок из этой сказки?

– Долго – долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушеными грибами.
(Путаница.)

– А наши сказки тоже все перепутались. Помогите их угадать. (Слайдшоу “Угадай-ка”.)

– Кто может рассказать строчки из сказки “Айболит?

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

Сказка “Цыпленок”

– Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку “Цыпленок” и подумаем, чему же она нас учит. (Слайдшоу.) (Приложение)

Стихи Чуковского – переводчик

– Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи.

Например такие:

“Федотка”

Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка.
Только папа, да дедушка с бабушкой.

– Кто подготовил стихи Чуковского?

Итог урока

– С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились?

– Герои книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я понял, что…
  • Самым интересным для меня было…
  • Мне было непонятно…
  • Мне бы хотелось…

Телеграммы

  • Ой! Ой! Ой!
    Ой! Ой! Ой!
    Воротитеся домой! (Федорино горе.).
  • О! Спасите моржа!
    Вчера проглотил он ежа! (Телефон.)
  • Дорогие гости, помогите!
    Паука – злодея зарубите! (Муха Цокотуха.)

Домашнее музыкальное задание

(Волшебные сказки.)

19.01.2009

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *