«Что? Где? Когда?» и другие популярные интеллектуальные игры на российском телевидении
Андрей ИвановРазличные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ
Различные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ.
«Что? Где? Когда?»
Источник: InstagramПервый выпуск программы вышел в эфир в 1975 году. Проект был придуман режиссёром Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко. Ворошилов также был бессменным ведущим передачи вплоть до декабря 2000 года. Суть игры заключается в интеллектуальном противостоянии телезрителей и знатоков. Объединение всех, кто принимал участие в игре «Что? Где? Когда?», до распада СССР называлось «интеллектуальным клубом», а после событий 1991 года стало именоваться «интеллектуальным казино». Почти в каждой стране СНГ появились свои версии игры. Также шоу выходило на итальянском, болгарском, турецком и американском телевидении. С 1990 года все игры серии «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду. Телепрограмма не раз была награждена премией «ТЭФИ». А Владимир Ворошилов был посмертно удостоен награды «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».
«Брэйн ринг»
Источник: globallookpress.comДанная телеигра — это ещё одно детище Владимира Ворошилова. Мэтр отечественного телевидения задумал этот проект ещё в 1980 году. Первый выпуск передачи вышел в эфир 10 лет спустя — в 1990 году. С 1991 года программу вёл магистр «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов. Отличительной особенностью интеллектуального шоу «Брэйн ринг» стало участие в соревновании двух команд. Наградой за победу в цикле игр являлся приз, который назывался «Золотой Брэйн». В отличии от «Что? Где? Когда?» на съёмках «Брэйн ринга» присутствовали в большом количестве зрители — на построенных специально трибунах размещалось несколько тысяч человек. В «Брэйн ринг» играли многие известные знатоки «Что? Где? Когда?». В разное время на полях интеллектуальных телевизионных сражений встречались Александр Друзь, Максим Поташёв, Владимир Белкин, Елена Кисленкова, Борис Бурда и другие профессиональные игроки.
«Своя игра»
Источник: globallookpress.comЭта популярная телевизионная викторина является аналогом американского шоу «Jeopardy!», что переводится, как «Рискуй!». Премьера «Своей игры» состоялась весной 1994 года. Главный помощник игроков на этой программе — эрудиция, тогда как, например, в передаче «Что? Где? Когда?» знатоки отвечают на вопросы, руководствуясь синтезом, анализом, логикой и фантазией. С самого начала российская версия американского телешоу приобрела свои особенности. Так, например, редакторы придумали мантии разного цвета для участников, тогда как в Америке игроки появлялись на экране в собственной одежде. Интересен тот факт, что поначалу герои «Своей игры», пришедшие на телепередачу из других проектов не могли избавиться от привычки советоваться со своими соперниками — с этим было связано несколько курьёзных случаев, которые произошли на съёмках. «Своя игра» была удостоена двух премий «ТЭФИ», а её бессменный ведущий Пётр Кулешов в 2005 году получил престижную награду в номинации «Ведущий телевизионной игры».
«Умники и умницы»
Источник: globallookpress.comТелевизионная гуманитарная олимпиада российских школьников выходит в эфир с 1992 года. Участники уникальной передачи соревнуются в знаниях в таких областях, как всемирная история, иностранные языки, обществознание, мировой литература, мировая художественная культура, география, политология и дипломатия. Принять участие в «Умниках и умницах» могут дети из любого региона России, а также граждане стран ближнего зарубежья. Приз за победу в олимпиаде — право поступить в Московский государственный институт международных отношений на льготных условиях. По сути программа «Умники и умницы» является телевизионной версией вступительных испытаний, которые проходят все абитуриенты, решившие продолжить своё обучение в МГИМО. Автором и ведущим программы является русский писатель, философ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Павлович Вяземский.
«Самый умный»
Источник: globallookpress.comИгра «Самый умный» выходила на российском и украинском телевидении с 2003 по 2013 год. Этот проект является аналогом британского шоу «Brainiest». В игре принимают участие школьники. Соревнования проходят в разных возрастных лигах. Ведущей программы с 2003 по 2012 год была Тина Канделаки. В рамках данного проекта существовал «Клуб самых умных» — его членами были лучшие участники игры, набравшие наибольшее количество баллов. Ведущая во время игры зачитывала игрокам вопросы. Так как соревнования проходили на время, то Тина Канделаки проговаривала текст задания очень быстро. Скорость речи ведущей не раз была названа специалистами в области риторики и журналистами феноменальной.
teleprogramma.pro
Интеллектуальные игры
Общая типология интеллектуальных игр
Перед рассмотрением конкретных игр необходимо определить критерии, по которым мы (то есть я :)) будем их оценивать.
Существует огромное множество игр. Конечно же, я смогу описать лишь те, которые видел сам. Про остальные может кто-нибудь ещё напишет :).
Для начала определимся с общими чертами игр. Теорию игр я ещё не изучал, но и так понятно, что в любой игре должны быть противоборствующие стороны. И каждая стремится провести свой план. Победа одной из сторон означает неудачу других.
На основании этого можно сразу ввести первую классификацию: существуют игры с равноправными и неравноправными сторонами, а также (как всегда :)) смешанный вариант. В играх с равноправными сторонами, как нетрудно догадаться, все стороны равны в возможностях (перед началом игры (!)) и добиваются одной цели. Яркий пример – это «Своя Игра» (СИ). В неравноправных играх стороны отличаются. Например, в «Кто хочет стать миллионером?» (КХСМ) две стороны – игрок и «компьютер», борющиеся за общие деньги, но разными способами.
Смешанный вариант – «Алчность» – несколько игроков и, опять-таки, условный противник-«компьютер».
Так что же лучше? На мой взгляд, всегда интереснее борьба человека с человеком в равных условиях. Битва человека с рекордом интересна, но ограниченное время, поскольку рано или поздно надоест. В «Русской рулетке» (РР), например, сначала происходит борьба человека с человеком, а затем победитель пытается выиграть главный приз. Что ж, вполне допустимый вариант.
Игры делятся на одиночные и командные. В одиночной игре каждый играет сам за себя, в командной – люди играют ради успеха своей команды. Смешанные игры – «Слабое звено» (СЗ) и «Алчность», где игроки играют сами по себе, но вынуждены объединиться в команду ради общей цели. Подобные игры потенциально гораздо интереснее, но и в некоторой степени аморальнее. Их создатели утверждают, что подобные игры хорошо моделируют жизненные условия, но, имхо, они лишь воспитывают подлость. Ваш покорный слуга сам придумал подобную игру – «Обогащение», но, думаю, не стоит её реализовывать на практике.
Крайне неплохо было бы, если игра б сочетала в себе как элементы командной, так и одиночной игр.
Особенностью игр является также их одноразовость/многоразовость. Вот, скажем, «Народ Против» (НП) – одноразовая игра: сыграл, пусть и несколько кругов, но всё равно больше играть не пустят :). А СИ – многоразовая игра, в ней можно долго играть на вполне законных основаниях :).
Игры делятся на прикреплённые к одному эфиру и свободные от этого. СИ, СЗ, «Что? Где? Когда?» (ЧГК) и многие другие жёстко завязаны на выпусках передачи: 1 эфир – 1 игра (или 1 последовательность игр, как было в «Брейн-ринге» (БР)). «Алчность» и НП – свободны от разделения на эфиры. КХСМ – промежуточный вариант: каждый эфир даёт возможность сыграть десяти новым игрокам, но само время игры для каждого игрока эфиром не ограниченно.
В принципе, оба варианта допустимы, но первый понятнее.
Помимо качественных, существуют и количественные характеристики игры. Это средняя и максимальная суммы выигрыша, продолжительность игры, её частота появления в эфире, число сыгравших за единицу времени 🙂 и пр.
Очень важным для игр считаю количество возможных стратегий, ведущих к выигрышу. Зачастую явно это число подсчитать не удастся. Чем оно больше, тем игра интереснее (но, как всегда, всё хорошо в меру :)). Например, в игре «Умницы и умники» (УиУ) чётко видны три возможные стратегии – это три игровые дорожки.
Несомненно, важным является и разнообразие. Однотипный характер игры зачастую усыпляет. Периодически должны производиться вливания адреналина. Но и перегибать палку не стоит: зритель начнёт путаться в сложных правилах.
Дополнительным параметром будет максимальное количество информации, получаемое за игру.
И напоследок пора, наконец, определить, какие игры будут считаться интеллектуальными. Несомненно, в таких играх необходимо проверять знания игроков и их интеллект, а также их умения свои знания и интеллект проявлять. Наличие вопросов в игре, в принципе, не является обязательным.
vladimirkhil.com
«Проще простого»
«Проще простого»
Буду рассказывать об играх не в порядке их появления, а в порядке моего с ними ознакомления :). Итак, поехали!
1) вернёмся лет этак на 10 назад. Ах, как это было давно! Совсем другое время, которое почти стёрлось из памяти (и немудрено – сколько мне тогда лет-то было? :)). Тогда и телеканалы были другими. Например, был канал «Российские университеты» — помните? А канал НТВ транслировался не круглосуточно, а лишь с шести часов вечера. И как раз в это время на канале шла игра под названием «Проще простого» (ПП) с Николаем Фоменко.
Суть игры проста: в игре принимают участие два игрока. Также имеется поле размером 3*3 для игры в крестики-нолики. А в каждой клетке этого поля помещается человек (итого – 9 гостей на 1 раунд, довольно накладно).
Каждый из игроков по очереди выбирает клетку из поля. Ведущий даёт человеку, сидящему в этом поле, слово и три варианта толкования этого слова.
Например: что такое МУЗУРЬ:
а) вкруг открытое, возвышенное место:
б) сибирское ископаемое, но не окаменелое дерево;
в) матрос на купеческом и промысловом судне Каспия?
Персона, к которой обращались, должна была выбрать одну из трёх трактовок. Далее Фоменко обращался к игроку, выбравшему ячейку. Последний мог согласиться с трактовкой или, соответственно, не согласиться.
Если игрок оказался прав (то есть, согласился с правильной трактовкой или не согласился с неправильной), то клетка захватывается им, и на ней ставится знак игрока – соответственно крестик или нолик. В противном случае на поле ставился знак другого игрока. Цель – поставить три своих знака в линию (как и в обычных крестиках-ноликах). Не помню, что происходило в случае, когда никто не достигал победы – кажется, очко не получал никто.
Таких раундов проводилось, кажется два, и в случае ничьей игрался дополнительный раунд из трёх вопросов. Победитель игры попадал в финал.
Убейте, не помню, в чём заключался этот самый финал, но победитель мог выиграть там мягкую игрушку :).
Интересные моменты:
— однажды в игре принял участие президент Ельцин! На моей памяти больше ни одна игра не может похвастаться подобным (наверняка, это был PR)
Проанализируем игру.
Она относится к смешанному варианту по равноправию – вначале два игрока равны в возможностях, а в финале игрок соревнуется с «редакцией». Что ж, недурная схема.
По типу противоборствующих сторон – одиночная игра.
По количеству попыток сыграть – одноразовая (кажется).
Игра жёстко прикреплена к одному эфиру.
Продолжительность игры – кажется, полчаса.
Частота появления в эфире – каждый будний день.
Плотность новых игроков – понятно, 2 человека за игру.
Насчёт количества возможных стратегий… сложно судить, но способов выиграть в крестики-нолики немного.
Разнообразие? Да какое вам разнообразие! Каждая передача немногим отличается от остальных. Причина – см. предыдущий абзац.
За игру можно узнать значения пары десятков слов.
Субъективное мнение и итоги:
В принципе, смотреть интересно, но большая часть вопросов сведена к угадыванию. Ну невозможно знать толкование таких мудрёных слов! На этом всё и построено – чтоб было интересно всем.
Что же сделали авторы игры? Они взяли классическую игру и слегка усовершенствовали её. Идея, давшая игре жизнь, — простота (ответ, как правило, можно только угадать, а с этим справится любой). Однако чрезмерная тяга к угадыванию, с которой мы ещё встретимся, принижает интеллектуальное качество игры. Ведь победить должен тот, кто умнее и сообразительнее :), а не тот, кто самый везучий.
Другая крайность – полное отсутствие везения (шахматы) делает игру скучной для подавляющего большинства.
Общий вывод на будущее: в идеальной игре должно присутствовать везение, но в разумных количествах. Победитель не должен быть известен до конца игры. Весь процесс игры – это увеличение вероятности собственной победы (но не до единицы).
Дополнения.
mika: Да, давненько дело было, спасибо, что напомнили. Фоменко был великолепен ИМХО.
Конечно, к интеллектуальным играм её отнести можно с натяжкой. Мой сын участвовал в ПП. Я даже была на съёмках.
Гости участвовали во всех трёх раундах игры. Раундов всегда было три. За первые два раунда победителю начислялось по 250 000 руб. тогдашних. За третий - 500 000. Кроме этого, были призы в секретных клетках, которые давали в случае правильного ответа. Финалисту предлагалось на выбор 9 ключей, один из которых открывал ящик с призом. При удачной игре м.б. сыграть пять раз (количество ключей в финале естественно уменьшалось и угадать его и открыть ящик становилось легче)
В итоге мой сын, который открыл ящик с первого раза, выиграл круиз по Средиземному морю — в который не поехал (деньги выигравшему суперприз не выплачивали), магнитолу и мягкую игрушку.
ВВВ : Иногда, помнится, было ДВА варианта ответов. Но чаще всего три.
Мне оттуда запомнилось слово СИНЕКУЙ. Даже помню, что оно означает.
vladimirkhil.com
САМУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ НА ТВ ПРИДУМАЛИ В РОССИИ
В 2015 году игра «Что? Где? Когда?» — оригинальная, самобытная, популярная, долгожитель телеэфира, рожденная еще во времена застоя, до распада СССР, – отметила свое сорокалетие. Она и сегодня имеет много почитателей, интересна различным слоям телезрителей.
Пожалуй — это один из самых ярких телевизионных проектов, не имеющих аналогов. Проект, который из года в год продолжает набирать свою популярность.
Основатель. Руководитель. Ведущий
Придумал игру Владимир Яковлевич Ворошилов. Он родился 18 декабря 1930 года в Симферополе. В 1943 году семья из эвакуации переехала в Москву. Учился в Московской художественной школе для одаренных детей. Окончил Академию художеств Эстонской ССР (факультет живописи), Школу-студию МХАТа (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. В 1955-1956 годах был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник » и в Театре на Таганке.
На телевидение был приглашен в 1968 году. Сразу затеял то, чего до него никто не делал. Первый крупный телевизионный проект – передача «Аукцион». По сути – первая рекламная передача в прямом эфире.
Вышло шесть выпусков. Программа была снята с эфира цензурой, а Ворошилов перешел в разряд внештатников и надолго стал персоной нон-грата. Через год после скандального закрытия «Аукциона» на телеэкране появилась новая придуманная им игра – «А ну-ка, парни!»
4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир семейная викторина «Что? Где? Когда?».
В передаче приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями – сначала в гостях у одной семьи, а потом – у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.
— 1997 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Развлекательная программа».
— 2001 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Телевизионная игра». Александр Фукс – победитель конкурса в номинации «Оператор» и Владимир Ворошилов – приз «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».
Астрологи предсказали, что передаче «Что? Где? Когда?» отпущен срок 25 лет… Через 25 лет, 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич Ворошилов ушел из жизни. Юбилейные игры стали его «последней гастролью».
Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» всегда была в поиске. Предлагались новые правила, новые взаимоотношения между знатоками и телезрителями, ведущим и знатоками … Поиски формы передачи и элементов игры не прекращались, искались, вырабатывались постепенно. Что-то уходило, а что-то сохранилось и до сих пор.
ПРОДОЛЖАТЕЛИ
С мая 2001 года за кадром звучит голос нового ведущего.
Это Крюк Борис Александрович. Он — первый заместитель генерального директора продюсерского центра «Игра ТВ».
Родился 18 августа 1966 года в Москве. В 1989 году окончил МГТУ им.Баумана. По профессии – инженер-конструктор.
В дикторскую передачи «Что? Где? Когда?» впервые попал еще в школьном возрасте. В 12 лет придумал свое первое правило для игры «Что? Где? Когда?» Еще учась в институте, работал на программе в качестве ассистента режиссера, режиссера, автора, музыкального редактора. В течение десяти лет во время каждого прямого эфира игры «Что? Где? Когда?» работал в дикторской рядом с Владимиром Ворошиловым.
В 1989 году после окончания института был официально зачислен в штат Молодежной редакции Центрального телевидения. Позже — в штат телекомпании «Игра» в качестве первого заместителя генерального директора.
Параллельно с передачей «Что? Где? Когда?» работал над другими проектами компании. С 1990 по 1993 год был автором и режиссером-постановщиком программы «Брэйн ринг». С 1990 по 1998 год — ведущим, а с 1993 года — режиссером-постановщиком программы «Любовь с первого взгляда».
Сегодня Борис Крюк – автор, ведущий, режиссер и продюсер игры «Что? Где? Когда?» Вице-президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Дважды номинирован на премию ТЭФИ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Волчок – обыкновенная детская игрушка, с которой началась серьезная взрослая игра. Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять».
Для игры «Что? Где? Когда?» волчок немного усовершенствовали, вмонтировали стрелку, сделали балансировку, укрепили основание, чтобы не опрокидывался. Несколько волчков на «Красном пролетарии» переделали почти бесплатно – за приглашение на игру.
Интересно, что в самой первой игре волчок выбирал не вопрос телезрителя, а игрока, который должен был отвечать на вопрос. А крутил волчок первый ведущий игры – Александр Масляков. Потом волчок стали крутить знатоки, но детская игрушка не выдерживала взрослой нервозности. Теперь волчок крутит только один человек – распорядитель зала.
Музыкальная пауза. «Сегодня стрелка остановилась впервые на музыкальном ключе. По нашим правилам в этом случае знатоки получают приз без боя, а телезрители – музыкальную паузу. Поднимите скрипичный ключ – Дюк Эллингтон! Выступает Дюк Эллингтон с оркестром!»
24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» впервые появилась музыкальная пауза. Тогда на игровом столе под символом музыкальной паузы – скрипичным ключом лежала «визитная карточка» Дюка Эллингтона, запись которого звучала в передаче.
На протяжении нескольких лет передача «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале становятся традиционными.
В музыкальных паузах 1983-1985 гг принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа «Веселые ребята» и другие популярные эстрадные исполнители. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» (номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года)
Черный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый черный ящик на советском телевидении.
Вопрос: «В этом черном ящике – музейный экспонат. Внимание! Говорят, что в 1764 году по приказу императрицы Екатерины отставной секунд-майор Бахметьев в селе Никольском Пензенской губернии основал хрустальный завод. И все было бы хорошо и, может быть, даже отлично, если бы не одно обстоятельство – сын секунд-майора запил. И вот тогда-то разгневанный отец и придумал для сына специальную антиалкогольную рюмку, которая сейчас находится в черном ящике. Что это за рюмка?»
Ответ: «Музейная рюмка: наклоните ее и вам покажется, что в ней плавают три мухи. Может быть, поэтому мы и говорим о тех, кто пьет, — «под мухой». Команда решила, что в черном ящике – рюмка-непроливайка, и самый первый, «исторический» вопрос с черным ящиком знатоки проиграли.
За время игры «Что? Где? Когда?» в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.
Однажды в черном ящике оказался настоящий авиационный «черный ящик». Весит такой ящик более десяти килограммов. Распорядитель зала вынимает этот ящик за кожаный ремешок, а тот вдруг рвется. Все это происходит в прямом эфире за три дня до Нового года. Ящик падает прямо на зеркальный стол. Зеркало даже не треснуло!
В настоящее время в игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом. Некоторые предметы кладут в черный ящик перед началом игры, но живую змею или горячие пельмени не положишь в ящик заранее. Тогда в распоряжении редакторов есть всего 15-20 секунд, чтобы «укомплектовать» ящик и передать его распорядителю зала. По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.
7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище в Москве был установлен памятник Владимиру Ворошилову – куб из черного отполированного гранита. Строгий и загадочный черный ящик стал символом человека-загадки, гениального создателя игры «Что? Где? Когда?»
Фото: budylai.livejournal.comНАГРАДЫ
«Знак Совы» — первая почетная награда клуба «Что? Где? Когда?». Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель «Знака совы» — Александр Бялко. Телезрители и знатоки клуба назвали его лучшим игроком финала 1980 года.
- Хрустальная сова
Приз «Хрустальная сова» был учрежден в 1984 году.
С 1984 по1990 год приз вручался один раз в год – лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год – в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии. С 2001 года «Хрустальная сова» вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней или зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды – знаток или телезритель.
Две первые «Хрустальные совы» 1984 года были изготовлены на стекольном заводе в г.Гусь-Хрустальном Владимирской области. С 1985 года приз «Хрустальная сова» делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).
Первый знаток-обладатель «Хрустальной совы» — Нурали Лапытов.
Приз «Хрустальная сова» на финальной игре 1984 года был вручен также телезрителю Александру Злобину (г.Дубна) за вопрос о Хлестакове, который был признан лучшим вопросом игры.
- Бриллиантовая сова
Вручается с 2002 года. Главный приз года. Присуждается в финальной игре года лучшему игроку победившей команды.
«Бриллиантовая сова» выполнена из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении приза использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» — более 8 кг.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
За время существования программы «Что? Где? Когда?» игры проходили в различных местах.
- Улица Герцена, 47
Игры «Что? Где? Когда?» проходили в старинном московском особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47 с 1983 по 1986 год. Именно с улицы Герцена программа впервые вышла в прямом эфире 24 октября 1986 года.
Из воспоминаний художника Татьяны Беляевой: «Мы объездили всю Москву – ничего подходящего. Но однажды Наташа Стеценко, гуляя с подругой, набрела на этот особняк. Странный какой-то домик с витражами. Заглянула в окна – и бросилась за мной. Я приехала и ахнула: здание Х1Х века, русский классицизм. А внутри! Вход вымощен брустчаткой, слева – маленький бар в красных тонах и лестница на второй этаж.На втором этаже – большой зал с рельефными фактурными стенами, в центре потолка – остатки каких-то зеркал. Рядом с залом еще одна комната. Я сразу решила: тут будет дикторская для Ворошилова, отсюда легко выходить на интервью. В этом доме я провела несколько дней, ломала голову – что добавить в интерьер, чтобы он стал игровым. Идею подсказали остатки зеркал на потолке: создать зеркальную стену. Она раздвинет пространство и даст возможность принять участие в игре всему клубу».
- Нескучный сад
Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере).
Усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого появилась первой на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина), на высоком берегу реки Москвы.
Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне. Трубецкой задумал построить здесь «увеселительную» усадьбу, которая была построена между 1739 и 1753 годами по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Ухтомского.
Называлась она «Нескучный загородный дом» или «Нескучное». Усадьба Трубецкого напоминала маленький Версаль.
Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями. Главный дом усадьбы был двухэтажным, барочной формы с фронтоном и скульптурой над кровлей. К дому примыкали четыре флигеля. Усадьба оставалась в первозданном виде до 1791 года. Маленький ОХОТНИЧИЙ ДОМИК – единственная сохранившаяся до нашего времени постройка усадьбы Трубецких.
- Охотничий домик
С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
Из интервью В.Ворошилова: «В павильоне, где снимается наша передача, когда-то был охотничий домик. Там пили коньячок, чаек, поигрывали в карты. Сама Пиковая дама, прообраз пушкинской графини, туда захаживала. Рядом был висячий мостик, где Тургенев сочинил свою «Первую любовь». Пушкин с Натали здесь часто бывали.Обо всем этом мы узнали много позже. А в тот зимний вечер, когда, прогуливаясь по Нескучному саду, я наткнулся на обветшалый заколоченный домик, там был… негласный туалет. Но дом так торжественно стоял на мысу… Не знаю, что вдруг стукнуло, но я влюбился в это место. Видимо, почувствовал, оно святое».
Из интервью Наталии Стеценко:
«Ворошилов просто ненавидел слово «викторина». Он говорил, что наша передача никакого отношения к этому жанру не имеет. У нас «игра» в чистом виде, потому что все элементы «игры» здесь заложены».
Имеет значение и менталитет. Мы разговаривали как-то с англичанами, которые покупают новые формы программ. Они утверждают, что вряд ли у них была бы популярна наша программа, потому что те люди, которые смотрят ТВ в Англии, они, во-первых не любят умных людей, а, во-вторых, они не любят элитарных людей.
В передаче заложен принцип командности. Распался Советский Союз, мало осталось того, на чём может происходить соединение. И игра «Что? Где? Когда?» — одна из таких форм. Играют в нее во всех странах, бывших республиках Советского Союза. Играет и эмиграция – в Канаде, США, Германии, Израиле, Финляндии. Во многих странах существуют клубы. Нас объединяет культурный слой, образованный советским пространством, он присутствует в передаче «Что? Где? Когда?».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
— Имя ведущего телепередачи долгое время оставалось загадкой для зрителей. А за Владимиром Ворошиловым надолго закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино». Кто скрывается за грозным голосом, зрители узнали лишь 23 апреля 1980 года, когда эфир закончился словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов». После его смерти в 2001 году кресло ведущего занял Борис Крюк. Его имя также долго скрывалось, а голос обрабатывался на компьютере. Но даже теперь, когда эта информация перестала быть тайной, знатоки обращаются к ведущему только так: «Господин ведущий!»
— Символом игры является филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры.
— До осени 1991 года знатоки не играли на деньги. В качестве призов в игре использовались книги. Потом интеллектуальный клуб стал называться интеллектуальным казино, а ведущего переименовали в крупье. Девизом передачи стала фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
08.11.1985 Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. Г. Казаринов/РИА Новости— За время своего существования телевикторина «Что? Где? Когда?» получила семь премий ТЭФИ, включая победу в номинации «Звукорежиссер». Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок, звучит композиция Геннадия Бондарева «Дикая лошадь», черный ящик выносят под «Ra-Ta-Ta» Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.
— Ну и самый последний факт, так сказать, «на закуску». Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» — наиболее грандиозная задумка, пожалуй, за все время существования телевидения. Это самая долгоживущая программа на TV, которая до сих пор не теряет свою аудиторию.
Читайте также:
ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ПРО НОВЫЙ ГОД: ЧАСТЬ 1
10 ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ
КАК ЧЕРНЫЙ РЫНОК СПАСАЛ САМУЮ ЧИТАЮЩУЮ СТРАНУ В МИРЕ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Иерархическая схема розыгрыша СИ
I. Суть схемы
При ИСР имеется ложа гроссмейстеров («пирамида»), в которой находятся 15 человек. Также существует ложа из 16 претендентов. 15 гроссмейстеров в ложе сидят в 4 рядах: в первом ряду – 1 человек (чемпион), во втором – двое, в третьем – четверо, и в четвертом – восемь человек.
Розыгрыш состоит из некоторого числа игровых циклов, а каждый такой цикл включает в себя 15 игр. В первых восьми играх (1/8 финала) цикла каждый из гроссмейстеров четвертого ряда выходит к игровому столу и сражается с 2 претендентами. За 8 игр у стола должны побывать все 16 претендентов. Если гроссмейстер занимает в игре первое место, то он сохраняет свою позицию в ложе. В противном случае тот из претендентов, который победил в игре, садится в ложу вместо проигравшего гроссмейстера. Последний покидает ложу, но имеет право вновь проходить отборы и попасть в ложу претендентов в следующих игровых циклах.
После проведенных восьми игр проводятся 4 игры (четвертьфиналы), в каждой из которых к игровому столу выходит 1 гроссмейстер из третьего ряда, и выбираются его противники (неважно, случайным образом или по их порядку в ложе) – два гроссмейстера четвертого ряда. Если гроссмейстер третьего ряда одерживает верх, то он сохраняет свое место в ложе. Если проигрывает – его место занимает победитель игры, а сам гроссмейстер третьего ряда опускается на 1 ряд вниз и занимает место обыгравшего его человека в четвертом ряду. Гроссмейстеры четвертого ряда в этих играх ничего не теряют (они уже защитили своё место в ложе), и они либо останутся на своих местах, либо кто-то из них поднимется выше. Далее проводятся 2 игры (полуфиналы). По схеме розыгрыша они идентичны предыдущим играм, в них гроссмейстеры второго ряда защищают свои позиции против гроссмейстеров третьего ряда.
В последней игре цикла (финале) встречаются гроссмейстер первого ряда и два гроссмейстера второго. Победитель игры объявляется победителем цикла. Он получает приз цикла и садится в первый ряд. Двое игроков, занявшие 2-ое и 3-ее места, садятся во второй ряд. Цикл завершен, и после этого можно начинать новый.
II. Дополнения к ИСР (не влияют на суть схемы)
- ИСР рассчитана на проведение нескольких игровых циклов, а не одного. Только в этом случае перемещения по ложе будут иметь смысл.
- Начальное заполнение ложи гроссмейстеров может быть определено по предыдущему розыгрышу. Например, победитель финала предыдущего розыгрыша занимает первый ряд (верх «пирамиды»), остальные финалисты – второй и т.д.
- Гроссмейстеры разных рядов могут носить мантии разных цветов и даже по-разному именоваться.
- Главный приз может быть совершенно любым. Это может быть автомобиль, конкретная денежная сумма или сумма, определяемая выигрышами победителей игр. Можно даже удваивать выигрыши победителей в четвертьфиналах, утраивать в полуфиналах и учетверять в финале. Главный приз может меняться и от цикла к циклу. Ведь если победителем в нескольких циклах будет один человек, то различные призы будут ему полезнее.
- Финальная игра может фактически состоять не из одной игры, а из серии игр.
- Помимо игровых циклов, можно в промежутках между ними показывать претендентские игры за право стать одним из 16 и сесть в ложу претендентов.
III. Преимущества ИСР (объективные)
- Претенденты играют сначала с гроссмейстерами «послабее», а впоследствии сила их оппонентов увеличивается. Поэтому претендентам легче адаптироваться к игре.
- За один цикл любой игрок может достичь вершины пирамиды. В то же время опуститься за цикл можно только на один ряд.
- Учитываются заслуги игроков в предыдущих циклах. Победитель предыдущего цикла попадает сразу в финал следующего. Но это не означает, что все циклы будет выигрывать один человек.
- В рамках одного цикла можно наблюдать как игры типа «гроссмейстер и 2 претендента», так и «3 гроссмейстера». При этом в гроссмейстерских играх игроки не рискуют вылететь из ложи.
vladimirkhil.com
ТВ и радио: Интернет и СМИ: Lenta.ru
Во всем мире Россия продолжает сохранять статус интеллектуальной державы. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие интеллектуальных шоу на отечественном телевидении (которые, правда, теряются на фоне массированной атаки развлекательным трешем), которые на протяжении десятилетий не теряют популярности и не сходят с экрана. «Лента.ру» вспомнила, кто подсадил Россию на иглу интеллектуальных телеигр, как русские сделали лучшую игру про умных джентльменов, которую теперь хотят показывать по всему миру, каким Александр Друзь был в молодости и кто из «Самого умного» оказался действительно самым умным.
Интеллектуальную войну на телевидении развязал Владимир Ворошилов. Бывший театральный художник и режиссер-постановщик, успевший блеснуть во МХАТе, Малом театре, «Современнике» и Театре на Таганке, в середине 1960-х меняет специализацию и в поисках достойного заработка отправляется на ТВ. Для телевидения Ворошилов оказался находкой. Поработав над документальными проектами, он выдумал первую передачу, не похожую ни на один советский телепроект: формально интеллектуальную, а по сути рекламную викторину «Аукцион». Ее участники отвечали на вопросы о различных товарах, а в финале шоу лучший игрок получал этот самый товар в подарок.
Программа закрылась очень быстро и со скандалом. Виной стал телевизор — кому-то из чиновников такой приз показался подозрительным. В результате победитель «Аукциона» остался без награды, а Ворошилов — без работы. Ему запретили появляться в эфире. По другой версии, программу закрыли из-за запрещенной бардовской песни, прозвучавшей в одной из передач.
Материалы по теме
00:08 — 26 января 2017
Однако спустя некоторое время запрет сняли, и Ворошилов приступил к съемкам интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», которому суждено было стать знаковым в истории советского, а потом и российского телевидения.
Мало кто помнит, но в 1975 году, когда ЧГК только запустили, программа была совершенно другой. В соревновании принимали участие не «господа» знатоки, а семьи. Но уже через год формат изменили. Программа стала позиционироваться как молодежный телевизионный клуб, в ней принимали участие студенты МГУ. Каждый играл сам за себя и должен был отвечать на вопросы мгновенно. О денежной прибыли никто и не помышлял — в 70-80-е годы лучшим игрокам в награду доставались книги.
Оставаясь за кадром, Ворошилов, известный зрителям как «господин ведущий», был главным в своем шоу. Он отбирал участников и имел особое представление об интеллектуалах. Ворошилов терпеть не мог зазнаек и считал, что ЧГК — для тех, чей интеллект является гармоничной составляющей личности. Поэтому зубрилок в казино брали неохотно. Несмотря на парадоксальность этой мысли, Ворошилов полагал, что для игры в «Что? Где? Когда?» не нужно быть семи пядей во лбу — достаточно школьного образования и смекалки.
Зрители долгое время не знали, как выглядит ведущий, слышали лишь его голос за кадром. Не знали и о том, что всеми любимое шоу было именно его детищем. В последние годы «господин ведущий» представал перед публикой, но это было необязательно: даже оставаясь за кадром, он заставлял знатоков трепетать.
Игра глубоко пустила корни на телевидении. Нервическое перебирание версий за игровым столом, потные от напряжения лбы «дам и господ», споры до пены у рта, минута нервотрепки, пререкания с ведущим, ожидание правильного ответа и долгожданное облегчение — вся страна проживала c кругом знатоков минуту обсуждения, зрители по ту сторону экрана на 60 секунд тоже превращались в команду ЧГК, в войска диванных знатоков. Никаких лишних эффектов — только живые человеческие эмоции.
«Что? Где? Когда?» — старейший проект на отечественном ТВ, который продолжает держать в напряжении зрителя по сей день. Из простого телешоу игра стала социальным явлением. Видя живой интерес к ней в обществе, знатоки шагнули в офлайн и создали так называемый спортивный ЧГК: команды соревнуются, отвечая на одни и те же вопросы, а сильнейшие выходят в финал. В ЧГК играют повсеместно: сборные есть в любом уважающем себя вузе, в школах, поклонники игры арендуют помещения и устраивают мозговые штурмы без всякого вознаграждения. Игра потеряла налет элитарности и переросла своего создателя: «Что? Где? Когда?» на экране превратился лишь в телевизионную версию.
Уникальную российскую нетленку пытались адаптировать за рубежом. И если в постсоветских странах проект прижился, то в США его ждала непростая судьба. Телеканал ABC поверил американскому актеру украинского происхождения Алексу Резнику (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»), который рекомендовал обратить внимание на уникальную придумку русских. Американцам понравилась идея интеллектуального казино, поэтому телешоу Million Dollar Mind Game (так назывался аналог ЧГК в США) было построено именно вокруг стремления к выигрышу — победитель получал миллион долларов. Версия была далека от оригинальной: гораздо меньше, чем в привычном нам «Что? Где? Когда?», уделялось внимания вопросам, а уникумов вроде Александра Друзя или Ровшана Аскерова не было. Шоу просуществовало год и было закрыто.
Кадр: шоу Million Dollar Mind Game
В середине 1980-х — начале 1990-х быть умным стало модно. Об этом свидетельствует интеллектуальный бум на телевидении. Во времена, когда взгляд Друзя еще не испепелял безразличием, а кудри Максима Поташева чернели как смоль, ТВ блистало россыпью новых молодых звезд. Среди них — молодой, но уже усатый уроженец Луганска Андрей Козлов. Он попал на телевидение в 1986 году, и ему там так понравилось, что спустя всего несколько лет игры в «Что? Где? Когда?» он стал одним из самых востребованных ведущих на федеральном телевидении. Его звездный час — программа «Брейн-ринг», сплав суперпопулярной передачи «Музыкальный ринг» и «Что? Где? Когда?», где команды уничтожали друг друга на ринге не кулаками, а силой интеллекта.
Первый выпуск вышел в эфир в мае 1990 года. Нетрудно догадаться, что запускал передачу трендсеттер той эпохи Ворошилов. Вместе с женой Наталией Стеценко он основал одну из первых частных российских телекомпаний «Игра-ТВ». Производитель как с конвейера выпускал в эфир проект за проектом, которые поколение 90-х с вспоминает с теплой ностальгией. Чего стоит смелое шоу «Любовь с первого взгляда», которую вел сын жены Ворошилова Борис Крюк, после смерти мэтра принявший на себя роль ведущего ЧГК.
По накалу «Брейн-ринг» не уступал «Что? Где? Когда?» Команды, состоящие в основным из очень молодых людей, буквально жили на ринге, что добавляло игре зрелищности. Не прогадали и с Козловым — до одержимости азартный, он оказался умелым ведущим, способным выдерживать интригу, а в случае необходимости поддать перца.
Иногда джазу задавала старая гвардия. Тогда на сцену выходил Друзь и показывал молодежи, как правильно мыслить, чтобы побеждать.
Спойлер. В начале 1990-х Александр Друзь выглядел ровно так же, как и нынче.
Порой эмоции в «Брейн-ринге» зашкаливали настолько, что казалось — драка неизбежна. По крайней мере, когда в «Брейн-ринге» играл молодой и взрывной Ровшан Аскеров.
Эмоциональность Козлова сыграла с ним злую шутку. По слухам, в 1996 году она сдетонировала с упертостью и нежеланием упускать прибыль основного акционера ОРТ Бориса Березовского. У «Игры-ТВ» были отлаженные отношения с ОРТ: за каждый выпуск канал платил аффилированной с ней Международной ассоциации клубов 35 тысяч долларов. К середине 1990-х в структуре телекомпании появилось рекламное подразделение, которое оштрафовало канал на 1,3 миллиона долларов за превышение уровня спонсорской рекламы в шоу. В результате ОРТ перестало платить производителю деньги, за что МАК подало на канал в суд.
Но суд становиться на сторону МАК не собирался, и отношения Козлова с Березовским окончательно испортились. В итоге производители не солоно хлебавши перекочевали на другой канал, тогда только начавший вещание, — «ТВ-Центр». Но в 2000 году новое руководство канала закрыло программу, как говорилось, из-за высокой стоимости ее производства. В 2001 году умер Ворошилов, и перезапуск передачи отложили в долгий ящик.
В 2009 году за него взялся холдинг «СТС Медиа», для которого «Игра-ТВ» уже делала музыкальную программу «Жизнь прекрасна». Однако и на СТС «Брейн-ринг» продержался только три года. В 2013 году шоу внезапно всплыло на канале «Звезда» министерства обороны, но только на два месяца, после чего кануло в небытие. И вот в 2018 году возродить былую легендарную передачу берется НТВ. Премьера намечена на начало марта.
Однажды недавно начавшему работать на телевидении кандидату наук Юрию Вяземскому дали задание придумать передачу для старшеклассников. К тому времени у него уже был опыт запуска программ для подростков: в 1989 году он выпустил в эфир литературную викторину «Образ».
Выпускник МГИМО, он тяготел к просвещению и придумал, как заинтересовать молодежь знаниями. Так родились «Умницы и умники» (удивительно гендерно выдержанный нейминг для тех лет) — уникальный формат телевизионной олимпиады, победителям которой гарантировалось зачисление в МГИМО. Вяземский быстро добился одобрения руководства родного вуза, но главный человек на первом канале «Останкино» (бывшее название Первого канала, ранее ОРТ) идею не одобрил: Егору Яковлеву идея показалась бесперспективной.
Но опыт доказал обратное: программа породила армию фанатов, которые готовы были вставать пораньше каждую субботу, чтобы попробовать ответить на непростые вопросы интеллект-игры. Цветные дорожки, по которым двигались участники, медали и ордена для победителей, строгий ареопаг — есть в «Умницах и умниках» сакральность, которая продолжает увлекать подростков разных поколений на протяжении 25 лет.
Так выглядело шоу «Умницы и умники» в 1996 году.
Передача дала путевку в жизнь сотням самородков, которые, возможно, не прошли бы вступительный отсев. Участники программы вспоминают, что для приезжих из других городов отбор был менее жестким, чем для столичных подростков. К примеру, абитуриентов из других городов не всегда проверяли на знание английского, в отличие от школьников из Москвы. Москвичи даже задание получали на английском, к школьникам же из регионов относились снисходительнее. Все это усиливало веру в то, что у каждого провинциала есть шанс поступить в ведущий вуз страны.
Еще один проект, в который мечтали попасть школьники, — программа «Самый умный» на СТС. Это тот случай, когда проект, купленный для адаптации за рубежом, стал ярче и интереснее оригинала.
Производством шоу занималась фирма Тины Канделаки. До «Самого умного» ведущая работала на телевидении и радио, но всенародную любовь принесло ей участие в этом детском шоу.
Участникам телеигры за минуту нужно было ответить на максимальное количество вопросов, которые задавала Канделаки. Чтобы сэкономить конкурсантам время, Канделаки задавала вопросы с умопомрачительной скоростью — ведущая «рэповала» не хуже Эминема. Эта манера нередко сбивала с толку школьников, впервые оказавшихся под дулами жарких софитов и взглядами миллионов телезрителей. Из-за стресса многие сыпались на элементарных вопросах. Наиболее сосредоточенные доходили до финала.
Перекрестный огонь вопросов и ответов завораживал. Часто игроки давали ответы еще до того, как ведущая заканчивала вопросы — так быстро они соображали. Рекорд поставила 14-летняя Анастасия Варламова из Приморья: она настолько быстро отвечала, что дважды посреди игры у ведущей заканчивались вопросы. Потом Канделаки призналась, что даже она, повидавшая множество одаренных детей, тогда испытала шок. «Абсолютно уверена: если наше будущее за такими детьми, то за него не стоит волноваться», — заключила она.
Еще один пример того, как копия затмила оригинал, — «Своя игра». Это аналог американской телевикторины Jeopardy! («Рискуй!»), больше полувека назад придуманной женой телеведущего Мервина Гриффина. По легенде, именно супруге Гриффина пришла в голову идея интеллектуальной викторины, не похожей ни на одну из тогда существовавших (в 1950-х годах в США телевикторины переживали бум): поменять местами вопросы и ответы. Ведущий должен был зачитывать ответ, а игроки — догадаться, на какой вопрос он отвечает. Шутка миссис Гриффин могла бы так и остаться шуткой, если бы Мервин не предложил идею продюсерам NBC. И они охотно согласились. Так мир увидел самую популярную в мире викторину, именуемую квизом.
Местные версии Jeopardy! существуют в десятках стран. В России к легендарному шоу присмотрелись в начале 1990-х. Новое телевидение, голодное и неотесанное, во все глаза глядело на Запад, далеко ушедший вперед в телевизионном искусстве. Такое народное, казалось бы, «Поле чудес» на самом деле является адаптацией «Колеса фортуны», придуманного, кстати, тем же Гриффином. Однажды Владислав Листьев увидел французскую версию этого шоу и захотел реализовать его на родине.
Примерно то же произошло со «Своей игрой». Ее производитель, компания «Видео интернешнл», позаимствовала у Jeopardy! принцип игры и антураж (неизменный синий). Шесть категорий, в каждой из них по пять вопросов разной стоимости, дешевые вопросы полегче, вопросы за 500 уровнем повыше. В России интеллектуальную составляющую решили усилить. Условно: легкие вопросы в российской версии тяжелее американских. «Своя игра» стала не просто игрой в вопросы и ответы, рассчитанной на средний ум, а битвой эрудитов. Участники состязания даже выступают в мантиях, как настоящие магистры, но нередко выглядят беспомощными, отвечая на вопросы из области поп-культуры. Так случилось, когда игроки приписали известную песню Sexual Revolution группы «Армия любовников» Надежде Бабкиной и «Золотому кольцу» и даже не поняли, почему смеется студия.
В отличие от «Своей игры», в Jeopardy! мало суперзвезд вроде Анатолия Вассермана. Однажды проигравший участник больше не возвращается в проект, в российской же версии он может прийти на шоу вновь через какое-то время. Если бы не такая разница в правилах, россияне, возможно, никогда бы не узнали о Вассермане (он нередко проигрывал), инженере и программисте из Одессы, который на протяжении десятилетий негласно остается хедлайнером программы.
В 1989 году он ненадолго появился в «Что? Где? Когда?» в команде Нурали Латыпова. В то время правила интеллектуального казино были жестче и, проиграв в одну игру, команда Латыпова вместе с Вассерманом и Борисом Бурдой навсегда лишились места в клубе. Однако позже знатоков амнистировали. Борис Бурда вернулся в клуб, а Вассерман уже был плотно занят в «Своей игре» и «Брейн-ринге».
Вассерман выиграл множество игр, стал обладателем звания «Лучший игрок десятилетия», однако рекорд в «Своей игре» поставил Александр Друзь. Как и другие знатоки, он участвовал в телевизионной и спортивной версии программы. В 2003 году Друзь выиграл в «Своей игре» 120 тысяч и один рубль, установив абсолютный рекорд по результативности за одну игру. Табло, на котором высвечивалась сумма, не было рассчитано на такие суммы, и после 99 999 оно обнулилось, поэтому ведущему Петру Кулешову пришлось приклеить рядом с табло бумажку, на которой была указана заработанная до обнуления сумма.
Говоря о «Своей игре», бессменному ведущему Петру Кулешову уделяют несправедливо мало внимания. А зря. Кулешову подчас стоит недюжинных усилий сохранять самообладание и не превращать шоу в «Смехопанораму». Интеллектуалы в мантиях так и норовят разрядить обстановку шуткой, но ведущий тактично возвращает их в конструктивное русло.
Телеигра переживала кризисы. В девяностые и нулевые она кочевала с канала на канал. В 2001-м закрепилась в эфире выходного дня на НТВ, но в 2012 году оказалась на грани закрытия. Руководство канала требовало от производителя программы, компании «Студия 2В», обновления дизайна студии и перехода на широкоэкранный формат. «Студия 2В», в свою очередь, была недовольна снижением суммы на продакшен передачи. В конце 2012 года стало известно, что канал не продлил контракт с производством шоу. Конфликт удалось разрешить под давлением общественности: шоу оставили на НТВ, а производитель сменил декорации и перешел на широкоэкранный формат.
Адаптации американских проектов внесли значительный вклад в популяризацию интеллектуальных шоу в новой России. Чего стоит только «Кто хочет стать миллионером» или «Слабое звено», которые в нулевых собирали у экранов миллионы телезрителей.
Яркое и дерзкое «Слабое звено» в 2001 году пронзило эфир Первого канала, тогда еще ОРТ. Концепция для отечественного зрителя была непривычной: ведущая прессинговала незнакомых друг с другом участников, которые по очереди отвечали на ее вопросы, зарабатывая деньги в общую копилку. Выигрыш забирал победитель.
На роль ведущей неожиданно избрали олимпийскую чемпионку Марию Киселеву. Прежде она вела только спортивные новости на НТВ. Попадание в образ оказалось стопроцентным: Киселева органично вжилась в необходимую для франшизы роль циничной стервы, которая с иронией подстегивает чувство конкуренции у членов команды. За это ведущую многие невзлюбили.
«Самое слабое звено» стало нарицательным выражением. Кроме того, в арсенале ведущей было множество издевок, с помощью которых она намекала, что от кого-то в команде пора избавиться. В русскоязычной«Википедии» таким «подколкам» посвящена целая графа.
У кого голова только для того, чтобы в нее есть?
Кого уже ждет позорное изгнание?
Чья голова легка, словно воздушный шарик?
Кто не смог издать ни одного членораздельного звука?
Кто говорит на одном языке с рыбами?
В «Кто хочет стать миллионером», которая при запуске в 1999 году назвалась «О, счастливчик», атмосфера была куда благодушнее. Однако и Дмитрий Дибров не упускал возможности погнобить своих гостей за незнание, как ему казалось, элементарных вещей. К примеру, в первом выпуске шоу кучерявый и подтянутый Дибров клеймит позором гостя, не знающего, чем занимается дочь Пола Маккартни. «Слушайте, купите вы себе энциклопедию Beatles, — произносит Дибров с презрением. — Стыдно, голубчик, в ваши-то годы».
За всю историю программы ответить на все 15 вопросов участникам удавалось шесть раз. Первым победителем стал петербургский ученый Игорь Сазеев, которому в 2001 году достался миллион рублей. Со временем выигрыш в программе увеличили до трех миллионов рублей и добавили возможность играть вдвоем. В последние годы в программе нередко участвуют звезды российской эстрады и кинематографа, которым, как отмечают зрители в комментариях на YouTube, вероятно, кто-то подсказывает. Последними крупный куш срубили ведущий Тимур Соловьев и певица Юлианна Караулова: в конце 2017 года они выиграли три миллиона рублей. А вот всезнающий Анатолий Вассерман в 2011 году дойти до конца не смог. Он не ответил на 13-й вопрос стоимостью полтора миллиона рублей и отправился домой с несгораемой суммой 100 тысяч.
Интеллектуальные телеигры в России продолжают множиться. Любой крупный канал с развлекательной составляющей стремится пополнить сетку программами «про подумать». Они есть и на «России 1», и на «Культуре», и на канале «Мир», нечто подобное можно найти даже на ТНТ. Не отстает и старейшина — «Что? Где? Когда?» год от года пополняется свежими, совсем молодыми лицами, а недавно телеклуб пустил за игровой стол школьников. Словом, show must go on — тем более если это заставит поколение YouTube пошевелить мозгами.
lenta.ru
«Самый умный»
18) Ещё одна игра с канала СТС – «Самый умный». Она существует и поныне.
Суть игры.
Правила слегка менялись, поэтому буду рассказывать про их современный вариант.
В игре принимают участие 12 школьников из России и Украины. Они вступают в первый тур, который состоит из 18 вопросов. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, только один из которых верен.
На размышление над каждым вопросом отводится 5 секунд, в течение которых каждый игрок должен ввести вариант ответа. Каждый игрок в «Самом умном» играет сам за себя. За правильный ответ на вопрос игрок получает очко. За неправильный – ничего не теряет.
В следующий тур выходят 6 лучших, показавших наибольший результат. Если шестёрку лучших сразу определить не удаётся, то ведущая (Тина Канделаки) начинает задавать дополнительные вопросы. Уже вышедшие далее на них не отвечают. После каждого вопроса новые лидеры также перестают отвечать.
Если после шести дополнительных вопросов не удалось определить всех победителей, то между кандидатами на выход далее проводится дополнительный бой. Правила в нём таковы: даются два списка из четырёх слов, связанных между собой. Например, это могут быть названия стран и столицы. От участников требуется совместить элементы этих списков между собой. Скажем, совместить название государства и его столицу.
Шестеро игроков попадают во второй тур.
В начале тура проводится игра «Дешифровщик». Игрокам предоставляется слово, каждая буква которого закодирована цифрой. Это при том, что каждой из цифр соответствует три буквы. Единице соответствуют «а», «б» и «в», двойке – «г», «д» и «е» и т.д. (без «ё», «й» и ещё како-то буквы). Также даётся подсказка. Вот, например: «Назовите европейскую страну: 1525661».
Игрок, первым разгадавший задуманное слово, будет первым играть, второй – вторым и т.д.
Во втором туре имеется 12 различных тем. Игроки по очереди их выбирают, таким образом каждому достанется по 2 темы.
После выбора игроком темы ведущая начинает задавать этому игроку вопросы по этой теме. Они идут подряд – после ответа игрока сразу переходят к следующему вопросу и т.д. Вариантов ответа не предоставляется. Время игры – 1 минута. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. За неправильный – 0 баллов. Набранные баллы за две сыгранные игроком темы суммируются.
Трое игроков, показавших лучший результат, выходят далее. В случае невозможности определения троих лучших между кандидатами на выход далее проводится такая же дополнительная игра, как и в первом туре.
Финал – самая интересная часть игры. Снова проводится игра «дешифровщик», по итогам которой игроки занимают игровые столы-«пульты»: первый – красный, второй – жёлтый, третий — синий. Причём победитель имеет право занять любой из столов. тот, кто занял второе место, выбирает из двух оставшихся мест. Третий игрок занимает свободный стол.
В финале имеется игровое табло из 36 ячеек. Каждая ячейка содержит 1 вопрос. 9 вопросов относятся к теме каждого игрока, которую тот заранее выбрал. Последние 9 – вопросы из области «общих знаний». Неизвестно, где расположены вопросы конкретного типа, но перед началом игры поле на несколько секунд открывается, и у игроков есть шанс запомнить часть его содержимого.
Игроки по очереди, начиная с того, кто стоит за красным пультом, выбирают ячейки. Выбравший ячейку игрок слушает вопрос. У него есть 10 секунд на то, чтобы дать ответ.
За правильный ответ на вопрос из своей темы игрок получает 2 балла. За верный ответ на вопрос из темы соперника – 3 балла. Если же вопрос относился к общим знаниям, то за верный ответ игрок получит только 1 балл.
Таким образом, будет проведено 9 кругов и сыграно 27 вопросов. Тот, кто наберёт наибольшую сумму очков, будет объявлен победителем игры и получит специальный приз.
Если победителя определить не удаётся, то проводятся дополнительные круги.
Если даже за три дополнительных круга победитель не был определён, то между кандидатами проводится та же игра, что и при подобных ситуациях использовалась в первом и втором турах. Такого я не видел, так что это только предположение.
Интересные моменты.
— до игр с детьми в передаче участвовали и взрослые. Припоминаю игру на определение титула «самый умный врач». Победителем стал Алексей Баженов
— были и ещё интересные моменты, но, увы, совершенно не запомнил имён участников.
Проанализируем игру.
В игре 12 (ранее 24) равноправных игрока.
По типу противоборствующих сторон – одиночная игра.
По количеству попыток сыграть – многоразовая.
Продолжительность игры – два часа (!).
Частота появления в эфире – 1 раз в неделю.
Плотность новых игроков – так как всех запомнить нельзя, то повторные игроки часто воспринимаются как новые. Но некоторые харизматические личности узнаются. Сложно определить эту величину.
С точки зрения игровых стратегий. В первом туре надо просто ответить на максимально возможное количество вопросов. Во втором туре необходимо выбрать темы для игры. Здесь уж надо оценить собственные знания по этим темам. В финале у игроков гораздо больше выбора.
Количество возможных исходов велико, так как возможна победа с разным счётом и разным преимуществом.
Вот разнообразие, увы, не велико. Проблема, по-моему, в том, что туры слишком длинны, и розыгрыши в них однообразны.
За игру задаётся очень много вопросов энциклопедического характера. Их количество определить крайне сложно из-за неопределённости во втором туре. Можно узнать много нового.
Субъективное мнение и итоги:
Отсутствие денежных выигрышей отличает игру от большинства рассмотренных ранее. Почетный приз – такой же стимул, как и денежный выигрыш.
Первый тур – занятное соревнование. Но вопросы там как правило очень простые, что является недостатком.
Вопросы во втором туре произносятся ведущей столь стремительно (а часто и не договариваются до конца), что не успеваешь даже понять, о чём идёт речь. Поэтому второй тур является не очень интересным соревнованием – не можешь играть наравне с игроком.
Финал – лучшая и самая увлекательная часть игры. Здесь наиболее важна игровая стратегия. Некоторые игроки с самого начала и до конца отвечают на вопросы своей темы. В случае любой проблемы (ошибки, или исчерпания вопросов своей темы, или при исчерпании запомненных ячеек) такие игроки обычно проигрывают.
Другой подход – попытаться отвечать в теме соперника. Это рискованно, но может обеспечить победу. Поэтому зачастую игроки подбирают сложные темы, чтобы никому не дать шанса набрать что-либо в них. Зрелищность из-за этого страдает.
Портит игру и ведущая – своей внешностью и поведением, не очень, гм, соответствующими интеллектуальной игре. Поведение ведущей отрицательно сказывается на детях :).
В игре имеется свой клуб, но он достаточно велик, и запомнить всех его членов невозможно.
Общий вывод на будущее: на примере «Самого умного» видно, что играть можно просто на титул, а не на деньги. Однако деньги могут сделать титул лишь более ценным.
Телезритель должен иметь право играть наравне с игроком. Тогда он в состоянии сыграть лучше этого игрока, повысить собственную самооценку.
Добавления.
SonicKKK : У СУ один минус — ведущая.
Вел бы игру Кулешов, скажем, — смотрел бы каждую неделю. А так — как получится, и то во время диалогов Канделаки с игроками переключаю на другой канал.
Ur- Quan : Да, ведущая — это что-то…
Однако она подходит к развлекательной концепции телеканала.
Strel : Богословский выигрывал.
По-моему, ты не упомянул о самом интересном для меня моменте. Речь о второй, «полуфинальной» стадии, где игроки имеют право перебить и дать ответ в любой момент. Таким образом, повышается значение быстрой соображалки, а, возможно, в отдельных случаях, и способности рискнуть ставкой на первую ассоциацию. Эта часть игры чуть ли не более близка «спортивному свояку», чем телеСИ.
Ну, и, конечно, выбор своей собственной индивидуальной темы для финала — штука тоже уникальная.
В общем, мне кажется, из этой игры можно взять гораздо больше интересного, чем ты посчитал.
Ur- Quan : Перебить — оно, конечно, для игрока дело интересное, но зритель так и не поймёт, о чём во
vladimirkhil.com