Скачок роста в 8-9 месяцев

Как помочь во время кризиса

Комфортно пережить кризис помогут различные совместные игры развлекательного и познавательного характера:

  • Ребенок жмет на разные кнопки — звонка двери, выключателя света, пульта от телевизора. Постепенно он поймет, что от его действий происходит то или иное событие. Это формирование причинно-следственной связи.
  • Важны длительные прогулки, хождение по гостям, смена привычной обстановки — для расширения кругозора малыша. Пусть он изучает новые предметы, не ограничивайте его в этом процессе.
  • Чаще и дольше беседуйте с ребенком. Произносите названия всех предметов вокруг, которые его интересуют, спрашивайте сами и давайте ответы. Слова произносите как можно отчетливее и не торопясь, чтобы кроха слушал правильную речь.
  • Предложите ребенку повторить ваши звуки или жесты.
  • Попросите ребенка дать вам предметы, который он держит. Задайте простой вопрос: «Где мячик?» и покажите нужный предмет.
  • Поиграйте в прятки, чтобы ребенок мог увидеть, где вы прячетесь. Можно развлечься догонялками, уползая от ребенка и делая вид, что вы его ловите.
  • Напевайте песни, сопровождая их простыми движениями — хлопанье, топанье, наклоны или повороты головой. Пусть малыш повторит за вами.

Сон во время кризиса

Нередко скачки развития сопровождаются ухудшением качества сна. Ребенок может рано просыпаться, беспокойно спать ночью и днем, метаться по кроватке, махать руками и ногами.

Что делать при скачке роста со сном ребенка? Необходимо большое внимание уделять процессу успокоения ребенка до ночного сна. Уделяйте этому больше времени, спланируйте все заранее. Также не допустите «перегуливания».

Если у ребенка днем плохой аппетит, то будьте аккуратнее с ночными просыпаниями от голода, когда малыш требует еду. Покормить его необходимо, но не стоит превращать это в нежелательную ассоциацию, которая может остаться даже после окончания кризиса. Постарайтесь почаще и побольше кормить малыша днем в спокойной обстановке.

Особенности шестого кризиса

Примерно к 8-9 месяцам малыши начинают сосредотачиваться на своих занятиях. Постижение и исследование окружающего мира переходит к систематическому типу, дети стремятся каталогизировать все окружающие предметы. Ребенок может очень долго наблюдать за едой в тарелке, а потом начнет ее перекладывать, старясь разделить по каким-то общим признакам.

Малыши еще не научились говорить, но понимают уже многое. Они уже способны понять, что разные по вкусу и размерам продукты одинаково съедобны. Они могут уже распределять предметы по группам.

Завершение кризиса. Что изменилось.

Обретение новых навыков открывает ребенку потрясающие возможности для изучения окружающего мира. Активно развивается понимание речи, малыши могут уже произнести первые слова, поиграть в простые игры, выполнить просьбы. Когда закончится кризис 8-9 месяцев, общение с ребенком перейдет на новый, более интересный уровень.

sonmalysha.ru

8 месяцев или кризис 36ой недели(((, кризис ребенка 8 месяцев

Итак, 20 июня Кирюшке исполнилось 8 месяцев) мы уже отлично стоим, ползаем, ходим за ходунками, весим на турничке, у нас 8 зубов (4 снизу и 4 сверху), пробуем мы и стоять сами))) С 7 июня, на 32ой неделе начались наши «черные недели» (см. Календарь кризисов из книги «Капризничает? Значит развивается», есть она и в инете). У ребенка кризис — он познает Мир категорий и все более отчетливо понимает, что мама может уйти((( А теперь вот настала и наша «грозовая» 36ая неделя(((( Признаки этой недели (только те, что есть у моего сынишки) Когда дети готовятся вступить в мир категорий, они становятся более плаксивыми, чем были в предыдущие недели. Матери говорят, что они раздражённые, неугомонные, сварливые, недовольные, неуправляемые, беспокойные, нетерпеливые и вечно ноют и в плохом расположении духа. Всё это можно понять.  Вашему малышу сейчас особенно тяжело, потому что из своего прошлого скачка он понял, что вы в любой момент можете от него уйти куда вам вздумается и оставить его одного. Сперва большинство детей очень страдают от этого, но потом учатся как-то по-своему с этим мириться. Только всё начало идти более-менее гладко – как снова случились большие изменения и всё опять развалилось. И опять беспокойный малыш хочет постоянно быть с мамой, прекрасно понимая при этом, что в любой момент она может встать и уйти. Это понимание ещё хуже расшатывает всю ситуацию и увеличивает напряжение. Когда ребёнок сидит у вас на руках или вы его носите, он может пытаться как можно сильнее к вам прижаться. И, возможно, он будет злиться при попытке его положить. Может требовать больше внимания Большинство детей требуют больше внимания, и даже самые спокойные не всегда довольны, когда их оставляют одних. Некоторые особо требовательные маленькие личности не успокаиваются до тех пор, пока мамино внимание не будет полностью сосредоточено только на них. А некоторые особо беспокоятся, когда матери переключают своё внимание с них на что-то другое, как если бы они ревновали. Может хуже спать Большинство детей начинают хуже спать. Они могут сопротивляться укладыванию, хуже засыпать и быстрее просыпаться. Некоторых особо трудно уложить днём, других – вечером. Ну, а некоторые больше бодрствуют и днём, и ночью. Может хуже есть Многие дети в это время меньше интересуются едой и питьём. Некоторые могут упорно есть что-то одно и отказываться от всего остального. Другие могут есть только то, что сами положат себе в рот. Ребёнок может стать разборчивым, проливать еду и плеваться. Поэтому кормления занимаю больше времени, чем раньше. Если ваш ребёнок и до этого волновался во время еды, сейчас он может стать неуправляемым – не хотеть есть, когда еда стоит перед ним и требовать тогда, когда её убирают. Или в один день могут потребовать много еды, а на следующий не съедят ничего. Возможны варианты. Вообщеем, ужасть(((

www.baby.ru

развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев

Когда вы держите его, он прямо стоит на ногах. Некоторые дети к этому моменту научаются самостоятельно вставать, опираясь на мебель или на вашу руку. Младенец перемещается на четвереньках или ползает, двигаясь при этом не вперед, а назад. Он может переворачиваться и кувыркаться. Кроме того, он дотягивается до игрушек и уже никого не просит о помощи!

Мелкая моторика

Ребенок может взять в руку какой-нибудь предмет (например, что-то съедобное) и держать его в кулаке. Помимо этого, он начинает осваивать тонкие операции, учится крепко удерживать мелкие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев руки. Он уже может раскрыть ладонь и выпрямить пальцы, пытаясь бросить какую-либо небольшую вещь. Он перекладывает предметы из одной руки в другую и стучит предметами друг о друга: последнее ему очень нравится.

Зрение

Четкость и глубина зрения у ребенка в это время практически соответствуют четкости и глубине зрения взрослого человека. Малыш лучше видит то, что расположено вблизи, а не то, что находится вдали от него. Тем не менее он уже узнает людей и находящиеся в комнате предметы.

Ритм ребенка

Сон

Режим ребенка остается примерно таким же, как и в предыдущем месяце, за исключением того факта, что большинство малышей к этому возрасту отказываются от одного из периодов дневного сна.

Питание

Восьмимесячный младенец обычно ест твердую пищу дважды в день (плюс на полдник), кроме того, два — четыре раза в день он получает бутылочку смеси или грудное молоко (утром +/- в полдень +/- в 16.00 и вечером).

Теперь его питание устроено следующим образом:

  • утром: грудное молоко или бутылочка смеси;
  • в обед: 3-4 столовые ложки овощного супа или супа с мучными изделиями/зерновыми/корнеплодами с добавлением 1 ложки оливкового масла (вы можете также добавлять понемногу рапсового масла, однако будьте внимательны, оно обладает весьма специфическим вкусом). Кроме того, вы можете вместе с овощами давать ребенку небольшое количество белка: чередуйте молочный белок (в частности, специальный детский творог) с растительным (пюре из чечевицы). Не следует регулярно предлагать ребенку десерт: сахара замедляют переваривание съеденного за обедом. Лучше всего приучить ребенка к тому, что десерт он получает только по праздникам или в особых случаях. Сладкие продукты, в том числе и фрукты, следует отложить до полдника. Мы рекомендуем в первую очередь отменять именно обеденное кормление грудью (или из бутылочки): это можно сделать, когда малыш начнет получать достаточное количество твердой пищи и будет готов к отказу от молока. Затем вы можете постепенно отказаться и от грудного молока (смеси) на полдник.
  • Полдник: печеные или свежие фрукты и/или немного фруктового сока, а также печенье, приготовленное без использования яиц, или подсушенный хлеб. 3-4 раза в неделю (особенно если в обед вы не кормили ребенка творогом) можете также предложить малышу йогурт.
  • Ужин: легкое блюдо, к примеру то же, что на обед, или суп, а также грудное молоко или бутылочка с добавлением небольшого количества муки.

Некоторые родители смешивают вечернее молоко с овощным супом. Возможно, это неплохое решение, однако важно, чтобы ребенок хорошо понимал разницу между ужином и вечерним кормлением, которое для него должно быть связано с отходом ко сну.

Когда малыш бодрствует

Исследуя предметы, ребенок трясет их, стучит по ним, тянет их в рот. Он с восторгом обнаруживает, что с предметами можно играть, и обожает игровые развивающие центры. Однако больше всего он любит играть с вами — с родителями. Вот почему ему нравится смотреть, как его ложка или любимая игрушка падает, как вы их поднимаете, как она снова падает, — и так без конца.Кроме того, ваш малыш теперь понимает, как предметы связаны друг с другом: к примеру, он знает, что более мелкие предметы можно поместить внутрь более крупных. Он начинает отыскивать упавшие или исчезнувшие предметы и указывает на них пальцем. Точно так же, когда вы показываете ему книжки с картинками, от которых он в восторге, он указывает или смотрит на иллюстрацию, изображающую предмет, который вы только что назвали.

Он более явно проявляет свои чувства. Он может посылать воздушные поцелуи знакомым ему людям и повторяет какое-либо действие, если оно было встречено одобрением. Но помимо этого, к восьми месяцам большинство детей проявляют характерные признаки тревоги, связанной со страхом расставания. Желая привлечь к себе внимание, малыш ерзает и суетится.

Что касается речи, дело идет на лад! Младенец любит повторять двухсложные слова (чаще всего слова типа «баба», «мама» и «папа»). Это самое начало освоения слогов («да», «ба», «па», «ма»), которые скоро станут первыми словами!

Здоровье ребенка

Восьмой месяц: посещение участкового педиатра

К восьми месяцам рост ребенка составляет около 69 см, вес — около 8 кг, окружность черепа — от 43 до 45 см.

Этот визит важен. Врач, как и всегда, проверит состояние здоровья ребенка и его развитие, кроме того, он убедится, что введение твердой пищи и соответственное сокращение грудного или искусственного вскармливания не повлияли на вес ребенка. Поговорив с вами, он также удостоверится, что у малыша нет аллергии на новые для него продукты питания.

Прививки

В восемь месяцев не делают никаких прививок. Если вы собираетесь в путешествие с ребенком, узнайте о необходимых мерах предосторожности, о том, какие лекарства следует взять с собой (к примеру, если вы отправляетесь в зону риска заражения малярией), и о рекомендуемых/обязательных прививках (например, если вы едете в Африку, прививка от желтой лихорадки обязательна для взрослых и детей старше одного года).

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Аллергии. Сегодня аллергические реакции возникают у детей все чаще. Для родителей это постоянный повод для беспокойства, для медицинского персонала аллергия — проблема. Существует множество объяснений подобного роста аллергических реакций: «чрезмерная асептизация» (было подтверждено, что излишняя чистота способствует развитию аллергии), загрязнение окружающей среды, присутствие в рационе высокоаллергенных продуктов (арахисовое масло или глютен), следы яичных продуктов в вакцинах или даже остатки токсичных веществ в пище (в том числе и в некоторых детских смесях!). Однако в действительности лишь малая толика этих теорий подкреплена серьезными исследованиями, и потому в причинах возникновения аллергии довольно трудно разобраться.

Экзема. Здесь существует два объяснения: кожа ребенка соприкасается с материалом или продуктом, который вызывает аллергию, или же речь так или иначе идет о наследственном явлении. Иногда оба фактора действуют одновременно. На коже появляются прыщики или красные бляшки, которые очень чешутся. Они могут возникать в самых разных местах и иметь различную природу: это очень сухие, шелушащиеся участки кожи либо пузырьки на коже, которые появляются при мокнущей экземе и часто дополнительно инфицируются.

Врач пропишет вашему ребенку кортикоидный крем, который улучшит его состояние при обострениях, однако, к сожалению — не решит проблему окончательно. Применение такого крема может даже усугубить ситуацию, спровоцировав синдром отмены после того, как вы перестанете его использовать. Если ситуация не улучшается, вам следует задуматься о том, каким молоком вы кормите ребенка, и выяснить, нет ли у малыша непереносимости коровьего молока. Приучать ребенка к твердой пище следует в тесном взаимодействии с вашим лечащим врачом. Приведенный в досье «Привыкание к разнообразию» план введения твердой пищи хорош в том числе и для детей-аллергиков или склонных к аллергическим реакциям. Вам просто следует вводить новые продукты питания с большой осторожностью, на две недели или даже на месяц позже указанного в таблице срока. Если экзема приобретает характер хронического заболевания, советуем обратиться к природным средствам, длительное применение которых не представляет опасности для ребенка.

Полезно знать: при аллергии и экземе душ лучше, чем ванна. После мытья намажьте все тело малыша мазью: это средство нейтрально для его кожи. Высушите кожу ребенка, нежно похлопывая по ней неокрашенным полотенцем, лучше всего — из органического хлопка (стирайте полотенца гипоаллергенными порошками).

Пыльцевая аллергия. При такой аллергии бывают затронуты область ЛОР-органов и глаза. Раньше такая аллергия возникала довольно редко, в особенности у новорожденных. Сегодня выделения из носа, сопровождающиеся аллергическим конъюнктивитом, проявляются все раньше, даже у детей до 1 года.

Врач пропишет вам антигистаминный препарат в виде сиропа: он снимет раздражение слизистых. Кроме того, он также порекомендует местное лечение. В этом случае при длительном лечении естественные средства вновь окажутся более подходящими и менее вредными для ребенка.

Борьба с пыльцевой аллергией, гомеопатия как дополнение к аллопатическому лечению

  • При раздражении кожи и зуде, вызванных высвобождением гистамина: «Гистамин 15 СН».
  • Кроме того, по мере необходимости наносите толстым слоем крем с алоэ вера.
  • Против ринореи (выделений из носа): комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Против конъюнктивита: «Эуфразиа 5 СН».

Дозировка: по 2-3 гранулы от одного до нескольких раз в день. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием в зависимости от состояния ребенка.

Кризис восьмого месяца

Кризис восьмого месяца (который может проявляться в период с восьмого по десятый — двенадцатый месяц жизни ребенка) выражается в тревоге и страхе разлуки. Такая реакция проявляется не у каждого младенца, хотя она характерна для большинства. К восьми месяцам малыш не только начинает отличать свою мать (или тех, кто его нянчит и заботится о нем) от незнакомых людей, но прежде всего осознает, что его могут разлучить с предметом его безусловной любви.

Способность ребенка принять и постепенно смириться с этой разлукой будет формироваться поэтапно. Это одна из основ правильного развития его эмоциональной сферы. К восемнадцати — двадцати четырем месяцам данный этап будет полностью преодолен, а ему на смену придет «нет» и сложный, но конструктивный период сопротивления. Тогда ваш малыш вновь сможет без всякого страха взаимодействовать с другими людьми.

«Нужно ли мне добиваться того, чтобы мой ребенок сам и с удовольствием общался с другими взрослыми?»

Заставлять ребенка бессмысленно. Отнеситесь спокойно к тому, что малыш может бояться взаимодействовать с чужими людьми. Когда вы будете представлять ребенку гостей, обязательно объясните ему, что это знакомые вам люди и что вы им рады.

Что делать, если этот кризис совпал с моментом, когда у ребенка появилась няня?

Дайте малышу время для того, чтобы он постепенно привык к няне. Обычно такое привыкание происходит быстрее и легче, если за ребенком помимо мамы присматривают бабушка с дедушкой. Главное — успокоить малыша, утешить его, объяснить ему, что вы будете рядом, что вы его любите и что ему ничего не угрожает.

Перед любым расставанием, даже совсем кратким, предупредите его и объясните ему, что сейчас произойдет. Повторите несколько раз, что вы придете домой. Будьте спокойны, но тверды. Если у вашего малыша еще не появилась любимая игрушка, именно сейчас она ему очень поможет. Даже если вам кажется, что ему она не нужна (чаще всего такое ощущение возникает с детьми, которых кормят грудью), подарите ему игрушку. Она может пригодиться ему впоследствии, особенно в важные, переломные для него моменты: начало школьного обучения, каникулы у бабушки с дедушкой… Любимая игрушка станет для малыша предметом, который его «утешит», когда вас не будет рядом.

Ломаем все!

Многие малыши уже самостоятельно встают, держась за перекладины кроватки. Поле деятельности ребенка расширяется, и одновременно возникают новые проблемы. Кроха пытается карабкаться вверх по свисающим проводам, стягивает со столов скатерти, опрокидывает этажерки. Во избежание травм вам придется снова пристрастно оглядеть свое жилище и устранить все видимые опасности: закрепить шкафы у стен, убрать провода, надеть на углы столов специальные накладки.

Позаботьтесь о том, чтобы предоставить малышу как можно больше самостоятельности. В этом возрасте уже совсем не полезно во время кормления сажать ребенка к себе на колени. Он прекрасно может сидеть сам в своем стульчике и самостоятельно пить из чаш-ки-поилки, держа ее двумя руками. Обязательно купите своему малышу такую чашку с двумя ручками, крышкой и носиком.

Что занимает ребенка в этот период? Все то, что можно открыть и разобрать: банки с крышками, закрытые контейнеры. Если в семь месяцев он любил ковырять, то теперь начинает настойчиво отковыривать. Поэтому самая лучшая игрушка сейчас — это закрытый полупрозрачный контейнер. Положите в него несколько предметов (грецкие орехи, игрушки), закройте и дайте ребенку. Пусть пытается их достать.

В этом возрасте у детей формируется такая мыслительная операция, как анализ (разложение на составляющие): «из чего это состоит?». А вот операция синтеза (складывания) им еще недоступна. Поэтому требовать от восьмимесячного малыша, чтобы он не только вынул игрушки из контейнера, но еще и сложил их обратно, пока бесполезно. Он будет с удовольствием разбирать пирамидку, но когда мама начинает ее собирать, его интерес сразу угаснет. Точно так же вы не сможете сейчас уговорить его сложить башню из кубиков, зато он с радостью сломает эту башню так, чтобы кубики разлетелись по всей комнате.

И все-таки именно на восьмом месяце, когда малыш все крушит, ломает и разбрасывает, наступает время приучать его к порядку. Например, вы играете с кубиками. Минуты через три внимание ребенка переключается, теперь ему интересна пирамидка. Вы говорите: «Теперь поиграем в пирамидку, но сначала давай уберем кубики». На глазах у крохи вы складываете кубики в коробку, закрываете, и только потом берете пирамидку. Через три минуты ребенок тянется к мячику. «Тебе хочется поиграть с мячиком? Давай сначала уберем пирамидку, а потом поиграем в мячик». Попросите малыша вам помочь. Конечно, много он не соберет. Но если даже вы положите в коробку десять кубиков, а он только один, это уже будет первым опытом приучения к порядку, и к годику ребенок уже запомнит правило: я играю со следующей игрушкой только тогда, когда предыдущую положил на место. Причем уборка будет им восприниматься как продолжение игры.

Период разбора, разрушения продолжается очень долго. И в три года, и в пять, и в семь лет ребенку проще разобрать. Собрать, соединить в целое — это переход на совершенно другой уровень мышления, но не беспокойтесь, скоро кроха освоит и его.

Еще одно важное событие восьмого месяца: у ребенка появляется первая книжка, по крайней мере, должна появиться. Конечно, эта книжка должна отвечать всем требованиям безопасности, потому что малыш непременно ее потянет в рот. Кроме того, она должна быть красочной и предельно простой. Картинки с большим количеством деталей ребенок пока не воспринимает.

Как должны быть нарисованы герои первой книжки? Прежде всего, у них должно быть большое, хорошо прорисованное лицо. Это то, что малыши рассматривают прежде всего. У всех персонажей должны быть выразительные глазки, рот, нос (вспомните Колобка, у него больше ничего и нет). Дальше у героя идет туловище, ручки и ножки. Пока этого достаточно. Иногда в книжке персонажи остаются недорисованными. Например, глаза изображаются в виде кружочков со зрачками, без ресниц и бровей. Это допустимо, недостающие детали малыш придумает сам. Очень полезны интерактивные книжки: например, нажимаешь на фигурку коровы — она мычит, нажимаешь на колокольчик — звенит. А вот карикатурные изображения восьмимесячным малышам непонятны и даже вредны.

Я не случайно так подробно остановилась на книгах. Их в нашей жизни становится все меньше, бумажные издания уступают место электронным, домашние библиотеки больше не в почете. Даже книги по школьной программе сегодня легче и удобнее скачивать из интернета. Но маленьким детям необходимо манипулировать реальными предметами, им нужно не только увидеть книжку, но и взять ее в руки, лизнуть, потрогать. Тогда она становится понятной и близкой.

Как разговаривать с ребенком? Этот вопрос, как правило, особенно остро встает именно к восьми месяцам. Малыш еще не произносит осознанно названия предметов, тем не менее мы готовим его к речи. Надо ли все называть по-взрослому или можно как-то упрощать сложные слова? Например, «машина» или «бибика», собака или «гав-гав» — что правильно? Мама часто предпочитает лопотать, как дитя, но тут вмешивается папа или бабушка: «Чему ты ребенка учишь? Пусть сразу говорит нормально!»

Ребенку нужны оба языка. Ему пока еще недоступны длинные названия, поэтому, говоря с ним только по-взрослому, мы тормозим речевое развитие. Представьте, сколько еще должно пройти времени, прежде чем он будет в состоянии произнести слово «автомобиль» или даже «машина»?

Детский лепет стимулирует речевое общение. Если малыш уже знает, как называется предмет, он может попросить его не только жестами, но и словами. Здесь можно включить новую игру. Ребенок говорит: «Би-би-би-би-би». Даете ему утенка — «Нет. Би-би-би-би-би». Даете ложку — «Нет». На третий раз малышу вручают его законное «би-би», он удовлетворен — его поняли. Если ребенок тянется ручками к какому-то предмету, можете его спросить: «Что ты хочешь? Машинку? Би-бику? Собачку? Гав-гав?» Через некоторое время вы увидите, что ребенок разделяет два языка. Вы говорите ему: «Покажи собаку», — он показывает и говорит: «Ав-ав».

Социальное развитие. Пора выходить в песочницу. Это не значит, что ваш малыш уже готов к играм со сверстниками. Восьмимесячному ребенку будет абсолютно безразлично, есть в песочнице другие дети или нет. Ему интересно манипулировать с предметами. С другой стороны, он сейчас очень склонен к подражанию, и, если в песочнице окажется какой-нибудь капризуля, не исключено, что вскоре и ваш малыш начнет выгибаться и плакать по всякому поводу.

Приходя в песочницу, вы должны понимать, что:

  1. вы пришли, чтобы поиграть с песочком, с палочками, с лопаткой;
  2. если в песочнице начинается драка, следует забрать своего ребенка и уйти, потому что плохой пример заразителен;
  3. вы (взрослые) ни в коем случае не должны играть с чужими детьми — это вызывает ревность у вашего крохи.

Чем самостоятельнее становится ваш ребенок, тем острее он чувствует, что вы и он — это две отдельные личности. Его мир больше не замкнут только на вас. С другой стороны, это отделение от вас ведет к усилению «сепарационной тревоги». Малыш и хочет быть независимым, и одновременно боится потерять маму. Если вы будете уделять внимание другим детям в песочнице, эта тревога может усилиться многократно. Поэтому сейчас вы играете только с собственным ребенком, показывая ему, как обращаться с лопаткой, с ведерком. С другими детьми можно делиться игрушками, не более.

У вас должен быть отдельный пакетик игрушек для песочницы. Я рекомендую завести красивую матерчатую сумочку, которую можно стирать. Сложите в нее уличные игрушки. Их не должно быть много — ведерко, грабельки, совочек, машинка, формочка. На этом этапе ребенка больше всего занимает просто игра с песком — его приятно пересыпать, на нем интересно ставить отпечатки, делать дырки палкой, что-то чертить, а можно слегка закопать в песок игрушку и предложить малышу ее найти. Отыскивать различные предметы в куче песка — очень интересное занятие.

К концу восьмого месяца наступает время провести первую ревизию игрушек. Вы удивитесь, как много их накопилось. Что нужно убрать? В первую очередь — погремушки и подвесные карусели. Они ребенку уже не так интересны. В дальнейшем надо взять себе за правило проводить такую ревизию каждые полгода, потому что игрушки приходят в негодность, кроме того, их всегда бывает намного больше, чем нужно. Одновременно малыш может манипулировать максимум с тремя предметами, а за день игрушек, с которыми он играет, наберется не больше семи. Значит, все остальное можно смело убирать в шкаф, а дальше просто одни игрушки доставать, а другие убирать, сохраняя все то же общее количество.

Родителям расстаться с ненужными детскими игрушками бывает непросто. Все они напоминают о чем-то важном, все имеют свою историю. Но подумайте, что будет дальше, если от них не избавляться! Чтобы делать это легко и без сожаления, я очень рекомендую завести дневник и записывать в него историю жизни вашего малыша. Почему я не сказала о нем раньше? Да потому что раньше жизнь младенца не отличалась особым разнообразием. Но начиная с се-ми-восьми месяцев ребенок уже становится достаточно активным, и нам есть о чем писать. Кстати, когда в семье появляется следующий ребенок, очень полезно бывает вспомнить об этом дневнике и перечитать его вместе со старшим. Через эти записи вы напомните ему о том, как вы его любите, и поможете справиться с ревностью к младшему ребенку. И даже если у вас больше не будет детей, эти записи все равно очень важны, потому что потребность человека в любви не проходит никогда, и он в любом возрасте с удовольствием время от времени возвращается в счастливые воспоминания детства. Я уж не говорю о том, как полезно бывает маме через два-три года вернуться к своим собственным переживаниям и их осмыслить.

Страх разлуки

Основная проблема этого возраста связана с той самой «сепарационной тревогой», о которой мы уже говорили. Ребенок ни на шаг не хочет отпускать от себя маму. На фоне этой тревоги появляются ночные страхи. Мамы иногда описывают их так: «Ребенок встает ночью и просто стоит в кроватке». Некоторые начинают хныкать и плакать. Но многие дети просто молча стоят и высматривают маму.

Ребенок, который к этому моменту уже спит отдельно, может снова начать проситься в кровать родителей. Если перспектива спать втроем вас не привлекает, не соглашайтесь. А согласившись, уже не меняйте решения. Иначе вы еще больше усилите детские страхи. Взяв один раз проснувшегося малыша к себе в постель, приготовьтесь к тому, что он останется в ней до полутора лет. Если же вы до сих пор практиковали совместный сон, то в этот период начинать отделение нельзя ни в коем случае. Подождите до 12-14 месяцев. По моим наблюдениям, именно в этом возрасте дети уже спокойно, без проблем перебираются в свои кроватки.

Не рекомендуется пока переводить ребенка в отдельную комнату. Детская кроватка еще стоит рядом с родительской, чтобы вы могли всегда успокоить, погладить проснувшегося малыша. Если же ваш малыш уже спит в своей комнате, обязательно держите дверь открытой, чтобы услышать, если он проснется и будет вас звать. Ну и, конечно, непременно кладите в кроватку ту самую утешалку, игрушку-обнимашку, которую я рекомендовала завести во второй месяц. Если у вас ее до сих пор нет, обязательно заведите. Сейчас она вам очень пригодится.

Ребенок может предпочесть не обнимашку, а какой-то другой предмет, который дает ему спокойствие, — любимое одеяло, мамин халат. Почему именно мамин халат? Потому что он пахнет мамой. Почему именно свое одеяло? Потому что у него свой родной запах. У маленьких детей очень хорошо развито обоняние, и запахи их успокаивают.

Ничего плохого в такой «утешалке» нет, просто она не очень удобна. С игрушкой вы можете путешествовать, можете взять ее с собой в машину, в любую гостиницу, и ребенок будет всюду ходить с ней в обнимку. Но как он будет ходить в обнимку с вашим халатом или со своим любимым одеялом? Поэтому постарайтесь все-таки ввести в жизнь малыша игрушку-утешалку, предлагайте ее каждый раз, просто кладите в кроватку рядом с крохой.

Обнимашки-утешалки замусоливаются, затираются до дыр, у них отрывается все, что только может оторваться, и все-таки они остаются любимыми и незаменимыми. До трех лет ребенок воспринимает такую игрушку как настоящего друга. И пусть это будет безносый и безухий мишка, но малыш ни за что не променяет его на нового. Тем не менее обнимашку иногда приходится латать. А на время починки и стирки у нее должен быть «заместитель», такой же знакомый и привычный, которого вы тоже время от времени подкладываете в кроватку. Если, в конце концов, старая утешалка придет в полную негодность, вам будет что предложить малышу взамен.

Итак, малыш проснулся ночью в своей кроватке. Подойдите к нему, покачайте, тихонечко поговорите, не включая свет и не разгуливая. Нужно дать ребенку ощущение, что мама здесь, мама рядом. Подложите игрушку, чтобы он ее обнял. Разумеется, если ребенок стоит и плачет, его нужно успокоить. В этом случае возьмите его на ручки, поговорите, спойте колыбельную, но не идите с ним к себе в кровать, если не хотите, чтобы на следующую ночь повторилось то же самое. Снова положите малыша в кроватку, продолжая петь. В этот момент очень важно самой не заводиться, чтобы ребенок чувствовал ваше ровное дыхание. Если вы сейчас правильно отреагируете на эти ночные пробуждения, они скоро пройдут.

Это абсолютно ожидаемое, нормальное поведение, в нем нет ничего особенного.

Чего нельзя делать? Если малыш проснулся в тревоге, его не следует утешать пустышкой или кормлением. Иначе в сознании ребенка закрепляется следующая логическая цепочка: «Чтобы успокоиться, надо пожевать, пососать или поесть». Происходит так называемая оральная фиксация. А потом мы удивляемся, почему дети грызут ногти, почему взрослые «заедают» стресс или при малейшем волнении бегут курить. Это значит, что человек может успокоиться, только положив что-то в рот. И корни этой привычки тянутся из раннего детства. К восьми месяцам мы должны уже разделить процесс питания и процесс успокоения. Максимально удовлетворяйте потребность ребенка в заботе и внимании в течение дня, а укладывая спать, не давайте ни соску, ни бутылку, ни грудь. Просто обнимите.

Профилактика страха разлуки. Первое — всевозможные варианты игры в прятки, уже описанные ранее, готовят малыша к тому, что мама на некоторое время может пропасть из поля зрения, но обязательно вернется. Продолжаем играть в «ку-ку», «экран», накрываем полотенцем игрушку и находим ее, в песочнице прячем игрушки в песок.

Второе — создайте ребенку островок стабильности. Чаще всего им становится манеж — там безопасно, там все знакомо. Важно позаботиться о том, чтобы манеж был достаточно устойчивым и не переворачивался, если малыш встанет и на него обопрется. Посадите кроху в манеж, положите рядом любимую игрушку. Ничего не говоря, выйдите из комнаты. Через минуту ребенок начнет вас звать. Скажите ему пару слов из-за двери. На какой-то промежуток времени он успокоится, но вскоре снова станет звать. Подойдите к нему.

Важно! Когда вы подходите к расплакавшемуся малышу, излучайте позитив и радость. Исключите риторические вопросы типа: «А что у нас случилось? Почему мы плачем?» От появления мамы ребенок должен испытывать радость, а не успокоение. Это очень существенная разница. Не связывайте в сознании малыша свое появление со спасением от чего-то страшного. Вы пришли просто потому, что соскучились, хотите пообщаться, поиграть, а не потому, что ваше отсутствие опасно. Если вы будете приносить с собой радость, ребенок сразу настроится на вашу эмоцию, и ваши исчезновения перестанут вызывать у него тревогу: «Если мама исчезла, значит, она скоро снова придет, возьмет меня на руки, и мы вместе поиграем».

Мама. День сурка

«Скажите, как не сойти с ума во время декретного отпуска? У меня жизнь превратилась в „день сурка» — с утра до вечера занимаюсь одним и тем же, никогда не высыпаюсь. А хуже всего то, что я потеряла связь с тем миром, в котором жила раньше».

Если женщина так заговорила, значит, ее уже не удовлетворяет замкнутый мир материнских забот, у нее появилась потребность как-то менять свою жизнь. И это вполне закономерно. Вы возвращаетесь к себе как к женщине. Пожалуй, пора приводить себя в порядок. Если раньше я говорила, что любые походы на гимнастику, в бассейн и прочее допустимы только с ребенком, то теперь вы вполне можете время от времени оставлять малыша с кем-нибудь из родственников и позволять себе небольшой выход в мир.

Найдите время для встреч с друзьями. Общение вне дома помогает прийти в себя и вернуться к реалиям той жизни, о которой вы почти забыли за время сидения в четырех стенах.

«Я — обслуживающий персонал, машина. С утра до вечера кручусь как белка в колесе, а мой муж считает, что я бездельничаю!»

Что тут можно сделать? Прежде всего, понять причину такого отношения. А причина проста: работающий папа видит свое чадо в лучшем случае три-четыре часа в день. Основной «удар» в течение дня берете на себя вы, но муж-то этого не видит. Когда вечером он приходит с работы, вы уже кормите, купаете и укладываете спать. Если он приходит пораньше, у него есть возможность поиграть с малышом. И малыш изо всех сил старается соответствовать папиным ожиданиям — не хныкать, не капризничать. Откуда же мужу знать, что в его отсутствие все выглядит совсем иначе? Он действительно может не понимать, насколько вам трудно.

Вот что я обычно советую мамам.

  • Если вашему ребенку запланирована прививка или назначены какие-то медицинские процедуры, пусть в поликлинику с ним идет папа. Возможно, он узнает много нового о своем «спокойном» ребенке.
  • Не обижайтесь на его «ты все равно сидишь дома». Слышать это действительно неприятно. И женщина обычно огрызается: «А ты попробуй сам с ним посиди!» Хотите, чтобы муж вам помог? Тогда формулируйте вашу просьбу в доброжелательной форме: «Поиграй с ним в мячик, пожалуйста». Для мужчины очень важны две вещи: доброжелательный тон и конкретно выраженное пожелание.
  • Правильно расставьте приоритеты. Что вы будете делать, отдав мужу ребенка? Наверняка пойдете на кухню и займетесь домашними делами. Не делайте этого! Отдохните. Сядьте тут же в комнате, посмотрите, как муж играет с малышом. Или наберите себе ванну. Ваш супруг воспримет это намного лучше. Бурная деятельность на кухне вызывает раздражение, потому что для мужчины это сигнал к тому, что он тоже должен что-то делать. А что — непонятно. И его начинает грызть чувство вины.
  • Сделайте мужа своим заместителем, а не помощником. Что мы обычно говорим? «Помоги мне его искупать. Подержи полотенце…» Когда родители купают малыша вместе, мама невольно берет на себя большую часть работы, потому что она умеет это делать лучше и быстрее. В результате мужчина чувствует себя как подсобный рабочий. Но ведь он может сделать все точно так же, как и вы! Пусть медленнее, пусть не так ловко и аккуратно, но может. Попросите его искупать ребенка и устранитесь. Это важно. Если вы научитесь не давать своему мужу указаний, не стоять у него над душой, то в будущем вы сможете совершенно спокойно выдерживать длительные завязывания шнурков своего ребенка, медленное одевание колготок и застегивание курток. Подготовьте себя к этому, потому что гораздо проще сделать все самой. Проще, но не лучше.
  • Оставляйте папу одного с ребенком. Это не испытание. Это просто возможность для вас сходить в парикмахерскую, в поликлинику, а для папы — побыть с малышом. Сейчас существует огромное количество всяких механических приспособлений, с которыми папам нравится возиться, так что проблем с подогревом бутылочек не возникнет. Уходя, не забудьте оставить координаты для связи: «Посмотри, вот телефон „неотложки», вот телефон моей мамы». Все контакты повесьте на видное место. Очень важно не бояться, что папа сделает что-то не так. Вернувшись, обязательно поблагодарите его. Не говорите о том беспорядке, который он оставил на кухне, о разбросанных грязных подгузниках. Поблагодарите просто за то, что все хорошо. Побыв с ребенком несколько раз по полдня, ваш муж, скорее всего, поймет, чем же вы занимаетесь дома, и совершенно по-другому начнет к этому относиться.

Муж пришел с работы…

«Прихожу домой, она: „Поговори со мной». А я за день так наговорился, что язык не ворочается». Нехватка общения, которую испытывает женщина, сидя дома, может приводить к размолвкам. В связи с этим хочу посоветовать следующее:

  • Когда муж приходит с работы, дайте ему поесть молча, ни о чем не спрашивая. Можете сами рассказывать, что у вас произошло за день, но не требуйте ответной реакции.
  • Не ставьте тарелку перед телевизором. Еда в сочетании с пассивным созерцанием действует очень расслабляюще. После этого подняться из-за стола и пойти заниматься ребенком очень сложно. А вы же этого ждете от мужа?
  • Муж не должен быть эмоциональной батарейкой. Ищите другие способы «подзарядиться». Какие? Прогулки, спорт, общение с подругами, общение с докторами, общение с мамой, бабушками и т. д. Можно читать книги по своей специальности, если вы боитесь потерять квалификацию. Можно заняться изучением языка.
  • Если вы хотите узнать, как у мужа прошел день, лучше всего не задавать вопросов типа: «Ну что у тебя сегодня произошло?». Расспросите его о том: l) что сегодня порадовало; 2) что сегодня удивило; з) что сегодня расстроило. Ведь вас и в самом деле интересуют не факты сами по себе, а то, как их переживает ваш супруг. Конечно, он может ответить: «Ничего меня сегодня не порадовало». Пусть так. Поделитесь с ним тем, что было радостного в вашем дне. Постепенно он привыкнет и тоже начнет делиться с вами своими чувствами.

www.sweli.ru

Кризис 8-9 месяцев?

20 января 2014

ЖУРНАЛКризис 3-х месяцев, кажется началось!!!

Второй день ребенка как подменили!!! Вчера устроил истерику перед дневным сном, думала ну бывает, что-то не понравилось. Вечером, ночью, утром кушал и засыпал хорошо. Сегодня пришло время дневного сна, и опять так же: пососал 5 минут, потом начал истерить, ручонками-ножонками машет, меня отталкивает от себя. за одежду хватается… вообщем какое-то хаотичное поведениепричем орет как резанный поросенок, психует. хватает грудь и тут же отталкивает.Сердце сжимается, так и с ума сойти можно!!!Начала искать инфу, и вот что нашла. И раньше об этом слышала, но вот не думала, что правда. Так что девочки, может кому пригодится, имейте ввиду!!! про кризис 3-х месяцев По данным перинатальных психолог…

22 января 2014

Малышовые делаКРИЗИС 3-4 МЕСЯЦЕВ! Очень интересная и полезная статья.

Статью увидела у местной девушки, решила скопировать. Думаю, многим будет полезна эта информация. Из личного опыта могу сказать, что всё правда, через всё ЭТО мы прошли. И отказ от груди, и одна нравится, вторая — нет, и брыкания на руках, и пососала чуть-чуть и отвернулась… и кормление в Бог знает каких позах))) Никогда не думала, что так буду радоваться своему упрямству, но когда читала — радовалась. Ибо, когда у нас начался этот кризис, моя мама изо всех сил старалась убедить меня, что надо переводить ребёнка на смесь, надо сцеживать и давать из бутылочки, сама ребёнку совала вечно бутылку с водой, хотя я запрещала. И вовсе выдала, что я ребёнка мучаю грудью! Доходило до серьёзных…

22 января 2014

ЖУРНАЛКризис 3-4 месяцев. Трудности ГВ. ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ

ПРИВЕТ, ДЕВОЧКИ!!!!!Думаю, что для многих статья будет интересна и полезна…Нас слава богу не коснулось… ТттПро кризис 3-х месяцевПо данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап отделения младенца от матери — малыш впервые заявляет о себе, как о личности. Делает он это в меру своих способностей: находясь на руках, упирается в маму руками и ногами; отворачивается и сопротивляется, когда она дает ему грудь; кричит, едва взяв грудь и сделав несколько сосательных движений; берет одну грудь, но отказывается от другой. Ребенок как будто провоцирует мать: как-то она будет вести себя в такой ситуации? действительно ли она является для нег…

www.baby.ru

У ребенка кризис 8 месяцев что делать?

26 марта 2016 23:17

Это нормальное и обычное поведение ребенка в таком возрасте

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 22:31И у меня так. Убираюсь и готовлю кушать под бесконечное нытье и слезы. Бабушек нет, муж всегда на работе. Да и с ними собственно дочка так же ноет и плачет. Нужна только я… терпим, улыбаемся и радуемся что так нужны нашим деткам

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:42

это не кризис, а нормальная, адекватная реакция ребенка на отсутствие мамы. Почаще оставляйте и все наладится, привыкнет.

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:29

Иногда пусть поплачет, я не всегда иду на поводу, иначе потом вообще ни как

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:27

а вы с другими людьми общаетесь? у племянников такое было… но они кроме мамы и папы никого не видели и за мамой ор страшнейший был… начали ходить гулять с др. детками все прошло..

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:25Кризис толи ещё будет.

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:13

У доци было такое и очень долго… жуткая боязнь незнакомых людей, доверяла только мне, мужу и бабушке. Если кто-то скажет привет — истерика, спросит меня что-то на улице то же самое, из поликлиники выбегали за 3 минуты… только к 2м годам более менее нормализовалось

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:07

Я вас наверное удивлю но прям кризис! У всех дети переживают это и все живы. Тем более у некоторых бабушек и дедушек рядом нет, а муж на работе, и все живы.с собой берите куда идете, что тут не понятного

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:06

У меня и с папой, и с бабушкой остаётся без проблем. Вот в понедельник ходили на день рождение, осталась без проблем и спать с ней легла.

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:05

Кризис 8 месяцев!??это что то новенькое))) ребенку нужна мама) вот он м плачет, когда вы выходите))

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:06Мамуля+ 1 , как напридумывают всяких кризисов.

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:04

терпеть, как по другому, поплачет перестанет, если прям надо срочно куда то, ничего страшного .

ОтветитьНравится 

26 марта 2016 21:04

Тоже самое, но с чего Вы взяли кризис в 8 месяцев?

ОтветитьНравится 

www.baby.ru

Кризис 8 месяцев

БУДУмамой

точно :))) Как только ребенок перестает быть удобным, начинает показывать, что он что то хочет, а не только мамины желания выполнять — сразу кризис ))))

ОтветитьНравится 

БУДУмамойНет не каждый месяц! Посмотрите в интернете! Есть такой кризис! Когда ребенок никого кроме мамы не признает.начинает бояться чужих людей

ОтветитьНравится 

БУДУмамойА у вас ребенок УДОБНЫЙ?) Никогда бы не подобрала такое слово к ребенку!!! И часто у вас он выполняет ваши желания? )

ОтветитьНравится 

это не кризис, а этап развития, не путайте. в психологии выделяется кризис 1 года и 3 лет, ранее этого возраста нет кризисов (ну новорожденность еще).

ОтветитьНравится 

БУДУмамойА в интернете психологи пишут про этот кризис…

ОтветитьНравится 

ну больше интернет читайте, вам про каждый месяц напишут кризис, верьте дальше. я психологию в пед. институте учила, побольше интернета знаю.

ОтветитьНравится 

БУДУмамойКак раз читая книги по психологии очень часто можно встретить это слово. Мой ребенок обычный. Я не требую от нее удобности… То что ребенок других не признает, боится — это не кризис…

ОтветитьНравится 

www.baby.ru

Кризис 8 месяцев у ребенка


8 месяцев или кризис 36ой недели(((, кризис ребенка 8 месяцев

Из журнала пользователяТаньша

27 июня 2012, 00:48

Итак, 20 июня Кирюшке исполнилось 8 месяцев) мы уже отлично стоим, ползаем, ходим за ходунками, весим на турничке, у нас 8 зубов (4 снизу и 4 сверху), пробуем мы и стоять сами))) С 7 июня, на 32ой неделе начались наши «черные недели» (см. Календарь кризисов из книги «Капризничает? Значит развивается», есть она и в инете). У ребенка кризис — он познает Мир категорий и все более отчетливо понимает, что мама может уйти((( А теперь вот настала и наша «грозовая» 36ая неделя(((( Признаки этой недели (только те, что есть у моего сынишки) Когда дети готовятся вступить в мир категорий, они становятся более плаксивыми, чем были в предыдущие недели. Матери говорят, что они раздражённые, неугомонные, сварливые, недовольные, неуправляемые, беспокойные, нетерпеливые и вечно ноют и в плохом расположении духа. Всё это можно понять.  Вашему малышу сейчас особенно тяжело, потому что из своего прошлого скачка он понял, что вы в любой момент можете от него уйти куда вам вздумается и оставить его одного. Сперва большинство детей очень страдают от этого, но потом учатся как-то по-своему с этим мириться. Только всё начало идти более-менее гладко – как снова случились большие изменения и всё опять развалилось. И опять беспокойный малыш хочет постоянно быть с мамой, прекрасно понимая при этом, что в любой момент она может встать и уйти. Это понимание ещё хуже расшатывает всю ситуацию и увеличивает напряжение. Когда ребёнок сидит у вас на руках или вы его носите, он может пытаться как можно сильнее к вам прижаться. И, возможно, он будет злиться при попытке его положить. Может требовать больше внимания Большинство детей требуют больше внимания, и даже самые спокойные не всегда довольны, когда их оставляют одних. Некоторые особо требовательные маленькие личности не успокаиваются до тех пор, пока мамино внимание не будет полностью сосредоточено только на них. А некоторые особо беспокоятся, когда матери переключают своё внимание с них на что-то другое, как если бы они ревновали. Может хуже спать Большинство детей начинают хуже спать. Они могут сопротивляться укладыванию, хуже засыпать и быстрее просыпаться. Некоторых особо трудно уложить днём, других – вечером. Ну, а некоторые больше бодрствуют и днём, и ночью. Может хуже есть Многие дети в это время меньше интересуются едой и питьём. Некоторые могут упорно есть что-то одно и отказываться от всего остального. Другие могут есть только то, что сами положат себе в рот. Ребёнок может стать разборчивым, проливать еду и плеваться. Поэтому кормления занимаю больше времени, чем раньше. Если ваш ребёнок и до этого волновался во время еды, сейчас он может стать неуправляемым – не хотеть есть, когда еда стоит перед ним и требовать тогда, когда её убирают. Или в один день могут потребовать много еды, а на следующий не съедят ничего. Возможны варианты. Вообщеем, ужасть(((

Похожие посты на тему «8 месяцев или кризис 36ой недели(((«

  • Кризис 3х месяцев у ребенка. Кто с таким сталкивался, КОГДА ПРОШЛО?По данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап…
  • Кризис 5 месяцев или ребенок постоянно весит на маме)))Девочки у меня дочка перестала сама играться на коврике, постоянно ноет, капризничает или просто горланит! …
  • Кризис 1 года жизни ребенкаСтолкнулась недавно с тем, что мой ребенок стал более капризным-если что-то не так как хочет он-сразу ножка…
как прописать ребенка по месту прописки материк чему приводит манструация

www.baby.ru

Календарь возрастных кризисов ребенка по неделям, месяцам и годам: скачки и фазы развития в детском возрасте

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются н

www.babysovet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *