Скажи наоборот. Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет

Скажи наоборот

Проведите с ребенком игру с мячом. До начала игры объясните малышу ее правила: вы будете бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значением.

Бросьте мяч ребенку и скажите: «Большой!» Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь бросьте мяч и скажите: «Добрый!», ребенок ответит «Злой!» и т. д.

Возможные варианты пар слов для игры «Скажи наоборот»: смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Подобным образом можно называть не только прилагательные, но и наречия: быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко

и т. п.; а так же глаголы с противоположным действием: бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – тонет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

• Игра учит ребенка обращаться с мячом, развивает его внимание и мышление.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Скажи наоборот | Психологическое зеркало

Скажи наоборот

Сентябрь 16th, 2016 dorohinaov

Игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мышления, речи ребенка. Модно проводить ее с мячом в группе или вдвоем с ребенком. Разбивка на карточки помогает при пранировании индивидуальных занятий (пишется номер вместо перечисления)

Карточка 1.  Скажи наоборот.

  • Трудный — (лёгкий).
  •  Аккуратный — (неряшливый).
  • Жёсткий — (мягкий).
  • Правдивый — (лживый).
  • Робкий — (смелый).
  • Храбрый — (трусливый).
  • Ловкий — (неуклюжий).
  • Здоровый — (больной).
  • Белый — (чёрный).
  • Быстрый — (медленный).

 

Карточка 2.  Скажи наоборот.

  • Высокий — (низкий).
  • Горький — (сладкий).
  • Полезный — (вредный).
  • Весёлый — (грустный).
  • Глубоки — (мелкий).
  •  Острый — (тупой).
  • Гладкий — (шершавый).
  • Горячий — (холодный).
  • Мокрый — (сухой).
  • Яркий — (тусклый).

Карточка 3. Скажи наоборот.

  • Сытый — (голодный).
  • Тонкий — (толстый).
  • Широкий — (узкий).
  • Ясный — (пасмурный, ненастный).
  • Новый — (старый).
  • Близкий — (далёкий).
  • Большой — (маленький).
  • Частый — (редкий).

Карточка 4. Скажи наоборот.

  • Гасить — (зажигать).
  • Греть — (охлаждать).
  • Помогать — (мешать).
  • Ложиться — ( вставать).
  • Смеяться — (плакать).
  • Удаляться — (приближаться).
  • Говорить — (молчать).
  • Делать — (бездельничать).
  • Мёрзнуть — (согреваться).

Карточка 5.  Скажи наоборот.

  • Родина, отчизна — (чужбина).
  • Восток — (запад).
  • Север — (юг).
  • Восход — (закат).
  • Зима — (лето).
  • Грязь — (чистота).
  • Свет — (тьма, темнота).
  • День — (ночь).
  • Жара — (холод).
  • Мир — (война, ссора).

Карточка 6. Скажи наоборот.

  • Правда — (ложь).
  • Город — (село, деревня).
  • Добро — (зло).
  • Польза — (вред).
  • Богач — (бедняк).
  • Друг — (враг).
  • Радость — (грусть, печаль).
  • Лентяй — (труженик).

Оформленные карточки можно скачать в VIP разделе.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

www.psixologicheskoezerkalo.ru

«Скажи наоборот». Веселая игра для детей 7-10 лет

Веселая игра, которая знакома всем с детства. Развлечение позволяет понять ребенку суть антонимов — слов, противоположных по значению, а также расширяет словарный запас. Игра отлично подходит для детей как 7 лет, так и младше и старше.

Игра для детей 7-10 лет

«Скажи наоборот»

Для игры нам понадобится мяч. В ней могут участвовать как двое игроков, так и большая компания.

Правила игры:
  1. Для начала нужно выбрать ведущего игры. Желательно, чтобы это было взрослый, например один из родителей.
  2. Ведущий называет слово, которое имеет противоположное значение, например: «большой». Когда он говорит слово, то кидает мяч одному из детей.
  3. Тот, кому в руки попал мяч, должен назвать противоположное слово — антоним. В нашем случае это слово «маленький».
  4. Игрок, назвавший противоположное слово, кидает мяч обратно ведущему. А он снова называет новое слово, например «горячий» и кидает другому игроку. Тот ловит и называет слово «холодный», затем возвращает мяч.
  5. Не обязательно называть только прилагательные слова. Можно также говорить существительные и наречия: «День — ночь», «хорошо — плохо», «черный — белый», «веселый — грустный», «чистый — грязный», «толстый — тонки» и другое.
  6. Ведущему также следует следить, чтобы ребенок правильно называл антонимы.
  7. Если ребенок не может назвать противоположное слово, дай немного ему подумать. И если он все равно не смог вспомнить нужное слово, то ему можно придумать дополнительное задание. Например назвать как можно больше синонимов к какому-нибудь слову.
Польза игры:
  • Игра учит ребенка обращаться с мячом, ловить. Улучшает координацию и мелкую моторику.
  • Она развивает его слуховое внимание, концентрацию и мышление. Отлично подходит для гиперактивного ребенка, которому не хватает усидчивости и внимательности.
  • Эта игра отличный способ разучить новые слова, расширить словарный запас и эрудированность.
  • Веселая игра может увлечь компанию детей на детском торжестве или в поездке на природу.
  • Игра является отличным дополнением и подготовкой к школьным урокам русского языка. Она укрепляет память и сообразительность.

imom.me

Поиск антонимов — Нестандартные дети

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Содержание

  1. Слова-неприятели для дошкольников
  2. Игра. Закончи предложение и назови «слова-неприятели»
  3. Игра. Скажи наоборот
  4. Смысловые противоположности в стихах
  5. Поиск антонимов для школьников

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игрынапример, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение «слова-неприятели». Но можно ввести понятие «антонимы к слову». Я обычно говорю малышу: «Сейчас будем искать «слова-неприятели». Их еще называют «антонимы». Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится».

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови «слова-неприятели»

Инструкция. «Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты — конец».

  1. комар маленький, а слон…;
  2. пушинка легкая, а камень…;
  3. горчица горькая, а сахар…;
  4. куст низкий, а дерево…;
  5. компот холодный, а суп…;
  6. сметана густая, а молоко…;
  7. ручеек узкий, река…;
  8. ночью темно, а днем…;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет…;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец…;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель…;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром…;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером…;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка …
Игра. Скажи наоборот

Инструкция. «Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот» (привести пример)

ночь -…;

завтрак -…;

вечер -…;

враг -…;

чистота -…;

холод -…;

война -…;

трава — …;

земля — …;

движение — …;

говорун — …;

здоровье — ….;

ум — …

войти -…;

молчать -…;

отдал -…;

вставать -…;

раздеться -…;

поднимать -…;

смеяться — …;

включать-…;

закрывать -…;

приходить — …;

появляться -…;

есть — ….

большой — …;

черный — …;

низкий -…;

плохой — …;

больной -…;

старый -…;

молодой — …;

широкий -…;

толстый -…;

узкий — …;

сложный — …;

сухой-….;

горький — …

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо «в лёт».  Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника. Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Слова

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, —
Ну, отвечай:
… (конец)         (Д. Чиарди)

*****

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец)  (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары «слово – его противоположность».
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт «Синонимы». От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта «Антонимы».
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру  это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка «ошибитесь» где-нибудь. Похвалите подростка, но не «в лоб», потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно.  Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

mama-pomogi.ru

ТРИЗ-игры для развития мышления, часть 4

Известно, что занятия, включающие в себя элементы технологии ТРИЗ, так или иначе развивают умение думать (как ни странно)). Существует достаточное количество видов мышления, на которые воздействует ТРИЗ. Сегодня расскажу про игры, которые стимулируют диалектическое мышление.

Диалектическое мышление —  это умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Такой навык работы головой помогает видеть мир объемнее, формирует «выпуклый» взгляд на мир.

Игры «Наоборот»

Чтобы детям (или взрослым) постепенно учиться видеть противоречия,  полезно играть в игры серии «Наоборот», двигаясь от простого к сложному. Знакомить с простыми играми можно с 4-х лет.

1 ступень

Подбери слово наоборот (антоним)

Зачем: удостовериться, что ребенок знает и понимает, как подбирать слова с противоположным значением.

Реквизит: мяч, картинки с противоположными признаками.

Играем!

Ведущий катает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и называет антоним. Важно, что употреблять слова с частицей НЕ нельзя

(то есть говорить: «холодный —  нехолодный» запрещено).

Примеры пар антонимов:

узкий – широкий,

громкий – тихий,

шершавый – гладкий,

сухой — мокрый,

высоко – низко,

далеко — близко,

тьма – свет,

лед – огонь,

стоит – идет,

улетает — прилетает.

И в картинках

 

2 ступень

Веселый диалог

Зачем: учим подбирать слова-противоположности в более динамичном варианте.

Игра по сути – это диалог, где в ответах слова из вопроса заменяются на противоположные. Логика между вопросами и ответами отсутствует немного более, чем полностью Дети, конечно, это прекрасно чувствуют, поэтому вести абсурдные диалоги очень и очень весело.

Пример диалога:

— Почему мне грустно?
— Потому, что нам весело!

— Почему он прыгает высоко?

— Потому что она приседает низко!
— Почему на улице мокро?
Потому, что в доме сухо!
и т.д.

Шифровка

Зачем: Еще одна веселая игра для активизации диалектического мышления.

Реквизит: картинки с изображением сказочных героев.

Играем!

Нелегки будни разведчика: ему все время нужно передавать зашифрованные послания. Давайте поможем разведчику в нелегком труде. Будем шифровать способом «наоборот».

Дед Мороз.

Шифровка – Бабушка Жара.

Буратино – веселый мальчик с длинным носом.

Шифровка – грустная девочка с коротеньким носом.

Красная шапочка – маленькая девочка, которая приносит бабушке пирожки.

Шифровка — Синие носки (это не я, это дети так придумали) – большой мальчик, который уносит от дедушки бублики.

 

3 ступень

Подбираем предметы с противоположным назначением

Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет, знакомым с основами ТРИЗ.

Зачем: развиваем функциональное и диалектическое мышление

Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать  функциональные пары.

Например:

Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,

Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,

Клей соединяет листы – рука разделяет листы,

Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.

 

4 ступень

Ищем противоположное в одном предмете.

Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.

Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.

Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.

Зебра. Черная полоска, белая полоска.

Роза. Колючие шипы, мягкие лепестки.

Зонт. Мокрый снаружи, сухой внутри.

Когда втягиваешься в такие поиски, то даже удивительно, сколько можно обнаружить противоположностей в одном предмете

Желаю успехов в тренировке «выпуклого» взгляда на мир!

Другие материалы о ТРИЗ-играх можно прочитать в части 1, части 2, части 3.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal


igra-triz.ru

Электронная дидактическая игра «Скажи наоборот»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Дидактическая игра Скажи наоборот Автор: Орехова НатальяАлександровна воспитатель МКДОУ д/с №2 «Ласточка» г. Семилуки Игра предназначена для детей 5 — 6лет

2 слайд Описание слайда:

Цель: Развивать мышление и воображение, устанавливать причинно – следственные связи, находить сходство и различие между предметами. Развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Речевая задача — обучение подбору антонимов. Ход игры: Воспитатель называет одно из слов, а ребенок называет противоположность названному понятию.

3 слайд Описание слайда:

Большой Маленький

4 слайд Описание слайда:

Длинный Короткий

5 слайд Описание слайда:

Пустой

6 слайд Описание слайда:

Высокий Низкий

7 слайд Описание слайда:

Широкий Узкий

8 слайд Описание слайда:

Толстая Тонкая

9 слайд Описание слайда:

Сладкая Горький

10 слайд Описание слайда:

Много Мало

11 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

12 слайд Описание слайда:

http://karabasik.ru/shop/toys мяч маленький http://olyapka-perm.ru/igrushki_dlya_syuzhetno-rolevyh_igr?view=177055001 мяч большой http://stranasurprizov.ru/product/tutti-quanti-sharf.html-1 шарф короткий http://addresss.ru/muzhskaya-odezhda/sharf/ шарф длинный http://price.dneprcity.net/ua/tovary-dlya-domu/kuxonni-rechi/stolove-sklo/p55 пустой стакан http://vk.com/notes17266 стакан с соком http://www.livemaster.ru/item/1148417-aksessuary-shirokij-remen-model-d99w4d30m00 широкий ремень http://www.kawaiifactory.ru/product/wide-belt-red/ узкий ремень http://svetlojar.ru/shop/shopgroup.html?id=1482&g_level=0&pg_id=0 детский стул http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=498753&st=135 высокий стул http://galina.moscowfamily.ru/blog/4850-Semya-i-gorod/post/34413-Puteshestvie-v-shokoladnuyu-skazku-/comment конфета http://life-another.ru/narodnaya-medicina/narodnaya-medicina.html лук http://www.gitarizm.ru/forum/showthread.php?s=efffdefb8936e62048f7a585362ce2af&t=39714&page=93 кубики http://www.dou20.neftekamsk.ru/ девочка http://agent.dp.ua/en/product/sejf-tajnik-arsenal-b240/ книга толстая http://www.labirint.ru/screenshot/goods/58855/1/ книга тонкая Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Использованные материалы:

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-003384

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.

 

а) подбор антонимов к именам прилагательным.

 

Логопед: Ребенок:

Длинный карандаш короткий карандаш.

Горячий кофейник холодный кофейник.

Большой апельсин маленький апельсин.

Утренний туман вечерний туман.

Грустный мальчуган радостный мальчуган.

 

б) подбор антонимов к глаголам.

 

Открывать багажник закрывать багажник.

Одевать малыша раздевать малыша.

Опускать голову поднимать голову.

Разрешить гулять запретить гулять.

Завязать передник развязать передник.

Начать разговор закончить разговор

 

 

Упражнение « БАБУШКИНО УГОЩЕНИЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед рассказывает, что в гости к бабушке приехал внук. Для него она приготовила угощение. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «Чем бабушка угощала внука?».

 

Логопед: Ребенок:

 

Бублик Бубликом.

Баранка Баранкой.

Пирожное Пирожным.

Конфета Конфетой.

Печенье Печеньем.

Персик Персиком.

Котлета Котлетой.

 

Упражнение «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.



2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование:сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, кем ты будешь, когда вырастешь».

 

Ребенок:

Я буду летчиком.

Я буду доктором.

Я буду пастухом.

Я буду кузнецом.

Я буду танцором.

Я буду боксером.

Я буду лесником.

Я буду шахтером.

 

 

Упражнение «С ЧЕМ БАНОЧКИ?».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «С».

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «С чем баночка, если в ней…»

 

Логопед: Ребенок:

 

повидло. С чем баночка? Баночка с повидлом.

Кипяток. Баночка с кипятком.

Ряженка. Баночка с ряженкой.

Компот. Баночка с компотом.

Горчица. Баночка с горчицей.

Капуста. Баночка с капустой.

Селедка. Баночка с селедкой.

Паштет. Баночка с паштетом

Бульон. Баночка с бульоном.

 

Упражнение «В ЗООПАРКЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».

2.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зверей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?»

 

Логопед: Ребенок:

 

Это ослик. За кем ухаживают? За осликом.

Это медведь. За медведем.

Это барсук. За барсуком.

Это гепард. За гепардом.

Это пантера. За пантерой.

Это журавль. За журавлем.

Это павлин. За павлином.

Это коршун. За коршуном.

Это кукушка. За кукушкой.

Это соловей. За соловьем.

Это зяблик. За зябликом.

 

Упражнение «ВМЕСТО ДВУХ – ОДНО».

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.

2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по аналогии.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование:предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?».

 

Логопед: Ребенок:

Везде ходит. Как называется этот предмет? Вездеход.

Бензин возит — бензовоз.

Землю копает – землекоп.

Землю мерит — землемер.

Сам сваливает — самосвал.

Листья падают — листопад.

Ходит при помощи тепла — теплоход.

Возит при помощи тепла — тепловоз.

 

 

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ПОД», «ЗА».

2. Развивать слуховое внимание.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.

 

Логопед: Ребенок:

 

Щетку достали из-под вешалки.

Где лежала щетка? Под вешалкой.

 

Вокзал стоит перед заводом.

Где стоит завод? За вокзалом.

 

Из-за облака выглянуло солнце.

Где оно было? За облаком.

 

Комод поставили под зеркало.

Где стоит комод? Под зеркалом.

 

Котенок выглядывает из-под коробки.

Где сидит котенок? Под коробкой.

 

Полку повесили под картину.

Где висит полка? Под картиной.

 

 

Упражнение «ПРОФЕССИИ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование:сюжетные картинки по теме «Профессии».

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.

 

Логопед: Ребенок:

А) с суффиксом «НИК».

Рисует картины. Художник.

Ухаживает за садом. Садовник.

Чинит сапоги. Сапожник.

Работает на полюсе. Полярник.

Ходит на охоту. Охотник.

Показывает фокусы Фокусник.

Работает на пасеке Пасечник.

Добывает нефть Нефтяник.

 

Б) с суффиксом «ЩИК».

 

Чинит часы. Часовщик.

Точит ножи. Точильщик.

Кладет камни. Каменщик.

Носит багаж. Носильщик.

Зимует на Севере Зимовщик.

 

В) с разными суффиксами.

 

Фотографирует людей. Фотограф.

Тушит пожары. Пожарный.

Выступает в цирке. Акробат.

Продает лекарства. Аптекарь.

 

(Лексический материал занятия необходимо разделить на три занятия).

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

У волчицы волчонок, а у белки бельчонок.

Упрямый козленок стоял за калиткой.

Наступил морозный январь.

Осенний лес пожелтел.

На арене выступал акробат.

Айболит лечил животных.

На подносах килограмм персиков и огурцов.

Вертолет летел в облаках.

Пушистый цыпленок бежал за наседкой.

Усталый дедушка отдыхал под каштаном.

За январем наступит февраль.

Забавный бурундук выглянул из норки.

Маленький Павлик пускал бумажный кораблик в тазу.

Сапожник постучал молотком и починил каблучок.

Не озябнут ладошки в варежках, а ножки в валенках.

Надо почистить кофейник.

Автобус отъехал от вокзалов.

На деревьях мы видели зябликов.

Аленка с подругой собрали букет из колосков и васильков.

В автобус вошел контролер.

За берлогой охотник увидел медвежат.

За окошком виднелась тень от деревьев.

 

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ.

(10-й тип слоговой структуры).

 

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.

 

Логопед: Ребенок:

 

Салфет — салфетка

Незнай Незнайка

Таблет таблетка

Выстав выставка

Подмет подметка

Обнов обновка

Отмет отметка.

Отгад КА отгадка

Ватруш ватрушка

Картош картошка

Мартыш — мартышка

Матреш — матрешка

Игруш — игрушка

Заклад — закладка

Заплат заплатка

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *