Содержание

Портрет группы.Личностно-ориентированная модель воспитания. | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Портрет группы
Личностно-ориентированная модель воспитания.
МБДОУ Д/С №4 «Теремок». средняя группа
Автор : Асеева Людмила Николаевна
Цель: выявление характерных особенностей детей средней группы.
Задачи:
1. Получение данных и анализ персональныххарактеристик воспитанников группы.
2. Выявление «проблемных» зон развития воспитанников группы.
3. Составление общей характеристики группы детей: обобщение и дифференциация индивидуально-личностных проявлений.
Ожидаемый результат: создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Социально-демографические данные
Общее количество детей в группе – 16 человек.
Пол:
Девочек – 7
Мальчиков — 9
Возраст:4 -5 лет.
Национальность:русские
Состав семьи:
Полная — 10,
Неполная – 6.
В семье 1 ребёнок — 5 семей; по 2 ребёнка — 8 семей; 2 семьи- многодетные, 3 ребёнка.
1 группу здоровья имеют 5 детей, 11 человек- 2 группу здоровья.
3 семьи проживают вместе с родителями (бабушками и дедушками).
4 семьи, где молодые родители, возраст которых до 25 лет.
Образовательный уровень родителей:
Высшее образование: 7 семей,
Средне-специальное образование: 9 семей
Социальное происхождение членов семьи:
3 семьи – мамы домохозяйки, папы служащие;
5 семей – родители рабочие;
6 – родители служащие;
2 – интеллигенция.
Место жительства родителей:Новосибирская область, г. Искитим
5 семей проживают в частных домах;
10 семей — в многоквартирных домах.
Социально-психологический портрет группы :
Все дети проявляют интерес к познанию окружающего мира. У 16 человек возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, представление о цели действия, способах её достижения. Развиваются продуктивные виды деятельности, особенно, конструктивная и ИЗО. 14 детей овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношения между ними. Дети активно овладевают связной речью, 15 человек могут рассказывать об игрушке, картинке, о событиях из личной жизни, заучивать стихи.
У 5 человек имеются незначительные нарушения речи. Диалогическая и монологическая речь развита у 11 человек, для 5 детей ведётся коррекционная работа по развитию речи. Происходят заметные качественные изменения в развитии двигательной активности детей, физическое развитие у детей в пределах нормы. У всех детей сформированы культурно-гигиенические навыки. В коллективе укрепляются доброжелательные отношения между детьми, а также с другими детьми старшего и младшег

Статья (старшая группа) на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 377»

Контрольная  работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Луковникова Ирина Юрьевна

 Довгяло Валерий Казимирович

 

ПЕРМЬ 2018

        Возрастной период старшего дошкольного возраста с 5 до 6 — 7 лет. В этот период различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

        Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие, он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать. Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

        Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста, является игра. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил, жестко контролируется дошкольником. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью. Моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

        Основные новообразования личностного развития старшего дошкольного возраста является:

        1.Формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др.), возникает новый тип мотивации — иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость поведения и создает единство их личности 
        2. Возникновение первичных этических инстанций. Формирование этических оценок и представлений идет по пути постепенного дифференцирования слитых воедино непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки. Исходя из моральной оценки поступка взрослым, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к хорошим или плохим.
        3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать других, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями, поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Содержанием самооценки является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся н подчинении или неподчинении правилам поведения. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию 
        4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, т.е. возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).


Основные новообразования познавательного развития старшего дошкольного возраста:
        1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней. Основная особенность развития воображения — постеленное обособление мира фантазии от реальности. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте воображение тесно слито с реальностью, фантазии детей по большей части непроизвольны, то в старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, т.е. появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг такого, который достаточен для перехода ребенка к школьному обучению, то переход ребенка в условия учебной деятельности является преждевременным.
        2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника — наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. К концу дошкольного возраста в развитии данной способности намечается переход от эгоцентризма к децентрации, что и подводит ребенка к элементарно научному восприятию мира. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются прежде всего образными формами.
        3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника, В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи» со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель — сосредоточиться. запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре» затем под влиянием взрослых» при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

Психологический портрет дошкольника

    Дошкольный возраст  — это ключевой возраст в жизни каждого ребенка, по мнению многих психологов и педагогов. Психологический портрет дошкольника формируется через выявление особенностей познавательной сферы, развития индивидуальности, установку особенностей поведения и общения.

Внимание детей дошкольного возраста становится более осознанным, контролируемым и глубоким. Так же как и память – ребенок лучше запоминает, начинает припоминать, что-то из ранее встречавшегося, пережитого.

У большинства уже развита и механическая и непосредственная память. Дети в дошкольных образовательных учреждениях учатся запоминать при помощи механических повторений. В конце дошкольного возраста ребенок должен уметь понимать рассуждения, логически и правильно использовать слова во многих бытовых ситуациях.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда, учения детей можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний дошкольный возраст (4 — 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 — 6 лет).

Начиная со среднего дошкольного возраста можно различать в играх ребенка сюжетную линию и конкретные роли, и действия им предписанные. На последнем этапе  дошкольного возраста ребенок уже может создавать что-то полезное и сам приносить пользу.

Проследив все черты психологического портрета дошкольника на всех трех этапах, можно отметить, что завершение последнего этапа дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок начинает все делать произвольно и осознанно, не только просто воспринимая окружающий мир, а еще анализируя его и все происходящее вокруг. Детский разум в конце дошкольного возраста берет за основу принцип системности, и  ребенок начинает идентифицировать себя как личность определенного пола.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальным развития каждого ребенка и у каждого ребенка взросление идет индивидуально.

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ.

Общие сведения о ребенке:

Ф.И. ребенка

Дата рождения

МБДОУ № 23 посещает с

Сведения о состоянии здоровья.

2 группа здоровья. Основная физическая группа. Гармоничное развитие.

Общие сведения о семье.

Мама – (Ф.И.О. место работы)

Папа – (Ф.И.О. место работы)

 Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и старшей сестре с большой любовью. Жилищные и материальные условия удовлетворительные. Ребенок всегда опрятен, аккуратен.

Особенности познавательной деятельности.

Проявляет интерес к познавательной деятельности. Уровень познавательного развития соответствует возрасту. На занятиях проявляет активность. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Особенности внимания. Внимание у воспитанника устойчиво и произвольно,  легко привлекается, может сосредоточиться. Концентрация, переключаемость и устойчивость внимания соответствует возрастной норме. Может заниматься в течение 25-30 минут как совместно со  взрослым, так и самостоятельно.

Особенности мышления. Наглядно-образное мышление соответствует возрасту.

Особенности речи. Речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы, имеются трудности в произношении звуков.

Эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевая сфера сформирована в соответствии с возрастом. (Имя) общительный и доброжелательный ребенок. В общении со взрослыми и с детьми трудностей не испытывает.

Интеллектуальное развитие. Отношение к занятиям положительное.  На занятиях активен, очень редко требуется индивидуальная помощь взрослого. Умеет пользоваться дополнительными источниками информации. Не уверен в себе, даже при правильно выполненном задании.

Имеются нарушения зрительного восприятия: испытывает трудности в написании графических диктантах.

  • Уровень усвоения программы по познавательному развитию средний.

Хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Имеет представление о плоскостных (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапеция и т.д.) и объемных (цилиндр, шар, куб) геометрических фигурах и называет их, классифицирует геометрические фигуры по признакам. Может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Сопоставляет между собой по величине большое количество предметов. Владеет счетом в пределах 10. Сравнивает предметы и устанавливает их сходство и различие.  Ориентируется в понятиях «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее – короче». Хорошо знает части суток и дней недели.

Возникают трудности в пространственной ориентировке, путает право-лево.

Проявляет познавательный интерес к окружающему миру, устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в живом и растительном мире имеет  представление о явлениях природы, их сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывает их с изменениями в жизни людей, животных, растений. Называет времена года, знает названия и порядок месяцев.

  • Уровень усвоения программы по изобразительной деятельности – средний.   Мелкая моторика развита в пределах возрастной нормы. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, на занятиях пользуется кистью, карандашами, фломастерами, держит их правильно, нажим слабый. Умеет развивать сюжет в рисунке. При выполнении работ по аппликации ориентируется на листе бумаги, самостоятельно вырезает предметы, лепке или рисованию сравнивает свою работу с образцом. В случае возникновения затруднений охотно принимает помощь взрослого.

Проявляет неаккуратность при выполнении работы.

  • Уровень усвоения программы по физическому воспитанию средний. Уровень усвоения физических качеств соответствует возрасту.
  •  Уровень усвоения программы по музыкальному воспитанию – средний.

Игры и интересы ребенка.

В игровой деятельности инициативен, проявляет активность в выборе игры,  игровых действиях, способен проявить фантазию и придумать сюжет и правила игры. Считается с интересами других детей, умеет решать споры, часто идет на уступки.  Отдает предпочтение играм  с конструктором, строительным материалом, в игре активно использует предметы заместители. Понимает и выполняет правила игр. 

Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки соответствуют возрасту. В самообслуживании самостоятелен, следит за внешним видом. Владеет элементарными правилами поведениями во время еды, столовыми приборами пользуется в соответствии с их назначением. Аккуратно моет руки и лицо.

Заключение: Уровень усвоения программы  средний.

Заведующий МБДОУ д/с №                                                  

Воспитатели МБДОУ д/с №

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива «Портрет группы глазами каждого»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

Тренинговое занятие

на сплочение детского коллектива

«Портрет группы глазами каждого»

( с 11 по 14 лет)

Подготовила:

Гацула Ирина Вячеславовна

педагог дополнительного

образования,

социально-психологического

направления

г.Донецк-2017г.

Цель: создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, сплочение учащихся, преодоление барьеров в межличностных отношениях, построение эффективного взаимодействия детей друг с другом, развитие коммуникативных навыков, создание проекта «Портрет группы».

Задачи:

— создание благоприятного психологического климата;

— сплочение учащихся, формирование доверия друг к другу;

— преодоление барьеров в межличностных отношениях,

— развитие коммуникативных навыков;

-развитие умения понимать выражения чувств окружающих людей и адекватно выражать  свои чувства;

— создание проекта «Портрет группы».

Возраст: учащиеся 11 – 14 лет.

Количество участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, карандаши, маркеры, листы бумаги, ватман, бейджи.

Время занятия: 1– 1,5 часа.

Актуальность: мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в коллективе, поэтому важно учить детей жить в коллективе, учить жить в ладу не только с самим собой, но и с другими. Именно поэтому возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Данный вопрос очень важен, так как от уровня развития коллектива, его сплоченности зависит не только эффективность работы группы, но и психологический комфорт каждого ее члена. Сплоченность коллектива важна, она дает возможность: услышать, увидеть, испытать, ощутить.. От того насколько коллектив сплочен, зависит быстрота достижения желаемого результата, а также его уровень.

1

Ход занятия

1. Приветствие

Цель: установление контакта с участниками тренинга. 

Здравствуйте, ребята! Нам предстоит совместная работа, и поэтому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, которая обычно недоступна в реальной жизни, — выбрать себе имя. Бывает так, что кому-то не очень нравится то имя, которое дали ему родители; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. У вас есть несколько минут для того, чтобы представить себе, что вы все – важные деятели: политики, бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно презентовать себя. Для этого необходимо оформить бейдж. На нем, кроме имени, которое должно быть написано крупно и ярко, нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет вашим символом.

Настало время представиться друг другу. А сделаем мы это так, каждый, по часовой стрелке, одевает бейдж и представляется. Обязательно скажите, с каким настроением вы пришли на занятие и чего ожидаете от тренинга.

Последним представляется педагог-психолог и предлагает разработать правила работы в группе. 

2. Принятие правил работы в группе.

Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!

Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.

2

Список правил (каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом): 

— внимательно слушать, когда говорят другие

— уважать чужое мнение

— начинать свою речь словами «я»

— быть активными

— говорить по одному

Нельзя:

— шуметь когда кто-то говорит, перебивать

— угрожать, драться, обзываться, гримасничать

— ставить другим оценки, давать определение и критиковать.

3. Упражнение-разминка «Те, кто…»

Цель:  поднять настроение и активность участников тренинга, настроить на дальнейшую работу, сплотить участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Те, кто…»

— хлопните в ладоши те, кто любит сладкое;

— поменяйтесь местами те, у кого в группе есть друзья;

— поднимите правую руку те, кто любит играть в футбол;

— хлопните в ладоши те, у кого есть кошка;

— улыбнитесь те, у кого сейчас хорошее настроение;

— поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

-поднимите левую руку те, кто хорошо знает своих одногруппников;

— хлопните в ладоши те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

3

— поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кому 11 лет (называется возраст детей, с какими проводится тренинг).

— помашите мне рукой те, кто хочет узнать, что мы будем сегодня делать на занятии.

Основная часть

Сегодня на нашем тренинговом занятии мы поговорим о вашей группе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – сплочение детского коллектива и построение наиболее эффективного взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность стать единым целым в достижении поставленных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают, иногда даже без слов, поддерживают твои друзья и товарищи, оказывают помощь, когда это необходимо.

4. Игра «Солнце светит для тех, кто…»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Учащиеся усаживаются в тесный кружок. Один из участников, водящий, убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в середине круга.

Задача водящего – получить стул, на который можно сесть.

Учащийся стоящий в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из участников игры, то он (или они) встает и меняется местами с водящим.

Речь водящего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для тех, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для тех, кто носит джинсы». Можно называть индивидуальные пристрастия и антипатии.

4

(«Солнце светит для тех, кто… любит отдыхать на море… любит играть в футбол… любит смотреть фантастику…»).

Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

5. Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.

Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Обсуждение упражнения:

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

5

6. Упражнение с элементом аутотренинга

«Я – в группе». 

Цель: расслабиться, прочувствовать друг друга.

Педагог-психолог: «Закройте глаза… Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа… Подержит его руку в своей… Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)… А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь… Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)… А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)… А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза».

7. Игра «Пустой стул»

Цель: понять друг друга без слов.

Для проведения данного упражнения необходимо нечетное количество участников. В случае необходимости педагог-психолог включается в игру.

Рассчитайтесь, пожалуйста, на «первый», «второй». Все вторые номера сядьте на стулья, первые станьте за спинками стульев, оставшийся без пары учащийся стоит за спинкой свободного стула.

6

Его задача — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего нельзя.

Учащиеся, которые сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собирается пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.

Обсуждение:

Как приглашали кого-то на свой стул?

Как понимали, что вас пригласили на стул?

Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?

8. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Учащимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с надписью «Я могу!». Дети должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записать то, что они могут сделать для своих одногруппников.

По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а затем листочки красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет группы».

Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные качества учащихся стали тем скрепляющим элементом, которое делает группу более сплоченной.

7

9. Игра «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение упражнения:

Что вы чувствовали?

Если не получилось, то почему?

10. Упражнение «Портрет нашей группы»

Цель: создание портрета группы.

Каждый участник тренинга получает небольшой листок бумаги, на котором необходимо нарисовать смайлик. Эмоциональное состояние смайлика должно выражать самочувствие учащихся от общения и взаимодействия с одногруппниками. Затем все работы вывешиваются на ватман с надписью «Портрет группы», дополняя рисунки «Мой портрет в лучах солнца» и образуя общий портрет группы.

11. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить

8

дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Если представится возможность, педагог-психолог старается тоже оказаться в центре круга.

Занятие обязательно завершается рефлексией:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Организационный момент.

Ребята, спасибо за то, что пришли на занятие. Я надеюсь, что вы над чем-то задумались, и будете работать в этом направлении, а полученные навыки обязательно пригодятся в дальнейшем. До новых встреч.

_________________

9

Используемые источники:

– Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. Речь, 2010. – 256 с.

– Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений. – М.: АСТ, 2016. – 640с.

– Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие / сост. Митрофанова М., Бука Т. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 144с.

– Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)

– Шепелева Л. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.

https://www.b17.ru/article/pravilavoskob/

10

Методическая разработка по коррекционной педагогике: Примерные психологические характеристики на детей

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

   _________ очень подвижный, несдержанный, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, пытается решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Часто не осознают своих неудач. Склонен к демонстративности и доминированию. Стремится всегда быть на виду, афиширует свои знания и умения, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если он не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Память избирательна, хорошо запоминает информацию, которая связана с бытовой направленностью, с действиями и словами людей, особенно эмоционально окрашенными. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию. Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить.

    Динамика работы положительная. _________ обучаем, мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результаты

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  _________ в поведении и занятиях склонен анализировать результаты своей деятельности, пытается выяснить причины ошибок. Уверен в себе, активен, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен и дружелюбен. В ситуации неудачи пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие)  или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу. Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания, которые делают другим детям и если видит у себя ту же ошибку, обязательно исправляет её. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения.

  При общении с детьми своей группы доброжелательный, часто помогает маленьким, воспитателю в организации учебной и бытовой деятельности.

    _________ проявляет сильную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты. При построении образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей ребёнка может быть рекомендовано дальнейшее обучение.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 __________ отличает состояния пограничной эмоциональности. Может легко заплакать, засмеяться. Часто провоцирует конфликтные ситуации, проявляет агрессивность в общении с детьми, может употреблять бранные слова. Самооценка занижена, наблюдается отрицание самой себя.

  На занятиях проявляет низкий уровень устойчивости   в достижении поставленной цели, невнимательна, быстро отвлекается, старается отвлечь других детей, кривляется. Упражнения, связанные с анализом, классификацией, исключением лишнего вызывают у Саши затруднения и отказ от выполнения деятельности. Мотивация к обучению выражена слабо. С удовольствием играет в сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения, участия  в спектаклях. Однако проявляет низкую степень волевой регуляции поведения, во время исполнения роли может комментировать реакцию зрителей, игру других персонажей,  но роли в серьёз не воспринимает и контролировать своё поведение не может. Средний уровень развития памяти, устойчивые знания формируются с трудом, есть склонность к забыванию. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности пространственно – временных связей. Речь четкая, эмоционально окрашенная, использует простые предложения, причинно-следственные связи прослеживает с трудом.

     У Саши отсутствует мотивация к обучению, проявляет пассивный характер образовательной  деятельности, новые социальные потребности (в уважении, признании взрослого, стремление быть взрослым отсутствуют).

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

______  подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он отдаёт предпочтения играм и деятельности связанной с конструированием, манипуляциями с какой – либо техникой, может собирать сложные модели опираясь на образец в пособии или книге. Однако, пальчиковые, подвижные игры, динамические паузы, вызывают у него демонстративный отказ от деятельности. Упрям, обидчив, раним, часто нарушает правила поведения.

     Склонен к демонстративности и доминированию. Легко включается в занятия, проявляя высокий уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, развитое воображение, легко справляется с заданиями, которые требуют анализа, классификации, связанные с интеллектуальной деятельностью, с удовольствием собирает головоломки, однако участия в сюжетно – ролевых  играх связанных с перевоплощением избегает. Память развита хорошо, но носит избирательный характер (активное включение происходит только в те сферы, которые ему интересны).

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить.

     Проявляет мотивацию к обучению в школе, однако система социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, не сформирована, в некоторых ситуациях он не может сдерживать свои желания проявляя капризы, стремление быть взрослым отсутствует.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

    Поведение _________ отличается отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью.

Речь сформирована слабо, испытывает затруднения в ответе на простые вопросы, в понимании вопросов. Контакты устанавливает с трудом, действуя по аналогии. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, может заплакать. Затрудняется организовать свою деятельность, регулировать своё поведение. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

 Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, механически перебирая предметы, находящиеся у него под руками.

       Динамика отсутствует, социально не адаптирован.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  _________ очень подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, часто нарушает правила поведения. Склонен к демонстративности. Стремится всегда быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

На занятиях невнимателен, быстро отвлекается, действия носят соревновательных характер. Интереса к занятиям не проявляет. Мотивация к обучению в школе не проявляется. На разговоры о школе реагирует негативно.

С удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Память развита плохо, не любит учить стихи, не любит рисовать.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, может проявить грубость, если аргументов не хватает, может легко ударить.

    Динамика работы слабо — положительная. Мотивация на обучение слабая.

Эмоционально — волевая сфера не  развита.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 Развитие ________ не соответствует возрасту, речь не развита, в состоянии эмоционального возбуждения употребляет единичные слова и высказывания. Поведение характеризуется отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью.

      Контакты устанавливает с трудом. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, закрывается руками. Организовать свою деятельность не может, охотно манипулирует только со знакомыми предметами. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

 Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, простые задания выполняет методом подбора, до тех пор, пока что – то не получится. Предметы часто берет в рот.

      Динамика работы слабо – положительная только при ежедневных систематических занятиях. При отсутствии занятий  в течение более чем 3-4 дней выработанные умения утрачиваются. Мотивации на обучение нет.

Эмоционально — волевая сфера  не  развита.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 _________  нерешителен, малообщителен, молчалив, скован в движениях. Стремится к сотрудничеству, охотно включается в деятельность, но на показ себя не выставляет, отвечает тогда, когда  спрашивают, обращаясь конкретно к нему, часто давая правильные, очень развёрнутые и неожиданные ответы.

Хорошо усваивает доступный материал, продуктивно работает со знакомыми заданиями, в привычной обстановке, прислушивается к предлагаемому алгоритму, при повторном выполнении аналогичной деятельности делает именно так, как научили. Медлителен. Ждёт поддержки и одобрения. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале.

        _________ любит заниматься ждёт, что его позовут на занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. Устойчивые знания формируются при систематических  занятиях, многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении  Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе,  в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно –временных связей. Речь нечёткая.

       Динамика развития поступательно – положительная особенно при ежедневных систематических занятиях. Мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результаты.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

     Поведение и внешний вид __________ не соответствует возрасту. В поведении преобладают ситуативные реакции, доминирование низших потребностей, особенно потребности в еде. На задаваемые вопросы даёт односложные ответы. Диагностике поддаётся с трудом. Создаётся ощущение, что ребёнок не понимает вопросов. С предметами манипулирует, в ответ на предъявляемые требования переадресует вопрос педагогу или говорит «Как? Я не знаю как, покажи»

  Знания и представления об окружающем мире закрепляются плохо. Медлителен.  К возникающим в работе трудностям относится безразлично, желания преодолеть их не возникает. Интереса к занятиям не проявляет. Внимание рассеянное, память избирательна. Воображение не развито, может выполнять задания по аналогии.

        _________ с удовольствием играет в  сюжетно – ролевые игры, любит перевоплощения. Двигательные игры вызывают затруднения, движения не ловкие. Устойчивые знания формируются с трудом. Пространственно–временные связи несформированы.

       Динамика развития слабо – положительная особенно  при ежедневных систематических занятиях. Мотивации на обучение нет. Недостаток формирования произвольных регуляций  и эмоционально–волевой сферы.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

В поведении ________  активен, быстро включается в любую деятельность, неконфликтен, дружелюбен, хорошо идёт на контакт с окружающими людьми. Уверен в себе, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен. В ситуации неудач  пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие)  или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу. Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении  Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе,  в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения.

      ________ проявляет положительную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты, формируется устойчивая характеристика мотивов, зарождаются новые социальные потребности, стремление быть взрослым.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

 Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  __________ очень подвижная, несдержанная, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Склонна к демонстративности в поведении. Упряма, капризна.  Стремится быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если она не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя и других детей, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию. Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшей, может ударить.

    Динамика работы положительная. __________ хорошо идёт на контакт, мотивирована на дальнейшее обучение, проявляется зарождение новых социальных потребностей, свидетельствующих о социальном взрослении.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  __________ для своего возраста плохо говорит, избегает речи, заменяя её другими средствами общения. Занимается с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости и аккуратности. Однако проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, не умеет подчинять свои действия определённым требованиям и правилам. Затрудняется  в организации своей деятельности и регулировании своего поведения.

Настойчивые требования со стороны педагога по отношению к ребёнку приводит к агрессивным реакциям, поведение отличается повышенной тревожностью.

    На занятиях, проявляет средний уровень концентрации внимания, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические игры. Игры, связанные с речевой активностью вызывают быстрое утомление и отказ от выполнения. Воображение не развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале.

  В контакт со сверстниками не вступает, игры носят характер манипуляций с предметом.

    Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, мотивирована на обучение, однако быстро утомляется и от занятий и от детей, которые находятся с ним в группе, вследствие чего время нахождения на занятиях и .в группе должно быть ограниченным.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 

      __________ для своего возраста плохо говорит, часто повторяя окончание фразы или вставляя заученную реплику, попадая в аналогичную ситуацию. Проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, подчиняет свои действия определённым требованиям и правилам, но испытывает затруднения  в самостоятельной организации своей деятельности.

    На занятиях   проявляет интерес к динамическим паузами и  играм, сопровождающимся речевыми трактовками. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале, любит тактильный контакт. Диагностике поддаётся с трудом. Часто создаётся ощущение, что он не слышит.

      Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, особенно в группе сверстников. Материал усваивает с трудом, только при постоянном  механическом проговаривании и повторении.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Пример психологического представления на ребенка

Фамилия Имя
Дошкольное учреждение: МБДОУ №___ группа №___
Возраст на момент обследования: 6 лет 8 мес.

Ребенок легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого понимает, но не сохраняет до конца задания, часто переспрашивает. Включается в работу с трудом, темп медленный, часто отвлекается, легко переключается с одного вида деятельности на другой. При внешней поддержке взрослого работает сосредоточенно, спад работоспособности отмечается ближе к концу занятия.

Особенности развития психических процессов

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано в соответствии с возрастной нормой. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения.

Особенности памяти: уровень развития произвольной вербальной памяти соответствует возрасту, кривая запоминания носит возрастающий характер. Объем зрительной памяти достаточный.

Особенности внимания: внимание неустойчиво, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Особенности мышления: навыки обобщения и классификации сформированы в соответствии с возрастной нормой, при сравнении самостоятельно не выделяет существенный признак. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно. Устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации самостоятельно, в вербальной — с помощью взрослого.

Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту, отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука левая.

Эмоциональная-волевая сфера и особенности личности

Эмоциональный фон неустойчивый, характерны колебания настроения в течение дня. Преобладающее настроение на занятиях подавленное, во время выполнения заданий отмечается повышенная тревожность, нервозность, неуверенность, стремление к поддержке и помощи со стороны взрослого. Уровень развития самооценки соответствует возрастной норме.

Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Поведение не организовано, самостоятельно не регулирует свое поведение, деятельность хаотична. Способность к волевому усилию снижена, не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях.

Отношение к сверстникам неконфликтное, в большинстве играет в группе, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Не проявляет инициативу в играх и на занятиях, чаще следует примеру других. Активность речевого общения соответствует возрастной норме.

Заключение педагога-психолога: общий уровень развития психических процессов снижен по сравнению с возрастной нормой. На первый план выступают особенности эмоционально-волевой сферы, снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики и внимания, особенности мыслительной деятельности.

Дата: Педагог-психолог _____________ / _________

Заведующий МБДОУ Детский сад № ____________ / _________

Поделиться  —

Посмотреть еще

Психологический портрет личности

У всех людей есть свой характер, темперамент и даже набор вредных привычек. От того, насколько вы умеете различать его черты в человеке, зависит, сможете ли вы легко с ним общаться, работать и находить общий язык.

Такой навык невероятно поможет каждому в жизни, но этому аспекту менеджеры уделяют особое внимание при приеме на работу. Как правило, в солидной организации есть должность «рекрутингового менеджера», которую занимает человек, который может составить социально-психологический портрет человека.Это помогает лидеру собрать в команду людей, которые составят сильную команду и смогут выполнить свою задачу максимально эффективно.

Ориентироваться в первую очередь необходимо на способность человека адаптироваться к различным жизненным ситуациям, именно этот фактор определяет формирование представления о психотипе личности. Обычно есть три основных типа людей. В первую группу входят те, кто сосредоточен на настоящем и легко адаптируется к новой ситуации.Такие люди обычно могут быстро принимать решения. Второй тип имеет ориентацию в прошлое и обычно действует в обычных границах запретов, разрешений, прав и обязанностей. Люди из этой категории прекрасно могут реализовать любые решения. Последний, третий тип, ориентирован в будущее и имеет неадекватное ситуативное поведение, такие личности плохо адаптированы к вертикали власти в коллективе. Как правило, эти люди выступают в роли генератора идей.

Анализируя психологический портрет человека, очень важно знать для начала самого себя, чтобы научиться различать свои черты лица.Умение определять темперамент, направленность личности, характер, отношение к разным ситуациям и жизненным целям, помогает определить поведение человека в напряженной ситуации и прогнозировать межличностные отношения, выявить деловые качества.

Несомненно, любой человек является человеком, однако можно выделить программные и основные свойства, определяющие его индивидуальные характеристики. К ним относятся: характер, темперамент, способности. Основные свойства помогают понять и раскрыть динамизм, эмоциональность, чувствительность, скорость реакции и активность человека.Свойства программирования позволяют определить интеллект, самосознание, направление.

Психологический портрет человека, как мозаика, состоит из огромного количества компонентов, которые образуют общую картину, позволяющую гораздо глубже понять человека.

В первую очередь стоит обратить внимание на темперамент. Каждый человек с присущей ему скоростью реагирует на разные события. Этот аспект проявляется в раннем возрасте, когда ребенок ходит в школу и общается со сверстниками.

Позже мы можем заметить, насколько по-разному мы реагируем на новости, как мы можем развлекаться, работать. Все эти различия означают только одно — у каждого из нас разный темперамент.

Рисуя перед психологическим портретом личность, можно понять, какой человек перед тобой, чего от него можно ожидать. Такие знания очень пригодятся в жизни. Однако, определив темперамент человека, нельзя увидеть трехмерную картинку, нужно увидеть другие составляющие, которые помогут определить психотип личности.

Характер человека — наиболее емкий аспект, включающий в себя набор личностных характеристик, имеющий устойчивые индивидуальные различия. Итак, психологический портрет человека основан на знании уникальных свойств персонажа. Он определяется, прежде всего, исходя из особенностей поведения и общения, а также деятельности человека.

Люди, как правило, обладают характерными чертами, которые можно разделить на 4 основные группы. Они выражают индивидуальное отношение к разным видам деятельности.Сюда входит личное отношение к работе (трудолюбие, инициативность, безответственность, склонность к рабочему распорядку, сознательность и т. Д.), Отношение к другим людям, обществу, коллективу (чуткость, замкнутость, общительность, черствость, отзывчивость, грубость, презрение), отношение к себе (гордость, скромность, самокритика, самомнение, высокомерие, тщеславие, эгоизм, обидчивость) и, в конце концов, отношение к вещам (бережливость, скупость, аккуратность, щедрость и т. д.).

Часто составление психологического портрета личности может включать в себя ряд дополнительных аспектов.Так, например, наука о физиогномике включает физиологические особенности внешности человека, которые дают понять, какие черты характера и темперамент свойственны данному индивиду, исходя из строения индивидуальных черт его лица.

.

Применение методики составления психологического портрета в исследовании NOF

При расследовании необъяснимых фактов (NOF) исследователь должен оценить свойства отдельных свидетелей (и / или потерпевших). Для этих целей брошен психологический портрет человека. Он позволяет по внешнему виду, скорости речи, тона и т. Д. Получить общее представление о человеке. Возможна и обратная ситуация.
Рассмотрим, что такое психологический портрет, его основные функции и принципы рисования.

Психологический портрет как метод, основные принципы и цель

Следует различать понятия психологического портрета личности и психологического профиля личности. Первый — это качественное описание свойств человека, а второй — его количественное и графическое отображение.
Методику составления психологического портрета используют судебно-медицинские эксперты [1], работодатели, психологи, ученые, а также частные лица для самопознания.
Обычно используемый набор тестов, который посредством тестирования на месте, удаленного или заочного тестирования выявляет основные черты человека.
На основе оценки личностных качеств можно составить профиль, состоящий из следующих компонентов [2]:

  • темперамент;
  • персонаж;
  • способность;
  • Ориентация
  • ;
  • интеллект;
  • эмоция;
  • волевых качеств;
  • умение общаться;
  • Самооценка
  • ;
  • уровень самоконтроля;
  • групповое взаимодействие способностей.

Компоненты и их количество могут различаться в зависимости от метода. В качестве примера довольно часто используют университеты, предприятия, компании для исследований, подбора персонала и т. Д. — 16pf Cattell, основанный на гипотезе о том, что люди описывают себя и друг друга, используя 16 различных независимых друг от друга факторов. [5]
Мы используем анкеты для диагностики психических состояний и другие методы исследования личности. [3]
Также некоторые исследователи оценки эмоционального психоза человека используют методы соционики, которая делит всех людей на 16 типов личности и описывает их поведение и реакции.[4]
Подумайте, как вышеизложенная информация может быть применена к расследованию NOF.

Психологический портрет в исследовании NOF

Необъяснимые явления — область достаточно специфическая, которая имеет определенные психологические реакции и состояния. Например, в зависимости от отношения к необъяснимому, психологической готовности и необъяснимого фактора реакция свидетеля может быть разной, но в любом случае это будет стресс. С помощью психологического портрета описать свойства отдельного очевидца, присущие человеку на данном этапе жизни: эмоциональность, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие качества и оценить достоверность очевидца, скорректировать метод дальнейших этапов опроса, чтобы выявить основные детали факта.Можно очень много сказать о личности свидетеля, как он описывает NOF, какие обороты используются во фразе, чем эта история отличается от его обычной речи и т. Д. Это верно как для устного выступления, так и для письма.
Методы определения основных свойств личности могут понадобиться исследователю, за который отвечает:

  • оценить степень доверия к показаниям свидетеля или вещественным доказательствам
  • Выявление умышленной лжи, фальсификации или имитации
  • Разработка методики опроса конкретных очевидцев
  • формирование общей картины факта
  • идентификация общих свидетелей или жертв NOF

Для оценки личностных качеств и эмоционального состояния вы можете:

  • после прохождения свидетелем серии тестов при личном опросе
  • на основе анализа полученных от свидетелей вещественных доказательств и описания произошедшего факт
  • путем оценки экспертной внешности свидетеля, особенностей поведения и других внешних проявлений и характеристик, полученных из окружающей среды свидетеля

Более подробную информацию можно получить только в результате анализа результатов вышеизложенного.
При опросе свидетеля используется специально разработанная форма «OIS 3.1». Он состоит из 5 блоков, позволяющих получить всю необходимую информацию о свидетеле, и может быть заполнен лично или исследователем, который задает зондирующие вопросы. В целях повышения качества опроса разрешить полное содержание формы мы не будем, а будем рассматривать только в целом.
Блоки «ОИС 3.1»:

  • анкета личная (раскрывающая особенности личности человека на данном этапе его жизни: характер, темперамент, межличностные отношения, мотивационно-эмоциональная сфера)
  • диагностика эмоционального состояния на момент опроса (вспоминая происшествие)
  • оценка осведомленности о необъяснимых фактах
  • бесплатная история (свидетель может рассказать о ключевых, по его мнению, основных моментах события, о том, как на него повлияло то, что он изменился, и т. Д.)
  • заметок исследователя, проводившего опрос

Использование данной анкеты вместе с общепринятой тактикой опроса свидетелей позволит получить гораздо больше информации для последующего анализа результатов опроса.

Перевод «Яндекс.Переводчик»

.

Обучающий детский сад: 50 советов, уловок и идей

ИСТОЧНИК: Lucky Little Learners

«Губки клеевые! В сети есть несколько видео по их изготовлению. Так здорово не иметь дела с бутылкой с клеевым беспорядком или теми маленькими существами, которые не могут закрыть бутылку и пролить клей на свои принадлежности! » — Анита Д.

10. Всем готово!

«Получите хотя бы одну дополнительную пару рук как минимум на начало того первого дня. Все они будут приходить и нуждаться в вашем внимании, а еще так много предстоит сделать.Как учитель на пенсии, я прохожу первый час каждый день в течение первой недели в школе, просто чтобы помочь с контролем «толпы». Просто лишняя пара рук, которая знает, каково быть учителем «. — Джуди Н.

11. Хорошо спланируйте время своего круга.

ИСТОЧНИК: Growing Kinders

Сделайте его коротким, приятным и активным.

12. Прочтите многолетнюю любимицу детского сада «Целующаяся рука».

«Это относится к их первому дню в школе и включает множество мероприятий.»- Бетти Б.

13. Помогите родителям ваших учеников в первый день. Для них это тоже тяжелый переход!

«В первый день у вас будет комната, полная родителей, поэтому, чтобы хорошо попрощаться, я заворачиваю коробку с Kinder Bear (любым плюшевым мишкой) внутри. После того, как дети сядут на ковер, я говорю им, что у меня есть друг, которого я бы хотел, чтобы они встретились, но он стесняется. Я делаю вид, что слушаю медведя, и говорю детям, что он хочет, чтобы вы попрощались с мамой и папой, чтобы он мог выйти и поиграть.Родители «поймут» сообщение и уйдут, а ученики с нетерпением ждут встречи с Kinder Bear! » — Дениз Б. .

14. Используйте диаграммы привязки.

ИСТОЧНИК: WeAreTeachers

Создание якорных диаграмм для учащихся и вместе с ними помогает им усваивать и запоминать уроки на такие темы, как дружба, формы, счет, буквы, начало письма и многое другое.

.

% PDF-1.3 % 139 0 объект > endobj xref 139 121 0000000016 00000 н. 0000002772 00000 н. 0000003824 00000 н. 0000003982 00000 н. 0000004066 00000 н. 0000004180 00000 н. 0000004269 00000 н. 0000004368 00000 н. 0000004434 00000 н. 0000004540 00000 н. 0000004606 00000 н. 0000004715 00000 н. 0000004781 00000 н. 0000004890 00000 н. 0000004956 00000 н. 0000005060 00000 н. 0000005126 00000 н. 0000005329 00000 н. 0000005395 00000 н. 0000005610 00000 п. 0000005676 00000 н. 0000005846 00000 н. 0000005995 00000 н. 0000006061 00000 н. 0000006243 00000 п. 0000006309 00000 н. 0000006375 00000 н. 0000006585 00000 н. 0000006651 00000 п. 0000006823 00000 н. 0000006977 00000 н. 0000007043 00000 н. 0000007240 00000 н. 0000007306 00000 н. 0000007421 00000 н. 0000007487 00000 н. 0000007628 00000 н. 0000007694 00000 п. 0000007838 00000 н. 0000007904 00000 н. 0000007970 00000 п. 0000008199 00000 н. 0000008265 00000 н. 0000008426 00000 п. 0000008559 00000 н. 0000008625 00000 н. 0000008778 00000 н. 0000008844 00000 н. 0000008985 00000 п. 0000009051 00000 н. 0000009117 00000 н. 0000009308 00000 п. 0000009374 00000 п. 0000009496 00000 п. 0000009609 00000 н. 0000009675 00000 н. 0000009845 00000 н. 0000009911 00000 н. 0000010082 00000 п. 0000010148 00000 п. 0000010288 00000 п. 0000010354 00000 п. 0000010519 00000 п. 0000010585 00000 п. 0000010741 00000 п. 0000010807 00000 п. 0000010954 00000 п. 0000011020 00000 н. 0000011086 00000 п. 0000011290 00000 н. 0000011356 00000 п. 0000011475 00000 п. 0000011601 00000 п. 0000011667 00000 п. 0000011733 00000 п. 0000011917 00000 п. 0000011983 00000 п. 0000012103 00000 п. 0000012233 00000 п. 0000012299 00000 п. 0000012425 00000 п. 0000012491 00000 п. 0000012627 00000 н. 0000012693 00000 п. 0000012759 00000 п. 0000012951 00000 п. 0000013017 00000 п. 0000013128 00000 п. 0000013251 00000 п. 0000013317 00000 п. 0000013383 00000 п. 0000013544 00000 п. 0000013609 00000 п. 0000013724 00000 п. 0000013843 00000 п. 0000013909 00000 п. 0000014034 00000 п. 0000014100 00000 п. 0000014165 00000 п. 0000014367 00000 п. 0000014426 00000 п. 0000014573 00000 п. 0000014632 00000 п. 0000014691 00000 п. 0000014788 00000 п. 0000014887 00000 п. 0000014946 00000 п. 0000015005 00000 п. 0000015066 00000 п. 0000015265 00000 п. 0000015446 00000 п. 0000016233 00000 п. 0000016438 00000 п. 0000017293 00000 п. 0000017498 00000 п. 0000018287 00000 п. 0000019075 00000 п. 0000019279 00000 н. 0000019358 00000 п. 0000002872 00000 н. 0000003802 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 140 0 объект > endobj 258 0 объект > поток HkFh * k] oiI! 0k & M uH, yv_Ȼ-% PQ’i Xғ = C9IiCOhG} o4 @ ł2 ~ ^ _A) ~ # g # ޻3 ^ [d +? uBK0N {? ˫ ~) — {ўW:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *