Упражнение горка логопедия — Женские хитрости

Комплексы артикуляционных гимнастик 

Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц

Продолжительность артикуляционной гимнастики — 5-10 минут ежедневно (в несколько подходов). В комплекс должны входить 4-5 упражнений (2-3 статических упр-я (без движения), 2-3 динамических  упражнения (с движением).  Например: 1. «Лопаточка», «Заборчик», «Иголочка»; 2. «Почистим зубы», «Катушка». Каждое упражнение повторять 4-5 раз. [Неизвестный объект]

1. Лопатка (Блинчик, Лепешка).

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. Иголочка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания:  Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

 3. Наказать непослушный язычок.

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 4. Заборчик.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы, на счет «один», зубы были сомкнуты и обнажены, губы неподвижны.

 5. Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать п

oneboulderfitness.net

Планирование развитие речи. Артикуляционные упражнения.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

Упражнение №1. «Улыбка» (Лягушка)

Цель: 

выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вот понравится лягушкам – Наши губки улыбнулись,

Губы тянут прямо к ушки! Прямо к ушкам потянулись.

Улыбается щенок, Ты попробуй «ииии» скажи

Зубки напоказ Свой заборчик покажи!

Я бы точно так же смог, Тянуть губы прямо к ушкам

Вот, смотри. Сейчас. Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.


Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.


Упражнение №2 «Трубочка»

Цель:

  Описание выполнения упражнения: Для того чтобы сделать «трубочку» нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:


На дудочку губы положим, Вот понравится слону

И даже сыграть на ней сможем. Губы хоботом тянуууу!

Ду-Ду-Дуууу.

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение № 3. «Открой и закрой дверцу».

Цель:

Как выполнять упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.


Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «Окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнение № 4. «Часики»

Цель: добиваться хорошей подвижности языка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!


Стихи для артикуляционного упражнения:

«Тик – так, тик – так!»

Ходят часики — вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так, вот так:

Тик-так, тик-так.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.

Упражнение № 5. «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».


Язык широкий, гладкий

Получается «лопатка»

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Упражнение №6 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Как выполнить артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».



Язык иголочкой тяну!

Не подходи! Я уколю!


Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

 У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.

Упражнение №7 «Качели»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

Ах, качели! Ах, качели!

Подхватили, полетели,

Оторвали от земли,

Прямо в небо унесли!

Перехватываем дух,

Сердце замирает,

Вверх – ух! Вниз – ух!

Всё в глазах мелькает!

Я лечу! Я лечу!

И кричу, и хохочу!

Посильнее раскачаюсь,

Прямо в небо улечу.

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз.

На качелях я катался: Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели. Вверх летел и вниз спускался.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Упражнение №8 «Кошечка» (Горка)

Цель:научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

 

Стихи для артикуляционного упражнения

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Горка. Санки. Ну, пора

Мчаться вниз. Ура! Ура!

С горки вниз, в ушах свистит,

Только снег в лицо летит.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!



Упражнение №9 «Бегемотик»

Цель: научиться плавно открывать и закрывать рот, расслаблять мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик»,

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Упражнение №10 «Хоботок»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

Рекомендации.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Упражнение №11 «Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы за верхними зубами. Движения кистью и кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Упражнение №12 «Чашечка»

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше.

Подержать вот этот ковшик.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 Упражнение №13 «Грибок»

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения губы были в улыбке, язык располагался по всему небу, а кончик языка находился у верхних передних зубов. Рот необходимо держать широко открытым. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 Упражнение №14 «Пятачок»

Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

  1. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Подражаем поросенку,

Сложим губки пяточком,

Раз, два, три, четыре,

Пяточком мы покрутили.

Рекомендации.

При выполнении артикуляционного упражнения необходимо следить, чтобы губы не размыкались. Голова не должна наклоняться или опускаться вниз. Движения кистью или кистями рук обязательно выполнять синхронно с движениями губ.

Упражнение №15 «Кролик»

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами;

Приподнимать верхнюю губу и удерживать 2-3 секунды.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушком потрепали.

Рекомендации.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить за синхронными движениями пальцев руки.

 

Упражнение №16 «Мостик» (Кошечка, Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание выполнения артикуляционного упражнения. Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.

Упражнение №17 «Хомячок».

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание выполнения артикуляционного упражнения. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.


Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение №18 «Котенок лакает молоко».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.


Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик.

Мурзик наш расчёску взял,

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаём;

Всё покажем язычком.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение

Упражнение №19 «Вкусный мед». (Вкусное варенье)

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.


Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение №20 «Орешек».

Цель: тренировать мышцы языка.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево — вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение№21 «Барабан»

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыть рот, широкий язык

Поднять вверх и произнести громко,

отрывисто, многократно, не опуская Упражнение способствует вызыванию

языка: Д-Д-Д-Д-Д. звуков: Р, Рь, Ль.

Барабанщик очень занят,

Д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит:

Д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай:

Д-Д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай:

Д-д, д-д-д.

Учись играть на барабане:

Д-д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет:

Д-д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся:

Д-д-д, д-д-д,

Смотри – с ритма не сбивайся:

Д-д-д, д-д-д.

Упражнение №22 «Гармошка»

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: 

  1. Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторон.

  2. Улыбнитесь, широко открой рот, «присоси» язык к нёбу;

Не опуская язык, сильно опусти нижнюю челюсть, закрой рот и опять широко открой, не меняя положение языка;

Повтори 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу. 

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

Уважаемые коллеги, не секрет, что артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Но, если она сопровождается занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.

Хочу предложить свою версию артикуляционной гимнастики, с которой, с большим удовольствием поделюсь. Так как, я работаю с детьми с нарушением зрения, то картинки к каждому упражнению использую формата А-4. Эта серия артикуляционной гимнастики, предназначена для логопедов, воспитателей, а также родителей.

Не устанет наш язык,
К упражнениям привык.
То, что сами мы не сможем,
Логопед нам всем поможет.

В кабинет к нему идем,
Верно, звук произнесем.
Постараемся и сможем,
Ведь гимнастика поможет.

Ведь она для языка,
Очень важна и нужна.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы играть!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Раз, два, три –
Язычок вверх подними.
Четыре, пять —
Опустили вниз опять.
Ты, язык не обижай,
На качелях покачай.
Подними его скорей,
Ему станет веселей.
Снова вниз опусти,
И немного отдохни.

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Будет наш язык маляр,
Он нисколько не устал.
Красим небо, облака,
Маляра жизнь не легка.
Постарайся ты дружок,
И покрась весь потолок.

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
В одну сторону, в другую
Поиграй в игру такую.

«Чистим зубки»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Утром зубы каждый день,
Чистить нам совсем не лень.
И вверху, и внизу
Щеткой, я своей пройду.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Любишь ты дружок варенье —
Сделай это упражнение.
Каждый, хоть совсем немножко,
Любит, есть варенье ложкой.

«Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Поднимаем язычок,
Будет он во рту грибок.
Досчитаем до пяти,
А потом вниз опусти.

«Заведем мотор»

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д.

У машины есть мотор,
Не заводится вот он,
Зубы ты свои сомкни,
И мотор ты заведи.

«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Как в лесу у елочки,
Острые иголочки.
Досчитаем до шести,
Язычок свой покажи.

«Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Любим с мячиком играть,
Им в ворота попадать.
Влево вправо, будет гол,
Удивительный футбол.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Тянуть подъязычную связку.

Мы ни сколько не устали,
Язычком мы цокать стали.
Цокать медленно и сильно,
Ты дружок не торопись —
Делай медленно — трудись.
Слышно звонко, как лошадка,
Бьёт копытом по брусчатке.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке мы играем,
Ротик плавно открываем.
Будем вверх язык держать,
Будто к небу прижимать.

«Змейка»

Змейка под кустом шипит, Рот широко открыт. Узкий язык сильно
Она высунет язык. выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Раз, два, три, четыре, пять —
Уберет язык опять.

«Пароход гудит»

Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом
положении.

Пароход по морю ходит,
Громко песенку заводит.
Язычок вверх подними,
С пароходом погуди.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

По крутой высокой горки,
Съехал вниз малыш Егорка.
Горка очень высока,
Покатает нас она!

«Автомат»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.

Автоматчик будешь ты,
Д-д-д – произнеси.
Быстро пули выпускай,
Метко в цели попадай.

«Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д.

Барабанщиков отряд,
Барабанят дружно в ряд.
Язычок ты подними,
Барабан изобрази.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ.

Индюк – очень важная птица,
И очень этим гордится.
Бл-бл-бл – крчит индюк,
И пугает всех вокруг.
Ты не бойся, подойди,
Индюка изобрази.

Я буду очень рада, если мои стихи кому-то пригодятся и помогут в работе с детьми!

Алесенкова А.В.,
учитель-логопед

 Loading …

logoportal.ru

комплекс упражнений и рекомендации по их выполнению

В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

 

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

«Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

«Насос»

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

«Свисток»

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

vseorechi.ru

Артикуляционная гимнастика — Логопеды Лучегорска

              Артикуляционные упражнения попробуйте сделать сами, а потом учите ребёнка. Все упражнения для тренировки мышц языка нужно выполнять вместе с ребёнком обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок видел не только вашу артикуляцию, но и свою. Некоторые упражнения (иголочка, блинчик, часики, качели) можно выполнять с зубочисткой или ватной палочкой. Если вы положите её на передний край языка, она будет играть роль гантели. Не нужно учиться выполнять все упражнения сразу: это очень тяжело. Отрабатывайте по одному упражнению из каждой группы, потом каждый день добавляйте новое для губ, потом для языка, потом для воздушной струи.

Упражнения для губ 

«Улыбка». Зубы сомкнуты. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение на счёт до 10.

«Трубочка». Зубы сомкнуты. Вытянуть губы трубочкой, мысленно произнося звук [У].

«Яблочко» — из положения «Улыбочка» оттянуть губы кпереди и развести вверх и вниз. Зубы не размыкаем.

Удерживая каждое из положений на счёт до 5 (отгибать пальцы), чередуем упражнения: «Улыбка»- «Трубочка», «Улыбка»- «Яблочко». Всё лицо свободно, напряжены только губы. Напряжение в губах угасает в момент перетекания из одного положения в другое. Не забываем ровно дышать в живот.

«Двери открываются». Упереться кулаком в низ челюсти, медленно открывать рот как можно шире (голову назад не закидывать), так же медленно беззвучно сомкнуть челюсти. (8-10 раз)

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. (8-10 раз)

«Гласные» — утрированно артикулируя (выполняя чересчур усердно) гласные, поём А, О, У, И, Э, Ы. Обращаем внимание на положение языка и напряжение, возникающее в нём и в гортани. Чередуем: А-У-И-О, Э-И-А-Ы. 

Упражнения для языка

«Блинчик». Просто открываем рот. Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следите, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Иголочка». Рот просто открыт, лицо не напряжено. Высовываем узкий язык как можно дальше вперёд, стараясь тянуть его горизонтально. Чередуем положения Блинчик-Иголочка 6 раз, удерживая каждое положение на счёт до 5.

Поочерёдно ритмично делать язык широким «Блинчик» и узким «Иголочка.

«Качели». Открыть рот и высунуть широкий язык. Ритмично под счет поднимать круглый кончик языка к верхней губе и опускать к нижней. Затем выполнять аналогичные движения к зубам, затем за зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз, убирая язык в рот. Следим, чтобы кончик языка не острился.

Открыть рот по шире и облизывать губы по кругу влево и вправо.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, приподнимать среднюю часть спинки языка вверх и опускать вниз ритмично под счет

«Катушка» — Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выкатывать среднюю часть спинки языка вперед изо рта.

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

Поочерёдно ритмично приподнимаем язык, растягиваем в стороны и прижимаем к верхним боковым зубам оба края одновременно, как при Д, но кончик языка не поднимать, и опускать на донышко, максимально расслабляя его.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть переднюю часть спинки и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Чашечка» — Рот открыт, губы слегка улыбаются, боковые края широкого языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка приподнимается вверх. Посередине языка образуется чашечка.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком к горлу и к зубам. Боковые края языка при этом должны скользить по верхним боковым зубам.

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). С каждым разом открывать рот как можно шире и только после этого щёлкать.

«Грибочек» — Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, открыть рот как можно шире, удерживая положение на счёт до 10.

«Гармошка» — Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, ритмично открывать как можно шире и закрывать рот, не отрывая язык от нёба.

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

 «Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка и его передней частью за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

 «По кочкам» поставить переднюю часть языка на бугорочки, ударяя по ним, произносить звукосочетание ТДДН, постепенно ускоряя темп

«Заведём моторчик» — открой рот на 1-1,5 см, подними широкий язык за верхние зубы и сильно, туго пожужжи, ватной палочкой дёргай язычок влево-вправо, пока он не заведётся (р-р-р-р), а потом убери палочку и продолжай рычать. 

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок нижний». 1) Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Фиксируем внимание на ощущении холода по середине языка. Щеки не надувать.

2) просунуть язык между губами и дуть в щель между серединой языка и верхней губой. Язык не кусать.

3) приподнять верхнюю губу (Зайчик улыбается) и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами. Язык не кусать.

4) подтянуть кончик языка за нижнюю губу и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами

5) подтянуть кончик языка за нижние зубы и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами

«Ветерок верхний». 1) Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Фиксируем внимание на ощущении холода по середине языка. Щеки не надувать.

2) язык просунуть между губами, так, чтобы между серединкой языка и верхней губой образовалась щель. Дуть в эту щель, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Язык не кусать и щеки не надувать.

3) открыть рот, поднять кончик широкого языка к верхней губе, дуть с языка на верхнюю губу.

4) поднять кончик языка к верхним резцам, дуть с языка зубы

5) поднять язык за верхние резцы, дуть с языка на бугорочки

Чередовать движения языка в позиции 5).

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками. Щёки не надувать. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Аналогично проделать с просунутым между губами языком.

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широким просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта,  и опустить кончик языка вниз. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Взрыв». Произносим звуки т, д, т’, д’ на сильном резком выдохе.

 Нарисуйте на листке досточку и гвоздики на ней с расстоянием в 0,5 мм, положите перед собой вертикально и представьте, что эта доска – ваше нёбо, где первый сверху гвоздь приходится на зубы. И, выстукивая с силой кончиком и передней частью спинки языка, забивайте гвозди в нёбо, произнося звуки т’ и д’ (от зубов за бугорочки 7-8 ударов). Потом то же самое со слогами тя, тё, тю, ти, те, дя, дё, дю, ди, де)

logopedluchegorsk.jimdo.com

Артикуляционная гимнастика

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Статические подготовительные упражнения

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с (рис. 9).

2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с (рис. 10).

3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 11).

4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 12).

5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз (рис. 13).

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.

Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз (рис. 14).

2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Рис. 9. Артикуляционное упражнение «Лопаточка». Риг 10. Артикуляционное упражнене «Чашечка»

Рис. 11. Артикуляционное упражнение «Иголочка» Рис. 12. Артикуляционное упражнение «Горка»

Рис. 13. Артикуляционное упражнение «Трубочка» Рис. 14. Артикуляционное упражнение «Часики»

Рис. 15. Артикуляционное упражнение «Лошадка» Рис. 16. Артикуляционное упражнение «Качели»

Рис. 17. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Рис. 18. Артикуляционное упражнение «Змейка»

Рис. 19. Артикуляционное упражнение «Маляр» Рис. 20. Артикуляционное упражнение «Катушка»

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз (рис. 15).

3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба (рис. 15).

4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз (рис. 16).

5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз (рис. 17).

6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз (рис. 18).

7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (рис. 19).

8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад (рис. 20).

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.

studfiles.net

Артикуляционная гимнастика для детей | Малышок

Артикуляционная гимнастика для детей

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. Артикуляционную логопедическую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения артикуляционной гимнастики выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения, с образными названиями. Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

 Статистические упражнения для языка

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 Динамические упражнения

«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбочку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянутся к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык, («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 Упражнение для губ и щек

 «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» – «Бублик»; «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положения губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Голодный хомячок». Втянут щеки.

«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щечкам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

См. также: Весёлая артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке. Подготовительный этап

Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)

    

mallishok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *