Анализ проведения методики №2 (социометрия) — МегаЛекции


Методика №3.

 

Социометрия

 

Цель: изучить социометрический статус каждого учащегося в группе, особенности взаимоотношений, состав группировок.

Ход эксперимента: эксперимент проводится с учащимися всей группы. Каждому учащемуся дается лист бумаги. В правом верхнем углу учащиеся пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии трех своих одногруппников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности.

Варианты вопросов

1. С кем из одногруппников ты хотел бы сидеть за одной партой?

2. Представьте, что вам предстоит идти в поход. С кем из
одногруппников ты хотел бы пойти?

3. Представьте, что вы летите в космос. Кого бы из одногруппников вы взяли?

Обработка: сначала определяется статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1.

Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым участником эксперимента, и описать его в графе «Количество выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса учащихся на основе полученных ими выборов:

«социометрические звезды» 6 и более выборов,

«предпочитаемые» 4-5 выборов,

«принятые» 1-3 выбора,

«изолированные» 0 выборов.

Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.

Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

Высокий показатель взаимности 67-100%,

средний показатель 33-67%,

низкий 0-33%.

Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих высокий и средний статус («звезды» и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»).

Уровень благополучия считается:

· высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус;


· средним если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким;

· низким если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.

Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:

КИ считается высоким, начиная с 15%.

 

Матрица №1


Ф.И.О. учащегося
Алисейко Д.М.         +                       +   +              
Артюшенко А.В.                             +                 + +  
Атаманчук В.В.               +       +       +                    
Атаманчук И.А.           +               + +                      
Бережнова В.П. +                       +                     +    
Гомань И.А.                           +   +     +              
Горохов О.И.               +           +     +                  
Коноплич Д.Н.     +                       +   +                  
Карлашов А.С.                         + +           +            
Кашуба Е.Н.   +                                         + +    
Конек М.В.                       +       +                 +  
Лисейчиков Н.С.   +                         +                 +    
Манько Р.В.                 +                   + +            
Невмержицкий Н.М.           +                   +     +              
Плющинский П.В.                       +                         + +
Попловец Р.В.           +               +         +              
Савчик Ю.Н.             + +                   +                
Севрюк А.Н.         +   +                   +                  
Сидоренко М.И.           +       +           +                    
Ткач А.И. +                           +                     +
Трофимец В.К.               + +                   +              
Харковский А.А. +       +       +                                  
Хомутовский К.С.                   +         +                   +  
Чернушевич С.А.   +               +                           +    
Штукарь Е.А.   +                         +     +                
Ястремский Ю.Г.   +               +         +                      
  Всего выборов
  Из них взаимных

Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат группы.

 

Техника составления матрицы №2:

1. Заготовить сетку, аналогично матрице №1.

2. Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем-либо из учеников.

3. Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку, поставить сохранившийся номер.

4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляют во второй колонке.

5. В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.

6. В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.

7. После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии составляют одну микрогруппу.

8. Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.

 

Данная матрица позволяет определить количество микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппу, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т. д.

 

Матрица №2

 


Ф.И.О. учащегося
Алисейко Д.М.   +                                                
Бережнова В.П. +                                                  
Гомань И.А..       + + +                                        
Невмержицкий Н.М.     +   +                                          
Попловец Р.В.     + +   +                                        
Сидоренко М.И.     +   +                                          
Коноплич Д.Н.               +                                    
Савчик Ю.Н.             +   +                                  
Севрюк А.Н.               +                                    
Артюшенко А.В                         +                          
Штукарь Е.А.                   +   +                            
Лисейчиков Н.С.                     +   +                          
Лисейчиков Н.С                     +                              
Карлашов А.С.                             +                      
Манько Р.В.                           +                        
Кашуба Е.Н.                                 + +                
Хомутовский                               +   +                
Чернушевич С.А.                               + +                  
Сидоренко М.И.                                                    
Ткач А.И.                                                    
Трофимец В.К.                                                    
Харковский А.А.                                                    
Хомутовский К.С.                                                    
Чернушевич С.А.                                                    
Штукарь Е.А.                                                    
Ястремский Ю.Г.                                                    

Анализ проведения методики №2 (социометрия)

«Социометрические звезды»
Плющинский П.В.
Сидоренко М.И.

 

«Принятые»
Алисейко Д.М.
Атаманчук В.В.
Бережнова В.П.
Горохов О.И.
Карлашов А.С.
Лисейчиков Н.С.
Манько Р.В.
Севрюк А.Н.
Ткач А.И.
Хомутовский К.С.
Ястремский Ю.Г.

 

«Предпочитаемые»
Артюшенко А.В.
Гром Д.И.
Коноплич Д.Н
Кашуба Е.Н.
Невмержицкий Н.М.
Попловец Р.В.
Савчик Ю.Н.
Чернушевич С.А.
Ястремский Ю.Г.

 

 

 

«Изолированные»
Атаманчук И.А.
Конек М.В.
Трофимец В.К.
Харковский А.А.

 

 

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Методика социометрия для младших школьников

Содержание статьи

Система начального образования в современной школе составляет 4 года обучения. В этот период у ребенка не только формируются знания, но и появляются навыки взаимодействия. Правильная организация воспитательного процесса, место ребенка в среде сверстников играют большую роль в развитии у ребенка чувства коллективизма. Оценить взаимоотношения между учениками помогает социометрия. Методика социометрия для младших школьников призвана выявлять особенности взаимоотношений среди школьников внутри класса.

Цель социометрической методики в младших классах

В основе методики лежит исследование Дж. Морено. Он выдвигал мнение, что полноценное развитие личности, его успехи в обучении и общее психологическое состояние напрямую зависят от неформального общения в коллективе сверстников.

Социометрическую методику применяют как в младших, так и в старших группах. Ее целями являются:

  1. Измерение уровня эмоционально-психологической близости отдельных детей в коллективе;
  2. Выявление мини-коллективов внутри класса;
  3. Определить уровень сплочения коллектива;
  4. Установить лидеров среди учащихся.

Проводить социометрию рекомендуется, начиная с 3-4 класса. Именно в этот период ученики начинают тесно общаться друг с другом. В первые два года у школьников редко присутствует совместная деятельность. Они учатся вместе, сидят за партами, их общение носит ситуативный характер. В дальнейшем, они начинают оценивать своих сверстников по их успешности в классе.

Часто на выбор лидера в этом возрасте влияют высказывания учителя. Например, он хвалит кого-то. Результаты социометрии в начальном классе помогут не только выявить проблемы в коллективе, но и помогут учителю пересмотреть свое отношение и поведение в коллективе.

Примеры проведения социометрии

Анкетирование, опросы в классе проводит классный учитель. Его уже знают дети, он пользуется авторитетом, доверием. Чтобы правильно расположить детей, грамотно начать исследование, необходимо составит инструкцию, в которой должны быть прописаны четко цели и примеры проведения.

Можно поиграть в игру «Два домика». Нарисуйте две разные картинки. На одной должен быть изображен красивый дом, раскрасьте его яркими красками. На втором изобразите маленький, невзрачный домик. Расскажите ребенку, что в большом красивом доме очень весело, много игрушек. Предложите ребенку поселиться в красивый домик и пригласить своих одноклассников, а также спросите, кого из детей он поселит в маленький домик.

Результаты этого тестирования очень просты. Здесь будет ярко выражены симпатии и антипатии ребенка. Особое внимание нужно уделить тем ребятам, которых большинство одноклассников отправили в маленький домик. Это либо очень конфликтные дети, которые успели поссориться с основной массой ребят, либо очень замкнутые.

Самое главное, привлечь детское внимание, заинтересовать их, превратить опрос в игру. Например: « Хотите узнать, дружный ли у нас класс? А давайте мы это с вами узнаем? Давайте мы с вами поиграем в игру под названием социометрия». Далее нужно предложить детям отвечать на вопросы.

Каждому ребенку необходимо отмечать, кого они хотят видеть рядом с собой, а какого ребенка нужно удалить. Вопросы нужно составлять таким образом: «Кого ты пригласишь к себе на День Рождения?».

Результаты проведения опроса

После результата опроса, проводится подсчет и составляется социометрия. Для этого составляется таблица, в которую вносятся все имена учеников, им присваиваются номера. Клетки пересечения одинаковых номеров заштриховываются. Основываясь на матрицу, определяются участники по количеству голосов. По вертикали вносятся фамилии, горизонталь – это номера, под которыми испытуемые находятся в списке.

После подсчета голосов выделяются категории:

  • Звезды, это те дети, с которыми предпочитают общаться и дружить большинство учеников;
  • Предпочитаемые – те, кто набрал от 3 до 5 выборов;
  • Принятые – 1-2 выбора;
  • Изолированные – те, кто не набрал ни одного голоса.

Две последние группы являются неблагоприятными. На основании количества членов в группе, составляется общая картина в классе. Низкий уровень благополучия в классе должен вызывать сигнал тревоги. Он означает эмоциональное неблагополучие в общении в коллективе.

Класс – это слаженный коллектив, в котором ребенок проводит большое количество времени. От того, как он себя чувствует в коллективе, зависит психологическое состояние, успеваемость в школе. Социометрия призвана вовремя выявить проблемы в общении и предотвратить конфликтные ситуации.

detskoerazvitie.info

Варианты социометрии для дошкольников и младших школьников

В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших
школьников определение популярности
(или отверженности) ребенка осуществляется
методиками, соответствующими возрастным
особенностям детей.

Капитан корабля

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения
дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Во время индивидуальной беседы
ребенку показывают рисунок корабля
(или игрушечный кораблик) и задают
следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого
    из группы ты взял бы себе в помощники,
    когда отправился в дальнее путешествие?

  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве
    гостей?

  3. Кого ни за что не взял бы с собой в
    плавание?

  4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают
у детей особых затруднений. Дети,
получившие наибольшее число положительных
выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы),
могут считаться популярными в данной
группе. Дети, получившие отрицательные
выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в
группу отверженных (игнорируемых).

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения
дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Для проведения методики необходимо
приготовить лист бумаги, на котором
нарисованы два домика. Один из них –
большой красивый, красного цвета, другой
– маленький, невзрачный, черного цвета.
Взрослый показывает ребенку обе картинки
и говорит: «Посмотри на эти домики. В
красном домике много разных игрушек,
книжек, а в черном – игрушек нет. Представь
себе, что красный домик принадлежит
тебе, и ты можешь приглашать к себе всех,
кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей
группы ты бы пригласил к себе, а кого
поселил бы в черный домик». После
инструкции взрослый отмечает тех детей,
которых ребенок к себе в красный дом, и
тех, кого он хочет поселить в черный
домик. После окончания беседы можно
спросить у детей, не хотят ли они кого-то
поменять местами, не забыли ли они
кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста
достаточно проста: симпатии и антипатии
ребенка прямо связаны с размещением
сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения
дошкольников: диагностика, проблемы,
коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие
школьники могут достаточно осознанно
ответить на прямой вопрос о том, кого
из сверстников они предпочитают, а кто
не вызывает у них особой симпатии. В
индивидуальной беседе взрослый может
задать ребенку следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить
    никогда не станешь?

  2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения,
    а кого ни за что не позовешь?

  3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним
    столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый
ребенок в группе получает определенное
количество положительных и отрицательных
выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и
отрицательные выборы) заносятся в
специальный протокол (матрицу):

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Сумма + выборов

Юра К.

ХХХХХХ

0

Боря Ж.

+

ХХХХХХ

+

+

+4

Инна Г.

ХХХХХХ

+1

Света Ч.

+

+

ХХХХХХ

+2

Коля И.

ХХХХХХ

0 (-3)

Сумма положительных и отрицательных
выборов, полученных каждым ребенком,
позволяет выявить его положение в группе
(социометрический статус). Возможны
следующие варианты социометрического
статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие
    наибольшее количество (более четырех)
    положительных выборов.

  • Предпочитаемые – дети, получившие один
    — два положительных выбора.

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни
    положительных, ни отрицательных выборов
    (они остаются как бы незамеченными
    своими сверстниками).

  • Отвергаемые – дети, получившие в
    основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно
также учитывать взаимность выборов
детей. На основании ответов детей в
каждой из методик составляется социограмма
группы, где есть ярко выраженные группы
и отверженные. Встречаются такие группы,
в которых все дети получают примерно
равное количество положительных выборов,
что является наиболее благоприятным.
Можно предполагать, что данная ситуация
определена правильной стратегией
воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник(для
детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения:
Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для
исследования эмоциональных социальных
предпочтений, для выявления референтной
группы, кроме того, с помощью опросника
можно получить информацию об адаптации
ребенка в образовательном учреждении
(детском саду, школе), о реализации
потребности в общении. При использовании
опросника в детском коллективе выявляются
популярные и непопулярные дети, значимые
воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В
каждой части по 10 вопросов. В Iчасти исследуются отношения со
сверстниками, воII–
отношения в семье, вIII–
отношения с воспитателями, учителями,
вIY– отражается значимость
образа воспитателя, учителя, вY– исследуется референтная группа
ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в
устной или письменной форме; индивидуально
или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в
специальную таблицу (социоматрицу) или
в социометрический рисунок (социограмму).

I.

  1. С кем ты обычно играешь?

  2. С кем тебе нравится играть больше всего?

  3. Если бы тебе предложили назвать тех
    детей, кого нужно перевести в другую
    группу (класс), то кого бы ты назвал?

  4. Если бы тебя перевели в другую группу
    (класс), то кого бы ты взял с собой?

  5. Если бы тебя угостили тремя конфетами,
    то с кем бы ты поделился?

  6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

  7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть
    рядом?

  8. Кого из детей ты хотел бы пригласить
    на свой день рождения?

  9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить
    на свой день рождения?

  10. С кем из детей ты хотел бы жить
    по-соседству?

II

  1. С кем ты любишь играть дома?

  2. С кем ты не любишь играть дома?

  3. С кем ты любишь заниматься дома?

  4. С кем ты не любишь заниматься дома?

  5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

  6. С кем ты не любишь дома смотреть
    телевизор?

  7. С кем ты любишь гулять?

  8. С кем ты любишь вместе обедать?

  9. Если бы у тебя были два билета в цирк,
    то с кем бы ты пошел?

  10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

  1. С кем из воспитателей (учителей) тебе
    интересно на занятиях?

  2. С кем из воспитателей (учителей) тебе
    не интересно на занятиях?

  3. С кем из воспитателей (учителей) тебе
    интересно на прогулке?

  4. С кем из воспитателей (учителей) тебе
    не интересно на прогулке?

  5. На кого из воспитателей (учителей) ты
    хотел бы, чтобы были похожи другие
    воспитатели (учителя)?

  6. На кого из воспитателей (учителей) ты
    хотел бы быть похожим?

  7. Кто из воспитателей (учителей) самый
    добрый?

  8. Кто из воспитателей (учителей) самый
    строгий?

  9. Кому из воспитателей (учителей) ты
    расскажешь о своих неприятностях?

  10. С кем из воспитателей (учителей) тебе
    хотелось бы пойти на экскурсию?

IY

  1. Тебе хочется побыть около воспитателя
    (учителя) или поиграть с ребятами?

  2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом
    с воспитателем (учителем) или с ребятами?

  3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты
    спрашиваешь у воспитателя (учителя)
    или у товарища?

  4. Если ты отмечаешь свой день рождения
    всей группой (классом), ты пригласишь
    учителя (воспитателя)?

  5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит
    помочь, ты выполняешь с радостью или
    тебе это безразлично?

  6. Если у тебя происходит радостное
    событие, ты расскажешь об этом воспитателю
    (учителю) или промолчишь?

  7. Тебе нравится, когда тебя хвалит
    воспитатель (учитель), или тебе это
    безразлично?

  8. У воспитателя (учителя) день рождения,
    ты хотел бы сам подарить ему цветы, или
    ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь
    другой?

  9. Если в транспорте ты случайно встретил
    воспитателя (учителя), ты подойдешь к
    нему или сделаешь вид, что не заметил
    его?

  10. Ты хотел бы быть похожим на своего
    учителя?

Y

  1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь
    видеть рядом с собой?

  2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь
    видеть рядом с собой?

  3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть
    рядом с собой?

  4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

  5. Кому ты не будешь рассказывать о своем
    секрете?

  6. С кем ты хотел бы заниматься любимым
    делом?

  7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым
    делом?

  8. С кем бы ты поделился конфетой?

  9. На кого ты хотел бы быть похожим?

  10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

studfiles.net

2-3 классы. Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.

            Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружным и сплочённым. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?………………………………………………………………

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?………………………………………..

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?………………………………………………………………………………………………………………………………

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов:

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А при ответе на первый вопрос выбрал Б, Г и Е; при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы А вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.

 

 


Просмотр содержимого документа

«2-3 классы. Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе.»

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.

  Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружным и сплочённым. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?………………………………………………………………

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?………………………………………..

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?………………………………………………………………………………………………………………………………

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов:

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А при ответе на первый вопрос выбрал Б, Г и Е; при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы А вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.

multiurok.ru

Опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Социометрическая методика «Два домика» | скачать бесплатно

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

 Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

( Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

 – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

     Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

 

           ССПВ =  общая сумма положительных выборов

                                                количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  •  “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

( Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  •  Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне  0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I)   Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте  ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства!

nsportal.ru

Методика «социометрия»

«Социометрия»
переводится как «социальное измерение».
Данная диагностика позволяет вожатому
быть в курсе протекающих в отряде
процессов межличностного внутригруппового
общения. Не секрет, что полученные
данные дадут возможность педагогу
определить степень сформированности
группы, вовремя корректировать свою
внутригрупповую работу с детьми.

Различают несколько
вариантов проведения этой диагностики.
Но все предложенные методики адаптированы
к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

Вариант 13.
Методика предложена американским
психологом Дж. Морено и предназначена
для оценки межличностных отношений
неформального типа: симпатий и антипатий,
привлекательности и предпочтительности.

Инструкция.
Ребятам раздаются листочки. Дети
подписывают каждый свой лист. Далее
предлагается перечислить тех товарищей
по группе, с которыми каждый из них
хотел бы общаться и сотрудничать в
различных видах деятельности. Например:

1. Кого из членов
отряда ты бы пригласил на свой День
рождения?

2. С кем из членов
отряда ты бы отправился в кругосветное
путешествие?

3. С кем из членов
отряда ты мог бы поделиться своими
личными переживаниями?

Как правило, ребятам
предлагается выбрать не больше трех
товарищей из отряда. Их фамилии пишутся
в именительном падеже.

Обработка
результатов.

Результаты представляют в форме матриц
(таблиц), которые составляет сам вожатый.
Для каждого вопроса составляется
отдельная матрица.

Таблица 16. Пример
заполненной матрицы

Кого выбирают

Кто
выбирает

Иванов

Петров

Сергеев

Алексеев

Николаева

Славина

Семенова

ВС

Иванов

х

2

1

3

3

Петров

1

х

2

3

3

Сергеев

2

3

х

1

3

Алексеев

3

2

х

1

3

Николаева

2

1

х

3

3

Славина

1

2

3

х

3

Семенова

3

1

2

х

3

ВП

4

3

3

3

3

3

2

ВВ

1

0

1

1

1

0

0

Первый столбец
матрицы содержит фамилии ребят, которые
выбирают. Первая строка матрицы содержит
фамилии тех, кого выбирают. И в том, и
другом случае фамилии изложены в одном
и том же порядке.

Цифра «1» ставится
в столбец того члена отряда, которого
рассматриваемый испытуемый выбрал в
первую очередь, цифра – «2», который
был выбран вторым, «3» – третьим.

В итоговых строках
и столбцах:

ВС
– количество выборов, сделанных данным
человеком;

ВП
– сумма выборов, полученных данным
человеком;

ВВ
– количество взаимных выборов.

Сумма выборов,
полученных каждым человеком (ВП),
является мерилом его положения в системе
межличностных отношений.

Если человек
получил наибольшее количество выборов
– он относится к числу «звёзд».

Если получил
среднее количество выборов – к
«предпочитаемым».

Если меньше среднего
числа выборов – к «пренебрегаемым».

Если не получил
ни одного выбора – к «изолированным».

Удовлетворённость
ребенка собственным положением в отряде
определяется по коэффициенту:

К=

ВВ
(число взаимных выборов)

ВС
(число выборов, сделанных данным
человеком)

Так, если ВВ=0,
а число выборов, сделанных человеком
3, и К=0/3=0,
то следует предположить, что у него
могут быть проблемы в межличностных
отношений.

Уровень
благополучия взаимоотношений

(УБВ)
вычисляется по следующей формуле:

Низкий:
«звёзды»+ «предпочитаемые» <
«пренебрегаемые» + «изолированные».

Средний:
«звёзды»+ «предпочитаемые» =
«пренебрегаемые» + «изолированные».

Высокий:
«звёзды»+ «предпочитаемые» >
«пренебрегаемые» + «изолированные»,
для которого характерны достаточно
стабильные, ровные, доброжелательные
отношения в коллективе. Но при этом
следует очень внимательно отнестись
к наличию изолированных и пренебрегаемых
и постараться внести необходимые
коррективы в межличностные отношения
в отряде, предварительно разобравшись
в причинах имеющихся проблем.

Результаты трех
составленных матриц оцениваются
совместно. Для этого необходимо
просуммировать полученные значения
ВП,
ВВ,
ВС
– по всем трем матицам.

Пример
интерпретации результатов.

В качестве примера проведем социометрическое
изучение звена из 7 человек, в состав
которого входят: Иванов, Петров, Сергеев,
Алексеев, Николаева, Славина, Семенова
(возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на
вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну ?»

Варианты выборов
представлены в составленной матрице
для данного вопроса (Таблица 16).

Максимальное
количество выборов (4) получил Иванов.
По числу выборов он явная «звезда». По
всей видимости, он является лидером
звена.

Меньше всего
выборов у Семеновой (2). При среднем
числе выборов по данному звену (3). Таким
образом, Семенову можно отнести к
пренебрегаемым. Поэтому вожатому
необходимо очень внимательно отнестись
к Семеновой – вероятно, у нее могут
иметь место проблемы в межличностных
взаимоотношениях с ребятами. Кроме
того, у нее нет ни одного взаимного
выбора.

Пожалуй, и у «звезды»
звена Иванова тоже есть проблемы,
возможно, личного характера. Он выбирает
Николаеву. А она его – нет.

В целом, на первый
взгляд, уровень благополучия
взаимоотношений в звене можно оценить
как достаточно высокий:

«звезд» – 1;

«предпочитаемых»
– 5;

«пренебрегаемых»
– нет;

«изолированных»
– нет.

Таким образом:
1+5>1

Но настораживает
то, что имеет место очень низкий
коэффициент удовлетворенности у ребят
группы. У 3-х человек он приравнивается
к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это
говорит о том, что, скорее всего, дети
общаются не с теми, с кем им хотелось
бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева
отсутствуют проблемы в межличностных
отношениях, т.к. их приоритетные выборы
совпали.

Методические
рекомендации.

Как видим, данных для анализа и размышлений
более чем достаточно. Для большей
эффективности методики внимательно
приглядитесь к ребятам во время
коллективных игр, творческих дел, в
свободное время. Ваши наблюдения
дополнят сложившуюся картину и подскажут,
кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

Чтобы дети не
догадывались о проводимом исследовании,
лучше, если социометрию вы проведете
в форме игры, например, формирование
команды для полета на Луну. В противном
случае они будут ожидать от вас
результатов, которые для многих могут
стать источником переживаний, источником
психологической травмы.

Результаты подобных
тестов, опросов и другие методы,
ориентированные на изучение межличностных
отношений в коллективе, оценку
индивидуальных качеств детей, не должны
выноситься на обсуждение отряда и
используются вожатым только в целях
корректирования воспитательной
деятельности.

studfiles.net

Методика социометрия

Цель: выявление
межличностных отношений в группе.

Ход
выполнения
.
Перед началом опроса осуществляется
инструктаж тестируемой группы. В ходе
которого следует объяснить группе цель
исследования, подчеркнуть важность его
результатов для группы, показать, как
нужно выполнять задания, гарантировать
сохранение тайны ответов
.

Результаты
тестирования не должны разглашаться в
группе, они могут быть представлены
только психологу и/или классному
руководителю.

Инструкция.
«При формировании Вашей группы,
естественно, не могли быть учтены Ваши
пожелания, поскольку Вы были недостаточно
знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения
в группе достаточно определились, и для
Вас и для Вашего руководства выгодно
учитывать ваши пожелания при организации
деятельности вашего коллектива.
Постарайтесь быть искренними в ответах.
Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных ответов».

Необходимо
постараться установить атмосферу
доверия в отношениях с группой. Отсутствие
доверия, подозрения в том, что результаты
опроса могут быть использованы во вред
испытуемому, приводит к отказу выполнять
задание в целом либо к отказу осуществить
негативный выбор.

После этого
переходят к опросу, которому подвергаются
все члены группы. Учащиеся записывают
фамилии одногруппников, выбранных ими
по тому или иному критерию, в опросный
лист и указывают свою фамилию. В процессе
опроса необходимо следить за тем, чтобы
ученики не общались между собой, постоянно
подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует
торопиться, подгонять с ответами. В то
же время, если испытуемые не имеют списка
членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих
желательно написать на доске.

Каждый учащийся
имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы
(критерии выбора) направлены на выявление
эмоциональных связей, другие – деловых,
личностных.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О._____________________________группа___________________________

Ответьте на
поставленные вопросы, записав под каждым
из них три фамилии членов вашего класса
с учетом отсутствующих.

1.
Кого бы ты из группы пригласил на свой
день рождения?

а)

б)

в)

2.
Если вашу группу будут расформировывать,
с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

3.
С кем бы из своей группы ты пошел в
разведку?

а)

б)

в)

Обработка
полученных данных
.
На основании результатов составляется
социоматрица по каждому критерию
(эмоциональный, деловой, личностный). В
социоматрице записывается список
группы, а в верхнюю строку – номера, под
которыми значатся фамилии учащихся. В
каждой строке против номеров учащихся,
выбранных данным испытуемым, ставятся
номера выборов (1, 2 или 3). Например,
поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву,
2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся
соответствующие выбора на пересечении
седьмой строки со столбцами 1, 9 и 3.

Если учащиеся выбрали
друг друга, например, по данным приведенной
матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова,
а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два
выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся
в кружок (взаимный выбор). В таблице они
показаны индексами. Номера мальчиков
обычно обводятся треугольниками, девочек
– кружками. Затем на отдельном листе
вычерчивается социограмма.

Социоматрица— это
таблица, в которую вносятся результаты
опроса.

Кто
выбирает

Кого
выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.
А-ва. А.

*

1

2в

2.
Б-ва. К.

1

*

2

3

3.
В-ва. В.

3

*

2

1в

4.
Д-ва. С.

1

*

2

3

5.
И-ва.В.

1

*

2

3в

6.
Ф-ва. А

*

2

3

7.
Л-в.В.

1

3в

*

2

8.
Н-в.К.

*

1

9.
О-в.С

2

1в

*

10.
О-в.О.

1в

2

3

*

11.
П-в.С.

2

1

3

*

Количество
выборов

4

3

4

2

3

2

3

0

3

3

1

Количество
взаимных выборов

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

Для
вычисления «индекса групповой
сплоченности»- Сгр
, количество полученных взаимных выборов
(6), сравнивается с теоретически возможным
числом выборов = ½ N(N-1)
= ½ *11*(11-1)= 55

сумма
взаимных выборов 6

Сгр
= ——————————————————- =
———

Общее число
возможных выборов в группе 55

Показатель
хорошей групповой сплоченности — 0,6 —
0,7

2. На основе
социоматрицы возможно построение
социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии
в виде схемы—«мишени».

Каждая
окружность в социограмме имеет свое
значение.

I)
Внутренний круг – это «зона звезд» в
которую попадают лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.

II)
Второй круг – зона предпочитаемых, в
которую, входят лица, набравшие количество
выборов выше среднего показателя.

III)
Третий круг – зона принятых, в которую
вошли лица, набравшие выборов в количестве
ниже среднего показателя.

IV)
Четвертый круг – зона изолированных –
те, которые не получили ни одного выбора.

V)
Вне круга – вне группы, т.е. зона
отверженных – те, которые получили
отрицательные выборы.

Взаимный выбор
обозначают сплошной линией со стрелкой
(от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал
он). Для большей наглядности или при
большом количестве учащихся в классе
указанные линии целесообразно вычерчивать
различными цветами. Номера формальных
лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма
наглядно представляет наличие группировок
в коллективе и взаимоотношения между
ними (симпатии, контакты).

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о