Содержание

8 способов разрушить своего ребенка

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Китайские игрушки, трансгенные жиры,  кризис в политике  – сколько  опасностей  поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако,  задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?

С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:

  • предрасположенности;
  • «благоприятную» среду для проявления и развития;
  • механизм запуска.

Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.

Почему воспитание является основной  причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы,   возникают годам так к 7-10.

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.  

Тот же процесс, но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.

Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры  с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард  установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширение-сужение зрачков, давление, тембр голоса —  ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.  

Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.  

Ребенок  на 100% зависит в своем выживании от матери.

Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку.

Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее.

Собственно это – механизм выживания.

Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение  матери  с любовью и отношение  с раздражением  запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

Увы, с  возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка  не уходит.  Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым», а значит накормленным, одетым и защищенным. 

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок  научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю.  В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

 «А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей ?» – спросите Вы.

Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали,  как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители, ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери?  От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и  чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

Далее ребенок растет и начинается процесс его «встраивания» в систему взглядов и традиций семьи, затем системы образования, затем общества в целом.

Какие ловушки поджидают здесь родителя?

Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.

Большинство взрослых считает, что ребенок  — это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .

Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый,  но  со скидкой на  возраст – неправильно.

В каждом периоде развития мозга ребенка  есть «отключенные» до поры до времени  функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они  напрочь «отпадут» в  старшем возрасте.

Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться, выставляя ребенку задачи и требования.

Это гарантия,  что родители  не покалечат  ребенка и не упустят  задержек в его развитии.

Если этим пренебрегать – невроз  и родителю и ребенку обеспечен.

Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.

Генетическая предрасположенность  — механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок  просто обязан быть таким, как они. 

Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также.

Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.

Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии  или психической дисгармонии   ребенка.

Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь, проживая за ребенка его жизнь.

Вкусы, друзья, цели, путь в жизни и многое другое за ребенка выбирает родитель.

Что  получает в итоге такой ребенок?  

  • Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения;
  • психические расстройства, как следствие разрушения структур личности.

Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю.

Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых,  примеряя на себя их способности,  не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй. 

Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем  воспитывать: «то привьем, это отобьем».

А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.

  • Будет ли ребенок  душой компании и общественным деятелем в школе  — зависит от того насколько  родители открыты к общению и участию в общественной жизни.  
  • Будет ли он нахлебником,  или опорой семьи  – зависит от того, что он видел в родительской семье.
  • Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом,  зависит от того, как жили мать с отцом,  и какое это произвело впечатление на ребенка.

И так во всем.

Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.

Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал

«Жизнь сложна, родители пашут на износ  для благополучия ребенка, не до усипусек!».  

Самая коварная ловушка.

От стресса ребенка защитят  и помогут из него выкарабкаться как в детстве,  так и во взрослой жизни,  стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых   является эмоциональный и когнитивный капитал.

Ребенку важнее  чувство защищенности  от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает.

Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером  для следующих преодолений сложностей.

Положительные эмоции каждого  дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки  без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки.

Это эмоциональные кирпичики стойкости  духа и физического здоровья.

Ловушка шестая: любовь или требования?

Любить и залюбливать,  или требовать и взыскивать? Одни предпочитают  свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок. 

Однако если не соблюсти баланс —  первое может привести к невротическим депрессиям в будущем,  а  второе  — к компульсивным расстройствам.

Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.

Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?

Большинство родителей практически не задаются  вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»?

Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью  родители воспитывают так,  как их воспитывали их родители.

Недовольные же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мама-папа».

И первый,  и второй варианты  не гарантируют  отсутствия  ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по  результату: здоровый и счастливый человек.

Так уж принято считать, что «каждый сам кузнец своего счастья», а здоровье – вообще «темный лес». Потому в систему воспитания, как причину нездоровья и несчастья,  никто и не заглядывает.

Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!

К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если, как личность, он чувствует себя неудавшимся, несчастным — ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность, и неспособность к отношениям, и многое другое, что мучает родителя.опубликовано econet.ru.

Оксана Фортунатова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психосоматические расстройства у детей: симптомы, лечение

Психосоматические расстройства у детей и подростков (ПСР) – ряд заболеваний, вызываемых физиологическими и психическими нарушениями. Толчком к их развитию обычно служат психотравмирующие ситуации. Прямая связь между физиологическими отклонениями и психическим состоянием впервые была доказана еще в начале прошлого века.

Частые причины

Ученый, основоположник психосоматики Ф. Александер выделил основную группу заболеваний:

  • Язва 12-перстной кишки и язвенный колит.
  • Бронхиальная астма и эссенциальная гипертония.
  • Артриты, нейродермит и тиреотоксикоз.

Врачи называют эти нарушения болезнями цивилизации и считают стресс-зависимыми. У детей дошкольного возраста проявления расстройств наиболее выражены. Их организм не способен справиться с патологией, что способствует развитию серьезных заболеваний. Приведем основные симптомы, причины появления ПСР, а также дадим их классификацию.

Симптомы психосоматических расстройств

Наиболее распространенные признаки психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста и подростков – жалобы на невротические боли в области сердца, спины, живота, в мышцах рук и ног. Во время медицинского обследования обычно никаких серьезных отклонений не обнаруживается. Показатели анализов могут быть вполне нормальными или иметь незначительные изменения. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы:

  • отсутствие аппетита, рвота, булимия, жажда;
  • бессонница, плач без причины, патологические привычки;
  • головокружение, одышка, учащенное сердцебиение.

Кроме того, у малыша может наблюдаться психическая астения (нервно-психическая слабость). Этот недуг проявляется в виде повышенной утомляемости, апатии, вспыльчивости, ослабления памяти, шума в ушах и вегетативных нарушений. Психосоматические реакции у детей дошкольного возраста обычно быстро проходят — их вызывает сильный эмоциональный стресс из-за испуга, обиды или вследствие других неприятных обстоятельств.

Не всегда кратковременные проявления являются психосоматическим расстройством. Медицинские обследования на наличие заболеваний внутренних органов необходимо проходить регулярно.

Психосоматические расстройства у детей: классификация

Психосоматические расстройства группируются по патогенезу, функциональной структуре и смыслу симптоматики. Основные виды:

  1. Функциональные психосоматозы. Данные психосоматические расстройства у детей возникают из-за однократного обстоятельства, неприятного для личности ребенка, или по причине регулярных переживаний. Они не нарушают функции систем внутренних органов и не вызывают их повреждение, однако проявления могут быть весьма необычными: поносы и запоры, желудочные колики, анорексия (у подростков), невротический кашель, сердечная аритмия и прочее.
  2. Специфические психосоматозные расстройства в первую очередь сказываются на физиологическом здоровье ребенка. Они характеризуются структурными нарушениями внутренних органов, такими как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа, гипертония, коронарная болезнь сердца и прочее.

Для того чтобы выявить предрасположенность малыша к психосоматическим расстройствам, специалисты применяют различные методы психологического тестирования.

Причины возникновения психосоматических расстройств

Любые психосоматические расстройства развиваются вследствие пережитого стресса и из-за негативной обстановки в семье или обществе. Провоцирующие факторы не всегда удается определить сразу. Ими могут стать:

Условная выгодаУ ребенка проявляется заболевание, которое поможет ему добиться какой-либо цели. Это не симуляция, симптомы образовываются на бессознательном уровне, вызывая при этом реальные болевые ощущения.
КопированиеДети могут идентифицировать симптом заболевания, если он есть у другого человека, близкого по эмоциональному состоянию.
Пережитый ранее стрессНеприятное обстоятельство, нанесшее психологическую травму ребенку в прошлом, оставляет эмоциональный след. Дети часто переживают неприятный опыт заново. По этой причине возникает риск появления невротических заболеваний.
СамонаказаниеТакая реакция может образоваться, если ребенок по-настоящему виноват, либо вообразил вину. Она помогает облегчить состояние, несмотря на то, что в реальности осложняет жизнь.
Внушение заболеванияВ этом случае малышу попросту внушают, что он болен. Обычно это происходит непроизвольно, родители, или другие люди, представляющие авторитет в его глазах, могут допустить неосторожное высказывание в его присутствии. Стоит отметить, что наиболее внушаемым, человек становится в момент эмоционального напряжения.

Психологи провели множество исследований ПСР, что помогло установить совокупность причин, напрямую влияющих на развитие патологии:

  • Наследственные факторы.
  • Индивидуальные особенности личности (застенчивость, преобладание негативных эмоций над позитивными, сложности в общении с окружающими и другое).
  • Влияние родных и близких на личность ребенка.

Родители и педагоги обязательно должны стараться установить доверительные отношения с ребенком, ведь эмоциональная сфера детей с психосоматическими расстройствами – очень важный фактор при выборе метода лечения болезни и ее диагностики.

Лечение и профилактика психосоматических расстройств

В современной медицине существуют различные методики лечения психосоматических расстройств. Обычно больным назначают медикаментозное лечение, совмещая его с психотерапевтическими сеансами.

В целях профилактики врачи рекомендуют родителям создать комфортные условия для ребенка. Это, прежде всего, касается корректировки социально-психологической ситуации. Ведущий специалист в данной области Д. Н. Исаев написал книгу, в которой можно найти все необходимые рекомендации по профилактике психосоматических расстройств у детей.

Самостоятельное лечение психосоматических расстройств недопустимо! Только квалифицированный врач способен избавить ребенка от проблемы. Основная задача родителей – предупредить болезнь и помочь вылечить ее.

Во время исследований заболевания, ученые выяснили, что у большинства взрослых больных расстройства тесно связаны с психологическими травмами, полученными в детстве. Своевременное лечение обеспечит полноценное развитие ребенка и поможет избежать множества проблем в дальнейшем.

mojdetskijsad.ru

Психосоматические заболевания у детейЛечение ребенка — детские болезни, консультации, опыт. | Лечение ребенка

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики, а родителей – обращаются за помощью к психологам.


Фото: Помощь психолога

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией. Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что «мальчики не должны плакать», а «приличные девочки никогда не капризничают». Категоричность родителей – причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции. В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях. Таким образом, очищается и освобождается душа.


Фото: Детская психосоматика

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как «богатырь» и «крепыш». Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными. Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении.


Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения – пошатнувшееся эмоциональное состояние матери. Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
  • регулярные ссоры между родителями;
  • сложности в период адаптации к детскому саду и школе;
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.


Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

Психосоматические заболевания у детей

Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

  • ангина;
  • бронхит;
  • аллергия;
  • кишечные расстройства;
  • анемия;
  • онкология.

Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам, его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

Дети, которые с заметной регулярностью болеют ангиной и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина – разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.


Фото: Эмоции и заболевания

Кишечными расстройствами, согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, на теле возникают экземы, крапивница, сыпь или дерматиты.

Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина — неуверенность малыша в собственных силах.

Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез, тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.


Фото: Энурез- психосоматическое заболевание

Можно ли помочь ребенку?

Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике. Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога. Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!


Фото: Доверительные отношения с ребенком

Профилактика

В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением. Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме

 

lechenierebenka.ru

Психосоматические расстройства у детей — на сайте MamaExpert.ru

Не спешите обвинять в невнимательности воспитателей в детском саду или приходящую няню. Они, может, и имеют отношение к болезням ребенка, но лишь косвенное. Ведь из-за них, как он уверен, его лишили самого необходимого для счастья – постоянного общения с мамой. То есть ребенок болеет от невысказанности своих переживаний…

Природа психосоматических расстройств у детей

«Психэ» в переводе с латыни означает душа, «сома» – тело. Наука, объединившая в себе эти два понятия, считает внутренние переживания первопричиной проблем со здоровьем. Психосоматические расстройства – это те болезни тела, которые вызваны душевной дисгармонией. И через тело душа ребенка пытается выразить, чего ей недостает, что беспокоит. Он не умеет толком рассказать о своих чувствах. А они бывают очень сильными, подчас пугающими. Ведь так грустно оставаться в садике без мамы! Да и няня для него на первых порах – чужой человек. А вдруг мама ушла навсегда? При этой мысли ребенка охватывает настоящее отчаяние.

Как привлечь к себе мамино внимание? Самый верный способ – всем своим маленьким организмом дать ей знать, как он нуждается в ее понимании, ласке, присутствии рядом. Вот тогда нервный ребенок и заболевает.

Врачи уже выделили более ста заболеваний психосоматического характера. Многие из них (например, ишемическая болезнь сердца, гипертония) проявляются исключительно у взрослых людей. Но есть и детские психосоматические болезни — хронические бронхиты, бронхиальная астма, иногда диабет, дисфункции щитовидки. Они возникают буквально на пустом месте. Как говорится, ничто не предвещало и вдруг… Однако это только на первый взгляд. Причина наверняка есть. Например, постоянные запоры – не всегда проблема одного только пищеварения, это может быть отражением переживаний ребенка, которые он скрывает от окружающих.

Психосоматические заболевания у детей

Конечно, не каждая болезнь ребенка носит психосоматический характер. Но если недомогания повторяются часто,  причем одни и те же, или обостряются хронические заболевания, – это повод  задуматься: какой стресс постоянно переживает ваш ребенок?

Вот только как отыскать истинную причину детских болезней? Психологическая составляющая «отражена» в телесной болезни, словно в зеркале. Специалисты называют такие соматические болезни «метафорами» душевных состояний.

  • У ребенка постоянный кашель, воспалены аденоиды, частый насморк, от которого ему трудно дышать? Вот об этом «трудно дышать» в его хрупкой жизни он и пытается сообщить болезнью! Задача родителей – определить, что стесняет, сдавливает, мешает ему существовать свободно. Это могут быть чья-то постоянная критика или непомерно высокие для его возраста (темперамента, способностей) требования, ссоры родителей. Возможно, ребенок задыхается из-за повышенной тревожности взрослых, которая ограничивает его природную подвижность («Упадешь! Расшибешься! Не бегай!»).
  • У ребенка частые ангины, задумайтесь, что он не решается высказать. Ребенок не знает, как уладить в садике конфликт с воспитательницей? Тоскует весь день без мамы? Не умеет защитить себя? Боится признаться в чем-то? Испытывает  чувство вины?
  • У ребенка постоянная сыпь, аллергия, дерматоз, крапивница. Это повод внимательно проследить, какое горькое переживание буквально рвется из него наружу. Это тоже может быть чувство вины, которое ребенок сам не осознает. Или ощущение одиночества, покинутости.
  • У ребенка анемия, которая никак не проходит. Проанализируйте, достаточно ли радостных моментов в его жизни, а также насколько он верит в свои силы. Психологи убеждают, что это взаимосвязано.
  • У ребенка часто болит живот.  Желудочно-кишечные недуги часто диагностируют у замкнутых, чрезмерно стеснительных, нервных детей. А еще это прямая реакция на страх и сильное волнение. Вспомните сами, как реагировал ваш кишечник на предстоящий важный экзамен!

Лечение психосоматических заболеваний у детей

Ваша борьба с болезнью ребенка должна состоять из последовательных и  повторяемых действий. Сформулируйте в разговоре с ним то чувство, которое, как вы думаете, мучит его: «Я вижу, тебе в садике очень грустно», «Я понимаю, ты не желаешь оставаться с няней», «Ты не хочешь рассказывать о том, что порвал книжку, потому что боишься наказания» и так далее.

Так вы поможете ребенку осознать свой внутренний мир без страха перед самим собой, своими ощущениями.

  • Дайте почувствовать ребенку, что вы уважаете его право испытывать любые чувства. Ведь они возникают в душе не по нашей воле, они не зависят от желаний: «Любой бы злился на твоем месте, когда не дают делать то, что хочется» или «Я тоже грущу, когда мне приходится с тобой расставаться». Не оценивайте чувства своего ребенка, не делите их на «хорошие» и «плохие». Тогда он не будет испытывать вину за свои переживания.
  • Уверьте ребенка в своей любви. Выказывайте ему поддержку в любой ситуации, принимайте его сторону, старайтесь понять, что он испытывает в том или ином случае. Скажите: «Я тебя очень люблю, знаю, твоя злость (обида, страх, горе) пройдет – и у нас все будет хорошо».
  • Продумайте терапевтические действия. Решите, какие меры вы можете предпринять, чтобы ребенок испытал облегчение. Тогда его чувствам не будет нужды «прятаться» в теле.
  • Может быть, вашему ребенку нужно чаще предоставлять свободу, давать возможность самостоятельно принимать решения (пусть самые незначительные). Или уделять ему больше времени. Здесь поможет даже поход в зоопарк, хотя бы один раз в месяц, и час совместной игры в субботу. Обязательно обсудите все варианты вместе с ребенком, чтобы это был не только ваш, но и его выбор. Не исключено, что вам придется защитить ребенка в саду.
  • За малышом присматривает няня? Конструктивной помощью сыну или дочке в принятии нового человека будет выходной, проведенный вместе с ней. Тогда она получит шанс быть зачисленной в члены семьи.
  • Решений может быть много. Главное, чтобы ваш ребенок не оставался один на один с грузом, который пока ему не по силам. Вот почему уже одно ощущение того, что мама «за него» и непременно что-нибудь придумает, станет для малыша лучшим лекарственным средством.
  • Помимо разбора алгоритма  психологической причины болезни продолжайте лечить ее лекарственными методами, которые порекомендовал врач, чтобы поддерживать тело.
  • Всегда будьте спокойны рядом с ребенком, не высказывайте беспокойство или тревогу за его здоровье.

Как избежать психосоматических заболеваний у ребенка

Постарайтесь посмотреть на себя со стороны. Насколько вы последовательны в отношениях с ребенком? От вашей реакции на ту или иную проблему зависит состояние здоровья малыша.

  • Не поощряйте болезни. Часто случается,  что мама всецело посвящает себя простудившемуся ребенку: играет с ним, читает книжки, многое позволяет. Когда же тот выздоравливает, она требует послушания, соблюдения строгого режима дня, задерживается на работе. Такие дети предпочитают часто и подолгу болеть.
  • Бывает и наоборот. Не имея возможности отлучиться с работы, мама отправляет простуженного ребенка к бабушке, нанимает няню. В подобном случае у него нет сил на борьбу с болезнью.
  • Сделайте так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть. Согласитесь, обидно лежать в кровати тогда, когда другие резвятся на улице. Другими словами, в вашей обычной жизни должно быть больше удовольствий, которые резко сокращались бы на время болезни. 

Пытаясь понять, почему ребенок заболел, избегайте перегибов. Подходите к вопросу  комплексно, учитывая и психосоматические причины, и физиологические аспекты. Из тех же соображений подбирайте лечение.

Возможно, вам будет интересен сервис niani.com

 

mamaexpert.ru

Психосоматика у детей — mama.ru

Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Психосоматические заболевания – что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой.

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения. Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью.

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы?

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию.

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:

Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки – подавление реакции бегства.
Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», июль-август 2013

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Психосоматика у детей: почему болеет ребенок?

Всем здравствуйте! О связи практически всех заболеваний с психологическими проблемами известно давно и каждому. В настоящее время традиционные врачи уже не отрицают существование психосоматических заболеваний. И даже такой серьезный недуг, как рак, стали относить к болезням ума, а не тела.

Разумеется, на возникновение недомогания или болезни могут влиять внешние факторы, именно на них мы чаще всего всё и списываем. Нам порой очень сложно представить, что человек, не пережив умом какую-либо ситуацию может приобрести заболевание в теле. А именно так и поступает мозг, когда его хозяин слишком долго вынашивает проблему. Спасая его, умный механизм отправляет проблему в тело, так развивается болезнь.

Психосоматика у детей  — это формирование физических заболеваний из подавленных эмоций, чувств и переживаний.

Стадией исцеления как раз являются те неприятные симптомы, которые человек испытывает. Предполагается, что он болеет. Из-за неверно выбранного метода лечения, болезнь загоняется вглубь тела.

Многие свято верят, что, если дитя заболело, то его непременно следует лечить. И тут, заботливая мама прибегает к всевозможным разрекламированным средствам для укрепления иммунитета, устранения слизи или сухости в дыхательных органах, капельки в нос, свечечка в попу и прочее.

Поступая так каждый раз, когда недуг возвращается, мама рискует навредить здоровью крохи. Коварный недуг может принять иной, еще более устрашающий вид, но тогда уже излечиться от него будет очень сложно или же невозможно совсем.

Как конфликты порождают заболевания?

Существует масса вариантов того, как проблема может уйти в тело. У детей чаще всего именно мама неумышленно становится виновницей частых болезней. Иногда оба родителя вынуждают дитя постоянно болеть. Более того, родственники тоже иногда становятся причастными к данной проблеме.

Приведу пример, любящая мама переживает за ребенка, боится его отпускать от себя, рисует себе в воображении ужасные картинки, чуть ли не с кровавыми сценами. Таким образом, мамочка запускает ситуацию, которая возможно никогда бы не возникла.

Другой пример, у молодой пары появился ребенок, и, хотя мама с папой любят друг друга, тем не менее в их роду есть разлад, бабушки и дедушки ребенка не принимают друг друга и не одобряют выбор своего сына или дочери. Родившийся малыш в таком случае примет удар на себя, возможно у него возникнет заболевание (часто почки или сердце), связанное с данным конфликтом в роду. Маленькое дитя будет пытаться объединить род.

Если родственники прекратят войну, то ребенок пойдет на поправку, а нет, то и болезнь может начать прогрессировать серьезными темпами.

Свой личный пример о том, как мне удалось разведать причину сильнейшей пищевой аллергии у ребенка, я выкладывала здесь. Я самостоятельно, затем вместе с дочерью провела очень интересную работу по выяснению причин реагирования на пищу. Дети очень крепко держат в подсознании негативные моменты, маме необходимо помочь ребенку отпустить их и жить свободно.

Малышку мучал хронический кашель, который врачи продиагностировали, как аллергический. Хронический кашель в психосоматике – невыраженный протест. Ребенок хотел, чтобы было по-другому, но не высказал этого, а вместо этого, ел вкусную еду. Как результат, приобрел аллергию на данные продукты.

Прорабатывая все похожие ситуации, нам удалось побороть психосоматическое заболевание. Кроме того, я обучаю дочь высказывать свои недовольства, хотя, признаюсь, их очень много, они порой приводят к психологическому напряжению. Но важно стать наблюдателем в данной ситуации, не кипеть внутри, а смотреть на себя со стороны и осознавать, что происходит.

История жизни малыша и ситуации

Если вы являетесь родителем чудесного создания и желаете ему счастья, то не скрывайте от него что-то, что вам хочется вычеркнуть из своей жизни. Например, что малыш зачат по причине изнасилования. Или же многие мамы скрывают истинную причину ухода отца ребенка из семьи. Кто-то не рассказывает, что чадо усыновленное.

Естественно нельзя рассказывать малышу то, что может травмировать его детскую психику, но можно рассказать подсознанию в то время, когда кроха спит. Можно взять фотографию чада и поведать ей историю жизни малыша, где были не очень радужные события. Подросткам рассказывают правду прямо.

Наберитесь однажды мужества и избавьтесь от скелета в шкафу, рассказав о нём своему самому дорогому человечку, не заставляйте его самостоятельно копаться в прошлом. В моей жизни тоже была подобная ситуация. Мы были на приёме у одного врача, не совсем традиционного, именно он нам предложил рассказать нашей дочери о том, как она родилась.

Как известно, ребенок, который после рождения не может сделать вдох и при этом еще и пуповина перерезана преждевременно, в дальнейшем может испытывать конфликт под названием страх смерти.

У многих, даже взрослых людей, которые когда-либо пережили страх смерти, в будущем могут возникнуть проблемы с легкими. Имея понятие о том, откуда тянется цепочка, или как еще говорят, отчего чаша переполнилась, можно раскрыть причину заболевания и практически мгновенно от него избавиться.

Психосоматика у детей часто носит скрытый характер. Родители ругаются при ребенке, ошибочно полагая, что он ничего не понимает. Малыш спокоен, тихонько копается в своих игрушках, или, например, ест кашу. В дальнейшем, когда он будет есть эту же кашу, мозг вспомнит, что с ней связаны неприятные чувства, поэтому нужно запустить аллергическую реакцию. Впоследствии ребенок приобретает аллергию на определённый вид каши.

Также реакция может возникать на материал, из которого сделана игрушка, если ребенок играл в момент ссоры родителей. Даже, если вы просто отчитываете кроху, когда он что-то ест, будьте аккуратны, мозг воспринимает всё немного иначе, ему кажется, если есть проблема, надо от неё избавиться путём своей могущественной силы.

Очень многие дети страдают от аллергии на цветение. Родители, вспомните, ну что же такое случилось негативное в момент, когда цвело растение, являющиеся аллергеном для дитя? Возможно, вы будучи беременной испытали стресс в период цветения. Или, кто-то очень близкий для ребенка ушёл из жизни, когда он был совсем маленьким.

Для ребенка лучшим лекарем может быть только мама, только она может вспомнить все события, произошедшие с ней, с её малышом и в целом ближайшим окружением. Распутывая клубок ситуаций из прошлого, вы тем самым избавляете себя и дитя от психосоматических заболеваний.

Недавно моя дочь пришла из школы с очень сильным насморком, он носил какой-то непривычный характер. Сопли текли, но ребенок при этом был очень активен и весел. Я поинтересовалась у дочери, не произошло ли в школе что-то такое, что ей не понравилось. Она мне стала рассказывать о мелких конфликтах с одноклассниками. Некие ситуации лишали её уюта там. Мы пару дней пообсуждали произошедшие события, ребенок понял, как правильно реагировать на разные ситуации и сопли ушли без лечения буквально сразу.

Очень важно обсуждать с детьми то, с чем они могут столкнуться в жизни, их необходимо обучать спокойно относиться к нападкам, не опускаться до словесной перепалки и драки.

Какие заболевания лечит психосоматика?

Я бы сказала, что благодаря психосоматике может излечить любое заболевание у ребенка и взрослого. Я это практикую, как мама, также свои проблемы со здоровьем могу прорабатывать благодаря знаниям.

Если болезнь не лечится данным способом, значит её возникновению поспособствовала другая причина, это вполне можно предположить.

Благодаря знаниям о природе психосоматических заболеваний, можно вылечить репродуктивные органы, гормональные нарушения, аллергии, простуды, часто возникающие травмы, аутоиммунные заболевания, диабет, болезни кожи, позвоночника, костей, суставов и другие.

Как лечить детей?

Ну, во-первых, необходимо иметь очень тесную связь с ребенком, чувствовать его, понимать. Этому поспособствует только настоящая материнская любовь. Если ваше сердце закрыто, дитя может заболеть.

Еще крохе важно ежедневно контактировать с кожей мамы. Заметили, что болеющие детки часто просятся на руки? Контакт с кожей мамы лечит лучше любого лекарства, спите вместе, когда чадо болеет, не бойтесь разбаловать его, мы это практиковали тоже.

Вопреки всему, дети не стремятся потом чаще болеть ради совместного сна с мамой, они ведь знают, что болеть невыгодно, постельный режим их не радует. А вот ночи их во время болезни более спокойные под боком у мамы, тут полезный эффект оказывается вдвойне, и мама лечит, и сон лечит!

В зависимости от причины заболевания лечить приходится по-разному. Например, если ребенок заболел после родительской ссоры или их развода, то расскажите ему ночью на ушко о том, что он по-прежнему любим, и мама с папой любят друг друга, только теперь немножко по-другому, но всё так же сильно.

Читайте важное по теме: «Как создать идиллию в семье?»

Дайте ему понять, что он не виноват в разладе, естественно, возможно всё не будет как раньше, но совместные встречи все же будут. Ведь на самом деле, этого не избежать, если ребенок воспринял развод слишком трагично, не оставлять же его болеющим, лучше наладить дружеские отношения между родами со стороны обоих родителей.

Где обучиться методу лечения психосоматических заболеваний?

Если вы не планируете лечить окружающих, а только себя и своё дитя, то можно самостоятельно изучить книги по психосоматике. Но я выбрала другой вариант и прошла тренинг «Вспоминая, исцеляю». Он основан на Новой Германской Медицине, это такой ключ к открытию дверцы, за которой таится полная свобода. Исцеление наступает там, где энергия течёт беспрепятственно, а негатив не скапливается внутри, для него всегда есть выход.

Благодаря тренингу я научилась лечить кожные заболевания у детей. У моего сына образовалась экзема вокруг рта и на щёчках. Обычно его кожа с рождения безупречная была. Кожные заболевания у детей связаны с конфликтом разделения. Вообще, кожа отвечает за контакт с мамой, это самый первый и самый важный контакт, новорожденный очень сильно в нем нуждается.

Малыш был привязан ко мне, любил получать грудное молоко по требованию. В два года я мягко отлучила его от груди, он сильно не сопротивлялся, но любовь к груди осталась фанатичная. Он всячески пытается контактировать с нею щечками.

Конфликт разделения произошел, но запустился не сразу, а через несколько месяцев. С этой проблемой мы не ходили к врачу, я не ничего не делала, кроме как рассказывала малышу на ушко ночью о том, что он уже большой и в сисе больше не нуждается, что теперь мы можем по-другому контактировать и ласкаться.

У дочери что-то похожее возникло, когда она пошла в школу. Полгода держалось пятно на щеке, ушло само. Это нормально. Исцеление обычно происходит в течение полугода после проработки конфликта.

Моя кожа частичную нежность приобрела сразу после тренинга, а через полгода стала еще лучше, хотя я этого совсем не ждала. Просто, когда слушаешь тренинг, то личные проблемы по психосоматике разрешаются сами.

Друзья, если вас заинтересовала данная тема и вы решитесь пройти тренинг, то задавайте вопросы, если они по ходу будут возникать. Кстати, в тренинге также даются аюрведические советы по питанию и образу жизни, а всё это очень здорово работает в комплексе!

Тренинг называется «Вспоминая, Исцеляю», занятие 3 – здоровье детей, счастливая судьба. Автор – Елена Левицкая, лайф-коуч в области питания и коррекции веса, велнесс тренер, консультант по исцелению воспоминанием и аюрведическому питанию.

При переходе на страницу инфопродуктов, вы также можете найти услугу «консультации» и заказать её у специалиста.

Информация вам понравилась? Рассказывайте о ней друзьям в социальных сетях! А от меня в следующей статье раскрытие еще одного секрета здоровья любимых деток. Всем пока!

Рекомендую к прочтению:

Как укрепить иммуниет ребенка естественным образом?

Корекция питания малыша для крепкого здоровья

Самый лучший режим дня дошкольника

Советы для мам, у которых растут дочки

Главные критерии идеальной мамы

С уважением, Нина Домнина.

female-magazine.net

Психосоматические расстройства у детей — реферат

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватному лечению и в значительной мере ухудшает прогноз.

До недавнего  времени проблема психосоматических расстройств в детской практике не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей.

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия.

С одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления.

С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном  понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины.

Психосоматические расстройства — это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.

Возникновение психосоматической концепции в  медицине связано с именем психиатра  Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии  эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения:

I. Связь психического, телесного и биологического.

II. Существует  психический патогенный агент-аффект, аффективный конфликт.

III. Существует  механизм, связующий 2 реальности, — психическую и телесную, механизм  символической конверсии, означающий  наличие связи между аффективным конфликтом и клиническими симптомами (И. В. Козлова. Синдром раздраженного кишечника как психосоматическая проблема. Саратов. 2002.)

Зигмунд Фрейд  считал, что развитие всех стадий личности определяет сексуальное развитие, а  его стадии связаны со смещением эрогенных зон — тех частей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

— I стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая  рта и губ. Удовольствие от  еды, сосание пальца приводит  к удовлетворению «Оно». При  ограничениях развивается «Я». Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

— II стадия — анальная (1-3 года). Эрогенная зона — слизистая  кишечника. Ребенок приучается  к опрятности, учится соблюдать  нормы общества. Формируется «Сверх-Я» — совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

— III стадия — фаллическая  (3-5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется  не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры), преодоление которых ведет к интенсивному формированию «Сверх-Я». Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

— IV стадия — латентная (5-12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

— V стадия — генитальная  (12-18 лет). Биологическое «Оно»  усиливает активность. Подростки  борются с его агрессивными  импульсами, используя механизмы  психологической защиты.

В процессе роста  и развития в условиях постоянно  меняющихся социальной среды и деятельности происходит качественное преобразование личности.

Преобразование  личности перерастает социальную ситуацию и ведет к ее взрыву-кризису. Кризисы — переломные моменты, точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял  возрастную периодизацию:

— кризис новорожденности  — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года;

— раннее детство (1-5 лет) — кризис 3 лет;

— дошкольный  возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет;

— школьный возраст  (8-13 лет) — кризис 13 лет;

— пубертатный  возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Кризисы длятся при благоприятном стечении обстоятельств  сравнительно недолго (несколько месяцев) и представляют стадии, в ходе которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко меняются психологические черты ребенка.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.

Кризис первого  года. К году ребенок становится независимым от матери, разрушается  ситуация «Мы», постепенно наступает психологическое отделение от матери.

Кризис 3 лет. У  ребенка интенсивно развиваются  психологические функции, появляются зачатки самосознания: по пересмотру системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину).

Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. «Я сам» — центральное новообразование этого возрастного периода.

Кризис 7 лет. Потери непосредственности, манерничание (ребенок  что-то из себя строит, душа закрыта), появление  симптома «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо). Дошкольник замыкается, становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Это период рождения социального «Я» (по Божовичу Л. И.).

Игра вытесняется  на второй план другой деятельностью — учебой в школе, но формальный переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативное поведение. В этом возрасте нередко развитие явления школьной дезадаптации — образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений школьной дисциплины или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии — кризис препубертатного возраста (периода).

Пубертатный период характеризуется интенсивным физическим и половым развитием. На первый план в этом периоде выступают общение и отрицание взрослых.

У подростков часто  возникают реакции компенсации, которые проявляются в том, что  ребенок пытается устранить у  себя свои слабости:

— реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых; невосприятие, отрицание критики;

 

— реакция группирования  со сверстниками — группы формируются  по интересам, с постоянным  лидером;

— реакция движения: хобби, увлечения;

— реакция гиперсексуальности — повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов.

Подросток познает  себя, что приводит к формированию физического «Я» — представления  о собственной привлекательности, мыслительного «Я» — представления  о своем уме, способностях, поведенческого «Я».

Юность (14-17 лет) — переход от физической зрелости к зрелости социальной, включение во «взрослую» жизнь, усвоение норм и правил, существующих в обществе. Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, стремление к самосознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Юность — период стабилизации личности, но в то же время  проявлений юношеского максимализма в  оценках, страстности в отстаивании  своей точки зрения.

Таким образом, каждый возрастной период в жизни  ребенка имеет свои особенности, последствия которых могут стать фоном для развития психосоматических расстройств.

В свою очередь, хронические заболевания у ребенка — это тяжелая психическая травма не только для него самого, но и для  всей семьи. Психологическая реакция  больного и членов семьи проходит ряд последовательных стадий.

Шок и неверие. Наблюдаются регрессивное поведение, необоснованные страхи, отрицание болезни; продолжительность стадии — от нескольких недель до нескольких месяцев.

Протест и страдание. Возможны чувство вины, депрессия, гнев, печаль, оплакивание утраченного здоровья и разбитых надежд. Дети младшего возраста нередко воспринимают болезнь как наказание за плохое поведение, ожесточаются при столкновении с вызванными ею ограничениями или лечением. Подростки боятся стать беспомощными или «не такими, как все», винят во всем родителей или врачей.

Восстановление. На этой стадии ребенок смиряется  с ограничениями, которые вызывает заболевание. Нормализуются поведение  и взаимоотношения с окружающими; появляется вера в свои силы. Отрицание болезни сочетается с построением планов на будущее. Семья тоже приспосабливается- к новым условиям. Тем не менее дети с хроническими заболеваниями чаще, чем здоровые, страдают эмоциональными расстройствами. Психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер, обусловленный еще несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функций.

Фиксация симптомов  осуществляется за счет условно-рефлекторного  механизма.

Особенностью  детского возраста являются естественная эмоциональная и волевая лабильность, проявляющаяся в виде непоседливости и взбалмошности. Иногда имеет место враждебное и упрямое отношение детей ко взрослым. Так как дети являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность, более внушаемы.

 

2. Психопатологические  проявления соматизированной депрессии  у детей.

Расстройства  ритма сна и бодрствования.

Расстройства  сна рассматриваются как компенсаторное или адаптационное изменение  в ответ на заболевание, психологические проблемы [4].

20-30% родителей  жалуются на расстройства сна  у своих детей.

А. Ц. Гольбин (1979 г.) разделяет феномены патологического  сна у детей на:

— стереотипии,  связанные со сном;

— пароксизмальные  явления во сне;

— статические феномены сна;

— сложные поведенческие  и психические феномены;

— нарушения  в цикле сон-бодрствование.

К стереотипиям, связанным со сном, относятся:

— качания, представляющие  собой ритмические маятникообразные  движения головой и туловищем  различной амплитуды из стороны в сторону с частотой 0,5-2 в секунду. Качания, как правило, возникают до года с пиком манифестации в 6 месяцев и могут исчезнуть в любом возрасте;

— под биениями  понимают стереотипии, при которых  ребенок бьется головой о подушку,  приподнимаясь на вытянутых руках. Чаще биения возникают у детей в возрасте 1 года;

— движения типа «челнока» заключаются в  раскачивании ребенка в передне-заднем  направлении в положении «на  четвереньках», в возрасте 1,5-3 лет;

— под феноменом  «складывания» понимают ритмическое приподнимание и опускание туловища и головы из положения «лежа на спине» в положение «сидя». Это редкое оригинальное расстройство сна выявлено у детей, страдающих соматическими (как правило, аллергическими) заболеваниями, гиперреактивностью, эмоциональной лабильностью и имеющих отягощенный перинатальный анамнез с явлениями угнетения и мышечной гипотонией в первые месяцы жизни;

— сосание пальца  встречается у 80% детей, при  этом у 78% оно ассоциировано  с расстройствами сна. Наиболее  часто возникает у грудных детей до 9 месяцев в фазу засыпания. Отмечено незначительное преобладание сосания пальца у девочек и у детей из семей относительно высокого социально-экономического уровня. Среди причин возникновения этого явления упоминают нарушения грудного вскармливания, тревогу или другие переживания ребенка; психоаналитическая школа расценивает сосание пальца как проявление ранней оральной сексуальности. Среди психологических последствий для ребенка, ассоциированных с сосанием пальца, выделяют нарушения внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками, формирование самосознания;

student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *