Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.
7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8.
Делайте акцент на играх для развития мелкой моторикиПрирода устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано/ Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
- рисование и письмо;
- аппликация и лепка;
- игры с пуговицами и петельками;
- игры с ленточками;
- игры-шнуровки;
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
- игра на клавишных инструментах;
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками);
- игры с прищепками.
9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
10. Играйте в пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
Посмотрите видео Екатерины Кес «Формирование личности ребенка»
P. S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Читайте также:
- Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов
- Как бороться за качество речи у ребенка или «само пройдет»?
Развитие речи по возрастам | Детская Академия Речи
Развитие речи ребенка — процесс, который заложен природой. Ведь речь — основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.
В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.
Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:
- Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
- У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
- Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т. п.)
- С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
- В 6-9 месяцев продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
- Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
- В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
- В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
- В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
- В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
- Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
- В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
- В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
- К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
- Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.
Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.
Поделиться ссылкой:
Развитие речи ребенка в первый год жизни
Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.
Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.
Новорожденный не понимает речь окружающих, но чувствует эмоции взрослого и его отношение к себе. Важно с самых первых дней беседовать с малышом, проговаривать вслух свои действия, делиться чувствами. Нужно пытаться поймать взгляд малыша и установить с ним зрительный контакт. Это привлечет его внимание, обеспечит эмоциональное общение и будет основой вашего диалога в дальнейшем.
От рождения до 2 месяцев младенец издает так называемый крик-плач, который активизирует органы дыхания и речи, а также сообщает о проблемах малыша: от мокрого подгузника до болевых ощущений. Следует насторожиться, если младенец все время молчит или непрерывно и громко кричит. Такое поведение сигнализирует о возможных проблемах со здоровьем и о нем нужно обязательно рассказать педиатру.
К 2 месяцам, услышав голос близкого взрослого, ребенок затихает и прислушивается. Это первый ответ, за которым последуют улыбка, широко раскрытые глазки, оживление при виде взрослого, вскидывание ручек, радостное ерзание в кроватке. Эти реакции в совокупности составляют комплекс оживления.
К концу 2 месяца малыш начинает гулить. Сначала это будут протяжные гласные звуки А, О, У, Э, затем согласные М, Б, П, К, Г и их различные сочетания БМММ, А-БМ, У-ГУ, БУУ. В 4 месяца ребенок еще будет играть с этими звуками, повторять, прислушиваясь к своей речи. Отсутствие гуления должно насторожить взрослых, потому что это обязательный этап развития каждого ребенка.
В 5-6 месяцев появляется лепет. Это речь в форме сочетания повторяющихся гласных и согласных звуков, которые составляют слоговые цепочки, например, МА-МА-МА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. Кажется, что малыш произносит целый монолог, как будто возмущенно или радостно, меняя темп и силу голоса. К 7 месяцам лепет усложняется, возникают сочетания с разными согласными: ТЛА, ГЛА. На 8 месяце ребенок в своем лепете может подражать интонациям речи взрослого. Постепенно устойчивые сочетания слогов приобретают смысл и закрепляются в качестве лепетных слов. То есть собака может называться «Ав-ав», игрушечная машинка и настоящий грузовик одинаково обозначаются «би-би».
Во втором полугодии взрослым следует не просто разговаривать с ребенком, но и обеспечивать предметное общение с ним. То есть показывать предмет и варианты действий с предметом, одновременно называя сам предмет, его признаки и проговаривая свои действия. Например: «Это мяч. Мяч круглый. Мяч катится (покатать мяч самому и покатать вместе с малышом, проводя его ручкой по мячу)».
В 9 месяцев ребенок понимает привычные вопросы «Где кукла? Где мама?». Также он может адекватно реагировать на простую инструкцию взрослого, особенно если она сопровождается жестом: «Иди ко мне! (зовущий жест рукой)».
В 11 месяцев ребенок может ответить на вопрос утвердительным кивком или отказать, мотая головой и отвернувшись от вопрошающего.
К году или немногим ранее ребенок произносит свое первое слово, чаще всего это простые слова, обозначающие конкретных людей или знакомые действия («Папа», «Дай!»). Следующие слова могут появиться позже первого на целый месяц, это нормально.
Обязательно нужно сообщить педиатру, если годовалый ребенок:
• продолжает общаться со взрослыми с помощью жестов или не общается совсем;
• говорит только лепетные слова («Ки» – кошка, «Ди» – иди, уходи) или не говорит вообще;
• не подчиняется словесной инструкции, не реагирует на речь взрослого или явно не понимает ее смысл;
• не интересуется окружающими предметами и людьми.
Ранее развитие речи детей
Развитие речи у детей – процесс, на особенности протекания которого обращают внимание, пожалуй, все родители. Данные исследований говорят о значительном росте патологии в развитии речи у современных детей. Постараемся дать некоторые ориентиры в оценке речевого развития детей до 3 лет.
Хорошо, если в год малыш произносит 10-25 слов, неплохо понимает обращенную речь (способен выполнять простые просьбы), начинает пользоваться речью, как средством общения. В активном словаре ребёнка (слова, которые произносит сам) могут быть как целые простые слова (мама, баба), так и лепетные (бах, па), частично воспроизведенные формы слов («кач» — качаться), звукоподражания (би-би, му).
В год-полтора ориентиры развития речи весьма условны, и допустима задержка речевой активности. Но настораживать родителей должно непонимание или плохое понимание ребёнком обращенной речи, отсутствие интереса к общению и попыток повторять слова за взрослым, повышенное слюнотечение (не связанное с прорезыванием зубов), дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот, лепетание на непонятном языке, отсутствие указательного жеста.
К полутора годам малыши при нормальном речевом развитии начинают строить первые простые предложения («Мишка бух!», «Дай пить»). Для стимуляции развития речи необходимо постоянно разговаривать с ребёнком, описывать все, что происходит, окружает его. При этом надо говорить четко, не «сюсюкать», использовать развернутые фразы, менять грамматические формы знакомых слов, падежи («Кукла спряталась, нет куклы», «Найди куколку»), можно начинать читать сказки и коротенькие стишки. Просите малыша проговорить окончание строчек знакомых стихотворений («Я люблю свою…», «Причешу ей шерстку …» и т.п.) Отлично стимулируют речь в этот период совместная деятельность и игры со взрослым, в ходе которых ребёнка активно включают в диалог.
Хорошо сказываются на развитии речи ребёнка любого возраста дыхательные упражнения, а также стимулирование мелких движений кистей и пальцев рук. Выдувайте мыльные пузыри, задувайте свечку, сдувайте вату со стола, рисуйте пальчиковыми красками, лепите, играйте с обычным и кинетическим песком, крупой и т. д. Все это позволит развивать речь и мышление вашего малыша.
Словарный запас двухлетнего ребёнка составляет уже примерно 200—300 слов. Ребёнок способен конструировать предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, задавать простые вопросы, общаться со сверстниками. Большинство звуков родного языка дети уже способны произносить правильно. Исключение составляют шипящие, они в 2-3 года часто заменяются свистящими («шапка» — «сапка»). Подмена твердых согласных мягкими в этом возрасте также является вариантом нормы.
Становление речи — очень индивидуальный процесс. Исследователи отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже, чем девочки, и у них выше процент задержек в развитии речи. Если ваш ребёнок в трехлетнем возрасте отлично понимает вас, выполняет довольно сложные просьбы (например, «Положи кубик в коробку», «Покажи то, что возьмешь на улицу, если пойдет дождь»), способен собрать матрёшку, пирамидку, разрезную картинку из 2-3 частей, но у него есть недостатки в развитии речи, паниковать не стоит.
Если же ребёнок после трех лет не разговаривает совсем или произносит мало слов, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалистам (неврологу, логопеду и психологу), так как чем раньше будет начата коррекционная работа по преодолению задержки в развитии речи и лечение (если потребуется), тем больше вероятность того, что проблему удастся преодолеть.
Занятия в разделе «Развитие» для 3-4 лет будут способствовать речевому развитию детей этого возраста.
Для детей постарше рекомендуем занятия по развитию речи для дошкольников.
Сколько слов в год должен говорить ребенок
08.11.2021 883
Содержание статьи
Ребенок никому ничего не должен.
Есть ориентировочные нормы. Несоответствие им по какому-то одному параметру, не дают права считать ребенка отстающим в развитии. И наоборот, игнорирование параметра на фоне других, имеющих место быть признаков отставания, недопустимо.
Основные линии развития детей первого года жизни
- Зрительные ориентировочные реакции
- Слуховые ориентировочные реакции
- Эмоции
- Движения общие
- Движения руки и действия с предметами
- Подготовительные этапы активной речи
- Понимание речи
- Навыки и умения в процессах
- соответствует возрасту
- отставание (ретардация)
- ускорение (акселерация)
Развитие речи
Речь – это высшая психическая функция, интегрирующая многие функциональные системы.
Формирование идет по мере созревания соответствующих областей головного мозга.
Доречевой период – дословесная система коммуникации
- 0 – 3 мес. – эмоционально-выразительные реакции
- 3 – 6 мес. – голосовые реакции (гуление и лепет)
- 6 – 10 мес. – активный лепет, начало понимания речи
- 10 – 12 мес. – появление первых слов
Возраст | Речевые навыки | Понимание |
---|---|---|
1й мес. | Крик, кряхтение | Реагирует на звуки и речь взрослых |
1-3 мес. | Звуковое и слуховое сосредоточение «комплекс оживления» гуление | * |
3-6 мес. | Активное гуление появление звуков с гласными («ба», «па») переход от гуления к лепету | * |
6 мес. | Произносит отдельные слоги | * |
7 мес. | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос «где?» находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу |
8 мес. | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, «ладушки», «дай ручку» |
9 мес. | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя |
10 мес. | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения |
11 мес. | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи |
12 мес. | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения |
Становление активной речи
- 1 – 2 года – элементарная фразовая речь
- 2 – 3 года – простые грамматические конструкции, словотворчество
- 3 – 7 лет – пересказ, абстрактная речь, развитие навыка слухового контроля
- 7 – 17 лет – звуковой анализ и овладение правилами построения речи
Составляющие речи
- Восприятие звуков (речевой гнозис, импрессивная речь)
- Воспроизведение звуков (экспрессивная речь)
Речь – не только слова, но и их понимание.
Коммуникативное поведение
Это сложный процесс взаимодействия индивида с социумом, реализующийся с помощью не только речи, но и целого арсенала естественных невербальных компонентов общения:
- фиксирование взгляда на лице говорящего
- эмоциональные реакции на речь говорящего
- мимика
- жестикуляция
- вокализация
Итоги первого года
Таким образом, на первом году важно формирование импрессивной речи, развитие понимания речи окружающих взрослых.
На этапе доречевого периода ведущими являются аспекты социально-коммуникативного поведения и компоненты невербального (бессловесного) общения.
К концу первого года важно не только, сколько слов говорит малыш, но и то, как он умеет понимать и коммуницировать.
Основные события доречевого периода:
- реагирует на своё имя
- понимает простые инструкции (5-10): «принеси то-то», «дай что-то», «покажи, где» и пр.
- отвечает мимикой и жестами: кивание, отрицание, пожимание плечами и пр.
- формирует лепетные цепочки: ба-ба-ба, па-па-па и пр.
- различает интонации
- понимает обращенную речь: «нельзя», «стой», «иди» и пр.
- эмоционально реагирует на картинки и речь взрослого
- обращает внимание на лицо говорящего
- узнает знакомые предметы и лица на иллюстрациях и фотографиях
Что влияет на развитие речи
Соматическое здоровье: состояние слухового аппарата и ЦНС. Может быть обусловлено наследственными или внешними причинами. Из факторов питания стоит обратить внимание на важные нутриенты, являющимися основным строительным материалом для клеток головного мозга: докозагескаеновая кислота (омега-3), таурин, фосфолипиды, лецитин, сфингомиелины.
Двигательная активность и моторные навыки. Есть четкая связь между недостатком двигательной активности ребенка и замедлением формирования моторных речевых навыков.
Сенсорный опыт или его отсутствие. Разнообразие зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых стимулов расширяет диапазон чувственного восприятия. Чем шире развита нейронная сеть и больше нейронных связей между клетками головного мозга, тем легче формируются различные навыки.
Окружение малыша – ключевой фактор развития. То, насколько малыш погружен в обещание и задействован в коммуникации между членами семьи, формирует и определяет интерес ребенка к речи. С другой стороны важен баланс. Если семья многоязычна, то стимулов для развития слишком много. Это может привести к замешательству и задержке формирования понимания и вербального общения.
Вы – пример для подражания.
Если родители молчаливы, то и ребенок неразговорчив. Малыш – зеркало своей семьи
- Обращайтесь к ребенку эмоционально и словесно как можно чаще.
- Относитесь к малышу как к собеседнику.
- Наблюдайте: что больше нравится, что привлекает внимание, какие цвета предпочитает и т.д.
- Комментируйте всё, что делаете и видите.
- Читайте книги и разные надписи.
- Коммуницируйте с ребенком и вовлекайте в этот процесс других близких взрослых.
- Давайте обратную связь на действия и поступки малыша.
- Вовлекайте ребенка в процесс (умывания, купания, вытирания, одевания и т.п.).
Коммуникация начинается задолго до рождения ребенка. Он начинает слышать и чувствовать, формировать свой первый сенсорный опыт еще внутриутробно. Набор слов и речевое развитие в целом (в год, например) – результат ранее выстроенного общения с Человеком.
(1 оценок; рейтинг статьи 5. 0)
Речевое развитие детей 4 — 5 лет
«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
- Словарный запас 2000 слов и более.
- Бурно развивается «словотворчество».
- Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
- Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
- Называет животных и их детенышей, времена года.
- Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
- Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
- Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
- Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
- Появляется монологическая речь.
Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
- Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
- Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
- Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
- Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
- Неправильное построение предложений.
- Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Полезные рекомендации:
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
- Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
- Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
- Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
- Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
- Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
- Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
- Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
- Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Материал подготовила:
воспитатель группы
Дробилова С.А.
26.11.2018 года
Развитие речи ребенка: как его разговорить
Первые слова вашего малыша — это одна из самых волнительных вех его взросления. Тот факт, что ребенок потихоньку начинает учиться словами выражать свои потребности, — большое совместное достижение. Из этой статьи вы узнаете, во сколько дети начинают говорить, из каких этапов состоит развитие речи и как разговорить ребенка.
Первые слова: когда ожидать
У всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Нет строгой нормы, когда ребенок должен сказать первое слово. Часто, но далеко не всегда это случается ближе к первому дню рождению малыша. Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но к двум годам темп может ускориться — к тому моменту многие дети (но далеко не все) знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов.
Как дети учатся произносить первые слова
Даже еще не разговаривающий ребенок на самом деле понимает больше, чем вы думаете. Малыш также с успехом общается разнообразными способами: плачет, чтобы сообщить вам, что он голоден, гулит, когда доволен, указывает на игрушку, которую хочет получить, и отворачивается от еды, которая ему не нравится. Такая коммуникация жестами и звуками — это фундамент для развития речи. Маленькие дети учатся говорить, слушая, как говорят взрослые и дети постарше. Всем другим звукам малыши предпочитают человеческий голос, а самый любимый и успокаивающий звук — это голос родителей. Малыш часто особенно внимательно реагируют на высокие голоса. Вы могли заметить за собой, что, разговаривая с ребенком, используете более высокий тон, чем при разговоре со взрослыми. Высокий тон, выразительная артикуляция и мимика вызывают интерес у ребенка и способствуют развитию речи.
Этапы развития речи у ребенка
Описанные ниже этапы — это лишь ориентир. Ваш малыш может демонстрировать способности, связанные с развитием речи, раньше или позже указанного срока. Если вас беспокоит, в здоровом ли темпе идет развитие малыша и как разговорить ребенка, проконсультируйтесь с педиатром.
Развитие речи: 1–3 месяца
В месяц ребенок узнает ваш голос независимо от того, находитесь вы в одной комнате или нет. Когда он видит вас, он может улыбаться и гукать: он понимает, что звуки и мимика — это способ взаимодействия с вами. Где-то в два месяца малыш может начать гулить и издавать звуки, похожие на гласные «е», «и», «у», «о», «а». Повторяйте за ребенком, добавляя несколько простых слов и вовлекая малыша в своеобразную беседу.
Развитие речи: 4–7 месяцев
В этом возрасте малыш может лепетать что-то на своем языке. В возрасте между четырьмя и семью месяцами малыш может повторять слоги вроде «ма-ма-ма» и «бу-бу-бу». Прислушиваясь к вашему голосу в течение дня, малыш учится различать, когда вы собираетесь кормить его, менять ему подгузник или выходить с ним на прогулку. Может пройти год или больше, прежде чем вы сможете разобрать в лепете вашего малыша какие-то простые слова. Но не забывайте, что ребенок понимает многое из того, что вы говорите, еще до того, как он произнесет свои первые слова.
Развитие речи: 8–12 месяцев
Малыш может начать комбинировать слоги и произносить «мама», «папа», «тата» и пр. Вскоре по вашей радостной реакции он поймет, что у этих слов есть особенный смысл. К году в словарном запасе малыша могут появиться два-три осознанных слова. Но имейте в виду, что речь большинства малышей в этом возрасте — это нечто нечленораздельное.
Развитие речи: 13–24 месяца
В этом возрасте ваш тоддлер уже очень хорошо понимает речь — например, что значит «пора спать» или «идем в парк». На протяжении этого года малыш станет более восприимчивым к вашим указаниям и просьбам и, может быть, даже будет составлять несколько предложений из двух или трех слов. С детьми в этом возрасте уже можно говорить обычным «взрослым» голосом. Продолжайте использовать короткие слова и фразы, разговаривая с ребенком. Но не забывайте, что у всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Иногда дети совсем не говорят даже ближе к двум годам, но позже нагоняют своих более разговорчивых сверстников. Когда малыш учится говорить, у него могут быть свои версии произношения некоторых слов, понять которые их сможете только вы. Например, если ваш ребенок говорит «ко», видя кошку, повторите слово целиком — «кошка». Так вы поможете ему учиться говорить.
Как разговорить ребенка
Вот несколько советов, как разговорить ребенка:
Больше беседуйте с ним. Первые слова для малышей — это те, что они слышат от заботящихся о них взрослых. Разговаривая с малышом, вы учите его новым словам и стимулируете его речь. Комментируйте свои действия в течение дня, даже если вам кажется, что это глупо звучит, например: «А сейчас мама моет голубую чашку». Когда вы находитесь в новом месте или на прогулке, рассказывайте малышу о новых для него вещах, которые он видит вокруг. Например: «Смотри, это птичка, а это желтый цветок!» Вы можете вслух называть части тела, когда меняете подгузник малышу, и предметы одежды, в которые вы его переодеваете.
Поддерживайте общение. Проявите уважение к интересу ребенка и дайте ему самому выбрать, о чем говорить. Например, если он смотрит на собаку и что-то лепечет, поговорите с ним про собаку — покажите на пса и скажите: «Собака».
Сосредоточьтесь на ежедневных ритуалах. Сопровождайте комментариями ежедневное купание, приемы пищи и чтение книжек. Малыш постепенно выучит ключевые слова и фразы, связанные с этими занятиями.
Адаптируйте свою речь. Чтобы помочь развитию речи малыша, говорите медленно, используйте короткие предложения и дайте ему шанс повторить за вами, когда он будет готов. Запоминать названия предметов ребенку поможет игровая форма, например: «Вот твой мяч. Давай спрячем мяч». Если малыш показывает на мяч, вы можете спросить: «Хочешь мяч?» Используя полные предложения, вы не только уточняете, что именно пытается сказать малыш, но и помогаете ему постепенно освоить принцип построения предложения.
Если ребенок не говорит
У некоторых детей речь развивается быстрее, тогда как другим может потребоваться больше времени, чтобы разговориться. Малыш говорящего возраста (от одного до двух лет), который не говорит, способен знать столько же слов, сколько и заговоривший ребенок, но просто не хотеть их использовать. Причиной может быть природная застенчивость. Также считается, что у девочек речь развивается быстрее, чем у мальчиков. Если вам все же кажется, что малыш отстает в речевом развитии, не стоит это игнорировать — поделитесь своими наблюдениями с педиатром. Задержки развития речи хорошо поддаются лечению. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем быстрее ребенок получит необходимую помощь. Стоит показать его таким специалистам, как оториноларинголог, детский стоматолог и невролог. Если, согласно заключению врачей, малыш здоров, но его речь не соответствует возрасту, то следующим шагом может быть поход к логопеду. Ваш врач может порекомендовать обратиться также к специалисту по слуху или дефектологу. Хотя вы стремитесь побыстрее услышать первые слова вашего крохи, лучше запастись терпением. Ребенок начнет говорить, когда будет к этому готов. Ваша роль — это беседовать с малышом, тем самым обучая и вдохновляя его говорить. Однажды он произнесет первое слово, а потом еще одно и еще одно. Не успеете вы оглянуться, как он превратится в маленького почемучку и засыплет вас вопросами.
Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.
Речевые и языковые навыки: от новорожденных до 2 лет
Для родителей важно помочь своим детям развить речевые и языковые навыки в раннем возрасте, чтобы их дети могли использовать речь/язык для общения.
Речь означает произнесение звуков, из которых складываются слова. Проблемы с речью включают трудности в произношении звуков (артикуляции), заикание или физические проблемы со ртом ребенка, которые мешают говорить и есть.
Язык означает использование слов и предложений для выражения желаний, потребностей или идей.Развитие речи связано с пониманием устной информации (например, выполнением указаний или пониманием понятий, таких как «большой и маленький») и выражением/говорением (например, использование предложений, задавание вопросов и рассказывание историй).
Развитие речи происходит по предсказуемой схеме, которая может быть достигнута в течение нескольких месяцев. Адекватное языковое развитие зависит от физического, двигательного, сенсорного, когнитивного и социального роста в течение первых 6 лет. Когнитивное развитие связано с развитием психических процессов, таких как мышление, запоминание и рассуждение.Эти навыки закладывают основу для языковых, социальных, самопомощи и двигательных навыков.
Вот общие рекомендации по развитию речи/языка для детей в возрасте от 0 до 2 лет.
Новорожденный до 3 месяцев- Слушает и реагирует на голос и другие звуки
- Выражает чувства воркованием, бульканьем, улыбкой и плачем
- Будут преобладать гласные, но вокализация начнется с 2-х слогов
- Когнитивно ребенок начнет исследовательскую игру, беря в рот и прикасаясь к предметам; начнет следить за глазами и ртом говорящего
- Включает ваш голос и другие звуки
- Начинает отзываться на собственное имя
- Смеется или пищит; лепечет последовательность слогов
- Изменяет громкость, скорость и высоту звука, играя со звуками
- Познавательно ребенок начинает играть; визуально следует за исчезающим объектом; осматривает объекты; тянется, чтобы схватить упавший предмет
- Узнает членов семьи, обращает внимание на музыку или пение, смотрит на названные картинки со взрослым
- Повинуется некоторым командам, особенно если они сопровождаются визуальными подсказками (например,г. , пока-пока), начинается с двухсложного жаргона, похожего на предложение
- К 12 месяцам может произносить одно или несколько слов
- Когнитивно, ребенок будет использовать метод проб и ошибок для достижения цели; увеличивает подражание; правильно использует общие объекты
- К 18 месяцам произносит/использует примерно 15 осмысленных слов
- Спрашивает «еще», показывает на картинки в книге
- Когнитивно, дает игрушку, если его попросят; снимает крышку коробки, чтобы найти спрятанную игрушку; исследует окружающую среду; имитирует несколько новых жестов
- Любит рифмованные игры; тянет человека, чтобы показать им что-то; использует «я» и «мое», называет наиболее распространенные объекты
- Использует короткие неполные предложения (напр.г., «хочу сок», «поехали на машине»)
- К 24 месяцам ребенок может понимать (но не обязательно использовать) 200–300 слов
- Когнитивно, знает формы; непродолжительное время сидит в одиночестве с книгами; соответствует знакомым объектам; понимает одно и многое; указывает на части тела
Что делать, если меня беспокоит развитие речи и языковых навыков моего ребенка?
Эта информация является общим руководством, которое поможет вам определить, прогрессирует ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью. Пожалуйста, имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки со своей скоростью. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.
Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:
Примечание. Речевая и языковая патология обращается к проблемам, связанным с развитием речи и языка.
Информация предоставлена Мадлен Брайан, MEd, CCC/SLP, логопедом, и Барбарой Лент, MEd, CCC/SLP, руководителем терапевтической группы.
Задержка речи: какой возраст является нормальным?: Маленькие чудеса Педиатрическая терапия: трудотерапевты
Ваш ребенок или малыш — центр вашего мира. Вы хотите убедиться, что он или она развивается нормально. Если они не используют столько слов, сколько другие дети их возраста, вы можете быть обеспокоены. Если вы упомянули об этом другим, они могут рассказать истории о родственниках и друзьях, которые также «поздно расцвели» в обучении говорить. Индивидуальные различия в развитии означают, что не каждый ребенок будет говорить «мама» в 12 месяцев.Но что нормально, а что нет?
Наш профессиональный детский логопед в педиатрической больнице Little Wonders Pediatric Therapy в Шарлотте, Северная Каролина, может определить, есть ли у вашего малыша задержка речи или есть ли риск ее возникновения. Если наш терапевт диагностирует задержку речи, ваш ребенок в надежных руках. Логопедия может помочь детям двигаться вперед в языковом развитии, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
Общие этапы развития
Это общие вехи нормального развития языка.Если вы видите заметные отклонения от этих показателей, оценка развития речи вашего ребенка может дать ответы на ваши вопросы и опасения.
Младенец
К двум месяцам ваш младенец издает воркование или другие звуки, а с течением месяцев все чаще издает лепет. В возрасте от 12 до 18 месяцев ваш ребенок должен использовать простые слова, такие как «мама» или «машина».
2 года
К 24 месяцам ваш ребенок должен иметь от 25 до 50 простых слов, таких как «молоко.В возрасте от 24 до 30 месяцев малыши обычно используют «предложения» из двух слов, например «хочу печенье». Ваш 2-летний ребенок должен уметь узнавать свои глаза, нос и уши, когда его спрашивают, и
выбрать основные объекты в книге или лично (кошка, корова, курица).
3 года
Словарный запас малыша увеличивается в геометрической прогрессии в возрасте от 2 до 3 лет; к 3 годам они знают около 1000 слов — слишком много, чтобы сосчитать. Если ваш ребенок не использует новые слова в течение нескольких месяцев, у него может быть задержка речи. Как родитель, вы можете легко понять, что говорит ваш трехлетний ребенок.
В 3 года базовая структура предложения существительное-глагол очевидна, и малыш может связать предложения из трех и четырех слов вместе. Трехлетний ребенок может спеть вместе с вами простую песенку, например «У Мэри был ягненок», и рассказать детскую песенку. Они могут называть других детей и взрослых по имени, задавать понятные вопросы и образовывать множественное число. Когда они видят двух или более собак, они могут сказать «собаки» или «собачки» вместо «собака».
Работа с задержкой речи
Если ваш 3-летний ребенок понимает вас, когда вы просите его что-то сделать, но не использует слова часто и не часто использует новые слова, у него может быть задержка речи.Наш детский логопед в Little Wonders Pediatric Therapy разберется с проблемой речи вашего ребенка.
Наш терапевт определяет, насколько ваш ребенок понимает (рецептивная речь) и насколько ваш ребенок может озвучивать (экспрессивная речь). Она оценивает, как ваш ребенок продвигается в звуковом развитии и насколько ясно и понятно он говорит. Она исследует, как рот, язык и небо вашего ребенка взаимодействуют во время разговора.
Позвоните или отправьте личное сообщение в Little Wonders Pediatric Therapy сегодня, чтобы получить частную консультацию, чтобы ваш ребенок мог получить педиатрическую терапию, необходимую для раскрытия его потенциала.
Учимся говорить — этапы, поддерживающие вашего ребенка
На этой странице
Научиться говорить — важная часть развития ребенка, хотя многие из нас считают само собой разумеющимся то, как маленький ребенок взаимодействует с другими, используя свой голос. Изучение того, как общаться ясно, используя слова и язык, требует тысяч часов практики и повторения.
Вам, как родителю, может быть полезно понять, как ваш ребенок развивает свои уникальные навыки в обучении разговору.
Как младенцы общаются?
Еще в утробе матери младенцы слышат приглушенные звуки и учатся узнавать голос своей матери. Часто дети реагируют на знакомые голоса, становясь более активными.
Младенцы развиваются в направлении от головы до пят. Первые жизненно важные этапы развития сосредоточены на том, как дети могут эмоционально общаться с теми, кто о них заботится. Установление зрительного контакта, умение улыбаться и ворковать, а также стремление к взаимодействию с близкими взрослыми помогают обеспечить их выживание.
Первый язык вашего ребенка
Плач — это основной способ, с помощью которого маленькие дети сообщают о своих потребностях. Они также общаются с другими с помощью звуков и жестов. То, что в первые месяцы начинается с улыбки, воркования и бормотания, к 12 месяцам становится более отчетливой попыткой сформировать первые слова.
С 2 месяцев
Младенцы начинают ворковать и издавать звуки, из которых формируются строительные блоки речи. Лепесток — это фаза развития речи, и вы услышите звуки «ма ма», «да да» и «бубба».Примерно в этом возрасте они также учатся хлопать в ладоши и махать на прощание.
В первый год дети постепенно учатся выражать себя разными способами. Они копируют звуки, которые слышат, дуют «малина», смеются, имитируют кашель и учатся визжать.
После первого дня рождения
Малыши теперь могут произносить более четкие слова, такие как «собака» и «мяч», а затем прогрессировать, пока примерно к 2 годам они не смогут произнести до 50 слов и понять гораздо больше.
В возрасте от 3 до 4 лет
Когда они начнут изучать язык, многое из того, что они достигнут, будет мотивировано любопытством.Малыши учатся спрашивать «почему» и повторять слова, которые они слышат. Их речь становится яснее, и они разговаривают сами с собой. Малыши также присоединятся к стишкам и песням и узнают знакомые узоры в книгах.
От 4 до 5 лет
К этому времени дети стали намного чище говорить. Фантазия играет большую роль в их игре, и они составляют сложные истории. Некоторые звуки, такие как «т», «р» и «в», могут быть более трудными для произношения. Большинство детей в этой возрастной группе могут разговаривать со взрослыми и говорить ясно.
Развитие языка и речи
Узнайте, как вы можете помочь своему ребенку говорить и развивать его языковые и речевые навыки.
ПодробнееРазвитие языка и речиКак побудить ребенка научиться говорить?
Привыкайте разговаривать со своим малышом еще до его рождения. Ранняя эмоциональная связь начинается, даже когда дети находятся в утробе матери.
После рождения вашего ребенка ласково разговаривайте с ним, наблюдайте и слушайте его ответы:
- Назовите, что вы делаете, и расскажите об этом.Разговаривайте и побуждайте их общаться с вами.
- Будьте заинтересованы, когда они ответят. Учиться — это тяжелая работа — важно, чтобы вы хвалили их попытки.
- Встаньте на уровень их глаз, чтобы они могли видеть движения вашего рта, когда вы говорите. Формированию новых слов помогает копирование того, что вы делаете.
- Стремитесь быть «в гармонии» с ребенком и дайте ему время среагировать на ваш голос.
- Разговаривайте с малышом каждый день, но старайтесь не слишком придираться к тому, когда и как вы это делаете.Важно быть искренним и чутким — ваш ребенок не будет критичен.
- Используйте имя вашего ребенка, когда вы разговариваете с ним.
- Читайте своему малышу каждый день. Не удивляйтесь, если они каждый раз будут хотеть одну и ту же знакомую книгу.
Когда мне следует беспокоиться?
Проверьте Журнал учета здоровья вашего ребенка, чтобы убедиться, что он прошел проверку слуха при рождении. Иногда рекомендуется «референтный» тест, и в этом случае тест слуха нужно будет повторить через несколько недель.
Потеря слуха по любой причине может привести к задержке в обучении говорить.
Покажите вашего ребенка медицинскому работнику, если:
- у вас есть опасения по поводу их разработки
- не реагируют на громкие звуки даже с рождения
- у них значительная потеря навыков или они не кажутся одинаково сильными с обеих сторон тела
- они не реагируют на звук или взгляд
- они заикаются — у большинства детей заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, и хотя большинство из них прекращается без лечения, некоторые не заикаются
- они не взаимодействуют с вами или другими людьми.
- у них ограничен зрительный контакт
- они кажутся вялыми или жесткими и напряженными
Этапы речевого развития, вызывающие тревогу
Каждый ребенок уникален и развивается в свое время. Многие факторы играют роль в том, как дети учатся говорить. Раннее выявление задержки речи или проблем может иметь большое значение для получения надлежащего уровня поддержки.
«Красные флажки» помогают выявить проблемы на ранних стадиях развития ребенка. Регулярно проверяйте их прогресс.
К 6 месяцам | Ваш ребенок должен начать лепетать (например, ааа, ооо). |
К 9 месяцам | Они должны указывать и использовать свои руки, размахивая руками и хлопая в ладоши. Бормотание и совместное использование двух звуков (например, мама, папа и бубуб). |
До 12 месяцев | Они должны издавать звуки, больше похожие на разговор. Реагирование на знакомые слова. |
До 18 месяцев | Они должны говорить четкие слова и просьбы о понимании (т. г. «Дай мне мяч»). |
До 2 лет | Они должны учить новые слова и складывать слова. |
До 3 лет | Их речь должна быть достаточно ясной, чтобы ее мог понять любой, и они используют простые предложения. |
До 4 лет | Они должны использовать понятную речь. Может следовать указаниям, состоящим из 2 частей (например, «сядь со своим плюшевым мишкой»). |
До 5 лет | Они должны быть в состоянии сказать вам, что не так, и просто поговорить. |
К кому я могу обратиться за помощью?
Проконсультируйтесь с медсестрой по уходу за детьми, если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка. Ваш лечащий врач также сможет направить вашего ребенка на обследование и лечение, если это необходимо.
Поговорите с медицинской сестрой матери и ребенка
Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка по телефону 1800 882 436 или по видеосвязи.Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.Развитие речи и языка: от рождения до 12 месяцев
Общение — это то, как мы передаем информацию кому-то другому. Общение начинается с рождения. Ваш ребенок говорит вам, что он голоден, устал или испытывает боль, плача. Вы говорите своему малышу, что любите его/ее, тоном голоса, нежным прикосновением и заботой о нем/ней. Когда вы общаетесь со своим ребенком, наблюдайте, как он учится говорить вам, что он счастлив, опечален, доволен или расстроен.
Язык означает использование слов и предложений для выражения потребностей, желаний или идей. Речь означает произнесение звуков, из которых складываются слова. Умение говорить и общаться – очень важный навык, который развивают дети. Родители обычно первыми замечают, когда у их ребенка проблемы с речью или языком. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью/языком, обратитесь к врачу вашего ребенка. Если у вас есть более конкретные вопросы о речи и языке вашего ребенка, вы можете позвонить в Детский речевой и языковой центр Детской больницы Королевских дочерей по телефону 668-7083.
Возраст | Возраст | Понимание звуков / слов (восприимчивый язык) | Изготовление звуков / слов (выразительный язык) | Что вы можете сделать, чтобы помочь развитию языка |
1-3 месяца |
| |||
4-5 месяцев |
|
| ||
6 месяцев |
|
| ||
7 до 9 месяцев |
|
| ||
10-12 месяцев |
|
Отказ от ответственности : Эта информация не предназначена для замены или замены профессиональной медицинской консультации, которую вы получаете от врача вашего ребенка.Контент, представленный на этой странице, предназначен только для информационных целей и не предназначен для диагностики или лечения проблем со здоровьем или заболеваний. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка с любыми вопросами или опасениями, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья.
Отзыв: 11/2017
стадий развития речи и языка
Для получения дополнительной информации обращайтесь:
Логопеды
Мэри Фишер 0161 342 5415
Фрэн Томас 0161 342 5413
Лесли Энн Уоллес 0161 342 5429
Этапы развития речи и языка
До 3 месяцев
Слушание и внимание
- Вздрагивает от громких звуков
- Поворачивается на знакомый звук
Понимание
- Распознает голос родителя
- Часто успокаивает знакомый дружелюбный голос, напр. г. родитель
Звуки речи и разговор
- Часто плачет, особенно когда ему неудобно воркует, булькает
Социальные навыки
- Смотрит на лица и копирует движения лица, т.е. язык высунуть!
- Устанавливает зрительный контакт в течение довольно длительного времени
3–6 месяцев
Слушание и внимание
- Циферблат часов, когда кто-то говорит
Понимание
- Проявляет волнение при звуке приближающихся голосов
Звуки речи и разговор
- Издает вокальные звуки, чтобы привлечь внимание
- Издает звуки при разговоре с
- Смеется во время игры
- Болтовня про себя
Социальные навыки
- Воспринимает разные эмоции в голосе родителя и может реагировать по-разному, например. г. улыбайся, тише, смейся
- Плачет по-разному, чтобы выразить разные потребности
6–12 месяцев
Слушание и внимание
- Точно определяет местонахождение источников голоса
- Фокусируется на разных звуках, например. дверной звонок, часы
Понимание
- Понимает часто используемые слова, такие как «все пропало», «нет»
- Останавливается и смотрит, когда слышит свое имя
- Понимает простые инструкции, когда они поддерживаются жестами и контекстом
Звуки речи и разговор
- Использует звуки речи (лепет) для общения со взрослыми; говорит звучит как ба-ба, нет-нет, иди-иди
- Перестает бормотать, когда слышит знакомый взрослый голос
- Использует жесты, такие как махание руками и указывание, чтобы помочь общаться
Социальные навыки
- Любит стишки и песни в жанре боевика
- Пытается копировать взрослую речь и движения губ
- В разговоре «по очереди» (используя лепет).
12–15 месяцев
Слушание и внимание
- Посещает музыку и пение
- Увлекается звуком — делает игрушки/предметы
Понимание
- Понимает отдельные слова в контексте, напр. чашка, молоко, папа
- Понимает больше слов, чем может произнести
- Понимает простые инструкции, напр. «поцелуй мамочку», «стоп»
Звуки речи и разговор
- Говорит около 10 отдельных слов, хотя они могут быть неразборчивыми
- Дотягивается или указывает на то, что хочет, издавая звуки речи
Социальные навыки
- Любит быть со знакомыми взрослыми
- Любит наблюдать за взрослыми в течение коротких промежутков времени.
15–18 месяцев
Слушание и внимание
- Слушает и реагирует на простую информацию/инструкции, напр. ‘Бен, надень туфли’, ‘Мохаммед, отдай папочке’
Понимание
- Понимает большое количество отдельных слов и некоторые фразы из двух слов, напр. «дай мне», «обувь»
- Распознает и указывает на предметы/картинки в книгах, если их спросят
- Называет знакомые предметы взрослым, напр.г. пальто, яблоко,
Звуки речи и разговор
- Все еще бормочет, но правильно использует не менее 20 отдельных слов, хотя может быть нечетким
- Копирует жесты и слова взрослых
- Постоянный лепет и отдельные слова, используемые во время игры
- Использует интонацию, высоту звука и изменение громкости при «говорении»
Социальные навыки
- Простая притворная игра, но играет в одиночку
- Хотя становясь независимым, любит быть рядом со знакомым взрослым
18–2 года
Слушание и внимание
- Сосредоточены на деятельности по собственному выбору, но ему трудно подчиняться указаниям взрослого
- Начало использования имени ребенка, чтобы помочь ему обратить внимание на то, что говорит взрослый, e. г. «Сара, ешь бутерброды»
Понимание
- На этом этапе быстро развивается понимание отдельных слов: известно все от 200 до 500 слов
- Понимает более простые инструкции «Собери кирпичи»
Звуки речи и разговор
- Используется до 50 слов
- Начинает складывать два-три слова
- Часто задает вопросы, напр. имена людей/предметов
- Использует звуки речи p,b,m,w
Социальные навыки
- Игра «Притворись» развивающая с игрушками, напр.г. кормление куклы
- Расстраивается, когда не может понять себя
- Следит за языком тела взрослых, например. указывая, жест
2-3 года
Слушание и внимание
- Начинает слушать разговор с интересом, но легко отвлекается.
- Слушает обращенный к нему/ней разговор, но затрудняется, если не даются подсказки, напр. использование имени, остановись и послушай
Понимание
- Развитие понимания простых понятий, включая В/на/под, большой/маленький
- Понимает такие фразы, как «положи мишку в коробку»
- Понимает простые вопросы «кто», «что» и «где», но не понимает «почему».
- Понимает простой рассказ с картинками
Звуки речи и разговор
- Использует 300 слов, включая описательный язык
- Связывает четыре-пять слов вместе
- Использует местоимения (я, он, она) во множественном числе и предлоги (в, на, под)
- Имеет проблемы со звуками речи: л/р/ж/у, ф/й, с/ш/ч/дз/ж
Социальные навыки
- Поддерживает разговор, но перескакивает с темы на тему
- Заинтересованы в чужой игре и присоединюсь
- Выражает эмоции по отношению к взрослым и сверстникам словами, а не только действиями
3-4 года
Слушание и внимание
- Любит слушать истории
- Ему все еще трудно заниматься более чем одним делом одновременно, ему приходится переключать внимание между говорящим и задачей
Понимание
- Понимает вопросы или инструкции, состоящие из двух частей, например. г. «возьми джемпер» и «стой у двери»
- Понимает вопросы «почему»
- Осознавать время по отношению к прошлому, настоящему и будущему, т.е. Сегодня солнечно, а вчера было дождливо.
Звуки речи и разговор
- Использует предложения из четырех-шести слов
- Использует будущее и прошедшее время (ed)
- Могут по-прежнему возникать проблемы с неправильными словами, «бежал» вместо «бежал», «плавал» вместо «плавал»
- Способен запоминать и любит рассказывать длинные истории/петь песни
- Проблемы с произношением r, j, ch и sh
Социальные навыки
- Понимает очередь и делится со взрослыми/сверстниками
4-5 лет
Слушание и внимание
- Внимание стало более гибким: ребенок может понимать голосовые инструкции, связанные с задачей, не прерывая деятельность, чтобы посмотреть на говорящего
Понимание
- Способность следить за простой историей без картинок
- Понимает инструкции, содержащие слова последовательности; ‘первый. ..после….последний’
- Понимать прилагательные: мягкий, твердый, гладкий и т. д.
- Знаком с более сложным юмором, смеется над шутками
Звуки речи
- Использует правильно построенные предложения, например. «Я играл с Беном за обедом и во время разговора», но все еще могут быть некоторые грамматические ошибки
- Легко понять, только с несколькими несовершенствами в звуках, напр. ‘th’, ‘r’ и 3 согласных
- Часто спрашивает значение незнакомых слов
Социальные навыки
- Выбирает себе друзей и обычно сотрудничает со сверстниками
- Способен планировать строительство и воображаемые игровые действия
Развитие речи у детей | HealthDirect
начало содержания3-минутное чтение
Развитие речи значительно различается у детей даже в одной семье. Тем не менее, дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные вехи, которые можно обозначить как приблизительные ориентиры для нормального развития.
Как со временем развивается речь?
Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить.
Хотя отдельные дети развиваются со своей скоростью, существуют некоторые общие закономерности:
- В возрасте от 1 до 3 месяцев дети плачут и воркуют.
- В возрасте от 4 до 6 месяцев дети вздыхают, хрюкают, булькают, визжат, смеются и издают различные плачущие звуки.
- В возрасте от 6 до 9 месяцев дети бормочут по слогам и начинают имитировать тона и звуки речи.
- К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а в возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети используют около 50 слов и начинают составлять из двух слов короткие предложения.
- С 2-3 лет предложения удлиняются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все распространенные предметы и картинки, а также использовать местоимения (я, мне, он, она) и некоторые формы множественного числа.Незнакомцы могут понять большинство слов.
- С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
- К тому времени, когда ребенку исполняется 5 лет, его словарный запас обычно составляет 2500 слов, и он говорит полными, грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «что?» и «кто?».
Узнайте больше о развитии языка и речи вашего ребенка в программе «Беременность, роды и младенец».
Как родители могут помочь в развитии речи?
Вы можете побудить своего ребенка начать говорить:
- Корчить рожи и шуметь, а также рассказывать о своих занятиях с самого рождения.
- Игра в интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песенок.
- Глядя на книги с раннего возраста — не надо читать слова, просто рассказывай о том, что видишь.
- Говорите медленно и четко, используя короткие простые предложения. Если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он использует сам.
- Избегайте тестирования, например, вопросов «Что это?», так как дети лучше учатся без давления.
- Не критикуйте неправильные слова и вместо этого произносите слово правильно — например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ка!», скажите: «Да, это кошка».
- Позвольте вашему ребенку вести беседу и помочь ему развить свои мысли.
- Предоставьте вашему ребенку много возможностей поговорить, и у вас будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
- Уменьшение фонового шума, такого как телевизор, и ограничение просмотра телевизора под присмотром детей старшего возраста.
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
- К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и/или слова), особенно когда ему нужна помощь или чего-то хочется
- К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или еще не начал составлять слова.
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.
Последнее рассмотрение: февраль 2019 г.
Посмотри, кто говорит: Развитие речи для детей
Интересуетесь этапами развития речи вашего ребенка? Найдите общий график и советы по стимулированию языкового развития от рождения до 6 лет.
Вехи развития речи
Вот некоторые средние этапы развития речи малыша и ребенка в зависимости от возраста ребенка:
- В первый или два дня после рождения младенец может отличить голос своей матери от голоса другой женщины.
- В течение недели или двух младенец часто может отличить голос своего отца от голоса другого мужчины.
- В 3 месяца младенец может произносить гласные звуки.
- В возрасте от 6 до 8 месяцев младенец прибавляет к гласным несколько согласных и может говорить «дада» или «мама», но еще не связывает их с отдельными лицами.
- Примерно в год младенец привязывается к нужному человеку «мама» или «папа». Младенец может реагировать на одношаговые команды («Дай мне»).
- Примерно в 15 месяцев младенец продолжает соединять гласные и согласные звуки вместе (тарабарщина), но может вставлять в эту тарабарщину настоящие слова. Младенец может сказать до 10 разных слов.
- В 18 месяцев дети обычно могут произносить существительные (мяч, чашка), имена особых людей и несколько слов/фраз действий. Дети добавляют к своей речи жесты и могут выполнять двухэтапную команду («Иди в спальню и возьми игрушку»).
- В возрасте 2 лет дети обычно могут комбинировать слова, образуя простые предложения, например «Папа, иди.»
- В возрасте 3 лет дети обычно могут использовать предложения из трех-четырех слов, следовать простым инструкциям и часто повторять слова, которые он/она слышит в разговоре.
- В возрасте 4 лет дети обычно могут понимать большинство предложений, понимать физические отношения (на, внутри, под), использовать предложения из четырех-пяти слов, может назвать свое имя, возраст и пол, а также использовать местоимения Незнакомцы могут понимать разговорный язык ребенка
Как поощрять речь и язык Развитие к возрасту
Речевое развитие детей действительно начинается в течение первых двух лет жизни наших детей, особенно когда они приближаются к своему второму дню рождения. Итак, что мы можем сделать, чтобы им было легче общаться?
Краткий ответ:
- Поговорите. Слушай, говори; говорить, слушать. Разговор с ребенком или малышом совсем не похож на «Как дела? Я в порядке, пора спать». Разговор — это реакция младенца на звуки, улыбки, пузыри слюны и жесты словами и создание обратной связи.
- Много читать. Вы можете начать читать детям, как только начнете разговаривать с ними в младенчестве.
От рождения до 2 лет
- Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки развития речи, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике младенцев.
- Научите своего ребенка имитировать ваши действия, в том числе хлопать в ладоши, бросаться поцелуями и играть в пальчиковые игры, такие как лепешки, прятки и маленький паучок.
- Говорите во время купания, кормления и одевания младенца. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
- Различать цвета или считать предметы вслух.
- Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать значение языка и речи.
- Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собака говорит гав-гав».
- Подтвердите попытку связи.
- Ограничение детского лепета.
- Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку.Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам, иногда их рифмовка (детские стишки просто потрясающие). Выбирайте прочные книги с крупными красочными картинками или большим количеством контрастных изображений, но не слишком детализированных. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.
от 2 до 4 лет
- Избегайте детского лепета для развития речи и языка с помощью слов.
- Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, предметы для катания, еда, игрушки для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки.Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Подсчитайте количество предметов, изображенных в книге.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
- Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Расширьте свой словарный запас.Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
- Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
- Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.
от 4 до 6 лет
- Прежде чем говорить, убедитесь, что вы привлекли внимание ребенка.
- Отмечайте, поощряйте и хвалите все попытки говорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Пауза после разговора. Это дает ребенку возможность продолжить разговор.
- Продолжайте пополнять свой словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте.Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и нижнее, включенное и выключенное).
- Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
- Работа по формированию и объяснению категорий.Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт».
- Помогите ребенку выполнить двух- и трехэтапные инструкции: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик.» Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Поговорите о различных комнатах и обстановке в доме.
- Телевизор также может послужить ценным подспорьем. Расскажите о том, что смотрит ребенок. угадайте, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в истории. Вместе разыграйте сцену и придумайте другой финал.
- Воспользуйтесь повседневными делами .Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это Джонс».
- Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете готовить.Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.
Когда родители должны беспокоиться о развитии речи наших детей?
Американская академия педиатрии рекомендует проконсультироваться с педиатром, если в возрасте от 2 до 2,5 лет:
- Речь вашего ребенка очень трудно понять.
- Ваш ребенок не использует предложения из двух слов.
- Ваш ребенок не следует простым словесным инструкциям.
Имейте в виду, что обычно у девочек способность к общению развивается раньше, чем у мальчиков, и что речь может развиваться плавно и непрерывно или скачками и рывками.
Поскольку развитие речи различается, важно не сравнивать языковое развитие вашего ребенка с языковым развитием других детей. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития рецептивной или экспрессивной речи и языка, обсудите свои опасения со своим семейным врачом или педиатром.