Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»
На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
- наследственность
- неблагоприятная экологическая обстановка
- электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.
При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.
Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.
Общие методические рекомендации
Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.
Ходьба
Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.
Упражнения, выполняемые в положении стоя
- Поза горы
Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.
Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.
Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.
- Выпад вперед, руки вверх
Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.
- Выпад в сторону
Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.
- Растяжка спины
Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.
- Поза треугольника
Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.
Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.
- Поза «руки за спину»
Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.
Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.
- Поза «ласточки»
Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.
Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.
Упражнения, выполняемые в положении лежа
Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.
- Поза «наклон вперед сидя»
Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.
Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.
Поза «лодки» (прогибание назад)
Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.
Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.
- Поза «кобры»
Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.
Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.
- Поза «лука»
Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.
Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.
- Поза для расслабления мышц лежа
Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут
Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.
Заключение
Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.
sch2045zg.mskobr.ru
Материал по теме: Консультация на тему: Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Консультация на тему:
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
Своевременное правильное питание;
Свежий воздух;
Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
Оптимальная освещённость;
Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
Привычка правильно сидеть за столом;
Расслаблять мышцы тела;
Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек., расслабление — от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
nsportal.ru
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11
«Колокольчик»
Адрес: 143969, г. Реутов, ул. Носовихинское шоссе, д.24
Контактный телефон – 8 (916) 487-11-48, 8 (926) 226-67-69
http://madou11reutov.ru
E-mail: [email protected]
__________________________________________________________________________________
Консультация для родителей
«Профилактика нарушения осанки
у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
Воспитатель
Батяева Ю.Н.
Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие ребенка как личности и уделяет большое внимание охране его здоровья.
К сожалению, на сегодняшний день, выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом. Одним из часто встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. Она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка стройность и красоту. Нормальная осанка — это привычная поза человека. Она определяется способностью без активного напряжения прямо держать голову и корпус.
Плохая осанка может привести к неблагоприятным изменениям в организме и общему ухудшению здоровья ребенка. В результате неправильной осанки грудная клетка постепенно суживается, уплощается, начинают торчать лопатки, выпячивается живот, одно плечо может стать выше другого. Если не принимать никаких мер, может искривиться позвоночник, в результате чего возникает сутулость или боковой изгиб его и, наконец, может даже образоваться горб (сколиоз). При этих искривлениях нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности.
Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Родители нередко обращаются за помощью тогда, когда нарушение осанки достигло уже внушительной степени. Чтобы этого не случилось необходимо получше присмотреться к своему ребенку.
Есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.
1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.
2. Не любит подвижные игры.
3. Жалуется, что у него болит голова или шея.
4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.
5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.
6. Не может длительно находиться в одном положении.
7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5-2см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Следует помнить, что сидение – не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц.
Правильное формирование костно-мышечной системы ребенка зависит и от питания. Ежедневно в детском меню обязательно должны быть молочные продукты (особенно полезны кисломолочные), фрукты, овощи, не менее пяти раз в неделю – мясные блюда и не менее двух – рыбные. Осторожнее со сладостями – сладкое затрудняет усвоение кальция. И поменьше мучного – именно с лишнего веса часто начинаются проблемы с позвоночником.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Также необходимо проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Из различных видов физических упражнений наиболее эффективным является плавание. Горизонтальное положение в воде способствует освобождению позвоночника от значительной физической нагрузки, равномерному распределению тяжести тела, лучшему кровоснабжению органов, симметричному расположению верхних и нижних конечностей, а также возможности полного расслабления. В этих условиях имеются необходимые предпосылки для исправления имеющейся деформации позвоночника.
Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.
Ценным средством исправления осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение спины, живот втянут, плечи расправлены и находятся вертикально над пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть тела равномерно распределена на правую и левую ногу).
Заключение. Правильное воспитание осанки начинается в семье. Нужно следить за походкой ребенка и его позой. Постель должна быть полужесткой с невысоким положением подушки. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. В домашних условиях целесообразно делать перерыв в занятиях (выполняемых в положении сидя) через каждые 20— 30 мин. Для ребенка полезен отдых, лежа на животе.
Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания — важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Ученые доказали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.
Надеюсь, что данная информация будет вам полезна.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
infourok.ru
Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста
Осанка – положение корпуса человека и головы в пространстве при сидении, стоянии, хождении. Она формируется под весом тела, с помощью костей скелета и мышечной ткани. Осанка – это не только положение корпуса в пространстве, но и расположение таза, стоп, головы относительно корпуса.

Ребёнок рождается с абсолютно ровным позвоночником, а изгибы позвоночного столба, амортизирующие удары при движении, формируются с возрастом. Первым формируется изгиб в шейном отделе позвоночника, происходит это, когда дети начинают держать голову. К 12 месяцам, когда ребёнок встаёт, изгибается грудной отдел и формируется изгиб в поясничном отделе.
Правильная осанка – это умеренные, симметричные изгибы позвоночника.
Изгиб в грудном отделе должен варьироваться от 20 до 40 градусов. По правильному расположению головы можно судить, если мочки ушей симметричны. Плечи имеют симметричное расположение, корпус и ноги прямые, а стопы стоят параллельно. Если плечи перекошены или позвоночный столб искривлён — это нарушение осанки.
Содержание статьи
Виды неправильной осанки
Разделяются типы неправильной осанки по отклонению от нормы расположения позвоночника в разных плоскостях.
- Лордоз. Осанка прогнута вперёд, встречается чаще всего в шейном отделе и пояснице. Если прогиб сильней нормы, то такое положение тела считается патологией.
- Кифоз – прогиб позвоночного столба к задней части. Обычно он выражен в области груди. Незначительное искривление есть у многих людей, но при сильном отклонении это считается патологией.
- Сколиоз. Изгиб позвоночника влево или вправо относительно нормы.
Классифицировать неправильную осанку можно по следующим типам:
- Сутулость – патология, вызванная чрезмерным углублением кифоза грудного отдела позвоночника. У таких людей наблюдаются крыловидные лопатки, а голова согнута.
- Круглая спина. Этому отклонению подвержены дети старшего возраста (обычно подростки). Обычно причина в неправильной осанке, которую не корректировали в более раннем возрасте.
- Плоская спина. Начинается при утолщении анатомических изгибов позвоночника. При патологии позвоночник человека утрачивает амортизационные свойства при движении и вибрации.
- Сколиотическая осанка. Вызвана нарушением положения позвоночного столба относительно своей оси во фронтальной плоскости. Как правило, это искривление позвоночника влево или вправо.

Профилактика нарушений осанки у детей
Правильная осанка должна формироваться с детства, поэтому важно с рождения малыша выполнять профилактику сколиоза, лордоза и других патологий. Моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка, и не возникло патологий:
- Наличие активных нагрузок и режим дня. Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста полностью ложится «на плечи» родителей. Им рекомендуется выкладывать грудничков на живот, чтобы кроха тянулся за игрушками и яркими предметами. Можно организовать занятия на фитболе. Не стоит злоупотреблять ходунками и прыгунками. Это предупреждение нарушений в отделах позвоночника. Ведь если ребёнок ещё не ходит или плохо стоит на ногах, значит его мышечный корсет и позвоночник не готовы к вертикальным нагрузкам. В режим дня рекомендуется включать прогулки, а спать малыша следует выкладывать на ортопедический матрас средней жёсткости. До 12 месяцев его укладывают спать в кроватку без подушки. С года подушка под головой должна иметь небольшую высоту, а материал подушки следует подбирать упругий, чуть пружинящий.
- Спорт. Врачи рекомендуют проводить профилактику нарушений осанки с помощью занятий гимнастикой, плаванием. Хорош для правильной осанки и конный спорт.
- Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников немало зависит от организации рабочего места для учёбы, лепки, рисования. Тут важно положение за столом. Как же правильно сидеть? Правильное положение тела: ноги стоят на полу, спина прислонена к спинке стула. Свет на рабочем месте должен соответствовать нормам освещённости. В противном случае ребёнок будет тянуться к источнику света, а его позвоночник день за днём будет искривляться.
- Для детей, начинающих ходить, оптимальным вариантом обуви станут ботинки (сандалии) с подошвой из плотного материала. Задник такой обуви должен быть жёстким. В ней обязательно наличие супинатора и застёжки на липучке.
Массаж и гимнастика
Основными мероприятиями по профилактике нарушений осанки являются массаж и комплексы упражнений, направленных на её улучшение.
Упражнения с грудничком
Профилактика нарушений осанки у детей начинается с первых месяцев жизни малыша, может выполняться самостоятельно, но только после консультации с детским врачом. Первые упражнения для грудничка должны быть не слишком длинными (всего несколько минут).
- Выкладываем ребёнка на бок, фиксируем ноги своей рукой, аккуратно левой рукой, используя большой и указательный палец, проводим по срединной линии позвоночника от поясницы к затылку. Поворачиваем ребёнка на другой бок, делаем то же самое. Суть упражнения состоит в рефлекторном разгибании позвоночника грудничка. Этот рефлекс у детей продолжается до достижения 3–4-летнего возраста.
- После исполнения грудничку 3 месяцев можно производить такое упражнение: укладываем ребёнка так, чтобы он использовал живот взрослого, как упор. Берём малыша за руки и медленно поднимаем.
- Подаём ребёнку палец правой руки, а второй рукой удерживаем его щиколотки и голени. Слегка помогаем ему перевернуть таз, а корпус ребёнок поворачивает самостоятельно. То же самое делается при перевороте малыша на другой бок.
Такую гимнастику, направленную на профилактику нарушений осанки, делают за 60 минут до или после приёма пищи.

Упражнения для дошкольников и школьников
Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью комплекса гимнастики. Детям дошкольного возраста врачи рекомендуют упражнения около вертикальной плоскости. Их легко выполнять стоя у стены.
- Для этого ребёнку необходимо встать около неё касаясь пятками, ягодицами, затылком и обеими лопатками. Это будет правильное расположение тела в пространстве. Стоит его запомнить и соблюдать при движении или стоянии.
- Полезным упражнением будет и хождение с книгой на голове. Можно использовать для профилактики нарушений осанки ходьбу с балансирование по бревну.
- Нелишним будет и комплекс упражнений, направленный на устранение или профилактику плоскостопия дошкольника.
- Важно при нарушении осанки наблюдаться у специалиста-ортопеда и комплексно лечить это состояние. Те дети, у которых осанка правильная должны проходить медосмотр раз в полгода. Делается это для своевременной коррекции осанки и диагностики возникающих нарушений.
Для того чтобы осанка была правильной врачи рекомендуют 2–3 раза в неделю выполнять комплекс упражнений для укрепления спинных мышц и мышц брюшной полости. Ими следует дополнять гимнастику, которую ребёнок выполняет после сна, включать в оздоровительную гимнастику. Нередко они включаются в школьные уроки физкультуры, занятия спортом.
Суть их в укреплении физической силы, приобретении телом выносливости. Мышцы становятся крепче и позволяют правильно держать тело и голову. Вот некоторые из упражнений:
- Оценить возможности ребёнка поможет упражнение «Ласточка». Для выполнения он становится на одну ногу, вторую отводит назад и поднимает, спина держится ровно, а корпус наклоняется вперёд, руки разводятся в стороны. Для ребёнка 7–10 лет норма выдерживания упражнения от полутора до 2 минут. Дети старше от 11 до 18 лет должны уметь держать своё тело в таком положении две — две с половиной минуты. Для взрослого человека нормой считается 3–3, 5 минуты.
- Состояние брюшного пресса диагностируется переходами из положения лёжа на спине в сидячее положение без помощи рук. Норма для детей 7–10 лет – от 15 до 20 раз, а для подростка от 30 до 50 раз.
- Комплекс упражнений на статическую выносливость мышц проводится с фиксацией тела 5–7 секунд, после чего следует отдых (10 секунд) и снова переход к упражнению. Количество подходов не менее 4–5 раз. Сами упражнения меняются со статических на динамические, чтобы мышцы не уставали и не затекали. Их чередуют по группам задействованных мышц. Делают их с основной позиции: лёжа на животе.
- Так же должно осуществляться хождение босиком и обтирание полотенцем, смоченным в прохладной воде.
- Ещё одним важным моментом для школьников станет правильное ношение рюкзаков и ранцев на спине. Нагрузка на спинные мышцы должна быть равномерной, так можно избежать искривления позвоночника и нарушение осанки.
Пожалуйста, оцените статью |
👨⚕️РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ И СТАТЬИ👩⚕️
pozvonochnik.guru
Консультация на тему: Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Канаш
Консультация для родителей
«Профилактика нарушения осанки
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Яковлева Зоя Валериевна
Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
- Своевременное правильное питание;
- Свежий воздух;
- Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
- Оптимальная освещённость;
- Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
- Привычка правильно сидеть за столом;
- Расслаблять мышцы тела;
- Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
- Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
- Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек., расслабление — от 6 до 12 сек.
- Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
- Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
nsportal.ru
Консультация (подготовительная группа) на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей.
Тема: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».
Март. Подготовительная группа.
Формирование правильной осанки:
- 1. Значение правильной осанки
- 2. Виды, признаки неправильной осанки
- 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки
1. Значение правильной осанки.
Осанка — привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.
Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник — именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.
Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.
2. Виды, признаки неправильной осанки
Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.
А) Лордогическая.
Лордоз шейного отдела — это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.
Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.
Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.
Б) Кифотическая.
Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) — увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.
В) Выпрямленная.
Плоская спина — длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.
Г) Сутулая.
Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.
Д) Сколиоз.
Если сколиоз — это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела — оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.
Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.
3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки.
У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.
Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.
Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.
Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.
Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нару
nsportal.ru
Проект на тему: Проект «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 26 «Солнышко»
Автор:
Емельянова Светлана Борисовна
учитель-логопед
Серпухов, 2014
Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Сроки реализации: Долгосрочный (Сентябрь-май).
Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед, врач-педиатр, медицинская сестра.
Актуальность:
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей.
Задачи:
1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий.
2. Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.
3. Дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата.
4. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.
Этапы работы:
Этап | Формы работы | Содержание работы | Участники реализации проекта | Сроки выполнения |
Подготовительный | 1.Обследование детей. 2. Составление списков детей с нарушением осанки. 3. Разработка перспективного плана работы 4. Подбор спортивного инвентаря для занятий. | Определить состояние осанки у детей. Выявить детей с нарушениями осанки. Формирование групп. Подбор упражнений и составление комплексов занятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений осанки. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования. | Врач-педиатр, врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра. М/сестра, инструктор по физическому воспитанию. Инструктор по физическому воспитанию Инструктор по физическому воспитанию | Сентябрь (ежегодно) Сентябрь-октябрь. Сентябрь Сентябрь |
Основной | 1.Гимнастика (утренняя, после дневного сна) 2. Общее родительское собрание 3. Домашнее задание для родителей 4.НОД по валеологическому воспитанию | Проведение профилактических упражнений на укрепление мышц спины. Причины возникновения и профилактика нарушений осанки у детей. Выполнение комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Дать представление об опорно-двигательном аппарате, причинах возникновения нарушений осанки. | Дети, воспитатели, инструктор по физическомувоспитанию. Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, дети, родители. Родители, дети. Дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию | Сентябрь-май Ноябрь Ноябрь-май Один раз в месяц |
Основной | 5.Физкультурно-валеологические развлечения и праздники 6.Родительский уголок. (наглядная информация для родителей) 7.Консультации. | Знакомство: с понятием «красивая спина», средствами профилактики нарушений осанки. «Правильная поза ребенка за столом», Комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата. «Профилактика нарушений осанки у детей» | Дети, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Воспитатели, родители, м/сестра. Родители, инструктор по физическомувоспитанию, врач-педиатр, м/сестра, воспитатели. | Один раз в квартал В течение года. В течение года. |
Заключительный | 1. Обследование детей. 2.Педагогический совет. | Сравнение результатов обследования, с целью определения степени эффективности, проводимых мероприятий. Анализ системы организации профилактических мероприятий | Врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра. Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию. | Май Май. |
Ожидаемый результат: снижение высокого показателя нарушений осанки у детей; укрепление мышц спины у детей; улучшение общего состояния здоровья детей.
Риски проекта:
1.Невозможность 100-процентного охвата детей врачом-ортопедом в начале учебного года.
2.Нерегулярное посещение детьми детского сада.
Данные факты не способствуют достижению поставленной цели проекта.
Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей
Первое упражнение “Кошечка”.
И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.
1-выгибает спину (круглая спина), голова опущена вниз;
2-прогибает спину, голова смотрит вверх.
Дозировка 6-8 раз.
Второе упражнение “Большая собака”
И.п. – Ноги выпрямлены,
1- нагнуться, достать руками пола
2- пытается переставлять руки вперед
3- вернуться в исходное положение.
Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.
Дозировка – 4-6 раз.
Третье упражнение “Скручивание”
И.п. – лечь на спину, руки развести в стороны.
1-ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки – в другую.
2-выполнить то же самое в противоположную сторону.
Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение – хорошая профилактика сколиоза.
Четвертое упражнение “Топорик”
И.п. – Гимнастическую палку или
скакалку держать сзади, ноги прямые.
- Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
- И.п.
Дозировка 8-10 повторений.
Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.
Пятое упражнение “Качалка”
И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!
Дозировка 6-8 раз.
А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»
Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (Сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
- своевременное правильное питание;
- свежий воздух;
- подбор мебели в соответствии с длиной тела;
- оптимальная освещенность;
- привычка правильно переносить тяжелые предметы;
- привычка правильно сидеть за столом;
- расслаблять мышцы тела;
- следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере.Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
- Упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
- Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит).Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
- Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
- Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения.
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носом, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся – все это лишает стопу ее естественной гибкости. Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей и травм мышц, связок и костей ног.
К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. На начальной стадии, как отмечают врачи-ортопеды, боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванн с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастику должен проводить специалист.
Полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп с использованием различных приспособлений: специальных массажных ковриков, шипованных валиков и мячей. Упражнения с ними выполняются произвольно. В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.
В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиотерапия назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур.
При плоскостопии.
1. Ребристые доски.
2. Массажные мячики. Ребенок сидит на полу, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях, под ногами мячики. Их нужно перекатывать вперед-назад обеими ногами, то левой, то правой.
3. Косички. Можно ходить по косичкам, собирая их пальцами ног.
4. Массажные коврики.
5. Мелкие предметы (для захвата пальцами ног): счетный материал; деревянные палочки от флажков, коврики с нашитыми пуговицами на ножке. При выполнении упражнений с мелкими предметами следим: спина должна быть прямой.
6. Роликовые (лучше пластмассовые) массажеры. Упражнения выполняют сидя на стуле.
Поделиться…
nsportal.ru