Содержание

Этическая беседа в 1-м классе «Добрые слова не лень повторять мне целый день»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с волшебными словами; способствовать воспитанию у учащихся вежливости и культуры.

Ход занятия

1. Вступление.

— Здравствуйте, ребята. Вот вы каждый день выходите из дома. Ходите в школу, в магазин, в театр, ездите на автобусах.

— Со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день? Например, в школе (с ребятами, с учителями, с поварами, с библиотекарем).

— Кто из вас ходит в магазин? С кем вы там встречаетесь? (с продавцами, незнакомыми людьми)

— Когда вы идёте в просто по улице, с кем вы встречаетесь? (с прохожими, со сверстниками)

— Трудно сосчитать сколько людей увидишь за один день. Человек находится в постоянном общении с знакомыми и незнакомыми людьми.

2. Основная часть.

— Отчего зависит хорошее настроение у человека? (мнение детей)

— Мы сталкиваемся с людьми на каждом шагу. Но чтобы вы не делали, где бы вы не были, всегда следует помнить о том, что вы среди людей, что вам не обойтись без вежливости, приветливости. Приветливость проявляется в доброжелательном, радушном, ласковом отношении к человеку, в добрых словах, которые звучат в этом стихотворении. Называется оно «Добрые слова», написал это стихотворение Дриз.

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

— Что можете сказать об этом мальчике?

— Из этого стихотворения видно, что мальчик знает волшебные слова и умеет ими пользоваться.

— Я хочу проверить, умеете ли вы пользоваться «добрыми» словами.

— Когда говорят «спасибо»? (когда за что-то благодарят)

— Каким другим словом можно заменить «спасибо»? (благодарю)

— Когда употребляется слово «пожалуйста»? (когда обращаемся с просьбой)

— Каким словом можно заменить слово «пожалуйста»? (будьте любезны, будьте добры)

— Почему эти слова можно назвать «волшебными»? (они приносят радость другим людям)

— От волшебных слов становится людям теплее и светлее. В слове заключена великая сила: оно может ранить человека, огорчить, а может и подбодрить его, поднять настроение. Об этом хорошо рассказал в своём маленьком рассказе «Приветливое слово» Виктор Астафьев.

Холодно. Ветрено. Иду. Настроение мрачное.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке.

— Здравствуйте, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и едет дальше.

— Здравствуй, миленькая! — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Оглянулся, мчится девочка по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось радостнее на душе.

— Какое волшебное слово сказала девочка?

— Как повлияло оно на прохожего?

— Я предлагаю поиграть, вам необходимо прослушать стихотворение и дополнить строку недостающими по смыслу вежливыми словами.

Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём.
— Настя — славная девчонка.
Настя — ходит в первый класс!
Но … давно уже от Насти
Я не слышу слова…
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
— Экая досада!
Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!
Но — нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое —
Очень дорогое!

— Назовите, какие вежливые слова забывали сказать дети?

— Вы, надеюсь, никогда не поступите так некрасиво.

— Когда нам нужны вежливые слова?

— Вы любите ходить в театр?

— Вместе с героями сказки мы отправимся в сказочный театр. Вы должны запомнить слова, с какими обращались звери к кассиру, чтобы получить билет в театр.

Эмма Мошковская

Вежливое слово

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка: — Кряк!
Первый ряд!

Для меня и для ребят! —
И достала утка ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА! —

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРОВО —
Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!
— Бросил! Бросил!

— Просим! Просим!

Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

— Касса выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.

— Мне — билет!

Нет и нет,
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:

— Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…

ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,

Что от него осталось-то?
Это слово золотое.
Это слово залатаю!
Живо — живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!

Раз — два!
Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:

ДО СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас.
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!

Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙНОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых три!

— С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!

И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень — очень — очень — очень —
Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!
— Славный парень!
— Я стараюсь.
— Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!
— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

— Почему не верится?
Говорит Медведица.-
Мой сыночек — молодец!
До свидания!
Конец

— Почему кассир не дал вначале Медвежонку билет?

— Как вёл себя мишка у кассы, каким голосом он разговаривал с кассиром?

— Как мама медведица помогла сыну?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как его понял?

— Как вёл Медвежонок у кассы в другой раз?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встречи?

— Какие добрые слова сказал о Медвежонке кассир?

— Как вы понимаете выражение: «Вот идёт Медведица и от счастья светится»?

— У вас бывает, что ваша мама светится от радости, когда вы сделаете доброе дело или скажите человеку добрые, тёплые слова?

— Вы любите и умеете решать задачи на уроках математики, я вам предлагаю решить задачки, но не математические.

1. По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков начали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться).

— Что бы вы сказали таким мальчикам?

2.Учительница разговаривает с библиотекарем. «Марина Ивановна,- Обращается Наташа к учительнице,- я забыла дома тетрадь по математике…»

— Что ещё забыла девочка?

3. Прозвенел звонок на большую перемену, учительница сказала: «Урок окончен». Несколько мальчиков с криками «Ура!» сорвались с мест и бросились к дверям.

— О каких правилах вежливости забыли мальчики?

4. Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя вести себя,- заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

— А что я сделала?- Возразила Лена. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

— И Лена, и старушка произнесли одно и тоже слово пожалуйста. Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это слово?

— Мыс вами целый урок говорили о доброжелательном, приветливом, ласковом отношении друг к другу. Назвали немало волшебных слов. Сейчас проведём АУКЦИОН. Посмотрим, какая из команд знает больше волшебных слов. Выигрывает та команда, которая назовёт последнее слово…

— Посмотрите на доску. Из названных вами слов я составила «Словарь вежливости», куда вошли слова, о которых мы сегодня говорили. Давайте ещё раз эти слова прочитаем все вместе и запомним их.

3. Заключение.

— Я думаю, что мы ещё не раз будем говорить о вежливости. Сегодня все вы старались быть вежливыми. Надо быть такими всегда и везде.

Цель: познакомить детей с волшебными словами; способствовать воспитанию у учащихся вежливости и культуры.

Ход занятия

1. Вступление.

— Здравствуйте, ребята. Вот вы каждый день выходите из дома. Ходите в школу, в магазин, в театр, ездите на автобусах.

— Со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день? Например, в школе (с ребятами, с учителями, с поварами, с библиотекарем).

— Кто из вас ходит в магазин? С кем вы там встречаетесь? (с продавцами, незнакомыми людьми)

— Когда вы идёте в просто по улице, с кем вы встречаетесь? (с прохожими, со сверстниками)

— Трудно сосчитать сколько людей увидишь за один день. Человек находится в постоянном общении с знакомыми и незнакомыми людьми.

2. Основная часть.

— Отчего зависит хорошее настроение у человека? (мнение детей)

— Мы сталкиваемся с людьми на каждом шагу. Но чтобы вы не делали, где бы вы не были, всегда следует помнить о том, что вы среди людей, что вам не обойтись без вежливости, приветливости. Приветливость проявляется в доброжелательном, радушном, ласковом отношении к человеку, в добрых словах, которые звучат в этом стихотворении. Называется оно «Добрые слова», написал это стихотворение Дриз.

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

— Что можете сказать об этом мальчике?

— Из этого стихотворения видно, что мальчик знает волшебные слова и умеет ими пользоваться.

— Я хочу проверить, умеете ли вы пользоваться «добрыми» словами.

— Когда говорят «спасибо»? (когда за что-то благодарят)

— Каким другим словом можно заменить «спасибо»? (благодарю)

— Когда употребляется слово «пожалуйста»? (когда обращаемся с просьбой)

— Каким словом можно заменить слово «пожалуйста»? (будьте любезны, будьте добры)

— Почему эти слова можно назвать «волшебными»? (они приносят радость другим людям)

— От волшебных слов становится людям теплее и светлее. В слове заключена великая сила: оно может ранить человека, огорчить, а может и подбодрить его, поднять настроение. Об этом хорошо рассказал в своём маленьком рассказе «Приветливое слово» Виктор Астафьев.

Холодно. Ветрено. Иду. Настроение мрачное.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке.

— Здравствуйте, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и едет дальше.

— Здравствуй, миленькая! — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Оглянулся, мчится девочка по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось радостнее на душе.

— Какое волшебное слово сказала девочка?

— Как повлияло оно на прохожего?

— Я предлагаю поиграть, вам необходимо прослушать стихотворение и дополнить строку недостающими по смыслу вежливыми словами.

Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём.
— Настя — славная девчонка.
Настя — ходит в первый класс!
Но … давно уже от Насти
Я не слышу слова…
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
— Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но — нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое —
Очень дорогое!

— Назовите, какие вежливые слова забывали сказать дети?

— Вы, надеюсь, никогда не поступите так некрасиво.

— Когда нам нужны вежливые слова?

— Вы любите ходить в театр?

— Вместе с героями сказки мы отправимся в сказочный театр. Вы должны запомнить слова, с какими обращались звери к кассиру, чтобы получить билет в театр.

Эмма Мошковская

Вежливое слово

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка: — Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА! —

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРОВО —
Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!
— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!

Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

— Касса выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
— Мне — билет!

Нет и нет,
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:

— Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,

Что от него осталось-то?
Это слово золотое.
Это слово залатаю!
Живо — живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!

Раз — два!
Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:

ДО СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас.
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙНОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых три!

— С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень — очень — очень — очень —
Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!
— Славный парень!
— Я стараюсь.
— Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!
— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

— Почему не верится?
Говорит Медведица.-
Мой сыночек — молодец!
До свидания!
Конец

— Почему кассир не дал вначале Медвежонку билет?

— Как вёл себя мишка у кассы, каким голосом он разговаривал с кассиром?

— Как мама медведица помогла сыну?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как его понял?

— Как вёл Медвежонок у кассы в другой раз?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встречи?

— Какие добрые слова сказал о Медвежонке кассир?

— Как вы понимаете выражение: «Вот идёт Медведица и от счастья светится»?

— У вас бывает, что ваша мама светится от радости, когда вы сделаете доброе дело или скажите человеку добрые, тёплые слова?

— Вы любите и умеете решать задачи на уроках математики, я вам предлагаю решить задачки, но не математические.

1. По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков начали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться).

— Что бы вы сказали таким мальчикам?

2.Учительница разговаривает с библиотекарем. «Марина Ивановна,- Обращается Наташа к учительнице,- я забыла дома тетрадь по математике…»

— Что ещё забыла девочка?

3. Прозвенел звонок на большую перемену, учительница сказала: «Урок окончен». Несколько мальчиков с криками «Ура!» сорвались с мест и бросились к дверям.

— О каких правилах вежливости забыли мальчики?

4. Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя вести себя,- заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

— А что я сделала?- Возразила Лена. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

— И Лена, и старушка произнесли одно и тоже слово пожалуйста. Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это слово?

— Мыс вами целый урок говорили о доброжелательном, приветливом, ласковом отношении друг к другу. Назвали немало волшебных слов. Сейчас проведём АУКЦИОН. Посмотрим, какая из команд знает больше волшебных слов. Выигрывает та команда, которая назовёт последнее слово…

— Посмотрите на доску. Из названных вами слов я составила «Словарь вежливости», куда вошли слова, о которых мы сегодня говорили. Давайте ещё раз эти слова прочитаем все вместе и запомним их.

3. Заключение.

— Я думаю, что мы ещё не раз будем говорить о вежливости. Сегодня все вы старались быть вежливыми. Надо быть такими всегда и везде.

9.07.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

как выбрать и как это работает

Научить ребёнка быть вежливым и обходительным не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно и нужно использовать для этих целей личный пример, беседы, разговоры, ролевые игры. Но одним из самых простых и интересных способов обучения вежливости могут стать стихи.

Как выбрать стихи?

Выбрать подходящие стихи из всего многообразия довольно просто. Для начала определитесь, чему именно вы хотели бы научить малыша: вежливым словам (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и другим) или поступкам (уступить место, помочь донести маме сумку и прочне). А затем, воспользовавшись любой поисковой системой в интернете, ищите подходящие произведения. Стихов о вежливости очень много – их писали классики (Барто, Маршак), их сочиняют мамы и педагоги. Выбор практически ничем не ограничен.

Как это работает?

Дети с удовольствием слушают стихи и, как правило, очень сопереживают героям, дают эмоциональную оценку их поступкам или словам. Вы можете использовать эту особенность детского восприятия и обсуждать с крохой, что герой стихотворения делал хорошо, а что — не очень. Задавайте наводящие вопросы: «А как надо было поступить?», «Как бы поступил вежливый мальчик?», «Нравится или нет окружающим поведение героя? Приятно ли общаться с таким мальчиком/девочкой?». Кроме того, вы можете использовать стихотворения, в которых последнее слово в четверостишье должен угадать малыш – это и игра, и тренировка, и воспитательный процесс одновременно.

Стихи о вежливости

Стихотворение №1: «Спасибо» (А. Барто)

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит — спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это — спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это — спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
«Удружили! Спасибо!»

Стихотворение №2: «Ежели вы вежливы… » (С. Маршак)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То всех благодарите,
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Стихотворение №3: «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Стихотворение №4: «Вежливые слова» (О. Емельянова)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Стихотворение №5: «Любочка» (А. Барто)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Стихотворение №7: Слово «Пожалуйста»

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.

В гостях веди себя прилично!
Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.

Поросята приходили,
Поздороваться забыли.
Не сказали на прощанье
Ни «пока», ни «до свиданья»,
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.

Стихотворение № 8: «Признание» (А. Барто)

Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут — стоит как пень,
Как будто в землю врос.

— Смотри, не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придёшь обедать к трём часам, —
Ему сказала мать.

Он пробурчал: — Я знаю сам …
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

восстанови строчки из стихотворения О.Дриза(пронумеруй их).Вставь пропущенные буквы и допиши слова-приветствия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Всем идущим на р_боту,                                                                                                    Всем идущим на обе_-                                                                                                        Кузнецу,ткач_,врач_                                                                                                           » Добрый ______!»-крич_ я вслед.                                                                                        «С добрым _________!»-я крич_.                                                                                          «Добрый _______!»-я встреч_ю                                                                                            Всех д_мой сиешащих к ч_ю.

восстанови строчки из стихотворения О.Дриза(пронумеруй их).Вставь пропущенные буквы и допиши слова-приветствия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Всем идущим на р_боту,                                                                                                    Всем идущим на обе_-                                                                                                        Кузнецу,ткач_,врач_                                                                                                           » Добрый ______!»-крич_ я вслед.                                                                                        «С добрым _________!»-я крич_.                                                                                          «Добрый _______!»-я встреч_ю                                                                                            Всех д_мой сиешащих к ч_ю.

gramotey.com

Классный час во 2-м классе по теме «Культура поведения»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями


Вид занятия: урок-игра.

Технология: на игровой основе.

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать речь.
  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к чтению, литературе.
  2. Развивать познавательную активность, актерские способности.
  3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.

Литературный ряд:

  • иллюстрации,
  • вырезки из газет,
  • стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”

Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой Шаинского

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

  1. Вступление. Пригласительный билет.
  2. Море вежливых.
  3. Аллея приветствий.
  4. Дворец извинений.
  5. Море поэтическое.
  6. Остров радости.
  7. Поляна земляничная.

Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в город “Добро-вежливо”. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 3

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море вежливых”. Слайд 4

Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без потеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

“Аллея приветствий”. Слайд 5

Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. (Аутогенная зарядка) — “ Аллея приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим

(УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ.)

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
— С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
— Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
— Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
— Ты, – вожатый закричал, —
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

  1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?
  2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
  3. Что бы вы ему посоветовали?

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу извинений” Слайд 6

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
“Простите!” —
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”. Слайд 7

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

Учитель:

  1. Поздороваться при встрече
  2. Толкнуть и не извиниться
  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.
  4. Уступить место старшим.
  5. Не вставать на обращение учителя.
  6. Помочь подняться по лестнице.
  7. Попрощаться уходя.

Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей.

А какие пословицы и поговорки знаете вы.

(Дети читают высказывания) Слайд 8

  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ)
  • Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Де-Монтень)
  • Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (Ш. Руставели)

“Море поэтическое” Слайд 9

Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
  3. Когда нас старшие бранят за шалости
    Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)
  4. И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

Теперь попробуем стать писателями. Подберем нужную строчку к высказыванию мудрецов.

Cлайд 10,11 (детям раздаются корточки образца слайда для работы в парах)

  • Гёте. Душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому, доброта обезоруживает большинство людей
  • Монтень: Если человек в течении дня услышит одно доброе слово, увидит один добрый поступок и сделает одно доброе дело, то проживет этот день не напрасно.
  • Руссо: Отнимите у нашего сердца любовь к добру и вы отнимите всю прелесть жизни
  • Стерн: Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали
  • Толстой: Живут лишь те, кто творит добро. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе потому, что это единственно верное средство быть счастливым

Учитель: Стихотворение А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка добрая душа.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему не ловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком
Он краснел при этом слове
Стал стесняться доброты
Он, чтоб выглядеть суровей
Дергал кошек за хвосты
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры
Берегись, не то убью! –
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой
Но расстроился потом.
Закопал её украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
Вовка добрая душа!
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

Телеграмма! СОС с острова Радости “Подумай-ка” Слайд 12

Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 13

ГРУБОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ
ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА
ЖЕСТОКОСТЬ ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАВИСТЬ СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ
ДЕРЗОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Мы оказались на земляничной поляне. Слайд 14

1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,

2 ряд: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

3 ряд: Называет добрые и вежливые слова по цепочке.

Впереди мы видим станцию “Отдыхай-ка” Сценка.

Составим правила добрых поступков. Слайд 15

  1. Здоровайся при встрече.
  2. Не груби, даже если сердит.
  3. Проявляй доброжелательность.
  4. Будь вежлив и воспитан.
  5. Не погибни во мне доброта!

Слайд 16

Клятва

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.

28.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *