Развитие самоуправления в отряде и лагере — Летний лагерь

Сами строим жизнь свою…

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале — всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления.
«Самодеятельность» — буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
  • совместную работу вожатского и детского коллективов;
  • информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры. Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, — это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что — нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого — подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде.

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе — дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом — воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) — тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко — учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

  • уметь спланировать работу,
  • правильно распределить обязанности среди участников дела,
  • не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии, время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

  1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.
  2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых — помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо.
Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере. Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

summercamp.ru

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Развитие
самоуправления в отряде и лагере

Сами
строим жизнь свою…

В
детском лагере, в отряде должна быть
создана обстановка, при которой каждый
ребенок ощущает сопричастность к решению
задач, стоящих перед коллективом. В этом
плане важную роль должно сыграть участие
детей в управлении своим коллективом.
Развитие самоуправления помогает
почувствовать всю сложность социальных
отношений, способствует формированию
социальной активности, развитию
лидерства.

Создание
условий для развития самоуправления
предполагает включение ребят в сложные
взаимоотношения, складывающиеся в
коллективе. Через свое участие в решении
проблем отряда, лагеря дети вырабатывают
у себя качества, необходимые для
преодоления сложностей социальной
жизни. От отношения детей к целям
совместной деятельности зависит их
позиция в решении управленческих
проблем.

Детское
самоуправление — форма организации
жизнедеятельности коллектива ребят,
обеспечивающая развитие их самостоятельности
в принятии и реализации решения для
достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление
в отряде – это краеугольный камень, с
которого начинается работа отрядного
вожатого и старшего вожатого. Оно
обеспечивает превращение коллектива
в целесообразно устроенный организм,
имеющий соответственные органы, способный
действовать. При этом каждый из органов
выполняет определенные специфические
функции.

Необходимым
условием реальности самоуправления
является участие в нем как можно большего
количества ребят, в идеале — всех. Если
участвующих в осуществлении властных
функций становится все меньше, говорить
о самоуправлении нет основания.

Самоуправление
является одним из средств решения двух
диалектически связанных между собой
задач, стоящих перед вожатым: всемерное
развитие индивидуальных способностей
каждого ребенка и воспитание общественной
направленности. Именно оно реализует
право каждого на участие в любом деле,
предоставляет возможность для проявления
себя в различных социальных ролях, что
позволяет пережить успех, признание
или маленькую хотя бы в одной из областей
деятельности.

С
другой стороны, всякое поручение обладает
той способностью, что оно носит характер
обязательства, которые личность
добровольно берет на себя. А это повышает
требовательность к себе. Тем более в
условиях непременной смены ролей и
положений.

Детское
самоуправление строится на трех
взаимосвязанных между собой понятиях:
«деятельность», «самодеятельность» и
«самоорганизация».

Степень
участия детей в управлении различными
видами деятельности бывает неодинаковой.
Где более ярко выражена сфера детских
интересов, там самоуправление развивается
быстрее. Управлять собой можно лишь в
деятельности собственной, близкой,
понятной и интересной, принятой душой
и сердцем. Если в жизни ребят нет их
суверенной деятельности, которая им
интересна, не может быть и самоуправления.
«Самодеятельность» — буквально само
дело. Вот почему необходимо найти каждому
направлению и делу своих организаторов,
уточнить действительные, а не мнимые
целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация
коллектива, совета отряда напрямую
зависит от их прав в принятии и реализации
решений, осуществлении власти. Чем более
законных прав у ребят, тем сильнее будет
их организация.

Функции
самоуправления детей
.

  1. Самоактивизация.
    Предполагает приобщение как можно
    большего числа членов коллектива к
    решению проблем управления.

  2. Организационное
    саморегулирование
    .
    Предполагает устойчивое влияние актива
    отряда на коллектив, способность
    коллектива самостоятельно изменять
    свою структуру.

  3. Коллективный
    самоконтроль
    .
    Предполагает постоянный самоанализ
    органами самоуправления и отдельными
    организаторами своей деятельности и
    на основе этого поиск новых более
    эффективных путей решения задач.

Следует
помнить, самоуправление не может быть
абсолютным, оно всегда сочетается с
внешним по отношению к данному отряду
управлением. Поэтому важно адекватное
соотношение функций и содержания
управления и самоуправления. Взаимосвязь
педагогического управления и детского
самоуправления имеет особое значение
для развития самоуправления в детском
коллективе. Такая взаимосвязь может
осуществляться через:

  • поэтапное
    делегирование детям полномочий и
    ответственности для решения задач
    управления коллективом;

  • взаимную
    ответственность вожатых перед детьми
    и детьми перед вожатыми за выполнение
    принятых коллективом решений;

  • взаимную
    требовательность членов вожатского
    коллектива и детского коллектива друг
    к другу;

  • совместную
    работу вожатского и детского коллективов;

  • информирование
    ребят обо всех проблемах, стоящих и
    возникающих в процессе подготовки,
    реализации деятельности.

Немаловажным
моментом в организации самоуправления
в отряде и лагере является уяснение
его структуры.
Какой-то единой, унифицированной
структуры, строго определенного перечня
поручений быть не может. Лагеря отличаются
по территориальным условиям, по количеству
отрядов, по сложившемся традициям,
опыту, по избранным видам деятельности,
тематике и программам работы и т.д. К
тому же её нецелесообразно копировать
с каких-либо образцов, поскольку не
может быть двух одинаковых коллективов,
не может быть и идеальной структуры:
то, что хорошо для одного коллектива,
не срабатывает в условиях другого. Это
значит, что структура всегда специфична
и право решить, какой она будет, остается
за коллективом. При этом необходимо
заранее обдумать, какие органы
целесообразно создать, чтобы охватить
организацию всех сторон жизни в отряде,
лагере, как их называть (советы, штабы,
клубы и т.д.), какие поручения возложить
не них.

Самоуправление
в лагере может складываться из деятельности
временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления
относятся: деятельность дежурного
отряда, работа творческих и инициативных
групп, работа советов дела. Постоянно
действующие органы самоуправления
включают в себя: совет отряда, совет
командиров отрядов, деятельность клубов,
штабов. Высшим органом самоуправления
является сбор лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности
лагеря, планируется работа, проходят
выборы органов самоуправления, оценивается
их работа.

Избранные
на оргсборах отрядов кандидаты в члены
совета дружины утверждаются на сборе
дружины. Члены совета дружины, представители
каждого отряда составляют руководящий
орган дружины. Руководящим органом
может быть совет дружины, состоящий из
представителей советов отрядов.

Совет
дружины планирует работу дружины на
смену, осуществляет оперативное
планирование на 10-дневку, неделю, день;
организует выполнение намеченного
плана; осуществляет руководство
деятельностью дружины; распределяет
поручения по выполнению намеченных
дел; обеспечивает контроль за ходом
подготовки и проведения намеченных
дел, за выполнением принятых решений,
планов работы отрядов; обсуждает вопросы
текущей жизни лагеря; руководит
деятельностью советов лагеря, в которые
входят представители от каждого отряда
(при наличии в лагере советов красоты,
здоровья, физоргов, хозяйственников,
информаторов, затейников, друзей природы,
друзей малышей, кружковцев и т.д.

При
формировании структуры отрядного
самоуправления эффективным может
оказаться применение метода чередования
творческих поручений (ЧТП). Идея этой
системы в том, что традиционные поручения
(выпуск газеты, подготовка вечера,
организация спортивных соревнований
и т.д.) выполняются не постоянными
исполнителями, а разными людьми.
Чередование творческих поручений можно
осуществлять по группам, каждая из
которых по очереди, в течение определенного
срока, организует и осуществляет один
из видов заботы о коллективе и окружающей
жизни. Необходимо определить единый
подход: каков будет состав отряда, какие
постоянные поручения должны быть с
отряде, от этого зависит какие группы
нужно создать (сюрпризная, спортивная,
затейники и т.д.), как и с какой периодичностью
будет происходить сменяемость органов
самоуправления. Ребята сами должны
решить: кто ими будет руководить, какие
органы самоуправления будут действовать.

Например:
в совете (активе) отряда кроме председателя
(президента), его заместителя, должны
быть ответственный за спортивные дела,
за трудовые дела, за дела по искусству,
за сюрпризы и поздравления с днями
рождения, редактор. Ответственный
набирает себе команду (совет), в котором
распределяются конкретные дела, и
вырабатывается программа деятельности.
Затем поручения меняются, что позволяет
ребятам познакомиться с различными
видами деятельности, приобрести
практические навыки, способствует
сплочению группы и коллектива в целом.
У каждого ребенка в отряде должно быть
поручение, за которое он несет
ответственность перед коллективом.
Высшим органом самоуправления в отряде
является сбор отряда.

Главное,
о чем нельзя забывать при введении в
коллективе системы ЧТП, — это подведение
итогов работы групп при смене ЧТП,
обсуждение того, что получилось, что —
нет, какая группа как работала, внесение
пожеланий на будущий срок.

Задача
вожатого — подготовить актив к выполнению
возложенных на них обязанностей, научить
ребят организовывать свою работу, т.е.
планировать, распределять, контролировать
выполнение, самостоятельно доводить
дело до конца, осуществлять поставленные
цели. Вожатый должен помочь активу
(совету отряда) сформировать четкий и
деловой стиль его деятельности, в том
числе оформить решения сборов совета
отряда, которые должны быть четкими и
конкретными. Необходимо помочь ребятам
выбрать то или иное поручение.

Во
многих лагерях уже стало привычным на
первом педсовете вести разговор об
организации действенного самоуправления,
как важной задаче, о его структуре, о
привлечение ребят на правах организаторов
к решению всех вопросов. Но разработать
структуру отрядного и лагерного
самоуправления, определить перечень
поручений, и даже выбрать совет дела и
распределить поручения этого недостаточно.

Работа
по формированию самоуправления в отряде
.

Участие
детей в самоуправлении, в организаторской
работе — дело всегда сложное и требует
выучки. Провести в отряде выборы (или
просто назначить) лидеров-активистов,
а потом попросту ждать от них каких-то
действий бесполезно. Не удивительно,
что практически всегда дети, попавшие
в похожую ситуацию, не оправдывают
надежд педагогов-вожатых. И дело не в
том, что были выбраны не те ребята, а в
том, что любая серьезная и полезная
работа детей в самоуправлении возможна
лишь тогда и там, где есть специальная
подготовка и обучение со стороны
педагогов-вожатых. Поэтому вожатым,
начинающим работу с детьми, выбранными
в актив отряда или лагеря, следует четко
представлять, что придется делать
выбранным активистам; какими знаниями
и умениями следует их вооружить.

Одна
из основных задач вожатого в работе с
детским коллективом — воспитать
работоспособный актив, который стал бы
ядром сплочения коллектива отряда,
организатором и инициатором всех дел.
Научить, объяснить, помогать каждую
минуту (особенно в пору становления
системы самоуправления) — тут нужны и
терпение, и настойчивость, и многое-многое
другое. И, не научив ребят по-настоящему
работать (планировать, анализировать,
организовывать свою жизнь в отряде),
вожатые спрашивают с них, требуют и
возмущаются нежеланием и пассивностью,
которые вызваны, прежде всего, отсутствием
соответствующих умений и навыков.

Одно
из важнейших правил педагогического
руководства самоуправлением формулируется
кратко и четко — учить всему.

Помимо
знаний и навыков по своему участку
работы, каждый член актива должен
практически применять знания в
организаторской работе:

  • уметь
    спланировать работу,

  • правильно
    распределить обязанности среди
    участников дела,

  • не
    бояться требовать и контролировать
    выполнение того или иного задания.

Здесь
в задачи
педагога-вожатого
 входит
формирование у воспитанников чувства
личной ответственности, здорового
соревновательного отношения к делу в
интересах всего отряда. Обучая своих
воспитанников, педагог-вожатый всегда
должен контролировать и себя. Иногда
бывает, что педагог подменяет детей в
их организаторской работе. Ведь
самостоятельность у детей не появляется
просто так. Она является результатом
специальных упражнений, организованных
педагогами-вожатыми. Грамотно построенная
педагогическая работа предполагает
постоянное усложнение упражнений в
самостоятельном и инициативном решении
вопросов жизни отряда. Естественно, в
первые дни приходится подробно и точно
инструктировать детей, контролировать
каждый шаг их творческо-практической
деятельности, подсказывать им правильные
и оптимальные решения. Позже задания
переходят в состояние, когда формулируется
только цель, основное направление
задачи.

Условно организацию
самоуправления можно разделить на три
стадии
,
время которых также достаточно условно.

Первая
стадия предполагает задания
по отработке отдельных компонентов
законченных действий детей
.
В этот промежуток времени жизни в отряде
и лагере дети делают все по указаниям
вожатых и под их чутким наблюдением:
утренний подъем, зарядка, уборка кроватей
и палат, дежурство по лагерю и столовой,
выход за территорию лагеря и т.д. Это
самый сложный и самый ответственный
этап в работе вожатого по формированию
самоуправления. Обратим на него более
пристальное внимание.

  1. Перед
    выполнением каждого требования или
    задания проводится подробнейший
    инструктаж, сопровождаемый, где только
    можно, практической демонстрацией
    действий (яркий пример: уборка кровати).
    В младших отрядах вожатым особенно
    важно обратить внимание малышей на
    последовательность действий, из которых
    слагается выполнение того или иного
    приема работы, и разобрать каждое
    действие в отдельности.

  2. Практическое
    выполнение вожатый контролирует и
    комментирует. Форма организации
    практического выполнения может быть
    разнообразной и зависеть от возраста
    детей.

В
любом коллективе всегда есть свои
достижения, успехи, как есть и неудачи,
провалы. Задача педагогов-вожатых —
помочь ребятам увидеть связь между
проделанной работой и ее лучшими
результатами. Поэтому на первых порах
формирования коллектива так велика
роль поощрений. Награждениями участников,
объявлениями благодарности от имени
всего отряда должны сопровождаться
усилия детей. Но при этом всегда главной
наградой должен оставаться тот успех,
которого добились сами ребята.

Любое
правильно поставленное требование
педагога-вожатого обязательно должно
быть выполнено, должно доводиться до
конца. Это правило важное, так как оно
связано с формированием авторитета
товарища, педагога-вожатого.

Следует
помнить, что настойчивость в доведении
требований до конца, конечно, нужна
только там, где само требование
педагога-вожатого правильно и справедливо.
Признание своей ошибки и отмена
неправильно отданного указания больше
укрепит авторитет, чем настаивание на
абсолютной правильности своих решений
ради ложного престижа. Требования должны
быть едиными. И это очень важное правило,
сложившееся в опыте педагогических
коллективов. Всякий разнобой в требованиях
сильно тормозит процесс выработки
необходимых навыков и привычек у детей,
особенно в условиях детского
оздоровительного лагеря.

Каждое
требование должно приводиться в жизнь
последовательно и систематически. Все,
что требовали педагоги-вожатые сегодня,
они должны требовать завтра, послезавтра
и так до тех пор, пока у воспитанников
не сформируются прочные навыки и умение
самостоятельного выполнения указанных
задач. Ведь следует учитывать, что
требование может меняться, развиваться.

Вторая
стадия предполагает самостоятельное
выполнение отдельных законченных
заданий детьми, ранее выполнявшихся с
помощью педагогов
.
Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход
работы, только контролируют сам процесс,
комментируя его выполнение (например,
уборка территории дежурными палатами,
построение в определенное время на
зарядку или на линейку, оформление
сменных детских рубрик уголка и т.д.).
Завершенной стадию можно считать, когда
точку зрения педагога-вожатого начинают
постепенно поддерживать сначала
несколько человек, потом палаты и,
наконец, большинство ребят отряда.
Практически весь отряд сознательно
хочет жить той жизнью, которую сформировали
педагоги-вожатые.

Третья
стадия предполагает включение
отработанных действий в систему
деятельности в отряде и в лагере
.
Теперь задания заключаются в том, что
поручается не выполнение какого-то
конкретного приема, а раздел работы и
целом, где нужно самостоятельно принимать
те или иные решения. Так педагоги-вожатые
формируют в условиях творческой
деятельности умение правильно выбирать
нужные средства и приемы для решения
возникающих задач.

studfiles.net

Самоуправление в лагере и отряде




Поиск Лекций




Функционал вожатого

 

— Давайте просто возьмемся за руки и спрыгнем с обрыва навстречу заре.

— А вы точно вожатый? (с)

 

Вожатый (Вожак) – это неформальный лидер, его не выбрали тайным голосованием, он добился этого права потому, что силён, умён, умел.

Детский коллектив – это стая без вожатого, или со слабым вожатым – она моментально скатится к дикости. Дети, в своем большинстве, сознательно или несознательно, часто хотят пребывать в зоологическом состоянии. Они получили в лагере свободу от родителей, школы и, значит, в конечном счете, от общества, от его законов, правил, приличий.

Ребенок, как только отправился вагон (или автобус), всеми клетками чувствует, что наступила «свобода». Если вожатый, с этого первого момента, начнет воспитывать, морализировать, он, вероятнее всего, войдет в конфронтацию с самостоятельностью «пионера». И дальнейшая судьба такого вожатого стать формальным лидером, ментором, тухлой «учителкой». Тебе бы хотелось быть в детском лагере таким недовожатым, или же все же настоящим вожаком.

Это всегда компромисс: удержать отряд в рамках человеческого приличия, понудить участвовать в мероприятиях, оградить каждого от оскорблений и неравенства, помочь талантам раскрыться, и всё это без насилия и давления. Всё это достигается авторитетом, собственным примером, доброжелательным отношением. С одной стороны, тебе стоит придерживаться безоговорочного выполнения правил, а с другой стороны, необходимо, чтобы ты, как вожатый был любим и уважаем, чтобы лагерь понравился, чтобы у ребенка, которого понудили быть хорошим, осталось впечатление, что он этого хотел сам и, что ему было комфортно (несмотря на то, что он не матерился и убирал за собой постель), что он вернется…

Вот здесь встаёт вопрос о том, каким должен быть вожатый в детском лагере. Вожатый – это личность. Но как доказать ребятам, что ты – личность? Только действовать. Только в деятельности они увидят, что ты – личность (или не увидят), только в деятельности есть возможность влиять на коллектив и на каждого. Собственным примером. Поэтому с утра до ночи нужны дела, дела, дела. Если слабоват мотор, езжай аниматором в пансионат на море и присматривай за детьми.

В детском лагере же ты обязан быть любим, потому что только так ты можешь сделать им интересную жизнь. Ты можешь нести самый тяжёлый рюкзак, ты знаешь самые прикольные истории, ты отлично поёшь по-испански, скачешь на лошади, ты ходишь по стеклу, «ты в горящую избу войдёшь», ты – Д’Артаньян или Жанна Д’Арк и только тогда ты можешь сказать – не кури, не сори, не пей…



Иначе, присматривай за детьми в другом месте и не порть детский лагерь.

Вожатый – это человек прогрессивный, демократических взглядов, вожатый корректен, он не навязывает свои взгляды на общечеловеческие проблемы, политику и религию.

Всё в деталях. Если ты куришь, то это твое право пристрастие. Но если ты приехал не присматривать, а работать, то на курение у тебя нет времени, его нет и на то, чтобы посидеть с такими приятными людьми, как твои коллеги. А там, в пансионате на синем море на всё есть время…

Если тебя душила атмосфера школы, ты хотел командовать «потешными» войсками, а директор говорил, что этого нет в программе, ты хотел построить «Кон-Тики», а в школе не было средств, тогда приезжай в детский лагерь, спой свою лебединую песню. В детском лагере нужны те, кто понесет тяжёлый конец бревна… Вожатые – это те, кто считает педагогику не ремеслом, а искусством, будь как маэстро… играй, маэстро… Легко сказать – делай, делай, делай, а что делать? Может, дети что-то предложат? Дети, что вы хотите?… И только… Что, всё… Глупо получилось…

Если ты – маэстро, то ты знаешь ноты. А в детском лагере найдется УК чему их приложить — озеро, лес, река, всякие иные интересные места, вещи, дела и т.п. и т.д… Только делай, делай, делай… играй, маэстро…

 

Содержание

[убрать]

· 1 Советы новичку

· 2 Самоуправление в лагере и отряде

· 3 Вожатские сценические выступления

· 4 Корпоративность

· 5 Сложные вопросы

· 6 Признание

· 7 Дедовщина – это зло

· 8 Организационные вопросы

Советы новичку

Если ты в этом детском лагере первый год, то изучи местность по схемам, фильмам, фотографиям. Практически весь досуг организуется на местности. Досуг – это 14 часов времени. Их них прием пищи составит чуть больше одного часа. Два часа в день занимают общелагерные мероприятия или экскурсии, если, конечно, в этих мероприятиях участвует весь твой отряд. А если кто-то не участвует, то ты занимаешься этим «кто-то». Короче, никогда, ни при каких обстоятельствах, ты не можешь оставить этого «кто-то». Потому что, если он не участвует, то что-то с ним не в порядке. Либо «кто-то» хотят использовать это время в своих «тёмных» целях, либо «кто-то» не принимает коллектив, ему не дали роль, ему грустно и одиноко, либо эстетически тонкий вкус «кто-то» не воспринимает ту пошлятину, которую приготовил отряд на вечернее мероприятие. Значит, ты, как Капитан, покидаешь детский лагерь последним и не едешь на экскурсию, а занимаешься с «кто-тами».




Остальные 11 часов – твои – и ты заранее должен знать, как ты займёшь эти 11 часов в течение лагерной смены и еще времени дороги до лагеря и обратно до дома ребят. Ведь дорога – это точно такое же лагерное время и уже в дороге начинается лагерь. Каждое купе – это экипаж. Собери командиров экипажей и поставьте задачу проведения конкурса на лучший экипаж, название, песни, девиза, на лучшее оформление жилища… Банально, но, ты можешь влиять на коллектив эффективно только в серьезных делах, связанных с трудом, трудностями, самообслуживанием и имеющими общественную пользу. Например, при загорании на пляже ты можешь отличиться либо способностью быстро покрываться загаром, либо стройностью ног. Вообще, вписать в отрядный план пляж – это пошло. На пляж можно забежать искупаться пару раз в день, но лежать там 3 часа, это значит, что одуревшие от трёхчасового безделья дети отыграются на тебе после отбоя. Это значит, что ты проиграл 3 часа лагерной жизни, создал плановый негатив.

Как построить первый день в лагере? Энергично… Двадцать минут после приезда — достаточно для расселения. Начальник лагеря будет встречать приезжающих с большим числом добровольцев, имеющих конкретные задания… Иванова, Петрова, Сидорова отвести в бунгало №4, по дороге рассказать, что в этом бунгало бывали Киса и Ося… Потом сразу бегом купаться на 2-3 часа. Потом – на 2-3 часа либо отрядный поход, либо футбол, либо что-то до пота, с куражом. Потом, поужинать, и на костер, а на костре, кроме всего прочего, рассказать о правилах внутреннего распорядка, а потом, после отбоя, когда ты придешь пожелать каждому спокойной ночи, то в благодарность за пожелание, каждый напишет заветное …. с правилами данного детского лагеря ознакомлен, число, подпись. Можно сделать ещё лучше и использовать долгую дорогу, и там рассказать о правилах, об экскурсиях, заполнить анкету, собрать залоги. Выборы актива лучше провести в середине второго дня лагерной смены. Можно придумать третий вариант, но это должно быть «с корабля на бал», шок, поток энергии. Главное, не убить этот первый день неразберихой, нытьем, переселением… оправдывая это тем, что тебе надо заполнять бумажки, хотя и «бумажки» заполнять тоже надо.

Назавтра ты написал в план поездку в город, это — смело. Сколько же ты просидел в библиотеке, чтобы узнать про этот город? Потом ты подготовил несколько ребят экскурсоводов. Один, во время поездки, будет рассказывать про окружающую природу и геологию места, на котором образовался город, второй расскажет про историю города, третий про достопримечательности и т.д…

Конечно, ты не собирался приехать в город и заставить всех ходить за товаром по магазинчикам; или обречь на сидение за кусками теста, покрытого убитыми помидорами и кусками колбасы Пятнадцатилетних Капитанов, чья благородная кровь жаждет отваги, открытий, приключений. Конечно, ты этого не хотел…

 

Самоуправление в лагере и отряде

Высшим органом самоуправления лагеря является Совет лагеря. В него входят педагогический Совет и Совет командиров. Компетенцией Совета являются: депортация или бесплатная путёвка отличившихся пионеров, решение чрезвычайных ситуаций.

В отряде, чем больше будет «озадаченных», тем меньше будет «кто-тов». Командир отряда – это твой помощник во всем, а заодно и председатель профкома. Например, дни рождения – организует командир. Физорг поможет обеспечить явку на зарядку, потренирует команду перед турниром. Грязнули не любят корреспондентов, потому что они суют свой нос в бунгало, где грязь и эту грязь выносят из избы, а изба становится чистой. Смелое перо корреспондента напишет обо всем, и о том, что вечера были скучноваты, и о том, что чай был без лимона, сахара, чая, кипятка.

Можно делать дежурные должности, можно выбранные, главное, чтобы задачи, возложенные на актив, были реальными, чтобы актив был позитивно настроен, чтобы лидеры своим авторитетом никого не ущемляли.

Поделись своим авторитетом с активом и «она к тебе не раз ещё…»

Зачем играть в самоуправление, лучше сделать его реальным соуправлением. Если хватит эрудиции поговори с ребятами о системах самоуправления в их стране и странах с развитой демократией, о власти, о диктаторах, бывших и современных.

 





Рекомендуемые страницы:







poisk-ru.ru

Огонек.

Огонек– это
коллективное обсуждение отрядом и
вожатым прожитого дня, анализ проведенных
дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Различают следующие
виды огоньков: огонек знакомства, огонек
прощания, огонек – анализ дня, огонек
– откровенный разговор.

Огонек знакомства.Начните огонек с хорошей песни под
гитару. Познакомьте ребят с правилами
ведения огонька: высказываться по кругу
– один говорит, другие слушают; говорить
нужно кратко, экономия времени.

Во время разговора
держите символ беседы (шишка, значок,
кораблик и т.д.), как эстафетную палочку.

Такой огонек можно
назвать «Расскажи мне о себе», «Мой
идеал», «Конверт откровений»,
«Твой памятный день».

Все огоньки вожатый
ведет и контролирует САМ. Говорит
вступительное и заключительное слово.

Огонек – анализ
дня.
Существует добрая традиция –
каждое проведенное дело анализировать,
выяснять потенциальные возможности
проведения подобных дел.

Анализ дня включает
в себя:

— выступление
ответственных за дело;

— обсуждение дела
отрядом по принципу «Свободного
микрофона»;

— обобщающая роль
ведущего.

В заключении
делается общий вывод о результатах
проведенного дня, дается оценка дела.

Огонек – анализ
дня – вечерний огонек.
Это вечерний
сбор отряда на своем отрядном месте.
Здесь дается оценка деятельности
каждого, здесь проходит серьезный
разговор о жизни, острые дискуссии и
веселые сюрпризы. Слово имеет каждый.
Коллектив учится думать, анализировать.

Схема анализа дня:

— что научит этот
день для меня и для отряда;

— что я сделал для
отряда сегодня;

— что я одобряю в
дне и почему;

— что я предлагаю
на будущее.

Огонек располагает
к задушевной песне. Ею обычно заканчивают
день.

Не превращайте
огонек в судилище и бестолковое
разбирательство конфликтов. Пусть
ребята говорят, не обижая других, по
делу, и о самом важном. Не навязывайте
ребятам свое мнение.

Как провести сбор отряда?

Сбор– это
форма коллективной организаторской
деятельности. Особое значение сбора
как высшего органа самоуправления в
том, что на нем выдвигаются какие-то
идеи, которые потом конкретизируются
в процессе деятельности.

Сбор выбирает
командиров и актив, утверждает планы,
задания, подводит итоги, обсуждает дела,
намечает перспективы. Сбор может быть
отрядным, межотрядным, различным по
структуре, по форме, по содержанию.

Сбор – это место,
где формируется общественное мнение,
новое мышление ребят.

Существуют некоторые
правила общения на сборе.

  • Открытый
    микрофон.
    Это значит, что на сборе
    никто никому не предоставляет слово.
    Все, кому есть что сказать, свободно
    говорят то, что думают по данному
    вопросу.

  • Минута
    на размышление.
    Это время, которое
    дается ребятам на обсуждение возникших
    вопросов, во время такого обсуждения
    каждый имеет возможность выразить свое
    мнение и тем самым оказать влияние на
    общее решение.

  • Уважение
    к песне.
    Звучащую песню – камертон
    душевного состояния коллектива – никто
    не имеет права «заглушать»,
    прерывать.

  • Правило
    поднятой руки.
    Поднятая рука, ладонью
    повернутая к слушателям – то сигнал:
    «Прошу тишины и слова!»

  • Взрослый
    – пятый.
    Это правило для взрослых.
    Чтобы голоса взрослых не заглушали
    детские, вожатый может выразить вслух
    свою мысль после того, как выскажут
    свое мнение четверо ребят.

  • Обсуждаем
    поступок, а не личность.
    Это правило
    особенно важно соблюдать при разборе
    конфликтных ситуаций, чтобы в пылу
    спора не скатиться до оскорблений
    личности ребенка, взрослого.

На сборе может
работать «Группа анализа»,
«Пресс-центр»
, которые собирают
письменные вопросы, обрабатывают всю
информацию на сборе.

studfiles.net

Советы вожатому. Знакомство отряда и командообразование в детском лагере


Важность этапа: Чем быстрее ребята познакомятся и сплотятся в единый коллектив, тем меньше головной боли у вожатого. Также этот этап важен, чтобы узнать всех «солнышек» и «зайчиков» по именам.Длительность: 1-2 дня.


Цели:1. Знакомство.2. Командообразование.3. Распределение ролей в отряде (лидеры, активные, исполнители и т.д.)


Выполнить все три цели нам поможет игра. На данный момент это самый эффективный и простой способ. Существует огромное количество игр на знакомство, но их стоит применять в нужной последовательности.


Цель № 1. Знакомство.


Последовательность игр на знакомство следует начать с простых и постепенно продвигаться к более сложным.Первая игра:Узнаем имена детей.Например: «Снежный ком». Начинайте с себя, назовите свое имя, следующий в кругу должен назвать ваше имя и свое, третий игрок называет два предыдущих имени и в конце называет свое и т.д.


Вторая игра:Начинайте потихоньку раскручивать атмосферу в отряде и мотивируйте детей рассказать о себе подробнее.Например: По кругу каждый называет свое хобби и три прилагательных, которые его характеризуют и объясняет почему.


Третья игра:Помогите детям ощутить и осознать, что они находятся в детском лагере. Не забывайте, что параллельно у детей проходит процесс адаптации к новому месту и коллективу.Например: Создайте декларацию смены. Пусть каждый напишет, чего он ждет от этой смены. Также можно написать, чему дети хотят научиться в детском лагере или чего достичь (главной роли в спектакле, найти новых друзей и т.д.).Не ждите, что у всех декларация получится радужной и веселой, кто-то в первый день будет чувствовать себя неуютно. Пускай, тем веселее для таких детей будет читать собственную декларацию в конце смены. Если кто-то хочет поделиться своей декларацией с другими, дайте ему шанс. Если нет, то пусть каждый сохранит декларацию до конца смены, чтобы сравнить результаты.


Четвертая игра:Закрепление пройденного в предыдущих трех играх и переход к этапу командообразование.Например: Возьмите мяч и встаньте по кругу. Перед броском надо назвать схожую черту с другим человеком из отряда и затем бросить ему мяч. К примеру, я бросаю мяч, я должен сказать: «Я похож на Машу потому, что я такой же жизнерадостный, как и она», затем я бросаю мяч Маше и уже ее задача найти схожие черты с другим участником отряда. Играйте до тех пор, пока каждый не бросит мяч и не найдет в себе схожие черты с другими детьми.


Цель № 2. Командообразование.


Игры на командообразование в детском лагере строятся по одной и той же схеме. Перед отрядом ставится задача, которую невозможно выполнить в одиночку.Например: Выбирается самый высокий человек в отряде и на уровне его роста вешается веревка или канат. Задача отряда взяться за руки и без единого слова перебраться через канат не потеряв контакта.Другой пример. Каждому дается записка с цветом из радуги и дети должны без слов выстроиться в несколько радуг в нужной последовательности.Игр на командообразование можно найти в интернете великое множество. Также можно придумать свои собственные задания, это не составит большого труда.


Цель № 3. Пять ролей.


В любом отряде уже с первых минут знакомства сразу выделяются дети с разными ролями. Я лично распределяю весь отряд на 5 групп.1 группа: «Лидеры». Активные дети, которые могут стать помощниками вожатых или старостами отряда. Если лидеров в отряде двое или больше, следует дать возможность каждому проявить себя за период смены детского лагеря.


2 группа: «Активная группа». Большая часть отряда, которая заинтересована во всем, что происходит в детском лагере. Дети этой группы, как правило, развиты в разных областях. Здесь вы найдете актеров для вечерних выступлений, художников-декораторов, танцоров, певцов и спортсменов. Активная группа — будет сердцем отряда.


3 группа: «Пассивная группы». Дети, которые не уверены в своих силах. Их коммуникативные навыки не столь развиты, как у «Активной группы» и зачастую они не любят выдвигать себя на передний план. Тем не менее, среди них могут оказаться действительно талантливые дети. Задача вожатых помочь этой группе проявить себя и перейти из Пассивных в Активных.


4 группа: «Аутсайдеры». Группа детей, которым не нравится в детском лагере и которых не принимает отряд. При работе с такими детьми следует посоветоваться с руководителем смены или с психологом детского лагеря. Задача вожатых не допустить появления такой группы в отряде – это может разрушить всю атмосферу отряда.


5 группа: «Анти-лидеры». Достаточно редкая группа, но все же такое случается. По сути, дети из этой группы лидеры, но в силу каких-то обстоятельств, они стали против системы принятой в детском лагере. Зачастую «Анти-лидеры» появляются из лидеров, которым не дали возможность выразиться. Ни в коем случае не начинайте «войну» с такими детьми и не настраивайте отряд против них. Ситуация когда появляются «анти лидеры» может быть абсолютно непредсказуемой. Мой совет обсудить данную проблему на ближайшей планерке вожатых и выработать совместное решение вместе с более опытными коллегами.


Понимание, в какой группе находится тот или иной ребенок поможет вожатому более эффективно организовать жизнь отряда. Правильно организованный отряд, сможет победить в большинстве соревнований в детском лагере и получить максимум удовольствия от смены.Когда вы пройдете данный этап, вы почувствуете, что отряд начинает мыслить, как команда и вы станете частью этой команды, чтобы переживать все потрясающие эмоции вместе.


Автор: Астанчук Валерий (более 50 смен за плечами) 

www.haglar.ru

I. Характеристика возможностей лагеря (паспорт лагеря)

1.1. Состав педагогического коллектива.

В
течение лагерной смены (месяц,
год
)
по штатному расписанию лагеря работает
________ человек:

_______________ – начальник
лагеря;

_______________ –
заместитель начальника лагеря;

_______________ – старшие
воспитатели;

_______________

_______________

_______________ –
воспитатели;

_______________

_______________

_______________

_______________ – инструктор
по физическому воспитанию;

_______________ – социальный
педагог;

_______________ –
педагог-психолог;

_______________ –
организатор культурно-массовых
мероприятий;

_______________
– звукооператор.

1.2. Территория, помещения.

При работе
летнего оздоровительного лагеря
используется территория _______ (ОУ),
спортивная площадка, а также:

актовый зал –
1;

отрядные комнаты –
4;

кабинет психолога
и социального педагога – 1;

кабинет медработника –
1;

видеосалон –
1;

раздевалка –
1;

туалетные комнаты –
2.

1.3. Оборудование.

Для успешной
реализации программы используется
следующий инвентарь.

Спортинвентарь:

мячи резиновые и
волейбольные – ___ шт.;

бадминтоны –
___ шт.;

настольный теннис –
___ шт.;

обручи – ___ шт.;

дартсы детские –
___ шт.;

пазлы –___ шт.;

игры настольные –
___ шт.;

бильярд настольный –
___ шт.

Аппаратура:

телевизор –
___ шт.;

видеомагнитофон –
___ шт.;

магнитофон –
___ шт.;

микрофон – ___
шт.

Бытовые
предметы:

столы, стулья в необходимом количестве.

1.4. Особенности контингента детей.

Сведения об
участниках

Смена
(месяц,
год)

Всего детей

Пол

Какой раз в
лагере

мальчики

девочки

1-й

2-й

3-й

более 3 раз

Социальный состав
воспитанников

Категория
воспитанников

2003–2004

2004–2005

1. Из многодетных семей

2. Из социально-незащищенных семей

3. Из семей беженцев, переселенцев

4. Из числа детей-сирот

5. Из числа детей, лишенных опеки
родителей

6. Из семей чернобыльцев

7. Из семей одиноких родителей

8. Из семей участников межнациональных
конфликтов

9. Дети с ограниченными физическими
возможностями (инвалиды)

10. Дети из семей, оказавшихся в
социально-опасном положении

11. Состоящие на учете в милиции

12. Состоящие на учете в школе

1.5. Органы самоуправления в лагере.

Актив лагеря
создается для решения вопросов
организации, содержания деятельности
лагеря, развития позитивных личностных
качеств детей.

В состав актива
входят воспитанники лагеря, выбранные
отрядами на одно смену, и взрослые.

Цели и задачи
актива

Актив, как форма
самоуправления детей по защите прав и
интересов, действует в целях:

– оказания
помощи в проведении оздоровительных,
культурно-массовых мероприятий и
творческих дел;

– создания в
лагере условий для развития физического,
творческого и интеллектуального
потенциала детей;

– содействия
в создании благоприятного психологического
климата.

Организация
деятельности актива

Актив лагеря –
это Совет лагеря и Советы отрядов,
которые являются органами самоуправления.

Совет отряда
выбирает командира. Командиры отрядов
составляют Совет лагеря. В отрядах также
выбираются ответственные за различные
направления деятельности.

В качестве
равноправных членов актива входят
взрослые:

в Совет лагеря –
начальник лагеря;

в Совет отряда –
старшие воспитатели, вожатые.

Права и обязанности

Каждый член актива
имеет право:

– на участие в
обсуждении всех дел лагеря и свободное
высказывание своего мнения;

– на защиту
своих интересов и прав.

Каждый член актива
обязан:

– ответственно
исполнять порученное дело;

– соблюдать законы
общения и культуру поведения.

Примечание. Далее
необходимо избрать Совет лагеря и
назначить ответственных в каждом отряде.

Совет отряда:

1. Командир
отряда.

2. Звеньевые.

3. Ответственные
за работу творческих мастерских.

4. Ответственные
за санитарное состояние.

5. Физорг.

6. Редколлегия.

studfiles.net

Самоуправление в летнем лагере

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале — всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» — буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

  • совместную работу вожатского и детского коллективов;

  • информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры. Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, — это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что — нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого — подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде.

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе — дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом — воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) — тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко — учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

  • уметь спланировать работу,

  • правильно распределить обязанности среди участников дела,

  • не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии, время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

  1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

  2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых — помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере. Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о