Программы начальной школы

Современная начальная школа предлагает две системы обучения детей: традиционную, которая включает в себя семь программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», и развивающую, включающую две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В последнее время некоторые традиционные программы начальной школы претерпели значительные изменения, очень сильно доработались и их уже вполне можно отнести к развивающим программам.

Традиционная программа “Школа России” — название говорит само за себя. Этот учебно-методический комплекс создан специально для обучения детей, проживающих в России, приобщая их к традициям и культуре своей великой страны. Это своего рода школа духовно-нравственного развития. Программа “Школа России” ориентирована на воспитание в детях таких качеств как доброта, ответственность, способность к сопереживанию и оказание помощи в трудную минуту. Развивает у школьников интерес к изучению своей Родины, ее природы, истории, тем самым, воспитывая такое немаловажное и редкое в наше время качество как патриотизм.

Авторы, создавая эту программу, опирались на многолетний педагогический опыт советской, а впоследствии и российской школы. Обучение основывается на плавном переходе от простого к сложному. Программа тщательно отрабатывает навыки чтения, письма и счета, что является основой для дальнейшего успешного обучения.

Учебники по программе «Школа России» очень современны, красочны и интересны для ребенка, отлично стимулируют познавательную деятельность.

Программа «Школа 2100» единственная из всех, которая представляет собой систему непрерывного образования от дошкольного возраста до окончания школы. По ее пособиям дети могут заниматься, начиная с трехлетнего возраста и заканчивая выпускным классом. Программа явно выходит из рамок традиционной, включая в себя элементы развивающейся программы.

Учебно-методический комплекс программы «Школа 2100» ориентирован на развитие ребенка как личности, выявление и развитие у него творческих способностей и интереса к обучению. Развивает в детях такие качества как решительность, самостоятельность, умение принять решение, способность к анализу, логическое мышление, воображение и речь.

Обучение построено на том, что основные понятия, правила и выводы не даются детям в готовом виде, они должны дойти до них сами, учитель лишь направляет ребенка в нужное русло. То есть дети учатся действовать самостоятельно. Многие задания основаны на получении информации из других источников помимо учебной литературы.

Образовательная программа «Школа XXI века» относится к традиционным программам, однако, также по сути своей является развивающей. Она мягче всего адаптирует бывших дошкольников к новой для них сфере деятельности — учебе в школе. Обучение построено в виде игры. Большинство учителей в России предпочитают заниматься именно по этой программе. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на развитие мотивации к учебной деятельности и самообразованию. Помогает ребенку понять, для чего вообще нужно учиться, почему нужно серьезно относиться к своему образованию.

Занимаясь по этой программе, дети учатся самостоятельно добывать знания путем размышлений, анализов, фантазий. Могут оценивать свои успехи и неудачи в учебе. Учитель с детьми на уроках ведет себя на равных, позволяя детям самим думать, дискутировать и, таким образом, достигать истины.

Каждый ученик имеет возможность обучаться в индивидуальном темпе, потому что учебный материал содержит задачи разного уровня. В комплект учебников входят так называемые тетради для коррекционно-развивающей работы ученика, по которым можно дополнительно заниматься с ребенком в случае отставания и недопонимания материала. Внимания уделяется не правильному ответу, а самому процессу решения.

Комплект учебников для программы «Начальная школа XXI века» был удостоен Премии Президента РФ в области образования, является победителем «конкурса по созданию нового поколения учебников для начальной школы».

«Гармония» — программа, сочетающая в себе методы традиционного образования с развивающими. Название говорит о том, что программа направлена на развитие гармоничных отношений учителя с учениками и детей между собой. Программа помогает развить логическое мышление, творческие способности. Направлена на укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Учебный материал очень интересен, акцент идет на опережающее обучение, используются новые перспективные технологии в обучении детей разных уровней развития. Дети не зубрят правила, а сами своим умом с помощью специальных упражнений приходят к нужным выводам.

В комплект входят учебники, содержащие методическую часть, таким образом, родители сами дома могут объяснить ребенку тему, помочь справиться с домашним заданием. Дети, получившие начальное образование по программе «Гармония» отличаются высокой грамотностью.

Учебно-методический комплект по математике программы «Гармония» удостоен Премии Правительства РФ в области образования.

«Классическая начальная школа» — традиционная программа, практически идентичная с программой «Школа России». Отличается от нее своим комплектом учебников. Это самая что ни на есть классическая, выработанная годами эффективная программа для начального обучения. Полностью построена на традиционных методиках, но с внесением в них современных научных педагогических подходов. Благодаря поступенчатому изучению и твердому закреплению навыков чтения, письма и счета дает детям хорошую базу для продолжения обучения в средней школе. Программа с первых дней занятий ориентирована на то, чтобы заинтересовать детей в дальнейшем обучении.

Все учебники и тетради оформлены красочными иллюстрациями. Уроки наполнены различными конкурсами, играми и викторинами. Часть заданий направлена на работу вместе с родителями, тем самым, приобщая их к увлекательному процессу образования их детей. Программа помогает ребенку полюбить книгу и учит с ней работать. Знания по программе не даются в готовом виде, а должны добываться совместно учениками и учителем, то есть программа способствует развитию логического мышления.

Программа “Перспективная начальная школа” – наиболее удачная программа из всех существующих, подходящая для сельских школ, в которых сидя в одном помещении, обучаются одновременно ученики 1 – 4 классов. В ней собраны все важные методы из всех существующих программ. Программа создана с учетом возрастных категорий школьников, будь то шестилетний первоклассник или восьмилетний, и учитывает разный уровень подготовки школьника. Упор делается как на индивидуальную деятельность ребенка, так и на совместную работу учеников, способствуя развитию диалога между ними. Учит работать не только с учебником, но также с различными справочниками. Учитель дает задание группе учеников, сам удаляется для работы с другой группой. Таким образом, у школьников развивается самостоятельность, умение работать и жить в коллективе, то есть оказывать помощь другим, критиковать и адекватно реагировать на критику в свой адрес, уметь объяснять и отстаивать свою точку зрения.

Программа построена строго по принципу усложнения учебного материала. По этой программе дети быстрее всего осваивают навыки беглого чтения, письма и счета.

Учебники наполнены интересным сказочным материалом, помогающим развить творческое мышление, логику и память. Много времени уделяется физическому здоровью детей, приучению ребенка к чистоте, порядку, гимнастике и режиму дня. Учебные задания привлекают родителей к совместному выполнению заданий.

Традиционная программа «Планета знаний» хороша тем, что по ней могут учиться даже самые маленькие дети. Подход к обучению нестандартен и отходит от классики «учитель объясняет задание, дети выполняют». Все задания носят развивающий характер. Программа ориентирована на развитие у детей творческих способностей. Для каждого ребенка, обучающегося по программе «Планета знаний», существует свой метод преподавания, помогающий ему отлично усвоить материал. Программа стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, помогает видеть один и тот же предмет по-разному.

Комплект учебной литературы интересен тем, что перед началом каждого раздела расположен план дальнейшего обучения. Таким образом, ребенок видит то, что он будет изучать в дальнейшем. Каждый раздел после изучения завершается проверочной работой и тестовым листом, которые позволяют учителю, а также самому ученику проверить свои знания по данному разделу. Учебники содержать много заданий различных уровней сложности, что дает возможность ученикам выбрать задание именно для себя. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и на работу в группе, формируя у детей навыки общения в обществе.

Развивающая программа Л.В. Занкова является полной противоположностью традиционным программам. Она основана на доверительном отношении учителя и ученика. Учитель сначала предлагает выполнить задания, а до теории ученики должны дойти уже своим умом путем различных дискуссий, добывания информации из различных источников, размышлений и споров. Программа отлично раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка. Ориентирована на пробуждение интереса к обучению, на развитие интеллекта и любознательности. Являясь достаточно тяжелой, потому что процесс обучения идет быстрыми темпами, в то же время она очень притягательна и увлекательна для детей.

Помимо школьных уроков, программа предполагает близкое общение между учителем и детьми и вне школы путем совместных посещений различных культурных мероприятий, прогулок и экскурсий. Дети, обучавшиеся по программе Л.В. Занкова, отличные собеседники, обладают широчайшим кругозором и знания у них намного выше, чем у детей, занимающихся по традиционным системам.

Развивающая программа Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ориентирована на развитие у детей сильных теоретических знаний, то есть правила и понятия здесь занимают главенствующую позицию, однако они не даются в виде готовых истин. Дети должны доходить до них сами путем логических мышлений, работая в группе или индивидуально, дискутируя, споря между собой и обсуждая результаты. И только потом с помощью учителя делать правильные выводы. Программа развивает в ребенке умение глубоко и нетрадиционно мыслить.

Программа намного насыщенней обычных традиционных программ. Дети, обучавшиеся по ней, очень общительны, уважают мнение других, но и не принимают все слова на веру, они требуют обязательных доказательств.

По этой программе мало домашних заданий, все решается в классе, где дети загружены интересной работой, но зато дома они отдыхают.

Многие учебники являются победителями конкурсов учебников нового поколения.

Программа считается сложной, но только из-за того, что очень мало грамотных педагогов, умеющих работать по этой программе.

sait-sovetov.net

Программы обучения в начальных классах в школах России

Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на страницах блога! Не кажется ли вам, что когда наши родители отправляли нас в первый класс, то им было намного проще, чем нам с вами? Основной заботой была покупка школьной формы, портфеля и всех необходимых принадлежностей. Перед нами же сегодня стоит более серьезный и ответственный выбор. Помимо всего прочего нужно определиться еще и с тем, по какой программе будет учиться ребёнок, как и чему его будут учить в школе.

Сентябрь не за горами, а бедные родители в суматохе и тревоге штудируют сайты о программах обучения для младших школьников, просматривают отзывы и в порыве отчаяния на различных форумах спрашивают: «А какая лучше?»

Чтобы уберечь вас от подобной ситуации и придать уверенности в будущем вашего ребенка, я постаралась в этой обзорной статье доступно и просто рассказать про основные программы обучения в начальных классах наших Российских школ на 2016—2017 учебный год. И обязательно посмотрите видео в конце статьи, узнаете много нового)

«Школа 2100»

Это одна из немногих программ, которая является непрерывной, то есть дети могут обучаться по ней, начиная с детского сада и вплоть до одиннадцатого класса. «Школа 2100» существует уже 20 лет и широко распространена в российских школах.

В ходе обучения дети осваивают большой объем материала. Программа предполагает самостоятельную деятельность учеников, когда учитель не учит, а направляет и контролирует процесс обучения. При этом педагог находит индивидуальный подход к каждому. В обучении присутствует творческое начало.

«Школа России»

Это программа, по которой учились еще наши родители и некоторые из нас.  На дворе уже 21 век, а она до сих пор остается актуальной.

Программа не зря называется «Школа России». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал частью поколения истинных патриотов, то эта программа будет идеальным решением данного вопроса. Обучение в частности направлено на то, чтобы развить в каждом ребенке интерес к той стране, в которой он живет, вызвать стремление к ее дальнейшему изучению и познанию. Программа предполагает воспитание человека, который будет возвеличивать свою Родину, любить и уважать людей, а также с трепетом, любовью и осторожностью относиться к природе.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Стоит сразу отметить, что данная программа обучения достаточно сложная. Ее слоганом можно сделать поговорку «Терпение и труд все перетрут». Информация не дается ученикам в готовом виде – учащиеся должны научиться самостоятельно находить ее, изучая причины того или иного явления.

Система не предусматривает выставление отметок. Вместо этого учитель предоставляет родителям информацию об учебных и творческих успехах их ребенка в виде портфолио. Основной упор не на результат, а на способ его достижения. Это эффективно, так как позволяет лучше запомнить информацию, которую ученик «прожевывает» и «проглатывает» самостоятельно.

«Перспективная начальная школа»

Педагоги, обучающие по данной программе, в своей работе особое внимание уделяют индивидуальности каждого ребенка. При этом они учитывают, сколько лет ученикам, какой уровень развития они имеют, а главное – их интересы. Общеизвестно, что абсолютно каждый из нас талантлив, нужно лишь дать этому таланту толчок. Задача педагога – разбудить способности ребенка и направить их по правильному течению.

Перспективная начальная школа предполагает, что во время обучения дети играют роли не только тех, кто чему-то учится, но и организаторов учебных действий. Важно то, что ученики работают и самостоятельно, наедине с собой, и в группах. Особое внимание уделено процессу поиска информации. Программа также предполагает соединение учебных предметов в одной дисциплине, что позволяет сформировать целостную картину мира.

«Начальная школа XXI век»

Занимаясь по данной программе, дети учатся быть самостоятельными, у них формируется умение контролировать себя без чьей-то помощи и правильно себя оценивать (что тоже очень важно). Педагог старается проводить занятия в диалоге, предоставляя своим ученикам право на собственное мнение, не наказывая и не порицая за ошибки. Так что здесь не стоит бояться того, что у вашего ребенка разовьется так называемый «синдром отличника».

Оценивается не сам результат, а то, как ученик к нему пришел. Обучение также предполагает выработку умения аргументировать свое мнение уже в школе, начиная с первых дней за партой.

«Перспектива»

Уже само название программы обещает родителям многое. Главная задача – это воспитать в ребенке духовно-развитую личность, личность гражданина.

У младших школьников с первого класса формируется система ценностей гуманизма, нравственности. «Перспектива» направлена на пробуждение в каждом ребенке интереса к познанию чего-то нового, что в итоге перерастает в самостоятельность. Учитель, прежде чем дать готовую информацию, показывает проблему, решение которой и будет новым знанием.

«Планета знаний»

Обучение построено следующим образом. Перед учениками ставятся задачи, и не простые задачи, а творческие. Дети должны научиться решать их самостоятельно, но не без помощи учителя, который направляет и контролирует своих учеников.

Учащиеся должны овладеть первичными навыками поиска информации, научиться последовательно действовать при решении проблем, находить причины и способы их устранения. На «Планете знаний» информации много (не зря же она так называется), и задача педагога – помочь освоить их «космическим путешественникам», впервые оказавшимся в открытом космосе знаний.

Система Занкова

Процесс обучения по данной системе проходит не традиционно, когда учитель рассказывает, а дети запоминают. Задача педагога заключается в том, чтобы осваивание нового материала проходило в творческой форме. На основе данных учителем примеров ученики должны «докопаться» до истины самостоятельно. Именно поэтому особое внимание уделено практическому применению полученных знаний. Однако и теоретическая часть не остается в стороне и имеет не меньшее значение в процессе обучения.

Несмотря на высокий уровень трудности, система предполагает быстрое освоение материала.

Российский литературовед Михаил Гаспаров в одной из своих работ сказал, что школа должна отвечать требованиям, которые будут актуальны через 20 лет. И наша задача – выбрать ту школу и ту программу, которая справится с данной задачей, если конечно вам предоставят право такого выбора. Так же стоит учитывать особенности вашего ребенка, уровень его развития и интересы.

Лично я отдаю предпочтение «Школе России». По этой программе уже четвертый год учится моя дочь. А в следующем году по ней же будет учиться мой сын. И я всем довольна.

Тема, касающаяся программ обучения настолько актуальна, что ей даже целые телепередачи посвящают. Одна из них ниже. Смотрите видео. Очень много информации.

А по какой программе учатся ваши детки? Расскажете? Жду ваших отзывов в комментариях, а также предлагаю поделиться ссылкой на статью, нажав на кнопочки социальных сетей.

И помните, ШколаЛа всегда рядом и всегда готова помочь добрым советом.

Всего Вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

shkolala.ru

классический подход к начальной школе

Здравствуйте, дорогие родители! На связи Евгения Климкович. Сегодня пришла мысль продолжить разбор полётов  на тему школьных образовательных программ. Лето пролетит быстро, и нам снова придётся вместе с детьми искать чудеса в решете, складывать на наш взгляд не подлежащее сложению, находить на страницах интернета объяснение необъяснимому. Именно такое двоякое ощущение возникает у меня сегодня от содержимого различных опусов авторов образовательных стандартов, по которым учителям приходится работать.

В поле моего зрения для расклада на детали попала программа обучения Школа России. Действительно ли она сохранила в себе присущую советским временам классику обучения или всё-таки претерпела изменения? Если вы с ней уже знакомы, то приобщайтесь к обсуждению и вставляйте свои «пять копеек», а если нет – получайте информацию, может она будет для вас полезной.

Сделано в России и для России

«В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?

Это известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства «Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий, Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:

  • «Русская азбука» и «Русский язык»;
  • «Математика»;
  • «Литературное чтение»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Информатика» для 3 и 4 классов;
  • «Музыка»;
  • «Технология»;
  • «Физкультура»;
  • «Изобразительное искусство»;
  • «Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.

Нравится мне в этой программе, что изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям:

  • Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;
  • Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
  • углублённый английский во 2-4 классах;
  • стандартный английский во 2-4 классах;
  • немецкий для 2-4 классов;
  • углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
  • стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;
  • испанский язык.

Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

Особенности обучения в «Школе России»

Преследуя основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:

  1. Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
  2. Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
  3. Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
  4. Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
  5. Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.

В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.

Везде есть плюсы и минусы

В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:

  • объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
  • домашнее заучивание;
  • индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
  • проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.

Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.

Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Неплохо отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать, склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.

Конечно, многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не для вундеркиндов, как, например, система Эльконина-Давыдова или Занкова. На такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это чисто субъективно.

А как вы на это смотрите?

А теперь предлагаю заглянуть на открытый урок по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России».

На этом я с вами ненадолго прощаюсь в ожидании комментариев. Давайте делиться советами, они кому-то могут быть полезны.

Всего вам доброго!

Детишкам большой привет передавайте!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Программы обучения в школах России

Программы обучения в школах России

Традиционная система обучения строится так: учитель объясняет новый материал, в классе он подробно разбирается. Потом ученики его заучивают, дома повторяют, и учитель проверяет их знания во время контрольных работ или ответов у доски. Рассчитана на детей, которые до школы совсем не умели читать. Обучение чтению и письму идет параллельно. На математике больше внимания уделяется навыкам счета, меньше развитию логического мышления. Содержание материала постоянно обновляется.

Программа “Школа 2100”

Близка к традиционной по методам обучения. Основной принцип: развитие личности ребенка, индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свой минимум и максимум заданий. Обучение построено по схеме “от простого к сложному”. Каждый раз детям предлагают выполнить не принципиально новые задания, а похожие на предыдущие, но на более сложном уровне. Цель программы: научить детей ориентироваться в любой ситуации и легче адаптироваться к новым условиям.

Программа “Гармония”

Основная идея программы: всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Ориентированная на творчество ребенка, программа построена на традиционной отечественной культуре. В процессе обучения сочетаются разные виды деятельности: игровая, познавательная, речевая, конструирование, природоведение, математика и др. Много внимания уделяется изобразительному искусству. Структура программы предусматривает работу по двум направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира ( увидеть, услышать, обыграть ) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка ( сделать, создать ). Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей ( 5 – 8 человек ) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Вальдорфская программа

Программа Вальдорфских школ сочетает академические предметы с художественно – практическими навыками. Широко используются игры и художественные приемы, нет системы соревновательных оценок и показателей. В начальных классах академическим предметам уделяется немного внимания. Чтению не учат до 2 класса, хотя детей знакомят с буквами ( в 1 и 2 классах ). В средней школе ( 1 – 8 классы ) у учеников есть классный учитель ( основной ) , который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все 8 лет школы.

Основными занятиями в Вальдорфских школах являются искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе). В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.


Обязательно участие родителей в школьной жизни.

Программа Л. В. Занкова

Развивающая программа очень высокого уровня сложности. К ребенку предъявляются повышенные требования. Он должен быть абсолютно здоровым и развитым интеллектуально. Ребенку нужны хотя бы начальные навыки чтения и счета, хорошие внимание и память. При этой программе успех обучения гораздо больше, чем при традиционной системе зависит от личности и профессионализма учителя. Домашние задания рассчитаны так, что ребенку наверняка потребуется помощь родителей. Программа Занкова развивает мышление, учит рассуждать, самому добывать информацию и делать выводы. Упор делается на преподавание естественных наук и математики. Недостатки программы в том, что она разработана только для начальной школы, и в старших классах детям приходится адаптироваться к другой системе обучения.

Программа “Сообщество”

Это международный проект института “Открытое общество”. С каждым классом работают два учителя: основной и ассистент. Главная цель программы: развитие способностей ребенка, которые помогли бы ему адаптироваться в жизни, постоянно учится, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, проявлять изобретательность. Вначале оценок детям не ставят, но успехи отмечают. Класс делится на несколько “Центров” творчества, науки, письма, чтения. Есть “Уголок уединения”. В начале каждого учебного дня ребенок сам решает, чем он хочет сегодня заниматься. В учебном процессе обязательно принимают участие родители.

Программа “Школа завтрашнего дня”

Эта программа включает интенсивное обучение английскому языку. Основа программы: индивидуализированное обучение. Каждому ребенку дается возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить в соответствии с его способностями. После того, как в первом классе начальной школы ребенок научится читать и писать по английски, он переходит к основной программе. В программу входят 5 основных предметов: математика, английский, общественные науки, естественные науки, словообразование, русский язык и литература. Ребенок имеет свое рабочее место, называемое ” офис”, где перед ним всегда находится карта его продвижения ( успехов ) и карта целей ( заданий ) с которой он работает каждый день. Приходя утром, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня, и начинает работать самостоятельно. Перед тем, как уйти домой, ученик ставит себе цели на завтрашний день.

Гимназические классы

Обучение идет по углубленной и расширенной традиционной программе. Гимназическая программа достаточно сложная, рассчитана на практически здоровых детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Иностранный язык начинается с 1 – 2 класса. В средней школе начинается изучение второго языка. В программу могут входить дополнительные предметы: риторика, история искусств, хореография и т.д.
По материалам  “Комсомольской правды”

Осенние каникулы 2018-2019 учебного года

klub-drug.ru

Учебные программы в школах

Учебные программы в школах


Учебные программы в школах


           

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой…», «А у нас в классе учат по
Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной
программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о 
конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает,
чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно
пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.


           
Так что давайте будем ВМЕСТЕ разбираться и пытаться понять.


           
Во-первых, существует ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
и

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГ
РАММА.


Систем всего три:
система Занкова
(развивающая),
система
Эльконина-Давыдова
(развивающая) и
традиционная
. Программ же
значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество
экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных…


           
Схематично это будет выглядеть примерно так:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          


         


         
Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают
главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний.
Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации,
организации учебной деятельности.


         
У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель.
Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им
одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта)
трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно,
будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках
одной программы имеют единые:



·                            
Цель
(т.е.
тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны
обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)



·                            
Задачи
(т.е.
те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)



·                            
Принципы
(т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов,
которые и отличают одну программу от другой).



·                            
Содержание

(по сути – тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в
процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике,
по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем,
что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают
различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи
учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)


            
Нет плохих или хороших программ. Развивающая система ничем не лучше и не хуже
традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад
ума, или, иначе говоря, способ восприятия  и умственной обработки информации. А
эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем,
цвет волос.  Разные классы одной и той же школы могут учиться по разным
программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это
даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний
и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он
реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу,
которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным
коллективом.

               

 


Список образовательных школьных программ


 «Школа России»


         Наиболее
распространенная образовательная программа. Главная идея программы: “Школа
России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой
духовно-нравственного развития. Данная программа подходит для большинства
учеников начальной школы. Основные авторы — Моро М.И. (математика), Зеленина
Л.М. (русский язык), Плешаков А.А. (природоведение), Климанова Л.Ф. (родная
речь).


 


«Начальная школа XXI века»


      Обучение строится на
целенаправленном использовании наглядно-образного мышления, на особом внимании к
игре, игровым ситуациям. Каждый ученик имеет возможность обучаться в
индивидуальном темпе. Перед контрольными уроками педагог проводит занятие, на
котором при помощи тестового опроса выясняет, насколько детьми был усвоен
материал. И только после этого дает контрольную работу. Другая особенность этой
программы — интегрированные уроки, на которых по одному учебнику изучают сразу
три предмета. Такая частая смена деятельности позволяет юному школьнику не
утомиться и сохраняет его интерес.


 


«Школа 2100»


       Новый материал здесь
дается очень широко, а каждый ученик берет из этого объема информации столько,
сколько готов усвоить по уровню развития и подготовки. Цель этой программы в
том, чтобы ученик самостоятельно умел добывать нужные ему знания, умел
действовать и решать проблемы в любых жизненных ситуациях. Здесь представлено
огромное количество интересных текстов для чтения, есть и классические, и
научно-познавательные произведения. Дети учатся работать с дополнительными
источниками информации — энциклопедиями и словарями. Обязательно изучение
информатики (в играх и задачах) и детской риторики.


 


«Гармония»


          Здесь
выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные
методы обучения и формы организации учебной деятельности. Принцип — дать
возможность учителю работать по-новому, а учащемуся обучаться в комфортных
условиях. Программа обеспечивает результаты по усвоению знаний, формирует умения
и навыки, положительно влияет на гармоничное развитие личности ребенка. В центре
внимания авторов комплекта учебников — логика построения содержания курса,
обеспечивающая младшему школьнику осознание причинно-следственных связей и
закономерностей, что необходимо для гармоничного развития ученика.


 


«Классическая начальная школа»


         Подготовит
учащихся к современной жизни. Считать первоклассник учится на основе построения
единичных отрезков (за основу можно принять клеточки, столбики). Очень
интересные тексты для чтения, есть классические произведения.


 «Перспективная начальная школа»


       Предоставляет возможность
обучаться первокласснику как с 6,5, так и с 7 и с 8 лет, поэтому в учебниках
сочетаются игровые и учебные виды деятельности. Ребята приобретают навыки работы
с различными видами словарей, Интернетом.


 


Система Л.В. Занкова


         Наибольшее
признание педагогов московских школ получила система академика Л.В. Занкова. Эта
дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея
слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек,
без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их
самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено
обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение.
Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния
— исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее
развитие личности — ума, воли и чувств. В основу системы легли разработки
видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение
не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а
должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество,
именно такой характер должна носить помощь взрослых — не прямая подсказка, а
организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого
ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями,
складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно.
Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную
работу. Принципы концепции — обучение на более высоком уровне трудности,
изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний,
осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся — и самых слабых,
и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения.
Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный
результат — перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но
создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На
развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность,
связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль,
вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка
эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты:
уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по
традиционным методикам.

Делает ставку на
самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдает
школьникам истины, а заставляет «докапываться» до всего самостоятельно.
Программа решает задачу максимального общего развития детей. Все предметы здесь
— главные. Материал подается в быстром темпе. Урок строится в форме диалога,
есть творческие и поисковые задания, сочинения, наблюдения. В курсе математики
много логических и нестандартных задачек. Дети учатся классифицировать предметы,
объединять в группы, выделять главное и второстепенное. Вводятся новые
факультативные курсы по экономике, информатике, иностранному языку.


 Система Эльконина-Давыдова


        Другой системой,
ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и
методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система
Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы №
91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической
концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе
которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не
даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной,
эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий.
Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками
оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу
психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и
закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их
память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В
результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии
аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не
принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них
формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение
проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике,
русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке
для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней
школы.
Программа
направлена на формирование учебной деятельности таким образом, что ребенок
изменяет себя сам, выдвигает простые гипотезы, ищет доказательства,
аргументирует. Это развивает в ученике умение необычно и глубоко мыслить. В
результате увеличивается объем памяти, ребенок учится рассуждать в диалоге,
поэтому речь становится грамотной и логически выстроенной.


 «Вальдорфская система»


          
Эта система обучения, основанная на принципах вальдорфской педагогики, наиболее
отличается от традиционной. Она была разработана около ста лет назад в Германии
приверженцами духовной науки антропософии. Процесс обучения ребенка тесно
связывается с возрастными особенностями его развития и построен таким образом,
что знания по какому-либо предмету он получает в тот период, когда наиболее к
этому подготовлен. Программа рассчитана на 11 лет обучения, с 1-го по 8-й класс
все основные предметы ведет один преподаватель, прошедший обучение в
Вальдорфском центре. Оценки ученикам не выставляются, их заменяют педагогические
характеристики. В начальной школе большое внимание уделяется развитию у ребенка
мелкой моторики, что тесно связано с развитием речевых центров мозга. Дети
обучаются вышиванию, лепке, резьбе по дереву, обработке камня, причем имеют дело
они исключительно с природными материалами. Даже в группе продленного дня вы не
увидите ни пластмассовой куклы, ни тем более электронных игр. Еще одним важным
компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное
движение), разнообразные физические упражнения совершенствуют межполушарную
координацию. Обязательны для воспитанников вальдорфских школ занятия музыкой: с
1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем
этому возрасту инструменте, позже — на струнных инструментах и фортепиано.

С начала обучения
вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. В вальдорфских
школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы,
истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию
художественных способностей ребенка. При переводе ученика в другую школу он
может быть аттестован после окончания начальной или средней школы, выпускники
вальдорфской школы сдают экзамены, предусмотренные государственным российским
образовательным стандартом, и получают аттестат установленного образца.
Многолетний опыт показывает, что дети, окончившие вальдорфскую школу, выбирают
для себя в дальнейшем специальности гуманитарного направления или деятельность,
связанную с социальной сферой: врача, учителя, социального работника,
миссионера.



 «Система Ховарда»


          
Еще одна из систем обучения, получившая распространение в последние годы,
система Ховарда, используемая в основном для изучения английского языка. Это
методика, существующая уже более четверти века и признанная во многих странах
мира, ее называют «Английский — мой второй язык». С 1-го класса преподавание
ряда предметов ведется на английском языке: словообразование, естественные
науки, социальные науки, математика и собственно английский язык. Поскольку
методика Ховарда рассчитана на американский образовательный стандарт, не
совпадающий с российским, такие предметы, как математика или природоведение дети
одновременно изучают в объеме, предусмотренном российской программой, на русском
языке. На уроках английского языка учитель разговаривает с детьми исключительно
на английском, отметки не выставляются, знания ученика оцениваются по
многобалльной системе, причем пока ученик стопроцентно не усвоит материала
какого-либо раздела, он не переходит к следующему этапу обучения — занятия носят
характер индивидуальных.

Английский язык преподается с
использованием библейских текстов, что не рассматривается как религиозное
воспитание, а ставит целью ознакомление ученика с мировым культурным наследием.
Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно
поощряется его самостоятельная работа над собой. Занятия по методике Ховарда
проводятся в начальной школе; в средней школе ученики, имеющие уже достаточный
лексический багаж, переходят к изучению английского языка по Оксфордской
методике, а общеобразовательные предметы преподаются в соответствии с
государственным стандартом России. Коррекционно-развивающее обучение. Все чаще в
информационных статьях о школах и образовательных центрах встречаются новые
названия — «коррекционно-развивающие» классы. Это классы с режимом обучения,
наиболее благоприятствующим адаптации ребенка к школе. Если по тем или иным
причинам (болезнь, тип нервной системы, нестандартность мышления и т.п.) ребенок
плохо учится, вам могут предложить перевести его в коррекционный класс. В таком
классе обычно 10-15 человек вместо 25-40. Преподают там наиболее опытные
педагоги. В рамках обычной образовательной программы учителя имеют возможность
скорректировать объем и содержание курса, реализовать
индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого ребенка. За детьми
обязательно наблюдают психолог и психоневролог. В таких классах устанавливают
более щадящий режим обучения и оценки знаний. Через какое-то время, в
зависимости от изменений в успеваемости, по желанию ребенка и родителей его
могут перевести в обычный класс. Дети, оканчивающие коррекционные классы,
получают тот же государственный аттестат или свидетельство установленного
образца, что и другие выпускники школы.


 «Система эйдетики»


         Система
эйдетики — память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого — «образ».
Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в
поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают
какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или
запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с
развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и
абстрактный символ в виде слова или цифры.

Термин «эйдетизм» был впервые
введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное
мышление — закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок — эйдетик,
говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е
годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в
Германии и обнаружили, что 100% учащихся — эйдетики, из них 40% — явные и 60% —
скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью. В России это
направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. В «Школе эйдетики»
(существует с 1989 года) детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет
удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою
память от ненужной информации, забывать ее. Например, дети легко «оживляют»
цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой
лягушкой, а тройка — это ворона, которая летит, четверка — сломанный стул, он
скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко
запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой.
Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных
друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах.  Игорь Матюгин,
директор школы, доктор педагогических наук, профессор РАЭ и его коллеги, опытные
педагоги и психологи, учат на занятиях, как использовать в ежедневной жизни все
техники эффективного запоминания (а их более 20), которые накоплены
человечеством: запоминание иностранных слов без зубрежки, запоминание стихов,
формул, цифр, телефонных номеров, имен, лиц и другой информации. Значительно
улучшается внимание, сокращается время выполнения домашнего задания. Серия книг
по развитию образной памяти, подготовленная школой, издана в России, Германии,
Польше общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Несколько методов
запоминания зарегистрированы как изобретения. Подготовлено более 3000
инструкторов по развитию образной памяти, которые преподают во многих странах
ближнего и дальнего зарубежья.


 «Школа сии»

        Программа
направлена на духовно-нравственное и воспитательно-образовательное
совершенствование детей. Одна из ее составляющих — экологическая этика и
связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика, направленная на
саморазвитие ребенка в согласии и взаимодействии с природой.

 


Вернуться на страницу для родителей

 

 

 

 

 


Сайт создан в системе uCoz

armd2009.narod.ru

Статья ( класс) на тему: Программы начальной школы | скачать бесплатно

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа — это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос — какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех — независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.

nsportal.ru

Программы обучения в начальной школе

В советское время родители не выбирали методику обучения своих детей, все дети нашей большой многонациональной страны обучались по одной методике. Ребенок обучающийся в школе мог свободно перемещаться по стране и обучаться в разных русских школах по одной программе.

Сейчас родителям приходится выбирать программу обучения и соответственно школу, обучающую по этой программе. Поэтому если нет возможности возить ребенка в другие школы, то и выбирать не приходится. Но у нас вы сможете вкратце ознакомиться с особенностями разных программ обучения.

Сегодня мы поговорим о программах обучения в начальных школах. В настоящее время существуют две системы обучения детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Мы поговорим о традиционной системе обучения.

Итак, к традиционным программам обучения относят следующие:


Все программы имеют массу достоинств. В следующих статьях мы поподробней рассмотрим каждую из перечисленных программ.

Пишите в комментариях, по каким программам обучаются ваши дети, какие вы видите достоинства и недостатки данных программ. Давайте поделимся друг с другом, ведь очень скоро нынешние дошколята пойдут в школу. Давайте поможем их родителям сделать правильный выбор. Переходите по ссылке на статью о вашей программе и пишите отзывы под статьей. Спасибо за ваше участие в проблемах современного образования.

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“, или на ленту яндекса.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:


Подпишитесь на новости сайта:


Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о