Содержание

Описание этапов Веревочного курса — Летний лагерь

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ И РАЗОГРЕВА

Эти упражнения служат для вовлечения участников в работу, для мотивации участников, помогают тренеру создать рабочую атмосферу в команде, сконцентрировать внимание членов команды на задании и подготовить их к работе над упражнениями основного блока. Такие, на первый взгляд, простые упражнения, как, например «Приседушки», эффективно активизируют поиск нестандартных подходов и часто дают участникам возможность найти верное оригинальное решение, посмотреть на задачу по-новому. Их описания несложные, а некоторые из упражнений уже считаются классическими и, кстати, проводятся не только в Тренингах Командного Взаимодействия «Веревочный Курс».


«Приседушки»

Описание игры: Это одно из классических упражнений для разминки. Оно состоит из нескольких этапов, обычно из трех. Первый этап выполняется в парах, второй – в четверках или пятерках, заключительный — всей группой. Особенность этого упражнения в том, что на каждом из его этапов участники получают разный опыт командного взаимодействия.

Инструкция для первой части: «Найдите себе партнера. Встаньте лицом друг к другу. Внимательно слушайте инструкции. Задание следующее: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своего партнера, необходимо одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своего партнера, одновременно сесть и одновременно встать».

Если некоторые участники не садятся на пол, а приседают на корточки, тренер может сделать следующее:

  • громко сообщить всей группе, что «сесть» — означает сесть полностью, попой на землю;
  • спросить у участников, как они понимают слово «сесть» и в чем они видят разницу между «сесть» и «присесть», и предложить прийти к общему пониманию и согласию;
  • принять происходящее и не вмешиваться и т.д.

Результат: Первая часть упражнения (в парах) для большинства участников оказывается упражнением на внимательность к правилам и «на доверие»: для того чтобы встать самому, надо сделать так, чтобы встал твой партнер.


Инструкция для второй части: «Теперь объединитесь в три группы: четыре, четыре и пять человек. Задание такое же: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, необходимо одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать.»

Результат: Этот этап упражнения является для участников возможностью обменяться опытом. Участники достаточно быстро договариваются и получают результат.


Инструкция для третьей части: — «Кто уже догадался, что будет дальше? Верно, теперь все вместе. Задание: касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: касаясь носками ног носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать.»

Результат: Первое, что обычно делают участники — пробуют воспользоваться готовым решением, полученным в предыдущих частях: встают в круг, берутся за руки и садятся на «три-четыре». Одни группы после первой пары попыток понимают, что прошлый опыт здесь «не работает» и начинают искать новое решение. Другие группы могут потратить до получаса делая одно и то же с незначительными вариациями. Обычно в группе выделяются несколько человек, которые начинают руководить процессом (по очереди или одновременно). Способы проявления тех или иных участников, их действия, стратегии и выборы могут послужить отличным поводом для обсуждения после упражнения.

Поиск новых решений обычно ведется по следующим направлениям: по-другому взяться за руки, по-другому садиться и поменять расположение. Рассмотрим подробнее различные варианты решения:

Рассмотрим направление «по-другому взяться за руки». Итак, группа стоит в круге лицом в центр.

Участники могут:

  • взяться за руки с ближними соседями, тогда круг получается максимально широким. Приходится очень широко расставлять ноги — неудобно, неустойчиво. Когда группа садится, круг становится еще шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки с ближними соседями — круг максимально тесный. Руки не натянуты, а значит, нет опоры друг на друга. Пытаются садиться и вставать самостоятельно — мешают друг другу и все равно не получается это делать одновременно;
  • сцепиться локтями с ближайшими соседями. Когда группа садится, круг становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки через одного за спинами друг друга. Когда группа садится, круг становится шире – больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает;
  • взяться за руки через одного/двух внутри круга. Это наиболее приемлемый способ.

В большинстве случаев участники берутся за руки. Обратить внимание участников на то, что в последней инструкции нет задания «взяться за руки». Это упражнение является поводом для дискуссии о стереотипах поведения, возможностях команды, которые группа не использует и не видит, и о внимательном слушании.

Безопасность: когда упражнение выполняется в группах более 4 человек, необходимо страховать наиболее слабых участников: приседая, они могут не удержать голову или удариться спиной. Кроме того, упражнение не рекомендуется для проведения в холодную или дождливую погоду.


«Человек к человеку»

Для игры нужно нечетное количество участников. Описание игры. Участники объединяются в пары, оставшийся без пары участник — водящий; водящий подает команды, называя определенным образом части тела, например: «нос к носу», «щека к щеке», «локоть к локтю» и пр.; участники должны коснуться друг друга названными частями тела. Когда водящий говорит: «человек к человеку», участники образуют новые пары, оставшийся без пары участник становится водящим, после чего игра повторяется сначала.

Результат: Игра способствует созданию атмосферы близости, веселья и свободного творчества. Вызов для участников определяется необходимостью физического контакта и его возможной экзотичностью.


«Носики»

Описание игры. Упражнение проводится в парах и может быть представлено, как «особенный способ приветствия, принятый на Веревочном Курсе». Упражнение заключается в следующем: участники встают друг напротив друга, касаются друг друга носами («трутся носами») и делают шаг назад, после чего опять касаются носами и делают шаг назад и т.д. Упражнение заканчивается, когда участники уже не могут достать носами друг друга.

Результат. создание в группе атмосферы близости, веселья, доверия (если участники опираются друг на друга «домиком») и свободного творчества в поиске вариантов решения. Прежде чем предлагать группе это упражнение, оцените, не покажется ли физический контакт «нос к носу» слишком тесным для участников (малознакомые группы).

Безопасность. По мере того, как участники расходятся все дальше и вынуждены поддерживать равновесие, опираясь друг на друга, упражнение становится все более опасным (в случае скольжения ног возможен удар коленями и локтями о землю, при этом можно ударить партнера головой по лицу). Поэтому тренеру необходимо постоянно держать всю группу в фокусе и быть готовым страховать (причем, одновременно несколько пар).


«Путаница»

Описание игры. Участники становятся вместе близко друг к другу, берутся за руки наиболее хаотичным образом. После чего им предлагается «распутаться» не разжимая рук. Ключевой момент — «перепутать» их максимально быстро, удачно и не потеряв энергию.


«Пальчики»

Описание игры. Участники рассаживаются (встают) в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак и по команде инструктора все «выбрасывают» пальцы. Цель состоит в том, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам не разрешается договариваться, перемигиваться или пытаться согласовать свои действия любыми другими способами. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет цели. Количество попыток может быть ограничено тренером.


«Джамп»

Описание игры. Участники встают в шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом в одну сторону и по команде тренера подпрыгивают, поворачиваясь в прыжке вокруг оси на 90° или 180° в любую сторону. Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.


«Ураган»

Описание игры. Участники становятся в общий круг. «В игре есть один водящий, сначала им буду я. Я, как водящий, говорю вам: «Поменяйтесь местами те, у кого…». И называю любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у кого есть этот признак, должны поменяться местами. Очень важно обязательно успеть поменяться местами. Кто не успеет, становиться водящим. Моя задача, как водящего, — занять ваше место, пока вы меняетесь местами. В игре нельзя оставаться на своем месте, если у вас есть указанный водящим признак. Тогда вы автоматически становитесь водящим. Новый водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого…». Если вы не можете найти общий признак, то даете команду «Ураган!».


«Сороконожка»

Описание игры. Участники становятся друг за другом, держась за талию стоящего впереди человека. Теперь они — сороконожка. По команде тренера сороконожка начинает двигаться вперед, выполняя указания. Задача — сохранить целостность цепочки. Во время передвижения «сороконожки» тренер меняет задание: «сороконожка двигается на одной ноге, в полу-присяде и т. д.».

СНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС»

Схема ТКВ

Цель упражнения — это общий командный навык, который необходим для выполнения поставленного в упражнении задания. Этот навык команда получает во время взаимодействия в процессе выполнения упражнения.

Задачи — это «опорные точки» для тренера, которые задают основные направления для обсуждения в группе. Эта информация, как правило, проявляется в виде вопросов и замечаний участников, в изменениях их поведения и взаимодействия в процессе выполнения упражнения.

Содержание упражнения включает в себя описание площадки и ресурсов, которые имеются в распоряжении участников, самого задания, которое должна решить команда и правил, исполнение которых обязательно для того, чтобы решение считалось действительным. Тренер зачитывает участникам правила дважды, отвечает на вопросы, дает время на выработку тактики и на то, чтобы участники смогли опробовать свою тактику. Перед выполнением тренер снова зачитывает правила.

Очень важным условием правильного проведения упражнений «Веревочного Курса» является использование тренером одних и тех же жестов при повторном зачитывании правил.

Кроме того, в каждом упражнении указано среднее время его выполнения, и тренеры Эко Тура поделились своим опытом, «рекордами команд» — в упражнениях указано максимальное и минимальное время, за которое команды выполняли задание во время Тренинга Командного Взаимодействия.

Перечислены критерии, по которым тренер может принять решение о прекращении проведения упражнения, и те действия, которые команда должна выполнить в случае нарушения правил любым из участников.

Дополнительные условия — это условия, которые тренер может добавить к основным условиям упражнения, если считает это необходимым для успешного развития команды.

Например, дополнительное условие «упражнение выполняется в полном молчании» тренер может назначить, если часть участников в команде уже имеет опыт прохождения такого же упражнения в прошлом. Тогда команда получает дополнительную сложность и в то же время учится искать новые, нестандартные ресурсы для решения задачи. А с помощью таких дополнительных условий, как «ограниченное количество попыток», тренер может управлять процессами динамики в команде, повышать мотивацию к выполнению задания, бросая команде своеобразный вызов.

Оценка уровня безопасности упражнения. Перечислены основные опасности, которые могут возникнуть для здоровья участников во время выполнения упражнения. Уровень безопасности упражнения определяется в зависимости от количества таких возможных опасностей.

Стоит разработать шкалу безопасности, от «1» — «наиболее безопасное выполнение», до «10» — «наиболее небезопасное»: упражнения, которые из-за большого количества возможных опасностей требуют дополнительной страховки, максимального внимания тренера, и высокого уровня сплоченности команды.

Моделирование игровой ситуации. Для создания доверительной атмосферы, азарта, при проведении тематического мероприятия упражнение может формулироваться как некая игра. Игровой вариант хорошо использовать во время работы с детьми.

Результаты упражнения. Это «багаж» основных умений и новых знаний участников команды, с помощью которых они смогли выполнить задание. Результаты проговариваются и осознаются участниками во время обсуждения.


ВЫСОКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОРЫВА

Это упражнения, в которых эмоциональное напряжение, личные переживания каждого участника очень велики. Высокое упражнение — это индивидуальный вызов большинству страхов человека, которые связаны с возможностью неудачи, действиями в ситуации настоящей или иллюзорной опасности, потере привычных ориентиров, ситуациями, когда кроме как на себя, больше не на кого рассчитывать.

Высокие упражнения индивидуального прорыва выполняются со специальным альпинистским снаряжением на высоте до 20 метров, они часто становятся для участников возможностью разобраться со своими реальными и воображаемыми страхами и преодолеть их.

Участники самостоятельно принимают свое индивидуальное решение, и учатся честно оценивать свои силы, мотивацию, свои личные усилия, которые они готовы приложить для решения задачи, находят и понимают свои внутренние страхи, которые мешают им работать в команде и развиваться вместе с ней, достигая общего результата.

Мы описываем схему проведения упражнений ТКВ «Момент Истины» и «Полет к мечте»

Эта схема более детальна, чем описания упражнений разминки, заключительных и основных упражнений, и включает в себя:

Цель упражнения и его задачи.

Подготовка к выполнению упражнения — это «готовность группы» — основные «узлы» общего опыта команды, который необходим для выполнения упражнения и «работа с группой до начала упражнения» — темы, которые команда должна обсудить с тренером до начала непосредственного выполнения задания. Это необходимо для того, чтобы каждый участник сконцентрировался на предстоящем упражнении, смог вспомнить и эффективно использовать весь опыт, полученный во время предыдущих упражнений.

Содержание упражнения: «упражнения индивидуального прорыва» — это пошаговые упражнения. Поэтому описание, задание и правила заданы для каждого из «шагов», и кроме того, перечислены темы для обсуждения в команде, которые должны стать высказанными командными результатами.

При оценке уровня безопасности для упражнений индивидуального прорыва важно заново проверять условия безопасного проведения для каждого участника, выполняющего упражнения. Эти условия перечислены в описании упражнений.

summercamp.ru

Веревочный курс. Описание этапов | Турклуб > на Мабука .RU

«Веревочный курс — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса — командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

· выработку стратегии группой;
· творческий подход;
· самовыражение;
· результативное лидерство;
· уверенность в себе;
· решение проблем;
· преодоление себя.

Необходимо соблюдать все условия выполнения «Веревочного курса».
1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
2. Упражнения выполняются под руководством организаторов, хорошо знакомых с курсом
3. Время на подготовку задания не ограничено.
4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас! Удачи!

 

Упражнения.

 

1. «Узелки».
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

2. «Электрическая цепь».
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

3. «Биг-мак».
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг», — другой: «Мак»; один: «Ореховые», — другой: «Масло» и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

4. «Сидячий круг».
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите участников повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

5. «Отжимания».
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

6. «Все на борт».
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

7. «Бревно».
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

8. «Тролли».
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

9. «Прогулка слепых».
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите участникам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

10. «Паутина».
Оборудование: заранее сплетенная из веревок вертикальная  «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

11. «Переправа».
Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится «маятник» (канат крепится к опоре).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.
Обязательна страховка!

12. «Электрическая изгородь».
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.
* шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

13. «Траст — фол».
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника.  По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите участников самим выбрать руководителя (Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
· Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
· Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;
· Голова немного откинута назад;
· Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»
2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»
3) МАЭСТРО: «Падай».
После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:
— Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
— Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?
Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

mabuka.ru

Веревочный курс

Это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, а также индивидуальных заданий, выполняемых, как правило, в лесу с использованием деревьев, альпинистского снаряжения, специальных приспособлений и обо­рудования. Курс служит для сплочения группы, повышения взаимного доверия. В процессе выполнения заданий создается атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увле­кательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодоле­нием страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возмож­ностей. НАЗАД

Участников ВК просят рассматривать день прохождения курса как метафору жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, то, в конечном счете, это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей профессиональной или личной жизни.

Многие из прошедших курс, считают, что этот день один из важнейших в своей жизни.

Предлагаем Вам набор упражнений для «Веревочного курса». Время прохождения упражнений не лимитируется. Ребята сами решают, продолжать выполнение или прервать его. НАЗАД

Паутина

Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5-3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины. Всей группе необходимо перебраться на противополож­ную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения группа садится кругом на траве и делится впечатлениями, говорит о том, что произошло. НАЗАД

Треугольник, или электрический ток

Между тремя деревьями натянута веревка на высоте 1,5 метра, расстояние между деревьями от 2 до 3 метров.

Внутри треугольника лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать нагрузку до 60 килограммов (вес одного человека).

Предположим, что веревка — это верхняя граница стены, ниж­ней границей которой является земля. Группа должна выбраться из треугольника через верх, не касаясь веревки и пространства под ней, так как мы предполагаем, что стена является своеобразной «колючей проволокой», и сквозь нее пропущен электрический ток.

Если кто-то заденет веревку, то вся группа возвращается на исходную позицию, то есть внутрь треугольника.

По окончании выполнения упражнения проходит анализ: как используются уроки, полученные в предыдущем упражнении. НАЗАД

БРЕВНО

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен занять место последнего члена группы, второй — предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек из группы коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию.

Как только группа выполнит упражнение, следует проанали­зировать действия ребят. НАЗАД

Переправа

На прочной ветке дерева, на высоте 2,5-3 метра прикреплена толстая веревка, которая оканчивается петлей. Веревка находится от земли на расстоянии 0,75 метра. Исходная позиция: веревка в вертикальном положении, по одну ее сторону на расстоянии 1,5 метра находится группа. Вся группа должна переправиться в квадрат 1 х 1 метр, находящийся от группы на расстоянии 3 метра, по другую сторону веревки. Необходимо переправить также и ведро с водой. При этом нужно не задеть земли и не пролить воды. После выполнения упражнения — анализ. НАЗАД

ТРОЛЛИ

Группе предлагается преодолеть расстояние в 10 метров, ис­пользуя две доски с прибитыми к ним веревками. Касаться земли нельзя, если же это произошло, то вся группа возвращается в начало пути. Проводится анализ. Произвести замер настроения в группе. НАЗАД

ЭЛЕКТРОЦЕПЬ

Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» — одновременно всем надо встать. НАЗАД

СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ

Ребятам в группе закрыть глаза и в течение 3-4 минут походить по комнате в разные стороны. Затем пусть они произвольно разобьются на пары. Один из партнеров закрывает глаза, другой водит первого по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими партнерами и достичь того места в комнате, которого он пожелает. Затем они могут поменяться ролями. НАЗАД

СТЕНА

Группе необходимо переправиться через стену, какое-либо сооружение высотой 3 метра. НАЗАД

ПРИЗ

На ветке дерева на высоте 3 метра прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя лишь себя в качестве строительного материала. НАЗАД

НЕВАЛЯШКА

Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в круг, становится в центр. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в кругу. Каждый должен побывать в кругу, после чего все делятся впечатлениями. НАЗАД

МОНСТР

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавля­ется или отнимается (с 3 человек — 1 точка опоры). После выполнения упражнения — замер настроения в группе. НАЗАД

ПОИСК

Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти в помещении веревку и сделать из нее равносторонний треугольник. Затем всем нужно взяться за веревку руками. Снять повязки, посмотреть, что получилось. Поделиться мнениями. НАЗАД

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

Все участники делятся на пары, встают коридором, вытянув вперед и соединив руки ладонями вверх, при этом, чередуя руки — на ладонь первого из пары кладет руку второй, затем снова первый и снова второй. В конце коридора лицом ко всем встает ведущий. На другом конце коридора на высоте 1,5 метра спиной ко всем стоит один из участников. Он должен закрепить руки «в замок». Он спрашивает команду: «Страховка готова?» Все отвечают: «Готова». Звучит команда ведущего: «Падай» — и участник упражнения падает на руки товарищей. Спина при этом должна быть прямой. Можно усложнить падение, если на пол, под руки группы ляжет другой человек. После окончания упражнения ребята должны обменяться впечатлениями; обратите внимание на свои чувства, когда готовитесь падать или ловить.

Упражнение дает великолепную возможность для проверки взаимного доверия и сплоченности коллектива. НАЗАД

studfiles.net

Тренинг командообразования «Верёвочный курс»

 

 

 

Описание тренинга «Верёвочный курс»

Тренинг командообразования «Верёвочный курс» от «Эвент Консалтинг Сервис» — эффективная технология формирования команды и развития лидерства, созданная на основе классического американо-британского тренинга «Ropes Course».

 

«Верёвочный курс» предусматривает преодоление интеллектуальных и эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива. Программа «Верёвочного курса» включает в себя прохождение диагностических, командных упражнений и заданий личностного прорыва.

 

Сильная сторона «Верёвочного курса» – быстрое вовлечение группы в работу, минуя обычное сопротивление к обучению в аудитории. Участники приезжают на площадку тренинга, чаще всего в лес, в ожидании приключения. И получают целый день приключений, которые, по сути, являются обучением.

 

«Верёвочный курс» — настоящий тимбилдинг для повышения эффективности групповой деятельности в любых профессиональных областях, совмещающий военно-полицейские разработки и методики лучших мировых психологов. Само понятие «тимбилдинг» в России началось именно с «Верёвочного курса».

 

При выполнении заданий, связанных с командным принятием решений в условиях ограничения времени, распределения ролей, используются игровые методы обучения. Для снятия эмоционального накала программа обычно завершается совместным отдыхом, барбекю, вечеринкой у костра. Благодаря этому появилось заблуждение, что «Верёвочный курс» — своеобразный формат корпоративного отдыха. «Верёвочный курс» — это не игра и не форма корпоративного отдыха, это серьёзный тренинг командной работы.

 

Задача тренера, работающего с группой

Задача тренера (инструктора – помочь группе действовать эффективно, не допустить агрессии и негативных тенденций внутри группы, обеспечить безопасность.  Делается значительный акцент на ключевые компетенции командной работы и соблюдение техники безопасности

Тренинг имеет большое количество вариантов реализации: «Лесной верёвочный курс», «Приключенческий верёвочный курс» и так далее. Элементы «Верёвочного курса» используются в различных программах тимбилдинга, корпоративных квестах.

 

 

Как проходит тренинг командообразования «Верёвочный Курс»:

 

«Веревочный Курс» предусматривает преодоление группой физических, эмоциональных и интеллектуальных препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива. Все тренинговые упражнения являются активными. Строгой последовательности прохождения заданий ( испытаний, этапов ) не существует. Можно сказать, что все испытания являются самостоятельными задачами, и их можно рассматривать как мини-проекты.

Перед выполнением каждого упражнения тренер озвучивает группе:

  • Четкую задачу;
  • Описание ресурсов и ограничений;
  • Критерии выполнения и невыполнения задачи.

Характер задач является необычным для участников, что лишает возможности подсказки решения со стороны более опытных коллег. Для большинства испытаний нет одного правильного способа выполнения. Иногда, таких способов насчитывается и больше десятка. Поэтому, выбранный вариант решения задачи будет зависеть от самой группы и от ее возможностей. Перед каждым упражнением участники вырабатывают тактику и стратегию прохождения задания, распределяет роли между членами команды, обозначают ответственных. Если необходимо, делают пробные попытки, оттачивают или дополняют план действий, и затем команда должна безошибочно выполнить поставленную задачу.

Благодаря четким критериям выполнения и невыполнения задания, группа видит степень своей эффективности. Таким образом, формируется ответственность персональная и коллективная.

Обязательное условие – все члены команды участвуют в выполнении задания. Они помогают своей команде любым доступным способом: советом, подставленной коленкой,  эмоциональной поддержкой. Участник с объективными ограничениями, который физически не может проходить упражнение, вполне способен стать главным стратегом команды.

«Веревочный Курс» помогает участникам получить личный опыт командной работы. Экстремальный характер некоторых упражнений, проходящих на высоте при использовании специального снаряжения, позволяет эмоционально закрепить позитивный командный результат.

Важным этапом в «Веревочном Курсе» является заключительное упражнение, общее для всех команд. Сложность этой задачи превышает физические возможности отдельного участника. Только в  единой команде возможно преодоление  этого препятствия и радость коллективной победы. Данное задание необходимо, чтобы участники осознали свою принадлежность к единой команде, единой организации и поняли, что работают для достижения одной цели.

 

Особенности проведения «Верёвочного курса»:
  • Полное отсутствие соревновательности
  • Тренинг проводят тренеры-инструкторы с профильным образованием
  • Группа проходит одно и тоже упражнение до правильного выполнения
  • Проводится обсуждение и детальный разбор каждого упражнения
  • Требуется специально подготовленная территория
  • Оптимальная численность одной команды 8…12 участников
  • Количество команд практически не ограничено
  • Длительность – 5-8 часов
  • Тренинг проводится в любое время года и в любых погодных условиях
Дополнения:

Дополнительной опцией может быть диагностика состояния коллектива с отчетом команды тренеров.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОГРАММЫ ТИМБИЛДИНГА:

 

Где провести тим билдинг? Площадки для тимбилдинга в Москве и Подмосковье
Еще площадки…

 

 

Примеры заданий программы тимбилдинга «Веревочный курс» — низкий курс

Данные задания выполняют вместе все члены команды (группы).

«Паутина»

«Минное поле»

«Лабиринт»

«Ходули»

«Весы»

«Шагомер»

«Бревно»

«Токсичные отходы»

«Тарзанка»

«Желоба»

Ряд упражнений могут показаться сложными и требующими физической подготовки участников, но это совсем не так. Способ прохождения упражнения команда разрабатывает самостоятельно и может всегда найти тактику, которая не потребует значительных физических затрат. В группе всегда выделяются участники, берущие на себя самые сложные этапы и помогающие другим преодолеть их — в этом, кстати, заключается одна из задач тренинга: выработка «чувства локтя». Низкое упражнение можно в любой момент прервать, вернуть участника в безопасное положение и провести анализ процессов, происходящих в команде. Эти упражнения условно экстремальны, требуют командной подготовки и планирования, чувствительны к мельчайшим ошибкам со стороны любого участника. Низкие упражнения отлично подходят для отработки командных навыков (Team Skills).

 

 

Примеры упражнений тренинга «Веревочный курс» (Личный вызов)

Данные задания участники выполняют индивидуально при поддержке своей команды. Используется альпинистская страховка.

 

  • «Прыжок на трапецию» — классическое задание — прыжок в пустоту на опору и спуск на альпинисткой страховке.
  • «Десантёр» — подъём на высоту и скоростной спуск «десантирование» по натянутому тросу.
  • «Скалодром» — использование элементов скалолазания.
  • «Небоскрёб из ящиков» — строительство конструкции из поставленных друг на друга ящиков
  • «Высотный город» — серия заданий на высоте

 

 

Общее финальное задание

Финальное упражнение проводится  одновременно для всех команд,  что позволяет эмоционально закрепить общий позитивный командный результат.


Финальное упражнение «Веревочного Курса» нужно для организации совместного решения казалось бы невыполнимой задачи. Сложность задачи превышает физические возможности отдельных участников и возможна лишь коллективная победа.


Выполняя заключительное упражнение, участники тренинга командного взаимодействия «Веревочный Курс» видят возможность выполнения недостижимых задач при объединении всех ресурсов и вкладе каждого.

 

 

 

Где провести «верёвочный курс»?

В отличие от привычных аудиторных тренингов и программ обучения, «Верёвочный курс»  проводится в естественных природных условиях. Такое решение позволяет вырвать участников из привычной комфортной обстановки в непривычную, условно экстремальную среду.

 

Требование к месту проведения «Верёвочного курса»:

  • Обширная природная территория
  • Условия для эффективной работы отдельных команд и большой группы в целом
  • Приватность для работы отдельных команд
  • Отсутствие бытовых проблем участников для концентрации на тренинге
  • Организация питания по плавающему графику

 

«Эвент Консалтинг Сервис» предлагает:

  • Проведение «Верёвочного курса» на оборудованных площадках
  • Мобильные комплекты оборудования для проведения тренинга на любых площадках

 

Подготовка и мотивация участников к тренингу командообразования

Успешное проведение «Верёвочного курса» напрямую зависит от мотивации участников.

Для повышения эффективности тренинга рекомендуем:

  • Проводить тренинг в рабочие дни или использовать принцип только добровольного участия в выходные дни.
  • Заранее подготовить, проинформировать участников тренинга
  • Продумать и обсудить с организаторами состав команд и способ их формирования
  • Сообщить организаторам об особенностях корпоративной культуре
  • Информировать организаторов о прошлом опыте участия в программах тимбилдинга
  • Участвовать в тренинге руководителям всех уровней
  • При необходимости – провести предтренинговую подготовку руководителей

Подготовка участников к проведению «Верёвочного курса»:

  • Предварительное информирование о дате тренинга
  • Ознакомление с программой, форматом, формой одежды
  • Заполнение «Анкеты участника тренинга «Верёвочный курс»
  • Ознакомление с «Памяткой участника тренинга «Верёвочный курс»
  • Оформление страховки ( в случае высотного тренинга )

 

 

 

Предварительный заказ

 

 

www.eventcons.ru

Верёвочные этапы. Верёвочный курс — Туристский клуб Лена, Санкт-Петербург

Активные программы «Верёвочные этапы» и «Верёвочный курс» — для спортивных состязаний, корпоративных праздников, тимбилдингов, школьных мероприятий.

ВЕРЁВОЧНЫЕ ЭТАПЫ

  • Техника Пешеходного Туризма (ТПТ)
    Система верёвочных препятствий «ТПТ» расположена на высоте 6 метров над землёй.
    Задача «ТПТ»: переходя с одного препятствия на другое, пролезть весь этап как можно быстрее.
    «Бревно», «бабочка», «сеть» — только некоторые из непростых и очень интересных верёвочных конструкций, которые Вам предстоит преодолеть. Мы уверены — они подарят Вам массу острых ощущений и азарта.
    На этапе «ТПТ» все  участники используют туристскую обвязку. В дополнение к самостраховке карабинами, безопасность обеспечивают два инструктора: один страхует участника на земле через обвязку, второй — непосредственно на этапе.
  • Висячие Сады
    Система верёвочных препятствий расположена на высоте 0,5-1 метр над землёй. Перебраться с «паутины» на «качающийся мост», с «петель» на «качели» не так-то просто, но когда за тобой команда, придумываешь самые изобретательные варианты прохождения.
    На «Висячих садах» участник не использует туристскую обвязку. Инструктор осуществляет гимнастическую страховку на наиболее сложных участках.
  • Путанка
    Верёвочный лабиринт расположен в непосредственной близости от земли. Участники проходят этап парой в одной связке, поэтому основная задача — не только пробежать самому, но и помочь другу, — вместе найти решение. Этап отлично учит работать в команде.
    Страховка на «Путанке» не требуется. Инструктор может усложнить задачу в зависимости от условий и результатов прохождения.

ВЕРЁВОЧНЫЙ КУРС 

Увлекательный командный квест, который объединяет в себе все три этапа. Наши инструкторы составят для Вас программу соревнований, расскажут о критериях судейства, проведут старты, обеспечат безопасность на этапах.
Программа «Верёвочный курс» — популярная составляющая туристско-спортивных слётов, тимбилдингов, корпоративов, школьных мероприятий.

 

*Возможность аренды одного этапа, двух или целого курса зависит от загруженности. Мы рекомендуем уточнить заранее, свободен ли этап в нужные даты и время. Наши менеджеры с радостью подберут для Вас наиболее удобный вариант.

Звоните:

+7 911 740-65-76
+7 812 271-06-25

lenatur.ru

Материал на тему: Веревочный курс

«Веревочный курс»

Уважаемые коллеги!

           Предлагаем вашему вниманию серию специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого.
           А называется этот курс — веревочным. Почему? Потому что главная идея — все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием!
Веревочный курс — это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса — командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:
· выработку стратегии группой;
· творческий подход;
· самовыражение;
· результативное лидерство;
· уверенность в себе;
· решение проблем;
· преодоление себя.
На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период смены.
Необходимо соблюдать все условия выполнения «Веревочного курса».
1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с «курсом.
3. Время на подготовку задания не ограничено.
4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Упражнения.
1. «Узелки».
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

2. «Электрическая цепь».
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

3. «Биг-мак».
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг», — другой: «Мак»; один: «Ореховые», — другой: «Масло» и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

4. «Сидячий круг».
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

5. «Отжимания».
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

6. «Все на борт».
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

7. «Бревно».
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

8. «Тролли».
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

9. «Прогулка слепых».
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

10. «Паутина».
Оборудование: заранее сплетенная из веревок «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.


Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

11. «Переправа».
Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится «маятник» (канат крепится к опоре).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.
Обязательна страховка!

12. «Электрическая изгородь».
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.
* Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.


13. «Траст — фол».
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
· Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
· Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;
· Голова немного откинута назад;
· Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»
2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»
3) МАЭСТРО: «Падай».
После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:
— Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
— Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?
Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.


На этом «Веревочный курс» закончен. Результаты этой программы вы получили. Все ли смогли выполнить упражнение? Никто не остался в стороне? А на вечернем «огоньке». Спросите у детей, чему они научились в процессе данного курса?

nsportal.ru

просто о сложном — Летний лагерь

Систем и подходов к определению типов упражнений «Веревочного Курса» очень и очень немало. Однако все классификации так или иначе зависят от целей и задач, которые решаются с помощью того или иного упражнения, времени их проведения и уровня подготовки, который необходим для удачного и безопасного проведения этих упражнений.

Все упражнения Тренинга Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» можно разделить на такие группы:

Упражнения для разминки и разогрева. Они, как правило, не требуют специального оборудования. Проводятся для создания рабочей атмосферы и внутренней мобилизации каждого из участников для эффективной работы.

Основные упражнения.

Высокие упражнения индивидуального прорыва. Для их проведения требуются специальные тренерские навыки и опыт. Эти упражнения называются высокими, потому что их выполнение связано с личным преодолением страхов, в частности — страха высоты. Каждый участник здесь самостоятельно принимает решение.

Заключительные упражнения. Они проводятся координатором совместно для всех участников, для всей команды детского отряда. Они объединяют все мини-команды, если количество участников было большое, и дают всей команде детского отряда чувство общности, объединяя их перед командным вызовом. Это обязательное упражнение, которое дает ощущение «команды» для всех участников.


Базис «Веревочного Курса» — «основные» упражнения, в которых участники всей командой должны из пункта А перебраться через различные препятствия в пункт Б. На разных этапах каждого такого упражнения группа получает конкретный опыт взаимодействия, а тренеру дает необходимую информацию, на основе которой он выбирает следующие упражнения для отработки командных навыков, которые необходимы для эффективности именно этой команды.

Получив задание, команда начинает вырабатывать свою стратегию для того, чтобы выполнить упражнение. На этом этапе тренер проводит диагностику отношений: тут хорошо видно, как изначально были распределены роли между участниками, кто является лидером команды, кто — генератором идей, а кто — идеальным исполнителем.

Создав стратегию, участники пробуют выполнить упражнение. Как правило, с первого раза они не могут этого сделать, потому что используют свои постоянные стереотипы и допускают те же ошибки, которые приводили их к конфликтам и недоразумениям во время работы. На этом этапе проб и ошибок хорошо видны слабости команды и направления, в которых команде нужно работать, например: доверие, концентрированность, готовность вместе выполнять упражнение до окончательного результата, точность в мелочах, самоконтроль, умение договариваться. В свою очередь, участники во время попыток начинают отмечать те пробелы во взаимодействии и в своем личном опыте, которые создают трудности и мешают выполнить задание. Они начинают менять свое поведение, чтобы достигнуть общего результата

После нескольких неудачных попыток, как правило, тренер инициирует обсуждение. Во время этого обсуждения участники делятся своими ощущениями, мыслями и идеями, пытаются проанализировать ошибки, эффективность собственного поведения и поведения окружающих — насколько оно соответствует целям команды. Как правило, участники часто вспоминают, что именно такое поведение мешает им в их ежедневной работе в компании. Например, часто участники понимают и проговаривают, что несвоевременным или неправильно сформулированным советом они могут отвлечь человека, и тогда пострадает вся команда.

После обсуждения команда создает новую стратегию, теперь уже больше зная о каждом своем участнике, о его возможностях и слабостях. Учитывая это, команда придумает свои механизмы, которые помогают ей при всех ее слабостях и возможностях сделать упражнение. Здесь важно то, что ребята вместе создают новый опыт, для себя и для всей своей команды

Следующий важный этап упражнения — это победа. Совместная победа команды, которая выполнила сложное задание, вместе достигла цели, и при этом каждый получил свой личный новый опыт общения в этой команде, становится очень важным командным переживанием и опытом. Умение увидеть, почувствовать успех и вместе, командой отпраздновать победу — это очень важное командное умение, которому в жизни часто уделяется совсем мало внимания. Ребята, которые не умеют видеть реальных мотивацией. Поэтому команда учится ценить свои результаты и гордиться ими. После таких упражнений участники вместе с тренером обсуждают свой новый личный и командный опыт — те механизмы и инструменты взаимодействия в команде, которые помогли им победить, новые способы общения, свои личные переживания и ощущения.


Основные правила существуют по единственной причине — они работают.

Для безопасного и эффективного проведения всех упражнений есть общие правила: те, которые действуют во время всего тренинга и обязательны для исполнения. Координатор программы проговаривает эти правила перед всеми участниками во время знакомства, в самом начале тренинга. Их выполнение позволяет команде безопасно получить максимум результатов во время работы. Для безопасного и успешного проведения «Веревочного Курса» обязательно, чтобы все участники услышали, поняли и приняли данные правила. Координатор также обозначает временные рамки тренинга для всех участников. Так участники с самого начала тренинга учатся принимать общие правила, приходить к осознанному соглашению для достижения результата.

Координатор обязательно объясняет основную причину правил — «безопасность» — всем участникам. Важно, чтобы каждый участник осознанно принял эти правила и самостоятельно следил за их исполнением в команде.

Во время упражнений для разминки и разогрева и в начале проведения основных упражнений одна из главных задач команды — научиться и ответственно выполнять правила и уметь самостоятельно контролировать их выполнение всеми членами команды без участия тренера.

Правила:

  1. Во время тренинга участники обращаются друг к другу на «Ты» и по имени. Это правило продиктовано, в первую очередь, соображениями безопасности: иногда нужно быстро отреагировать на возникшую опасность во время выполнения упражнения.
  2. Честность. Тренеры честны с участниками и прямо говорят о том, что происходит во время тренинга. Тренеры обеспечивают участникам обратную связь, описывая – а не оценивая — происходящие в команде процессы, и рассказывая о своих ощущениях, но при этом (что очень важно) не давая советов, не осуждая участников за их действия.
  3. Команда «Стоп». По команде «стоп» участники прекращают выполнение упражнения. Если в момент команды «Стоп» участник находится на руках, плечах других членов команды, то его медленно опускают на землю, и только после этого начинается обсуждение ситуации, возникшей в команде.
  4. Использование подручных средств запрещено.
  5. Участникам запрещается становиться на плечи и головы друг друга во время выполнения упражнений
  6. Другие занятия, не связанные с выполнением задания, возможны только во время перерывов, которые назначает тренер каждой команды.

В каждом упражнении подробно описаны специальные обязательные условия и правила его проведения.

Перед проведением упражнений тренер может напомнить участникам, что каждый из них лично следит за своей безопасностью и безопасностью своей команды. Если участник считает, что выполнение этого упражнения небезопасно для него, то он должен принять свое личное решение, каким образом он может безопасно участвовать в выполнении поставленной задачи. После этого он обязательно должен сказать о таком решении команде и согласовать свое решение со своей командой.

Тренинг Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» дает каждому без исключения участнику возможность понять свои собственные ресурсы, найти тот, который станет незаменимым для его команды. Каждый член команды учится правильно выбирать свое место и наиболее эффективно участвовать в решении общей задачи, независимо от состояния здоровья, ограничений, наличия или отсутствия специальных умений или знаний, используя свои личные возможности для решения общей задачи.


Смотреть также

summercamp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *