Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидности. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз.
Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Совершенно очевидна актуальность формирования правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.
Осанка — привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.
Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.
Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно слабо и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиозная осанка) или комбинированное искажение.
В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Родители нередко обращаются за помощью тогда, когда нарушение осанки достигло уже внушительной степени. Чтобы этого не случилось необходимо получше присмотреться к своему ребенку.
Есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.
1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.
2. Не любит подвижные игры.
3. Жалуется, что у него болит голова или шея.
4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.
5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.
6. Не может длительно находиться в одном положении.
7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.
Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:
- во всех группах мебель подбирать по росту детей;
- учитывать посадку ребёнка за столом;
- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;
- соблюдать двигательный режим;
вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Профилактика нарушений осанки.
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.
Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:
Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности — все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.
Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.
Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.
В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в
1.Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
2.Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек. , расслабление — от 6 до 12 сек.
3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
(По материалам статьи «Воспитание осанки у детей
и активная профилактика её нарушения в домашних условиях»,
С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).
Инструктор по физической культуре Деева И.В.
Профилактика нарушения осанки | uzalo48.lipetsk
С каждым годом рост уровня цивилизованности общества ведет к тому, что физическая активность человека существенно снижается. К сожалению, это в первую очередь сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) человека. Ввиду низкой подвижности функциональные возможности ОДА понижаются, и у человека развиваются самые разнообразные болезни. Чаще всего с детства наблюдается нарушение осанки.
Для профилактики заболевания следует соблюдать следующие правила:
Не перегружайте позвоночник,не создавайте условия, способствующие повышению давления в межпозвонковых дисках:
— ограничьте вертикальные нагрузки;
— не делайте резких движений, особенно поворотов туловища при наклоне;
— избегайте падений и прыжков с большой высоты, травм и ушибов позвоночника;
— не поднимайте и не держите тяжелые предметы на вытянутых руках, для поднятия предмета присядьте на корточки, а затем вставайте вместе с ним, при этом предметы должны находиться как можно ближе к туловищу;
— при переноске тяжестей старайтесь равномерно распределять нагрузку, то есть не носите сумки в одной руке;
— при выполнении тяжелой работы, связанной с подъемом, передвижением или переноской тяжестей используйте широкий пояс или специальный корсет;
— при выполнении какой-либо работы старайтесь как можно меньше наклоняться и находиться в согнутом состоянии.
Соблюдайте правильное положение тела:
— в положении сидя- спину держите ровно, прижимая ее к спинке стула или кресла (сиденье должно быть достаточно жестким, а спинка иметь изгиб в районе поясницы), голову держите прямо;
— в положении стоячаще меняйте ногу, на которую опираетесь;
— постель должна быть полужесткой, чтобы тело, когда человек лежит на спине, сохраняло физиологические изгибы (шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз).
Правильно питайтесь.
Необходимо получать сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических веществ, макро- и микроэлементов.
Носите удобную обувь.
Если Вы испытываете в течение дня дефицит двигательной активности, то Вам необходимо компенсировать это физкультурой и плаванием.
Одним из эффективных методов лечения нарушения осанки является лечебная физкультура.
ЛФКпри дефектах осанки направлено на укрепление мышц ягодиц, живота и спины. Программа составляется индивидуально и предусматривает как статические, так и динамические упражнения, дополняемые упражнениями на растягивание мышц. Упражнения ЛФК выполняются минимум 3 раза в неделю, а для достижения лучшего результата, упражнения должны выполняться каждый день.
С 1 сентября 2016 года на базе ГУЗ «Областной врачебно-физкультурный диспансер» создан Липецкий областной центр реабилитации «Здоровая осанка» для жителей Липецкой области с дорсопатиями, нарушением осанки. Центр предназначен для оказания консультативной и специализированной медицинской помощи гражданам, состоящим на учете в медицинских организациях с направлением от врача первичного звена, врача-травматолога-ортопеда, врача-невролога. В диспансере работают 9 групп здоровья для взрослого населения, и 7 групп для детей с нарушением осанки и сколиозом. Также квалифицированными инструкторами ЛФК ГУЗ «ОВФД» проводятся бесплатные занятия оздоровительной гимнастикой для населения в городском парке «Быханов сад» на свежем воздухе в теплое время года.
Ниже приводится примерный комплекс ЛФК при нарушении осанки. Перед выполнением комплекса упражнений необходима консультация специалиста по лечебной физкультуре.
Комплекс ЛФК при нарушении осанки
1 И.П. — стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, потянуться и опустить руки через стороны вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
2. И.П. — основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться, вернуться в И.П. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
3. И.П. — стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 6-8 раз в каждую сторону, темп медленный.
4 . И.П. — лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение «мостик»). Повторить 8-10 раз в медленном темпе.
5 И.П. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз (сделать «полумостик»), на выдохе опуститься в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. — лежа на спине. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Повторить 10-15 раз.
7. И.П. — лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой.
8. И.П. — лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.
9. И.П. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
10. И.П. — лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 8-10 раз.
11. И.П. — лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 8-10 раз.
12. И.П. — стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 8-10 раз в медленном темпе.
Выполняя упражнения, необходимо следить за дыханием. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое. Продолжительность ходьбы 2-3минуты.
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.
Не пропускайте плановые визиты к ортопеду. Следите за осанкой. Будьте здоровы!
Заведующая отделением ЛФК ГУЗ «ОВФД»
Аракелян Виктория Вартановна
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения(астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Самостоятельный комплекс упражнений утренней гимнастики при нарушении осанки.
1. «Птицы полетели».
И.п. — в ходьбе руки в стороны. Ходьба с активным взмахом рук в стороны (30—40 с).
Смотреть прямо перед собой; не наклоняться.
2. «Цапля на болоте».
И.п. — в ходьбе руки на поясе. Ходьба на носках с высоким подниманием колен (30—40 с).
Дыхание произвольное; спину держать ровно.
3. «Деревья выросли большими».
И.п. — о.с. Подняться на носки, потянуться как можно выше; удерживать равновесие на носках 3—5 с.
Постепенно увеличивать время удержания равновесия.
4. «Мельница».
И.п. — стоя, наклонившись вперед; ноги на ширине плеч, руки в стороны Круговые вращения руками в плечевых суставах (5—8 раз).
Руки в локтях не сгибать.
5. «Грачи летят».
И.п. — о.с., руки в стороны. Махи руками вверх — вниз по максимально возможной амплитуде (6—8 раз).
Выполнять медленно; руки держать прямыми.
6. «Плечи танцуют».
И.п. — о.с. Сведение, разведение лопаток; поднимание, опускание плеч одновременно, поочередно и т.д. (1—1,5 мин.).
Лучше выполнять под музыку.
7. «Хлопки».
И.п. — о.с. Поднять руки вверх как можно выше — хлопок руками; опустить вниз за спину — хлопок (6—8 раз).
Хлопки выполнять громче; стараться руки не сгибать в локтях.
8. «Наклонись ниже».
И.п. — о.с. Наклоны вперед с одновременным отведением назад прямых рук как можно дальше (5—6 раз).
Смотреть прямо перед собой; наклоняться как можно ниже.
9. «Повернись».
И.п. — о.с. Поочередные повороты туловища в правую и левую стороны с хлопком (5—6 раз).
Ноги с места не сдвигать. Дыхание произвольное.
10. «Рыбка».
И.п. — лежа на спине. Медленно поднимать голову и плечи, смотреть на носки 3—5 с (5—6 раз).
Руки можно поставить в замок за голову. Локти развести шире. Постепенно увеличивать время статического напряжения мышц верхнего плечевого пояса.
11. «Мостик»
И.п. — то же. Прогибание туловища с опорой на локти или предплечья. Удерживать «мост» 3—5 с (4—6 раз).
Постепенно увеличивать время удержания «моста»; не сгибать ноги в коленях.
12. «Медуза».
И.п. — лежа на спине. Одновременно поднять вверх руки и ноги; развести их в стороны. Удерживать 3—5 с.
Постепенно увеличивать время удержания; не сгибать руки и ноги; не задерживать дыхание.
13. «Лодочка».
И.п. — лежа на животе. Руки поднять вперед — вверх, прогнуться в пояснице (5—6 раз).Ноги от пола не отрывать.
14. «Ноги выше».
И.п. — то же Поочередное поднимание прямых ног вверх; руки согнуты в локтях, лежат под подбородком (6—7 раз).
Во время поднимания ног — отводить голову назад, потянуться; ладони не отрывать от пола.
15. «Поплыли».
И.п. — то же, руки вверху. Имитация движений плавания стилем «брасс». Руки — вперед, в стороны, перед грудью и т.д.; ноги согнуть в коленях, стопы — наружу, развести в стороны и т.д. (40—50 с).
Дыхание произвольное.
16. «Коровка».
И.п. — стоя на четвереньках. Произвольные продвижения по залу на четвереньках. Можно с произношением «му-му-му» на выдохе (40—50 с).
Голову не опускать.
17. И.п. — в ходьбе. Ходьба с мешочком песка на голове (до 1 мин.).
Стараться не уронить мешочек.
18. «Пружинка».
И.п. — о.с. Пружинящие приседания с мешочком на голове (6—8 раз).
Спину держать ровно, смотреть вперед.
Нарушения осанки: причины, разновидности, профилактика.
Идеальная осанка – это не просто внешняя эстетика тела человека, но и залог здоровья позвоночника. А значит, и многих других органов и систем организма. Однако идеальная осанка дана не всем. Кто-то рождается с патологиями, а многие приобретают нарушения осанки по разным причинам.
Больше о причинах возникновения, разновидностях нарушения осанки и профилактике этих патологий читайте в статье ниже.
Причины нарушения осанки
Нарушения осанки — это любое отклонение туловища от естественного положения вследствие нарушения физиологических изгибов позвоночника (сглаживания или наоборот усиления).
Нарушения осанки не считаются болезнью. Однако являются прямой предпосылкой для развития серьезных болезней. Например сколиоз, патологический кифоз и патологический лордоз. Многие другие болезни опорно-двигательного аппарата также могут быть спровоцированы «банальными» нарушениями осанки. Так что игнорировать нарушения осанки нельзя ни в детском, ни во взрослом возрасте.
Причины нарушения осанки могут быть врожденными (различные аномалии развития позвонков) и приобретенными. Приобретенные нарушения осанки встречаются гораздо чаще.
Наиболее распространенные причины приобретенных нарушений осанки:
- Неправильное положение тела за столом в течение длительного времени.
Поэтому нарушение осанки – бич школьников, студентов и представителей сидячих профессий.
- Неправильное соотношение высоты стола и стула на рабочем месте относительно роста человека.
Длительное напряжение спины в одном положении в сочетании с недостаточной физической активностью. - Травмы шеи, спины.
- Некоторые инфекционные заболевания.
- Болезнь Бехтерева (хроническое воспаление суставов позвоночника).
- Рахит.
- Плоскостопие.
- Дисплазия тазобедренных суставов.
Первые признаки нарушения осанки у взрослого или ребенка нетрудно заметить, если быть внимательным. Это сутулость, слишком сильный поясничный изгиб, выдвинутая вперед шея, неестественно округлая спина. Или наоборот – ровная, как доска, спина.
Какие бывают разновидности нарушения осанки?
Разновидности нарушений осанки различают в зависимости от искривления разных отделов позвоночника.К примеру, при сутулости увеличивается кифоз и уменьшается лордоз. Если кифоз увеличивается еще сильнее, а лордоз при этом практически полностью отсутствует, врачи говорят о круглой спине. Встречается также кругловвогнутая спина. При этом увеличивается и кифоз, и лордоз (не только поясницы, но и шеи). По аналогии с предыдущими примерами, есть плоская (сглажены абсолютно все природные изгибы) и плосковвогнутая (уменьшенный кифоз и нормальный или увеличенный лордоз) спина.
Диагноз «сколиоз» встречается наиболее часто среди детей школьного возраста. И это уже не просто вид нарушения осанки, а болезнь позвоночника. Она характеризуется искривлением позвоночника вправо или влево от своей естественной оси. При этом сдвигаются позвонки, которые сдавливают нервные корешки, вызывая боль, затрудняя полноценное дыхание.
Сколиоз различить легко: одно плечо выше, чем другое, треугольники талии асимметричны в вертикальном положении тела, ось позвоночника искривляется в форме буквы S, со временем формируется реберный горб.
А начинается сколиоз с асимметричной (сколиотической) осанки. Если вовремя заметить дугообразное искривление позвоночника в сторону, пока позвонки еще не начали скручиваться, вернуть здоровую осанку будет намного проще и быстрее.
Диагностика и профилактика нарушения осанки
Обычно нарушения осанки легко диагностировать с помощью внешнего осмотра и инструментальной диагностики. Раньше это была рентгенография, но в наше время намного эффективнее, информативнее и безопаснее использовать МРТ.
Магнитно-резонансная томография безопасна даже для маленьких детей и беременных женщин, так как не имеет вредного излучения, в отличие от рентгена.
Профилактика нарушений осанки несложная, но она заслуживает особого внимания. Особенно если речь идет о школьниках, студентах или офисных работниках.
Родителям школьников нужно тщательно подбирать стол и стул с учетом роста ребенка. Правильно организовать эргономичное учебное место с освещением. Чтобы позвоночник ребенка не страдал от тяжестей, необходим качественный ортопедический портфель.

Многие из этих рекомендаций отлично подходят и для взрослых. К примеру, правильная организация рабочего места, перерывы в работе на разминку и компенсация сидячей работы физической активностью в свободное время станут достаточно эффективной профилактикой нарушений осанки.
Профилактика нарушений осанки у детей и подростков
Осанка — это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка — это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека. Нарушения осанки и сколиоз — самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
С возрастом количество детей, имеющих нарушения осанки возрастает. При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.
Осанка считается нормальной, если ребенок держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.
Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.
Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений. Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки — правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.
Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.
Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель — без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.
Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.
Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.
Желательно максимально ограничить игры и общение с помощью мобильного телефона. При использовании мобильного телефона спину необходимо держать ровно.
Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.
Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.
Соблюдение всех мер профилактики позволит Вашему ребенку оставаться здоровым и успешно учиться в школе.
Врач-гигиенист А. А. Чембрович
Консультация «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»
ОСАНКА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ
Под осанкой следует понимать привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. В более широком понимании осанка — это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.
Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба — шейного лордоза — начинается вскоре после рождения ребенка под воздействием работы мытищ, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб — грудной кифоз — начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда ребенок начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба — поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз) — и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности.
Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, т. е. остеохондроз.
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к снижению амортизационной способности, а значит, и к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.
Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза — во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.
Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей — увеличивается и т. д. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается благодаря разному взаиморасположению частей тела и разным усилиям мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания имеет отличия.
Нормальная осанка дошкольника. Грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Нормальная осанка школьника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Нормальная осанка юноши и девушки. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.
При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.
. Простейший тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости — встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов — примерно 2—3 пальца.
Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
Виды нарушений осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
Сутулость — нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника .
Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов:
· затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта;
· уменьшается жизненная емкость легких; снижается обмен веществ;
· появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Профилактика нарушений осанки.
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями.
Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.
Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится.
Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2—4 см заходит под край стола. При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.
ПЛОСКОСТОПИЕ
По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.
При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.
При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.
Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.
Виды плоскостопия.
В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.
Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: «весь день на ногах».
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:
· на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;
· на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;
· под внутренней и наружной лодыжками;
· между головками предплюсневых костей;
· в мышцах голени из-за их перегрузки;
· в коленном и тазобедренном суставах;
· в бедре из-за перенапряжения мышц;
· в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).
Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.
Другой вид этой болезни — травматическое плоскостопие.
Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Пятка в сочетании с ладьевидной и кубовидной костями, а также трубчатыми плюсневыми косточками напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком. А теперь представьте, что на этот свод обрушилась бомба. Стоит ли говорить, как трудно потом восстановить первоначальную тонкую, кропотливую работу Создателя.
Следующий вид — врожденное плоскостопие. Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.
У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.
Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.
Рахитическое плоскостопие — не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция — этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).
Паралитическая плоская стопа — результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.
Диагностика плоскостопия.
Диагностика плоскостопия проходит на визуальном плантоскопе.
Визуальная экспресс-оценка степени продольного уплощения стопы при плантоскопии: Установка пациента. Стопы параллельны друг другу, на ширине ~ 5-10 см друг от друга (на ширине «клинической базы») и выставлены таким образом, чтобы точки А и А’ лежали на одной прямой.
Точки А и А’ – наиболее выступающие точки внутреннего (медиального) края отпечатка пятки и плюсневого отдела стопы.
Точка Р – середина расстояния АА’.
Линия PQ – перпендикуляр к линии АА’.
Точки Qи P’ соответствуют наружному и внутреннему краю зоны анемии опорной части среднего отдела стопы.
Оценка степени уплощения делается по расположению границ зоны анемии в среднем отделе стопы по отношению к третям перпендикуляра PQ.
У новорожденного своды стопы отсутствуют (так же, как и физиологические изгибы позвоночного столба). Начало формирования сводов стопы связано с началом прямохождения. У взрослого человека ширина опорной части продольного свода в норме составляет приблизительно ? от ширины всей стопы в средней её части.
Нормальное расположение зоны анемии в зависимости от возраста пациента:
Дети до 3-4 лет – граница зоны анемии расположена в середине внутренней трети перпендикуляра PQ (физиологическое плоскостопие, если оно не сопровождается вальгусным отклонением пяточного отдела стопы более 7 %.
Дети 5-7 лет – граница зоны анемии расположена на границе внутренней и средней третей перпендикуляра PQ.
Дети 8-18 лет – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра PQ.
Взрослые – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра либо на границе средней и наружной трети перпендикуляра PQ.
Профилактика плоскостопия.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.
Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.
Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.
Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.
Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.
В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велосипедах. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.
Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.
Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.
Рекомендации для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Работа выполнена Павловой Л. А, Лобачёвой Л. Ф.
Правильная осанка и, как следствие, здоровый позвоночник – это основа здоровья всего организма человека в целом. Поэтому каждый родитель должен задать цель научить своего ребенка с самого раннего детства правильной осанке, так как здоровый позвоночник станет залогом долгой и счастливой жизни нового человека.
Чтобы ваш ребенок в будущем не испытывал проблем, необходимо научить его заботиться о своей спине.
Сделать это несложно, если следующие правила станут постоянными спутниками вашей жизни. Это самая традиционная профилактика, но ей нужно заниматься постоянно.
- Залогом здорового позвоночника станет постоянная физическая нагрузка.
Это ежедневная гимнастика и умеренные физические упражнения, которые направлены на укрепление мышц спины. Мышцы поддерживают позвонки и позвоночные диски, поэтому именно они играют ведущую роль при укреплении позвоночника.
- Сделайте дома «Стену осанки» и периодически в игровой форме побуждайте ребенка проверять на ней свою осанку. Помимо этого напоминайте о соблюдении правильного положения спины при разных положениях тела. Нормальной осанкой считается прямое положение спины и головы, симметричное положение лопаток, надплечниц, ягодиц, одинаковая длина конечностей.
- Ребенка трудно заставить постоянно контролировать себя и держать осанку, поэтому используйте игры, в которых заданием является соблюдение правильного положения спины.
- Сон вашего ребенка должен быть качественным и здоровым, а кровать должна способствовать формированию правильной осанки. Неправильное сутулое положение тела во время сна может отрицательно сказаться на здоровье позвоночника малыша, поэтому выбирайте жесткий матрац из натуральных материалов.
- Дополнительной лишней нагрузкой на внутренние органы и позвоночник является лишний вес. Поэтому если у вас имеются сомнения в весе вашего ребенка, обратитесь к педиатру.
- Больше гуляйте вместе на свежем воздухе! Движение и свежий воздух творят чудеса! Здоровья вам и вашему малышу!
Результаты из 16 округов Словакии
Цель . В нашем исследовании мы хотели выявить количество имеющихся деформаций позвоночника и осанки у младших школьников. Методы . Выборку составили 311 здоровых школьников 6-7 лет. Мы использовали метод Клейна, Томаса и Майера для оценки осанки. Кривизну позвоночника оценивали по отвесной линии. Мышечный дисбаланс оценивался с помощью стандартизированных мануальных тестов профессора Янды. Результаты оценивали по численности базовой популяции и с использованием программы ANOVA.Мы определили уровень статистической значимости при p = 0,05. Результаты . Обнаружено статистически значимое возникновение нарушения осанки. Нарушение осанки имело место более чем у 50% обследованных школьников. Деформации позвоночника в сагиттальной плоскости превышают 30 % (C = 37,94212 %; Th = 32,15434 %; L = 30,22508 %). Во фронтальной плоскости деформации имелись у 13,18328% учащихся. Нарушения позвоночника и осанки сопровождались мышечным дисбалансом (ригидность и слабость мышц). Заключение .Скрининг является хорошо обоснованным методом раннего выявления нарушений позвоночника и осанки. По результатам скрининга специалисты могут принять профилактические меры. Поскольку в нашем исследовании распространенность деформаций позвоночника и нарушения осанки у детей была высокой, мы рекомендуем регулярный скрининг в клинической практике.
1. Введение
Заболевания опорно-двигательного аппарата являются одними из наиболее распространенных заболеваний в детском возрасте. Они считаются древнейшими из известных болезней человека.Первые письменные упоминания об их возникновении и лечении встречаются в древнеиндийской религиозно-мифологической книге 3500-1800 гг. до н.э. [1].
В настоящее время заболевания опорно-двигательного аппарата являются наиболее частым диагнозом, по поводу которого дети обращаются к врачу. В Австралии детей в возрасте до 18 лет обычно лечат в учреждениях первичной медико-санитарной помощи со скоростью 5,8 (95% ДИ: 5,6–6,1) на 100 обращений из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом. Это можно экстраполировать на оценку 880 000 проблем с опорно-двигательным аппаратом у детей и подростков, которым ежегодно лечат в Австралии [2].Американская ассоциация хирургов-ортопедов описывает ежегодное возникновение аномалий опорно-двигательного аппарата у 9,6 млн детей в возрасте до 19 лет [3]. Бржек и др. [4] сообщают о частоте заболеваний опорно-двигательного аппарата в Польше от 30 до 69%.
Серьезной проблемой детей являются деформации опорно-двигательного аппарата, но особенно позвоночника и осанки [5]. В частности, сколиоз представляет собой наиболее частый диагноз у детей, обращающихся в реабилитационное отделение [6]. По данным американского Министерства образования [7], Национальное общество по исследованию сколиоза оценивает, что шесть миллионов американцев страдают сколиозом, боковым или боковым искривлением позвоночника. В Соединенном Королевстве распространенность подросткового идиопатического сколиоза оценивается в 2-3% детей в возрасте от 10 до 16 лет, если использовать определение искривления позвоночника более 10°. Более крупные изгибы встречаются с меньшей частотой, и, по оценкам, 40-градусные изгибы составляют 0,1% от общей популяции AIS, тогда как частота изгибов между 20 и 30 градусами составляет примерно 0.3 до 0,5%. В недавнем перекрестном исследовании в Японии оценивалась распространенность искривления более 10° в возрастной группе от 11 до 12 лет и в возрастной группе от 13 до 14 лет [8]. Идиопатический сколиоз — наиболее распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у детей, вызывающее трехмерную деформацию позвоночника. Раннее выявление этого прогрессирующего заболевания имеет важное значение [9].
Возникновение деформаций позвоночника у детей имеет тревожные масштабы [10]. Отчасти это обусловлено современным образом жизни детей, семей и целых сообществ, для которого характерны гипокинезия и длительная перегрузка опорно-двигательного аппарата в постурально невыгодном положении сидя.Отсутствие движения и длительное сидение способствуют учащению возникновения деформаций позвоночника и нарушения осанки у детей [11–13]. Специалисты ряда стран отмечают учащение нарушений осанки и деформаций позвоночника у детей. Профессор Янда считает их пандемией современности [14]. Увеличение количества времени, проведенного в сидячем положении после того, как дети начинают ходить в школу, и уменьшение естественных движений детей создают идеальные условия для формирования плохой осанки и деформаций позвоночника.Заболеваемость этими диагнозами отслеживалась в 16 округах Словакии.
2. Материалы и методы
Оценка состояния позвоночника и осанки проводилась в 2016/2017 учебном году. Выборку составили 311 учащихся 6 и 7 лет. Обследуемые учащиеся не имели неврологических, ортопедических, вестибулярных и других врожденных или приобретенных нарушений. Были учащиеся без диагностированных нарушений опорно-двигательного аппарата. Учащиеся были обследованы с согласия их законных представителей.Обследование проводилось в рамках проекта «Здоровый позвоночник» под эгидой Национального спортивного центра и Министерства образования, науки, исследований и спорта Словацкой Республики. Для анализа осанки мы выбрали аспексию. Учащиеся ходили босиком. и в нижнем белье.Обследование проводилось на расстоянии 1 м.
Для оценки осанки мы выбрали методику по Клейну и Томасу и Майеру [15].Методика оценивает 5 отделов тела: (I) голова и положение тела, (II) форма грудной клетки, (III) форма живота и наклон чаши, (IV) общая кривизна позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях и (V) высота плеч и положение плеч.Положение сегментов выражается числовым значением от 1 до 4. Физиологическое положение сегмента тела выражается 1, хорошая осанка выражается 2, слабая осанка обозначается 3, а значение 4 представляет собой плохая осанка. Подсчитываются баллы за каждый сегмент и выводится общий балл. На основании общего балла испытуемые распределяются по 4 постуральным категориям. Чем ниже общий балл, тем лучше осанка ребенка, и наоборот.
Группы следующие: (i) Идеальная осанка 5 баллов (позуральная категория A) (ii) Хорошая, почти идеальная осанка 6–10 баллов (позуральная категория B) (iii) Обморочная осанка 11–15 баллов (позуральная категория C) (iv) Нарушение осанки 16–20 баллов (позуральная категория D)
Искривление позвоночника оценивали по отвесу.Наблюдали наличие деформаций в сагиттальной плоскости (гиперлордоз и гиперкинезы) и во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка). Мы рассмотрели отвес от жатки. При оценке искривления позвоночника в сагиттальной плоскости отвес от головы должен касаться кифоза, проходить по межъягодичной линии и падать между пятками, величина лордоза может составлять 2,5-3 см, а величина шейного лордоза может быть в пределах 2-2,5 см [15]. Большие или меньшие отклонения расценивались как патология. В сагиттальной плоскости в основном наблюдалось возникновение деформаций в грудном отделе позвоночника. Грудной отдел позвоночника, по данным литературы, является наиболее частой формой деформации [16–18].
Если отвес шел от головы, проходил через центр через нематериальную линию и опускался к пятке, то сколиотическое искривление исключалось. Отклонение кривой вправо или влево от отвеса подтверждало сколиотическую осанку [15].
Нарушения искривления позвоночника и нарушения осанки сопровождаются поражением мягких тканей: мышечно-связочного аппарата.По словам профессора Янды, состояние мягких тканей контролировали с помощью стандартизированных мануальных тестов.
Мы тестировали ослабление мышц, укорочение (ригидность) мышц и гипермобильность. Мы выбираем постуральные мышцы, которые, согласно Янде [19], непосредственно влияют на осанку и искривление позвоночника. Оценка мышц проводилась в стандартных условиях с соблюдением всех политик и правил тестирования.
Мышечная сила оценивалась для мышц, подверженных ослаблению: шейных сгибателей, m. прямая мышца живота, m. косые мышцы живота, наружная и внутренняя мышцы живота, средние и нижние фиксаторы лопаток (mm. rhomboidei, m. trapezius, средняя и нижняя часть), mm. максимальная ягодичная мышца. Определение мышечной силы оценивали по шести основным уровням, которые выражают процент максимальной мышечной силы: (i) Уровень 0-0%, нет активного движения (ii) Уровень 1-10%, присутствует только сокращение мышц (iii) Степень 2-25%, мышца сокращается на четверть нормальной мышечной силы (iv) Степень 3-50%, мышца сокращается на половину нормальной мышечной силы (v) Степень 4-75%, мышца сокращается на три четверти нормальной мышечная сила (vi) Степень 5-100%, представляющая нормальную, физиологическую мышечную силу [19, 20]
Мышечная жесткость была протестирована для мышц, подверженных укорочению.Мы тестировали следующие мышцы: m. верхние трапециевидные волокна, mm. мышцы, выпрямляющие позвоночник, m. большая грудная мышца, m. квадратная мышца поясницы и m. подвздошно-поясничная. При тестировании укороченных мышц различали три степени сокращения: (i) степень 0: мышца не укорочена; сустав имел физиологические движения (ii) Степень 1: мышца была укорочена; движение в суставе незначительно ограничено (iii) 2-я степень: мышца значительно укорочена; движение в суставе было ограничено [19, 20]
Если мы обнаруживали более высокую подвижность в суставе, то есть физиологическую, мы классифицировали это как гипермобильность.
Результаты обследований обработаны в программе MS EXCEL, 2013. Для анализа результатов использовались методы описательной статистики. Чтобы проверить предположения, мы использовали базовый тест подсчета акций и программу ANOVA. Мы определили уровень статистической значимости при p = 0,05.
Для проверки первого предположения о правильной осанке использовались математические гипотезы, сформулированные в виде нулевой и альтернативной гипотез. Мы предположили правильную осанку не менее чем у 50% учащихся начальных классов.Точность допущений была проверена с помощью теста базового подсчета акций. Проверялась гипотеза о непротиворечивости базового множества π и константы π 0 .
нулевая гипотеза: H 0 : π = π = π 0.
Альтернативная гипотеза для двустороннего теста: π ≠ π 0.
в корпусе одностороннего теста мы сформулировали альтернативную гипотезу: π < π 0, или π > π 0.
Диапазон набора n = 311 был достаточно высоким, и распределение выборки можно было аппроксимировать нормальным распределением и использовать тестовую статистику для подразделения N (0,1). Мы сравнили тестовую характеристику с критическим значением z. Если , мы рекомендуем принять нулевую гипотезу. В противном случае мы рекомендуем принять альтернативную гипотезу.
Для проверки второго предположения мы использовали программу ANOVA. Мы сформулировали основную гипотезу: H 1 : хотя бы в одной паре средних значений нет равенства.
Пусть , i≠j, i, j=1,2,3.
Мы определили уровень статистической значимости при p = 0,05.
3. Результаты
Результаты оценки осанки и распределения учеников по постуральным категориям представлены в табл. 1. Общее количество обследованных учеников составило 311 человек (n = 311). В столбце А указано количество детей, чья осанка была оценена как идеальная. Общая оценка для отнесения к этой постуральной категории, согласно Кляйну, Томасу и Майеру, составила 5 баллов.В столбце В представлено количество детей, чья осанка была оценена как хорошая, почти идеальная. Общая оценка для отнесения к этой постуральной категории, согласно Кляйну, Томасу и Майеру, составила 6–10 баллов. В столбце C представлено количество детей, чья осанка была оценена как обморочная. Общий балл для отнесения к этой постуральной категории, согласно Кляйну, Томасу и Майеру, составил 11–15 баллов. В столбце D указано количество детей, чья осанка была оценена как плохая.Общий балл для отнесения к этой постуральной категории, согласно Кляйну, Томасу и Майеру, составил 16–20 баллов. Правильная осанка была суммой детей в категории А+В и представлена в столбце А+В. Неправильная осанка соответствовала сумме детей группы С+Г и представлена в столбце С+Г.
|
Обследовано 311 школьников, 53 школьника имели идеальную осанку и были отнесены к постуральной категории А.Хорошая, почти идеальная осанка была оценена у 118 учеников, и они были отнесены к постуральной категории B. Обморочная осанка была оценена у 99 учеников, и они были отнесены к постуральной категории C. Плохая осанка присутствовала у 41 ученика, и эти ученики были отнесены к постуральной категории D. Правильная осанка оценивалась у 171 ребенка (столбец A + B), а неправильная осанка оценивалась у 140 детей (столбец C + D).
Количество для правильной осанки: n s = 171; π =171/311=0,549839; q= 1- π = 0,450161; константа π 0 =0,5.
Тестовые характеристики: 1,766647, z0,05= 1,644854.
Вычисленное значение «z» выше критического значения, поэтому мы рекомендуем принять альтернативную одностороннюю гипотезу. В ходе исследования была обнаружена статистически значимая встречаемость неправильной осанки у детей. Оно имело место более чем у 50% обследованных школьников.
Дополнительное предположение заключалось в том, что наиболее критической частью позвоночника, наиболее подверженной деформации, является грудной отдел позвоночника в сагиттальной плоскости.Возникновение все патологическая кривизна позвоночника показана в таблице 2.
|
в образце Патологическая кривизна позвоночника в Сагиттальном самолете была найдена следующим образом: кривизна дефекты шейного отдела позвоночника (С) обнаружены у 118 школьников (37. 9%), в грудном отделе позвоночника (Th) нарушения искривления выявлены у 100 учеников (32,2%), а в поясничном отделе позвоночника (L) — у 94 учеников (30,2%). Деформации во фронтальной плоскости (сколиотическое искривление) выявлены у 41 ученика (13,2%).
После оценки грудного отдела позвоночника в сагиттальском самолете мы рассчитали на следующие параметры, как показано в таблицах 3 и 4.
|
Отдел позвоночника | Нет учеников с деформациями | деформации в% | Заказ деформации | |
C | 118 | 118 | 37 94212 | 1 |
Th | 100 | 32 17434 | 2 | |
L | 94 | 30,22508 | 3 | |
90 115 |
В первом тесте (Таблица 3), где мы тестировали только грудное (Th) искривление на уровне значимости 0. 05, грудное (Th) искривление оказалось статистически значимым (табл. 3, значения ). Является ли это искривление значительно больше, чем другие искривления позвоночника?
Чтобы проверить это предположение, мы создали таблицу 4 и использовали программу ANOVA. В таблице 4 мы представляем встречаемость дефекта искривления позвоночника у детей и дефекты искривления позвоночника от наиболее пораженного отдела к наименее пораженному сегменту позвоночника.
Деформации грудного отдела позвоночника (Th) в сагиттальной плоскости являются второй по частоте патологией по сравнению с дефектами искривления шейного (C) и поясничного (L) позвоночника.Сопоставимы ли результаты или между ними есть значительные расхождения? Мы проверили результаты с помощью программы ANOVA. Результаты показаны в таблицах 5 и 6.
![]() Нарушения искривления позвоночника и нарушения осанки сопровождаются поражением мягких тканей: мышечно-связочного аппарата.Состояние мягких тканей представлено в таблицах 7 и 8. В таблице 7 представлен мышечный дисбаланс (укорочение и слабость мышц). В левой части Таблицы 7 представлены укороченные мышцы, а в правой части — слабые мышцы. В таблице представлены средние значения укорочения и ослабления мышц, стандартное отклонение, наиболее часто встречающееся укорочение, соответственно значения слабости мышц (МОДА), медианные значения, а также минимальное (МИН.
|