Содержание

Как не надо себя вести родителям на школьной линейке 1 сентября

 

Может показаться, мол, да что тут трудного — заблаговременно глянуть погоду в интернете или вовсе взглянуть в окно, прикинув, во что же одеть чадо. Однако, не все так просто. Родители нередко «перебарщивают». Причем они ненавидят идти вопреки своих планов. Но в некоторых случаях это нужно.

Так, к примеру, приготовили вы для своей дочурки новенькую блузку с рукавами, думая, что на улице будет прохладно, но вот с утра выглянуло солнца, ветра нет, и день сулит быть душным. В такой ситуации нужно сразу же найти в шкафу другую одежду, например, беленькую кофточку.

В противном случае ребенку будет дискомфортно не то что на улице, но и в классе. Не следует ради внешней привлекательности жертвовать детским здоровьем, ведь у чада и тепловой удар может случиться.

Также одежда для школьника должна быть максимально удобной. Новенькие ботинки, большие банты и слишком стесненные пиджаки — это все редко доставляет радость, и ребенок ждет момента, когда же он снимет эту «парадную одежду».

Если семья дружная и большая — это хорошо. Но, к огромному сожалению, классы, школьные площадки и залы не такие уж вместительные, чтобы туда шли всей семьей. Оптимальное решение разделиться.

Пускай, например, бабушка и папа сопровождают ребенка с утра, а другие члены семьи остаются дома, чтобы приготовить вкусный обед.

Совсем иная крайность — отпускать ребенка одного. Что, мол, он там был уже, не потеряется.

Это абсолютно неправильный подход. Для ребенка обязательно нужна поддержка родителей, особенно в такой волнительный для него момент.

Часто случается такое, что мамы и папы 1 сентября проявляют куда большую активность, чем их детишки. Они интересуются увлечениями одноклассников, улыбаются, шутят, словно за партами сидят они сами, а ни их ребенок.

Детям подобное поведение родителей может показаться крайне неприятным.

Лучше заранее спросить у школьника, можно ли пообщаться с его одноклассниками, чтобы он себя не чувствовал неудобно.

Если чадо это не одобряет, не стоит ему перечить, ведь школа — это его территория, где он формирует свою личность. Не нужно вовлекаться в этот процесс.

Может, оно так и есть. Друзья родителей давно выросли, родили своих детей — и вот, «место встречи изменить нельзя». В таком случае за вас можно лишь порадоваться, ведь мы можете многое обсудить. Но, если родители одноклассников вашего сына вам не знакомы, не стоит с ними слишком подхалимничать. Но вежливость должна присутствовать всегда.

Не стоит рассказывать, как вам удалось провести отпуск и сколько денег вы израсходовали, собирая ребенка в школу. Это моветон — стараться за пару часов стать хорошими товарищами с совершенно незнакомыми людьми.

По себе знаю, что 1 сентября одна из бед — это множество родителей с еще большим множеством фотокамер. Они снуют то тут, то там, расталкивают толпы одних школьников, чтобы как можно ближе стоять с другими.

Понятно, любому родителю хочется сделать несколько хороших снимков на память, чтобы поместить их в семейный фотоальбом, но, это не совсем хорошо.

Запомните, что на линейке в школе нужно заботиться не о фотографиях, а о том, чтобы вашему ребенку было как можно комфортнее.

Как помочь школьнику справиться со страхом перед 1 сентября – Москва 24, 13.08.2019

Начало учебного года нередко становится временем испытаний и для школьников, и для их родителей, которые не всегда вовремя успевают заметить проблему и не знают, как помочь ребенку справиться с его неуверенностью и страхами. О том, какие они бывают в преддверии 1 сентября и как можно с ними работать, в колонке журналиста и мамы четверых детей Анны Кудрявской-Паниной.

Фото: Москва 24/Александр Сивцов

Ну да, мы привыкли, что 1 сентября – День знаний – это праздник. Букеты осенних цветов, первый звонок, линейка, урок мира. Но далеко не для каждого ребенка первый день после летних каникул в школе прямо радость-радость. Для многих из них в сентябре начинается непростое время – время тревог, переживаний и не самых приятных эмоций.

Летняя вольница заканчивается, и начинается новая старая школьная жизнь. Кому-то из родителей везет больше – их дети идут в школу с радостью, учатся легко, со всеми ладят, а к возникающим сложностям относятся без трагизма. Да, такое бывает, и нередко. Но нередко бывает и другое. А еще бывают непростые ситуации, которые усложняют и без того непростой переход от свободной жизни к каждодневным обязательствам.

Ситуация первая. Боюсь идти в новую школу

На самом деле одна из самых сложных ситуаций, в том числе и для родителей. Сложность в том числе в непредсказуемости развития событий. Часто родители совершают ошибку, уверяя ребенка, что все будет хорошо или как в старой школе. Вообще не надо рисовать идеальных с вашей точки зрения картин жизни в новой школе, не надо обещать, что там ребенка все полюбят, что все будет получаться. В общем, самое плохое, что можно сделать в данном случае, – это наобещать того, чего гарантировать вы не можете. Говорить ребенку нужно только правду и ничего, кроме правды. Как на суде.

А правда в том, что мы не знаем, как и что будет в новой школе. Но чтобы неизвестность не пугала, имеет смысл заранее познакомить ребенка с учителями и самим учебным заведением, пройтись по коридорам, побывать в классе, поговорить с классным руководителем. Даже если это не придаст большой уверенности, то по крайней мере может избавить от парочки страхов.

Читайте также

Моя приятельница пришла в новые школу и класс 1 сентября с сыном-третьеклассником. Накануне они вместе напекли печенья, которым и решили угостить новых одноклассников. Мама рассказала сыну, что многие взрослые соблюдают такую традицию: при переезде в новую квартиру угощают соседей по лестничной клетке чем-то вкусным и таким образом знакомятся с ними и обозначают свое присутствие и добрососедские намерения. И почему бы не поступить так в новом классе?

Нет, мы не покупаем чье-то расположение и любовь. Никто не обязан любить нас за печеньку. Мы просто знакомимся: «Я Миша, мы переехали в новый дом, и теперь я буду учиться с вами, угощайтесь!»

Конечно, интеграция в новый коллектив в разном возрасте проходит по-разному. Подростки, например, очень боятся того, что подумают о них одноклассники, что их будут оценивать, обсуждать. С одной стороны, это, конечно, так. С другой, важно напомнить своему ребенку, что в этом возрасте каждый из них как раз больше озадачен вопросом, что о нем думают окружающие, чем сам что-то думает о них. Что большинство ребят стараются казаться круче, чем есть на самом деле. Что увереннее себя чувствуют в компаниях. Что будут дети, с которыми сложится дружба. Но не обязательно дружить со всеми.

Новая школа – это terra incognita, предусмотреть все невозможно. Но очень важно сказать ребенку: что бы ни случилось, вы всегда будете на его стороне.

Фото: Москва 24/Роман Балаев

Ситуация вторая. Меня никто не любит/со мной никто не дружит

Грустно и тревожно, когда ребенок так чувствует себя в школе. Это случается, если он с одноклассниками вне школы не встречается, живет далеко, например, или по другим причинам. И ему кажется, что он вырван из их сообщества, что он чужой, даже если в классе у него есть приятели.

Поговорите с ним об этом. Возможно, ему хочется объять необъятное, но дружить со всеми невозможно и не нужно, нравиться всем тоже невозможно и не нужно. Кому-то достаточно одного верного друга, а у кого-то десяток приятелей. Наверняка есть кто-то и в классе, с кем ребенок хорошо общается, но по какой-то причине ему этого мало. Все это стоит проговорить.

Что надо не только о себе рассказывать, но и уметь слушать. Что люди любят, когда их слушают, и если дать человеку высказаться, можно понять, что его интересует, и это может стать отправной точкой в новой дружбе.

Ситуация третья. Терпеть не могу эти предметы/этих учителей

И с этим работать тоже можно. Ну, во-первых, надо попытаться понять, почему именно эти предметы или педагоги вызывают такой негатив. Спросить ребенка, как он думает сам, что можно с этим сделать? Вообще, это очень хорошая, на мой взгляд, практика – спрашивать ребенка, что он думает по тому или иному поводу, какие видит пути решения, что делать, если какой-то путь тупиковый или плохо реализуемый (ну, например, он видит выход в том, чтобы не учить эти предметы совсем или не ходить на уроки к этим учителям). Во-первых, таким образом вы даете понять, что проблемы ребенка вам небезразличны. А во-вторых, совместное решение однозначно будет лучшим.

Можно попытаться найти то, от чего можно оттолкнуться, чтобы заинтересовать ребенка тем или иным предметом. Или, в конце концов, дать понять ему, что никто не ждет, что он станет нобелевским лауреатом по физике, что никто не требует отличных отметок, что базовых знаний будет достаточно (а лишними они точно не будут). Что преподаватели – обычные люди, а люди бывают разными, и что нам часто в жизни приходится делать то, чего делать не хочется, и общаться с теми, кто нам не очень приятен. И это тоже школа. Школа жизни.

Читайте также

Ситуация четвертая. Можно я посплю еще немножко?

Вроде бы не самая страшная проблема. Но возникающая с завидной регулярностью. И особенно после каникул, когда режим был более мягким, если вообще был. Ну, конечно, я скажу прописную истину, что за пару недель можно привести все в норму, постепенно сдвигая вечерний отбой на более раннее время. Но не факт, что это получится. И первые недели будут довольно сложными в плане пробуждения, работоспособности и настроения с утра.

Если ребенок уже вырос из таких забав, можно предложить ему один «ленивый» день в месяц, когда вы разрешите ему спать хоть до обеда и вообще не ходить в школу (да, представьте себе, это нормально и вполне можно себе позволить, главное – выбрать самый безопасный с точки зрения издержек день: без проверочных и контрольных работ, ну и так далее) и ничего не делать. Такая вольность и короткая передышка, как правило, никак не отражается на учебном процессе и его результатах, но часто дает отличную перезагрузку и прибавляет ресурсов уставшему или еще не втянувшемуся в режим школьнику.

Фото: Москва 24/Роман Балаев

Ситуация пятая. Я не справлюсь

С таким страхом сталкиваются в основном дети-перфекционисты и те, чьи родители передавливают с требованиями. Если это ваш случай, помогите ребенку снять с себя этот груз. Объясните ему, что не отметки в дневнике и табеле делают человека умным или глупым, хорошим или плохим. Что не надо пытаться прыгать через голову, что хорошие знания и хорошие оценки не всегда тождественны, что вы любите его вне зависимости от того, как он учится, и что вы готовы помочь, если это потребуется.

И помните, что всегда есть возможность, если вы чувствуете, что не справляетесь с детскими страхами, ощущаете беспомощность в попытках помочь ребенку преодолеть сложности, обратиться к психологу. Сложность лишь в том, чтобы найти по-настоящему профессионального.

Я сейчас в том периоде жизни, когда в моем доме нет школьников: старшие дети окончили школу пять и четыре года назад, младшим до школы еще столько же примерно. Мои старшие хорошо учились, несколько раз меняли школы (когда вынужденно, когда по своему желанию), бывало, конфликтовали с учителями и, конечно, терпеть не могли рано вставать. Я никогда не ругала их за оценки и никогда не требовала выдающихся успехов. И как-то мы пережили эти непростые 11 лет (на двоих – 22 года). Дочь в итоге золотую медаль получила, а уж сколько недовольства школьной программой и педагогами слышала наша семья от нее за эти годы…

Если честно, я никогда не относилась к школе с трепетом и благоговением: ни когда училась сама, ни в годы учебы моих детей. Это просто один из этапов жизни. Важных и неизбежных. И уж поскольку он именно такой, то, значит, просто надо его пережить. С минимальными потерями и издержками. Для нервной системы в первую очередь.

как родители готовятся к 1 сентября — Рамблер/новости

Об этом заявили в Минпросвещения и подтвердили власти Москвы и Подмосковья. Несмотря на это, родители в соцсетях активно обсуждают «вторую волну» коронавируса и возвращение на «дистанционку». Поэтому вместо школьной формы многие покупают гаджеты. Обозреватель РИАМО узнал, что беспокоит родителей школьников и как они готовятся к новому учебному году.

«Начать учебный год смогу только с психиатром»: родители школьников о «дистанционке»>>

Новые правила

На данный момент информации о том, как именно будет выстроен учебный процесс с 1 сентября 2020 года, довольно мало.

Как сообщила министр образования Московской области Ирина Каклюгина, школы начнут работать с соблюдением новых требований безопасности. Детям на входе обязательно будут мерить температуру, а в учебном заведении нанесут специальную разметку. Школы области обеспечат достаточным количеством дезинфицирующих средств, масок, перчаток и приборов обеззараживания воздуха.

В обычном формате, но с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора, новый учебный год начнется и в московских школах. Однако подробностей на сайтах учебных заведений пока не найти.

Из того, что уже известно об организации учебного процесса — согласно рекомендациям Роспотребнадзора, к 1 сентября методисты школ должны выстроить расписание таким образом, чтобы перемены и уроки у разных классов не совпадали. Также по возможности количество учеников в одном классе должно быть сокращено. Кроме того, занятия физкультурой перенесут на открытый воздух.

Родители надеются, что больше информации появится в последней декаде августа. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что решение о том, в каком формате начать учебный год, будет принято 20 августа, в зависимости от эпидситуации в каждом регионе.

«Дети одичали, в голове ноль либо каша»

Летнее исследование института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) показало, что родители школьников испытали серьезный стресс, когда весной 2020 года детей перевели на дистанционное обучение. В опросе приняли участие более 70 тысяч человек. Стрессовой «дистанционку» назвали 68% отпрошенных родителей. При это сами ученики и учителя испытали гораздо меньше стресса.

Сейчас в родительской среде активно обсуждается слух о том, что якобы на «дистанционку» школы России переведут уже 20 сентября. Большинство родителей уверены, что дистанционное, а по сути домашнее образование — это «не образование».

«Никакой дисциплины и ответственности. Дайте детям нормально учиться!», — оставила комментарий на официальной страничке Минпросвещения РФ в соцсетях мама школьника из Москвы.

«Потерянные месяцы прошлого учебного года. Дети одичали, в голове ноль либо каша. Это катастрофа в получении знаний», — поделилась мнением москвичка Валерия.

«Ага, сейчас формы школьной накупи, подготовь ребенка, а он потом в ней по дому будет ходить», — вторит ей другая.

К новым школьным правилам многие родители относятся с недоверием.

«Не знаю, все это слухи или нет, но то, что процесс обучения не будет прежним — это однозначно. Про перемены отдельные уже слышала, маски, не дай бог…», — поделилась опасениями в Instagram мама первоклассника Елена.

Как выбрать школу для первоклассника>>

За «допы» страшно

Многие родители больше переживают не за возможную «дистанционку», а за то, что снова уйдут в онлайн кружки и дополнительные занятия для школьников.

«У нас уроки балалайки во втором классе по вацапу последнюю четверть были. Это просто кошмар. А сольфеджио и слушание музыки просто на меня — маму — повесили. Музыкальная школа «онлайн» — это нереально», — считает Светлана.

Не боятся «дистанционки» те, кто давно учится дома и регулярно проходит аттестацию в режиме онлайн. При этом упор идет на дополнительные занятия, которые сейчас тоже оказались под вопросом.

«Мы на СО (семейном образовании — прим. ред.), так школа нас не особо волнует, а вот керамика и станция юннатов по зум вообще не вдохновляет. Поэтому за допы очень страшно», — делится Анастасия.

Некоторые родители готовы вообще отказаться от дополнительных занятий, если их снова переведут в онлайн-режим.

Против масок и второй смены

Еще один вопрос, волнующий родителей — стоит ли закупаться масками. Власти Подмосковья пообещали, что учеников не будут заставлять носить маски. Нужны ли они московским школьникам — пока непонятно.

Маски в школе — один из самых популярных вопросов, который родители задают на официальной страничке Минпросвещения в соцсетях в преддверии Общероссийского родительского собрания, которое состоится 28 августа 2020 года.

«А в каждой школе будет находиться врач на случай, если кому-то из детей станет плохо из-за недостатка кислорода в маске? Будут ли они предоставлены детям бесплатно, и как часто их будут менять? Кто готов понести личную ответственность за жизнь и здоровье детей?» — беспокоится Людмила из Подмосковья.

«Можете ли вы дать письменное подтверждение того, что использование масок и средств дезинфекции не нанесет вред здоровью ребенка?» — спрашивает другой пользователь. Очередная тема, которая волнует родителей — посменная система обучения. Родители обсуждают возможное введение двух или даже трех смен для разных классов.

«Подскажите, пожалуйста, обучение в несколько смен будет касаться учеников начальной школы? Если да, то вытекает вопрос! Как работать родителям? Первоклашки еще не могут находиться дома одни до 2-3 смены, а родители работают с 8 утра! Как быть?», — спрашивает Виктория.

По ее словам, в связи с увеличением пенсионного возраста бабушки у большинства работающие, поэтому не смогут помочь.

Также родители предлагают ввести послабления по школьной форме. Ведь из-за возможной «второй волны» дорогой школьный гардероб может так и провисеть в шкафу.

«Предлагаю отменить строгую школьную форму для ежедневного ношения. Покупается огромное количество вещей, которое может пролежать в шкафу, как это было весной. Деловая нарядная одежда — только на случай линейки или экзаменов», — пишет мама школьников Капитолина.

Как морально подготовиться к школе: советы психологов для детей и родителей>>

Без цветов — праздник не праздник

Несмотря ни на что, родители все равно готовятся к учебному году — экипируют первоклашек и даже переводят детей и новые школы.

«Как только заработали торговые центры, сразу закупились одеждой, взяли самый красивый ранец, канцелярию. Какие-то переживания по поводу «второй волны» и «дистанционки» стараемся обсуждать с мужем так, чтобы дети не слышали» — поделилась с РИАМО мама первоклассника из Королева.

Некоторые признаются, что уже устали от слухов. Как рассказала жительница Домодедова, на детских площадках мамы уже «не истерят», ведь у многих дети в средней школе, поэтому они готовы ко всему.

«Я собираю свою первоклассницу в школу по списку, все равно пригодится. Единственное, если бы не мысли о «дистанционке», я бы купила ребенку больше одежды — разных блузочек, колготок, резинок для волос и ободков. Так что пока купили минимум на первое время, а потом посмотрим», — рассказала мама домодедовской школьницы.

Гаджеты вместо школьной формы

Многие опрошенные РИАМО родители в этом году решили сэкономить на школьной одежде и принадлежностях ради покупки гаджетов.

Неясная ситуация с 1 сентября не остановила родителей и от таких важных решений, как перевод ребенка в другую школу.

«Моя дочь захотела перейти в кадетскую школу для девочек, и моя первая мысль была такой — может, подождем годик, а вдруг опять «дистанционка»? Представить себе такой формат в кадетской школе я просто не могу», — рассказала мама восьмиклассницы из Москвы. Однако она решила все-таки не отступать и подала документы в новую школу.

«Зачем откладывать жизнь на потом, раз ребенок полон сил и желания учиться?», — считает москвичка.

Как организовать режим дня школьника>>

Как спокойно пережить 1 сентября: советы психолога

Школьницей я искренне не понимала, почему так волнуются родители, дети, учителя? Как ни странно, я с трепетом мечтала о первом школьном дне: перебирала новые тетради, ручки, фломастеры, перелистывала свежекупленные учебники и надеялась встретить новых друзей.

Моему сыну скоро пять, и в садике у него начинается образовательная деятельность. И сейчас я в небольшом стрессе. Успею ли все купить? Как он будет справляться? Не испортит ли свое здоровье? Как пройдет то, как другое? А что же будет, когда он пойдет в школу?

Если вы волнуетесь точно так же, то срочно берем себя в руки, смотрим своим страхам в глаза и успокаиваемся. А следом успокоится и ребенок. Потому что мы в одной связке.

С чего начнем?

Пункт 1. Создаем позитивный настрой

1 сентября ребенку должно запомниться как начало нового, интересного жизненного этапа, а не как день прощания с детством. Ребенок, собирающийся в школу, знает о ней только по рассказам старших. В наших силах сформировать позитивный психологический настрой и нужную мотивацию.

Расскажите ребенку о школе, школьных предметах, линейке, первом уроке знаний, о традициях в этот день. Поделитесь забавными историями из своей школьной жизни (никакого негатива!).

Обсудите с ребенком все переживания, которые у него возникают. Не отмахивайтесь от детских вопросов или проблем, какими бы несерьезными они вам ни казались.

Важно выстроить беседу так, чтобы ваши слова не усиливали напряжения. Например, нельзя говорить: «Дома тебе все прощается, а вот в школе за это наказывают», или утрировать: «Ты теперь взрослый, будешь учиться, никаких тебе игрушек!»

Пункт 2. Строим распорядок дня

Теперь у ребенка будет более строгий распорядок дня. Если раньше он засыпал и просыпался, когда хотел, то теперь ему станет сложнее. Стоит заранее ввести новый режим сна-бодрствования и сделать его максимально похожим на школьный.

Временно, на период адаптации, освободите ребенка от домашних обязанностей или сократите их.

Не корпите над бесконечными черточками. Не заставляйте переписывать их по сто раз, а лучше чередуйте выполнение заданий с подвижными играми.

Справляться с усталостью поможет грамотно составленный режим питания. Пища должна быть более обильной и разнообразной, чем летом. Нужную энергию подарят молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, каши.

Пункт 3. Излучаем спокойствие при истериках

Если ребенок истерит, провоцирует вас на эмоции, не поддавайтесь на провокации. Разделяйте себя и ребенка: «Ребенок – маленький, он адаптируется и вправе эмоционально срываться. А я – большой/большая, я обязан(а) защищать его эмоциональное здоровье. А значит, мне самому/самой нужно быть спокойным(ой)».

Донесите до ребенка, что вы понимаете, как ему сейчас трудно: он устал, ему надоело заниматься чем-либо, – но это пройдет. Скажите ребенку, что сейчас особое время, к которому надо привыкнуть.

Приведите похожие примеры из жизни: «Помнишь, ты не хотел жить на даче? А потом тебе понравилось: ты помог папе смастерить стол, нашел новых друзей, научился плавать».

Пункт 4. Правильно реагируем на компульсивные действия

Иногда у ребенка вследствие стресса могут проявляться компульсивные действия. Например, он достает из портфеля карандаши, фломастеры, рассматривает их, пересчитывает и снова укладывает в портфель. Потом повторяет все то же самое несколько раз.

С психологической точки зрения эти действия помогают ребенку справиться с тревогой, а вот некоторых взрослых они могут раздражать. И что говорит родитель? «Да оставь ты этот портфель в покое, ничего не трогай, а то обязательно что-нибудь забудешь. Лучше поиграй, почитай книжку». У меня вопрос: помогут ли эти слова? Нет. Потому что они отвлекут ребенка от необходимых действий и сделают только хуже. Ребенок будет нервничать еще больше, заплачет и действительно может забыть что-то нужное дома.

При таком уровне стресса ребенку самому трудно переключаться на другую деятельность, и нужно помочь ему в этом. Придумайте простое совместное мероприятие, которое подарит ребенку положительные эмоции. Например, поход в кино, выпечку торта или футбольный турнир с папой. Дело может любым – главное, чтобы оно отвлекло ребенка от навязчивых мыслей и окунуло в позитив.

Пункт 5. Не навязываем своих проблем

Когда сын впервые пересек порог группы в садике (кстати, прошло все очень тихо и спокойно, даже не плакал), из моего подсознания тут же всплыли картинки моего полуторагодовалого возраста – холодные стены советского детсада, высоченная воспитательница, спешащий на работу папа и мои вопли отчаяния, смешанные со слезами: «Папочка, родненький, не бросай меня, пожалуйста!» Мне усилием воли пришлось остановить эти картинки, чтоб не эмоционировать в ребенка.

Да, наш мозг работает подобным образом. В похожих ситуациях, например когда мы впервые отдаем своего ребенка в сад или в школу, начинают вылезать такие сцены. Это то, что мы не проработали, не пережили, не простили. И очень важно остановить себя в этот момент: «Я – это я, мои эмоции – это мои эмоции, а у моего ребенка будет совсем иная жизненная история». И не передавать свои эмоции малышу.

Приведу еще один пример. Одна бабушка (учительница на пенсии) всегда была очень требовательна к себе и своим ученикам. Накануне 1 сентября она сказала внучке: «На уроках не вертись, не разговаривай. Слушай учительницу. Главное – хорошо учиться, приносить пятерки. И чтобы мне не было за тебя стыдно».

Девочка бабушку слушала, постепенно превращаясь в трясущегося мышонка. Ей уже стало страшно. И не захотелось идти ни в какую школу. Вопрос: у кого проблемы? Правильно: у бабушки. Потому что она, заслуженный учитель, не смогла победить свой страх перед коллегами. Она боится их, даже будучи на пенсии.

Опасно перекладывать свой стыд, свое волнение, свои непроработанные эмоции, чувства на ни в чем не повинного ребенка. Потому что, повторюсь, у него свой жизненный путь. А страхов и волнений и так предостаточно.

Работайте со своими эмоциями отдельно от ребенка – расскажите о них супругу, подруге, выплесните переживания на бумагу, создайте пост в Сети или займитесь полезным делом.

И тогда всем будет спокойнее.

Как вести себя на 1 сентября


Вот как нужно провести день накануне 1 сентября

Что нужно сделать в последний день лета, чтобы в первый день нового учебного года ребенок был отдохнувшим и бодрым.

После трех месяцев абсолютного ничегонеделания трудно взять себя в руки, собраться с силами и взяться за учебу. В этом году школьникам немного повезло — Первое сентября приходится на пятницу, поэтому впереди будет еще два дня для отдыха, а уже потом все начнется по-настоящему.

Чтобы первый день прошел спокойно и не вызвал физической и эмоциональной перегрузки, необходимо к нему правильно подготовиться.

«Летидор» расскажет, что нужно сделать накануне 1 сентября, а какие грандиозные планы лучше отложить на потом.

Даже если вы уже мерили форму в магазине, накануне 1 сентября стоит еще раз нарядить школьника и все тщательно осмотреть. Кстати, некоторые опытные мамы советуют дать ребенку возможность в этот день немного походить в школьной одежде по дому, чтобы привыкнуть к ней, а заодно и проверить, не жмут ли ботинки, не спадают ли юбка или брюки, хорошо ли застегиваются пуговицы на рубашке и блузке.

В первую очередь это касается родителей девочек. Если вы планируете заплести дочери какие-то необычные косы или сделать особенную укладку, но при этом у вас нет опыта, потренируйтесь накануне. Если вы понимаете, что сильно преуспеть вам не удастся, предложите дочке более простые варианты.

Неумело создавать на голове шедевр с раннего утра — пустая трата времени и нервов.

В такой день важно выйти на прогулку. Хорошо, если удастся выбраться в ближайший парк и лес. Важно просто подышать воздухом, обсудить с ребенком во время прогулки ближайшие перспективы — новых друзей, интересные предметы, возможность узнать что-то очень интересное. Активные игры лучше отложить на выходные.

Сегодня во многих школах принято покупать для учителя только один букет от всего класса, а остальные деньги перечислять на благотворительность. Но если ребенок идет в первый класс, то букет, скорее всего, будет важным атрибутом. Откладывать покупку цветов на раннее утро 1 числа не стоит. Лучше вместе с ребенком выбрать его 31 августа.

Отдавайте предпочтение букетам маленького размера, поскольку стоять на линейке с тяжелыми цветами будет очень неудобно.

Кроме того, крупные букеты помешают родителям сделать хорошие кадры, на фотографии будет видно не ребенка, а только цветы.

Вечером соберитесь все вместе за ужином. Кроме того, что это вообще добрая традиция, которую полезно соблюдать, вы сможете показать ребенку, что вы все рады за него и за новый этап в его жизни, а также всегда готовы поддержать его и помочь.

Главное накануне 1 сентября — это хорошо выспаться. Но волнение может помешать ребенку спокойно уснуть. Поэтому не затягивайте сборы ко сну — лучше пораньше принять душ и почитать в кровати книгу. Телевизор, планшеты и компьютеры в этот день желательно отменить, они оказывают раздражающее влияние на нервную систему, в то время как ребенку нужно быть как можно более спокойным.

Ужин должен быть легким и за два часа до отхода ко сну, незадолго до этого можно предложить ребенку ромашковый чай.

Для ребенка, который идет в школу в первый раз, этот день чаще всего воспринимается как праздник. Поэтому он ожидает от родителей каких-то особенных событий.

Самое простое — это поход в кино или в парк аттракционов.

Только запланируйте все заранее, чтобы не получилось так, что вы спонтанно приезжаете в кинотеатр, а сеанс будет только через полтора-два часа — ребенок устанет и праздничный настрой уйдет.

как школы перенесут удар COVID-19 — Рамблер/новости

Возвращение детей в школу с 1 сентября угрожает ростом заболеваемости, однако в противном случае они могут остаться без качественного образования, уверены эксперты. Как заявили «Газете.Ru» в Совете Федерации, допустить этого категорически нельзя, поэтому занятия должны начаться в традиционной форме. Учителя-практики с этим не согласны — по их мнению, уберечь детей от заражения масками и ограничением перемен не выйдет.

Фото: Газета.RuГазета.Ru

Закрытие школ из-за пандемии коронавируса может уберечь мир от новых вспышек заражения, однако угрожает «катастрофой поколений», так как школьники остаются без качественного образования, уверен генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
«Возвращение студентов в школы и учебные заведения должно стать главным приоритетом. Причем сделать это нужно с максимальным соблюдением мер безопасности», — заявил Гутерриш, подчеркнув, что решения, принятые сейчас, «будут иметь долгосрочные последствия для миллионов молодых людей» на десятилетия вперед.
Тем не менее, в России мнения относительно того, каким образом необходимо начать учебный год в школах, существенно разнятся. Так, в Совете Федерации, абсолютно уверены – оставлять детей на дистанционном обучении категорически нельзя.
«Детей нужно возвращать в школы однозначно. Я это могу сказать исходя из того, как дела обстоят сейчас у моих внуков школьников: очевидно, что за это время они довольно сильно отстали от программы. К тому же детям обязательно нужно общение, реальное, а не виртуальное. В связи с этим я категорически за возврат в школы – разумеется, с соблюдением норм, ранее предписанных Роспотребнадзором», — заявил «Газете.Ru» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.
Тем не менее, учителя-практики придерживаются иного мнения. Как объяснила «Газете.Ru» член правления Объединения преподавателей истории Тамара Эйдельман, возвращаться к традиционной форме проведения уроков сейчас категорически небезопасно.
«Душа рвется сказать, что детям лучше оставаться на дистанционном обучении. Коронавирус ведь еще не закончился. Сидеть на уроках в масках у школьников долго не получится – это уже доказал опыт с ЕГЭ. Мои ученики мне признавались, что сидеть в них было практически невозможно из-за духоты, поэтому они их снимали», — рассказала она.

Другие меры, которыми детей планируют оградить от заражения, также показались учителю несостоятельными.

«В Роспотребнадзоре уже сказали, что хотят отменить кабинетную систему и оставлять учеников в одном классе на весь день. Однако это мало чем поможет – дети будут вынуждены сидеть взаперти целый день — при том, что учителям все равно придется ходить по кабинетам, перенося на себе вирус, если он будет. Да и учителя пожилые окажутся в группе риска», — отметила Эйдельман.

При этом дистанционное обучение, к которому российские школы могут вернуться в случае прихода второй волны коронавируса, сейчас также находится в плачевном состоянии, отметила собеседница издания. Для того, чтобы исправлять ситуацию, все методисты должны объединяться и разрабатывать программы, однако пока что об этом никто даже не говорит.

«Весна показала такой крах всех наших представлений о дистанционном обучении, это было настолько ужасно, что сейчас остается только с ужасом ждать, что оно вернется. Единственное, что может спасти школьников от катастрофы — разработка новых подходов к обучению. В противном случае вернутся те невероятные объемы домашних заданий, которые были весной, в отсутствие должного контроля. Да и что делать тем, у кого нет компьютера, также до сих пор непонятно», — подчеркнула эксперт.

Как объяснил «Газете.Ru» врач общей практики Андрей Балянин, нахождение детей в школах можно сделать безопасным, однако за этим придется вести постоянный контроль. Теперь больше обязанностей ляжет на плечи учителей, которым придется следить не только за обстановкой в классе, но и регулировать контакты учеников за его пределами.

«Дети должны пересекаться между собой как можно реже. При самом лучшем раскладе их должно быть не более 10 человек в кабинете. Маски можно не надевать в момент нахождения в одном и том же помещении, однако в тот момент, когда ребенок выходит в уборную или просто в коридор, она должна быть обязательно надета. Работу столовых придется ограничить или систематизировать — там также не должны встречаться большие толпы детей», — объяснил он.
Ранее министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказывал о тех нормах, которые ждут российских школьников при возвращении в учебные заведения. Так, все помещения, где находятся ученики, будут систематически дезинфицировать. «Должна производиться обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов», — указывалось в документе, опубликованном Минпросвещения.

Согласно рекомендациям, методисты также должны будут выстроить расписание таким образом, чтобы перемены и уроки у разных классов не совпадали. Также при возможности необходимо сократить количество учеников в одном классе.

Проведение массовых мероприятий в школах будет запрещено, а каждое утро ученикам, сотрудникам и родителям, посещающим учебное учреждение, будут измерять температуру. Занятия же физкультурой, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, перенесут на открытый воздух.

По мнению директора института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, такие правила будут недостаточными. Как минимум потому, что далеко не все из них будут соблюдаться.

«Даже обеспечить раздельный звонок, каждые 10-15 минут выпуская на перемены разные классы, практически невозможно. В холлах будет становиться шумно, и это будет мешать работе. Поэтому, скорее всего, школы будут вынуждены работать по единому расписанию», — пояснила эксперт «Газете.Ru».

Тяжелее всего будет контролировать общение школьников на площадках рядом со школой, где обычно встречаются и гуляют дети из разных классов. «Эти территории не предполагают групповую изолированность», — отметила Абанкина.

Сейчас опыт зарубежных стран в возобновлении работы учебных заведений пока не внушает доверия. Так, первым открыть школы решился Израиль – там это сделали еще в начале мая. Тем не менее, обернулось это решение печальными последствиями – в школах по всей стране были выявлены крупные очаги заражения. Например, более 100 человек заразились в гимназии Rehavia в Иерусалиме. Виновником вспышки стал один из учителей, который ходил на работу больным.

В результате, уже к 4 июня в стране заново закрылись 87 школ в 30 населенных пунктах.

В начале августа учебные заведения стали открываться в Германии: там школьников обязали приходить на уроках в масках и перчатках, а также соблюдать социальную дистанцию. В ближайшие недели в стране должны открыться уже все школы, заявляют местные власти. При это всех детей будут регулярно тестировать на ковид, чтобы максимально быстро выявлять очаги заражения и блокировать их.

Возвращать детей в школы с сентября намерены и в Англии. Однако о мерах предосторожности, которые будут использоваться в стране, там пока не договорились. Единственный вывод, к которому пришли английские специалисты заключается в том, что за детьми нужно установить пристальное наблюдение – власти планируют отслеживать все контакты учеников, что сделать довольно сложно.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале The Lancet, для того, чтобы открыть школы с минимальным риском, нужно предварительно протестировать как минимум 75% учащихся и изолировать всех выявленных пациентов. Кроме того, отправить на карантин также необходимо еще 68% людей, контактировавших с ними.

Как отмечают специалисты, сейчас этот план выполнить практически невозможно, так как в стране абсолютно не налажена система выявления новых больных. Для того, чтобы исправить эти ошибки, у специалистов осталось всего несколько недель.

Насколько безопасно вести детей в школы 1 сентября 2020 г.?

 

В последнее время слышно много претензий по поводу «чрезмерных» мер Роспотребнадзора, направленных на обеспечение максимальной безопасности детей в школах и детских садах.

Да, это очень строгие меры и многие школы не смогут их осуществить. Некоторые будут вынуждены закрыться и уйти на дистанционку, часть школ перейдет на двух- или даже трехсменное обучение. Возможно, что в сентябре в школу пойдут не все классы. Мер предложено много. Не все они поняты и поддержаны родителями.

 

Надо ли настаивать на очном посещении школы «любой ценой»?

 

Реальная причина всего этого переполоха — COVID-19 — опасное и часто смертельное заболевание, с которым еще не научились эффективно бороться.

 

Здесь надо учитывать и то обстоятельство, что одно дело — категорически возражать против перехода школ на дистанционное обучение в «мирное время», и совсем другое — в условиях пандемии.

Часто можно слышать, что «вся эта пандемия» — очередная выдумка.

К сожалению, это не так. Тем,  кто еще не понял, что это такое — рекомендуем посмотреть «список памяти» врачей, погибших за время эпидемии при исполнении своих обязанностей. Станет ясно, что это не шутки.

Нужны ли противоэпидемические меры в школах?

Нужны, да еще какие!

Школа и детские сады — наиболее опасные очаги распространения инфекции.

 

Это вызвано тем, что в большинстве случаев дети переносят заболевание бессимптомно, поэтому выявить его можно только с помощью тестов, но к этому моменту дети будут способны распространять инфекцию уже несколько дней.

К тому же, их невозможно заставить соблюдать строгие правила гигиены, что только усугубляет ситуацию. При обычной скученности классов и групп дети могут перезаражать себя и других за считанные часы.

Результат — смертельная опасность для родителей, педагогического состава и безусловное закрытие учебного заведения на карантин при выявлении случаев заражения.

Поэтому любые меры, предпринятые против распространения эпидемии, не будут лишними. На кону здоровье детей, их родных и учителей!

 

Соблазн «попустительства»

 

Худшее, что может произойти — это то, что Минпросвещения «войдет в положение» и пойдет на поводу у директоров школ, родителей, социальной и политической обстановки к началу нового учебного года, снизив требования к противоэпидемиологическим мерам!

К сожалению, такие тенденции уже наблюдаются.

 

Большое количество школ не способно соблюсти указанные стандарты, и уних может возникнуть сильный соблазн «закрыть на это глаза» и запустить 1 сентября учеников в школы.

Такой вариант исключать нельзя. Если это произойдет, то будет чревато очень серьезными последствиями.

В последнее время Минпросвещения успокаивает родителей заявлениями, что ситуация с коронавирусом стабилизировалась и «все пойдут в школу в обычном режиме». Такие заявления только усиливают тревогу, поскольку неясно насколько будет соблюден главный принцип — «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО».

Родителям не все равно, когда их дети пойдут в школу и в каких условиях будут учиться. Все хотят нормального продолжения учебного года, но не хотят рисковать здоровьем детей и своим собственным.
 

Стремиться к открытию школ «любой ценой» — вряд ли хорошая идея для Минпросвещения… 

 

Что делать родителям?

 

Лучше очного обучения пока еще ничего не придумано. Однако надо понимать, что пандемия COVID-19 — это реальность, от которой нельзя отмахнуться. Статистика смертности подтверждает это (некоторые считают, что в России она очень занижена).  Это не обычный грипп, а реально опасное заболевание для всех, кто с ним может столкнуться.

 
Поэтому если та или иная школа будет переходить на дистант (а это может случиться и очень скоро после 1 сентября), надо быть к этому готовыми заранее.

 

Многие родители не имеют возможности находиться с ребенком дома. Это самая большая проблема. Оставить маленьких детей дома одних, да еще заставить их слушать дистанционные уроки — практически невозможно.

В этом случае государство должно вмешаться и обеспечить безопасный учебный процесс.

 

07.08.2020 г.

 

 

Читайте также:

 

13.08.2020г.

К началу нового (2020/2021) учебного года будет подготовлено 10 млн. доз вакцины, которой начнут прививать школьников и учителей. Всего для этих целей будет изготовлено 18 млн. доз. Тотальное прививание детей позволит снизить уровень опасности заражения в школах до минимума.

 

 

● ***

При поступлении новой информации будем сообщать дополнительно.

Следите за нашими публикациями.

 

Читайте также:

 

Конец «эпохи»! Школы хотят лишить права проведения «добровольных» ЕГЭ.

С 2021 года сдача ОГЭ и ЕГЭ станет добровольным выбором

ОГЭ и ЕГЭ по желанию с 2021 года! В Госдуму внесен законопроект «Об отделении школы от ЕГЭ».

Как начнется новый учебный год — по правилам Роспотребнадзора или дистанционно?

1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.

 

Учебник

— поведение 1.2.7.dev1 документация

Теперь создайте каталог с именем «features». В этом каталоге создайте файл называется «tutorial.feature» и содержит:

Создайте новый каталог с именем «features / steps». В этом каталоге создайте файл с именем «tutorial.py», содержащий:

% поведения
Особенность: демонстрация поведения # features / tutorial.feature: 1

  Сценарий: запустить простой тест # features / tutorial.feature: 3
    Учитывая, что мы установили # features / steps / tutorial.ру: 3
    Когда мы реализуем тест # features / steps / tutorial.py: 7
    Тогда вести себя проверим для нас! # features / steps / tutorial.py: 11

1 функция пройдена, 0 не выполнена, 0 пропущено
1 сценарий пройден, 0 неудачен, 0 пропущено
3 шага пройдено, 0 не выполнено, 0 пропущено, 0 не определено
 

Теперь продолжите чтение, чтобы узнать, как максимально эффективно использовать . .

Характеристики

behavior работает с каталогами, содержащими:

  1. файлов функций, написанных вашим бизнес-аналитиком / спонсором / кем-либо с вашими сценариями поведения и
  2. каталог «шагов» с реализациями шагов Python для сценарии.

При желании вы можете включить некоторые элементы управления средой (код для запуска до и после шагов, сценариев, функций или всей съемки соответствие).

Минимальные требования для каталога функций:

 функций /
Возможности / everything.feature
Возможности / шаги /
Возможности / шаги / steps.py
 

Более сложный каталог может выглядеть так:

 функций /
Возможности / signup.feature
Возможности / login.feature
Возможности / account_details.feature
особенности / окружающей среды.ру
Возможности / шаги /
Возможности / шаги / website.py
Возможности / шаги / utils.py
 

Если у вас возникли проблемы с настройкой, и вы хотите узнать, как работает , при попытке найти ваши функции используйте «-v» (подробный) переключатель командной строки.

Файлы функций

Файл функций имеет формат естественного языка. описание функции или части функции с репрезентативными примерами Ожидаемые результаты. Это простой текст (в кодировке UTF-8) и выглядит примерно так:

 Характеристика: Бей или беги
  Чтобы увеличить выживаемость ниндзя,
  Как командир ниндзя
  Я хочу, чтобы мои ниндзя решали, брать ли
  противник в зависимости от уровня его навыков

  Сценарий: более слабый противник
    Учитывая, что у ниндзя черный пояс третьего уровня
     При нападении самурая
     Затем ниндзя должен вступить в бой с противником.

  Сценарий: более сильный противник
    Учитывая, что у ниндзя черный пояс третьего уровня
     Когда атакован Чаком Норрисом
     Тогда ниндзя должен бежать за своей жизнью
 

Части данной прозы «Дано», «Когда» и «Тогда» образуют реальные шаги это будет делать , поведение при тестировании вашей системы.Эти карты на Python пошаговые реализации. В качестве общего ориентира:

Для данного мы переводим систему в известное состояние перед пользователь (или внешняя система) начинает взаимодействие с системой (в поле Когда шаги). Не говорите о взаимодействии с пользователем как данность.

Когда мы предпринимаем ключевые действия, выполняет пользователь (или внешняя система). это это взаимодействие с вашей системой, которое должно (или, возможно, не должно) вызвать изменение какого-то состояния.

Затем мы наблюдаем за результатами .

Вы также можете включить «И» или «Но» в качестве шага — они переименованы в , поведение взять имя своего предыдущего шага, поэтому:

 Сценарий: более сильный противник
  Учитывая, что у ниндзя черный пояс третьего уровня
   Когда атакован Чаком Норрисом
   Тогда ниндзя должен бежать за своей жизнью
    И упасть со скалы
 

В этом случае поведение будет искать определение шага для «Тогда упади со скалы» .

Схема сценария

Иногда следует запустить сценарий с несколькими переменными, дающими набор известных состояний, действий и ожидаемых результатов с использованием одинаковых основные действия.Для этого можно использовать схему сценария:

 Схема сценария: блендеры
   Учитывая, что я поместил  в блендер,
    когда я включаю блендер
    тогда он должен преобразоваться в <другое>

 Примеры: амфибии.
   | вещь | другое дело |
   | Красная древесная лягушка | каша |

 Примеры: бытовая электроника.
   | вещь | другое дело |
   | iPhone | токсичные отходы |
   | Galaxy Nexus | токсичные отходы |
 

behavior запустит сценарий один раз для каждой появившейся (не заголовочной) строки в таблицах данных примера.

Данные шага

Иногда бывает полезно связать с шагом таблицу данных.

Любой текстовый блок

.

python — В поведении, как вы запускаете только сценарий?

Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
  6. О компании
,

советов по поведенческому собеседованию | Навыки собеседования

Советы и методы поведенческого интервью

Вы хотите улучшить свои навыки собеседования?

Если да, то вам нужно уметь ответить на вопрос — что такое поведенческое интервью?

Надеюсь, этот пост поможет.

Вопросы поведенческого собеседования часто начинаются с: «Расскажите мне о времени», «Опишите время» или «Приведите мне пример».

Идея поведенческих интервью основана на хорошо обоснованном исследовании, согласно которому прошлое поведение является надежным предиктором будущего поведения.То, что вы делали в прошлом, будет предсказывать, что вы сделаете в будущем.

Если поведенческое интервью хорошо построено, вопросы, которые вам задают, будут основаны на серьезном исследовании работы.

Рекрутер может «оценить» лучших исполнителей в той или иной роли, детально выделить их компетенции, необходимые для выполнения этой роли, а затем написать вопросы, чтобы позволить интервьюируемому продемонстрировать эти компетенции.

Это лучшая практика, но в большинстве случаев так бывает не всегда.

Тем не менее, можно с уверенностью предположить, что компетенции, которые вы увидите в рекламе, вам будет предложено рассмотреть в поведенческом интервью.

Как вас оценивают в поведенческом интервью?

О вас судят по «качеству» приведенного вами примера.

В общем, под каждой компетенцией есть набор поведенческих моделей, которые рекрутер будет физически или мысленно отмечать галочкой при ответе на каждый вопрос.

Вам могут задать один и тот же вопрос по-разному, чтобы убедиться, что ваши навыки хорошо развиты и вы постоянно их использовали.

Вы получите высокую оценку, если продемонстрируете все действия, необходимые для каждой компетенции.

Рекрутерам нравится этот метод оценки людей, потому что он структурирован и ясен, а хороший ответ очевиден для всех.

Задача интервьюеров в этом сценарии — получить от вас лучший ответ, который позволит вам продемонстрировать свои навыки.

Ваша задача состоит в том, чтобы правильно понять и прояснить цель вопроса — и представить как можно больше ответов, относящихся к роли, с которой может связаться интервьюер.

Методика опроса STAR

Вы, наверное, уже много раз встречали этот термин.

Это легко запоминающаяся структура, которая поможет вам найти ответы.

Итак, как вы отвечаете на вопросы STAR: «расскажите мне о времени» или «опишите время» в поведенческом интервью?

    1. Опишите ситуацию, с которой вы столкнулись (S)
    2. Опишите задачу, которую вам представили (T)
    3. Опишите, как вы справились с этой ситуацией, например: действие, которое вы предприняли (A)
    4. Опишите результат ваших действий, например: результат (R)

Думайте об этом как о рассказе, в котором интервьюер хочет, чтобы вы представили, опишите, что вы сделали и что в итоге произошло.

Вы должны быть конкретными, отвечая на эти вопросы.

Не говори, что бы ты сделал.

Не говори, что обычно делаешь.

Не говори «Я делаю это каждый день».

Вам необходимо описать то, что вы действительно сделали, и предпочтительно пример из вашей рабочей среды.

Почему я так педантичен?

Что ж, честно говоря, как интервьюеру, раньше я сводил с ума, когда мне приходилось более двух раз подсказывать людям реальный конкретный пример из реальной жизни.

через GIPHY

А если серьезно.

Если вы можете привести недавние примеры, которые вы легко можете вспомнить, вы на самом деле демонстрируете, а не просто заявляете, что у вас есть навыки, которые ищет интервьюер.

Тем легче вам

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *