Содержание

От погремушки до шнуровок: выбираем игрушки для развития мелкой моторики

Мы еще не встречали таких родителей, которым не хотелось бы похвастаться успехами своих детей. Знать, что твой малыш в чем-то лучше всех, – очень сладкое чувство! Быть может, ранние уроки английского и грудничковое плавание близки по духу далеко не всем, но про важность развития мелкой моторики у ребенка уж точно способна рассказать любая мама.

От того, насколько хорошо маленький человек владеет своими руками, напрямую зависят его речь и развитие в целом. Одно тесно связано с другим. Очень часто мы даже не осознаем, что обычная игра ребенка – на самом деле тренажер для его пальчиков. А когда осознаем, начинаем всеми способами поощрять такие игры. Одни мамы выдают своим детям контейнеры с гречкой и макаронами, другие играют в ладушки и «сороку-ворону», третьи покупают правильные игрушки.

Мы подготовили для вас удобный чек-лист игрушек для развития мелкой моторики у детей разного возраста.

Но, пожалуйста, не придавайте слишком большого значения пометкам относительно детских лет. Может быть, вашему ребенку уже в год будут понятны пазлы для трехлеток. Или же, наоборот, в четыре года понравятся «малышовые» развлечения. И то и другое – совершенно нормально!

Игрушки для развития мелкой моторики у детей до года

В первый год жизни малыш только знакомится со своим телом, а приоритетную важность для него имеет развитие крупной моторики – движения руками и ногами, осознание себя в пространстве, умение удерживать равновесие. Однако нет такой нижней границы, которая бы диктовала, с какого месяца ребенку можно вручить его первую игрушку. Кто-то начинает тянуться к погремушкам в 2-3 месяца, кто-то – только ближе к полугоду. В любом случае первые развивающие игрушки – это всегда предметы, позволяющие малышу познавать мир.

Тактильные игрушки

К таким игрушкам относятся различные подвески, сложносоставные погремушки с шуршащими и звенящими элементами, а также самые обычные погремушки и прорезыватели. Простая вещь выглядит простой только для взрослого человека, а младенцу она способна открыть множество новых ощущений и впечатлений. Особенно если игрушка имеет интересную неоднородную фактуру (пупырышки, ребристые грани, гладкие и мягкие стороны).

Развивающие коврики

В первые месяцы жизни ребенок, как правило, находится в лежачем положении. И нужно сделать окружающее его небольшое пространство, с одной стороны, максимально уютным и не перегруженным яркими деталями, а с другой – стимулирующим перевернуться, потянуться, схватить. И, если ребенок «гуляет» на полу, мягкий коврик с пришитыми и подвешенными игрушками станет для него хорошей развивающей средой.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей от 1 года до 2 лет

С года ребенок – уже вполне самостоятельная единица. Он свободно перемещается в пространстве, имеет хорошие навыки хватания и бросания, а его список «умелок» растет с каждым днем. Это возраст, когда погремушки утрачивают свою актуальность, а на смену им приходят более сложные наборы игрушек.

Пирамидки

Казалось бы, что может быть проще? Однако эта незамысловатая игрушка – один из лучших первых тренажеров для развития мелкой моторики у ребенка. Даже если сначала малыш не будет понимать правильный порядок складывания колец, главное для него – видеть результат действия руками. Это отличный стимул!

Кубики

Неустаревающая классика детства. Деревянные, пластиковые или даже сшитые из ткани кубики нравятся многим детям. Из них можно складывать башенки (серьезная координация движений), строить домики (тут обычно требуется помощь старших) или просто раскидывать по всему дому, что, кстати, тоже полезно для мелкой моторики (но в этом случае лучше купить кубики самые легкие и безопасные – для окружающей среды и проходящей мимо кошки).

Сортеры

Игра с детальками разной формы, которые нужно поместить в подходящие отверстия, задействует множество отделов мозга ребенка.

Он учится анализировать, выбирать, сопоставлять и, конечно же, оттачивает при этом ловкость маленьких ручек (не так-то просто попасть кубиком в квадратную дырочку, а цилиндром – в круглую!).

Бизиборды

Дети обожают бизиборды, это безусловный хит у маленьких людей в возрасте от года до трех. А иногда и те, кто постарше, не прочь подвигать щеколды и пооткрывать дверцы. Главная прелесть такой игрушки в том, что она максимально безопасна (все детали надежно прикреплены к основе), но при этом дает ребенку ощущение причастности к «настоящей» взрослой жизни! Бизиборд можно сделать и самому, купив в хозяйственном магазине доску, шурупы и разные цепочки с розетками, а можно найти готовый. В том числе дети очень хорошо относятся к компактным бизикубам.


Тесто для лепки и пластилин

Не все малыши способны играть пластилином или тестом, не пытаясь отправить эту красивую яркую массу в рот. Однако, если ребенок уже понимает разницу между игрой и едой, его пальчикам будет очень полезно познакомиться с лепкой, которая считается одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики.

Пальчиковые краски

Держать кисточку или карандаш малышу может быть слишком сложно, а потому не особенно интересно (по крайней мере, если речь идет о занятиях рисованием, а не попытке «обновить» обои). Оптимальным решением для этого возраста являются пальчиковые краски: они не только радуют яркими цветами и совершенно безопасны даже при попадании в рот, но и дают ребенку множество полезных тактильных ощущений.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей 3–4 лет

Дети с трех лет считаются уже достаточно смышлеными, поэтому им вполне можно давать игрушки с мелкими деталями. И это открывает большой простор для принципиально нового уровня игр и развития мелкой моторики.

Трехлетка может брать в руки (а не в рот) бусинки, части конструктора и традиционные инструменты для рисования.

Инструменты и материалы для творчества

В этом возрасте уже можно приучать ребенка правильно держать карандаш, кисточку и ножницы. Вырезание и рисование – идеальные способы прокачать мелкую моторику и испытать радость от самого акта творчества. Чтобы ребенку было веселей, купите ему детский мольберт и хороший набор для творчества с удобными инструментами. Необязательно приобретать «Невскую» акварель, хотя помните, что разница между дешевыми тусклыми и яркими качественными красками всегда заметна даже неопытному художнику. Развивающие книжки с заданиями тоже радуют многих детей.

Магнитные наборы

Разноцветные детали магнитного конструктора можно лепить на холодильник, покрытую магнитной краской стену или на специально прилагающуюся дощечку. Они включают воображение, способствуют появлению ролевых игр и дают возможность задействовать (и развить) мелкую моторику.

Крупные пазлы

Для начала лучше выбирать крупные пазлы, состоящие из 1–2 деталей, потом постепенно переходить к 4, 9 или 12. Как и в случае с сортером, в этой игре очень много работы для маленького мозга. Не удивляйтесь, если от простых пазлов с небольшим количеством деталей ребенок быстро перейдет к довольно мелким и сложным. Но и не расстраивайтесь, если он вовсе не оценит такую забаву. Все мы разные.


Настольные игры

Существует целый ряд игр, рассчитанных на развитие мелкой моторики у ребенка. Некоторые из них основаны на принципах баланса – в них нужно добавлять детали или, наоборот, убирать («башенки»). Другие настольные игры предполагают аккуратное совмещение деталей на ровной поверхности стола (простое домино) или требуют ловкости рук (например, «рыбалка»).

Шнуровки

Игра для терпеливых и усидчивых. Требует и ловкости рук, и сосредоточения, и умения довести дело до конца. С другой стороны, она же является тренажером для этих качеств. Как и в случае с пазлами, начинать лучше с простых шнуровок, переходя к более сложным, с мелкими деталями.

Кинетический песок

Разноцветный кинетический песок так же хорош, как тесто или пластилин: он дает много тактильных ощущений и открывает простор для фантазии. В нем можно прятать разные мелкие игрушки, строить из него замки или просто мять в руках – любой вид игры пойдет на пользу.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей 5–7 лет

С пяти лет начинается этап плавной подготовки к школе. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо владеет своими руками, ему многое удается делать без помощи взрослых: застегивать и расстегивать одежду, аккуратно есть, рисовать и вырезать. Появляется уже не игровой, а осмысленный интерес к буквам и цифрам, а следовательно, к письму. В этом возрасте многие игры, освоенные ранее, остаются очень важными и полезными (лепка, шнуровка, рисование), но к ним добавляются и новые, более сложные.

Принадлежности для письма

Приучать ребенка к письму стоит аккуратно, постепенно пробуждая в нем любовь к этому процессу. Лучше всего начинать с ярких и красочных прописей, где работа с буквами, цифрами и линиями больше похожа на игру.

Мелкие конструкторы

Однажды наступает момент, когда Lego Duplo начинает понемногу терять свою привлекательность, становится слишком простым. Самое время перейти к более сложному классическому конструктору с маленькими деталями. Игра с ним позволит ребенку выйти на новый уровень владения мелкой моторикой, потому что здесь требуются гораздо более точные движения.

Мелкие пазлы

Некоторые дети плавно переходят к увлечению мелкими пазлами. Однако бывает и так, что ребенок в младшем возрасте совсем не проявляет интереса к данной забаве, а ближе к школе вдруг открывает ее для себя и сразу же начинает собирать серьезные картинки из множества деталей. В любом случае родителям стоит только порадоваться: мелкие пазлы очень хорошо тренируют точность движений, логику и терпение.

Наборы для творчества

Плетение из резиночек, вышивка, составление алмазной мозаики, собирание бус из маленьких бусин – это забавы не только для девочек. Любому ребенку будет полезно для развития мелкой моторики освоить такие виды творчества.

Мы рассказали вам все самое интересное. Однако, если вы уже опытный родитель, вам наверняка тоже есть чем поделиться с читателями. Продолжим тему в комментариях!

23 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ.

1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Автор — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», автор сайта «Родная тропинка».

Топ-10 игрушек для развития мелкой (тонкой) моторики – Освіта.UA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *