Содержание

Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию.

Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев.

Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8.

Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано/ Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
  • рисование и письмо;
  • аппликация и лепка;
  • игры с пуговицами и петельками;
  • игры с ленточками;
  • игры-шнуровки;
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
  • игра на клавишных инструментах;
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками);
  • игры с прищепками.

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Посмотрите видео Екатерины Кес «Формирование личности ребенка»

P. S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Читайте также:

  • Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов
  • Как бороться за качество речи у ребенка или «само пройдет»?

Развитие речи по возрастам | Детская Академия Речи

Развитие речи ребенка — процесс, который заложен природой. Ведь речь — основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.

В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.

Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:

  • Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
  • У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
  • Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т. п.)
  • С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
  • В 6-9 месяцев  продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
  • Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
  • В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
  • В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
  • В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
  • В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
  • Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
  • В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
  • В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
  • К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
  • Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Развитие речи ребенка в первый год жизни

     Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.

     Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.
     Новорожденный не понимает речь окружающих, но чувствует эмоции взрослого и его отношение к себе. Важно с самых первых дней беседовать с малышом, проговаривать вслух свои действия, делиться чувствами. Нужно пытаться поймать взгляд малыша и установить с ним зрительный контакт. Это привлечет его внимание, обеспечит эмоциональное общение и будет основой вашего диалога в дальнейшем.
    От рождения до 2 месяцев младенец издает так называемый крик-плач, который активизирует органы дыхания и речи, а также сообщает о проблемах малыша: от мокрого подгузника до болевых ощущений. Следует насторожиться, если младенец все время молчит или непрерывно и громко кричит. Такое поведение сигнализирует о возможных проблемах со здоровьем и о нем нужно обязательно рассказать педиатру.
     К 2 месяцам, услышав голос близкого взрослого, ребенок затихает и прислушивается. Это первый ответ, за которым последуют улыбка, широко раскрытые глазки, оживление при виде взрослого, вскидывание ручек, радостное ерзание в кроватке. Эти реакции в совокупности составляют комплекс оживления.
     К концу 2 месяца малыш начинает гулить. Сначала это будут протяжные гласные звуки А, О, У, Э, затем согласные М, Б, П, К, Г и их различные сочетания БМММ, А-БМ, У-ГУ, БУУ. В 4 месяца ребенок еще будет играть с этими звуками, повторять, прислушиваясь к своей речи. Отсутствие гуления должно насторожить взрослых, потому что это обязательный этап развития каждого ребенка.
     В 5-6 месяцев появляется лепет. Это речь в форме сочетания повторяющихся гласных и согласных звуков, которые составляют слоговые цепочки, например, МА-МА-МА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. Кажется, что малыш произносит целый монолог, как будто возмущенно или радостно, меняя темп и силу голоса. К 7 месяцам лепет усложняется, возникают сочетания с разными согласными: ТЛА, ГЛА. На 8 месяце ребенок в своем лепете может подражать интонациям речи взрослого. Постепенно устойчивые сочетания слогов приобретают смысл и закрепляются в качестве лепетных слов. То есть собака может называться «Ав-ав», игрушечная машинка и настоящий грузовик одинаково обозначаются «би-би».
Во втором полугодии взрослым следует не просто разговаривать с ребенком, но и обеспечивать предметное общение с ним. То есть показывать предмет и варианты действий с предметом, одновременно называя сам предмет, его признаки и проговаривая свои действия. Например: «Это мяч. Мяч круглый. Мяч катится (покатать мяч самому и покатать вместе с малышом, проводя его ручкой по мячу)».
     В 9 месяцев ребенок понимает привычные вопросы «Где кукла? Где мама?». Также он может адекватно реагировать на простую инструкцию взрослого, особенно если она сопровождается жестом: «Иди ко мне! (зовущий жест рукой)».
     В 11 месяцев ребенок может ответить на вопрос утвердительным кивком или отказать, мотая головой и отвернувшись от вопрошающего.
     К году или немногим ранее ребенок произносит свое первое слово, чаще всего это простые слова, обозначающие конкретных людей или знакомые действия («Папа», «Дай!»). Следующие слова могут появиться позже первого на целый месяц, это нормально.
     Обязательно нужно сообщить педиатру, если годовалый ребенок:
•    продолжает общаться со взрослыми с помощью жестов или не общается совсем;
•    говорит только лепетные слова («Ки» – кошка, «Ди» – иди, уходи) или не говорит вообще;
•    не подчиняется словесной инструкции, не реагирует на речь взрослого или явно не понимает ее смысл;
•    не интересуется окружающими предметами и людьми.

Ранее развитие речи детей

Развитие речи у детей – процесс, на особенности протекания которого обращают внимание, пожалуй, все родители. Данные исследований говорят о значительном росте патологии в развитии речи у современных детей. Постараемся дать некоторые ориентиры в оценке речевого развития детей до 3 лет.

Хорошо, если в год малыш произносит 10-25 слов, неплохо понимает обращенную речь (способен выполнять простые просьбы), начинает пользоваться речью, как средством общения. В активном словаре ребёнка (слова, которые произносит сам) могут быть как целые простые слова (мама, баба), так и лепетные (бах, па), частично воспроизведенные формы слов («кач» — качаться), звукоподражания (би-би, му).

В год-полтора ориентиры развития речи весьма условны, и допустима задержка речевой активности. Но настораживать родителей должно непонимание или плохое понимание ребёнком обращенной речи, отсутствие интереса к общению и попыток повторять слова за взрослым, повышенное слюнотечение (не связанное с прорезыванием зубов), дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот, лепетание на непонятном языке, отсутствие указательного жеста.

К полутора годам малыши при нормальном речевом развитии начинают строить первые простые предложения («Мишка бух!», «Дай пить»). Для стимуляции развития речи необходимо постоянно разговаривать с ребёнком, описывать все, что происходит, окружает его. При этом надо говорить четко, не «сюсюкать», использовать развернутые фразы, менять грамматические формы знакомых слов, падежи («Кукла спряталась, нет куклы», «Найди куколку»), можно начинать читать сказки и коротенькие стишки. Просите малыша проговорить окончание строчек знакомых стихотворений («Я люблю свою…», «Причешу ей шерстку …» и т.п.) Отлично стимулируют речь в этот период совместная деятельность и игры со взрослым, в ходе которых ребёнка активно включают в диалог.

Хорошо сказываются на развитии речи ребёнка любого возраста дыхательные упражнения, а также стимулирование мелких движений кистей и пальцев рук. Выдувайте мыльные пузыри, задувайте свечку, сдувайте вату со стола, рисуйте пальчиковыми красками, лепите, играйте с обычным и кинетическим песком, крупой и т. д. Все это позволит развивать речь и мышление вашего малыша.

Словарный запас двухлетнего ребёнка составляет уже примерно 200—300 слов. Ребёнок способен конструировать предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, задавать простые вопросы, общаться со сверстниками. Большинство звуков родного языка дети уже способны произносить правильно. Исключение составляют шипящие, они в 2-3 года часто заменяются свистящими («шапка» — «сапка»). Подмена твердых согласных мягкими в этом возрасте также является вариантом нормы.

Становление речи — очень индивидуальный процесс. Исследователи отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже, чем девочки, и у них выше процент задержек в развитии речи. Если ваш ребёнок в трехлетнем возрасте отлично понимает вас, выполняет довольно сложные просьбы (например, «Положи кубик в коробку», «Покажи то, что возьмешь на улицу, если пойдет дождь»), способен собрать матрёшку, пирамидку, разрезную картинку из 2-3 частей, но у него есть недостатки в развитии речи, паниковать не стоит.

Если же ребёнок после трех лет не разговаривает совсем или произносит мало слов, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалистам (неврологу, логопеду и психологу), так как чем раньше будет начата коррекционная работа по преодолению задержки в развитии речи и лечение (если потребуется), тем больше вероятность того, что проблему удастся преодолеть.

Занятия в разделе «Развитие» для 3-4 лет будут способствовать речевому развитию детей этого возраста. 

Для детей постарше рекомендуем занятия по развитию речи для дошкольников. 

Сколько слов в год должен говорить ребенок

08.11.2021