Социометрия класса для младших школьников: образец и проведение

Социометрия - определение терминаПервые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Содержание

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

  • Подсчет симпатий и антипатий людейПровести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
  • Выявить наличие мини-групп (референтных).
  • Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
  • Выявить лидеров.

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. Какими средствами пользуется социометрияУпрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый – полное равнодушие.
  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.

Какие методы применяются в социометрии

Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

  • Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
  • Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

  • Простота.
  • Доступность.
  • Однозначность вопросов.
  • Полная свобода выбора.
  • Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
  • Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»

Психология и социометрия - простым языком

Образец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

  1. Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
  2. А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
  3. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
  4. А кто не позвал бы?
  5. Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
  6. А кого не пригласил бы?

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

  • Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
  • Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
  • Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:

  1. Как считают высказанные симпатииВнутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
  2. Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
  3. Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
  4. Внешний круг – одиночки.

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

Как получают данные социометрииЧтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Социометрические методики для начальной школы

Социометрические методики для начальной школы

Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Социометрия — представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Подготовительный этап перед исследованием

Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:

  1. Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
  2. Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить. Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех). Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:
  • кто выбирает;
  • кого выбирает.Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов). Проведение социометрии среди младших школьниковАнкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:
  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой? Таблицы: Примеры анкет для мониторингаВариант 1.

Фамилия и имя ученика ________________________________

Вопрос 1: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1._______________________________________________

Выбор 2._______________________________________________

Выбор N _______________________________________________

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика __________________________________

Вопрос 1: С кем бы ты хотел дружить?

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

1.

2.

3.

4.

5.

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.Устный вариант тестаСуть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе. Обработка результатов и их интерпретация (выводы)Пример социограммы, составленной после проведения тестаПосле первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.
  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Социометрия для школьников 🍋 образец методики

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Обучение в школе – важнейший этап становления личности: для ребенка становятся доступным получение новых знаний, изучение основных нюансов чтения и письма, выполнение математических вычислений, взаимодействие со сверстниками, формирование коллектива и знакомство с социальной жизнью.

В первые школьные годы происходит формирование интересов, поиск друзей, обучение общению, как с другими школьниками, так и с взрослыми.

Для изучения школьного коллектива многие психологи используют метод социометрии.

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Этапы проведения социометрического исследования

1. Подготовительный этап

Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.

Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление «рейтинга» учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа «Кого ты выбираешь» («С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?»).

Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.

В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?». Данный тип исследования помогает в выявлении «изгоев» в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.

Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).

Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.

Могут быть выбраны различные формы исследования:

При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.

Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.

При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.

При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.

2. Анкетирование

Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.

Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.

Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.

Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.

Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.

Обработка результатов социометрии

Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных — школьников, перечисленных в ответах.

Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.

Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.

Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма «мишень», в которой области разделены следующим образом:

  • Внутренний круг – располагается в самом центре «мишени», школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
  • Следующий круг – зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
  • Следующий круг – зона игнорируемых, школьников, с кем по каким – либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
  • Последний круг – одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.

Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.

Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора – поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.

Особенности проведения социометрии

Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.

Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.

Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.

Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.

Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Социометрическая методика «Два домика»

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

 Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

( Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

 – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

     Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

 

           ССПВ =  общая сумма положительных выборов

                                                количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  •  “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

( Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  •  Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне  0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I)   Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте  ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства!

Методика социометрия для младших школьников

Содержание статьи

Система начального образования в современной школе составляет 4 года обучения. В этот период у ребенка не только формируются знания, но и появляются навыки взаимодействия. Правильная организация воспитательного процесса, место ребенка в среде сверстников играют большую роль в развитии у ребенка чувства коллективизма. Оценить взаимоотношения между учениками помогает социометрия. Методика социометрия для младших школьников призвана выявлять особенности взаимоотношений среди школьников внутри класса.

Цель социометрической методики в младших классах

В основе методики лежит исследование Дж. Морено. Он выдвигал мнение, что полноценное развитие личности, его успехи в обучении и общее психологическое состояние напрямую зависят от неформального общения в коллективе сверстников.

Социометрическую методику применяют как в младших, так и в старших группах. Ее целями являются:

  1. Измерение уровня эмоционально-психологической близости отдельных детей в коллективе;
  2. Выявление мини-коллективов внутри класса;
  3. Определить уровень сплочения коллектива;
  4. Установить лидеров среди учащихся.

Проводить социометрию рекомендуется, начиная с 3-4 класса. Именно в этот период ученики начинают тесно общаться друг с другом. В первые два года у школьников редко присутствует совместная деятельность. Они учатся вместе, сидят за партами, их общение носит ситуативный характер. В дальнейшем, они начинают оценивать своих сверстников по их успешности в классе.

Часто на выбор лидера в этом возрасте влияют высказывания учителя. Например, он хвалит кого-то. Результаты социометрии в начальном классе помогут не только выявить проблемы в коллективе, но и помогут учителю пересмотреть свое отношение и поведение в коллективе.

Примеры проведения социометрии

Анкетирование, опросы в классе проводит классный учитель. Его уже знают дети, он пользуется авторитетом, доверием. Чтобы правильно расположить детей, грамотно начать исследование, необходимо составит инструкцию, в которой должны быть прописаны четко цели и примеры проведения.

Можно поиграть в игру «Два домика». Нарисуйте две разные картинки. На одной должен быть изображен красивый дом, раскрасьте его яркими красками. На втором изобразите маленький, невзрачный домик. Расскажите ребенку, что в большом красивом доме очень весело, много игрушек. Предложите ребенку поселиться в красивый домик и пригласить своих одноклассников, а также спросите, кого из детей он поселит в маленький домик.

Результаты этого тестирования очень просты. Здесь будет ярко выражены симпатии и антипатии ребенка. Особое внимание нужно уделить тем ребятам, которых большинство одноклассников отправили в маленький домик. Это либо очень конфликтные дети, которые успели поссориться с основной массой ребят, либо очень замкнутые.

Самое главное, привлечь детское внимание, заинтересовать их, превратить опрос в игру. Например: « Хотите узнать, дружный ли у нас класс? А давайте мы это с вами узнаем? Давайте мы с вами поиграем в игру под названием социометрия». Далее нужно предложить детям отвечать на вопросы.

Каждому ребенку необходимо отмечать, кого они хотят видеть рядом с собой, а какого ребенка нужно удалить. Вопросы нужно составлять таким образом: «Кого ты пригласишь к себе на День Рождения?».

Результаты проведения опроса

После результата опроса, проводится подсчет и составляется социометрия. Для этого составляется таблица, в которую вносятся все имена учеников, им присваиваются номера. Клетки пересечения одинаковых номеров заштриховываются. Основываясь на матрицу, определяются участники по количеству голосов. По вертикали вносятся фамилии, горизонталь – это номера, под которыми испытуемые находятся в списке.

После подсчета голосов выделяются категории:

  • Звезды, это те дети, с которыми предпочитают общаться и дружить большинство учеников;
  • Предпочитаемые – те, кто набрал от 3 до 5 выборов;
  • Принятые – 1-2 выбора;
  • Изолированные – те, кто не набрал ни одного голоса.

Две последние группы являются неблагоприятными. На основании количества членов в группе, составляется общая картина в классе. Низкий уровень благополучия в классе должен вызывать сигнал тревоги. Он означает эмоциональное неблагополучие в общении в коллективе.

Класс – это слаженный коллектив, в котором ребенок проводит большое количество времени. От того, как он себя чувствует в коллективе, зависит психологическое состояние, успеваемость в школе. Социометрия призвана вовремя выявить проблемы в общении и предотвратить конфликтные ситуации.

Тест на тему: Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Анкета №3

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем

ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования.

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

Так, для школьников 4-5-6 классов можно предположить следующий вариант

вопросов:

1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?

2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

3. Кто тебе больше всех нравится в классе?

4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?

5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?

6.Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,

кому бы ты мог их подарить?

Обработка полученных данных.

На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.

Образец матрицы

Знаком “+” обозначен выбор

№ Кого выбирают?

п/п Кто выбирает?

1

2

3

4

1 Карпухин

+

2 Павликова

+

3 Соболев

+

4 Орлов

+

Количество полученных выборов:

0

1

2

1

Количество взаимных выборов:

0

0

1

1

Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе  таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором — получившие более половины или половину  максимального числа выборов; в третьем — менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,

а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией

со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

Рис. 1

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Рис. 1

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение

личности в группе в следующих категориях:

“Звезда” —  член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного — 1-2, реже — 3-4 человека.

“Предпочитаемый” — член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

“Оттесненный” — термин, обозначающий члена группы, получающего менее

половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

“Изолированный” — лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его  помещают в IV зоне.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы

членами группы?

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние

своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях — это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих

одноклассников. В других — бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется

проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;

  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;

  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя

Класс

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

3.У тебя день рождения.

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя

Класс

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

3.У тебя день рождения.

Спасибо!

Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация полученных результатов:

«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Социометрия — выгодный метод или …?

Все, пожалуй, слышали об этой технике. Это не просто инструмент психолога, социометрия должна принадлежать всем учителям, потому что такая простая, популярная методика поможет построить отношения с учениками.

Все по этапам

Чтобы вы не были дезинформированы о различных высказываниях на форумах и заметках неизвестного происхождения, вы должны понять суть этой техники и самостоятельно понять ее назначение. Социометрия , разработанная Дж. Морено, использовалась для диагностики межгрупповых и межличностных отношений. Этот диагноз предназначен для дальнейшей реорганизации и улучшения отношений. Этот метод помогает изучать типологию поведения людей в групповой деятельности; способствует изучению социально-психологической совместимости членов определенных групп.

Наиболее распространенными целями этой техники являются:

— определение степени сплоченности / фрагментации в группе;

— Идентификация так называемой «социометрической позиции», которая означает корреляционный авторитет членов группы.Основными чертами являются: симпатия / антипатия, крайние полюсы заняты «лидером» и «отвергнутым»;

— Поиск внутрисистем, которыми могут управлять неформальные лидеры.

Плюсы техники

Основным преимуществом социометрии является то, что она не требует особых временных затрат. Сама процедура выполняется около 15 минут, обработка и интерпретация результатов, конечно, немного дольше, но она понятна и выполнима для всех.Социометрия позволяет выявить неформальных лидеров, используя эти знания, вы можете перенаправить отношения в коллективе на конструктивное и комфортное для всех.

Простота в использовании и открытое поле деятельности после завершения процедуры делают этот метод привлекательным. Но стоит отметить, что социометрия не решает глубоких недоразумений в группе, потому что они основаны не только на неприязни, но и на более серьезных проблемах.

Что такое сама процедура?

Процедура для техники проста, но требует последовательности и верности правилам.

  1. Первоначально экспериментатор устанавливает конкретные цели исследования и выбирает объект измерения.
  2. Затем экспериментатор формулирует основные гипотезы и положения, относящиеся к критериям запроса групп участников.
  3. Социометрия не может проходить в условиях полной анонимности! Это не приведет к желаемому результату. Таким образом, экспериментатор правильно объясняет членам группы, почему они должны в этом случае писать о своих симпатиях / антипатиях, что это преследует позитивные цели и поможет им.Адекватный позитивный настрой экспериментатора позволит избежать нежелания некоторых членов группы участвовать в процедуре. Естественно, экспериментатор гарантирует строго конфиденциальные результаты.
  4. Таким образом, экспериментатор поднял вопросы, которые являются критериями оценки отношений в группе; он кладет их в карточку и спрашивает членов групп, как во время интервью.
  5. Соглашаясь участвовать в процедуре, испытуемые должны соблюдать ее условия.Они должны отвечать на вопросы, выбирая определенных членов группы относительно их предпочтения другим (симпатия / антипатия, доверие / недоверие).
  6. К достоверности результатов исследования экспериментатор может провести технику дважды, меняя вопросы.

Непараметрическая процедура

Это вид социометрии, который предлагает ответы тестируемого на вопросы из тестовой карты без ограничения количества выборов тестируемого. Это означает, что если в группе, например, рассчитывается десять человек, каждый респондент может выбрать девять человек (исключая его / ее).Эта процедура позволяет сократить разнообразие межличностных отношений в группе, помогает выявить эмоциональное изобилие каждого члена группы. Недостатком является то, что, если число членов группы составляет от двенадцати до шестнадцати человек, существует слишком много отношений; это требует дополнительной помощи вычислений. Кроме того, существует высокая вероятность случайного выбора. Тестируемый может написать в анкете: «Выбрать все». В этом случае испытуемый, скорее всего, даст неверный ответ, выразив свою формальную лояльность как членам группы, так и экспериментатору.

Параметрический метод уменьшает возможности таких тестируемых и упрощает систему обработки результатов.

Кто может быть испытуемым?

Любой группой лиц, начиная с дошкольников (в этом случае, конечно, письменные ответы на вопросы исключаются), может быть предмет исследования. Вопросы составлены в соответствии с особенностями группы. Хорошо, когда социометрия проводится не новым для группы человеком.То есть, например, учитель класса знает свою команду, видит некоторые проблемы, но хочет убедиться в своей догадке и найти ответы на вопросы.

Конечно, вопросы готовых образцов техники не следует копировать. Попробуйте продумать вопросы, максимально совпадающие с ситуацией в команде. Доступные вопросы могут не применяться в вашем случае. Мы не могли спросить учеников пятого класса: «С кем из ваших одноклассников вы отправитесь в командировку?» Это, конечно, преувеличено, но нужно задавать простые вопросы.

Итак, вы обнаружили, что у вашей команды есть неофициальный лидер, не так ли? Как он / она влияет на команду? Кто близок к социальной изоляции? Отвечая на эти вопросы, вы можете увидеть новую картину группы. Некоторые результаты могут вас удивить. Спокойно проанализируйте ситуацию и составьте план, который поможет членам группы построить новые конструктивные отношения.

Успешное исследование!

,

Инфогалактика: ядро ​​знания планет

Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено в его исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием.

Определение

Термин социометрия относится к его латинской этимологии, socius означает спутник, а metrum означает показатель. Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них».«Он продолжает писать». Как наука о групповой организации, она нападает на проблему не из внешней структуры группы, из поверхности группы, а из внутренней структуры. «Социометрические исследования раскрывают скрытые структуры, которые придают группе форму: альянсы, подгруппы, скрытые убеждения, запрещенные повестки дня, идеологические соглашения,« звезды »шоу».

Он разработал социометрию в новых науках, хотя ее конечной целью является трансценденция, а не наука.«Делая выбор, основанный на критериях, открытых и энергичных, Морено надеялся, что люди станут более спонтанными, а структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми».

Одним из нововведений Морено в социометрии была разработка социограммы , систематического метода графического представления индивидуумов в виде точек / узлов и отношений между ними в виде линий / дуг. [1] Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и результатах, также основал журнал под названием Социометрия.

  • Социограммы Морено

В социологии социометрия имеет две основные ветви: исследовательская социометрия и прикладная социометрия. Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, исследующими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев e.грамм. С кем из этой группы вы хотите сидеть рядом с вами на работе? К кому из группы вы обращаетесь за советом по проблеме работы? Кого в группе вы видите, чтобы обеспечить удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевым исследованием, связана с реляционными моделями в малых (индивидуальных и малых группах) и больших группах населения, таких как организации и районы. Прикладные социометристы используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети взаимоотношений.Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения добиться большей спонтанности и креативности как отдельных лиц, так и групп.

Критерии Морено для социометрических тестов

В «Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации », Морено описывает глубину, на которую группа должна пойти, чтобы метод был «социометрическим». Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не были соблюдены некоторые групповые критерии процесса.Одним из них является признание различия между динамикой процесса и содержанием манифеста. По словам Морено: «существует глубокое несоответствие между официальным и тайным поведением членов». Морено выступает за то, чтобы прежде чем предложить какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактическую структуру группы».

Другими критериями являются: Правило адекватной мотивации: «Каждый участник должен чувствовать, что эксперимент связан с его (или ее) собственным делом., , что это возможность для него (или ее) стать активным агентом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации ». Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. Здесь Морено говорит о« медленном диалектическом процессе ». социометрического эксперимента «. [2]

Антропологические приложения социометрии

Учитывая, что социометрия касается групповой принадлежности и расхождений, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и способов идентификации людей с этническими группами. [3] Например, с помощью социометрических исследований Джоан Крисуэлл исследовала отношения между черным и белым в американских классах, [4] Габриэль Вейман исследовал этнические отношения в Израиле, [5] , а Джеймс Пейдж исследовал внутриэтнические и межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [6]

Другие подходы и программное обеспечение

В последние десятилетия были разработаны другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социомаппинг. Для анализа групп и их структуры было разработано бесплатное и коммерческое программное обеспечение, такое как Gephi, Pajek, Keyhubs или InFlow.Все эти подходы во многом основаны на социометрии. Facebook — это сервис социальной сети и веб-сайт, который в значительной степени основан на социометрии его пользователей.

См. Также

Список литературы

  1. ↑ Морено (1934), Кто выживет?
  2. ↑ Морено, Дж. Л. 1951. Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации . Бикон Хаус, Бикон, Нью-Йорк.
  3. ↑ Дженнингс, Х.H. 1987. Социометрия в групповых отношениях . 2-е изд. Вестпорт: Гринвуд.
  4. ↑ Criswell, J. 1937. Расовые расщепления в негритянских группах. Социометрия . 1 (1): 87-89; и 1939 г. — Социометрическое исследование расовых расщеплений в классе №10910. Архив психологии, № 235. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  5. ↑ Вейман, Г. 1983. Не очень маленький мир: сети этнических и знакомых в Израиле. Социальные сети . 5 (3): 289-302.
  6. ↑ Page, J.1988/9. Образование и аккультурация на малаите: этнография внутриэтнической и межэтнической принадлежности. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Онлайн: http://eprints.qut.edu.au/3566/

Внешние ссылки

Дополнительную информацию о последних разработках в области социометрии можно получить в Международной учебной сети по социометрии (Энн Э. Хейл) на сайте Sociometry.net

. ,
Социометрия исследовательская система скачать | SourceForge.net

ФИО

Телефонный номер

Название работы

Промышленность

Компания

Размер компании Размер компании: 1 — 25 26 — 99 100 — 499 500 — 999 1 000 — 4 999 5000 — 9,999 10 000 — 19 999 20 000 или больше

Получать уведомления об обновлениях для этого проекта.Получите рассылку SourceForge. Получайте информационные бюллетени и уведомления, которые включают новости сайта, специальные предложения и эксклюзивные скидки на ИТ-продукты и услуги.

Да, также присылайте мне специальные предложения о продуктах и ​​услугах, касающиеся:
Программное обеспечение для бизнеса Программное обеспечение с открытым исходным кодом Информационные технологии программирование аппаратные средства

Вы можете связаться со мной через:
Email (обязательно) Телефон смс

Я согласен получать эти сообщения от SourceForge.сеть. Я понимаю, что могу отозвать свое согласие в любое время. Пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования и Политике конфиденциальности или Свяжитесь с нами для получения более подробной информации. Я согласен получать эти сообщения от SourceForge.net указанными выше способами. Я понимаю, что могу отозвать свое согласие в любое время. Пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования и Политике конфиденциальности или Свяжитесь с нами для получения более подробной информации.

JavaScript требуется для этой формы.

Подписывайся

У вас, похоже, отключен CSS.Пожалуйста, не заполняйте это поле.

У вас, похоже, отключен CSS. Пожалуйста, не заполняйте это поле.

определение социометрии и синонимов социометрии (английский)

Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено в его исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием.

Термин социометрия относится к его латинской этимологии, socius означает спутник и metrum означает показатель. Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них».«Он продолжает писать». Как наука о групповой организации, она нападает на проблему не из внешней структуры группы, из поверхности группы, а из внутренней структуры. «Социометрические исследования раскрывают скрытые структуры, которые придают группе форму: альянсы, подгруппы, скрытые убеждения, запрещенные повестки дня, идеологические соглашения,« звезды »шоу».

Он разработал социометрию в новых науках, хотя ее конечной целью является трансценденция, а не наука.«Делая выбор, основанный на критериях, открытых и энергичных, Морено надеялся, что люди станут более спонтанными, а структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми».

Одним из нововведений Морено в социометрии была разработка социограммы , систематического метода графического представления индивидуумов в виде точек / узлов и отношений между ними в виде линий / дуг. Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и результатах, также основал журнал под названием Социометрия.

В социологии социометрия имеет две основные ветви: исследовательская социометрия и прикладная социометрия. Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, исследующими социально-эмоциональные сети отношений, используя определенные критерии, например, С кем из этой группы вы хотите сидеть рядом с вами на работе? К кому из группы вы обращаетесь за советом по проблеме работы? Кого в группе вы видите, чтобы обеспечить удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевым исследованием, связана с реляционными моделями в малых (индивидуальных и малых группах) и больших группах населения, таких как организации и районы.Прикладные социометристы используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети взаимоотношений. Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения добиться большей спонтанности и креативности как отдельных лиц, так и групп.

Критерии Морено для социометрических тестов

В «Социометрии, экспериментальном методе и науке об обществе: подход к новой политической ориентации» Морено описывает глубину, на которую группа должна пойти, чтобы метод был «социометрическим».Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не были соблюдены некоторые групповые критерии процесса. Одним из них является признание различия между динамикой процесса и содержанием манифеста. По словам Морено: «существует глубокое несоответствие между официальным и тайным поведением членов». Морено выступает за то, чтобы прежде чем предложить какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактическую структуру группы».

Другими критериями являются: Правило адекватной мотивации: «Каждый участник должен чувствовать, что эксперимент связан с его (или ее) собственным делом., , что это возможность для него (или ее) стать активным агентом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации ». Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. Здесь Морено говорит о« медленном диалектическом процессе ». социометрического эксперимента «. [1]

Антропологические приложения социометрии

Учитывая, что социометрия касается групповой принадлежности и расхождений, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и способов идентификации людей с этническими группами. [2] Например, с помощью социометрических исследований Джоан Крисуэлл исследовала отношения между черным и белым в американских классах, [3] Габриэль Вейман исследовал этнические отношения в Израиле, [4] , а Джеймс Пейдж исследовал внутриэтнические и межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [5]

Другие подходы и программное обеспечение

В последние десятилетия были разработаны другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социомаппинг. Для анализа групп и их структуры было разработано бесплатное и коммерческое программное обеспечение, такое как Pajek, Keyhubs или InFlow. Page, J. 1988/9. Образование и аккультурация на малаите: этнография внутриэтнической и межэтнической принадлежности. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Онлайн: http://eprints.qut.edu.au/3566/

Внешние ссылки

Дополнительную информацию о последних разработках в области социометрии можно получить в Международной учебной сети по социометрии (Энн Э. Хейл) на сайте Sociometry.net

. ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *